На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прогнозирования спроса на товары

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 

  ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА
 НА ТОВАРЫ  И УСЛУГИ
      Понятие спроса и предложения в рыночной экономике……………………..6
      Система факторов, определяющих спрос на товары и услуги……………...10
      Методы изучения и прогнозирования спроса на товары и услуги ……….. 19
 
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ООО «Апельсин» 

2.1 Характеристика  производственно- хозяйственной  деятельности предприятия розничной торговли  «Апельсин» …………………………………..………30
2.2 Критерии формирования  товарного ассортимента в розничной  торговле…47
2.3 Анализ эффективности  товарного ассортимента предприятия……………..50
   

ГЛАВА  3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  СПРОСА НП ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ  РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ООО «Апельсин» НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ 

3.1 Исследование  структуры спроса на продукцию  ООО « Апельсин»………..53
3.2  Использование  прогнозных оценок спроса в  процессе принятия управленческих решений …………………………………………………………...……….65 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….69 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….…..73 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы обусловлена тем, что для  большинства российских предприятий  маркетинговое управление становится одним из условий выживания и успешного функционирования. При этом обеспечение эффективности такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе.. Это достигается с помощью прогнозирования как плановой, так и практической работы предприятия по всем направлениям его деятельности, и в частности, в области прогнозирования сбыта продукции (товаров, работ, услуг).
     Многообразие  проблем, возникающих при обеспечении  жизнедеятельности предприятия и являющихся предметом прогнозирования, приводит к появлению большого количества разнообразных прогнозов, разрабатываемых на основе определенных методов прогнозирования. Поскольку современная экономическая наука располагает большим количеством разнообразных методов прогнозирования, каждый менеджер и специалист по планированию должен овладеть навыками прикладного прогнозирования, а руководитель, ответственный за принятие стратегических решений, должен к тому же уметь сделать правильный выбор метода прогнозирования.
     Несмотря  на то, что в научных исследованиях, элементы прогнозирования используется достаточно широко, в области комплексного изучения спроса, их применение требует  углубленных изысканий и разработок. Это в первую очередь, обусловлено сложностью и спецификой объекта прогнозирования, требующего переосмысления методологических и организационных подходов к формированию целостной системы предпрогнозных исследований и непосредственно прогнозов.
     Прогнозирование является одним из способов предвидения внутренних и внешних условий деятельности. Прогнозирование как метод снижения рисков, вызванных неопределённостью, позволяет узнать наиболее вероятное состояние внешней среды в будущем (политической, научно-технической, финансовой, экологической, социальной). Прогнозирование даёт возможность оценки ближайших и отдалённых последствий принимаемых решений.
     Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое  развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере. При прогнозировании спроса на рыбную продукцию следует учитывать сложившуюся экономическую ситуацию страны и выработать оптимальные решения по предложению потребителям рыбной продукции надлежащего качества по доступной цене.
     Комплексное изучение спроса на научной основе, должно создать предпосылки для решения ряда задач. Владение исчерпывающей информацией о потребительских предпочтениях населения, позволит предприятию своевременно приспосабливаться к требованиям покупателей, а соответственно и наиболее полно удовлетворять их потребности.
     Чем шире масштабы предлагаемых товаров, тем настоятельнее потребность знать картину настоящего и особенно будущего развития покупательского спроса.
     Преобразования  произошедшие в социально-экономической  обстановке РФ потребовали адаптации  многих предприятий. В этой связи выбор темы исследования «Теоретические основы прогнозирование спроса на товары», является своевременным и актуальным.
     Степень разработанности проблемы. Вопросы  теории и практики прогнозирования  спроса населения на товары и услуги рассмотрены в работах таких ученых как: Бутакова М.М., Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Нижегородцев Р.М., Фейгенбаум М., Мазманова Б.Г., Головань С.И., Спиридонов М.А., Грузинов В.П., Ковалевский А.М., Лопатников Л.И., Карлофф Б., Янч Э., Кондратьев Н.Д., Бестужева – Лада И.В. и др.
     В работах этих авторов не акцентировалось  внимание на комплексном изучении, анализе и прогнозировании спроса, в большинстве случаев проводимые работы не содержат детализированного  анализа, либо исследование спроса осуществлялось лишь по конкретным направлениям.
     В данной работе будут рассмотрены  определение прогнозирования, методы прогнозирования, виды прогнозов, и  прогнозирование спроса.
     Цель  исследования: рассмотреть теоретические основы прогнозирования спроса на товары. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
     1. Изучить сущность и теоретические  основы прогнозирования. 
     2. Рассмотреть виды прогнозов.
     3. Изучить технологию прогнозирования  и методы прогнозирования.
     Объект  исследования предприятие розничной  торговли ООО "Апельсин". Временные рамки исследования объекта – 2года (2008 – 2009гг.).
     При написании работы была использована теоретическая литература по менеджменту, маркетингу и прогнозированию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ 

        Понятие спроса и предложения в рыночной экономике
 
    Человеку  для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует СПРОС на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью. В экономической теории существует общепринятое определение спроса.
    Спрос -платежеспособная потребность потребителей в различных товарах и услугах, количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут купить по данной цене в данное время.
      Различают следующие виды спроса:
      -  отрицательный - покупатели избегают  покупки этого товара, они не  заинтересованы и безразличны к нему.
      -  скрытый - потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаров и услуг.
      -  падающий - уменьшение спроса на  один или несколько товаров,  производимых предприятием.
      -  нерегулярный - сезонный спрос.
      -  полноценный - уровень спроса, который  полностью удовлетворяет предприятие.
      -  чрезмерный - уровень спроса превышает  количество предлагаемого товара.
      -  нерациональный - спрос на товары, вредные для здоровья.
      Спрос — это форма проявления той  части потребностей общества в целом и его отдельных членов, которая обеспечена покупательной способностью, т. е. деньгами.
      Спрос выступает в форме покупательной способности, но не адекватен ей. Покупательная способность — лишь видимое проявление спроса. Таким образом, спрос отражает объем и структуру общественных потребностей и ограничен покупательной способностью населения. Спрос на товары принято называть покупательским. 
      Наряду  с индивидуальными покупателями часть товаров у торговых предприятий  приобретают организации, предприятия  и учреждения для коллективного или производственного потребления. Поэтому, говоря о спросе, выделяют спрос населения и спрос коллективных покупателей. Спрос можно классифицировать и по другим признакам. Дифференциация спроса позволяет более гибко оценивать состояние рынка и при прогнозировании данного вида спроса использовать соответствующий набор факторов. 
      Между предложением и спросом в определенных ситуациях существует связь: спрос порождает предложение, но и предложение некоторым образом влияет на спрос, в частности, на рынке продавца спрос равняется на ограниченные возможности предложения, а на рынке покупателя предложение ориентируется на спрос. Этот факт должен учитываться в процессе конъюнктурного анализа. Справедлива и другая позиция, согласно которой в определенных ситуациях предложение в свою очередь порождает спрос, в частности новый привлекательный товар сам завоевывает рынок, порождая новый спрос. Соотношение между спросом и предложением должно складываться так, чтобы обеспечить беспрепятственную реализацию всех произведенных и предложенных на рынке товаров и в то же время удовлетворить спрос населения. 
      Беспрепятственная реализация при полном удовлетворении спроса будет достигнута только в том случае, если предложение как по объему, так и по ассортименту больше спроса на величину товарного запаса, необходимого для бесперебойного снабжения магазинов. 
      Сбалансированность потребительского рынка за определенный интервал времени можно оценить с помощью коэффициента конъюнктуры:
      Кк=С/П  
где Кк — коэффициент конъюнктуры; С — объем текущего по-купательского спроса; П — объем предложения.

