На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская Культура XIX вв

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Иркутский государственный  университет»
Филиал  в г. Братске
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 

По  дисциплине: Культурология 

Тема: Русская Культура XIX вв. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: студент группы
    Мз-07-03                                                                                   Коврова В.Г. 
     

    Проверил:                                                                                Жарков И.А. 
     
     
     
     
     
     

Братск, 2008г. 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

    Русская культура XIX вв. Интеллигенция и ее роль в истории России……………………………………………..3
    Основные факторы и тенденции культурного развития………………………………………………………………4
    Фольклористика…………………………………………….7
    Литература и драматургия……………………………….8
    Музыка………………………………………………………..17
    Театр…………………………………………………………..22
    Архитектура………………………………………………….24
    Живопись………………………………………………….....26
    Список использованной литературы…………………29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русская Культура XIX веков. Интеллигенция и ее роль в истории России. 

            В истории тысячелетней культуры Руси XIX век занимает особое место. Это время небывалого развития художественной классической литературы, имеющей всемирное значение.
            На формирование этого типа культуры оказали влияние следующие события:
    ¦ Отечественная  война 1812 года;
    ¦ реформы Александра
    ¦ отмена крепостного права;
    ¦ «хождение» в народ;
    ¦ западноевропейские революции и их отражение в  российском сознании;
    ¦ распространение  марксизма.
«Золотой  век» этой культуры начался рождением  А.С. Пушкина, дав великую неоантичную  ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева. Между «золотым» и «серебряным» веками русской культуры находится этап, который может быть охарактеризован социокультурной доминантой «народ и социум» (60-70 гг.) В этот период небывалое развитие получили все основные виды искусства (живопись, музыка), но универсальной формой общественного самосознания становится литература. Именно литература задает систему ценностей, образцов поведения, жизненных приоритетов (между тем здесь необходимо помнить, что сказанное относится, прежде всего, лишь к небольшой части общества, поскольку, согласно переписи населения, в России 1897 года грамотных было чуть более 20%). 
 

Основные факторы и тенденции культурного развития.     

