Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Здравоохранение в РФ. Организационно - правовая основа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

       Содержание 

 

Введение

      В обстановке преобразований общественной формации и связанных с этим социальных изменений необходимо исследовать  происходящие процессы модернизации здравоохранения как социального института в контексте изменения политических, экономических и других факторов. Это обусловлено тем, что здоровье населения  – это показатель социального благополучия наций.
      Актуальность  темы исследования обусловлена рядом  обстоятельств.
      Во-первых, сформированная в 90-е гг. ХХ в. система российского здравоохранения подверглась значительным изменениям, результатом которых стало снижение качества и доступности, а также объема медицинских услуг населению. В современных условиях важное значение в социальной политике государства приобретает ее переориентация на комплексный подход к охране здоровья населения, перенос усилий органов власти, различных институтов гражданского общества с односторонней ориентации по расширению диапазона медицинских услуг на развитие общественного здравоохранения на основе реальных потребностей общества в увеличении продолжительности жизни граждан России.
      Во-вторых, изменение роли здравоохранения, модернизация его системы начинает обретать объективную реальность. Возрастает значение деятельности по формированию и развитию этой системы как составной части социокультурного комплекса российского государства и общества. Социологический анализ структурно-функциональных оснований здравоохранения в условиях трансформации российского общества подтверждает относительно устойчивое, организованное и целенаправленное взаимодействие различных социальных групп и индивидов в решении проблем сохранения здоровья населения страны как национального достояния.
      В-третьих, анализ роли и содержания традиций и инноваций в процессе модернизации системы здравоохранения, изучение опыта становления и развития национальной системы здравоохранения России позволяет выяснить причины ее проблемного состояния, обосновать пути выхода из кризиса, раскрыть суть и представить направления взаимодействия государства и общества в формировании институционально-системной модели здравоохранения.
      Современная Россия унаследовала государственную  систему здравоохранения Советского Союза и пыталась ее модернизировать в течение двух десятилетий, основываясь в большей степени на зарубежном опыте. Назрела необходимость формирования собственной модели системы здравоохранения в процессе ее эволюции в условиях социальной трансформации общества.
      Объектом исследования является система здравоохранения, а предметом исследования -  организационно-экономический механизм здравоохранения в России.
      Цель  работы –   на основе анализ нормативно-правовой базы провести изучение организационно-экономических основ здравоохранения в России.
      Для достижения  цели, были поставлены следующие  задачи: выявить  роль здравоохранения в системе социальных услуг; проанализировать  сущность и цели экономики здравоохранения; рассмотреть  основные принципы охраны здоровья граждан; охарактеризовать  систему здравоохранения в РФ; сформулировать изменение роли государственной и муниципальной системы здравоохранения; оценить управление системой здравоохранения; исследовать ресурсное обеспечение здравоохранения; описать виды медицинской помощи и медицинских услуг; дать оценку медицинского, социального и экономического эффектов от деятельности здравоохранения. 

