Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Северное Возрождение и Реформация

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО  Российский государственный  торгово-экономический  университет 

Кемеровский институт (филиал) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

по курсу «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 

Тема 12   Северное Возрождение  и Реформация 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент
факультета менеджмента
гр. СМЗ – Сульдин А.М. 
 

Проверила: доцент кафедры социально-экономической истории
Носикова Г.П. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кемерово  2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

1 Гуманистические идеи Северного Возрождения (Томас  Мор и Эразм Роттердамский – идеологи утопического социализма) …. 3
2 Достижения  художественной культуры в Англии, Франции, Германии (В. Шекспир, Ф. Рабле, А. Дюрер) ……………………  
12
3 Роль реформации в истории европейской культуры; ее влияние на развитие науки и  образования. Идеологи Реформации ………  
16
4 Появление книгопечатания в Европе .……………………………. 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1   Гуманистические  идеи Северного  Возрождения (Томас  Мор и Эразм  Роттердамский –  идеологи утопического  социализма) 

     Эпоха возрождения, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием, которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в главном идейном течении эпохи гуманизме, натурфилософии, а также проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Основой для возникновения новой культуры послужила античность, к которой обратились через эпоху Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или, данное ей впоследствии, на французский манер «Ренессанс».
     Возрожденные  на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросам социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.
     Одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения стало Гуманистическое мировоззрение.
     Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV веке гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения.
     Самобытный  характер Северного Возрождения  проявился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности.
     Подлинным началом Северного Возрождения  можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Лютеровская Библия создает эпоху в немецком языке, так как становится основой немецкого единого литературного языка; кроме того перевод Библии на современный литературный немецкий язык, послужит толчком для переводов на английский, французский и др. языки.
     Идеи лютеранства объединяют наиболее прогрессивные круги Германии. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этические идеи.
     Эпоха Возрождения обогатила политическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности.
     Развитие  Ренессанса в Англии носило длительный характер. При этом весьма отчетливо  проявлялось первоначальное влияние идей итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром гуманистических идей стал Оксфордский университет. В развитии гуманистического движения в Англии большую роль сыграл кружок Джона Колета (ок. 1467–1519), образовавшийся в Оксфордском университете. Колет испытал влияние флорентийских платоников, в духе которых он давал в своих лекциях критическое толкование евангельских текстов. В этом кружке сложилась программа так называемого христианского гуманизма, заостренная против католической церкви и даже рассчитанная на ее реформу. Она оказала значительное воздействие на мировоззрение двух весьма ярких и разносторонних гуманистов, давно и прочно вошедших в историю философии, – Эразма Роттердамского и Томаса Мора.
     Томас Мор, автор социально-философского произведения “Утопия”, положившего  начало направлению утопического социализма, считается крупнейшим представителем Возрождения.
     Слово утопия, образованное от греческих  корней и означающее "место, которого нет", стало нарицательным и дало имя целому направлению общественной мысли - утопическому социализму.
     То, что "Утопия" появилась в Англии начала ХVI в. не было случайностью. Книга Мора - не просто игра воображения, это своеобразное, хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников.
     Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся веками социальных связей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленных масс населения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в это время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от частной собственности может обеспечить социальную гармонию.
     Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона. Получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца - видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.
     В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, "покровителя всех нуждающихся".
     В 1518 г. Мор поступает на службу к  Генриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в 1529 г. принимает высшую должность - лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.