      Общий объем покупательского спроса равен объему покупательных фондов населения, объем предложения с некоторой долей условности можно принять за общий объем розничного товарооборота всех торгующих систем, в том числе и неорганизованного рынка, с учетом товарных запасов на начало и за минусом товарных запасов на конец периода. Потребительский рынок можно считать сбалансированным при условии, что коэффициент конъюнктуры равен единице. Если предложенный коэффициент меньше или больше единицы, то можно говорить о несбалансированности потребительского рынка. Причем в первом случае рынок характеризует перенасыщенность, во втором - дефицитность. 
      Несоответствие  между спросом и предложением вызывает нарушение нормальных условий реализации. Если спрос превышает предложение, то часть покупательных фондов остается неохваченной товарооборотом, возникает неудовлетворенный спрос. Если же товарное предложение чрезмерно превышает спрос, то часть товаров не реализуется, накапливаются излишние товарные запасы, возрастают издержки, связанные с хранением и реализацией этих товаров. Таким образом, любая из этих ситуаций отрицательно влияет на коммерческий результат торговой фирмы.
      Поэтому нужна своевременная информация о соотношении спроса и предложения. Регулирование пропорций между спросом и предложением требует от коммерсантов довольно точного выявления объема и структуры покупательского спроса, его прогноза на перспективу, что должно находить отражение при расчете потребности в товарах. Экономическое обоснование заказа торговых предприятий на поставку товаров - весьма сложная задача даже при наличии необходимой информации. Здесь часто имеют место погрешности, поэтому экономическим регулятором спроса и предложения является цена. Именно она в рыночных условиях наилучшим образом обеспечивает сбалансированность спроса и предложения. 
      Предложенный  коэффициент оценивает сбалансированность общего объема рынка. При оценке пропорций рынка отдельного товара можно опираться на косвенные оценки соотношения спроса и предложения с помощью конъюнктурных индикаторов, к которым можно отнести цены и товарные запасы, точнее их изменения в динамике. Если рынок данного товара сбалансирован, то эти показатели стабильны, диспропорции на рынке отмечаются изменением этих показателей.
      В области изучения спроса розничные  торговые организации проводят следующую работу: 
      • ведут наблюдение в районе своей  деятельности за изменением и развитием спроса; 
      • исчисляют потребности в изделиях по ассортиментным позициям; 
      • разрабатывают оценки развития спроса на предстоящий период для текущего корректирования поставок;
      • организуют и проводят в магазинах  мероприятия по сбору информации о спросе (выставки-продажи, опросы населения, покупательские конференции и т. п.). 
      Изучение  спроса в магазинах помогает систематически, при небольших затратах средств и времени получать данные: 
      • о поступлениях, продаже и запасах  изделий в розничной торговой сети; 
      • о наличии изделий, пользующихся повышенным или пониженным спросом; 
      • об отношении покупателей к товарам  новых моделей и марок [9, c.97]. 
      В конечном счете изучение рынка должно обеспечить такое предложение товаров, при котором будут удовлетворены запросы покупателей и по объему, и по структуре, и по цене, и по качеству. Предложение товаров должно быть своевременным и учитывать региональные особенности рынка.  
Формы проявления потребностей на рынке, их частота, интенсивность, степень обеспеченности деньгами, латентность, специфика потребительских предпочтений и ряд других факторов детерминируют те или иные разновидности