1.Роль  здравоохранения  в системе социальных  услуг

      Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация  и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения1. Здравоохранение — это система организационных, социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения2.
      Представляет  собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.
      Мунаев Р.В. выделяет следующие характеристики здравоохранения как базового социального института современного общества3.
      Во-первых. Становление и развитие здравоохранения  как социального института имеет  длительную историю, которая отражает развитие конкретных социальных потребностей личности, организации, общества, социума  в обеспечении и сохранении здоровья людей путем создания определенной системы и условий охраны здоровья.
      Во-вторых. Функционирование социального института  здравоохранения основывается и  определяется системой специфических  социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения и особые отношения, дифференцируемые по их субъектам: врач – пациент; врач – врач; врач – семья и т.д. Для этого института свойственна собственная система ценностей, которая имеет и свою конституционно-нормативную определенность. Это – здоровье как социальная ценность, право на охрану здоровья, доступность и качество медицинской помощи, собственно медицинские этические ценности и др.
      В-третьих. Социальный институт здравоохранения  имеет сложное организационное  оформление. Существуют различные модели формирования национальных систем здравоохранения (аномическая, плюралистическая, страховая и другие). Здравоохранению как институциональной форме организации присущи все основные элементы: цель, функции, принципы, задачи, механизмы, технологии, система управления, контроля, набор санкций и поощрений, полномочия, компетенции, ответственность, материальные и финансовые средства, ресурсы в соответствии с социальными функциями.
      В-четвертых. Здравоохранение характеризуется  возможностью интеграции в различные сферы общества. Это объясняется тем, что многие социальные институты общества имеют свою функциональную определенность по обеспечению здоровья людей (государство, семья, образование, институт социальной защиты, экономические институты и другие).
      В-пятых. Здравоохранение, как институциональный  комплекс, следует рассматривать  как системную совокупность социальных институтов, целевое назначение которых  – функционально, организационно, нормативно и статусно определенная реализация политических, экономических, социокультурных, научно-образовательных, информационно-аналитических, управленческо-административных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение права граждан на сохранение собственного здоровья с гарантированной и критериально обоснованной качественной результативностью для каждого индивидуума и всей популяции.
      Оно реализует все более значимые функции, которые явно недостаточно осмыслены в научной литературе. Это относится к возрастанию  системообразующей роли данного  института в процессе жизнеобеспечения общества и сохранении гомеостата социума вследствие процесса расширения многофакторности воздействия на состояние индивидуального и общественного здоровья и усложняющегося многообразия здравоохранительной деятельности. 

 

2. Сущность  и цели экономики  здравоохранения

      Экономика здравоохранения - комплекс экономических  знаний о формах, методах, результатах  хозяйственной деятельности в области  здравоохранения4.
      Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие в процессе оказания медицинской помощи, то есть профессиональной медицинской деятельности.
      В зависимости от того, на каком уровне, внутри системы здравоохранения  или вне ее, рассматриваются экономические  отношения, они могут быть разделены на макроэкономические, мидиэкономические и микроэкономические.    
      На  макроэкономическом уровне отношения  складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно  связаны со здравоохранением (таких отраслей насчитывается около тридцати). Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями хозяйства.
      Макроэкономический  уровень предполагает универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности медицинских организаций в существующей экономической системе.
      На  мидиэкономическом уровне исследуются  хозяйственные связи внутри системы здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей из целого ряда подотраслей, производств и специализаций, связанных решением одной функциональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения.
      Микроэкономический  уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.    
      На  микроэкономическим (практическом) уровне реализуются конкретные закономерности, связанные с существованием медицинской  деятельности: финансирование, ценовой механизм, основы заработной платы, инвестиционной и инновационной политики, особенности медицинского труда. Управление трудом, оценка реального трудового вклада и эффективности труда медицинских работников, оплата и стимулирование труда персонала в соответствии с его качеством и результативностью являются одними из самых важных  проблем микроэкономического анализа в здравоохранении.
      Общая цель экономики здравоохранения - это  изучение экономических отношений  и хозяйственных контактов, объективно возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности. 
 
 

 

3. Основные  принципы охраны  здоровья граждан

      Охрана  здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
      Основными принципами охраны здоровья граждан  являются:
      1) соблюдение прав человека и  гражданина в области охраны  здоровья;
      2) приоритет профилактических мер;
      3) доступность медико-социальной помощи;
      4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
      5) ответственность органов государственной  власти и управления, предприятий,  учреждений и организаций, а  также должностных лиц за обеспечение  прав граждан в области охраны  здоровья.
      В обеспечении охраны здоровья, помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в разной степени и в пределах своих компетенций принимают участие также такие государственные органы, как департамент Государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральные Фонды социального и обязательного медицинского страхования, а также в пределах своих ведомств органы управления медико-санитарных служб Министерств Обороны, Внутренних дел, Путей сообщения и других. Это государственный сектор.
      Организацией медико-социальной помощи населению занимаются также общественные и иные объединения. В странах с рыночной экономикой и развитым гражданским обществом создание общественно-управленческих механизмов участия граждан в формировании правовых механизмов и контроле за соблюдением прав граждан и пациентов в области охраны здоровья, является естественным. На государственном уровне функционирует профсоюз медицинских работников, Российское общество Красного Креста, религиозные организации, а также недавно созданные Ассоциация врачей России, Российский медицинский Союз, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер, Общество прав потребителей.
 