       XIX столетие вошло в историю России как время невиданного расцвета культуры, так что за ним прочно укрепился эпитет «классическое время». В этот период завершился процесс складывания русского литературного языка, культура сформировалась как национальная. Ее представителями были созданы произведения, ставшие по своему уровню бессмертными образцами для всех последующих поколений.
     Другая особенность культурного развития  в XIX вв. в том, что, достигнув небывалого взлета художественного творчества, Россия дала миру великие памятники. Практически во всех областях духовной культуры – живописи, музыке, архитектуре, науке, технике, философии, театральном искусстве и, особенно, литературе. XIX вв. отличился большими успехами в развитии художественного творчества многих европейских стран США, но ни в одной из них не наблюдалось такого небывалого одновременного расцвета всех видов искусства. В XIX столетии литература в европейских странах играла ведущую роль, но достижения в русской литературе были столь значительными, что XIX вв. назвали золотым веком русской литературы.
            Такой расцвет культуры обусловлен рядом факторов. Литературно-художественная жизнь предопределялась и была тесно связана с происходящими сдвигами в социально-экономическом строе, развитии общественно-политической мысли, изменениями в системе образования, расширением межгосударственных связей страны.
            При оценке общих условий развития российской культуры в XIX вв. нельзя забывать, что в этом столетии ведущий класс российского общества – дворянство – претерпело такие потрясения, как потерю сначала монополии на землю, а затем – монополии на крестьянский труд (отмена крепостного права). Нельзя забывать, что XIX вв. стал временем формирования индустриальной цивилизации – в России проходил промышленный переворот, и она существенно повысила свой технический уровень. Потребности растущего промышленного производства стимулировали развитие научно – технической мысли. XIX столетие может по праву называться эпохой высшего взлета научной мысли России. Среди научных изысканий выделялись фундаментальные исследования во многих отраслях науки – математике, физике, физиологии и др. Многие из русских ученых стали лауреатами Нобелевской премии.
            XIX вв. стал временем реформирования системы образования. И хотя оно было непоследовательным, значительное влияние оказали либеральные идеи Александра II.
            Особенно сильный толчок был дан развитию начальной ступени образования. Наряду с действовавшими одногодичными церковно-приходскими школами повсеместно открывались трехгодичные земские школы, преподавали в которых представители прогрессивной местной интеллигенции. Средняя степень образования включала гуманитарные классические гимназии и реальные училища. Девочки обучались в женских гимназиях и епархиальных училищах.
            Университетский устав 1863 г. предоставил университетам страны широкие права автономии. Это сказалось на увеличении численности студентов, демократизации контингента учащихся повышении уровня выпускников. В Петербурге и Москве впервые были открыты Высшие женские курсы, готовившие учителей и врачей.
            В конце столетия трехступенчатую систему образования дополнили новыми  структурами – была создана сеть коммерческих училищ, дававших среднее семилетнее образование.
           Большие перемены коснулись в начале XX вв. высшей школы. В условиях революционного подъема в стране правительство восстановило автономию высших учебных заведений, которая была запрещена в годы царствования Александра III. Расширилась сеть университетов – их стало 9. В крупных центрах страны появлялись новые технологические, политехнические и педагогические институты. Широкое распространение получили частные высшие учебные заведения.
           Огромное влияние на подъем, и взлет духовного развития российского общества начала  XIX вв. имела победа в Отечественной войне 1812г. Только русский народ во главе с фельдмаршалом М.И. Кутузовым смог остановить наполеоновскую агрессию и помог Европе сбросить оковы Бонапарта. После этого звезда Наполеона угасла, а международный авторитет России значительно возрос. Победа в этой войне вызвала патриотический подъем и рост национального самосознания многих русских людей, захваченных грандиозными историческими событиями.
            Подъем культуры в России XIX вв. совпал с началом активного революционно-освободительного движения. Все ее сферы превратились в арену ожесточенной идейной борьбы. Литература и журналистика сконцентрировалась на обсуждении вопросов о судьбах нации и страны, заняв резкую обличительную позицию по отношению к самодержавию. Ода «Вольность» и «Послание в Сибирь» А.С. Пушкина, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», знаменитое письмо В.Г. Белинского Н.В. Гоголю – эти лучшие образцы отечественной словесности определили критический характер развития русской литературы.
           Критицизм сознания передовых деятелей эпохи углублял широко развернувшийся процесс демократизации культуры. Он был связан с приходом в нее представителей непривилегированных сословий, так называемых разночинцев, обнаруживавших живейший интерес к теме «бедных людей». Так в культуру вошла тема народа. Отныне она станет определяющей для духовных поисков русской интеллигенции. 
 

Фольклористика.   

Глубокому усвоению народных корней культуры способствовало серьезное увлечение фольклором. Ни одно классическое произведение столетия не избегло, воздействия устного народного творчества относится. Это, в свою очередь, способствовало росту национального самосознания, пониманию единства русской  и мировой культуры.
           Начало систематического изучения народного творчества относится к 30-40-м годам XIX вв., хотя его предпосылки были заложены в начале столетия.
           В 1804 г. Киршей Даниловым был создан, издан первый русский сборник фольклора «Древние российские стихотворения». При Московском университете в 1814 г. создается Общество любителей российской сословности. Особенно большой вклад в собрание и изучение фольклора сделали славянофилы братья К.С. и И.С. Аксаковы и П.В.Киреевский. Десятитомное издание народных «Песен» П.В. Киреевского из-за суровых цензурных ограничений вышло только в эпоху реформ, в 60 – 70-е годы.
            Всю свою жизнь (свыше 50 лет) посвятил созданию «Толкового словаря живого великорусского языка» (содержащего свыше 200 тыс. слов) писатель, этнограф В.И. Даль (1801 – 1872). Писатель-ученый также собрал, подготовил и издал сборник «Пословицы русского народа», содержащий более 30 тыс. пословиц, поговорок, прибауток.
            Народные сказки собирал русский литературовед, историк, этнограф, представитель мифологической школы А.Н. Афанасьев (1826 – 1871). Он издал восемь выпусков «Народных русских сказок». Его главный труд «Поэтические воззрения славян на природу» посвящен историко-филологическому анализу языка славян и их фольклора.
            Более 200 былин и исторических песен, записанных в Прионежье, опубликовал фольклорист Н.Н.Рыбников. Активно собирал, изучал и использовал в своих произведениях фольклорные источники писатель-революционер П.И. Якушин. 

