На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование рынка рыбной продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство образования и науки Украины 

      Донецкий национальный  технический университет 

      Факультет экономики и менеджмента
      Кафедра Экономики и маркетинга  
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ РАБОТА
 
      по  дисциплине «Маркетингове исследования » 

      на  тему “ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА РЫБНой продукции” 
 
 
 
 

         Студентки гр. ЭПМ –03 а _____________                                
                                                                                    (подпись) 
 
 

      Руководитель   ___________                                         
                                     (подпись)                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Донецк – 2006

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3
1. Исследование рынка рыбных изделий                                         4
    1.1. Характеристика  товара                                                                            4
    1.2. Характеристика  рынка                                                                             7
    1.3. Определение  типа рынка                                                                       13
2. Проведение опроса                                                                                 15
    1.1. Описание  существующих методов опроса                                          15
    1.2. Основные  требования к анкете, этапы ее  составления                       17
    2.3. Составление  анкеты для выбранного товара                                       20
3. Обработка результатов исследования                                       23
    3.1. Составление  табуляционных таблиц                                                    23
    3.2. Анализ  статистической значимости полученных  результатов          33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     34
ПЕРЕЧЕНЬ  ССЫЛОК                                                                                           35
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                     36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Рынок рыбной продукции все чаще подвергается изучению, так как рыба имеет большую  пищевую ценность. Рыба и рыбная продукция высоко цениться в лечебном и диетическом питании, потому что  является источником полноценного животного белка.
     К тому же, рядовой украинский потребитель  находиться в постоянной борьбе с  собственными финансовыми возможностями  в момент выбора: что же лучше  съесть - мясо или рыбу? Для него эта  дилемма на протяжении последних  лет остается неразрешенной - он никак не может догнать рекомендованные нормы потребления не только рыбы, но и других жизненно важных для человека продуктов, как бы он к этому не стремился.
     Уровень реализации рыбы за последние годы определяется исключительно платежеспособностью населения, а не биологически необходимым уровнем потребления рыбы.
     Целью курсовой работы является исследование рынка рыбной продукции на основе первичных и вторичных данных.
     Задачи  работы:
    закрепление знаний, полученных во время изучения дисциплины «Маркетинговые исследования»;
    получение навыков в организации и проведении маркетингового исследования;
    составление опросных листов;
    анализ вторичных и первичных данных по состоянию рынка;
    представление результатов исследования.
 
 
 
 
 
