На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование страховой деятельности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО….
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС» 
 
 

Кафедра: «Государственное управление и финансы» 
 

Допустить к защите
___________________
«___»__________2011 г.   
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Страхование»
на тему: «Государственное регулирование страховой  деятельности в России»  
 
 

Выполнил: Группа:
Специальность:
 
Руководитель:  

Курсовая работа защищена  

 Оценка
Горелова А.В. 41 ФК 
«Финансы  и кредит»
к.э.н., доцент Уварова А.Я.  

 «____»___________2011г.  

____________
 
 
 
 
 
Орёл 2011
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС» 
 
 

Задание на
курсовую  работу
по дисциплине «Страхование» 
 
 
 
 
 
 
 
 

на тему: «Государственное регулирование страховой  деятельности в России» 
                                                                    
Студента 4 курса                                                                    Гореловой А.В.                   
специальности                                                                       «Финансы и кредит»       
Научный руководитель                                               К.э.н., доцент Уварова А.Я
Задание получено                                                                              
Контрольный срок сдачи курсовой работы на кафедру       
                
 
 

Орел 2011 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.………………………..6
      Страховая деятельность - предмет регулирования со стороны государства………………………………………………………………………...6
      Правовые основы страховой деятельности………………………10
      Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ…...13
    ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………19
      Анализ рынка страховых услуг и оценка влияния государственного регулирования на его эффективное функционирование…19
      Становление системы государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации…………………………………...31
      Международный опыт государственного регулирования страховой деятельности…………………………………………………………44
    НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИИ………………………………………………………………………….50
      Основные направления совершенствования государственного регулирования страхового рынка………………………………………………50
      Использование международного опыта  регулирования страхового рынка в Российской Федерации…………………………………...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….61
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………65
Сделать автоматический заголовок 

      ВВЕДЕНИЕ 

       Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиций временно свободных ресурсов страхового фонда.
       Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.
       Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства.
       Глобализация  мировой экономики, наличие межгосударственных обязательств и перспективы присоединения  России к ВТО делают вопросы регулирования финансовых рынков, в т.ч. страхового, одними из приоритетных. При этом главные задачи государственного регулирования заключаются в защите интересов страхователей и экономических интересов нашей страны в целом, - этим обусловлена актуальность данной темы.
       Целью курсовой работы является изучение механизма  государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации  и предложение…. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
       - рассмотреть теоретические и правовые основы государственного регулирования страхования;
       - изучить историю становления  системы государственного регулирования  страхового рынка в России;
       - проанализировать рынок страховых  услуг в настоящее время и  оценить влияние государственного регулирования на его эффективное функционирование ;
       - рассмотреть международный опыт государственного регулирования страхования, а также возможности его применения в нашей стране;
       - оценить перспективы развития и направления совершенствования государственного регулирования страхового рынка в России.
       Объектом  исследования данной курсовой работы является рынок страховых услуг  Российской Федерации.  В качестве предмета исследования рассматривается  механизм государственного регулирования  страхового рынка.
 


    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      Страховая деятельность - предмет регулирования со стороны государства
 