       
      Система факторов, определяющих спрос на товары и услуги
 
 
    Рассмотрим  основные составляющие, на которые  ориентируются потребители, делая покупки на рынках и в магазинах1:
    Цена  товара. Для спроса цена товара или услуги почти всегда является решающим фактором. При прочих равных условиях, величина спроса на товар обратно пропорциональна цене – покупатели желают и способны приобретать больше по низким, а не по высоким ценам.
      В случаях, когда товар уценен  или выставлен на распродаже, или покупатели и продавцы привычно торгуются, верным измерителем цены служит реально уплаченная сумма, или цена сделки, но не запрашиваемая цена.
    Качество  товара. Потребители обычно интересуются качеством товара, особенно по сравнению с качествами конкурирующих моделей или товаров-заменителей. Ключевыми характеристиками товара являются его качество, технические характеристики, гарантия, условия приобретения в кредит, удобство, стиль и дизайн, послепродажное обслуживание и общая полезность.
      Вообще говоря спрос на товар  выше, если товар обладает теми  качествами, которые ищет потребитель. Нельзя сказать, что качество товаров одной отрасли, производимых разными фирмами, практически одинаково. Так как качество товаров бывает разным и существуют ощутимые разрывы в ценах на товары, практически выполняемые одни и те же функции.
    Спрос на одну модель или марку в значительной степени зависит от того, как потребитель  оценивает её качества по сравнению  с качествами конкурирующих моделей и марок. Конкуренты, как обычно бывает, рекламируют качества своих товаров под предлогом информирования потребителей, на деле стремясь убедить потребителей в том, что качество их товаров выше.
    Вкусы и предпочтения потребителей. Связь вкусов потребителей со спросом очевидна. Если уменьшается желание потребителей приобретать товар или услугу, то уменьшается и спрос. Усиление же желания потребителей увеличивает их готовность платить за товар более высокую цену или приобретать его в больших количествах.
    Не  нужно говорить, что вкусы и  предпочтения потребителей подвержены изменениям, иногда постепенным, иногда быстрым. Появление новых и лучших товаров, изменение стиля жизни и жизненных ценностей, новая информация о влиянии товаров на здоровье и безопасность – все это определяет, выйдет ли товар из моды или нет.
    Изменение уровня рекламы товаров, изменение в ту или другую сторону рекламы конкурирующих моделей и родственных товаров, количество и удобство размещения магазинов – вот лишь немногие из факторов, которые могут привести к усилению или ослаблению спроса на товар.
    Доход потребителей. Ясно, что доход потребителей влияет на рыночный спрос. Одного желания покупать недостаточно. Потребитель должен быть способен платить за желаемый им продукт. Чем выше доход потребителя и больше покупательная способность, тем выше будет спрос на товары вообще и некоторые товары в частности. Только в случае низших товаров, увеличение дохода будет сопровождаться снижением спроса.
    Цены  на родственные товары. Так как между товарами существует взаимозависимость, цены на родственные товары являются важными переменными спроса. В случае товаров-заменителей, сравнение цены одного товара с ценой конкурирующего товара может оказать сильное влияние на потребительский выбор.
    Тот факт, что один сорт пива дешевле  другого, наверняка повлияет на потребительский выбор некоторых покупателей. В случае же товаров-дополнителей, которые приобретаются совместно, ясно, что роль играет цена каждого товара.
    Если  цена на использование лужайки для  игры в гольф подскочит на 50%, то спрос на мячи для гольфа скорее всего упадет. Если значительно вырастет стоимость электричества, то летом люди постараются более экономично пользоваться электроприборами.
    Ожидания  потребителей. На объем покупок оказывают влияние ожидания потребителей относительно будущих цен, величины своих доходов и доступности товаров. Если покупатели считают, что цена на желаемый товар в скором времени увеличится, то, чтобы избежать лишних расходов в будущем, они могут пожелать приобрести этот товар сегодня. Аналогичным образом можно рассуждать насчет ожидания будущих доходов.
      Некоторые потребители могут приобрести товар в кредит сегодня, чтобы расплатиться за него тогда, когда увеличится их доход. Ожидание спада или потери работы приведет к снижению спроса на товар или вообще отказу от его дальнейшего приобретения. Если потребители ожидают, что в скором будущем товар может исчезнуть или оказаться дефицитным, то это побудит их увеличить текущую величину спроса.
    Количество  потребителей и частота  покупок. Поскольку рыночный спрос на товар формируется как сумма индивидуальных спросов потребителей, понятно, что на него будет влиять количество потенциальных покупателей, а также частота, с которой они покупают данный товар.
    Торговая  марка. В теории полезности потребителей всегда рассматривается ситуация, в которой предпосылкой является тот аргумент, что потребительское поведение состоит из устойчивого потока рациональных вычислений, посредством которых потребители рассматривают все возможные комбинации покупок, оценивают полезность и выбирают вариант с наивысшей полезностью.
    Из  рассмотрения практически выпадают такие атрибуты потребительского поведения, как привычка, каприз, импульс, инерция и сопротивление переменам. Хотя чаще всего покупки совершаются именно по этим последним причинам, я имею ввиду товары, которые покупаются довольно часто и не занимают значительного места в бюджете покупателей, например сигареты или предметы гигиены. Здесь большую роль играет торговая марка товара и реклама.
    Реклама. Реклама и стимулирование сбыта могут повлиять на потребительский выбор, предоставляя потребителям истинную или вводящую в заблуждение информацию, воздействующую на их предпочтения. Важность рекламы для изучения потребительского поведения состоит в том, что она демонстрирует способ, которым продавцы стараются изменить потребительские вкусы и предпочтения в свою пользу.
    Многие  покупатели считают, что они приобретают  товары и услуги не обращая внимания на рекламу, например, переключая рекламную паузу смотря телевизор или в каких либо других случаях, хотя почти 40 человек из примерно 50-ти мною опрошенных твердо уверены, что реклама товаров и услуг необходима и более того, реклама играет чуть ли не решающую роль в решениях о покупке того или иного блага.
    Спрос на отдельные товары может также  зависеть и от неэкономических факторов. Например спрос на сапоги и на лопаты зависит от погоды. Наконец, спрос на товары зависит и от количества иностранцев, способных и желающих приобретать товар. Доход и предпочтения по некоторым видам товаров коррелируют и с возрастом.
    Ясно, что чем выше уровень рождаемости, тем больше детей среди населения, тем выше спрос на товары и услуги, которые ориентированы на удовлетворение потребностей детей, таких как пеленки и детская одежда, игрушки, школьные принадлежности, услуги педиатров и т.д.
    С другой стороны, спрос на товары и  услуги обеспечения домашнего досуга и отдыха может увеличиваться с ростом количества пожилых людей. Если большее число пожилых людей уходит на пенсию, возрастает спрос на товары и услуги, связанные с проведением досуга. Люди, связанные с бизнесом, внимательно изучают и анализируют изменения в возрастной структуре населения с целью попытки предсказать изменения в спросе населения.
    Ещё одним важным фактором в определении  спроса является размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей, от количества детей в семье, количества заключаемых браков и разводов. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.
    Увеличение  числа людей, живущих в одиночестве, возможно, означает увеличение спроса на продукты питания, готовые к употреблению.
    Возрастная  структура населения. Как уже было сказано выше, рыночный спрос зависит от всех факторов индивидуального спроса. Более того, население и его возрастная структура также являются важнейшими факторами, влияющими на рыночный спрос.
    Желание и возможность потребителей покупать отдельные товары тоже зависит от того, как распределяется доход среди  демографических групп населения.
      Например, если доход людей старше 65 лет возрастает относительно возрастной группы от 25 до 35 лет, следует ожидать увеличения спроса на товары и услуги, предпочитаемые пожилыми людьми (к примеру медицинское обслуживание) относительно спроса на товары, предпочитаемые молодыми.
      В период с 1970 по 1980 год с 4,6 до 6,4 млн. возросло число семей, возглавляемых людьми в возрасте от 18 до 25 лет. В то же время, число семей, возглавляемых людьми в возрасте 25-34 года возросло с 12 до почти 18 млн.
    Этот  процесс сочетался с резким увеличением числа одиноких людей, ведущих своё личное домашнее хозяйство, а также людей, проживающих вместе, не являясь родственниками. В это время наметилась сильная тенденция всех людей возрастных групп, проживающих самостоятельно.
    Обзоры  показывают, что молодые семьи чаще берут взаймы и тратят большую часть своего дохода, чем пожилые семьи. Бум жилищного строительства в 70-е годы был, несомненно вызван тем, что родившиеся во время «бэбибума», начали создавать свои домашние хозяйства. Увеличение количества обособленно живущих людей также привело к увеличению спроса на жилища.
    Молодые семьи имеют склонность большую  часть своего дохода тратить на приобретение товаров длительного пользования, включая автомобили, мебель, предметы домашнего обихода. При увеличении доли дохода, зарабатываемой этой молодой частью населения, намечается тенденция к увеличению спроса на эти товары2.
    Все вышеперечисленные факторы считаются  как бы «основными» детерминантами, которые формируют конечный рыночный спрос. Но также существуют и другие переменные, которые дополняют сложившуюся ситуацию. Например, есть разница в восприятии потребителем товара как предмета «роскоши» или «первой необходимости».
    Хотя  представление о товаре, как о  предмете роскоши либо первой необходимости зависит от индивидуального стиля жизни и шкалы ценностей, спрос на эти товары отличается в зависимости от изменения цен, степени спада в экономике, процентных ставок и доступности кредита, частоты покупок.
    Аспект  роскоши – необходимости покупок  подвержен влиянию факторов культуры и стиля жизни (кто и что покупает и с какой степенью безотлагательности),  большую роль играет положение покупки в бюджете покупателя. Он также ставит на повестку дня соображения о способности потребителей отложить свои покупки из-за изменившихся экономических условий.
    Спрос на товар может быть производным  от спроса на другие товары, и такой спрос называется производным спросом. К примеру, спрос на сталь может быть производным спроса на стальные изделия или изделия, при производстве которых применяется сталь.
    Спрос на газетную бумагу является производным  спросом на газеты. При производном  спросе, как это имеет место  в случае спроса на производственное оборудование, можно получить важную информацию, изучая потребительские привычки и другие характеристики полезных пользователей.
    Ключевым  фактором, определяющим объём и потенциал  сбыта, особенно для товаров длительного  пользования, является фактор насыщения рынка данным товаром. Например, спрос на холодильники значительно ограничен, потому что сегодня они имеются более чем в 95% домашних хозяйств, то же самое касается таких бытовых приборов, как газовые плиты и стиральные машины.
    Ограниченный  спрос на товары с высоким уровнем  насыщения побудил производителей товаров длительного пользования  реализовывать политику «планируемого старения», суть которой состоит в том, что товары периодически обновляются за счет добавления новых качеств, а потребителей побуждают увеличивать частоту покупок для того, чтобы заменить «изношенные» или «морально устаревшие модели»3.
    На  покупательную способность товаров, которые обычно приобретаются в  кредит (например, бытовая техника, автомобили, квартиры) серьезное влияние  оказывают факторы потребительского долга и банковской процентной ставки.
    Эти факторы могут оказать большее  влияние на спрос, чем текущий денежный доход. Чем больше отношение долгов к доходу и выше процентные ставки, тем с меньшим желанием потребитель будет брать на себя дополнительные обязательства, связанные с покупкой товара.
    Существует  также множество других детерминант спроса, но здесь важным было бы отметить, что для каждого конкретно взятого товара существует свой собственный набор факторов, влияющих на спрос уникальным образом.
    Если  представить функцию рыночного  спроса на какой – либо товар, как  сумму индивидуальных спросов m потребителей в виде формулы, мы получим4
    