1 . Исследование рынка рыбных изделий
      1.1. Характеристика товара 

      Рыба  и морепродукты являются важнейшими компонентами пищи человека. Они имеют  огромное значение как источники  белков, жиров, минеральных веществ, содержат такие физиологически важные элементы, как калий, кальций, железо, фосфор и комплекс необходимых для организма человека витаминов. Среднегодовой уровень потребления рыбной продукции в Украине составляет около 11-12 кг на душу населения [1]. В то же время, согласно международным медицинским нормам, в год на человека требуется более 20 кг рыбной продукции.
      Пищевая продукция рыбной промышленности включает живую товарную рыбу, охлажденную  и мороженую рыбу, соленые, вяленые, сушенные, копченые и балычные товары, рыбные консервы и пресервы, рыбные полуфабрикаты и кулинарные изделия, икорные товары, нерыбные продукты морского промысла [2, c. 323].
      В живой рыбе сохраняются все питательные  вещества, и она по вкусовым свойствам превосходит охлажденную и мороженную. В продажу в живом виде поступают пресноводные рыбы (карп, сазан, карась, толстолобик) и озерно-речные (осетр, стерлядь, налим, лещ, линь, форель и др.). Эти виды рыбы лучше выдерживают перевозку, недостаток кислорода и изменение температуры воды. Живую рыбу в магазин доставляют в автоцистернах и перегружают в аквариумы, где она может находиться не более 2 суток. Для  того, чтобы рыба не заснула при перевозке и хранении, создают определенные условия. Вода должна быть чистой, насыщена кислородом и температура воды +5-10 С.
      Мороженой рыбой называют такую, которая в толще мышц имеет температуру -8-10 С и ниже. Замораживание дает возможность сохранить качество свежей рыбы длительное время. Низкая температура замораживания (-10 С) прекращает деятельность микроорганизмов и ферментов. Для получения рыбы более высокого качества производят быстрое замораживание при низкой температуре (-30 С). При быстром замораживании образуются мелкие кристаллы льда, которые не нарушают структуру тканей рыбы. При размораживании такой рыбы белки сохраняют способность к набуханию, и сохраняется качество.
      Солят рыбу для удлинения сроков хранения лососевых, сельдевых, скумбриевых. После  посола имеет приятный вкус и запах, нежную консистенцию. Ее можно употреблять без кулинарной обработки. Сущность посола заключается в том, что поваренная соль проникает в мясо рыбы и препятствует развитию микроорганизмов. В продажу соленая рыбы поступает в следующем ассортименте: сельди соленый, пряного и маринованного посола, мелкосельдевые и анчоусовые, соленые лососевые, соленые дальневосточные лососевые, ставрида океаническая, скумбрия и прочая соленая рыба. Упаковывают соленую рыбу в заливные бочки емкостью от 50 до 150 кг и ящики массой до 50 кг, выстланные пергаментом. Хранится соленая рыба в холодильниках. В магазине ее хранят при температуре 0-5 С до 15 суток.
      Вяленая рыба имеет специфический вкус и  запах, может использоваться без  кулинарной обработки. Для вяления  используют полужирную и жирную рыбу (вобла, тарань, лещ, жерех, плотва, скумбрия и др.). Рыба вяленая - это подсоленная и медленно обезвоженная в естественных условиях. Лучшее качество продукта получается весной, так как для созревания рыбы необходим солнечный свет и умеренная температура воздуха (20 С). В зависимости от размера и вида рыбу вялят в течение 15-30 дней на открытом воздухе. Упаковывают вяленую рыбу в деревянные ящики, кули и мешки вместимостью до 50 кг. Хранят в чистых, сухих, хорошо вентилируемых помещениях при температуре -5-8 С в течение 3-4 месяцев.
      Копчение  заключается в пропитывании мяса рыбы ароматическими веществами, выделяющимися  в больших количествах при  неполном сгорании дерева и придающими дыму бактерицидные свойства. Копченая рыба - вкусный и питательный продукт, в пищу ее употребляют без дополнительной кулинарной обработки. Копчение может быть дымовое (копчение дымом, получаемое при сгорании лиственных пород деревьев), бездымное и смешанное. В магазине копченую рыбу хранят в чистых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях при относительной влажности воздуха 75-80% и при температуре от 0 до -5 С от 3 суток до 2 месяцев.
      Рыбные  полуфабрикаты - это охлажденная  или свежая рыба, разделанная, очищенная, расфасованная на порции, то есть полностью подготовленная для кулинарной обработки. Выпускают следующие виды полуфабрикатов: рыба специальной разделки мороженная, фарш рыбный пищевой мороженый, шашлык рыбный, рыбные суповые наборы, котлеты рыбные, пельмени рыбные мороженые, филе рыбное мороженное, рыбные палочки.
      Пищевая ценность и вкусовые достоинства рыбных консервов выше, чем у других рыбных продуктах. Вкусовые достоинства рыбы улучшаются за счет добавления вкусовых веществ и применения разных видов обработки. Консервы могут долго храниться (их стерилизуют), употребляются в пищу без кулинарной обработки, удобны при перевозке. В зависимости от используемого сырья и способа производства консервы подразделяют на группы и виды: натуральные (в собственном соку, бульоне, желе, уха), закусочные (в томатном соусе, масле, маринаде, паштеты, рыборастительные), консервы из ракообразных (крабов, креветок, омаров), консервы из нерыбного водного сырья (моллюсков, водорослей и др.). Упаковывают консервы в банки из белой жести с внутренним и внешним защитным покрытием. Хранят консервы в чистых, сухих, прохладных помещениях при температуре 0-15 С и относительной влажности воздуха 75%. Натуральные консервы хранят до двух лет, остальные - один год. 
 