       К числу участников отношений по регулированию  и надзору за осуществлением страховой  деятельности относятся:
       1. Лица, участвующие в формировании  страховых фондов и/или претендующие  на страховые выплаты при наступлении  страховых случаев:
       1.1. Страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели; 
       2. Профессиональные участники страховой  деятельности:
       2.1. Страховщики:
       2.1.1. Страховые организации, 
       2.1.2. Общества взаимного страхования, 
       2.1.3. Перестраховочные общества;
       2.2. Страховые посредники:
       2.2.1. Страховые агенты (страховые представители),
       2.2.2. Страховые брокеры; 
       2.3. Иные участники страховой деятельности, содействующие проведению страхования:
       2.3.1. Страховые актуарии,
       2.3.2. Страховые аудиторы.
       3. Государственные органы и общественные  организации, участвующие в регулировании  и контроле за осуществлением  страховой деятельности:
       3.1. Государственный орган власти, к компетенции которого относится осуществление функций по регулированию деятельности и выработке государственной политики в области страхования;
       3.2. Государственный орган исполнительной  власти, к компетенции которого  относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (орган страхового надзора);
       3.3. Профессиональные и общественные  объединения, в том числе саморегулируемые  организации (СРО), участников страховой  деятельности;
       3.4. Объединения и организации страхователей (застрахованных, выгодоприобретателей) по защите прав потребителей услуг профессиональных участников страховой деятельности.
       Субъектами  страховой деятельности являются:
    страховые организации, 
    общества взаимного страхования,
    страховые брокеры,
    страховые актуарии.
       Их деятельность подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.
       Сведения  о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный  реестр субъектов страхового деятельности в установленном порядке.
       Каждый  субъект страховой деятельности, как юридическое лицо, должен иметь  фирменное наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму субъекта; указание на вид  деятельности; и обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела (индивидуальное название).
       Страховщики - юридические лица, созданные в  соответствии с действующим законодательством  для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования  и получившие лицензии в установленном порядке.
       Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые  взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые  выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.
       Страховые агенты – это физические лица или  юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика  в отношениях со страхователем и  действуют от имени страховщика  и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
       Страховыми  агентами могут быть: 
    постоянно проживающие на территории Российской Федерации физические лица, которые осуществляют свою деятельность на основании гражданско-правового договора со страховщиком (страховщиками);
    российские юридические лица (коммерческие организации).
       Страховые агенты представляют страховщика в  отношениях со страхователем и действуют  от имени страховщика и по его  поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. За деятельность по заключению договоров страхования и сбор страховых платежей (инкассацию взносов), а также за выполнение иных поручений, связанных с сопровождением заключенных договоров страхования, агенты получают комиссионное вознаграждение. Агент может:
    работать только от имени одной страховой организации,
    выступать в качестве независимого страхового агента, представляя интересы как минимум двух страховщиков.
       Страховые брокеры – это зарегистрированные в установленном законодательством  порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров. Страховые брокеры - индивидуальные предприниматели физические лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.
       Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением  деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика.
       Страховые актуарии - физические лица (специалисты в области страховой математики и актуарных расчетов), имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов. Должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.
       Страхователи  – это юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками  договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона и уплачивающие страховую премию.
       Объективная необходимость и причины возникновения  государственного регулирования страхования  обусловлены рядом обстоятельств, таких как:
    социально значимый характер страхования, которое затрагивает имущественные интересы не только отдельного каждого гражданина, но и больших коллективов, общества и государства;
    непрозрачность деятельности страховщиков, которые самостоятельно определяют тарифы, объемы необходимых резервов порядок их использования и собственные издержки; 
    обратный жизненный цикл страховых услуг – уплата страховой премии происходит при заключении договора, задолго до наступления страхового случая, страхователь должен быть уверен, что страховщик при его наступлении выполнит свои обязательства по страховой выплате;
    предоставление гарантий и защита интересов потребителей страховых услуг, так и участников страховой деятельности на основе лицензирования и допуска к страховой деятельности, а также последующего надзора за деятельностью участников страховых отношений, чем создаются условия для исполнения участниками всех принятых обязательств; 
    критические последствия возможной неплатежеспособности и финансовой неустойчивости отдельных страховщиков и страхового рынка для большого числа граждан и государства в целом.
       Итак, страховой рынок как часть  финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования  и контроля в целях обеспечения  его стабильного функционирования с учетом значимости страхования  в процессе общественного воспроизводства. 