,

    где объём рыночного спроса на i – тый товар; - функция спроса на i – тый товар j – того потребителя. Подставив в правую часть формулы факторы спроса, как функцию индивидуального спроса каждого потребителя, получим:
    
(Tj, Р1, Р2, Ij, Sj, Dj, Nj) ,

    где Tj – вкусы и предпочтения j-го потребителя, Р1 и Р2 – цены на товары заменители,  Ij – доход j-го потребителя, Si – качество i – го товара, Dj – ожидания j-го потребителя, Njвсе остальные факторы, влияющие на спрос.
  Для того, чтобы получить кривую индивидуального  спроса  потребителя необходимо на карте кривых безразличия, которые представляют собой всевозможные наборы двух товаров, построить линию бюджетного ограничения данного потребителя, используемая для изображения множества доступных потребителю товарных наборов. (См. рис.1.) 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  На  рисунке показано как изменится  оптимум потребителя при неизменной структуре предпочтений, изменении цены товара Х и прежнем доходе. В данном примере цена товара Х снижается до уровня Рх1, при этом бюджетная линия CD поворачивается  вокруг точки C против часовой стрелки и занимает положение CD1. Теперь покупатель может приобрести большее количество товара Х, в то же время потребителю становятся доступными более высокие кривые безразличия. Оптимум потребителя переместится из точки А в точку В, на основе этого перемещения и строится кривая индивидуального спроса (нижняя часть рисунка). Для построения кривой рыночного спроса необходимо знать индивидуальные кривые спроса всех потребителей данного рынка.
    Кривая  рыночного спроса для товара показывает различное количество этого товара, которое потребители, как группа, желают или способны приобрести по альтернативным ценам в данное время и при других, влияющих на потребительское поведение, факторах, остающихся постоянными.
    Таким образом, кривая рыночного спроса определяет отношение между ценой и количеством  товара, спрашиваемым всеми потребителями. Она строится путем суммирования количеств товара, которые желает или способен приобрести каждый покупатель по каждой конкретной цене.  
                                     
                                         
                                                                               
                                                             
                                                                                                                                                                       

                                                                                               

Где Q1= q A1+ q B1+ q C1,    Q2= q A2+ q B2+ q C2. 
 

    На  рис.2 этот процесс представлен для  экономики трех потребителей, причем как для каждого потребителя, так и для их суммы. По цене Р1 потребитель А желает и способен приобрести количество qA1 товара за период, потребитель В желает и способен купить qВ1 товара за период, потребитель С желает и способен приобрести q С1 товара за период. Вместе они желают и способны  приобрести qA1+ qВ1+ q С1= Q1 единиц при цене Р1, что и показано на кривой рыночного спроса. Та же самая ситуация складывается и при цене Р2. Поскольку кривые индивидуального спроса понижаются вправо, постольку и кривая рыночного спроса должна понижаться вправо. Закон спроса действует не только по отношению к индивидуальному потребителю, но также по отношению ко всему рыночному спросу.
    Такое построение кривой рыночного спроса подразумевает, что каждый потребитель  делает решение о покупке независимо от решения о покупке другого потребителя. Хотя можно с уверенностью сказать, что некоторые люди приобретают товар не столько для того, чтобы удовлетворить свои желания, сколько для того, чтобы произвести впечатление на других потребителей своим «показным потреблением», покупательские привычки некоторых индивидуумов находятся под влиянием структуры потребления лиц, с которыми они связаны или систематически общаются, некоторые потребители покупают товары для поддержки своего социального статуса.
    Следовательно, имеются случаи, когда количество товара, приобретаемого одним потребителем, влияет на количество этого товара, приобретаемое другим потребителем. В таких случаях, строго говоря, кривые индивидуального спроса находятся в зависимости друг от друга и для построения кривой рыночного спроса следует применять непростые процедуры сложения.
    Все вышеперечисленные факторы играют разную роль в зависимости от вида продукта, приобретаемого количества и т.д.  
 