Литература и драматургия.   

Среди прочих видов искусства на первое место выходит литература, она задает тон общественно-политической мысли и общественному мнению. В условиях огосударствления культуры литература выжила, не снизив уровня идейности. Этого ей удалось достичь благодаря иносказанию, метафоричности. Эти ее свойства позволяли ей говорить со всеми обо всем. Фигура писателя возвысилась как никогда. Своей властью над умами общества писатель превосходил даже святителей церкви.
            Основной феномен пореформенного времени – обличительство. Оно диктовалось условиями 60-х годов: либеральные реформы ослабили цензурные и карательные функции власти. Центральной фигурой литературы становится бунтарь, нигилист, революционер.
            Еще одно свойство было присуще русской литературе, особенно трети столетия. В одном времени и пространстве она совмещала разнообразие двух ведущих стилей – романтизма и реализма.
            Для романтизма характерны изображение сильных человеческих страстей, одухотворение природы, идеализация национального прошлого, интерес к сильной неординарной личности.
            Наиболее известный представитель русского романтизма – поэт В.А. Жуковский (1783-1852), для творчества, которых характерны меланхолические мечтания, интерес к интимно-душевным переживаниям и образам народной фантастики. Эти черты воплощены в таких балладах, как «Людмила», «Светлана» и др.
            Представитель революционного гражданского романтизма – К.Ф. Рылеев (1795-1826), автор лирических произведений, исторических «Дум», поэм  «Войнаровский», «Наливайко», в которых содержатся политические ассоциации. Пафос революционной гражданственности и призыв к борьбе с самодержавно-крепостническим строем выражены в одах и поэмах В.К. Кюхельбекера (1797 –1846) «Смерть Байрона», «Тень Рылеева» и др.
            Реализм, зародившийся в последней трети XVIII  вв., окончательно утвердился на русской почве в 30-е годы XIX вв. впервые с художественной небывалой силой он прозвучал в творчестве трех титанов русской литературы А.С. Пушкина, М.Ю Лермонтова и Н.В. Гоголя.
            У истоков русской литературы XIX – XX вв. стоит гений А.С.Пушкина (1799 - 1837). Он основатель русской литературы, создатель литературного языка. Одна из его заслуг в том, что он раньше и глубже всех своих современников понял огромную роль литературы, как органа русской общественной мысли, как фактора духовного развития нации. Н.Г. Чернышевский отмечал: «Он первый возвел у нас литературу в достоинство национального дела». О роли поэта Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Пророк».
            Пушкин прожил всего 37 лет. Но за короткий по историческим меркам срок совершил исторический подвиг: создал недосягаемые по совершенству произведения; огромно их число. Поражает  универсальность его поэтического дарования – им созданы произведения в самых различных жанрах (лирические и философские стихи, оды, поэмы, сказки, драматургические и прозаические произведения, критические, публицистические и исторические труды).
            Творчество Пушкина многогранно по охвату поставленных в нем проблем, относящихся как к задачам самой литературы, так  и общественной жизни россиян. Так, в исторической драме  «Борис Годунов» это проблема народа как движущей силы истории. В работе над этой драмой созрел художественный реализм Пушкина.
            Проблема личности и государства – содержание поэмы «Медный всадник». Демократические тенденции творчества поэта ярко проявились в «Повестях Белкина», впервые в русской литературе поднявшего тему маленького человека («Станционный смотритель»).
            Глубокое проникновение в психологию человеческих страстей отличает «Маленькие трагедии».  Здесь верное и многостороннее изображение характеров, острый драматизм и поразительная сжатость художественной формы. Здесь необыкновенно проявилась гениальная способность Пушкина проникать в жизнь других народов – он рисует психологию страны и нравы людей любой национальности и любой исторической эпохи. Белинский отмечал, что Пушкину ничего не стоило быть гражданином всего мира, он называл поэта «мирообъемлющим гением».
            В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин раскрыл отношения личности (понятой им как социальный продукт среды и обстоятельств) и общества. Этот роман – блистательный зачин русского реалистического романа XIX в., определивший национальную традицию и пути дальнейшего развития русского искусства.
           М.Ю. Лермонтов (1814-1841) – второй великий поэт России. В 1837 г. За стихотворение «Смерть поэта» был сослан в действующую армию на Кавказ. Стихи на смерть Пушкина – неприкрытое обвинение существующему государственному строю. Это стихотворение знаменовало явление в русской поэзии достойного преемника Пушкина.
            Однако тональность русской  поэзии изменилась, она стала мрачнее, трагичнее, сосредоточеннее, так как Лермонтовское поколение сформировалось после разгрома восстания декабристов. Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством («Бородино», «Поэт», «Родина»). В его лирике переплетаются общественно-гражданские, философские и глубоко личные мотивы («Мцыри», «Парус», «Два великана», «Тучи»). Каждое стихотворение выражает состояние человека на переломе, на пороге неотвратимых решений, от которых зависит жизнь.