      Правовые основы страховой деятельности
 
       Страховые правоотношения в своей совокупности регулируются нормами нескольких отраслей права. Государственное право, как  ведущая отрасль законодательства России закрепляет ряд принципов  и норм, имеющих значение для всех отраслей права. Нормы административного и финансового права распространяются на сферу страховых отношений по поводу регулирования взаимоотношений с органами государственного управления и налоговыми органами. Основная же часть правоотношений, возникающих при осуществлении страхования - имущественные обязательства - регулируется нормами гражданского права.
       Применительно к страхованию, система законодательных  нормативных актов, регулирующих всю  совокупность страховых правоотношений, составляет систему страхового законодательства.
       По  силе действия источников права выстраивается  следующая иерархическая структура:
    Конституция Российской Федерации;
    Кодексы - Гражданский кодекс, Арбитражный кодекс, Кодекс Законов о труде, Кодекс об Административных правонарушениях, Налоговый кодекс; 
    Специальные законы – «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О взаимном страховании», О медицинском страховании граждан Российской федерации», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;
    Указы Президента;
    административные акты (постановления Правительства, ведомственные нормативные документы);
    судебная практика;
    деловой обычай.
       Применительно к страховой деятельности, равно  как и к другим отраслям предпринимательства, можно выделить на всех уровнях этой лестницы, так называемые общие нормы  законодательства - касающиеся всех граждан и юридических лиц - так и специфические законодательные и нормативные акты, регулирующие исключительно страховые отношения.
       Особенность правового регулирования страхования  состоит в том, что страховое  право, как отрасль права сочетает в себе элементы целого ряда отраслей права и опирается на общие законы и кодексы Законов.
       Система российского страхового законодательства - это самостоятельный правовой институт, объединяющий нормы различных отраслей права.
       Гражданское право - регламентирует заключение, действие и прекращение договора страхования, а также создание и ликвидацию страховщиков, страховых посредников, общие и специальные вопросы действительности сделок по страхованию и включает, в частности:
    Гражданский кодекс Российской Федерации;
    Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
    Закон «О несостоятельности (банкротстве») от 8 января 1998 г.; 
    Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
       Административное  право - регулирует отношения между  государством и участниками страхового рынка и включает:
    Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
    Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»; 
    Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании».
       Государственное право – регламентирует правовую форму органа страхового надзора, его  место и функции в системе  федеральных органов исполнительной государственной власти:
    Конституция Российской Федерации;
    Гражданский кодекс Российской Федерации;
    Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
    Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».
       Финансовое  право - регламентирует отношения между  страховыми организациями, страхователями и государством:
    Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ; 
    Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 08 августа 2005 г. № 100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов»; 
    Приказ Министерства Финансов Российской от 11 июня 2002 г. № 51н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни»;
    Приказ Министерства Финансов Российской от 2 ноября 2001 г. № 90н «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств».
       Таким образом, страховое право можно  рассматривать как совокупность общепринятых правил поведения (норм) страхователей, страховщиков и их посредников, установленных или санкционированных  государством. 

       
      Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ
 
       Государственный надзор за деятельностью субъектов  страхового дела (далее - страховой  надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
       Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
       Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами . 3
       Согласно  Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой страхового надзора Министерства финансов РФ (ФССН). ФССН упразднили, его функции передали ФСФР. Скорректируй данный параграф
       Деятельность профессиональных участников страхования, иных организаций, осуществляющих страховую защиту, без единого и постоянного государственного контроля не позволяет реально оценивать положение вещей в национальном страховании, предупреждать негативные явления, приводит к нарушению прав страхователей и застрахованных лиц, защита которых является одной из главных целей Федеральной службы страхового надзора.