    1.2. Характеристика рынка 

     На  протяжении последнего десятилетия  наибольшее внимание аналитики уделяют  изучению проблематики потребления  населением продовольственными товарами. Хоть рыба и не является основным продуктом  для украинцев, она имеет большое значение в их питании. Увеличение цен на мясо делает рыбу более привлекательным продуктом. Современное состояние рынка рыбопродукции характеризуется такими особенностями [3, c. 8]:
    значительным усилением общей несбалансированности между спросом и предложением рыбной продукции;
    негативными диспропорциями в структуре и ассортименте спроса и предложения рыбы;
    низким уровнем соответствия качества продукции требованиям потребителей;
    ускорением роста розничных цен на рыбу и рыбную продукцию при снижении ее качественных характеристик;
    несовершенством нормативно-правовой базы, деятельности операторов рынка.
      Последние несколько лет - с ростом покупательной  способности - люди стали осознавать, что рыба имеет большую пищевую  ценность, чем мясо. Кроме того, многие соблюдают церковные посты, что положительно влияет на уровень спроса. Рынок с каждым годом развивается все динамичнее. Ассортимент существенно пополнился за счет рыбной кулинарии, появились дополнительные услуги для покупателей: чистка свежей рыбы, доставка товара на дом [4, с. 26]. Конкуренция между розничными торговыми точками и сетями ныне все больше обостряется. Идет интенсивное развитие супермаркетов, имеющих хорошие рыбные отделы.
      На  основе [1, 5] определим объем рынка по формуле:
      
,

      где - объем внутреннего рынка;
       - объем внутреннего производства;
       - объем экспорта;
       - объем импорта.



      Сведем  результаты расчета в таблицу 1.1.
      Таблица 1.1 - Баланс рынка рыбы в Украине в 2002-2004 годах
  2002 2003 2004
Объем производства, тыс. тонн
134,8 125 160
Объем экспорта, тыс. тонн
18,72 9,11 12,5
Объем импорта, тыс. тонн
297,2 289,18 326,69
Объем внутреннего  рынка, тыс. тонн
413,28 405,07 474,19
 
        

