На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Страх, стыд, совесть как нравственные регуляторы человеческой деятельности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
Тема  «Страх, стыд, совесть  как нравственные регуляторы человеческой деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Этический  потенциал личности………………………………………………..4
2.Совесть как форма самооценки………………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………….18
Библиография…………………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. При этом человек осознает и переживает по поводу невыполненного долга, недостойного поведения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым.
    Совесть – это внутренний контролер человека.
    Моральные ценности ориентируют человека в  его поведении. Это оказывается  возможным не в силу того, что  человеку выгодно или приятно  принимать их во внимание в своих  решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что  оказывают воздействие на волю человека.
    Моральные ценности всегда провозглашаются в  такой форме, которая указывает  на необходимость их практического  воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг.
    Если  человек спокоен при невыполнении долга, безнравственен, его называют «бессовестным» - им не усвоены, не приняты  душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного человека сдерживает только внешний контроль, иначе он будет приносить вред окружающим. Такие люди проявляет свою безбрежную зловредность: крадут, лгут, издеваются над другими без зазрения совести. Психологи выявили: в семьях, где  существует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека. Он будет идти к своей цели, пренебрегая  всеми моральными устоями, не обращая  внимания на страдания окружающих. В то же время семьи, где превалируют  доверительные отношения, воспитывают  совестливых детей, у которых  высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии. Люди, вырастающие  в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные  нормы и идеалы, они сочувствуют  окружающим, воспринимают их страдания  как свои и стремятся не делать зла. 

    1.Этический  потенциал личности
    Этический потенциал личности – это способность  совершить моральный или аморальный поступок, осуществлять моральную или аморальную линию поведения в целом; в качественном отношении он может быть положительным (моральным) и отрицательным (аморальным), в количественном отношении он характеризуется степенью моральности или аморальности. Практически этический потенциал не может быть нулевым. Например, неспособность к совершению морального поступка, выраженная в бездействии, очевидно, имеет отрицательное значение. Если же взять случай, когда человек отказывается от аморальной линии поведения, то это уже само по себе имеет положительное значение. Определение этического потенциала личности позволяет прогнозировать ее поведение. Это особенно важно тогда, когда решается вопрос, кому поручить ответственное и сопряженное с большими трудностями задание по аудиторской проверке. Важно это и для разработки мер воспитательного воздействия на личность в аудиторском коллективе. То же самое верно и по отношению ко всему коллективу аудиторской фирмы или отдельным его профессиональным группам. Надо знать все психологические особенности в их взаимосвязи, чтобы правильно оценить их моральное состояние и уметь формировать в нужном направлении. Необходимо заметить, что этический потенциал личности воплощен в состоянии ее воли, которое резюмирует все психические процессы, определяющие поступок, и является последним звеном всей цепи этих процессов, непосредственно вызывающим его. Поэтому субъективное этическое отношение, объективацией которого является поступок, выступает в качестве волевого отношения, а оценка этического потенциала, а также его проявления в поступке должны иметь своим непосредственным предметом состояние воли, рассматриваемое в этическом аспекте. Воля – это то же сознание, но взятое с точки зрения его активности, с точки зрения управления деятельностью человека – как внутренней, так и внешней. С этой стороны сознание характеризуется способностью производить усилие, осуществлять решения и действия, то есть той способностью, благодаря которой оно и выступает в качестве воли. Такова формальная сторона воли. Но воля имеет и свое содержание, включающее в себя представления человека о главных жизненных целях и идеалах, знания о том, что составляет важнейшие для него блага. Содержание воли есть некоторый высший синтез, результат обобщения потребностей и интересов личности. Благодаря воле обеспечивается проведение основной линии жизни, достижение главных целей, а для этого она должна быть способной управлять всей совокупностью частных желаний, мотивов, господствовать над ними. Следовательно, воля является той формой психики, которая обладает более высокой свободой по сравнению с другими ее формами. Поэтому в ее власти подавить противодействующие ей побуждения, и поэтому именно она непосредственно лежит в основе ответственности человека за совершаемый им поступок.