       Контроль  со стороны Федеральной службы носит  постоянный и последовательный характер, начиная с регистрации лица в качестве профессионального участника страхования, и заканчивая прекращением его деятельности.
       Федеральный орган исполнительной власти в пределах своей компетенции:
       1. Разрабатывает проекты нормативных  правовых актов по вопросам  страхования, устанавливает требования и нормативы в целях обеспечения платежеспособности страховщиков, указанные в статье 6 настоящего Закона.
       2. Дает официальные разъяснения  нормативных правовых актов по  вопросам страхования.
       3. Осуществляет методологическое  руководство министерств и ведомств  Российской Федерации, органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации по вопросам  страхования; обеспечивает проведение единой государственной политики в области страхования.
       4. Осуществляет лицензирование и  аккредитацию профессиональных  участников страхового рынка.
       5. Выдает предварительные разрешения  на увеличение размеров уставных  капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями.
       6. Осуществляет контроль за соблюдением  страхового законодательства.
       7. Применяет санкции к профессиональным  участникам страхового рынка  за нарушения страхового законодательства.
       8. Осуществляет контакты с аналогичными  органами других стран, представляет интересы Российской Федерации в международных организациях, связанных со страховым надзором, участвует в их работе.
       9. Осуществляет иные функции, предусмотренные  законодательством Российской Федерации. 
       Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:
       1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;
       2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
       3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
       4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
       На  территориальные органы страхового надзора возложены следующие функции:
       а) обеспечивать контроль за соблюдением  требований законодательства РФ о страховании;
       б) осуществлять контроль за исполнением  страховщиками нормативных актов  Федеральной службы России по надзору  за страховой деятельностью, связанных  с проведением страховой деятельности;
       в) осуществлять контроль за обоснованностью  страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
       г) осуществлять контроль за соблюдением  установленных Федеральной службой  России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;
       д) обобщать практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью  предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;
       е) рассматривать заявления и жалобы физических и юридических лиц  по вопросам, связанным с нарушением законодательства РФ о страховании;
       ж) представлять в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.
       Территориальные органы страхового надзора имеют  право:
       а) проводить у страховщиков проверку достоверности представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании;
       б) получать от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
       в) при выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства РФ о страховании  принимать меры по их устранению;
       г) вносить в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью представления о приостановлении, ограничении действия либо отзыве лицензии. 11
       Лицензирование  деятельности субъектов страхового дела, согласно ст. 32 Закона о страховании, осуществляется на основании их заявлений  и документов, представленных в соответствии с законом о страховании.
       Лицензия  на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
       Лицензирование  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью и является обязательным.
       Лицензирование  заключается:
    в проверке соответствия организационных финансово-экономических расчетов, объема и условий страхования, представленных в соответственных документах страховщика, законодательству РФ требованиям платежеспособности для выдачи лицензии страховой организации
    лицензирование включает надзор лицензионным органом за соблюдением страховщиками лицензионных требований и условий при осуществлении страховой деятельности и приостановления лицензии в случае невыполнения. 11
       Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственное регулирование страховой деятельности является частью регулирования экономики. Реальная возможность осуществлять регулирование страховой деятельности появляется только на высоком уровне экономического развития, концентрации производства и капитала. Цель государственного регулирования в общем плане состоит в поддержании стабильности, защите интересов всех участников экономических отношений, обеспечении равных прав и свобод, взаимодействии с другими государствами в этих вопросах на бесконфликтной основе. В обобщенном виде цель государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью – обеспечение функционирования страхового рынка на честных унифицированных основах. 1
 


    ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
      Анализ рынка страховых услуг и оценка влияния государственного регулирования на его эффективное функционирование
 
       2009 год оказался наиболее сложным  для российских страховщиков  за последние несколько лет.  Динамика рынка соответствовала «умеренно-пессимистическому» сценарию, продемонстрировав падение объема собираемых премий (без учета ОМС) на 7,5%; при этом объем выплат, как и прогнозировалось аналитиками в конце 2008 года, продолжал расти, и по итогам года вырос на 14%.С учетом премий по ОМС общий объем собранных премий показал рост на 2,4%, объем выплат — на 17%. Негативный тренд, начавшийся в 4 квартале 2008 года, когда страховой рынок отреагировал на кризисные явления, происходившие в экономике страны, практически нулевым приростом премий по отношению к аналогичному периоду прошлого года (+0,9%), продолжился в 2009 году. Падение сборов достигло своего максимума в 3 квартале 2009 года. Незначительный рост собираемых страховых премий начался в 4 квартале 2009 года, постепенно увеличиваясь в течение 1 полугодия 2010 года. 14
     
     
     
     
     
     
     

       Рисунок 1 - Темпы прироста страховых премий (кроме ОМС), 1 квартал 2007 года — 2 квартал 2010 года Образец
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       Диаграмма 2: Динамика страховых премий, страховых выплат и коэффициента выплат (кроме ОМС),1 квартал 2007 года — 2 квартал 2010 года
       Данная  ситуация неизбежно отразилась на платежеспособности и финансовой устойчивости достаточно большого количества страховщиков. Это компании, обеспечивающие осуществление страховых выплат за счет вновь собираемых премий, формирующие страховые резервы в недостаточном размере, а также инвестировавшие средства в малоликвидные активы. На фоне резкого падения страховых сборов, при неизменно растущих убытках, эта группа страховщиков столкнулась с нехваткой средств не только для осуществления страховых выплат, но и для обеспечения собственной деятельности. Результатом стали необоснованные отказы в страховых выплатах, задержки в выплате заработной платы сотрудникам. В отношении таких компаний Росстрахнадзором были применены надзорные санкции, вплоть до отзыва лицензии. Процесс выявления и удаления с рынка неплатежеспособных страховых организаций продолжился и в 1 полугодии 2010 года, когда многие страховщики, уже пережив период резкого сокращения страховых премий, оказались неспособны выполнить обязательства по ранее заключенным договорам.
       В результате повышения качества контрольных  мероприятий, осуществляемых ФССН, количество страховых организаций продолжило неуклонно снижаться: если в начале 2009 года их было 671, то к концу года — 595, а на конец 1 полугодия 2010 года — 562. В тоже время возросло число страховых брокеров, лицензирование которых началось лишь в 2007 году. На конец 2009 года на рынке действовало 144 брокера, к концу первого полугодия 2010 года их количество увеличилось до 157. 14
     
     
     
     
     
     
     
     

       Диаграмма 3: Количество страховых организаций и страховых брокеров, 2007 год — 1 полугодие 2010 года, ед. 