            Центром лермонтовского творчества стал образ Демона, который проходит во многих произведениях поэта, включая одноименную поэму.  Лермонтовская  атмосфера поэмы – это библейская комичность действия, которая разворачивается как бы прямо под небом, над вершинами гор. Ощущается трагическая напряженность и кажется, что каждый шаг совершается над пропастью, по тонкой границе между жизнью и смертью.
            Поэма «Демон» - символическое воплощение идеи бунта личности против несправедливости «мирового порядка», трагедия одиночества. Конец ее, как  и всех произведений поэта, печальный.
            Вершинное творение реализма Лермонтова – роман «Герой нашего времени», насыщенный глубоким общественным и психологическим содержаниям. Его герои тоже несчастны, а главный герой Печорин отправляется искать из забитой России в Персию искать смерти.
            В творчестве Н.В. Гоголя  (1809 – 1852) выделяют начальный этап, связанный  с публикацией сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти «малороссийские повести» насыщены украинским этнографическим фольклорным материалом, романтическими настроениями, полны лирики и юмора. Рассказы сборника как бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. С ними к Гоголю пришли известность и слава.
            Второй этап творчества – реалистический  открывают повести  из сборника  «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий») и «Арабески» («Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель»). В повести «Шинель» Гоголь наиболее полно воплотил тему униженности маленького человека, его одиночество в самодержавно – крепостнической системе. Гоголевские персонажи показаны с таким художественным мастерством  и психологизмом, что они приобрели нарицательное значение. С повести Гоголя «Шинель» традиционно связывается становление натуральной школы в русской литературе.
            Гротескное начало «Петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор», в которой автор подверг сатирическому осмеянию чиновничье – бюрократический аппарат России.
            Вершиной реализма Гоголя является поэма – роман  «Мертвые души», первый том которого был опубликован в 1842г. В романе сатира на помещичью Россию соединена с пафосом духовного преображения  России.
            Открыто бичевал общественные пороки А.С.  Грибоедов  (1790 – 1829) автор бессмертной комедии  «Горе от ума». Комедия отразила не только быт  и нравы старого мира барской Москвы, но и движение передовой общественной мысли России в начале XIX в. В образе Чацкого воплощена идея активного творческого разума и свободного человеческого чувства, взрывающих косный, варварский мир крепостников. Комедия в легальной печати издана была только в 1862 г., через тридцать восемь лет после своего создания и через тридцать три  года после трагической гибели ее автора. Многие образы комедии стали нарицательными, отдельные стихи – поговорками и крылатыми словами.
           Обличие крепостничества, его пережитков в жизни и осознании людей, показ пороков нового буржуазного общества были основным направлением прогрессивной  литературы в России второй половины XIX вв.  Такие гиганты, как Л.Н. Толстой (1828 – 1910), Ф.М. Достоевский (1821 – 1881), И.С. Тургенев (1818 – 1883), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889), И.А. Гончаров (1812 – 1891) изобразили целые пласты жизни  россиян, с  радостями и печалями, светлыми и темными сторонами жизни.
            Гениальное творчество Л.Н. Толстого, автора романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», оказало огромное влияние на мировую литературу.
            В романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», Ф.М. Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров. Страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии, дал осмысление общественного и духовного кризиса России с христианской точки зрения.
            В прекрасных творениях И.С. Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян («Записки охотника»), образы «лишних людей» и новых  героев эпохи – разночинцев и демократов («Отцы и дети», «Рудин»), самоотверженность русских женщин («Накануне», «Дворянское гнездо»).
            В творчестве М.Е. Салтыкова – Щедрина с позиций демократа - просветителя осуждается самодержавно – крепостнический строй, высмеивается его порождение – российская бюрократия («Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонская старина»). В «Истории одного города» создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей, в социально-психологическом романе «Господа Головлевы» изображена духовная  и физическая деградация дворянства.
            Роман Гончарова «Обломов» - это философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса», в романе «Обыкновенная история» - конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстает как существенная коллизия русской жизни. Поисками нравственного идеала, критикой нигилизма проникнут роман «Обрыв».
            Для русской драматургии вторая половина XIX в. была временем А.Н. Островского (1823 – 1886). Он продолжил лучшие обличительные традиции своих предшественников, изобразив обитателей «темного царства». Его пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Горячее сердце» и др. способствовали созданию новой школы российской драматургии и созданию национального репертуара русского театра.