      Методы  изучения и прогнлзирования спросап  на товары и услуги
 
 
      Каждый  человек все время приобретает  различные товары, пользуется услугами парикмахеров, справочных и т.д. Для того, чтобы удовлетворить покупателей, фирмы проводят исследования рынка (его емкость, состояние, покупательскую способность и т.д.), а также делают прогнозы относительно своих перспектив. В этих исследованиях одни из ведущих ролей играют прогнозирование спроса и конъюнктуры рынка. По сути – это два взаимозависимых процесса: нельзя прогнозировать спрос не зная конъюнктуры рынка, мы можем прогнозировать спрос исходя из складывающейся (прогнозной) конъюнктуры рынка.
      Каждая  фирма или предприятие, которое хочет не только выжить, но и преуспевать, должно проводить такие исследования. Фирмы и предприятия проводит такие исследования на различных уровнях. Они рассматривают возможности проведения на рынок товаров и услуг под определенной торговой маркой (т.е. своих товаров), изучают товары конкурентов, выбирают тот сегмент рынка, в котором собираются работать.
      Одновременно  они должны знать состояние всей отрасли в целом, динамику спроса и предложения по всем товарам и услугам есть в данной отрасли. Этими проблемами занимаются целые маркетинговые отделы.
      Однако  цель данной работы осветить проблемы прогнозирования спроса и конъюнктуры рынка не на уровне фирмы или предприятия, а на общегосударственном уровне. Это очень важные направления деятельности государственных властей. При грамотном использовании прогнозов государство имеет возможности избежать резких колебаний экономической, политической и социальной ситуации в стране, может, если и не избежать, то сгладить кризисные проявления.
      Самым разрушительным экономическим кризисом за всю историю мировой экономики считается Великая депрессия. Ряд крупнейших стран переживали массовую безработицу и резкое сокращение доходов населения. Именно этот кризис заставил задуматься многих экономистов относительно обоснованности применения классической экономической теории.
      Оказалось, что в рамках этой концепции невозможно объяснить депрессию: классическая теория утверждает, что национальный доход зависит от предложения факторов производства и существующей технологии, но эти переменные не претерпели значительных изменений в период 1929-1930 г.г5.
      Величайшим  вкладом в понимание механизма  Великой депрессии (а также точкой отсчета современной макроэкономики) стала работа Джона Мейнарда Кейнса ’’Общая теория занятости процента и денег’’. Кейнс предположил, что именно сокращение совокупного спроса является причиной низкого уровня доходов и высокого уровня безработицы, которые характеризуют экономический кризисы.
      Прогнозирование спроса необходимо государству для  осуществления контроля над частным сектором, для повышения эффективности работы налоговых служб, а также для поощрения или попыток ограничения этого прогнозного спроса.
      Необходимо  сказать, что здесь речь будет  идти о рыночном (совокупном) спросе, который ‘’выражается в таком количестве товара, которое будет куплено определенной группой покупателей в определенном регионе в определенный период на определенных торговых предприятиях’’6. Рыночный спрос может быть выражен в натуральных, стоимостных или относительных величинах. Прогноз рыночного спроса делается на определенный период, чем больше этот период, тем сложнее делать прогноз.
      На  рыночный (совокупный) спрос влияет огромное количество факторов: экономические, социально-культурные, демографические, технологические и многие другие. Все эти факторы должны быть учтены при прогнозировании. Необходимо также отметить, что от уровня спроса зависит потребление, и на него действуют те же факторы, что и на спрос. Конечная цель прогнозирования спроса – оценить то количество товаров и услуг которые будут куплены (а не только то – которое могут и хотят приобрести потребители).
      Потребление составляет значительную часть ВВП  государства, поэтому ’’колебания  в потреблении являются важнейшими элементами подъемов и спадов в экономике’’3. Изменения в потреблении могут усилить воздействие экономический потрясений, также и величина мультипликатора бюджетно-налоговой политики определяется предельной склонностью к потреблению. Функция потребления утверждает, что потребление зависит от располагаемого дохода:
      С = С(Y – T)
      Располагаемый доход равен совокупному доходу (Y) за вычетом налогов (Т). Совокупный доход, в свою очередь может состоять из заработной платы, дохода на акции предприятий, каких-либо дополнительных денежных поступлений, а также сюда следует включать различные льготы, социальные пособия и т.д. На первом этапе Исследования предположим, что весь доход идет на потребление.
      Из  формулы видно, что государство  может влиять на потребление путем повышения или понижения ставок подоходного налога. Исходя из имеющегося уровня совокупного дохода, государство может прогнозировать уровень спроса в зависимости от ставок подоходного налога при прочих равных условиях (т.е. без воздействия к.-л. других факторов).
      ПУС = f(T)
      Т. е. Прогнозируемый уровень спроса равен функции от уровня подоходного налога. Чем больше процентная ставка налога, тем меньше человек будет потреблять, тем меньше будет прогнозируемый спрос.
      На  следующем этапе исследования следует  рассмотреть влияние уровня цен  на товары и услуги. Очевидно, что уровень цен оказывает сильнейшее влияние на потребление и уровень спроса на товары и услуги. Повышение уровня цен оказывает примерно такое же влияние, как и понижение уровня располагаемого дохода, т.е. существует обратная зависимость между уровнем цен и уровнем спроса. Соответственно, в нашей формуле появляется новая переменная Р – уровень цен.
      ПУС = f(T,P)
      Прогнозируемый  уровень спроса является функцией от процентной ставки подоходного налога и уровня цен.
      Любопытно, что Р. Барр считал ценообразование в советской экономике одним из важнейших компонентов планирования. Он писал: ’’Систему советских цен можно понять лишь в свете планирования экономики; она служит одновременно для содействия развитию экономики и для регулирования спроса и предложения на потребительские товары.’’7
      В случае излишка предложения понижение  цен позволяет увеличить покупательную способность населения; в обратном случае спрос будет сдерживать повышение цен. Однако в рыночной экономике государство не может прямо повысить или понизить цены.
      Для этого используются косвенные методы: повышение-понижение налогов (на предприятия, на отдельные виды товаров и услуг, на доходы населения), увеличение-уменьшение социальных пособий и выплат, создание льгот и т.д.
      Рассмотрим  эти показатели относительно прогнозирования спроса. Налоги, которыми государство облагает предприятия, прямо влияют на уровень цен, а через него на спрос и потребление. Однако обычно цены повышаются не на всю величину налога, а на какую-то его часть, также при прогнозировании необходимо учитывать то, что с момента повышения (понижения) налога и соответственного уменьшения (увеличения) спроса проходит определенное время.
      Такое же воздействие на цены, а затем  на спрос оказывают налоги, которыми облагаются определенные товары и услуги, а также налог с оборота. В советское время последняя ставка составляла 88% для водки, 40 – для икры и сигарет, 25 – для радиоприемников и 2% – для автомобилей.
      Следующие категории, которые необходимо учитывать  – это социальные выплаты и пособия, а также различные льготы. Повышение уровня социального обеспечения повышает покупательскую способность отдельных слоев населения и понижает покупательскую способность других (т.к. деньги для выплаты пособий берутся из налогов, соответственно или увеличиваются налоги или страдают другие направления государственного финансирования). Таким образом наша формула приобрела следующий вид:
      ПУС = f(Т,f(З,Тпр,Приб),СО)
      Где f(З,Тпр,Приб) = Р, т.е. уровень цен равняется  функции от уровня затрат, от налогов на предприятие и от прибыли.
      СО  – социальное обеспечение.
      Очень много исследований посвящено рассмотрению регулирования спроса. Один из исторических прецедентов управления спросом  представляет чрезвычайный интерес  с точки зрения развития макроэкономической теории. В период, предшествовавший первой мировой войне, экономика промышленно развитых стран функционировала в условиях золотого денежного стандарта.
      Однако  во время войны многие страны были вынуждены от него отказаться, так как должны были печатать деньги для оплаты издержек, вызванных войной. Однако в 1925 году Великобритания приняла решение вернуться к нему. Для этого правительство проводило жесткую ограничительную денежную политику, одновременно с этим ревальвировало фунт стерлингов, в результате чего его долларовая стоимость выросла на 10% 8