      Из  таблицы можно сделать такие  выводы:
    рынок рыбы является растущим, темп роста последнего года составляет 117,06%;
    доля экспорта относительно внутреннего производства составляет в 2002 году - 0,14, в 2003 - 0,07, в 2004 - 0,08;
    доля импортной продукции на внутреннем рынке: 2002 год - 0,72, 2003 - 0,71, 2004 - 0,69;
    доля экспорта в 2003 и 2004 значительно снизилась по сравнению с 2002 годом; доля импортной продукции снижается ежегодно.
      Ассортимент рыбной продукции, производимой на рыбных комбинатах Украины, подразделяется на группы: мороженная рыба, филе мороженное, соленая, копченая, вяленная и сушенная рыба, рыбные консервы, пресервы, различные  кулинарные изделия, другие рыбные продукты питания (пасты, паштеты, рыбные палочки, рыбные рулеты, блюда готовые рыбные, салаты и ассорти рыбное с овощами).
      Наибольший  удельный вес в ассортименте рыбной продукции, выпускаемой в Украине, в последние годы составляет мороженая рыба: из 123 тыс. т произведенной в 2003 г. рыбы - около 70% (приблизительно 90 тыс. т) составляет мороженая рыба, 20% (около 24 тыс. т) - соленая рыба (включая сельдь), около 10% (10 тыс. т) копченая, вяленая и сушеная рыба.
      Основными регионами, производящими наибольшее количество рыбной продукции, являются г. Севастополь, Автономная Республика Крым и Одесская область, где сосредоточены основные операторы рыбной промышленности Украины. Доля этих регионе в суммарном объеме производимой мороженой рыбы в Украине составляет около 90% (60, 18 и 13% соответственно). В частности, по итогам 2003г., на предприятиях Севастополя было произведено более 50 тыс.т мороженой рыбы (из 89,6 тыс.т мороженой рыбы, произведенной в Украине). Значительные объемы мороженой рыбы производятся на днепропетровском предприятии «Айсберг», удельный вес которого, по итогам 2003 г., оценивался на уровне 3-4%. Среди новых операторов, активно вошедших в рыбный рынок в группе мороженой рыбы в 2004 г., можно назвать донецкое предприятие «Интерфиш».
      Производство  соленой сельди достаточно стабильно  — в последние годы уровень  промышленного производства колеблется от 5 до 7,5 тыс. т. Круг производителей соленой сельди достаточно обширный, однако среди крупных производственных структур можно выделить ЧП «Айсберг» (Днепропетровская обл.), ЗАО «Черниговрыба», Украинскую восточную рыбную компанию (г. Купянск Харьковской обл.), ООО «Бриз» (Харьковская обл.), ЧП «Атлантида» (г. Запорожье), ЧП «ВК и К» (Кировоградская обл.), ООО «Еврофиш» (г. Житомир). Доля этих производителей в общем объеме засоленной сельди (без учета мелкого бизнеса и теневого рынка) оценивается на уровне 40%.
      Безусловно, потребление и производство соленой  сельди гораздо выше официальных  статистических данных в силу того, что значительное количество предпринимателей, владельцев торговых точек (особенно на рынках) засаливают сельдь самостоятельно, часто нарушая при этом санитарные нормы, стандарты, и вследствие этого предлагая покупателю продукцию сомнительного качества.
      Ассортиментный  ряд копченой рыбы включает в первую очередь скумбрию, затем — сельдь, горбушу, а также мелкие сорта рыбы – кильку, салаку, мойву и др. Более 50% копченой рыбы производится предприятиями Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областей, г. Киева, АР Крым. Производством копченой рыбы также занимается широкий круг переработчиков, среди которых известные фирмы: ЧП «Айсберг», Украинская восточная рыбная компания, ОАО «Керченский рыбокомбинат», ООО «Продимпекс» (г. Киев), ЗАО «Черниговрыба», ООО «Морепродукт» (г. Луцк), ООО «Черкассырыба», ООО «Плеяды» (Киевская обл.), ООО «С.О.В. Гавань», удельный вес которых в суммарном выпуске копченой рыбы в 2004 году оценивается на уровне 50% (без малого бизнеса и теневого рынка). По мнению операторов рынка, колоссальная доля копченой/соленой сельди или скумбрии производится на полулегальных предприятиях.
      Производство  рыбных консервов в 2002 г. составило 164,4 млн условных банок(МУБ), или 57,54 тыс. т. Наибольший удельный вес в производстве рыбных консервов занимают консервы в томате - около 66% (109,5 МУБ) в 2002 г. Как правило, это килька в томате, которая является сравнительно доступным продуктом для рядового потребителя. Около 25% в товарной номенклатуре рыбных консервов, производимых в Украине, составляют натуральные консервы (скумбрия, ставрида, сельдь и др.) - 41 МУБ. Удельный вес рыбных консервов в масле в 2002г. составлял всего 4,5%.
      Консервы  производятся как на судах рыбопромыслового флота, так и на берегу. «На плаву» делают товар «масляной» группы, на суше - «томатной» [6, с.24]. По словам операторов рынка, в последние годы на судах производило ОАО «Интеррыбфлот» (г. Севастополь, АРК). С начала 2002 г. к выпуску консервов в условиях промысла приступил также большой консервный рыболовный траулер «Наталья Ковшова», принадлежащий компании «Проминвест - І» (концерн «Укрпроминвест», г. Киев). Другими производителчями рыбных консервов являются: "Севастопольский рыбоконсервный завод", ООО "Исток" (Одесская обл.), ТД "Супой" (Черкасская обл.), "Консервный завод "Паллада", "Альфа-Этекс" (Черкасская обл.), "Скадовский консервный комбинат "Маяк" (Херсонская обл.), "Очаковский рыбоконсервный завод" (Николаевская обл.). Удельный вес этих компаний в суммарном объеме производимых в Украине рыбных консервов составляет около 50%.
      Объемы  легального импорта рыбы, морепродуктов  и рыбной консервации в 2003 г. составили  около 290 тыс. т на сумму около $110 млн, из них $88,4 млн — непосредственно рыба и морепродукты. Наибольший удельный вес в импортных поставках рыбы, морепродуктов и рыбной продукции на протяжении последних лет занимает мороженая рыба – в среднем около 75%. В структуре импорта мороженой рыбы (без филе) основную часть занимают сельдь, скумбрия, мерлуза/хек, килька, сардины, удельный вес которых в 2004 г. составил:
    сельдь - 36%, или 94 тыс.т;
    скумбрия - 12%, или около 31,5 тыс.т;
    мерзлуха/хек - 15%, или 39 тыс.т;
    килька - 5%, или около 13 тыс.т;
    сардины - 4%, или 10,5 тыс.т соответственно.
      В меньших количекствах осуществляются поставки минтая, макрели, сайды, палтуса, камбалы, трески, морского окуня, лососевых.
      По  результатам 2004 года, почти 43% украинского рыбного импорта приходилось на норвежскую рыбу (около 131 тыс.т на сумму 47,4 млн). Из него около 65-70% поставок составляла мороженая сельдь - 86 тыс. т. Остальное: мороженая сайда - 13% (88 тыс. т.), скумбрия - 8-10% и другие.
Около 45% импортных поставок рыбы и морепродуктов  распределено между Исландией (12%), Эстонией (10%), США (7%), Великобританией (6%), Аргентиной (3%), Канадой (3%), Нидерландами (2%) и Россией (2%).
       Экспорт рыбной продукции значительно отстает от импортных поставок в силу незначительных объемов вылова, а также специфики производственной деятельности украинских рыболовецких предприятий — основная часть вылова приходится на 200-мильные прибрежные зоны других государств, и около 2/3 выловленной рыбы реализуется в местах вылова – у берегов Северной Африки (преимущественно Мавритания) и Европы (Испания), Океании. В структуре экспорта наблюдается ежегодное сокращение доли мороженой рыбы и стабильный рост экспортных поставок рыбных консервов.
      По  оценочным данным, в 2004 году за пределы  Украины было экспортировано около 12,5 тыс. т рыбы и рыбных консервов  на сумму $14,13 млн. В экспорте рыбы, морепродуктов и рыбных консервов, произведенных в Украине, главенствующее место занимает рыбная консервация – 72%, или 9,09 тыс. т, мороженая рыба и филе (без учета продаж в местах вылова) — около 14%, или 2,32 тыс. т на сумму $6,3 млн, остальное – морепродукты, копченая/вяленая рыба и др.
      Более 75% рыбы и морепродуктов в 2004 году было экспортировано в Россию, Канаду, Польшу, США и Литву. Остальные 25% рыбы и морепродуктов было поставлено в Грузию, Румынию, Молдову и другие страны.
      Что касается ассортимента экспортируемой рыбы и морепродуктов (без учета  продаж в местах вылова), то в группе мороженой рыбы, филе и морепродуктов составляют: судак (тушки, филе, фарш) – 66%(0,04 тыс. т), камбала (калкан черноморский) – 7% (0,1 тыс.т).
      Основными же поставщиками рыбы и морепродуктов  отечественного производства на внешний  рынок в настоящее время, согласно торговым источникам, являются такие компании ОАО АРК «Антарктика» (г. Одесса), ООО «Бриз», ООО «Фортуна» (Харьковская обл.), ООО «Южная мануфактура «Пролив», ООО “Нептун” (г. Черкассы), ЗАО «Бастион» (Днепропетровская обл.), ООО «Плеяды» (Киевская обл.), ООО «Интерфиш» (Донецк). 