            Драматург А.В. Сухова – Кобылин (1817 – 1903) в драматической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» с нарастающим сатирическим обличением показал полную беспомощность человека перед произволом и бюрократизмом судейских чиновниках, полиции.
            В исторической трилогией «Смерть Ионна Грозного», «Царь Федр Иоаннович» и «Царь Борис» А. К. Толстой (1817 – 1875) представил проблему правильной и не правильной власти и исторических судеб России в эпоху «смуты».
            Русская литература XX в. развивалась под определяющим вниманием традиции XIX столетия. Эпоха выделила новые имена выдающихся писателей: А.П. Чехова, М. Горького, И.А. Бунина, А. И. Куприна, В.Г. Короленко, В.В. Вересаева. Все они работали в реалистических традициях. Каждого из них волновали проблемы современности, которые они умели поворачивать в общечеловеческую плоскость. Каждый из них создал свой неповторимый переломного времени.
            В творчестве А.П. Чехова (1860 – 1904) отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной «Смиренностью» («Иоаныч», «Дама с собачкой»), поставленных на сцене МХТ, присутствует особая тревожная эмоциональная атмосфера предчувствия грядущего и прощание с уходящим веком. Тонкое психологическое мастерство, органичное сочетание юмора и лиризма Чехова оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы и театра.
            Великий писатель России – Максим Горький (1868 – 1836). В его ранних произведениях созданы романтические образы свободолюбивых людей ( «Старуха Изергиль», «Песне о соколе», «Песня о буревестнике»).  В романах «Фома Гардеев», «Мать», «Дело Артамоновых» показаны  особенности исторического процесса в России конца XIX -  начала XX вв., зарождение пролетарского движения, дана критика социальных основ и буржуазного общества и его философии.
            Горький – один из крупнейших драматургов в мировой литературы. В его пьесах «Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние», «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Васса Железнова» отражены проблемы общественно – политической жизни России начало XX вв., проблем семьи положения женщины в обществе, отношение отцов и детей и др. Из дореволюционных произведений к лучшим относятся его автобиографические повести «Детство», «В людях».
            В произведениях И. А. Бунина (1870 – 1953) основная тема – оскудение дворянских усадеб, тяжелая жизнь деревни, душевная опустошенность буржуазии («Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско»). Из новых мотивов отражены удушливый мещанский быт, городские трущобы «Темные аллеи» человеческих страстей («Хорошая жизнь», «Пятнистые уши», «Митина любовь» и др.). В романе «Жизнь Арсеньева» воссоздано прошлое России.  В лирическом сборнике «Листопад», писатель продолжил классические традиции. В  1920г. Бунин эмигрировал (лауреат нобелевской премии 1923).
            А.И. Куприн (1870 – 1928) в ранней повести «Молох» реалистически показал капиталистическое порабощение человека. Социальный критицизм усилился в повестях «Поединок», «Яма». В рассказах («Олеся», «Гамбринус», «Гранатовый браслет») показал многообразие тонко очерченных типов и лирических ситуаций.
            Повести и рассказы В.Г. Короленко (1853 – 1921) «Сон Макара», «Слепой музыкант», «Без языка», «Павловские очерки», «Река играет» проникнуты демократическими и гуманистическими идеями. Герои этих произведений стремятся к свободе и справедливости.
            Исканиям интеллигенции на рубеже XIX и  XX вв. посвящены повести «Без дороги», «Записки врача» Вересаева (1867 – 1945). Он автор критика – философских произведений о Достоевском,  Л. Толстом, документальных произведений «Пушкин жизни», «Спутники Пушкина», «Господь жизни».
            Наиболее зримо настроения общественного и нравственного упадка отразила поэзии. Распространение получило декадентство – течение, отмеченное отказом от гражданской тематики и погружением в сферу индивидуальных переживаний. Мотивы упадка стали характерной чертой ряда художественных направлений модернизма, литературно – художественного течения рубежа XIX -  XX вв., тяготевшего к разрыву с реализмом. В русской поэзии он проявлялся, как символизм, акмеизм и футуризм.
            Символизм выводил восприятие за пределы чувственных форм в мир идей, образов, символов. К старшему поколению символистов принадлежали В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, младшему – А.Блок, А. Белый, В. Иванов.
            Эстетизация действительности присуща поиском акмеистов. Они ратовали за возвращение поэзии  к ясности и радостности мировосприятия. К этому направлению относились поэты Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Кузьмин.
            Футуризм – авангардное течение в искусстве 10 – 20-х гг. XX вв., культивировавшее эстетику индустрии и города. Стремясь создать «искусство будущего», футуристы отрицали духовно – нравственные ценности традиционной культуры. В их произведениях переплетались документальный материал с фантастикой, естественный язык – с новоизобретенным. Футуризмом было проникнуто раннее творчество В.Маяковского, В.Хлебникова, И.Северянина, Б.Пастернака, Н.Асеева.
            Яркой, творческой индивидуальностью была отмечена поэтическая судьба М.Волошена, М. Цветаевой, Н. Клюева и С. Есенина. Их творчество, невозможно отнести к какому – либо одному из направлений поэзии.  

