На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования механизма формирования доходной базы федерального бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая характеристика федерального бюджета…………….5
     1.1. Экономическое содержание бюджета………………………...……..5
     1.2. Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее
построения………………………………………………………………………...8
     1.3. Доходная часть федерального бюджета РФ……………………......10
Глава 2. Структура доходов федерального бюджета РФ……………………..15
     2.1. Динамика налоговых доходов федерального  бюджета……………15
     2.2. Формирование федерального бюджета за счет неналоговых
источников  дохода………………………………………………………………19
     2.3. Исполнение федерального бюджета по доходам…………………..24
Глава 3.Направления совершенствования  механизма формирования
доходной  базы федерального бюджета………………………………………...27
     3.1. Эффективная налоговая политика как способ увеличения
     доходной  части федерального бюджета…………………………………27
     3.2. Планирование доходов федерального бюджета на 2011 год……...33
     3.3. Повышение качества планирования  неналоговых доходов……….34
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Федеральный бюджет является главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства и тем самым дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. В этом и состоит актуальность темы данной курсовой работы.
     Государственная деятельность: управленческая, военная, экономическая, социальная и другие функции государства – требует обеспечения финансированием. Наличие и преумножение доходной части федерального бюджета необходимо для успешной реализации финансовой политики государства, расширенного производство и удовлетворения других общественных потребностей. Именно поэтому значение доходов федерального бюджета сложно переоценить.
     Целью данной работы является обоснование понятия «бюджет»,  рассмотрение теоретико-практических основ формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения, рассмотрение состава и структуры налоговых и неналоговых доходов, разработка рекомендаций по решению существующих проблем, касающихся совершенствования формирования доходной части федерального бюджета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть экономическую сущность, содержание бюджета и доходов федерального бюджета;
-проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета, их динамику на примере нескольких лет;
-на основе анализа выявить проблемы, связанные с формированием доходной части федерального бюджета, а также пути их решения.
     При написании работы были использованы такие методы, как сравнение, обобщение, анализ, синтез данных, аналогия, метод графического построения, статистические методы, метод прогнозирования и др.
     Предметом данной курсовой работы является бюджетная система Российской Федерации, а объектом исследования – доходы бюджета Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономическая характеристика федерального бюджета
1.1. Экономическое содержание бюджета
     В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1.
     Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России[6]. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:
(1) вмешательство в экономику;
(2) поддержание  государственного аппарата управления;
(3) правоохранительные  органы и судоустройство;
(4) медицина, здравоохранение и образование;
(5) оборона  страны.
     Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.   
     Госбюджет выполняет следующие функции:
-перераспределительную (перераспределение ВВП);
-регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);
-стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);
-контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств)[5]. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
     Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные  стадии:
-образование доходов бюджета;
-использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Госбюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.
     Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием  РФ как закон. Через госбюджет  государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов гос. власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.
     Роль  госбюджета не ограничивается финансированием  сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни. 

1.2. Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее
построения 

     Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления. Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением.
     Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:
единства;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности  и целевого характера бюджетных  средств2.
Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:
правовой  базы;
денежной  системы;
организации бюджетного процесса;
санкций за нарушение бюджетного законодательства.
     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  обеспечивает закрепление соответствующих  видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением. Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах. Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита. Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета. Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей. Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели. 

