На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Методы документального контроля,используемые при ревизии

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Ревизионная практика не выработала конкретного  метода, который применяется в  ходе проверки к документам или хозяйственным  операциям. Как правило, в процессе изучения даже простейших хозяйственных  операций или первичных документов ревизору приходится использовать разные методы. В конкретной ревизионной  ситуации для решения поставленной задачи он должен выбрать самые эффективные из них.
   Ревизия осуществляется посредством процедур, вытекающих из документальных и фактических  приемов и методов проведения проверок. Т.е. в контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля.
   Документальный  контроль - контроль, проводимый на основе изучения, анализа документов. Документальный контроль состоит в установлении достоверности и законности хозяйственных операций по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых они нашли отображение.
   Документальный  контроль как составная часть  ревизии, также основан на использовании  совокупности методов. Существуют две большие группы приемов документального контроля, которые можно обозначить следующим образом:
    Приемы формально-правовой проверки документов, которые включают:
      проверку соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов;
      сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес- планов и установленными нормативами;
      проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;
      проверку соответствия отраженных в документах операций законодательно установленным нормам;
      проверку арифметических расчетов ~ перерасчет, т.е. арифметический (счетный) контроль.
    В условиях компьютерной обработки учетно-аналитической  информации приемы данной группы могут быть в значительной мере автоматизированы и контролироваться программно.
    Приемы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов (их соответствие совершаемым хозяйственным операциям также в ряде случаев может быть автоматизировано в условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации). В их состав входят:
      сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;
      подтверждение (сверка расчетов);
      проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;
      прослеживание (сканирование);
      аналитические процедуры;
      специальные методы, в число которых входят встречная проверка, взаимная проверка, контрольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследование хозяйственных операций;
      подготовка альтернативных балансов (как промежуточных — сырья материалов, выхода продукции, так и заключительного бухгалтерского, известного в западной аудиторской практике как пробный баланс).
   Приведем  наиболее распространенные из них.
   Аналитические процедуры ревизионной  проверки. Этот метод позволяет выявить положительные и отрицательные стороны деятельности организации в целом и ее структурных подразделений. Во многих случаях анализом ФХД начинают заниматься в процессе подготовки к ревизии. Результаты такого анализа позволяют ревизорам целенаправленно составлять план ревизии и проводить проверки, предварительно определив необходимые методы контроля. В процессе ревизии данные экономического анализа подкрепляются результатами проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета и другой экономической информацией. Например, в результате анализа отчетных данных ревизор обнаруживает значительные колебания по периодам в размерах незавершенного производства. В таком случае ревизор обязательно включает в план ревизии инвентаризацию незавершенного производства.
   Экономический анализ позволяет установить, по каким  именно калькуляционным статьям  или экономическим элементам  затрат произошли значительные колебания  по периодам. Путем анализа изучаются показатели, характеризующие непроизводительные расходы, потери, растраты, недостачи и хищения, задолженность по возмещению материального ущерба, потери от брака и простоев и т.д.
     Аналитические процедуры при ревизии включают в себя:
     а) рассмотрение финансовой и другой информации о ревизуемой организации  в сравнении:
      с сопоставимой информацией за предыдущие периоды;
      с ожидаемыми результатами деятельности ревизуемого лица, например, сметами или прогнозами, а также предположениями ревизора;
      с информацией об организациях, ведущих аналогичную деятельность (например, сравнение отношения выручки от продаж ревизуемого лица к сумме дебиторской задолженности со средними отраслевыми показателями или с показателями других организаций сопоставимого размера в той же отрасли экономики);
     б) рассмотрение взаимосвязей:
      между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу, исходя из опыта ревизуемого лица;
      между финансовой информацией и другой информацией (например, между расходами на оплату труда и численностью работников).
     Аналитические процедуры могут быть осуществлены разными способами (простое сравнение, комплексный анализ с применением  сложных статистических методов  и др.). в отношении консолидированной финансовой отчетности, финансовой отчетности дочерних организаций, подразделений или сегментов и отдельных элементов финансовой информации. Выбор ревизором процедур, способов и уровня их применения является предметом профессионального суждения.
     В процедурах сравнения используется известная в анализе схема  сравнения с эталоном. Одной из основных ошибок при использовании  этой схемы является неправильный выбор  эталона, в частности нередко  желательно заменять среднеотраслевые показатели аналогичными показателями по подотрасли.
     Например, показатели завода по производству электродвигателей  лучше сравнивать не со средними показателями по машиностроению, а со средними по группе аналогичных предприятий. Однако по мере дальнейшей детализации вероятность  получения такой информации снижается. В отношения сравнения со среднеотраслевыми  показателями ревизору следует учитывать  и то, что экономические субъекты могут использовать различную учетную  политику (в частности, по-разному  исчислять один и тот же показатель), что также влияет на сопоставимость показателей.