Музыка.  

У истоков русской национальной оперы и инструментальной музыки стоял М.И. Глинка (1804 – 1857). Оперы Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере – сказки, опере – былине. Глинка считается отцом русского классического символизма («Камаринская», «Испанские увертюры» - «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»).
            Глинка – первый классик русского романса, создатель таких знаменитых романсов, как «Я помню чудное мгновенье» (слова Пушкина), «Сомненье». Он автор вокального цикла «Прощание с Петербургом». Творчество Глинки – свидетельство могучего подъема национальной музыкальной культуры.
            А.С. Даргомыжский (1813 – 1869) – один из основателей русской классической музыкальной школы, представитель критического реализма в музыке. Тема социального неравенства воплощена композитором в опере «Русалка» (по драме Пушкина) – нового жанра народно - бытовой драмы. Для Даргомыжского основным средством создания индивидуального образа служило воспроизведение интонации живой человеческой речи. Эти творческие принципы композитор применил в новаторской опере «Каменный гость» (на неизменной текст «Маленькой трагедии» Пушкина). Он автор оперы «Эсмиральда», оперы – балета «Торжество Вакха» и др. Писал романсы: «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной эфир» (на слова Пушкина), отличающиеся глубиной психологического выражения, яркой образностью. Он автор драматической песни – «Старый капрал». Если с именем Даргомыжского связано рождение сатирика – комической песни («Червяк», «Титулярный советник»), то  с именем
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.