    Из  сказанного понятно, почему прямым адресатом  моральной оценки является воля. В  силу разумности своей воли личность способна понять оценку, в силу свободы  воли и вытекающей отсюда ответственности – принять и усвоить эту оценку, а благодаря своим регулятивным возможностям – обеспечить такую линию поведения, которая соответствует требованию, составляющему основание оценки.
    С другой стороны, специфическое назначение моральной оценки в том и заключается, чтобы воздействовать на волю и посредством  этого осуществлять регулирующее влияние  морали на правовое поведение. Через  воспринятую человеком оценку мораль как общественный институт интериоризируется им, внешние требования морали становятся внутренними повелениями, предъявляемыми личностью самой себе. Мораль превращается в личностную силу, включается в содержание воли и тем самым способствует выполнению волей моральнорегулирующей функции.
    Моральная воля не обладает абсолютной свободой определять совершение личностью нравственных поступков. В противном случае регуляция поведения извне, со стороны морального общественного мнения, использующего в качестве одной из основных форм оценку, была бы излишней. Воля внутренне расчленена. Общей целью моральной воли является достижение возможно более полного блага, но благо делится на общественное и личное[3]. Моральным побуждениям в сфере воли, выражающим прежде всего общие интересы, могут в определенных случаях противостоять те или иные побуждения, направленные на личное благополучие. Например, стремление к сохранению личного благополучия и спокойствия в ситуации, требующей решительных принципиальных действий аудитора при выявленных нарушениях. Для моральной воли характерно преобладание моральных побуждений. Однако оно не является чем-то раз навсегда данным и должно поддерживаться и стимулироваться как извне, так и посредством саморегулирующей деятельности воли и сознания. Кроме того, воля может обладать «формальными» недостатками (например, недостаточной твердостью, решительностью и т.п.), которые препятствуют осуществлению ее моральной свободы и требуют ее совершенствования. Наконец, частные желания, воздействующие на волю «извне», то есть из вневолевой сферы психики, могут существенно влиять на степень ее моральной свободы. Разумеется, все, что совершается в сфере воли и в психике в целом, в конечном счете детерминировано, определено внешней для нее средой, биологией человека и социальными условиями его существования. Одним из факторов, определяющих этическое доведение, служит моральная оценка.
    Индетерминизм как философская концепция истолковывает  свободу воли как ее полную автономность, абсолютную независимость от внешних влияний, изначальную самообусловленность и считает, что ответственность человека за свои поступки может быть основана только на таком понимании свободы. На позициях индетерминизма находится, например, такое направление западной философии, как экзистенциализм, согласно которому человеческая воля до такой степени свободна, что человек не зависит ни от каких обстоятельств в своем выборе и полностью определяет свою сущность, «сам выбирает себя». Поэтому он якобы абсолютно ответствен. Подлинная моральная ответственность перед собой – это все-таки форма, в которой выражается ответственность перед обществом. Ответственность же личности перед обществом зиждется на ее реальной зависимости от него. Однако «свободная воля» в духе индетерминизма ни от чего не зависит и ничем, кроме самой себя, не определяется[7]. Она, по выражению И.М. Сеченова, ставится «вне законов земли». Ясно, что ни о какой ответственности так понимаемой воли, ни о какой возможности воздействовать на волю посредством моральной оценки речи вести нельзя. Моральная свобода воли в наиболее распространенном понимании – это ее способность определять поведение в соответствии с требованиями норм морали, преодолевая противодействующие факторы. Эта способность обусловлена обществом, воспитанием, моральным регулированием, совестью человека.
    Так, например, требования Кодекса этики  МФБ, касающиеся участия аудитора в  подготовке бухгалтерских записей  для клиента, содержат следующие  пункты.
    1. Аудитор не должен иметь каких-либо  отношений с клиентом или конфликтов  интересов, которые нанесли бы  ущерб его порядочности или  независимости.
    2. Клиент должен принять на себя  ответственность за правильность  составления отчетности.
    3. Аудитор не должен выполнять роль служащего или руководителя, занимающегося ведением операций аудируемой организации.
