На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Рациовитализм Хосе Ортегии-Гассета

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  городской университет управления Правительства Москвы
Юридический факультет 

Специальность       «юриспруденция»
Форма обучения    очная 
 
 
 

Реферат
по учебной  дисциплине
«Культурология»
на тему: «Рациовитализм Хосе Ортеги–и-Гассета». 
 
 
 

Группа / курс         ______________
Студентка              ______________   Шарипова Р. Р.
Преподаватель      ______________  д. ист. н., профессор Осташкин В. Н.             
Оценка                   ______________      
 

2010
Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3
    Биография философа……………………………………………………….5
    Рациовитализм.........................................................................................6
      Понятие рационализма……………………………………………….6
      Основные компоненты философии рациовитализма………………7
      Сущность человека и его жизни……………………………………..10
    «Восстание масс» как закономерность общественной жизни………….14 
      Исторический кризис. Понятие массы и меньшинства……………14
      Восстание масс и предпосылки его возникновения………………..17
Заключение…………………………………………………………………….23
Список  литературы и использованных источников………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) принадлежит к числу наиболее известных западных мыслителей XX века. Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики оказали  влияние на дальнейшее развитие философии  и общественной мысли. Однако стоит  отметить объективную сложность  изучения его идей в оригинале  и малое количество книг, статей, публикаций различных авторов на данную тему. А ведь многие проблемы, поднятые в его трудах, актуальны и сегодня. К тому же я рассматриваю данную тему в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают вокруг нее, не считая того, что сама философия Хосе Ортеги-и-Гассета крайне противоречива.
    Целью проведенного исследования является анализ идей и взглядов испанского философа Ортеги-и-Гассета в рамках его  философии рациовитализма.
    Для решения поставленной в реферате цели решались следующие задачи:
    Определение понятия рациовитализма;
    Формулирование основных компонентов философии рациовитализма;
    Обоснование сущности человека и его жизни;
    Утверждение восстания масс как закономерности общественной жизни;
    Обоснование наличия исторического кризиса общества, культуры, искусства;
    Определение понятий массы и меньшинства;
    Обозначение основных предпосылок возникновения восстания масс
 
 
    Объективный интерес представляют не только сами идеи учений Х. Ортеги-и-Гассета, но и  предпосылки его обращения к  той или проблеме, путь его духовных исканий.
    Стоит отметить писательский талант философа. Стиль его трудов прост и лаконичен. В его работах чувствуется неповторимый стиль. Они красочны, так как он использует огромное количество средств художественной выразительности и примеры, позволяющие осмыслить и согласиться с тем или иным убеждением философа.
    Именно  поэтому, я выбрала тему: «Рациовитализм Хосе Ортеги-и-Гассета». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Биография философа.
    Хосе  Ортега-и-Гассет (1883-1955) – испанский философ, культуролог, мыслитель, общественный деятель. Ортега-и-Гассет родился 9 мая 1883 года в Мадриде. Получил докторскую степень в 1904 году. В 1914 опубликовал свою первую книгу «Размышления о Дон-Кихоте», где появляется его учение, называемое им самим рациовитализмом. Ортега-и-Гассет занимался преподавательской деятельностью, активно участвовал в политической жизни страны.
    В 1923 основал журнал «Ревиста де Оксиденте», главной целью которого было ознакомление испанского и латиноамериканского  читателя с лучшими произведениями европейских философов и ученых. Всемирную известность  Ортега-и-Гассет получил в 30-х годах после публикации таких его трудов, как «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929). В этих трудах он впервые изложил основные принципы, доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Запале в результате кризиса общественной демократии, бюрократизации общественных институтов. Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя частицей безличного начала – толпы. В 1931 образовал небольшой политический союз «Группа на службе республики».
    После начала гражданской войны, Х. Ортеги-и-Гассет покинул Испанию и в 1936-1945 жил  в Европе, Аргентине и Португалии. Вернувшись в Испанию, жил «во  внутренней эмиграции», так как был противником франкистского режима. Умер 18 октября 1955.
    Писательский  талант философа восхищает. В его сочинениях форма и содержание неразрывно связаны. Стиль изобилует необычными и изящными метафорами.
    Хосе  Ортега-и-Гассет оказал решающее влияние на формирование испанской философии XX века
    Рациовитализм.
    2.1. Понятие рациовитализма.
    Учение  испанского философа и публициста Хосе Ортеги-и-Гассета с трудом можно отнести к какой-либо классической философской школе. По смыслу его философия один из вариантов историцизма, но с ярко выраженной направленностью в будущее. «Настоящее не заботит меня, - писал он, - потому что я в нем уже существую. Серьезная вещь – будущее». Ортега-и-Гассет стремился предсказать возможные перспективы в развитии человека, культуры, общества в ближайшем будущем.
    Ортегу-и-Гассета  мало интересовали проблемы собственно теории познания и философии науки. В центре его исследования стояли вопросы человека, истории, культуры. Свою близость с данным направлением он подчеркнул, назвав свое учение рациовитализмом. Остановимся на определении этого понятия.
    Рационализм1 - философско-мировоззренческое учение, согласно которому истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума.
    Витализм2 - учение о качественном отличии жизни от неживой природы, о наличии особых факторов и сил, от которых зависят свойства живых структур. Это и есть философия жизни, где центральное понятие «жизнь» достаточно многозначно и неопределенно. Жизнь – непосредственное переживание человека, в котом слиты воедино переживающий субъект (мое Я) и переживаемое содержание (предметно-вещественная сторона). Жизнь постигается человеком непосредственно, интуитивно, то есть «понимается» в отличие от внешних предметов, явлений, которые полежат «объяснению» с помощью научных понятий.
Традиционный  рационализм, по мнению Ортеги-и-Гассета, наоборот, анализирует разум в  отрыве от жизни.
    Испанский философ не принял определения «жизни»  через ее противоположность разуму, избегая крайностей, он искал их соединения, единства. Итак, рациовитализм – учение Х. Ортеги-и-Гассета, в котором обосновывается идея единства жизни и равенства. 
 