     Перечислим  показатели, между которыми существует достаточно тесная взаимосвязь: продажи – себестоимость продаж; продажи – дебиторская задолженность, основные средства – амортизация и т.д. В частности увеличение объема продаж в большинстве случаев сопровождается пропорциональным ростом себестоимости проданной продукции и увеличением объема расчетов.
     Одним из методов выявления областей потенциального риска ошибки в процессе комплексной  ревизии традиционно считается  простое сравнение статей бухгалтерского баланса, анализ их резких изменений, а  также анализ изменения этих статей в сопоставлении с изменениями  других статей.
     Например, в результате анализа отчетных данных ревизор обнаруживает значительные колебания по периодам в размерах незавершенного производства. В таком случае ревизор обязательно включает в план ревизии инвентаризацию незавершенного производства.
     Ревизоры  используют методы экономического анализа  и в других случаях. Например, в  зависимости от цели ревизии бывает необходимо оценивать справедливость допущения непрерывности деятельности, что является типично аналитической  задачей и по формулировке и по методам ее решения. 
   Технико-экономические  расчеты. Такие расчеты составляются в период ревизии. Они позволяют определить обоснованность норм расходования сырья и материалов, целесообразность трудовых затрат. В результате составления технико-экономических расчетов при ревизиях вскрываются факты применения устаревших норм материальных и трудовых затрат и как следствие - наличие неучтенных сырья, материалов и готовой продукции. Путем расчетов ревизор устанавливает искажения данных, отражающих себестоимость продукции, в связи с неправильным распределением косвенных расходов между объектами учета.
    Нормативная проверка. Данный метод применяется для выявления отклонений фактических затрат от плановых или нормативных при использовании ревизуемой организацией основных элементов нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Он необходим для исследования причин отклонений от норм и задержки изменений норм материальных и трудовых затрат.
    Нормативную проверку целесообразно применять  совместно с технико-экономическими расчетами, что в комплексе позволяет ревизорам выявлять случаи сокрытия недостач, растрат, хищений и перерасхода за счет завышения плановых и нормативных затрат на производство продукции, списания на затраты производства денежных и материальных средств по нормам, когда фактически израсходовано меньше.
     Логическая  проверка заключается в рассмотрении сущности операции и последующей оценке документов на здравый смысл: соответствует ли сущность и форма документа, бухгалтерские записи, проверяются полномочия должностных лиц, подписавших  документы. Логическая проверка проводится способами сличения, сравнения, сопоставления и т.д.
    Такая проверка позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями.
    Осуществление логической проверки обусловливается  квалификацией проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хозяйственных операций.
     Специалисты выделяют из логической нормативную проверку содержания отдельного документа, которая предусматривает его изучение с точки зрения соответствия действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размера налогов и т.п., а также целесообразности, правомерности отраженной в нем хозяйственной операции. Применение данного метода позволяет установить оформленные соответствующим образом, но искаженные по своему содержанию документы.
     Вместе  с тем существуют объективные  ограничения использования нормативной проверки, обусловленные наличием большого числа действующих правил оформления различных учетных документов. При этом наряду со знанием бухгалтерского учета очень часто возникает необходимость изучения нормативно-правовых актов, знания технологии, товароведения.
     Формальная  проверка может быть определена как оценка внешнего вида документа: заполнение реквизитов, наличие номера, даты, подписей, наличие исправлений и других визуально различимых признаков.
     В данном случае документы изучают  в целях выявления дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия неоговоренных исправлений, правильности присвоения нумерации, тождественности дат (например, на расходном кассовом ордере — даты оформления и даты получения средств), подчисток, дописок текста и цифр, соответствия документа действующей типовой форме и т.д.
    Посредством формальной проверки устанавливается  наличие доброкачественных и  недоброкачественных документов. К  доброкачественным относятся правильно оформленные документы, верно отражающие совершенную операцию. В недоброкачественных документах операции могут отражаться в искаженном виде или быть оформлены на фиктивную операцию. По реальному содержанию хозяйственных операций, отраженных в документах, их можно подразделить на недооформленные и неправильно оформленные.