    4. Сотрудники аудиторской организации,  которым поручено подготовить  бухгалтерские записи, в идеале  не должны участвовать в проверке  таких записей, а тот факт, что  сотрудники данной аудиторской  организации обрабатывали или  вели определенные бухгалтерские  записи, не исключает необходимости  проводить достаточные аудиторские  тесты. 

    2.Совесть как форма самооценки
    Совесть выражает собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Но что представляет собой совесть? Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Если долг означает превращение общих требований нравственности в личную задачу конкретного человека, применительно к его положению в конкретной ситуации, то совесть – это инобытие долга.
    Как автономен долг, так и совесть  человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания – стыда. Стыд – моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств. Стыд и совесть в общем довольно близки. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины.
    Стыд  полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения  норм, и переживание стыда тем  сильнее, чем важнее и значимее для  человека эти лица[5]. Поэтому индивид может испытывать стыд даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают». Логика совести иная. В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке – быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя лучше, чем ты сам.
    Для выполнения проверки комплексов задач  по учету материальных ценностей применяются различные методы получения аудиторских доказательств. Так, для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей (ТМЦ) можно провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения. Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, добросовестные аудиторы обычно прибегают к пересчету данных.
    При этом отражение в бухгалтерском  учете проведенных хозяйственных  операций и реальность остатков на счетах учета ТМЦ проверяют с  помощью подтверждения. Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению ТМЦ проводится путем проверки соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета ТМЦ, а также в процессе их проверки при более детальном уточнении у специалистов отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных. Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов. В процессе проверки операций, отраженных в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге бухгалтерской отчетности, используется прослеживание. Особое пристальное внимание аудиторам целесообразно обращать на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.
    Субъективно совесть может восприниматься как  хотя внутренний, но чужой голос (в  особенности, когда он редко о себе заявляет или к нему редко прислушиваются), голос, как будто независимый от «Я» человека, голос «другого Я». Отсюда делаются два противоположных вывода относительно природы совести. Один состоит в том, что совесть – это голос Бога. Другой состоит в так, что совесть – это обобщенный и интериоризированный голос значимых других. Так, совесть истолковывается как специфическая форма стыда, а содержание признается индивидуальным, культурно и исторически изменчивым. В крайней форме этот вывод обнаруживается в положении о том, что совесть обусловлена политическими взглядами или социальным (профессиональным) положением человека. Эти точки зрения не исключают друг друга: первая акцентирует внимание на механизме функционирования зрелой совести, вторая – на том, как она созревает, формируется; первая рассматривает совесть по преимуществу со стороны ее формы, вторая – со стороны ее конкретного содержания.
    Совесть формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы) – родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета, и, соответственно, обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а также в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимых других. В практике воспитания обращение воспитателя к совести ребенка, как правило, и выражает требование исполнительности, послушности, соответствия предписываемым нормам и правилам. Но так обстоит дело с точки зрения развития этой нравственной способности.
    Сформированная  совесть говорит на языке вневременном и внепространственном. Совесть – это голос «другого Я» человека, той части его души, которая не обременена заботами и утешениями каждого дня. Совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоинству личности. Совесть – это самооценка и ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей. Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то «поступок по совести» – это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал: «Культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства». Это тот долг, который человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и последовательном исполнении долга.
    Моральное сознание интригует заключениями, которые  здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями[1]. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого. В обычной речи мы можем употреблять выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть». Под ними понимают факт осознания человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. Строго говоря, в таких случаях речь идет о достоинстве, а слова «чистая совесть» могут выражать только претензию человека на то, что им достигнуто совершенство, на внутреннюю цельность и гармоничность.
    Состояние «чистой», «успокоившейся» совести (если принимать это словосочетание в буквальном смысле) есть верный признак бессовестности, т.е. не отсутствия совести, а склонности не обращать внимание на ее суждения. Неспроста принято считать, что «чистая совесть» – это выдумка дьявола. В притче Иисуса о молитве фарисея и мытаря рассказывается, что фарисей в молитве благодарил Бога за свое особое благочестие, мытарь же, не поднимая глаз к небу и ударяя себя в грудь, лишь просил Бога о милосердии к себе за грехи свои. Оправданным перед Богом оказывается мытарь, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Фарисей уверен в том, что выполнил долг и что совесть его чиста. Но долг перед Богом означает помимо прочего смирение. Самомнение и заносчивость ему противоречат. Высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благу других людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга.