2.2. Основные компоненты философии рациовитализма.
    Первый  компонент данной философии – разум, как продолжение жизни. Сама жизнь, устремляясь за свои пределы, заставляет человека участвовать в делах, не касающихся себя, находиться за своими границами – в мире. Разум – способ такого выхода, но далеко не единственный, аналогичной природой обладают и желания, и эмоции, и религиозные потребности.
    Жить  с самого начала в своей основе – значит находиться перед лицом  мира, с миром, погруженным в его  дела, судьбу. Для Ортеги-и-Гассета жизнь неотделима от мира. Он ведет речь не об абстрактном мире, исследуемом наукой, а о мире каждого человека. Мыслить, познавать – значит постигать человека в его мире, не изнутри «истинного разума», не из разума в себе, а из цельности мира-человека с реальностью, с порядком и хаосом, с неразумностью и иррациональностью. Ортега желает восприятия мира как он есть – с его светом и тенями, реальной историей и антагонизмами, борьбой и сосуществованием.
    Так Хосе Ортега-и-Гассет приходит к понятию  «жизненного разума», к рациовитализму.
    Второй  компонент философии рациовитализма – свобода философствования. Каждый человек – философ «по природе». Философия – не профессия. Она есть сама жизнь, которая нуждается в философии для того, чтобы «выйти» в общество, в природу, в культуру, отталкиваясь от «обстоятельств». Эти «обстоятельства» у каждого свои. Они «неотчуждаемы», как неотчуждаемы особенности темперамента, характера, внешности каждого человека. Находясь в центре обстоятельств, человек свободен определить свой путь среди них.
    Третий  компонент – человеческая жизнь. Там, где жизнь и разум слиты воедино, жизнь освобождается от авторитетов, традиций, канонов. Философствование становится «подлинным бытием». Жизнь дана нам, но «войти в жизнь», жить полноценно – это великая задача, которую каждый решает по-своему. Известный русский философ Соколов Э. В. в своей книге «Хосе Ортега-и-Гассет: искусство и массовая культура в ХХ веке» определил четыре этапа, которые проходит каждый человек, «вступая в жизнь».3
   Во-первых, осознает себя, свою жизнь в ее обособленности. Каждый человек одинок. Честно, спокойно, трезво увидеть себя изнутри, осознать свое одиночество – это наша первейшая  обязанность.
   Во-вторых, Я открываю Другого, вступаю в  контакт с ближним. Жизнь Другого  – всегда чужая, странная, непостижимая. Для меня чужая жизнь это и  обстоятельство, и цель, и фактор судьбы. Преодолеть чуждость другого, вступить с ним в контакт –  наша вторая обязанность.
   В-третьих, я должен принять жизнь Другого, как мою проблему, разрешимую только исходя из моих внутренних возможностей и обстоятельств. Другой – не вещь, не объективный феномен, но и не Я. Я с ним борюсь, подчиняюсь ему, властвую над ним. Жизнь – непрерывный диалог с другим. Придать смысл и форму этому диалогу – третья обязанность.
   В-четвертых, Я должен достигнуть живого соучастия  с Другим. Это – путь Любви, Дружбы, совместного творчества, но также  и ненависти, ревности, которые иногда возникают между близкими людьми. Полное единение с Другим – невозможно, но и отказ от соучастия – равносилен духовной смерти.
Суть  бытия в том, что каждый человек есть замкнутый мир. Человек не может ни полностью замкнуться в себе, ни полностью раствориться в других. Колебания между двумя этими крайностями, пребывание в борьбе и душевном сближении – в этом – судьба человека. Диалектика характеров, обстоятельств, свободных решений составляет драму жизни, не имеющую конца.
    Четвертый компонент философии рациовитализма – познание истории. Ортега-и-Гассет утверждал, что человек не имеет природы, но имеет историю. Человек есть то, что с ним происходит, это его прошлое. Не жить в истории, не мыслить исторически – значит, не быть человеком. В истории взаимодействуют постоянные и переменные величины, но все они связаны с человеком, с его решениями и поступками, с борьбой, победой, поражением. Только человеческая жизнь интересна историку. История – это усилие разума и воображения, направленная на то чтобы воспроизвести прошлое в настоящем и настоящее перевести в прошлое. Наука и жизнь сближаются в историческом разуме. Разум меняется вместе с эпохой. Поэтому в истории человек встречается с самим собой. Ортега-и-Гассет утверждает, что история в целом есть плод воображения. А             источники главных достижений культуры – спонтанное вдохновение и мощная фантазия творческих личностей.4
Дон-Кихот, которому посвящена ранняя работа Ортеги-и-Гассета, один из самых значительных человеческих образов. Дон-Кихот воплощает в себе великую жажду истины, тоску по идеалу, он утверждает ценности, которые большинство даже не осознает. Чтобы идеал стал реальностью, нужно в него верить. Перед лицом хаотического мира человек должен быть источником творчества, вдохновения. Культура прошлого служит, по словам Х. Ортеги-и-Гассета лишь почвой, материалом для культуры будущего. Дон-Кихот отвечает за свои обстоятельства, бросает вызов устоявшимся представлениям. 
 

