На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно денежных отношениях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                         
        МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

           Кафедра экономических и финансовых  дисциплин 
       
       
       
       
       
       

          К У  Р С О В А Я   Р А  Б О Т А 

                   на тему: 

            Центральный банк  и его регулирующая  роль
                в кредитно – денежных  отношениях
                                    (по курсу «Экономическая теория») 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Студента 1 курса гр. Бу – 101
                    Факультета  экономики и 
                                           управления
                      Жарова  Д.В.
            Научный руководитель
                                                                           д.э.н., проф. Крылова Е.Б. 
       
       
       
       
       

Москва 2008 
 
 

                                        СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение………………….……………………………………………….3 

Глава 1. Сущность центрального банка…………………………………3
      Общие признаки центрального банка……………………………….3
      Специфика центрального банка……………………………………..6
      Типы центральных банков….………………………………………..7
      Отличие центрального банка от коммерческого…………………...8
      Структура центрального банка………………………………………10
 
Глава 2. Задачи и функции центрального банка……………………….11
2.1 Задачи центрального  банка………………………………………….11
2.2 Функции центрального  банка……………………………………….12 

Глава 3. Политика открытого рынка……………………………………15
3.1 Объекты политики  открытого рынка……………………………….15
3.2 Особенности политики открытого рынка центральных банков
      зарубежных стран.………………………………………………..….15
3.2 Особенности  операций на открытом рынке  России……………….18 

Глава 4. Методы и инструменты денежно кредитной  политики……..21
4.1 Характеристика  методов и инструментов денежно кредитной
      политики……………………………………………………………...21 

Заключение…………………………………………………………….....29 

Список литературы………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

        Учение о центральном банке – относительно молодая наука. В большинстве западных стран процессы формирования центрального банка завершились только в XIX веке а в ряде стран в начале ХХ века. Серьезные научные изыскания были редкостью, поэтому все это не могло не отразиться на эффективности управления денежным обращением . Банки подобного типа занимаются самыми разнообразными видами деятельности. Они не только проводят традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранят денежные средства клиентов, эмитируют платежные средства, но и управляют золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняет надзорную и контрольную функции .  Работая в сфере экономических отношений на макро и микроуровнях , центральные банки занимаются вопросами материально-технического обеспечения и эксплуатации вверенных им объектов и оборудования, располагают собственными технологическими центрами и информационными системами, собирают и обрабатывают соответствующую информацию.
          Сочетание экономических, организационных и материально-технических операций в известной степени вуалирует сущность центрального банка, делает его «многоликим» институтом.
         Наша задача состоит в том, чтобы во всем многообразии видов деятельности, выполняемых центральным банком, найти то главное, которое позволяет выделить данный институт среди других экономических субъектов. 

    Глава 1.  Сущность центрального банка. 