      1.3 Определение типа рынка 

      На  основе выше рассчитанного баланса (за 2003 год) определим тип рынка мороженной рыбы, используя индекс Хершмана
      
,

      где - доля i-ой компании на рынке.
      Предположим, что в каждой из стран-импортеров и в каждом из отечественных городов-производителей существует лишь 1 предприятие на рынке.  Результаты вычислений для удобства сведем в таблицу 1.2. 
 

      Таблица 1.2 - Определение типа рынка мороженной рыбы
Производитель Доля рынка, тыс.тонн
Доля рынка d, %
d
Норвегия 131,27 43 1849
Исландия 21,52 7 49
Эстония 12,91 4 16
Великобритания 10,76 4 16
США 8,61 3 9
Другие  экспортеры: 30,13    
                  Экспортер 1 6,03 2 4
      Экспортер 2
6,03 2 4
      Экспортер 3
6,03 2 4
      Экспортер 4
6,03 2 4
      Экспортер 5
6,03 2 4
г. Севастополь 50,26 17 289
АР  Крым 16,13 5 25
Одесса 11,65 4 16
Другие  производители: 8,96    
               Производитель 1
4,48 1,48 2,19
               Производитель 2
4,48 1,48 2,19
ИТОГО 302,2 100 2293,38
 
      Индекс  Хершмана примерно равен 2,3 тыс. Этот показатель свидетельствует, что рынок мороженой рыбы является рынком монополистической конкуренции. 
 