      . Эти действия вызвали резкое  падение совокупного спроса. А  результатом падения совокупного спроса стало резкое падение производства и рост безработицы. Эту политику критиковал Кейнс. Правительство Великобритании строило свои прогнозы, относительно совокупного спроса и предложения, исходя из классической теории, по которой вследствие падения спроса и соответственно падения цен (то к чему привела политика Черчилля), номинальная заработная плата должна была бы сократиться на достаточную величину (цены бы упали, на туже величину сократился бы и уровень заработной платы, в результате чего удалось бы избежать падения объема выпуска и роста безработицы). Кейнс доказывал, что этого не может. Работники не согласятся на уменьшение заработной платы, а согласятся на это только в случае резкого роста безработицы.
      Выше  были представлены экономические факторы  прогнозирования спроса. Однако нельзя ограничиваться только ими при прогнозировании  совокупного спроса.
      Необходимо  также учитывать политические факторы, причем как внутриполитические, так и внешнеполитические. Если в стране политическая ситуация накалена, то у жителей данной страны возникают сомнения относительно будущего. В результате этого велика вероятность того, что спрос населения будет завышен, т.к. жители будут стараться закупить товаров про запас.
        Соответственно, при зная это  государство должно регулировать  этот повышенный спрос – повышая цены, увеличивая налоги и т.д. Однако нельзя только экономическими мерами бороться с этим – должна проводиться успокаивающая компания в средствах массовой информации, сама острая ситуация должна быть разрешена как можно быстрее.
      Следующий важный фактор – это международная  обстановка. Возможно этот фактор не слишком сильно влияет на спрос населения на обычные товары и услуги, однако это влияет на спрос на такие специфический товар, как военная техника. Это не значит, что население стремится покупать ’’черные акулы’’, ’’акации’’, ’’МиГи’’, – это означает, что население предъявляет спрос на эти ’’товары’’ к государству.
      Географические особенности сильно влияют на структуру спроса. Действительно, трудно предположить, что в Австралии будут пользоваться спросом теплые вещи, тогда как в России спрос на них будет велик. Географические условия необходимо учитывать не только при прогнозировании спроса, но и при производстве товара (его конструктивные особенности д.б. различны для каждой отдельной страны). Например, практически все автомобилестроительные концерны поставляют в Россию автомобили приспособленные для российский условий.
      Однако  прогнозирование спроса это лишь одна из многих составляющих прогнозирования конъюнктуры рынка.
      Слово конъюнктура произошло от латинского ’’conjungi’’, означающего соединение, совокупность условий, ситуацию. Это  слово вошло во многие языки, в их экономическую и коммерческую лексику. Употребляется оно в таких сочетаниях, как общехозяйственная конъюнктура, конъюнктура рынка. В английском языке слово ’’конъюнктура’’ не привилось. Вместо него используются такие термины, как текущая ситуация в экономике, на рынке.
      Конъюнктура хозяйства представляет собой конкретное состояние процесса общественного воспроизводства в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности конъюнктурообразующих факторов.
      Конъюнктура включает в себя следующие области: производственный потенциал и его элементы, включая производственные ресурсы и максимальный выпуск продукции, отраслевую и производственную структуру хозяйства; рынок, его емкость и структуру; численность населения, уровень экономического развития, распределение доходов среди слоев населения, разделение труда в обществе, состояние производственных фондов; организационная структура хозяйства, включая фирменную структуру хозяйства, состояние концентрации, комбинирования и специализации производства и сбыта, государственное регулирование хозяйства; соотношение спроса и предложения на рынке; коммерческие условия реализации продукции9.
      Исследование  конъюнктуры строится на систематизации, обработке и анализе экономических  показателей и иной информации, характеризующей состояние экономики. Состав показателей и иной информации определяется целями конкретного исследования, будь то анализ длительных тенденций развития отрасли, изменения ее технико-экономических характеристик или анализ ситуации на рынке за относительно короткий отрезок времени или на определенный момент.
      Конъюнктура формируется и развивается под  влиянием многих факторов – экономических, политических, научно-технических, социальных и др. Все эти факторы можно разбить на постоянные и временные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его. Все они влияют на конъюнктуру во взаимодействии, одновременно дополняя, усиливая или ослабляя друг друга.
      Главная причина конъюнктурных колебаний  – циклический характер развития рыночной экономики. Однако конъюнктура, как правило, более динамическое явление, чем фазы цикла.
      Основная  сложность в изучении конъюнктуры (особенно при разработке прогнозов) заключается не в том, чтобы определить круг факторов и элементов ее формирования. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры состоит в установлении значимости, силы воздействия определенных факторов на формирование конъюнктуры, а также выявление ведущих факторов.
      Теперь  проведем анализ факторов особенно сильно влияющих на конъюнктуру, которые необходимо учитывать при разработке прогнозов.
      Первым  таким фактором является производство. При разработке прогноза учитываются анализ динамики производства в целом, выясняются главные причины изменения объема выпуска (изменение спроса, появление новых технологий, ввод дополнительных производственных мощностей). Рассматривается динамика производственных издержек, изменение численности занятого населения (в связи с производством).
      При прогнозировании учитывают наличие  резервных и ввод в действие новых мощностей, позициии государства по сдерживанию или расширению выпуска товаров, появление принципиально новых технологий производства, необходимо также учитывать динамику производства товаров за прошедшие периоды. Это особенно важно для традиционных производств, однако спрос на новые, наукоемкие изделия и соответственно их выпуск могут развиваться повышенными темпами даже в условиях депрессии и спада общехозяйственной конъюнктуры.
      Производство  оказывает огромное влияние на формирование конъюнктуры, но оно в свою очередь зависит от множества факторов, среди которых ведущую роль занимает спрос и потребление товаров и услуг. Поэтому необходимо исследовать спрос населения при прогнозировании конъюнктуры. Об особенностях прогнозирования спроса было сказано в первой главе, напомним только то, что на него воздействует множество факторов (экономические, политические, социальные и др.). При прогнозировании спроса учитываются ожидаемые размеры потребления, которые в свою очередь зависят от уровня доходов населения.
      Заключительным  и, пожалуй, наиболее ответственным  этапом работы является прогноз динамики и уровня цен. При его составлении учитываются развитие производства, потребления, международной торговли и другие показатели состояния и перспектив развития рынка. Принимается во внимание и движение цен в прошлом.
      При составлении прогноза очень важно  в полной мере учитывать специфику данного товара и обусловленные этим обстоятельством особенности поведения конъюнктуры рынка (спроса и предложения). Следует принимать во внимание и длительность изготовления товара. Так, несмотря на наступление кризиса, объем производства сложного, тяжелого промышленного оборудования (с циклом изготовления 1-2 года) обычно продолжает оставаться на высоком уровне еще в течение довольно продолжительного периода (полгода – год) и только затем начинает сокращаться.
      Для нашей страны наиболее важна мировая  конъюнктура на энергоносители, так как огромную роль в нашей экономике играет экспорт нефти и газа. Так кризис в России был усугублен резким падением мировых цен на нефть. Сейчас же, когда конъюнктура очень благоприятна (цена выросла более, чем в два раза10 , с наиболее низкой отметки около 9$ за баррель), наблюдаются позитивные сдвиги и в нашей экономике.
      Можно привести пример из истории США удачного прогнозирования конъюнктуры рынка. В начале войны, когда экономика перестраивалась на военные рельсы. Был сделан прогноз, относительно того, что мировая конъюнктура рынка каучука (в то время основного материала, использующегося для производства покрышек для автомобилей, самолетов и другой техники) резко ухудшится.
      Однако  вовремя принятые меры позволили  практически все покрышки и каучук оставить в руках государства (было запрещена продажа новых покрышек частным лицам, компании должны были отчитываться за каждый килограмм каучука государству). Это позволило государству обеспечить себя на период войны необходимым количеством этих товаров11 . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО_ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ООО «Апельсин» 