    1.1   Общие признаки  центрального банка 
     

         Для того чтобы ответить на вопрос, в чем состоит сущность центрального банка, необходимо, во-первых, определить, что наряду с его общими признаками является его спецификой, во-вторых, что составляет основу его деятельности, в-третьих, какова структура центрального банка.
         Анализ сущности предполагает прежде всего выделение тех специфических черт, которые отличали бы рассматриваемые явления ( предмет, процесс) от других. Предшествующий анализ показал, что центральные банки выполняют довольно широкий круг операций.
         Прежде всего о том, что центральные банки относятся преимущественно к сфере экономических отношений. Поэтому центральный можно охарактеризовать как экономический институт.
        В арсенале центрального банка преимущественно экономические методы регулирования, его денежно-кредитная политика основана на использование денег, кредита, процента, валютного курса как инструментов стимулирования экономического развития. Функционируя в сфере товарно-денежных отношений, центральный банк оказывается зависимым от степени их развития, их свертывание неизбежно приводит к упразднению банка.              Вместе с тем нельзя не признать, что это не может составлять его сущность, ведь экономическими видами деятельности заняты и другие экономические субъекты. Наша задача при раскрытии сущности состоит в ином- в показе всеобщего, свойственного для множества явлений, а в раскрытии особенного, специфики деятельности, отличающей центральный банк от других институтов.
          В перечне выполняемых центральным банком операции заметно и другое немаловажное свойство: в большинстве своем все они связаны с обменом.
          Поэтому на полном основании центральный можно назвать институтом обмена, обслуживающим переход материальных благ от одного экономического субъекта к другому. Нельзя, однако, утверждать, что в данной сфере экономических отношений функционирует только банк.
         Наряду с ним в фазе обмена функционируют и другие организации, в том числе торговые и посреднические. Деятельность центрального банка в сфере обмена продуктов и услуг, следовательно, не может быть отнесена к специфическим видам деятельности. Характеристика центрального банка  как института обмена выражает важную сторону его деятельности, где тем не менее проявляется не его специфика , а одна из сторон, свойственная деятельности и других экономических субъектов.
         В определенном смысле центральный банк- это торговый институт. Аккумулируя на своих счетах денежные средства клиентов (коммерческих банков), центральные банки осуществляют их перераспределение на возвратной основе, кредитуя временные потребности тех банков, которые нуждаются во временной денежной помощи в форме рефинансирования.
    В равной степени  это относится и к характеристике центрального банка как общенационального  учреждения. Действительно , нельзя не признать, что деятельность центрального банка     проявляется преимущественно на макроуровне  экономических отношений.
          Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безынфляционное  развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития всего общества и отдельных его граждан.
          Вместе с тем как юридическое лицо центральный банк осуществляет отдельные операции с конкретными другими экономическими субъектами.
    Вместе с  тем как юридическое лицо центральный  банк осуществляет отдельные операции с конкретными другими экономическими субъектами. Микроуровень  экономических отношений здесь проявляется в полной мере, однако центральный, в отличие от других банков, работает не на себя, а на экономику в целом. Это и дает нам право охарактеризовать его деятельность как деятельность национального института. Недаром в отдельных странах его называют национальным банком (например, Австрийский национальный банк), банком соответствующей страны (например, Банк Англии, Банк России, Банк Франции), государственным банком (например, ранее- Государственный банк СССР), подчеркивая тем самым общенациональный характер его деятельности.