4. Системы здравоохранения  в РФ: государственная,  муниципальная, частная

      В настоящее время различают три  системы здравоохранения. Они обусловлены политическими и социально-экономическими факторами. Причем первостепенное значение имеют ресурсы, средства обеспечения здравоохранения и их источники. В сложившейся у нас в стране ситуации - это государственный бюджет, страховые фонды, общественные и частные ассигнования.
      В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан приведены: государственная, муниципальная и частная системы. Однако, учитывая средства обеспечения  здравоохранения, в настоящее время  в РФ пока преимущество имеет государственная система, в отличие от преимущественно страховой (как в странах Западной Европы) или частной (как в США). Надо отметить, что нет стран, где была бы только одна система здравоохранения, чаще она смешанная.
      1. Традиционная для нашей страны государственная система, которая включает органы управления здравоохранением Минздрава России и Минздрава республик в составе РФ, органы управления здравоохранением областей, городов Санкт-Петербурга и Москвы; РАМН, санитарно-профилактические учреждения и организации, фармацевтические предприятия. Эти учреждения и организации являются юридическими лицами.
      В пределах своей компетенции они  планируют и осуществляют меры по регистрации государственной политики и выполнению программ в области  здравоохранения. К государственной системе здравоохранения относятся: Департамент государственного санэпиднадзора МЗ РФ и Центры госсанэпиднадзора в субъектах федерации; лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские, санитарно-профилактические и образовательные учреждения; Российская Академия медицинских наук, а также учреждения судебно-медицинской экспертизы и предприятия по производству медицинской техники и препаратов. Государственная система здравоохранения включает лечебно-профилактические учреждения, организации и предприятия других ведомств, которые не подчиняются Министерству здравоохранения. Это легче представить на нижеприведенной схеме.
      Первичное звено здравоохранения основу его  службы составляют медико-санитарные посты, здравпункты, медико-санитарные части – это до врачебная амбулаторная помощь, затем врачебные участки, районные амбулатории и участковые больницы.
      2. Муниципальная система здравоохранения  находится в муниципальной собственности,  включает муниципальные ЛПУ, НИИ,  фармацевтические предприятия и аптеки, учреждения судебно-медицинской экспертизы. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение объема медицинской помощи, осуществление контроля за его качеством и за государственными муниципальными учреждениями, предприятиями, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
      3. Частная система здравоохранения  действует наряду с государственной  системой, создавая возможность  конкурирования в качестве оказания медицинской помощи.
      К частной системе здравоохранения  относятся ЛПУ и аптечные учреждения, научно-исследовательские и образовательные  учреждения, имущество которых находится  в частной собственности, юридические  лица, создаваемые и финансируемые общественными объединениями, физическими лицами, хозяйственными обществами и учреждениями. Граждане, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью осуществляют свою деятельность в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.
      Разделение  здравоохранения на государственное  и муниципальное управление можно  рассматривать как децентрализованный вариант реализации прав и гарантий граждан. Это подкрепляется полномочиями муниципального уровня в области здравоохранения, которые регламентируются Законом о местном самоуправлении5.
        Согласно ст. 12 Основ об охране  здоровья, государственная система  здравоохранения состоит из следующих  субъектов6:
        • органов управления здравоохранением  общей компетенции, т.е. органов, которые обладают общей компетенцией в области (сфере) здравоохранения (по составу граждан, которым предоставляются соответствующие услуги и которыми совершается определенная деятельность), например федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Федерации в области здравоохранения;
        • государственных организаций  здравоохранения, находящихся в  ведении органов управления здравоохранением  общей компетенции; 
        • ведомственных государственных организаций здравоохранения, т.е. тех, которые подчинены ведомствам, обладающим специальной (по Основному составу граждан, которым предоставляются соответствующие услуги и которыми совершается соответствующая деятельность) компетенцией в области (сфере) охраны здоровья, либо самостоятельно созданы государственными организациями (и ими же управляются) для своих целей, например военные госпитали и т.д.
        К органам управления здравоохранением  общей компетенции относятся  федеральный орган исполнительной  власти в области здравоохранения, а также соответствующие территориальные органы исполнительной власти субъектов Федерации: министерства, комитеты, главные управления здравоохранением территорий и т.д.