      Сущность  человека и его жизни.
    Жизнь человека, утверждал Ортега-и-Гассет, есть чистый случай. Жизнь не дана человека готовой. Она дает ему возможности, и каждый сам строит свою жизнь. Жизнь – это деяние. Каждый сам определяет, чем он будет заниматься. Человеку необходимо делать выбор каждый момент, решать, что он будет делать в следующее мгновение. Жизнь – быстротечна, «жизнь это выстрел в упор», и человек должен в любой момент знать истину. Истина – это то, что истинно сегодня, а не то, что будет открыто в ближайшем будущем. Человек живет странным образом – ради будущего, во имя следующих поколений, не имея четких знаний ни в одном вопросе. Так как знания непрерывно изменяются, развиваются, можно утверждать, что абсолютных истин нет, все истины относительны. Ортега утверждал, что человеку стоит жить, постоянно создавая идеи относительно «моих обстоятельств». Цель рациовитализма – ориентирование в моих обстоятельствах, интерпретация мира, необходимая для того, чтобы укрепиться в жизни. Мир в такой же мере создает нас, в какой мы создаем мир. Я должен каждое мгновение решать, что буду делать в следующую минуту, и никто не может это сделать за меня. Но чтобы решить вопросы своего существования, сделать тот или иной выбор, человек должен иметь совокупность убеждений о мире, свое мнение. Необходимо, чтобы эти мнения были именно моими, чтобы я был убежден в них; а это возможно только в том случае, если я продумываю их с самого начала и если они возникают во мне, побуждаемые очевидностью. Эта очевидность возникает тогда, когда человек сам пытается мыслить, пытается найти ответы, на волнующие его вопросы. Иметь убеждение по поводу какой-либо вещи означает определить мою позицию в отношении этой вещи.
    Истина, говорит Ортега-и-Гассет, - это здесь  и сейчас. Истина – то, что истинно  сегодня, а не то, что будет когда-то. Истина – это «моя сегодняшняя  истина», которую открывает мой  жизненный разум во имя моей подлинности, с целью пробудить мою тревогу, вызвать мою озабоченность ситуацией, противостоять навязываемым мне  мнениям и стандартам, реализовывать  мои способности и особенности. Сохранить мою индивидуальность, остаться собой в мире стандартов. «Жизнь – борьба и вечное усилие стать собой. Именно те трудности, что мешают мне осуществиться, будят и напрягают мои силы и способности.»5
    Подлинная жизнь, считает Ортега, - это жизнь, делающая свой выбор на основе системы  убеждений, идей-верований, составляющий немалую часть моей жизни. Жизнь  не может ждать, пока наука докажет  и обоснует, как правильно жить, да это и невозможно. Жить – это  всегда здесь и сейчас. Независимо от уровня науки всегда существует культура, которая служит моей ориентацией в мире.
    Специфика философии жизни Х. Ортеги-и-Гассета в том, что больший приоритет отдается связи человека и мира: связи с миром человека, живущего в мире, неотрывности человека от мира, не сознания, а жизни как таковой.
    Хосе  Ортега-и-Гассет считает лучшим началом  идею, согласно которой Вселенная состоит из бесчисленных живых миров, каждый из которых стремится реализовать свою цель. Высшее место среди этих миров занимает человеческая личность. Личность – это зрелый человек, призванный к тому, чтобы принять «свои обстоятельства», вжиться в свою судьбу и «перевести необходимость в свободу» с помощью разума, воображения, действия. Время, общество, люди, которые нас окружают – все это следует принять в свое бытие и выработать, свою жизнь. Сущность человека не сводится к разуму.
    Не совсем верно и мнение Гете, который утверждал, что «сначала было дело». Разум и действие слиты воедино в жизни, которую человек открывает, опираясь на все способности своей души и ясное понимание обстоятельств. Разум призван организовывать жизнь. Нет мирового или коллективного разума. Есть разум личности, действующей в потоке жизни. Каждый индивид - часть своего поколения, имеющего общие проблемы, верования, способы мышления.