     Поверхностный осмотр может привлечь внимание проверяющего к отдельным отклонениям от формальных требований:
    отклонение от правил составления и оформления документов. При этом первичные документы составляются по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Все самостоятельно разрабатываемые формы документов подлежат обязательному утверждению в составе иных документов, утверждаемых при формировании учетной политики организации;
    отсутствие каких-либо реквизитов (печати, подписи, части текста и т.п.). Обязательные реквизиты документа находят закрепление в п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
    наличие сомнительных реквизитов, свидетельствующих о признаках материального подлога (подчисток, травления, подклеек, приписок, иных изменений цифровых и текстовых записей);
    наличие излишних реквизитов. Этот факт, как правило, свидетельствует о стремлении определенного лица внешне придать документу наибольшую достоверность и силу;
    несоответствие документов реальной обстановке их составления, использования и хранения (чистые, немятые путевые листы, накладные материальных складов и др.);
    противоречия между реквизитами документа. Они бывают формальными, т.е. между самими реквизитами (например, несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия), и логическими, проявляющимися в необычном их сочетании или находящиеся в противоречии с нормальной хозяйственной деятельностью предприятия.
     В практике известны случаи, когда различные  нарушения и противоправные деяния вуалировались путем использования  бланков бухгалтерских документов, которые были изготовлены гораздо  позже, чем указанные в них  хозяйственные операции. Также нередки  подделки подписей главного бухгалтера на гарантийных письмах (чаще всего  это подделка подписи главного бухгалтера в случае его отказа выдать гарантию вследствие плохого финансового  состояния предприятия).
     Успех применения формальной проверки при  выявлении признаков противоправных деяний и нарушений финансовой дисциплины находится в прямой зависимости  от знания:
     - порядка заполнения бухгалтерских  документов;
     - слабых звеньев в учетном процессе;
     - уязвимых хозяйственных операций, используемых отдельными лцами в своих корыстных целях;
     - применения апробированных ревизионной  практикой приемов распознавания  доброкачественности документов.
    Арифметическая  проверка  — это проверка правильности суммы, результата других арифметических действий. Данный метод применяется для определения в документах правильности подсчетов и выявления признаков хищений и злоупотреблений, завуалированных путем арифметических действий. Неправильные арифметические подсчеты могут быть умышленными и неумышленными. Ревизиями устанавливаются случаи умышленного искажения сумм: себестоимости продукции, сырья и материалов, объемов строительно-монтажных работ за счет неправильного определения процентов, индексов, итогов общепроизводственных и общехозяйственных накладных расходов; в денежных документах —  несоответствия частных и итоговых сумм.
    Следует, например, обращать внимание на записи в журнале-ордере № 1, в котором  итоговые суммы по дебетуемым счетам проставляются такие же, как и  в отчетах кассира. Расхождение  в указанных цифрах свидетельствует  о нарушении финансовой дисциплины.
     Арифметически может быть проверена правильность обобщения данных первичных документов в регистрах бухгалтерского учета, а также правильность переноса данных из регистров бухгалтерского учета в бухгалтерскую отчетность.
     С помощью данной проверки могут быть выявлены следующие искажения в  первичных и сводных документах:
    завышение или занижение итоговых сумм по горизонтальным и вертикальным строчкам;
    последующие дописки штрихов и цифр — как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках.
    Отличительными  чертами формальной и арифметической проверки являются их простота в применении и высокая поисковая значимость при проведении проверок и ревизий. С их помощью юристы-практики и ревизоры могут выявить из большого объема документов наиболее сомнительные и подвергнуть их всесторонней и глубокой проверке.
    В результате комплексного применения формальной, логической и арифметической проверок представляется возможность подразделить уже в процессе ревизии все недоброкачественные документы на дефектные по существу отраженных в них операций и на дефектные комбинированные, т. е. сочетающие недостатки по существу и по форме отражения операции.
    В свою очередь недоброкачественные документы по существу отраженных в них операций подразделяются на документы, содержащие случайные ошибки, отражающие незаконные операции, подложные. К первым относятся такие документы, в которых случайно, неумышленно искажены отдельные характеристики реквизитов (номер расчетного счета организации, ее наименование, адрес получателя и пр.). Документы, содержащие данные о незаконных операциях, характеризуются несоответствием сущности операции действующему законодательству — нормативным актам, положениям, инструкциям. В подложных документах умышленно искажаются реквизиты или содержание хозяйственной операции. Они подразделяются на документы: с материальным подлогом (подделка подписи должностного лица или подписи в получении денег, подделка штампа, печати и др.); с интеллектуальным подлогом (завышение количества, цены, суммы); комбинированные, сочетающие материальные и интеллектуальные подлоги.
     Методы  исследования взаимосвязанных документов включают встречную проверку и взаимный контроль.
    Встречная проверка представляет собой сличение разных документов или сравнение нескольких экземпляров одного и того же документа, находящихся в разных подразделениях ревизуемой организации или в других организациях.