    Так, например, глубокое понимание характера  и сути типичных ошибок помогает аудитору ответственно и квалифицированно разобраться  в ситуации, сложившейся на проверяемом  предприятии. Это хорошая гарантия дать объективное заключение и оказать помощь в ходе самой проверки, проявив таким образом лояльность к клиенту. Аудитору следует при этом помнить, что наиболее характерными ошибками учета готовой продукции являются следующие: а) оценка готовой и отгруженной продукции не соответствует методу оценки, установленному учетной политикой организации; б) расчет и отражение отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам (при учете готовой продукции по учетным ценам) производится неправильно; в) готовая продукция, выработанная из давальческого сырья, отражается как собственная; г) выпущенная продукция не находит полного отражения в учете; д) отгруженная и реализованная продукция фиксируется несвоевременно и др.
    Уверенность в чистоте собственной совести  есть либо лицемерие, либо знак моральной  неразвитости, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свидетельство успокоенности и, значит, смерти души[7]. Наоборот, в ощущении нечистоты собственной совести – надежда. В муках совести – не только презрение к самому себе, но и тоска по просветлению и самоочищению, а значит, желание исправить ошибку, ответить за преступление. 
В муках совести – усилие к совершенству. Муки совести знаменуют неприятие себя как такового. В осуждении себя состоит раскаяние, или покаяние, как явно выраженное сожаление о содеянном, намерение (или по крайней мере надежда) не совершать впредь того, что будет достойно сожаления. В признании своей вины (которое может принимать форму исповедального признания) и в осознанном принятии наказания, искупляющего вину, это намерение может перейти в решимость. В строгом смысле слова решимость и есть добродетель вообще: как стойкость человека в исполнении своего долга – вопреки естественным колебаниям, сомнению, сбивающим внешним воздействиям.

    Так, аудиторское заключение не может  и не должно трактоваться экономическим  субъектом и заинтересованными  пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы  в том, что иные обстоятельства, оказывающие  или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существуют. И аудиторы не должны давать повода для таких трактовок. Аудиторы обязаны ясно и полно изложить все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловноположительного, а если это возможно, оценить в стоимостном выражении влияние таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта. При этом составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности.
    В статье 11 Федерального закона «Об аудиторской  деятельности» приведено понятие заведомо ложного аудиторского заключения. Это такое аудиторское заключение, которое составлено без проведения аудиторской проверки или по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией. Часто встречающееся выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа. Однако в собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, а свобода в последовательном выражении – ничем иным, как жизнью по совести.
    Совесть – это внутренний монолог, хотя чаще происходит диалог, даже многоголосая дискуссия. Латинская поговорка  звучит: «Совесть – тысяча свидетелей». Не позволяя уснуть духу, в человеке спорят вечный оппонент с вечным защитником. Вечный судья в человеке видит, слышит и чувствует то, что скрывается от общественного мнения, – противоречия между убеждениями, помыслами, мотивами и непосредственной деятельностью. И поступок может быть тайным и  явным. Совесть есть зеркало, отражающее, в какой мере в человеческом сознании утвердились доброта, честность, ответственность, в какой мере они затронули чувства, убеждения, мотивы поступков, волю, характер, даже подсознание. Но требование морального долженствования не имеет пределов. Сложность ситуаций и развитие самой личности не позволяют вчерашним требованиям к себе и другим в полной мере соответствовать сегодняшним. Это непрерывный процесс объективации совести как наиболее субъективного явления. Именно совесть показывает, что достигнут качественный скачок в нравственном развитии личности – моральная автономия, моральное право ориентироваться, оценивать, судить себя, достигнута глубокая моральная рефлексия. Поступать против совести означает обратиться против себя, войти в конфликт с самым дорогим, изменить себе.