       В 2010 году Государственной Думой Российской Федерации был принят закон Российской Федерации от 22.04.2010 №65-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором впервые затронута тема банкротства страховщика. Введение законодательных норм позволяет более четко регламентировать процедуру банкротства страховщиков, повышает прозрачность и управляемость данного процесса.
       Суммарная величина активов российских страховых организаций составила в 2009 году 873,8 млрд. руб. Из них принято в покрытие страховых резервов 437,3 млрд. руб. (50%), в покрытие собственных средств в пределах норматива, установленного Требованиями (маржа), — 89,4 млрд. руб. (10%), сверх данного норматива — 153,6 млрд. руб. (18%). Оставшаяся часть активов баланса в размере 193,5 млрд. руб. (22%) не принята в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщиков.
       По  состоянию на 1 полугодие 2010 года страховщики  обладали активами в объеме 959,5 млрд. руб., из них приняты в покрытие страховых резервов 487,6 (51%), в покрытие собственных средств в пределах маржи — 97,5 млрд. руб. (10%), сверх маржи — 152,6 млрд. руб.(16%); средства, не принятые в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщиков, — 221,8 млрд. руб. (23%). Данные об изменении стоимости активов российских страховщиков в 2009 году — 1 полугодии 2010 года показали, что этап резкого снижения стоимости инвестиций к концу 1 полугодия 2010 года завершился. Уже во втором квартале 2010 года ситуация на рынке начала стабилизироваться, падение премий в целом по рынку прекратилось, однако в массовых видах страхования процесс восстановления только начался. Тем не менее, величина активов сводного баланса российских страховщиков показывает положительный прирост. Так, если в 2009 году рост активов страховщиков составил 3% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, то на конец 1 полугодия 2010 года — уже 9%.
       Таблица 1 - Данные об основных показателях сводного бухгалтерского баланса страховщиков и марже платежеспособности, 2008 год — 1 полугодие 2010 года Образец
    Наименование  показателя Величина, млрд. руб.
    2008 г 2009 г 1 полугодие 2010 года
    Активы (всего) 846, 5 873,8 959,5
    Резервы 449,7 482,9 526,0
    Собственные средства 227,7 254,3 252,7
    Уставный  капитал 153,8 148,2 150,2
    Нормативный размер маржи платежеспособности 104,6 96,3 98,2
    Отклонение  фактического размера маржи платежеспособности от нормативного 119,8 154,0 150,6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Диаграмма 4: Динамика активов, страховых резервов и собственных средств страховых организаций, 2005 год — 1 полугодие 2010 года
       Величина  совокупного уставного капитала страховщиков в 2009 году продолжала снижаться. Несмотря на то, что 67 страховых организаций в течение года увеличили свои уставные капиталы, процесс сокращения количества игроков на страховом рынке в рассматриваемом периоде повлиял на данный показатель более значительно. Среди страховщиков, лицензии которых были отозваны в течение года, наибольшим уставным капиталом обладали: «Золотой гарант» (2 млрд. руб.), «Средневолжская Перестраховочная Компания» (1 млрд. руб.), РАСО (1 млрд. руб.), «Скандинавия» (1 млрд. руб.) и др. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

       Диаграмма 5: Динамика совокупного уставного капитала страховых организаций, 2003 год — 1 полугодие 2010 года
       Указанный процесс сокращения количества страховщиков затронул в основном мелкие и средние страховые организации. Количество страховщиков, уставный капитал которых превышает 10 млрд. руб., увеличивается; страховщиков, имеющих уставный капитал менее 50 млн. руб., — сокращается. Максимальное число страховщиков представлено в сегменте уставного капитала от 100 до 500 млн. руб.
       1122 апреля 2010 года был принят Федеральный закон №65-ФЗ, увеличивающий размер минимального уставного капитала страховой организации с 1 января 2012 года до 120 млн. руб. с учетом действующих коэффициентов. При этом большая часть страховщиков на конец 1 полугодия 2010 года не была готова к выполнению данной нормы (так, в секторе страхования жизни данным требованиям не соответствовало 93% страховщиков; в секторе страхования иного, чем страхование жизни и перестрахования — 69%). Требования по увеличению минимального размера уставного капитала коснулись и страховщиков, занимающихся медицинским страхованием. Данной норме не соответствует 83% страховщиков, осуществляющих деятельность в этом секторе. В то же время, как показывают результаты анализа отчетности страховщиков, доминирующая часть страховой премии собирается небольшим количеством крупнейших страховых организаций. 
 