          При всей важности  данного свойства центрального банка ( и здесь подчеркивающего своим названием привязанность его политики к политике центра, федерации страны и нации в целом) оно выступает, однако, тем качеством, которое присуще исключительно его деятельности. Известно, что практически во всех странах функционируют различного рода учреждения, проводящие политику государства в целом (например, различного рода пенсионные и инвестиционные фонды). Имеются  также банки, именуемые государственными кредитными учреждениями, первостепенной задачей которых является поддержка интересов государства в целом, а не отдельного юридического лица. Отдельные банки могут не иметь в своем названии статуса государственного банка( например, банки реконструкции и развития), но так или иначе они осуществляют политику государства в целом и его отдельных регионов и отраслей ( последнем случае, например, банки, поддерживающие развитие сельского хозяйства)
          В отличие от данных банков, выступающих как деловые государственные учреждения, деятельность центрального банка не носит коммерческого характера. Центральный банк представляет собой некоммерческую организацию.
           Согласно другой точке зрения, центральный банк относится к числу коммерческих организации, занимающихся предпринимательской деятельностью и получающих от нее доход.
    Конечно, деятельность центрального банка развертывается в сфере экономических отношений. И как всякое экономическое учреждение он предоставляет экономическим субъектам свои продукты и услуги и так же, как и коммерческие банки, получает за них определенную плату, компенсирующую его затраты. В этой части такая деятельность может рассматриваться как разновидность предпринимательской. Однако в отличие от коммерческих организаций получение прибыли не служит основополагающим мотивом, целью деятельности центрального банка.
    «Предпринимательской» деятельность центрального банка является и в том смысле, что он, функционируя как субъект экономических отношений, непременно что-то предпринимает, делает и поэтому считается предприятием.1
          Вместе с тем центральный банк, безусловно, нельзя назвать предприятием в общепринятом значении этого понятия , отображающего деятельность промышленного, сельскохозяйственного, строительного предприятия, производящего материальный продукт, либо торгового, осуществляющего обмен продуктами товаропроизводителей.
          С другой стороны, центральный банк производит продукт (в этом смысле, как отмечалось, он- предприятие), конечно же, он «торгует» деньгами ( и в этом смысле, он –предприятие). Но деятельность центрального банка- это особый вид деятельности.
        Определение центрального банка как предприятия вряд ли приближает нас к раскрытию его сути, ибо в экономическом пространстве функционирует множество самых разнообразных предприятий, все они что-то производят в факте такого рода «предпринимательской» деятельности мы вряд ли сможем заметить такое свойство, которое присуще исключительно центральному банку и не проявляется в других экономических субъектах. Дело не в том, что определенный экономический субъект обязательно действует предпринимает , а что при этом он производит.
         Характеристика центрального банка как предприятия может подчеркивать лишь производительный характер его деятельности, целью которой, как отмечалось, не является получение прибыли. Нельзя учитывать и того, что центральный банк по своей сути не некий магазин, база по торговле товарами. Кредиты, которые он предоставляет, бесспорно, обслуживают обмен, перераспределение материальных благ. Кредитная деятельность не есть собственно торговая деятельность, где, в отличие от торговли, действуют не продавец и покупатель, а кредитор и заемщик. В отличие от торговли, обслуживающей обмен, кредит обслуживает «обмен, разделенный во времени», когда между актом передачи ссуженной стоимости и получением эквивалента проходит определенный промежуток времени.      Существенное отличие торговли от кредита состоит в том, что при продаже товаров их собственник меняется, собственность переходит от продавца к покупателю. При кредите собственность на ресурсы, передаваемые банками во временное пользование, остается у кредитора, заемщик получает ссуженную стоимость лишь во временное пользование с обязательством ее возвращения. 