     По обвинению в государственной измене, проявившейся в отказе от присяги королю как "верховному главе" английской церкви, Мор 6 июля 1535 г. был казнен. Спустя несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т. Мора.
     Критика феодального и раннекапиталистического общества "Утопия" написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части, посвященные двум темам:
     - критике современного Мору общества;
     - описанию государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.
     Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.
     "Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса".
     Столь же бескомпромиссен Мор и к  первым шагам капитализма на английской почве - "огораживанию", приводящему к тому, что "овцы пожирают людей".
     Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п.
     Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами.
     Подвергаются  резкой критике феодальные правители, видящие свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. "Я полностью убежден, - говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе уничтожив собственность..."
     На  острове Утопия царит идеальный общественный и государственный строй. Там нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан.
     Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов. Однако отсталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ островитяне прибегают к рабскому труду. Количество рабов немногочисленно, и ими становятся военнопленные, а также граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь).
     Политический  строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.
     Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.
     Главная забота государства - организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.
     По  мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание, вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы доказать, что этот идеал плох.
     Видное  место в интерпретации "Утопии" принадлежит  католической литературе. Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая церковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церкви пытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл "Утопии" всего лишь в абстрактной проповеди братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека. "Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев - и ныне мы стоим перед лицом проблемы, мучительной в совершенно новом отношении: как мы можем избежать их действительной реализации ?"
     Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения социальных противоречий, упразднения общественного неравенства и эксплуатации. Мор - демократ и в том смысле, что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой личности.
     Таким образом, Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопические произведения Томаса Нора и другого крупнейшего философа-гуманиста - Томмазо Кампанеллы (1568-1639) – послужили источником для социально-политических учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и других представителей социалистической мысли.
     Огромным  авторитетом и влиянием в среде гуманистов пользовался Эразм Роттердамский, представлявший христианский гуманизм.
     Дезидерий-Эразм  из Роттердама (настоящее имя Герхардт Герхардс, 1469–1536), незаконнорожденный сын священника и его служанки, в молодости монах одного из нидерландских монастырей, упорным трудом поднялся до блестящей филолого-гуманистической образованности. В конце XV в. оказавшись в Лондоне, стал одним из наиболее активных членов местного кружка Колета. В Лондон Эразм приезжал и в последующие годы. Филологи считают Эразма самым выдающимся латинистом эпохи Возрождения, ибо он не просто возвратился к древнеримской латыни ее “золотого века”, а придал ей некоторые черты, сближавшие его латынь с европейскими языками нового времени.
     Развив  громадную литературно-издательскую деятельность, Эразм примерно с 10-х годов XVI в. становится общеевропейским (впрочем, за вычетом Италии) лидером гуманизма.
     Эразм сделал множество переводов с  древнегреческого на латинский язык. Важнейшим же из них стало первопечатное  издание греческого текста Нового завета и его латинский перевод вместе с написанным Эразмом обширным комментарием к Евангелиям (1517). Перевод этот заменил старый латинский перевод (так называемая Вульгата), переполненный ошибками, многократно умноженными в бесчисленных комментариях католических богословов и схоластиков. Строго филологический подход Эразма к текстам Нового завета создавал предпосылки и чисто исторического подхода к нему, создавал условия его будущей секуляризации. Уже в силу этого Библия (пускай и частично) была обращена против схоластики. Антисхоластические настроения Эразма, как это имело место уже у ранних итальянских гуманистов, получили свое отражение и в его глубоких интересах к идеям и произведениям “отцов церкви”, которых он тоже издавал и переводил.
     Свое  учение в целом Эразм чаще всего именовал “философией Христа”.