2.1 Характеристика  производственно- хозяйственной  деятельности предприятия розничной торговли  «Апельсин» 
 
 

      Объектом  исследования в данной выпускной  квалификационной работе является розничное торговое предприятие ООО "Апельсин" специализирующееся на торговле продовольственными товарами, алкогольными напитками, табачными изделиями.
     ООО "Апельсин" было образовано 29 декабря 2005 года. Полное официальное наименование организации: Общество с ограниченной ответственность "Апельсин".
     Местонахождение торгового предприятия: Московская область, г.Домодедово, ул. Зеленая, д.72 корп.2.
     Общество  имеет статус юридического лица и  создано для осуществления коммерческой деятельности и извлечения прибыли.
     Целью создания и деятельности ООО "Апельсин" является удовлетворение потребностей населения в продовольственных продуктах, работах и услугах, производимых и оказываемых обществом, извлечение прибыли и ее последующее распределение в интересах Участников Общества.
     Основным  видом деятельности является Общества является розничная торговля пищевыми продуктами, алкогольными напитками, табачными  изделиями.
     Общество  также вправе осуществлять следующие  виды деятельности:
    торгово-закупочная деятельность, оптовая торговля;
    организация общественного питания и отдыха;
    производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
    внешнеэкономическая деятельность;
    издательская и рекламная деятельность и т.д.
     Учредительным документом ООО "Апельсин" является Устав Общества с ограниченной ответственность "Апельсин", утвержденный общим собранием участников Общества от 29.12.2005 г. (приложение А).
     Магазин работает со следующими товарными группами:
    "Гастрономия" (все виды колбас, битая мороженая птица, мясопродукты, мясные консервы, сыры, маргариновая продукция);
    "Молоко, молочные товары" (молоко, молочно-кислые товары, майонез, консервированные продукты молочные и плодово-овощные);
    "Бакалейные товары" (сахар, соль, крупы, специи, приправы, кондитерские товары);
    "Хлеб, хлебобулочные изделия" (хлеб и булочные изделия, бараночные и сухарные изделия);
    "Бытовая химия" - был открыт в феврале 2006г. (парфюмерия, бытовая химия);
    Рыбные товары" (рыба мороженая, солёная, копчёная, рыбные консервы, морепродукты, масло растительное, замороженные полуфабрикаты);
    "Кондитерские товары" (чай, кофе, шоколад, конфетные, карамельные изделия, мороженое штучное, газированные напитки, настильные изделия);
    "Вино-водочный" отдел (ликеро-водочная продукция, табачные изделия,
    Cоки, минеральные воды, сопутствующая продукция).
     Для оценки эффективности деятельности торгового предприятия была разработана  система показателей, составляющих суть комплексного экономического анализа  эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
     Комплексный экономический анализ представляет собой всесторонний анализ хозяйственной деятельности предприятия или какой-то отдельной наиболее существенной стороны его деятельности на основе системного анализа. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 2008 – 2009 гг.
     Проведем  анализ структуры бухгалтерского баланса  ООО "Апельсин" за 2008 – 2009 гг. (таблица 1), (рисунок 1), (рисунок 2).
     Таблица 4 –
       Структура баланса ООО "Апельсин" за 2008 – 2009 гг.
Наименование  статей баланса 2008 год (тыс.руб.) 2009 год (тыс.руб.) Изменения (тыс.руб.)
1 2 3 4
ВНЕОБОРОТНЫЕ  АКТИВЫ 0 0 0
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Запасы 2018 1344 -674
Денежные  средства 0 627 627
Прочие  оборотные активы 0 2 2
Итого 2018 1973 -45
БАЛАНС 2018 1973 -45
КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ      
Уставный  капитал 252 252 0
Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) 1187 1649 462
Итого 1439 1901 462
ДОЛГОСРОЧНЫЕ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 0 0 0
КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Кредиторская  задолженность 579 72 -507
Итого 579 72 -507
БАЛАНС 2018 1973 -45
 
     Рис. 2 - Структура актива баланса ООО "Апельсин" за 2008 – 2009 гг 

       
 
 

     Рис. 3 - Структура пассива баланса  ООО "Апельсин" за 2008 – 2009 гг.
     
