На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие элиты и её роль в обществе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский институт МВД России.
РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА
социально – гуманитарных дисциплин 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «социология»
Вариант № 7 

На тему Понятие элиты и её роль в обществе 

                                                Выполнил слушатель 31 группы ФЗО рядовой милиции Дробилов М.А
                         Руководитель начальник кафедры                                                 социально-гуманитарных дисциплин                                                                полковник милиции Протасов Ю.С. 
 
 
 
 
 

ВОРОНЕЖ
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ ЭЛИТЫ……………………………………………………………...6
ТЕОРИЯ  ЭЛИТ………………………………………………………………….9
СИСТЕМА ОТБОРА В ЭЛИТУ……………………………………………..…13
РОЛЬ ЭЛИТЫ В ОБЩЕСТВЕ……………………………………………….…18
РОЛЬ ЭЛИТЫ  В ПЕРЕЛОМНЫЕ МОМЕНТЫ ИСТОРИИ………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………28
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
     Во  всех обществах существовало, существует и, скорее всего, будет существовать и далее, разделение на два класса людей – класс правящих и класс  управляемых.
     Первый, всегда более малочисленный, выполняет  все политические функции, монополизирует власть, использует все  преимущества, которые она дает, и управляет  вторым классом в форме, которая, в зависимости от сложившейся  политической обстановки, более или  менее законна, демократична и обеспечивает классу правящих все необходимые для его нормального существования условия.
     Актуальность выбранной темы, в том, что существует закономерный и естественный интерес к теме лидерства личности руководителя, его роли в социальном процессе, к закономерностям становления тех социальных слоев, которые участвуют в выработке и принятии важнейших властно-управленческих решений и которые своими действиями оказывают реальное влияние на судьбы людей и страны в целом. В научной среде их называют «избранной частью общества», «правящим меньшинством», «управленческой кастой», «интеллектуальной аристократией» и т.д., но в последнее время наиболее часто употребляется термин «элита».
     Под элитой в обществе понимают наиболее влиятельную, ведущую часть в  социальной структуре. Это особый социальный слой, занимающий «высшие позиции», состоящий из авторитетных, специально подготовленных людей, выдвинутых для  непосредственного осуществления  руководства и управления. Чаще всего  это представители интеллигенции, люди, имеющие высший рейтинг в  сфере своей профессиональной деятельности. В составе элиты особая роль принадлежит  тем, кто отличается выдающимися  организаторскими способностями и особым волевым психологическим складом, кто наиболее активен в общественной жизни и ориентирован на ценности власти.1
     Идея  расчленения общества на классы принадлежит  французским обществоведам 18-19 веков. Наиболее полное определение классам было дано В.И.Лениным.2
     Социолог  Н.М. Римашевский представляет социальную структуру сегодняшнего российского общества следующим образом:
      Общероссийские элитные группы, соединяющие обладание собственность в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне;
      Региональные и корпоративные элиты, обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;
      Российский верхний средний класс;
      Российский динамический средний класс;
      Класс с низкой социальной активностью и адаптацией - аутсайдер.3
    Можно увидеть, что элита занимает верхние  слои  и обладает значительным состоянием и властью.
     Объектом исследования является теоритические материалы на тему «элита».
     Предметом исследования является анализ роли элиты в бществе.
     Целью данной контрольной работы: определить понятие элиты, рассмотреть виды и функции элит, а так же их роль в обществе.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     Рассмотреть понятие элиты в социологии;
     Рассмотреть роль элиты в обществе;
     Проанализировать  роль элиты в обществе.
     Методологическая основа. При анализе элиты и её роли в обществе автором применялись общенаучные методы (анализ, синтез, системный анализ, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение), а также частнонаучные методы (например, исторический метод). Использование указанных методов позволило изучить объект и предмет исследования всесторонне и полно.
В данной работе будет рассмотрено:
     Понятие элиты;
     Становление элиты;
     Отбор элит;
     Роль  элиты в обществе.
В заключении будут приведены основные выводы по теме. 
 