     “Философия  Христа”, призывавшая к возрождению  идей и идеалов первоначального  христианства, давно забытых католической церковью, погребенных под грудой обрядового формализма, в принципе доступна каждому человеку. Как подлинный гуманист Эразм не принимал тезиса ортодоксального христианства относительно радикальной испорченности человеческой природы первородным грехом. Поэтому нормальный человек, подражая Христу, способен поднимать себя до идей, зафиксированных в Священном писании (а не приспосабливать их до своей низменности, как поступает подавляющее большинство тех, кто придерживается формальной религиозности). Нужно, однако, по возможности полно знакомиться со Священным писанием, не удовлетворяясь теми отрывками, которые произносятся в церквах, к тому же на не понятной подавляющему большинству латыни. В этом контексте Роттердамец недвусмысленно высказывался за то, чтобы Писание переводилось и на народные языки, подготавливая тем самым (и тем более, конечно, своими призывами к возвращению “к истокам” христианства) идейную почву для приближавшейся Реформации.
     Изложенные  черты христианского гуманизма  Эразма позволяют характеризовать его и как проявление раннего просветительства. У Роттердамца просветительство не сводится к тому, чтобы максимально распространять в массах Писание. Никакое просветительство невозможно без значительной доли рационализма, приходившего в конфликт с положениями вероучения. Рационализм Эразма привел его в конфликт с многовековой схоластической ученостью и теснейше с ней связанным сугубо догматическим католическим богословием, как и системой моральности (во многом и социальности) отживавшего феодального общества.
     Об  этой важнейшей стороне мировоззренческой  деятельности Эразма лучше всего судить по наиболее прославленному из его произведений – знаменитой “Похвале глупости” (1509–1511). Здесь блестяще продемонстрированы его качества писателя-сатирика, снискавшие ему в нашем веке имя “Вольтера XVI в.”. Из этого произведения можно многое узнать относительно его философских симпатий и позиций. В монологе г-жи Глупости, напыщенно произносящей шутливую декламацию, самовосхваляющей себя, автор рисует в самом язвительном свете множество сторон современной ему жизни.
     Поскольку “большинство людей глупы и всякий дурачится на свой лад”, оказывается, что “в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков”. Прихотью Глупости, лики которой бесчисленны, а едва ли не наиболее ярким проявлением Глупости, служит человеческое самодовольство (filautia)], так или иначе руководствуются все люди, все сословия и прослойки, все нации, ибо Глупость богата и коллективными проявлениями. Самым же печальным из них служит война. В своих произведениях автор не раз подчеркивал, что она может быть привлекательной лишь для тех, кто ее не изведал. А в “Похвале глупости” он даже написал, что война обычно ведется всякого рода подонками общества. Автор не останавливается даже перед тем, чтобы распространить сферу действия Глупости на деятельность апостолов и самого Иисуса Христа, рассматривая в ее свете все христианское вероучение, ибо “христианская вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно несовместна” - “Отнюдь не случайно дураки столь угодны Богу” (LXV). Было бы, конечно, весьма опрометчиво сделать изо всего этого вывод, что Эразм полностью отвергал христианскую религиозность. Такого рода вывод противоречил бы его изложенной выше позиции твердого приверженца “философии Христа”. Но вопрос этот очень не прост, и для прояснения его лучше всего обратиться к тому, как автор трактует здесь схоластику и неразрывно связанное с ней официально-догматическое богословие.
     Сарказм Эразма достигает едва ли не наибольшей силы при изображении богословов, которых он сравнивает с “комариным болотом” и “ядовитым растением”. В спесиво-догматическом самоослеплении они набрасываются на своих оппонентов “с сотнями своих конклюзий” и готовы всякого, кто не согласен с ними, провозгласить еретичкой. Язвительность по отношению к богословам закономерно перерастает в резко критическое отвержение схоластической учености.
     Можно считать, что именно Эразм доводит до кульминации бунт гуманистов против схоластического формализма, вступившего в непримиримые противоречия с многообразными проявлениями жизни. Он нащупывает едва ли не наиболее уязвимый пункт этого формализма, заявляя, что и сам св. Петр, ключарь Рая, вряд ли способен уяснить, “каким образом можно держать в своих руках ключи от знания, не обладая самим знанием”.
     В свете этих скептических настроений автора “Похвалы” становится понятным и столь дерзкое распространение этим сугубо осторожным ученым сферы глупости даже на положения христианского вероучения. В духе воззрения, формулировавшегося уже некоторыми схоластиками-номиналистами XIV в. (хотя, возможно, и совершенно независимо от них), он отвергал претензии на сверхабсолютную истинность, с которыми выступали схоластизирующие богословы его времени, и подчеркивал практическо-моральную интенцию “философии Христа”.