     За  рассматриваемый период итог баланса  увеличился. Из таблицы 4 и рисунка 2 видно, что структура актива баланса состоит только из оборотных активов.
       Как правило, у торгового предприятия  большую долю занимают оборотные  активы. В структуре оборотных  активов большую долю занимают  запасы. За рассматриваемый период  они снизились на 674 тыс.руб. и составили в 2009 году 1344 тыс.руб.
     В 2009 году также в активе баланса  появились статьи:
    денежные средства – 627 тыс.руб.;
    прочие оборотные активы – 2 тыс.руб.
     Рассмотрим  структуру пассива баланса (таблица 4), (рисунок 3).
     За  рассматриваемый период нераспределенная прибыль предприятия ООО "Апельсин" увеличилась на 462 тыс.руб. и составила 1649 тыс.руб. в 2009 году. А вот краткосрочные обязательства в виде кредиторской задолженности снизились на 507 тыс.руб. и составили всего 72 тыс.руб.
     Все это положительно характеризует деятельность данного предприятия и говорит о том, что данная "молодая" организация динамично развивается увеличивая свою прибыль и погашая задолженности.
     Далее необходимо проанализировать финансовую устойчивость предприятия ООО "Апельсин" (таблица 5).
     Таблица 5
     – Анализ финансовой устойчивости ООО "Апельсин"
Показатели На 31.12.2008 года
На 31.12.2009 года
1. Источники собственных средств 1439 1901
2. Внереализацонные активы 0 0
3. Наличие собственных оборотных средств 1439 1901
4. Долгосрочные кредиты и займы 0 0
5. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат 1439 1901
6. Краткосрочные кредиты и заемные средства 579 72
7. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат 2018 1973
8. Общая величина запасов и затрат 2018 1973
9. Излишек или недостаток собственных оборотных средств. -579 -72
10. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат -579 -72
11. Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат. 0 0
 
     Анализ финансовой устойчивости показал, что у предприятия нормальная финансовая устойчивость. Запасы и затраты полностью и без остатка покрываются собственными оборотными и привлеченными краткосрочными средствами:
     СОС<=ЗиЗ<= СОС+ДП+КП
     В дополнение к определению типа финансовой ситуации рассчитывают коэффициенты, характеризующие общую финансовую устойчивость (таблица 3), (рисунок 3).
     Таблица 6
     – Коэффициенты финансовой устойчивости
Коэффициенты На 31.12.2008 года
На 31.12.2009 года
Отклонения за весь период
1. Коэффициент автономии 0,71 0,96 0,25
2. Коэффициент концентрации заемного капитала 0,29 0,04 -0,25
3. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,40 0,04 -0,36
Продолжение таблицы 6
4. Коэффициент обеспеченности запасами и затратами 0,71 0,96 0,25
5. Коэффициент маневренности 1 1 0
     Рисунок 3 - Коэффициенты финансовой устойчивости
     
     Проанализировав коэффициенты финансовой устойчивости можно сделать следующие выводы: на начало периода коэффициент автономии составил 0,71, что выше рекомендуемых значений и за два года коэффициент увеличился до 0,96, что благоприятно характеризует финансовую устойчивость предприятия, а соответственно снижается и зависимость от внешних кредиторов. Коэффициент концентрации заемного капитала служит обратным коэффициенту автономии.
     Коэффициент соотношения собственных и заемных средств показывает, что на каждый рубль собственных средств приходится: на начало периода 0,40 руб., а на конец периода 0,04 руб. заемных средств. Соответственно снижение данного показателя свидетельствует об увеличении доли собственного капитала в формировании имущества предприятия.
     Коэффициент обеспеченности запасами и затратами указывает на сколько текущая деятельность предприятия финансируется за счет собственных средств. На начало периода данный показатель составляет 0,71, а на конец периода данный коэффициент увеличился и стал равным 0,96.
     Коэффициент маневренности характеризует соотношение источников собственных средств и величины оборотных средств. На протяжении анализируемого периода данный показатель не изменялся и оставался равным 1.Платежеспособность характеризует возможность предприятия своевременно погасить платежные обязательства денежными средствами. Предприятие может быть платежеспособным при отсутствии необходимой суммы свободных денежных средств, если для расчетов с кредиторами оно способно реализовать свои текущие активы.
     Для уточнения состояния ликвидности необходимо рассчитать коэффициенты ликвидности (таблица 4), (рисунок 4).
     Таблица 7
     – Коэффициенты ликвидности
Коэффициенты 2008 год 2009 год Отклонения за весь период
1. Коэффициент  абсолютной ликвидности 0 8,71 8,71
2. Промежуточный  коэффициент покрытия 0 8,74 8,74
3. Общий  коэффициент покрытия 3,49 27,40 23,91
 
     Рисунок 4 - Коэффициенты ликвидности
     
     Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств на расчетном счете. В 2008 году предприятие вообще не могло погасить данное обязательство, а в 2009 году оно полностью может погасить свои краткосрочные обязательства за счет средств на расчетном счете, как показывает коэффициент равный 8,71.
     Промежуточный коэффициент покрытия в 2009 году равный 8,74 показывает, что все краткосрочные  обязательства могут быть немедленно погашены за счет средств на расчетном  счете, поступивших от ценных бумаг  и поступлений по расчетам с клиентами.
     Общий коэффициент покрытия показывает какую часть текущих обязательств можно погасить мобилизовав все оборотные средства. За 2008– 2009гг. данный показатель был выше 1, что говорит о том, что предприятие уже на начальном этапе своей деятельности могло погасить все свои обязательства мобилизовав все оборотные средства.
     Проанализируем  выполнение плана по общему объему товарооборота ООО "Апельсин" в таблице 8.
     На 2009 год объем товарооборота планировался из расчета: фактический товарооборот за 2006 г. + 10%, т.е. 10555,67*1,1 = 11611, 23.
     Таблица 8–
       Выполнение плана по общему  объему товарооборота ООО "Апельсин", тыс. руб.
Показатели  2008 г. 2009 г. В % к 2008 г.
План  Факт  %
1 2 3 4 5 6
Объем продаж, всего 10555, 67 11611,2 13873,42 119,5 131,4
В том  числе:          
Продажа гастрономических товаров и вино--водочной продукции 6748 7422,8 8128,4 109,5 120,5
Продажа хлебобулочных изделий и кондитерской продукции 2321, 37 2553, 5 3448, 1 135, 0 148, 5
Продажа бытовой химии 1385, 3 1523, 8 2193, 92 144, 0
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.