    Х. Ортега-и-Гассет выделяет различия между  идеями-верованиями и идеями-изобретениями. Верования – это наше наследие, они составляют каркас нашей жизни. Можно сказать, что мы сами и есть наши верования. Что же касается идей-изобретений, то они плод нашего интеллекта. Это  мысли, возникающие в уме по разным поводам. Часто мы не принимаем их всерьез, полагая, что рискованно жить по «своему уму».
    Реальная  жизнь сегодня часто противоречит идеям. Великолепные, продуманные схемы  развития идеального общества встречаются  с иронией. В традицию прошлого тоже не верят. Нет больше «точки опоры» для ума. Там, где она была, мы находим пустоту. Нас одолевают сомнения.
    Сомнение  – не только логическая пауза в  цепочке размышления. Сомнение –  подлинная и постоянная почва, на которой мы трудимся. В сомнениях  тоже «пребывают», как пребывают  в верованиях. В сомнении человек начинает думать, воображать. Пока он твердо верит, он не склонен пользоваться интеллектом, интеллектуальное усилие – обременительно.
    Человек должен постоянно конструировать новые  миры и выбирать из них «истинный». Мировоззрение формируется эпохой и умирает вместе с ней. История  – кладбище отмерших идеалов и  верований. Вряд ли возможно из массы  выделить одно, единственно верное.
    История культур – это история великих  людей и великих иллюзий. Смысл  истории не в становлении социальной справедливости, а в духовном творчестве, которое представляется Ортеге-и-Гассету  уделом избранного меньшинства, благородных  чувствительных умов, способных понимать и принимать «вызовы» истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    «Восстание  масс» как закономерность общественной жизни.
      Исторический кризис. Понятие массы и меньшинства.
    Ортега-и-Гассет был убежден, что человечество XX века находилось в тяжелом кризисе. Этой ситуации в обществе была посвящено эссе «Восстание масс». Оно было написано в 1903, однако некоторые поднятые в данном эссе проблемы сохраняют свою актуальность и сегодня.
    Кризис  современной эпохи, по мнению Ортеги-и-Гассета, состоит в том, что человек  утратил веру в то, во что его  принуждали верить другие, утратил  потому, что его ценности перестали  быть таковыми, и потому, что он получает их извне, а не создает сам. Перестав быть творцом ценностей, он больше не имеет их. Он живет в мире, который  ему безразличен и антипатичен. Человек больше не знает, что думать о мире. Традиционные идеи и нормы  ложны, он презирает то, во что верил  вчера, а ничего нового у него больше нет. Человек периода кризиса остается без мира, погруженным вновь в хаос чистых обстоятельств.6
    По  мнению Ортеги-и-Гассета, каждое новое  поколение должно научиться владеть некоторыми основными принципами, без которых нет культурной жизни. Один из таких принципов: хорошее знание прошлого необходимо для сохранения и продления жизни. Необходимо оно потому, что предохраняет от повторения ошибок и от возврата к прошлому. Чтобы движение истории продолжалось, необходимо «считаться» с прошлым, избегать его, уклоняться от него, жить на уровне эпохи, рассчитывая возможные варианты будущего.
    Исторический  кризис, утверждает Ортега-и-Гассет, наступает  тогда, когда «мир», или система  убеждений прошлых поколений, теряет свою значимость для новых поколений, живущих в рамках той же цивилизации, то есть определенным образом организованного  общества и культурной жизни. Человек оказывается без мира. Подобное состояние характерно для всей европейской цивилизации, которая вышла далеко за рамки Европы и стала синонимом современной цивилизации вообще. Причина данного кризиса – восстание масс.