    Делом чести и совести аудитора является постоянная забота о снижении степени  аудиторского риска. При проведении аудита наличия и сохранности основных средств необходимо проверить, создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств (ОС) и оформлению ее результатов, оформлены ли договоры купли-продажи ОС, оформлены ли протоколы договорной, правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС, правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.
    По  данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств  аудитор сможет сделать вывод  об эффективности контроля. Важное условие обеспечения сохранности  основных средств – явственное проведение их инвентаризации. Поэтому нужно  проверить полноту и своевременность ее, правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Это необходимо, чтобы установить, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии. Это уменьшит аудиторский риск. Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета. Поэтому в целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам.
    К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций. Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства[6]. Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на счете «Основные средства». Совесть рассматривают как голос общества в человеке, ответственно стоящий на страже потребностей, интересов других людей. Широта сердца зависит от круга наших забот, мук, состраданий, от способности согласовать интересы своей семьи, коллектива, класса, народа, человечества. Если человек, подобно Нарциссу, любуется только собой, совесть в нем не сможет проснуться. Если видение, чувствование человека распространяется только до пограничных столбов своей группы, сословия, класса, то его совесть не обладает общечеловеческим критерием.
    Притупившаяся совесть – это моральное бесплодие  человека, это власть зла на земле, это деградация, унижение личности. Приглушенная совесть – признак  моральной неустойчивости личности и общества. Совесть является морально-психологическим  защитным «механизмом», который одновременно помогает личности преодолеть отчуждение от окружающей среды. Сохранение духовного здоровья и целостности личности во многом зависит от характера межличностных отношений, в которые она вступает[2]. Чем интимнее и утонченнее внутренний мир человека, тем опаснее бестактное вторжение в него, тем больше он нуждается не только в морально- психологической, но и экономической, политической, правовой защите, в свободе проявлений совести. Не находя отклика, понимания в социальной среде, совесть чувствительного человека может обернуться для него страданием, нанести психическую травму. Призывы не совершать насилие над совестью, дорожить свободой совести – это вечные требования демократии, ценности гражданского общества. Для развития совести человека как достойного члена гражданского общества недостаточно богатства его внутреннего мира и способности подняться до осознания общечеловеческих ценностей и интересов, недостаточно гарантий свободы ее волеизъявления в обществе (хотя без этого никак нельзя обойтись). Необходима также актуализация высших моральных потребностей и ценностей, возможность противопоставить их более низким, выдвижение высоких требований к себе, развитие способности к самопознанию. Если совесть является внутренним судьей человека, важно, чтобы этот судья был справедлив, сдержан, способствовал сохранению внутреннего покоя в критических ситуациях. Познавать, оценивать, казнить себя не легче, а труднее, чем других. Совесть есть моральный катарсис человека, очиститель души, своеобразный моральный стресс, создаваемый конфликтом между сознанием и подсознанием, высокими и низкими стремлениями, намерением и результатами деятельности. Совесть – наиболее утонченное и богатое нюансами творение человеческого духа, способное реагировать на самое ничтожное происшествие, устоять перед искушением. Согласно 3. Фрейду, совесть воплощается в понятии Супер-Эго, «идеальное Я». Это «идеальное Я» создает в человеке духовное напряжение, потому что ему трудно согласовываться с «реальным Я» и подсознательными стремлениями, которые совесть призвана контролировать и умерять. Но подавленные инстинкты так или иначе проявляются в поведении. Совесть потому-то и возникает, что для человека характерна моральная амбивалентность чувств.
    Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает сильное влияние на сознание и поведение субъекта. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связано чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса[4]. В развитии чувства страха большую роль играет воспитание в детском возрасте. Гуманистическое воспитание сводит к минимуму переживания страха; родители воздерживаются от запугивания ребенка и обучают его в бесстрашии к опасностям. При жестком, нормативном воспитании родители передают ребенку свой страх перед нарушением нормы; вредность страха родителями обычно занижается, и они часто намеренно запугивают ребенка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.