     
     
     
     
     
     
     
     

       Диаграмма 6: Соответствие страховщиков новым требованиям по минимальному размеру уставного капитала на 30.06.2010
       В течение 2009 года — 1 полугодия 2010 года продолжилось активное увеличение доли иностранных инвесторов в уставных капиталах российских страховщиков. Доля иностранного участия составила на 31 декабря 2009 года 16,1%, при этом особенно заметными темпами растет прямое участие организаций — нерезидентов Российской Федерации.
       Таблица 2: Иностранное участие в уставных капиталах российских страховщиков, 2007—2009 годы
    Вид участия иностранных  инвесторов 2007 г 2008 г 2009 г
    Косвенное участие иностранных инвесторов 3,8 % 6,6% 7,1 %
    Прямое  участие иностранных инвесторов 5,9 % 6,9% 9,0 %
 
     
     
     
     
     
     

Диаграмма 7: Доля иностранного участия в уставном капитале страховых организаций, 2004—2009 годы
       Увеличение  доли прямых инвестиций иностранных  организаций на 2,5 млрд. руб. произошло путем инвестирования иностранными организациями средств в уставные капиталы 13 российских страховщиков. Наиболее заметные из них:
       — увеличение на 0,8 млрд. руб. доли кипрских инвесторов в уставном капитале ОСАО «Россия»;
       — продажа ООО «Первая страховая  компания» кипрскому юридическому лицу доли в уставном капитале на 0,7 млрд. руб.;
       — двукратное увеличение уставного капитала ОАО «Прогресс-Гарант», при сохранении неизменной доли австрийского инвестора (увеличена на 0,3 млрд.руб.);
       — переход 100% долей ООО СПК «Юнити Ре» в собственность кипрских структур, и др.
       За  этот же период времени в собственность  российской организации перешло 99,9% уставного капитала (350 млн. руб.) ЗАО «Цюрих. Надежное страхование», принадлежавших ранее германскому инвестору.
       Рост  доли косвенного участия организаций  — нерезидентов России в 2009 году на 267 млн. руб. произошел за счет вложений данных инвесторов в уставные капиталы таких страховщиков, как: ООО СК «Согласие» — на 500 млн. руб., СКПО «УралСиб» — на 127,5 млн. руб., СК «Спасские Ворота» — на 91 млн. руб. При этом необходимо учитывать, что переход акций и долей в уставных капиталах страховщиков в собственность компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, может свидетельствовать об усложнении структуры собственников компании и заметно искажать картину реальных, а не номинальных иностранных инвестиций, основанную на данных отчетности страховщиков. 14
       Основными видами активов, отраженными в балансе  страховых организаций, продолжают оставаться долговые ценные бумаги, предоставленные займы, банковские вклады (депозиты), а также денежные средства. При этом сумма вложений в долговые ценные бумаги и предоставленные займы на протяжении рассматриваемых периодов существенно снижалась: за 1 полугодие 2009 года — на 4,7 млрд. руб., за второе — на 4,6 млрд. руб., за первое полугодие 2010 года — на 9,2 млрд. руб. В сравнении с 2008 годом доля данной группы активов в 1 полугодии 2010 года снизилась с 20,7% до 16,3%.
       Отмеченный  номинальный рост активов в значительной степени связан с резким ростом вложений в акции. Изъятые из инвестиций в долговые ценные бумаги средства по большей части были инвестированы страховщиками в акции (+13,3 млрд. руб. в 1 полугодии 2009 года, +19,2 млрд. руб. во 2 полугодии 2009 года и +6,4 млрд. руб. в 1 полугодии 2010 года).
       Другим  видом активов, к которому страховщики проявили повышенный интерес, явились государственные и муниципальные ценные бумаги. Рост вложений  в данные облигации составил 10% по отношению к АППГ в 2009 году и 40% в 1 полугодии 2010 года. Впрочем, доля данного вида активов по-прежнему не превышает 4% активов страховщиков.
       Величина  активов, принятых в покрытие страховых резервов, за 2009 год снизилась на 1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, однако уже в 1 полугодии 2010 года рост данного показателя составил 9%, что по большей части было обусловлено ростом резервов убытков, в частности резерва заявленных, но не урегулированных убытков.
       Наиболее  существенные изменения в структуре  активов, принятых в покрытие страховых резервов, были связаны с векселями. Изменения в нормативном регулировании размещения средств страховых резервов, а также действия Росстрахнадзора по контролю за размещением в данный вид активов привели к резкому сокращению доли вложений в векселя. Так, сумма страховых резервов, размещенных в векселя банков, оставаясь сравнительно стабильной на протяжении 2008—2009 годов, на конец 1 полугодия 2010 года уменьшилась на 24% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Данные отчетности показывают, что происходит массовый отказ средних и мелких страховщиков от вложений средств страховых резервов в векселя банков. Так, если на конец 1 полугодия 2009 года в данный вид активов размещали резервы 272 страховщика, то на конец этого периода только 156. Многие крупные страховщики также сократили долю вложений в векселя банков. Кроме того, данный вид вложений был характерен для многих страховых организаций, лицензии которых были отозваны Росстрахнадзором в рассматриваемый период. В целом на конец первого полугодия 2010 года 170 страховщиков сократили вложения средств страховых резервов в банковские векселя, при этом 81 страховщик увеличил сумму таких вложений по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
       Доля  вложений в небанковские векселя  также значительно снизилась. Несмотря на рост в 1 полугодии 2010 года на 6 млрд. руб., доля данного вида активов снизилась с 23,4% до 22,6%. Одновременно с отказом от вложений средств страховых резервов в векселя и незначительным ростом инвестиций в банковские депозиты, страховщики проявили повышенный интерес к вложениям в облигации, акции, недвижимость, а также незначительно увеличили долю перестраховщиков в страховых резервах. Так, вложения в облигации за 1 полугодие 2010 года выросли на 15 млрд. руб., при том, что в 2009 году наблюдалось снижение объема инвестиций в данные ценные бумаги. По большей части этот рост обеспечен вложениями в облигации юридических лиц (кроме федеральных, региональных и муниципальных облигаций).
       Несмотря  на достаточно небольшой рост собственных  средств страховщиков в течение 2009 года, ситуация с соблюдением норм по обеспечению превышения фактического размера маржи платежеспособности над нормативным за прошедший год улучшилась. Число страховщиков, у которых размер данного показателя ниже нормативного (30%), сократился с 16% в 2008 году до 5,7% в 2009 году. Большая часть страховщиков, как и прежде, обладает данным показателем в промежутке от 30% до 60%.
       Таблица 4: Данные о соотношении активов страховщиков и принятых ими обязательств, в % от общего количества страховых организаций, 2008 год—1 полугодие 2010 года
    Размер  фактической маржи Платежеспособности
    2008 г 2009 г 1 полугодие 2010 года
    Фактический размер маржи платежеспособности меньше нормативного 2 % 0,7 % 1,1 %
    Фактический размер маржи платежеспособности превышает нормативный менее чем на 30% 16 % 5,7 % 6 %
    Фактический размер маржи платежеспособности превышает нормативный более чем на 30% 82 % 93,6 % 92.9 %
 