 
 

ПОНЯТИЕ ЭЛИТЫ
     Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин «элита» употребляется в таких словосочетаниях, как «элитное зерно», «элитные лошади», «спортивная элита», «элитные войска», «воровская элита» и т. п.
     Во  втором значении слово «элита» относится  к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия. Сам термин «аристос» означает «лучший», соответственно аристократия — «власть лучших».
     Элиты присущи всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием  следующих факторов:
    психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
    законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом, который имеет высокую общественную значимость и соответствующее стимулирование;
    широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода привилегий, т.к. эта деятельность прямо связана с распределением ценностей и ресурсов;
    практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля над политическими руководителями;
    политической пассивностью широких народных масс, чьи жизненные процессы не лежат непосредственно в сфере политики и т. д.
     Следует различать формальную и неформальную элиты. Власть и влияние формальной элиты базируется на её положении  в соответствующих иерархических  структурах, например государственных. Представители неформальной элиты могут и не входить в официальные иерархии, но, тем не менее, оказывать значительное влияние на мировоззрение и поведение значительной части социума. Например, Л. Н. Толстой, несомненно, оказывал огромное влияние на современное ему российское общество, но никаких официальных постов при этом не занимал.
     Следует также различать действующие  элиты и так называемые контрэлиты, то есть потенциальные элиты, ставящие своей целью осуществление смены (или ротации) действующих элит и предлагающие себя в этом качестве. В целях подтверждения собственных претензий контрэлиты предлагают социуму либо новые схемы управления, либо новые модели (стереотипы) поведения.
     Кроме того элиты различаются по сфере  деятельности (политическая элита, научная  элита, финансовая элита, военная элита…), и ситуативную элиту. Состав номенклатурной элиты формируется по принципу, похожему на принцип формирования династий, или путём демонстрации преемниками верности идеалам и принципам существующей элиты. Этот принцип противоречит закону необходимости разнообразия (закону Эшби). Конкуренция идей и решений в таких условиях сводится к минимуму и заключается преимущественно в конкуренции авторитетов их авторов. При этом возникает опасность того, что несостоятельность элиты не может быть выявлена иначе, кроме как утратой социумом своей жизнеспособности. Наиболее продуктивна ситуативная элита, формирующаяся в переломные для общества моменты, когда существовавшая ранее элита утрачивает свой авторитет. Ситуативная элита утверждается на этом фоне, доказывая свою общественную пользу, обосновывая актуальность предлагаемых идей и решений. Исторически сложилось, что ситуативная элита со временем перерождается в номенклатурную. Прямая демократия создаёт условия для непрерывного формирования и обновления ситуативной элиты, конкуренции идей и решений на содержательном уровне, но лишь в конце XX века сложились условия (в виде высокопроизводительных инфраструктур для информационных и финансовых потоков) для реализации этого преимущества.
     Элита в обществе, управлении, экономике  и т. д. выполняет различные функции:
    осуществляет стратегическое руководство страной (классом, социальной группой и т. д.);
    формирует политические цели, программные документы движения, общества и т. д.;
    регулирует и координирует взаимоотношения социальных групп, слоев, классов, а также отношения с другими государствами;
    является основным резервом руководящих кадров, центром расстановки руководителей в политическом и государственном управлении.4
 
 
 
 
 
 
 