     1.3. Доходная часть федерального бюджета РФ 

       В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.
     Доходы  бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
     В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности — государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.[11]
     Классификация доходов бюджета – группировка  доходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, основанная на законодательных  актах РФ, определяющих источники  формирования доходов всех уровней бюджетной системы. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
      1) кода главного администратора  доходов бюджета (утверждается  законом (решением) о соответствующем  бюджете);
      2) кода вида доходов (включает  группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);
     3) кода подвида доходов;
     4)кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов[3]
     Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов это определение видов  и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый тип бюджетов. Различают следующие группы методов бюджетного регулирования:
       установление и распределение  регулирующих источников доходов  бюджета;
       перераспределение самих бюджетных  источников;
       безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;
       ссуды, выделяемые одним бюджетам  из средств других бюджетов.
     Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета. К неналоговым доходам относятся:
       доходы от использования имущества,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
       доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении соответственно федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
     средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
       доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
       иные неналоговые доходы.
В зависимости  от порядка зачисления в бюджет различают  доходы, закрепленные за бюджетом каждого  уровня, и регулирующие доходы.
     Закрепленные  доходы бюджетной системы - это доходы, которые в соответствии с законодательством  полностью или в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной или  долговременной основе поступают в  соответствующий бюджет3.
     Регулирующие  доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
       Нормативы отчислений определяются  БК РФ либо законом о бюджете  того уровня бюджетной системы  РФ, который передает регулирующие  доходы, либо законом о бюджете  того уровня бюджетной системы  РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
     Для полного сбалансирования бюджета  могут применяться дотация и  субвенция. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной  и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
     Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основах на осуществление определенных целевых расходов[3]. Закон подразделяет субвенции на два вида:
     текущие, к которым относятся субвенции, направленные на фи­нансирование текущих  расходов;
     инвестиционные - направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным  воспроизводством.
     Нормы отчислений утверждаются вышестоящим  органом пред­ставительной власти ежегодно по бюджетам разных уровней. Они могут быть едиными для  бюджетов определенного уровня или  дифференцированными в зависимости  от объема закрепленных доходов и  предстоящих расходов.
       В средствах бюджета в зависимости  от права собственности на  них законодательство выделяет  собственные источники доходов  и заемные средства. К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
       налоговые доходы, закрепленные  за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
       неналоговые доходы, указанные в п. 4 ст. 41 БК РФ, иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
     При недостаточности собственных источников при необходимости покрыть расходы, превышающие минимальный бюджет, а также в случаях временных  финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета, используются заемные средства. Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:
       получение органами исполнительной  власти бюджетных ссуд;
       выпуск государственных или муниципальных  займов (передача в собственность  РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа);
       банковский кредит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Структура доходов  федерального бюджета РФ
2.1. Динамика налоговых  доходов федерального  бюджета
     Доходы  федерального бюджета Российской Федерации  в период 2007 – 2009 годов формировались  за счет налоговых и неналоговых  поступлений. Налоговые поступления  включали: налог на прибыль организации, единый социальный налог (отменен с 1 января 2010 года), налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.
     Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2007 – 2009 год.
     Таблица 1 - Динамика налоговых доходов федерального бюджета РФ
Доходы  федерального бюджета 2007 2008 2009 Отклонение     2009 к 2007 Отклонение       2009 к 2008
Сумма, млрд. руб. Уд.  вес, % Сумма, млрдруб. Уд. вес, % Сумма, млрд. руб. Уд. вес, % Млрд. руб. Темп роста, % Уд. Веса, % Млрд. руб. Темп роста, % Уд. Веса, %
Налог на прибыль организации 641,3 14,51 761,1 15,25 195,4 5,25 -445,9 30,47 -9,26 -565,70 25,67 -10,0
Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ 1390,4 31,45 998,4 20,00 1176,6 31,59 -213,8 84,62 0,14 178,20 117,85 11,59
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 1112,8 25,17 1591,8 31,89 969,2 26,02 -143,6 87,10 0,85 -622,60 60,89 --5,86
Единый  социальный налог 405,0 9,16 506,8 10,15 509,8 13,69 104,8 125,88 4,53 3,00 100,59 3,54
Налог на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию РФ 871,1 19,71 1133,8 22,71 873,4 23,45 2,3 100,26 3,74 -260,40 77,03 0,74
Итого налоговые доходы 4420,6 100 4991,9 100 3724,4 100 571,30 84,25 - -1267,5 74,61 -
*Составлено по данным Минфина РФ
     Как видно из таблицы в период 2008 – 2009 г отмечается увеличение величины налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 178,20 млрд. руб. (темп роста 117,85%). Отрицательное влияние на динамику доходов федерального бюджета в период 2008 – 2009 г оказало снижение ставки налога на прибыль организаций с 1 января 2009 года на 4 %, которая ранее составляла 24%, а в 2009 году ее величины была – 20%. В результате влияния данных факторов, поступления от налога на прибыль организации сократилось на 565,70 млрд. руб. В отношении трех налогов за исключением единого социального налога и налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в 2009 году наблюдается сокращение по сравнению с 2007 . В целом общая величина налоговых доходов бюджета за период 2007 – 2009 г увеличилось на 571,30  млрд.руб. 

     
     За  исследуемый трехлетний период структура  налоговых доходов федерального бюджета изменилась. Так в структуре  доходов в 2009 году увеличилась доля поступлений от единого социального налога (на 4,53%), налога на добавленную стоимость на товары ввозимые на территорию Российской Федерации (на 3,74%), налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (на 0,85%). За исследуемый трехлетний период в структуре налоговых доходов сократилась доля налога на прибыль организаций (на 9,26%). В абсолютных величинах за исследуемый трехлетний период наибольший прирост также дало поступление в виде платежей единого социального налога (абсолютный прирост составила 104,8 млрд. руб. (темп роста 125,88%) 
 

 

Анализируя  налоговые доходы, формирующих федеральный  бюджет Российской Федерации в 2008 – 2009 гг. следует отметить, что произошло  изменение их структуры. Так, в 2008 г. наибольший удельный вес занимали доходы в виде поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (удельный вес 31,89%). В 2008 г. доля налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации составляла 22,71%, удельный вес налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации составляла 20%, доля налога на прибыль организации 15,25%, удельный вес единого социального налога в общей величины всех налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации была наименьшей и составляла 10,15%. 
 


     В 2009 г. структура налоговых доходов  федерального бюджета Российской Федерации  изменилась. Так величина налоговых  доходов в абсолютном выражении снизилась на 1267,5 млрд. руб. (темп роста 74,61%), в том числе произошло снижение величины поступлений от налога на прибыль организации на 565,70 млрд. руб., темп роста 25,67%, удельный вес данного вида статьи доходов в общем объеме налоговых доходов сократился на 10% и составил всего 5,25%. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов федерального бюджета в 2009 г. имеет налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 31,59%. Увеличение доли налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации составило 11,59%, абсолютный прирост данной статьи налоговых доходов федерального бюджета составил 178,20 млрд. руб. (темп роста 117,85%). Незначительно увеличилась величина доходов федерального бюджета в виде единого социального налога – на 3 млрд. руб. (темп роста 100,859%), доля данного вида статьи дохода выросла на 3,54%. Другие статьи налоговых доходов в абсолютном выражении снизились. Так абсолютная величина налога на добавленную стоимость на товары, ввозимых на территорию Российской Федерации снизилась на 260,4 млрд. руб. (темп роста 77,03), удельный вес данной статьи доходов вырос на 0,74%, снизилась величина поступлений в бюджет в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в размере 622,60 млрд. руб., темп роста 60,89%, снизился ее удельный вес на 5,86%. 

2.2. Формирование федерального бюджета за счет неналоговых
источников  дохода 

     Неналоговые доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.