        Общая компетенция данных органов  означает, что они: 
        • обладают подобной компетенцией в сфере здравоохранения по отношению ко всем проживающим на своей территории гражданам;
        • согласуясь с направлениями  своей компетенции, управляют  государственной системой здравоохранения  в целом, независимо от того, к каким ведомствам принадлежат государственные организации здравоохранения, оказывающие гражданам соответствующие услуги.
        В отличие от этих органов  ряд ведомств обладает своей  компетенцией в сфере здравоохранения  только по отношению к определенному  контингенту граждан и для ее реализации имеет свои, ведомственные государственные организации здравоохранения. К ним, например, относятся федеральный орган исполнительной власти в области обороны (в настоящее время это Министерство обороны), федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел (в настоящее время это Министерство внутренних дел) и т.д. Как следует из содержания норм ст. 12 Основ об охране здоровья, эти ведомства законодатель не включает в государственную систему здравоохранения, хотя в нее входят подчиненные этим ведомствам государственные организации здравоохранения7.
        Следующими субъектами государственной  системы здравоохранения являются  государственные организации здравоохранения,  которые подведомственны органам  управления здравоохранением общей компетенции. К ним относятся:
        • государственные организации  лечебно-профилактической направленности (государственные ЛПУ);
        • государственные организации  фармацевтической направленности (в  том числе государственные фармацевтические  организации, аптечные учреждения, предприятия по производству медицинских препаратов);
        • государственные организации  науки и образования (государственные  образовательные и научно-исследовательские  организации);
        • государственные организации,  осуществляющие санитарно-профилактическую деятельность (государственные санитарно-профилактические организации);
        • государственные учреждения  судебно-медицинской экспертизы;
        • государственные организации,  осуществляющие обеспечение здравоохранения  материальными ресурсами (государственные службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и др.);
        • иные государственные организации,  подведомственные органам управления  здравоохранением общей компетенции. 
        Ведомственными государственными организациями здравоохранения являются организации, находящиеся в государственной собственности, которые:
        • либо подведомственны государственным  органам, не являющимся органами  управления здравоохранением общей  компетенции (например ведомственные организации здравоохранения Минобороны РФ, МВД РФ и др.);
        • либо созданы самостоятельно  государственными организациями  (помимо каких-либо государственных  ведомств), осуществляющими управление  своими организациями здравоохранения; 
        • либо входят в состав некоторой  вертикально интегрированной системы  основанных на частной форме  собственности организаций, занимающихся  публично значимым видом деятельности (например учреждения здравоохранения  железнодорожного транспорта).
        В соответствии со ст. 12 Основ об охране здоровья ведомственные государственные организации здравоохранения обладают значительно меньшим видовым разнообразием, нежели государственные организации, подведомственные органам управления здравоохранением общей компетенции. Это могут быть либо государственные организации лечебно-профилактической направленности (государственные лечебно-профилактические учреждения); либо государственные организации фармацевтической направленности (государственные фармацевтические предприятия и организации, а также аптечные учреждения)8.
        В нормах ст. 12 Основ об охране  здоровья устанавливаются общие  элементы правового режима деятельности  государственных организаций здравоохранения9. Во-первых, речь идет о том, что государственные организации здравоохранения являются юридическими лицами, поэтому данное нормативное положение служит гарантией определенной свободы государственных организаций здравоохранения в сфере гражданского оборота, наделяя их правовым статусом субъекта гражданского права.
        Во-вторых, специально подчеркивается, что законность является основным принципом деятельности всех организаций государственной системы здравоохранения, в том числе и ведомственных, а основы об охране здоровья являются центральным федеральным нормативным правовым актом законодательства об охране здоровья.
        И, в-третьих, в нормах той  же статьи установлено, что,  независимо от ведомственной  подчиненности, для всех государственных  организаций здравоохранения (как ведомственных, так и тех, что подведомственны органам управления здравоохранением общей компетенции) обязательны нормативные правовые акты органов управления здравоохранением общей компетенции — и федеральных, и территориальных.
 