    В наше время, утверждает Ортега-и-Гассет, в обществе господствует человек  массы. Общество всегда состоит из массы  и меньшинства, или элиты. Меньшинство – совокупность ли, выделенных особо; масса – не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса – это средний человек, который не отличается от остальных и повторяет общий тип. 7
    Человек массы не ощущает в себе никакого особого дара или отличия, он «точь  в точь», как все остальные, без  индивидуальности, и он не огорчен  этим, он доволен чувствовать себя таким же как все. Он не старается  себя исправить или совершенствовать. Он живет без усилий, «плывет по течению». В мышлении довольствуется набором готовых идей – ему  этого достаточно.8 Для человека массы характерна естественная и радикальная убежденность, что жизнь является легкой и обильной, без трагических ограничений, поэтому каждый средний индивид обнаруживает в себе чувство господства и триумфа, которое призывает его утвердить себя самого таким, каков он есть. Это удовлетворение собой замыкает его от всего внешнего, чтобы не слушать, не подвергать сомнению и не считаться с остальными. Действовать затем так, как если бы в мире существовал только он один и ему подобные, и поэтому выступая, он будет вносить повсюду свое вульгарное мнение, не рассматривая, не созерцая, то есть действуя напролом.9 Добродетель массы – покорность, готовность следовать примеру, воспитывать в себе высшего человека. В органические эпохи народ вдохновлялся служением идеалу. Общество скрепляется «тяготением» простых, здоровых душ к выдающимся личностям. Это тяготение выражает глубинный смысл – стремление к совершенству. Однако Ортега-и-Гассет не дает портрета «здоровой» массы. Он сосредотачивает внимание на критике «массового человека». «Восстание масс» угрожает самой личности, может привести к ее полному уничтожению. «Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью… И конечно, радикальнее всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить – это плыть по течению, оставаясь таким, каким ты ни на есть, и не силясь перерасти себя», - пишет Ортега-и-Гассет.10
    Человеку  массы противостоит «человек элиты», избранного меньшинства. Меньшинство – это мыслящие, одаренные люди, сознающие свою ответственность перед страной и народом. Главные их качества – бескорыстие и увлеченность делом, которое совпадает с их призванием. Люди элиты не имеют как правило общей идеологии, они объединяются своей оппозиционностью к тому, что «общепринято», а также к власти, ущемляющей творческую свободу. Избранные – не те, кто ставит себя выше других, а те, кто добровольно взваливают на себя тяготы и обязанности. Это человек, который к себе самому очень требователен, строг, его жизнь подчинена самодисциплине и служению высшему принципу. Человеку элиты свойственна неудовлетворенность собой, он способен к творчеству. 11 Ортега-и-Гассет писал, что человек элиты должен всегда стремиться к индивидуальному развитию, к тому, чтобы перерасти собственный уровень.
    Эти два типа всегда были в обществе, дополняя друг друга. Не жизнь, не судьба решают, в каком разряде окажется человек, а сама личность, её выбор. Заурядных людей всегда больше. Они существуют в любом социальном классе. Для нормальной исторической жизни, утверждает Ортега-и-Гассет, в обществе должно быть господствующее положение элиты. Только меньшинство избранных способно идти в ногу с эпохой, вырабатывая новые идеи, вкусы, идеалы, моральные нормы, и повести за собой массу. Личность должна порвать с массой и обществом. Замкнувшись в себе, она должна бросить все свои силы исключительно на самосовершенствование. Это единственный способ преодолеть упадок, в котором находится западная культура. По мнению Ортега-и-Гассета, общество, культура, нация – это всегда масса, организованная избранным меньшинством.12 
 