    1.2 Специфика центрального банка 

           Продукт центрального банка является результатом его деятельности, результатом, во-первых, коллективного труда персонала банка как целого, а не отдельного его служащего.Результат этой деятельности, во-вторых, отображает разнообразие направлений функционирования центрального банка.
         При этом важно иметь в виду, что при раскрытии сущности центрального банка необходимо рассматривать его деятельность на макроуровне , по отношению к экономике в целом. Известно, что отдельные его операции могут вообще в определенный период времени им не проводиться, однако от этого он не перестает быть банком. Раскрытие сущности банка требует анализа совокупности банковских операций, осуществляемых на протяжении длительного исторического развития.
        Как любой коммерческий банк центральный банк выполняет ряд основополагающих операций, конституирующих суть банка как такового. С позиции общей теории банк на протяжении длительного исторического развития становился таковым вследствие закрепления за ним денежно-кредитных операций, составляющих основу его экономического оборота. Так же как и любой банк, он может осуществлять кредитование, производить расчеты, принимать на хранение денежные средства других экономических субъектов, эмитировать платежные средства. Основа деятельности банка как такового заключена в выполнении им именно этих денежно-кредитных операций. Эти виды деятельности являются главными.
           Известно, что соотношение, структура операций в общем балансе банков может быть различной. Банк, к примеру, на определенном этапе может не принимать вклады физических лиц или не открывать своим сотрудникам счета в своих подразделениях, свести к минимуму выдачу новых кредитов,
    от этого, однако, он не перестает быть банком. Здесь важен общий итог: в балансе банка денежно-кредитные операции составляют основу его хозяйственного оборота 