 
     ТЕОРИЯ  ЭЛИТ
     В политологии существует несколько  теорий относительно природы элит. Основные из них были выдвинуты и  сформулированы в начале XX в. Одним  из родоначальников теории элит является итальянский экономист-социолог, профессор  экономических наук Вильфредо Парето (1848 – 1923), сформулировавший ее в работе 'Трактат о всеобщей социологии" (1915 – 1919), основные положения которой  сводятся к следующему:
     •     все общество делится на управляемых  и неуправляемых;
     •     управляющие сохраняют свою власть с помощью гибкости, хитрости, силы, убеждения и готовности использовать насилие для подавления оппозиций.
     Теория  элит по Парето включает две основные классификации:
     -     элита "лисы", чертами которой  является хитрость, изворотливость  и стремление поддержать свою  власть "пропагандой". "Лисы" находятся у власти при демократических режимах. Они достигают согласия с помощью политических интриг;
     -     элита "львов", чертами которой  является смелость, решительность,  предпочтение насилия. 
     Также он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.
       Другой итальянский ученый, юрист  и социолог Гаэтано Моска (1858 – 1914) изложил свою теорию элит  в работах "Правящий класс" (1896) и "Основы политической науки" (1896, 1923).
     В соответствии с его теорией общество всегда будет управляться элитами. Элита регулирует политическую и экономическую жизнь, непременно владеет определенными ресурсами и атрибутами власти, высоко ценимыми в обществе.
     Гаэтано Моска анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов)
       Иную теорию элит предложил  немецкий историк, экономист,  социолог Роберт Михельс (1876 –  1936). Он обосновал закон "олигархии", провел исследование по проблемам политических партий и сделал вывод о том, что демократия невозможна по следующим причинам: массы разрозненны, неоргани зованны и неспособны к коллективным действиям без руководства со стороны организованного мень шинства, а также потому, что рядовые члены общества в силу своей некомпетентности не могут кон тролировать действия лидера. По этой причине демократия неэффективна и общество, как и другие ор ганизации, находится над господством олигархии.
     Платон  сравнивал политическое неравенство  с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, — сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.
     А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких  людей» (простолюдинов) на основании  их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны, прежде всего, к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.
     Все обоснования этого деления первоначально  строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит. Внимание Макиавелли сосредоточено на динамическом развитии политических отношений, его особенно привлекают резкие изменения в движении государственных форм, политические перевороты. Он рассматривает государство, как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления.
     В итоге можно сказать, что элита  — в социологии и политологии — неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СИСТЕМЫ ОТБОРА В ЭЛИТУ
     Очевидно, что институт элиты является неотъемлемым элементом любого цивилизованного общества. Сложно организованным социальным системам приходится иметь дело с постоянно нарастающим многообразием взаимодействия групп, индивидов, форм человеческой деятельности как внутри системы, так и вне её. Это обусловливает выделение людей, профессионально занимающихся управлением. Принимая важнейшие политические решения, они определяют способы согласования и представительства интересов различных групп населения, формы участия масс в социальных преобразованиях. Следовательно, правомерно предположить, что элитарность сохранится и в обозримом - будущем. Более того, попытки бороться с элитарностью общества наносят ущерб ему самому, поскольку объективно направлены против пpoгpecca.
     Отрицание элитарности затушевывает реально  существующее политическое неравенство в любом обществе и тем самым ограничивает возможности демократического контроля над элитами. Кроме того, сохранение иллюзий о равном доступе всех граждан к власти ослабляет внимание общества к вопросам качественного отбора в элиту действительно достойных и компетентных людей. Это открывает возможность прихода к власти авантюристов и создает угрозу подчинения общества деспотическим элитам. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости совершенствования систем отбора в элиту, а не борьбы с нею.
     Мировая практика различает две системы  отбора элит -систему гильдий и антрепренерскую систему. Выбор той или иной системы фильтрации обусловлен рядом факторов: ролью партийной системы в обществе, политическими традициями, степенью однородности культуры, уровнем социального неравенства и др.
     Так, в системе гильдий при отборе вероятных кандидатов акцент делается на их политических предпочтениях, строгом следовании правилам и предписаниям класса, организации (партий, движений, клубов). Вследствие этого для системы гильдий характерна высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, небольшая вероятность политических конфликтов. Такое положение достигается благодаря тому, что процесс политического продвижения потенциальных кандидатов опирается на поддержку партий.
     Тщательность  отбора кандидатов на лидирующие позиции  обеспечивается большим количеством формальных требований (например, учитываются образование, стаж работы, возраст, характеристика, прежняя должность, партийность и др.). Отбор осуществляется закрыто и узким кругом селектората (т. е. тех, кто отбирает). Конкуренция между кандидатами не предполагается, поскольку система власти строго формализована и иерархична и, как правило, кандидаты имеют представление о скорости своего карьерного продвижения. Следование кандидатов одним политическим ценностям обеспечивает высокую групповую сплоченность элиты.