      Восстание массы и предпосылки его возникновения.
    Меньшинство всегда направляло массы, вело их за собой. Но ситуация изменилась – произошло восстание масс и масса захватила место элиты. Власть в обществе перешла к человеку массы, который не уважает элиту, не следует за ней, а отстраняет ее и берет на себя ее функции, которые требуют особых качеств, дарований, специальной подготовки.
    Ортега-и-Гассет не только предсказал приход к власти средних людей со средними способностями, но с необычно сильной волей к  власти, - он предсказал призыв к насилию. Испанский философ утверждал, что общество будет стремится к тому, чтобы жить для Государства, а человек – для Правительственной машины.13
    Ортега-и-Гассет предсказал непрерывное усиление бюрократизации жизни, ведущее к тоталитаризму, превращение каждого человека в  послушный механизм-автомат, беспрекословно выполняющий волю и приказы Государства. Самого Государства – в средство осуществления замыслов «среднего  человека» - фюрера, а замыслов фюрера – в выражение «высших государственных  интересов», «интересов народа и нации» выполнение которых каждый человек  должен рассматривать как высший и святой долг.
    Ортега-и-Гассет предостерегал: государство масс –  немыслимо, это не более чем пропагандистская фикция. «Массы» не могут обойтись без государства, ибо сами по себе ничего не представляют. Именно поэтому им по душе «огосударствление» - возможность выступать от имени государства, а на самом деле скрывать за ним свою ничтожность. При всей противоестественности и неподлинности такой государственности – за ней будущее. Человек должен стать «винтиком», не имеющим абсолютно  никакой ценности и поэтому в любой момент могущим быть выброшенным из «машины» и замененным другим.
    Как считает Ортега-и-Гассет. Все произошло  не случайно, а было подготовлено предыдущим развитием европейской цивилизации.
    Во-первых, благодаря техническому прогрессу, поднялся средний уровень жизни, произошел скачок в приросте населения.
    Во-вторых, элита провозгласила идею равноправия, согласно которой человек в силу своего рождения обладает основными  политическими правами. Все социальные различия, основанные на особых дарованиях, подверглись осуждению. Массы воодушевлялись этим идеалом.
    В-третьих, научно-технический прогресс выровнял качество жизни и то, что раньше было доступно лишь немногим, теперь достояние  масс.
    К тому же резко возросли жизненные  возможности человека. Это и добро, и зло современности и ближайшего будущего, так как изменило психическую  структуру человека заурядного. Этот «новый человек», видя вокруг себя изобильный и удобный мир, начинает воспринимать его как естественное состояние, как дар природы. А ведь все  это создано усилиями незаурядных  людей.
    Другим  источником масс-культуры становится псевдокультура: перепроизводств ложных книг и ложных духовных ценностей. Когда  произведение искусства из предмета индивидуального занятия становится общественным предприятием, тем более  – идеологией, оно обращается против самой культуры. Книга может обогатить  человека, но книга же может примитивизировать  его, книга может породить цепную реакцию мысли, но она не может  стать золой мысли.14
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.