    1.3 Типы центральных банков 

         Если с этой точки зрения посмотреть на центральный банк, то его отличие от коммерческого банка будет обозначено довольно заметно. Многое здесь будет зависеть от типа центрального банка. Их два.
         Для центрального банка первого типа характерно совмещение кредитования с операциями по эмитированию платежных средств, в том числе выпуском наличных денег в обращение. Так обстояло дело, например, в СССР, когда Государственный банк СССР выполнял роль центрального банка, был единым кредитным и расчетным центром и ему принадлежало право выпуска денег в обращение. В этом случае государство придерживалась правила «единого котла», согласно которому главному банку страны дозволено было печатать деньги, пускать их в обращение и использовать их в качестве ресурса для кредитования хозяйственных субъектов.2
          Практически это было лишь модификацией той модели которая существовала в Российской империи до 1917 г., а также на определенном историческом отрезке времени была принята и некоторыми другими европейскими странами. Лишь постепенно эти страны перешли на другую модель.
          Для центрального банка второго типа характерно разделение «единого котла» на две составляющие: эмиссионное дело было отделено от кредитной деятельности. Кредитованием нефинансового сектора стали заниматься коммерческие банки. Само по себе кредитование центральными банками второго типа имеет уже не столь широкие масштабы в отличие от коммерческих банков, где кредитная деятельность, как правило, является преобладающей.
         По-прежнему оставаясь денежно-кредитным учреждением, центральный банк второго типа меняет соотношение между операциями, смещает их сторону выполнения большей части денежных операций, в том числе посредством эмитирования наличных денег в обращение. Разумеется центральный банк в силу особой своей специализации, связанной с обслуживанием макроуровня  экономики, начинает выполнять и другие операции, отличающие его от коммерческого банка, однако от этого он не становится чем-то иным, отличным по своей сущности от банка как единого экономического образования. 

    1.4 Отличия центрального банка от коммерческого банка 

          И тем не менее центральный банк, являясь видом банка, отличается от других его разновидностей. Отличие, как уже отмечалось, состоит в том, что он работает на макроуровне экономических отношений, обслуживает общие народно-хозяйственные потребности, делает то, что не делает ни один другой банк, эмитируя в экономику наличные деньги. Отличие  центрального банка от коммерческого можно обнаружить по другим параметрам.
          По целевой ориентации. Получение прибыли, как уже отмечалось, не является целевым мотивом деятельности центрального банка. В отличие от последнего коммерческий банк, напротив, работает ради прибыли.
    По типу собственности. Капитал центральных банков, как  будет показано в дальнейшем, чаще всего принадлежит государству, тогда как для коммерческих банков в рыночной экономике наиболее характерна акционерная форма собственности на капитал.
          По численности и капитальной базе. В каждой отдельной стране функционирует свой единый национальный центральный банк; коммерческих банков в зависимости от национальных традиций, масштабов экономики и размеров территорий могут быть десятки, сотни и даже тысячи.
    Естественно поэтому по капитальной базе коммерческие банки разделяют на большие, средние  и малые кредитные учреждения. Делить центральные банки по объему капитала не приходится, так как в каждой отдельной стране центральный банк только один.
          По направлениям деятельности. Коммерческие банки, осуществляя определенный набор услуг, могут быть как универсальными, так и специализированными. Подобный критерий классификации центральных банков изменен, ибо по своему статусу, делегированным ему полномочиям он выступает универсальным денежно-кредитным учреждением, выполняющим широкий круг операций и услуг.
          По отраслевой направленности. Часто коммерческие банки сосредоточиваются на обслуживании определенной отрасли хозяйства.
    Свою приверженность к отраслевой направленности они  подчеркивают даже в названии. В  разных странах функционируют например, внешнеторговые, экспортно-импортные, промышленные, сельскохозяйственные, нефтяные, газовые, морские, авиационные и подобные им банки, у основания или главными клиентами которых выступают предприятия соответствующей отрасли экономики. Разумеется, центральные банки, деятельность которых обеспечивает общие народнохозяйственные потребности, не могут быть отраслевыми по своей природе.
          По региональному признаку. В соответствии с характером своей деятельности центральные банки являются национальными учреждениями, обслуживающими экономических субъектов по всей территории страны. В контексте поставленных перед ним задач они вступают также в международные валютно-кредитные отношения. Коммерческие банки могут подразделяться  на  региональные (местные), городские, межрегиональные, международные.
           По клиентам. Клиентами как центральных, так и коммерческих банков являются юридические и физические лица. Принципиальное отличие, однако, состоит в том, что центральные банки не обслуживают непосредственно товаропроизводителей (за исключением случаев, когда в той или иной местности отсутствуют учреждения деловых банков), клиентами центрального банка выступают коммерческие банки, обслуживающие конкретных агентов экономики, правительственные, военные и другие учреждения.
          По законодательству. Чаще всего центральные и коммерческие банки регулируются различными видами законодательства. Деятельность центрального банка-это область применения публичного права, деятельность коммерческого банка-область применения хозяйственного права, особых законов, регулирующих деятельность банков как коммерческих структур.
         По характеру подчиненности (подотчетности) центральные банки как субъекты, представляющие государственную власть в денежной сфере, чаще всего подотчетны только законодательной власти.
    Коммерческие  банки подотчетны только своим акционерам, перед которыми на годовом собрании оглашают итоги своей работы за отчетный период.
         Начало деятельности центрального банка учреждается актом верховной государственной власти. Государственный банк Российской империи, например, был учрежден Указом Российской империи, Центральный банк Российской Федерации.- Указом Президента Российской Федерации.
    Начало деятельности коммерческого банка кладет получение  им в центральном банке лицензии. Таких лицензий может быть несколько, в том числе лицензия на осуществление валютных операций.
          Поскольку центральный банк имеет национальную значимость и большая часть его капитала чаще комплектуется на государственном уровне.
    В Российской Федерации, например, для проверки деятельности Банка России назначается аудиторская организация с высокой профессиональной репутацией. По отдельным вопросам деятельности Банк России может проверяться Счетной палатой Российской Федерации.
         Надзор и контроль  за работой коммерческих банков могут осуществлять либо специально уполномоченные правительственные учреждения, либо центральные банки. 