5. Изменения  роли государственной  и муниципальной  системы здравоохранения

      Закрепление в федеральном законе обязательности данных правовых актов позволяет  обеспечить определенное единство государственной  системы здравоохранения, в которой  можно выделить активные (управляющие) элементы — органы управления системой (органы управления здравоохранением общей компетенции) и пассивные (подчиненные) элементы, которые, в свою очередь, можно разделить на государственные организации здравоохранения, подведомственные органам управления здравоохранением общей компетенции, и ведомственные государственные организации здравоохранения.
        Иначе говоря, в государственной  системе здравоохранения существует  иерархическая упорядоченность,  основанная на наличии управляющих  элементов и подчиненных элементов10.
        При этом видовое различие  двух указанных групп (государственные  организации здравоохранения, подведомственные  органам управления здравоохранением  общей компетенции, и ведомственные  государственные организации здравоохранения) состоит не в природе элементов.
      Как те, так и другие основаны на государственной  собственности и могут выступать  в одинаковых организационно-правовых формах. Разница заключена в характере  связей между элементами данных групп  с управляющей подсистемой.
      Так, для элементов, представляющих собой  государственные организации здравоохранения, подведомственные органам управления здравоохранением общей компетенции, обязательны властные веления управляющей  подсистемы, закрепленные как в нормативных, так и в индивидуальных правовых актах. В противовес этому внутрисистемная связь элементов, представляющих собой ведомственные государственные организации здравоохранения, более слабая — для них обязательны лишь те властные веления управляющей подсистемы, которые являются нормативными правовыми актами.
 

6. Управление  системой здравоохранения

      Государственная система здравоохранения обладает сложной структурой связей, что позволяет  осуществить ее разделение на подсистемы. Согласно структуре органов управления здравоохранением общей компетенции, здесь можно выделить федеральную подсистему, территориальные подсистемы, санитарно-эпидемиологическую подсистему. В каждую из них входят:
        • соответствующий орган управления, наделенный правом давать указания  для остальных субъектов (элементов) подсистемы, обязательные для исполнения (активный — управляющий элемент);
        • организации здравоохранения  (пассивные — подчиненные элементы), подведомственные органу управления  здравоохранением данной подсистемы.
        Таким образом, единство государственной системы здравоохранения в целом обеспечивает активный элемент федеральной подсистемы — федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ), который является активным (управляющим) не только для своей подсистемы, но и для всей государственной системы здравоохранения в целом.
        В соответствии со ст. 13 Основ  об охране здоровья муниципальная  система здравоохранения представляет  собой систему муниципальных  органов управления здравоохранением и муниципальных организаций здравоохранения (т.е. тех, имущественный комплекс которых находится в собственности муниципальных образований).
        К последним относятся муниципальные  организации лечебно-профилактической  направленности (муниципальные медицинские организации) и муниципальные организации фармацевтической направленности (муниципальные фармацевтические и аптечные организации).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.