     Для выявления и изживания нередко универсальных притязаний глупости огромную роль играет природа. “Мудрость природы” Эразм весьма настоятельно подчеркивает в самых различных ее проявлениях (их примеры в особенности связаны с жизнью животных). Поскольку “природа никогда не заблуждается” (XXXIII), она способна вылечить людей от любых благоглупостей, в которые они непрерывно впадают. Немаловажно отметить, что, говоря о природе, автор “Похвалы” как бы забывает о боге, без понятия которого совершенно невозможна его морализирующая “философия Христа”. Он высмеивает и многочисленные “чудеса” (в том числе и связанные с молитвами), в которые столь рьяно верит подавляющее большинство людей. Чудом следует считать лишь саму природу во всей ее целостности и со всеми ее законами, ибо в этом решающем своем аспекте она так же непознаваема, как и сам господь-бог.
     Гуманистическое просветительство Эразма и его трактовка свободы включает в себя и другие моменты. Важнейший из них является общегуманистическим: подлинное благородство в принципе вовсе не зависит от того, где издал ты свой первый младенческий крик”. Истинная знатность – в активности и в непрерывной борьбе за моральное совершенствование. К сожалению, в реальной действительности принцип этот, с горечью констатировал автор во многих своих произведениях, остается благим пожеланием. Но исторически было весьма важным и перспективным обоснование этого принципа. Признавая природное равенство всех людей независимо от их происхождения, Эразм в некоторых своих произведениях даже утверждал, что природная одаренность при всей ее важности все же не играет решающей роли в достижении человеческого благополучия и подлинного благородства. Такую роль он приписывал воспитанию и образованию человека. Мысль эта станет одной из решающих в просветительской философии нового времени, продолжая играть первостепенную роль и в нынешней социальной философии и педагогике. Возвращаясь к Эразму, следует указать, что самому ему была, конечно, ясна неосуществимость этой сугубо демократической идеи в социальных условиях того времени. Народ остается для него исполинским многоголовым зверем, осужденным в своем подавляющем большинстве на бесконечно многообразную приверженность Глупости. В этих условиях стремление к подлинному благородству отражало возрастание роли новой аристократии, противостоявшей сословной псевдоаристократии.
     Весьма  важной стороной мировоззренческой деятельности Эразма стала его полемика с Лютером. Беспощадный критик схоластики и коррумпированной католической церкви, язвительно бичевавший множество ее пороков (особенно бескомпромиссно – продажу индульгенций), взывавший к идеям и идеалам первоначального христианства, сначала поддерживал этого воинствующего врага римской курии. Когда же яростный монах повел за собой значительные массы немецкого “зверя”, вскрывая всю поверхностность гуманистического просветительства Эразма (и ряда немецких гуманистов), когда его борьба против папизма стала обретать черты нового фанатизма, своей нетерпимостью едва ли не превосходившего католический, Роттердамец решительно от него отмежевался.
     В философском аспекте наибольший интерес представляет их полемика вокруг фундаментальной проблемы свободы воли. Лютер настаивал на исключительной роли божественного предопределения, до предела сужавшего человеческую инициативу или просто сводившего ее на нет. Эразм же в своем сочинении “О свободе воли” (1524) защищал в общем те же принципы человеческой свободы, с которыми мы встречались у итальянских гуманистов предшествующего столетия. Именно в этом духе еще в “Похвале глупости”, как бы перекликаясь с Макиавелли, автор подчеркнул, что “фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных, таких, которые привыкли повторять: “Будь что будет”. А мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают”. В трактате “О свободе воли” Эразм доказывает, что божественное провидение не отменяет свободы человеческой воли, свободы выбора, ибо без этого теряют всякий смысл все божественные призывы, зафиксированные в Писании, теряют смысл понятия греха, наказания, добродетели. Начало и конец человеческой жизни – в руках бога, но ее протекание невозможно без свободно-волевых действий человека.
     Невозможна  без определенного минимума свободы  воли и любая человеческая мораль. И она тем выше, чем больше такой минимум. В этом убеждении Эразма нет никакого волюнтаризма, ибо человек обязан непрерывно обуздывать свою волю силою разума, как бы ни сбивала его с толку всемогущая Глупость.
     Влияние Эразма из Роттердама на многих мыслителей XVI-XVII вв. было огромным. Особенно большим  было воздействие Эразма на тех религиозных мыслителей и деятелей, которые пытались освободить христианство от обрядности и множества догматов.
     Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня. 

Список  использованной литературы
    Культурология / Под ред. Драча Г.В. - Ростов н/Д, 1996.
    Культурология / Под ред. Марковой А.Н.. - М., 1998.
    Лосев А.Ф. Культура эпохи Возрождения и Реформации. - М., 1981.
    Носикова Г.П. Культурология (теория и история культуры): Учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2007.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2 Достижения художественной культуры в Англии, Франции, Германии (В. Шекспир, Ф. Рабле, А. Дюрер) 

     

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.