    1.5 Структура центрального банка 

         Ранее отмечалось, что вопрос о сущности центрального банка требует также раскрытия его структуры. Разумеется, речь идет не о структуре аппарата управления банком, это особый разговор. Структура банка с позиции его сущности - это такое его построение, которое дает ему возможность функционировать как специфическому учреждению. Структура требует такой совокупности элементов, которая обеспечивает функционирование банка как целого.
         В структуре центрального банка, как и всякого другого банка, имеется четыре блока.
         Первый блок- это банковский капитал, отображающий в большинстве случаев капитал национальных центральных банков как часть капитала, выделяемого государства при организации данного учреждения. В дальнейшем будет показано, что капиталом центрального банка могут быть средства, не только выделяемые из ресурсов соответствующего государства, но и сформированные за счет акционеров, в том числе юридических и физических лиц, без участия государства. В отличие от капиталов промышленности и торговли, капитал центрального банка чаще всего образуется с помощью ресурсов государственного бюджета.
         Второй блок охватывает специфическую деятельность центрального банка, в совокупности выполняющего денежно-кредитные операции, составляющие основу его экономического оборота, и в отличие от коммерческих банков осуществляющего эмиссию наличных денег в обращение.
         Главным принципом деятельности центрального банка является защита экономических интересов государства, прежде всего в сфере регулирования денежного оборота. Деятельность подобного рода носит при этом независимый характер. Выступая как юридическое лицо во взаимоотношениях со своими клиентами, центральный банк руководствуется принципами взаимной обязательности, ответственности.
         Третий блок-это особая группа людей, обладающих знаниями и навыками в сфере банковского дела, регулирования денежно-кредитных отношений. Персонал центрального банка является государственными служащими.
         Четвертый блок, который выходит за рамки экономической теории, часто называют производственным, ибо он охватывает банковскую технику, здания, сооружения, средства связи и коммуникации, информационные системы, определенные виды производственных материалов. Разумеется, без такого блока, так же как без совокупности каждого отдельного другого блока, структура оказалась бы незавершенной, центральный банк не представлял  бы собой целого явления, способного к специфическому функционированию.
         Итак, анализ показал, что центральный банк нельзя назвать предприятием в общепринятом значении этого слова.
    Термин «предприятие»  не только не приближает нас к раскрытию  сущности центрального банка, но, напротив, отделяет от познания его специфических свойств, не выделяя его разряда других экономических субъектов. Исходным словом, выражающим общественный характер деятельности центрального банка является  «институт».Поставить точку мы здесь, однако, не можем, так как при всей важности исходного термина в нем пока недостаточно выражается специфика, основа деятельности и структура.
    Именно из этих трех компонентов в конечном счете и складывается понимание  сущности центрального банка.
           Анализ также показал, что отдельной сущности центрального банка вне сущности банка как целого явления не может быть. Центральный банк как банк представляет собой денежно-кредитный институт. Центральному банку свойственны и некоторые черты, отличающие его от коммерческого банка. Оставаясь по сути банком, он в своей деятельности приобретает определенные особенности, отделяющие его от других видов банка.
    На микроуровне, предоставляя услуги коммерческим банкам и другим экономическим субъектам, центральный банк своей деятельностью  в большей степени смещается в сторону  обслуживания макроуровня  денежно-кредитных отношений.
            Основой его деятельности становится реализация общественных, общенациональных интересов в сфере регулирования наличного и безналичного денежного оборота. Как мы увидим в дальнейшем, центральные банки преимущественно концентрируют свое внимание на укреплении стабильности национальной денежной единицы, укреплении валютного курса, противодействии инфляции.
    Все это позволяет  нам определить центральный банк как общественный денежно-кредитный институт, регулирующий денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах. 
     
      Глава 2. Задачи и функции центрального банка 

    2.1 Задачи центрального  банка 

         В соответствии со своей сущностью и целевой ориентацией задачи центрального  банка в основном сосредоточены по следующим направлениям:
    1) по отношению  к экономике в целом
    2) по отношению  к правительству;
    3) по отношению  к банкам и банковской системе;
        Задачи  касающиеся экономики в целом  прежде всего связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами.
       Будучи  частью государственного устройства , обеспечивая вместе с правительством  развитие экономики , центральный  банк предоставляет ему в рамках  своей сущности необходимую помощь  в реализации экономических программ, при надобности покрывая сезонные разрывы в накоплениях , размещая государственные ценные бумаги
        По  отношению к банкам центральный  банк является «банком банков»  . Его задача состоит в том  , чтобы при необходимости быть  кредитором последних инстанций , поддерживая их ликвидность, там где он обладает полномочиями надзора , его задачи связаны с обеспечением эффективной деятельности кредитных учреждений. 
     
     
     
     

    2.2 Функции центрального  банка 

         Цели и функции центрального банка зачастую смешиваются. Между тем каждое из понятий имеет содержательную нагрузку и не может отождествляться друг с другом.
         Функция-это сама деятельность, определяемая спецификой предмета, тогда как цель-это то, ради чего она совершается, что составляет ее результат
    В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации»3 установлен перечень из 18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствий с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:
    1)функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая);
    2) функция  нормативного регулирования (нормативно-творческая);
    3) операционная  функция;
    4)информационно-аналитическая функция;
    5)надзорная  и контрольная функции. 
     

          В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:
    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
    монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.
      

        В данной функции просматривается назначение банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике. 

          Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает:
    разработку правил ведения банковских операций;
    определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;
    разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
 
         Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов.
    Операционная функция позволяет Банку России:
    осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;
    управлять своими золотовалютными резервами;
    обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
 
          Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразный перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям  

        В соответствии с информационно-аналитической функцией Банк России:
    проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
    участвует в разработке прогноза платежного баланса страны, организует его составление;
    устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.
         Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономических субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляет важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития.
          Надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России:
    надзор за деятельностью банков и банковских групп;
    государственную регистрацию банков, выдачу им лицензии на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;
    регистрацию банками эмиссионных бумаг;
    валютное регулирование и валютный контроль.
         Данные полномочия позволяют Банку России выполнять целевые ориентиры, направленные в том числе на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечения законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков.
         В соответствии с законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и нормативными актами. 
     

    Глава 3 .  Политика открытого рынка. 

    3.1 Объекты политики  открытого рынка 

         К основным ценным бумагам, с которыми совершаются операции на открытом рынке, относятся наиболее ликвидные ценные бумаги, активно обращающиеся на вторичном рынке, риск по которым крайне незначителен.       Такими ценными бумагами являются различные обязательства,  эмитируемые денежными властями:
    долговые сертификаты (Банк Нидерландов, Национальный банк Дании, Банк Испании, Европейский центральный банк);
    финансовые векселя (Банк Англии, немецкий Бундесбанк, Банк Японии);
    облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили, Банк России).
 
         Выбор ценных бумаг зависит от степени развитости финансового рынка и независимости центрального банка, его возможности проводить операции не только государственными ценными бумагами, но и с бумагами других эмитентов.
         Открытость экономики и ее зависимость от динамики обменного курса национальной валюты увеличивает операции и с иностранными долговыми обязательствами (Норвегия, Австрия, Дания).
         Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.
         Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово кредитных учреждений.
          Операции на открытом рынке больше приспособлены к кратковременным конъектурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.
    Центральные банки развитых стран уделяют все большее внимание развитию данного инструмента денежно-кредитной политики, так как операции на открытом рынке в настоящее время-это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков при развитом финансовом рынке. 

    3.2 Особенности политики  открытого рынка  центральных банков  зарубежных стран 

         На начальном этапе развития операции на открытом рынке в США Федеральная резервная система приобретала ценные бумаги федерального правительства главным образом для того, чтобы получить достаточное количество приносящих прибыль активов, если доход от предоставленных федеральными резервными банками кредитов и ссуд оказывался по каким-либо причинам недостаточным. Большинство федеральных резервных банков сочли, что наиболее удобным местом проведения таких сделок является Нью-Йорк, и именно здесь в 1920-е годы неформальный комитет, составленный из представителей всех двенадцати федеральных резервных банков, начал координировать свои действия по ценным бумагам федерального правительства
         Практически сразу же после начала своей деятельности этот орган начал влиять на состояние экономической системы, компенсируя посредством соответствующей купли-продажи ценных бумаг обращение золота в экономике и создавая дополнительные резервы для системы коммерческих банков. Законодательно деятельность Федерального Комитета открытого рынка (ФКОР) была оформлена и легализована лишь после принятия Закона о банках 1935 г. Федеральный комитет открытого рынка руководит текущими операциями на открытом рынке ценных бумаг.
         На своих собраниях члены ФКОР рассматривают сложившиеся экономические условия и определяют наиболее подходящую, по их мнению, денежно-кредитную политику и направления ее развития. После того ФКОР готовит директивное распоряжение для Управляющего текущими операциями, который одновременно является  и вице-президентом       Федерального резервного банка Нью-Йорка. Это распоряжение не конкретизирует его дальнейшие действия. Управляющий текущими операциями на открытом рынке сам принимает решение, где, как и сколько приобретать либо продавать ценных бумаг федерального правительства, необходимых для достижения поставленных в директивном распоряжении целей.
          Помимо директивных мер, ФРС предпринимает на открытом рынке ценных бумаг «защитные»  операции, направленные не на изменения денежно-кредитных отношений, а для компенсации нежелательных изменений в структуре банковских резервов. Например, до 1971 г потребовалось провести ряд защитных операций на открытом рынке, чтобы компенсировать наблюдающийся  с 1957 г  отток золота из США.4
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.