 
 
 

2 Проведение опроса
      2.1 Описание существующих методов опроса 

      Существуют  различные методы проведения опроса. К основным из них относятся [7, с. 175]:
    Интервью, осуществляемое на дому у респондента. При этом методе обычно легче установить доверительные отношения, возможен показ образцов товара, рекламных материалов и т.п. Домашняя обстановка настраивает на достаточно длительное интервью с высокой степенью концентрации на проводимом обследовании. Однако это дорогой метод сбора данных.
    Интервьюирование посетителей  крупных магазинов.   Посетители   магазина   опрашиваются   интервьюером   в помещении магазина или приглашаются для дачи интервью в офис. С помощью данного метода без использования специальных методических подходов трудно обеспечить репрезентативность результатов обследования и вдумчивое отношение опрашиваемых к задаваемым вопросам.  По сравнению с первым методом данный метод является более дешевым.
    Традиционное телефонное интервью. К числу достоинств данного метода сбора данных относится следующее: относительно низкая стоимость, возможность охватить большое число респондентов и обеспечить высокий уровень репрезентативности, возможность проведения за относительно короткий период времени. Данному методу присущи следующие недостатки: невозможность что-либо показать респонденту, невозможность интервьюеру иметь личное впечатление от встречи с респондентами. Кроме того, трудно проверить качество проведенного интервью и установить, все ли запланированные респонденты в реальности были опрошены.
    Полностью компьютеризованное интервью. В данном случае респондент отвечает на вопросы путем нажатия на кнопки своего телефона или вопросы появляются на мониторе его компьютера и респондент вводит ответы, используя обычную компьютерную клавиатуру.
    Групповое самостоятельное заполнение анкет. Такой подход используется для удобства и удешевления интервьюирования. Например, перед двадцатью-тридцатью членами группы демонстрируется рекламный ролик, после чего они индивидуально отвечают на вопросы анкеты, касающиеся оценки данного ролика. Участниками группы могут быть школьники одного класса, студенты одной учебной группы, отдыхающие какого-либо дома отдыха и т.д. Возможна обратная связь с интервьюером.
    Самостоятельное заполнение оставленных анкет. После предварительного устного разъяснения целей и задач проводимого обследования анкета оставляется у респондента. Заполненную анкету, спустя определенное время, или забирают у респондента, или он отсылает ее по почте в конверте с отмеченным ответом. Этот метод характеризуется высокой степенью возврата ответов, минимальным влиянием интервьюера на опрашиваемых, относительной дешевизной и хорошим контролем над выбором респондентов. В качестве респондентов могут выбираться сотрудники одной организации, жильцы отеля, посетители магазина и т.п.
    Опрос по почте. Вопросы и ответы на них посылаются по почте. Достоинства данного метода обусловлены тем, что не надо нанимать интервьюеров, легкостью формирования групп целевых респондентов, его дешевизной. Этот метод обладает теми же недостатками, что и методы самостоятельного заполнения анкет без участия интервьюера. Кроме того, этот метод характеризуется низким процентом возвращенных ответов, он ориентирован в основном на достаточно грамотных людей, проживающих в странах с эффективной почтовой системой. Существует возможность искажения результатов за счет того, что ответившие респонденты по своему социальному положению, отношению к определенному товару, рекламе и т.п. отличаются от тех, кто не ответил на анкету (самовыборка респондентов).
      2.2 Основные требования к анкете, этапы ее составления 

      Разработка  анкеты осуществляется поэтапно. Черчилль предлагает следующие этапы разработки анкеты и основные требования к ней  [8, с.335]:
      ЭТАП 1- Определение информации, которая должна быть получена:
    Убедитесь, что вы отчетливо представляете себе проблему и то, что вы хотите о ней знать. Сформулируйте свои вопросы, но воздержитесь от их письменной формулировки для анкеты на данном этапе.
    Составьте список вопросов вашего исследования. Просматривайте его по мере работы над анкетой.
    Используйте макеты таблиц, которые выбраны для проведения анализа данных, при разработке вопросов для анкеты.
    Проведите поиск имеющихся вопросов, относящихся к исследованию.
      ЭТАП 2 - Определение типа анкеты и метода проведения опроса:
      Используйте тип данных, которые должны быть собраны как базис для определения типа анкеты.
      Используйте уровень стандартизации и открытости, а также факторы затрат, чтобы определить метод проведения опроса.
      Сравните отличительные возможности и ограничения каждого из методов опроса и стоимость данных, собранных каждым из методов, с потребностями исследования.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.