       Что касается заемных средств, то в целом  по рынку отношение заемных средств к собственным составляет 17%, при этом среди крупнейших страховщиков данный способ финансирования используют единицы.
       Привлечение средств в виде займов и кредитов дает возможность страховщику в условиях отсутствия надежных, ликвидных активов исполнять качественные и структурные требования к активам, покрывающим страховые резервы и собственные средства, а также, возможно, компенсировать кассовый разрыв. Вместе с тем, принимая на себя обязательства по возврату заемных средств, страховщик не должен поставить под угрозу исполнение страховых обязательств. В настоящее время у многих страховщиков, в том числе и у достаточно крупных, сумма заемных средств сопоставима с суммой собственных средств, а у 9 компаний она превышает собственные средства страховщика.
       Таким образом, по итогам анализа отчетности страховщиков, представляемой в порядке надзора за 2009 год — 1 полугодие 2010 года, можно сделать следующие выводы.
       1. Значительная доля активов баланса  страховых организаций (22—23%) не принимается страховщиками в покрытие страховых резервов или собственных средств. Данные о качестве таких активов в отчетности страховщиков не содержатся. Такая ситуация стала возможной в связи с отсутствием ограничений на привлечение страховщиками заемных средств, что активно используется некоторыми страховыми организациями.
       2. По итогам 2009 года—1 полугодия  2010 года можно констатировать следующие наиболее значимые изменения в инвестиционной деятельности страховщиков:
       — снижение доли инвестиций в векселя  банков, что свидетельствует о результативности предпринимаемых Росстрахнадзором мер надзора за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков;
       — ориентация многих страховщиков на приобретение акций. При этом отмечен повышенный интерес как к акциям, соответствующим нормативам Правил и Требований (принятых в покрытие страховых резервов и собственных средств в пределах маржи), так и к акциям, не отвечающим указанным нормативам (приняты в покрытие собственных средств страховщика сверх маржи). Учитывая, что данный вид вложений мог прийти на смену банковским векселям, неоднократные случаи злоупотребления которыми были выявлены в 2009 и в 2010 годах, дальнейшие контрольные мероприятия Росстрахнадзора будут ориентированы на особенно тщательную проверку данного вида инвестиций.
       3. Наиболее действенными структурными  ограничениями, содержащимися в Правилах и Требованиях, выполнение которых вызывает сложности у многих страховщиков, остаются ограничения на векселя банков, депозиты в банках, долю перестраховщика в резервах, дебиторскую задолженность страхователей, перестрахователей, страховых агентов по страховым премиям (взносам).
       4. Количество страховщиков, нарушающих структурные соотношения, установленные Правилами и Требованиями, минимально и продолжает неуклонно сокращаться. Большая часть нарушений, выявляемых в сфере размещения страховых резервов и собственных средств, касается качества активов. Именно поэтому Росстрахнадзор планирует в 2011 году продолжить контроль за качеством активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика. 

       
      Становление системы государственного регулирования  страхового рынка в Российской Федерации
 
       Формирование  страхового рынка в его современном  виде началось в 1988 году с принятием  Закона СССР "О кооперации". Именно с этого момента начинается возрождение  коммерческого страхования в  России.
       Первые  страховые организации создавались практически в законодательном вакууме, без какой-либо адекватной правовой регламентации, без опыта работы, квалифицированных кадров и необходимых знаний, при полном отсутствии рыночной инфраструктуры. Источником методологических и практических разработок, страховых технологий и, в значительной степени, кадров для новых страховых компаний был старая система Госстраха СССР. Сама она к тому времени пришла в критическое состояние, особенно осложненное распадом единого страхового пространства СССР, неоднократными изъятиями средств страховых резервов государством на покрытие своих финансовых нужд и уходом многих ключевых персоналий. Некоторые новые страховщики, напротив, принципиально стремились противопоставить себя советскому Госстраху и в своей деятельности опирались на опыт зарубежных стран, где проводились различные стажировки, курсы обучения и т.п.
       Разумеется, потребность в регулировании  деятельности этих молодых негосударственных  страховых организаций была с  самого начала - с момента их появления, однако говорить о них как о страховом рынке, т.е. единой, целостной системе в тот момент было еще рано. И советская государственная управленческая система была явно не приспособлена для регулирования их деятельности, поскольку, как уже упоминалось выше, весь предшествующий период она ориентировалась на прямое, непосредственное управление государственным страхованием.
       Однако  исторически первая попытка воссоздать систему страхового надзора была предпринята уже на том этапе. Еще в 1991 г. Правительство СССР  имело в своем подчинении орган страхового надзора, в обязанности которого были вменены контроль страховых организаций на территории СССР, разработка методологии на основании изучения зарубежного опыта деятельности страхового надзора и др. Этот орган просуществовал около 5 месяцев, однако набрать необходимые масштабы деятельности так и не успел - в силу распада СССР. 16
       Российская  система государственного регулирования  страхового рынка в целом формировалась  с некоторым запаздыванием по сравнению с ростом самого рынка. Первоначально, пока новых страховых организаций было немного, отставание системы государственного регулирования от потребностей рынка было не так заметно. Однако в дальнейшем, по мере увеличения числа страховщиков и объема производимых ими операций, потребность в современных методах регулирования становилась все более острой. Уровень государственного участия в развитии страхового дела был значительно ниже, чем в других секторах финансово-кредитной системы, например, в банковском, где государственные органы инициировали создание коммерческих банков, наполняли их денежными ресурсами. Уже на этом этапе ощущался недостаток государственного внимания к страховому бизнесу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.