     Высокую степень групповой сплоченности и солидарности обеспечивала номенклатурная система фильтрации, явившаяся конкретно-историческим вариантом гильдейской системы. Она была распространена в тоталитарных режимах, в частности в СССР. Номенклатура представляет собой способ замещения руководящих постов исключительно посредством принадлежности к властвующей партии. Карьерное продвижение ставится в тесную зависимость от политического и идеологического конформизма кандидата, личной преданности вождю, желания угодить вышестоящему начальству, показной активности.
     Иные  принципы заложены в антрепренерскую  систему отбора. Она ориентируется  на такие качества кандидата, как  его творческие потенции, способность  убеждать, умение нравиться избирателям. Антрепренерская система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку применяет к кандидатам ограниченное число требований. Например, для выдвижения на пост президента США достаточно, чтобы кандидату было 35 лет, и он прожил в стране не менее 14 лет.
     Сам процесс отбора характеризуется  острым противоборством кандидатов. Подобная система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей, соответствующих требованиям времени. Однако существует обратная сторона подобной системы отбора, а именно: частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите; слабая предсказуемость политических решений; частые конфликты внутри элиты и др.
     На  практике ни гильдейская, ни антрепренерская  системы отбора не используются в  чистом виде. Обычно недостатки одной  системы компенсируются заимствованием достоинств другой, поэтому чаще всего используются обе системы в определенном сочетании.
     Наряду  с системой отбора на социальную результативность элит оказывают существенное влияние и некоторые другие факторы. Отбор на элитарные позиции тесно связан с социально-классовой принадлежностью, занимаемым положением в обществе и полом потенциальных кандидатов. Так, по результатам представительного исследования С. Элдерсвельдом элит Швеции, Италии, Германии, Англии, Голландии, США и Франции, проведенного в 1989 г., выходцы из среды рабочего класса составляют только 7% должностных лиц и 20% членов парламента. Обычно члены элит происходят из семей, связанных с политикой; 60% имеют или имели родственников в правительстве.
     Доступ  в элиту выходцев из рабочего класса происходит главным образом через партии «левых» сил, ряды которых они пополняют. Так, в Германии, Италии, Англии, Голландии от 46% до 63% депутатов, представляющих левое крыло, являются выходцами из рабочих семей, тогда как депутаты от консервативных партий в абсолютном большинстве происходят из среднего класса или высшего слоя среднего класса. Следовательно, социальное происхождение способствует отбору в элиту материально состоятельных людей, добившихся в обществе определенного статуса, создавших финансовые предпосылки для занятия политикой.
     Кроме того, на отбор и результативность элиты заметное влияние оказывает качество образования. Это естественно, поскольку занятие политикой требует знаний по широкому кругу проблем. По результатам того же исследования, 80% членов парламента и 96% государственных должностных лиц имеют университетское образование, в то время как доля людей с университетским дипломом в населении этих стран составляет лишь 8%. В ряде стран доступ в элиту обусловлен наличием дипломов определенных университетов. Так, в Англии таковыми являются дипломы Оксфордского и Кембриджского университетов.
     Тип образования во многом влияет на эффективность  и политический стиль элит (т. е. следование определенным правилам и процедурам при принятии решений). Так, 40% государственных чиновников Великобритании имеют гуманитарное образование, тогда как в Германии - 2%, в США - 6%, а в Голландии - ни одного. Среди государственных чиновников Великобритании очень мало лиц с юридическим образованием - всего 3%, тогда как в Германии - 66%, в Италии - 54%, в Голландии - 39%, в США - 20%. Среди законодателей картина примерно следующая: если 51% членов палаты представителей США были адвокатами, то в Англии ими были только 21%.
     Политика  по-прежнему является «мужской» профессией. Женщины в элите составляют лишь 7%, хотя по рассматриваемым странам  эта цифра колеблется. Если в Голландии среди элиты насчитывается 14% женщин, то среди британской элиты - 4%.
     Эффективность и результативность политической элиты  зависят в значительной мере от понимания ею своей роли, от ее позиции и убеждений. Исследования показывают, что элита глубоко сознает свою роль в политической жизни общества, однако идеологическая и ценностная ориентации национальных элит заметно различается. Это обусловлено социокультурными особенностями стран, в которых проживают элиты.
     Скажем, модель желаемого будущего в представлении  различных элит отличается доминированием тех или иных, значимых для них, факторов. Например, если американцы, по результатам опроса С. Элдерсвельда, акцентировали внимание на социальной справедливости, образовании широких слоев общества и материальном благосостоянии, то голландцы отдали предпочтение социальному равенству и солидарности общества, а англичане высказались за экономическую надежность и необходимость материального благополучия.
     Культурная  среда, как совокупность ценностей, представлений о метни и стандартов поведения, также влияет на элиту, ее мышление и поведение, поэтому результативность деятельности, особенности политического  стиля элиты обусловливаются  процессом социализации, т. е. процессом  усвоения знаний, навыков, опыта, позволяющих  выполнять социальные роли и функции.
     Следовательно, качество элиты в значительной мере обусловливается характером политической и культурной среды различных  обществ, специфическим воздействием социализирующих сил (семьи, системы образования, партийных систем и др.)- Вместе со способностями индивидов все эти факторы определяют культуру политической элиты.6 

     РОЛЬ  ЭЛИТЫ В ОБЩЕСТВЕ
     Общество  – многозначное понятие, используемое для определения, как социальных систем различного уровня, так и  объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов  и целей, включая акционерные общества и другие экономические организации.7
    Часть элитных позиций обладает символическим  представительством того или иного  института. Некоторые символические  роли имеют стратегическое значение, поскольку обеспечивают целостность, интегративность иерархической реальности и ее восприятия (например, президент, премьер-министр и т.п.). Сьюзан Келлер вообще рассматривает символическое значение элиты как одну из форм ее существования: “Стратегические элиты одновременно являются и коллективными агентами, и коллективными символами”. Здесь подчеркивается важная роль элиты — символическое интегрирование сообщества.
     Согласно  классовому подходу, социальная группа считается реальным сообществом, отличающимися  не только доходами, но так же стилем и образом жизни, манерой поведения, ценностями, традициями и субкультурой.  А при стратификационном подходе, страта всего лишь статистическая категория, номинальная группа. На пересечении этих столь разных подходов зародилось весьма полезное для науки понятие статусной кристаллизации.
     Классы  - крестьяне, буржуазия и рабочие.8
     В обществе в отношении трактовки  термина «элита» существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода:
     Аксиологический (ценностный) подход базируется на исходном смысле понятия «элита» (то есть «лучшее»). Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума.
     Альтиметрический  подход оценивает принадлежность к  элите по факту обладания индивидуумами  реальной властью и влиянием. Без  жесткой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам.
     В настоящее время альтиметрический подход к трактовке термина «элита»  является преобладающим, поскольку  надежных и проверяемых критериев принадлежности к элите сторонниками ценностного подхода не выработано. Термин «элита» в значительной степени используется в качестве самоназвания той части социума, которая обладает реальной властью и влиянием. Применительно к такому контексту представляется предпочтительным использовать термин «начальничество», «начальники», введенный в научный оборот П.А.Кропоткиным.
     Важными задачами любого социума являются достижение высокого качества имеющейся у него элиты, а также обеспечение постоянного  воспроизводства качественной элиты. Качество элиты оценивается по соотношению имеющихся у элиты преференций со сложностью и степенью выполнения элитой своих функций, для чего, собственно, эти преференции ей и предоставляются. На практике элиты часто проявляют склонность к деградации.
     Элита не может и не должна быть только хранилищем лучших качеств общества потому, что рано или поздно всё  устаревает, обновляется и  претерпевает изменения. Вот в силу этого она и должна являться «экспериментальной лабораторией», аналитическим центром и  плановым органом любого общества.
     Нельзя  считать  элитой ту группу людей  или целую прослойку современного общества, единственной целью которой является власть.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.