     Применять названный метод целесообразно  только в двух ситуациях:
    когда проверяемые лица уничтожили находящийся только у них экземпляр документа, но в других организациях (подразделениях) экземпляры сохранились;
    когда в результате совершения подлога появились расхождения в содержании разных экземпляров одного и того же документа. В этом случае преступники сумели сфальсифицировать не все экземпляры, т.е. оригиналы их сохранились.
     При этом наиболее распространены случаи неоприходования полученных в других организациях товарных и денежных средств, уменьшение количества полученных материальных ценностей путем подделки тех экземпляров документов, которые поступают в соответствующую организацию. 
     Проверяющими  лицами может производиться сверка взаимных расчетов (поступления и  расходования денежных средств), о чем  также составляется акт, подписываемый  руководителями обеих проверяемых  организаций.
     Однако  следует учитывать, что применение данного метода оказывается нерезультативным в следующих ситуациях:
    если бухгалтерские документы составляются в одном экземпляре (расходный кассовый ордер, карточка складского учета, квитанция ателье и др.);
    если подозреваемыми лицами совершен подлог во всех экземплярах одного и того же документа.
    Метод взаимного контроля заключается в использовании в любом сочетании самых различных документов, прямо либо косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.
     О наличии в документах подлога  могут свидетельствовать две  группы признаков, выявляемых взаимным контролем:
    отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв в «цепочке» документов);
    противоречия в содержании взаимосвязанных документов.
    Данный  метод является одним из наиболее эффективных, но в то же время более трудоемким и часто требует сопоставления целого ряда взаимосвязанных документов. При этом возможно:
    сопоставление документов, отражающих непосредственное совершение хозяйственной операции, с документами, имеющими к первым косвенное отношение (сопоставление материального отчета о расходе сырья и материалов с данными карточек складского учета);
    сопоставление документов, отражающих хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обусловливается непосредственно первичными документами (включение в акт выполненных работ таких объемов, на которые не оформлены наряды, и пр.).
    регистров бухгалтерского учета с данными первичных документов, что позволяет
установить  наличие фиктивных записей, сделанных  с целью сокрытия хищений и  злоупотреблений. Применение указанного метода дает возможность уточнить достоверность  и своевременность отражения  хозяйственной операции в бухгалтерском учете.
     Преимущество  метода взаимного контроля документов наиболее ярко проявляется при обнаружении признаков групповой, в том числе и организованной преступности, а также носящей межрегиональный и межотраслевой характер.
     Метод взаимного контроля документов решает еще одну довольно важную задачу — моделирование утраченного или искаженного документа. Сопоставляя различные документы, можно построить модель документа в первоначальном (первозданном) виде:
    действительное содержание документа со всеми его реквизитами;
    реквизиты документа, которые побудили преступников его уничтожить или фальсифицировать;
    следы хозяйственной операции, указанной в утраченном или искаженном документе, которые могут найти отражение в иных носителях информации (»цепочка» и «круг» документов).
     Например, выявление признаков хищения материальных ценностей, поступивших от поставщика, при неполном оприходовании их на складе предприятия можно выявить путем сопоставления данных, отраженных в других документах, — карточках складского учета поставщика, товарно-транспортной накладной, путевом листе, журнале выдачи пропусков на территорию предприятия, расчетно-кассовых документах по оплате товара.
     Методы  проверки документов, отражающих однородные операции, включают восстановление количественного учета, контрольное сличение остатков, хронологический и сравнительный анализы и др.
    Анализ  ежедневного или  пооперационного  изменения остатков ТМЦ и денежных средств. Такой метод характерен тем, что в результате хронологического анализа хозяйственных операций, представляется возможность выявить отклонения от нормального оборота материальных ценностей или денежных средств и как следствие — установить искажения данных об остатках, образующихся после совершения каждой операции. Наибольший эффект этот метод дает при проверке достоверности оборотов и остатков материальных ценностей и денежных средств в случаях, когда материально ответственные лица несвоевременно делают записи в аналитическом учете (в кассовой книге, карточке складского учета, лимитно-заборной карте и других документах и регистрах аналитического учета).
    Восстановление  количественно-суммового учета. Этот метод чаще всего применяется при ревизии предприятий торговли и общественного питания, складов некоторых организаций, где количественный учет не ведется, хотя каждая операция поступления и расходования материальных ценностей оформляется первичными документами.
     Возможно  сплошное или выборочное восстановление количественного учета: в первом случае восстанавливается вся картотека, во втором — проверяется движение отдельных видов товара. На практике сплошное восстановление количественного учета требует больших затрат времени и ревизоры используют его лишь в необходимых случаях.
    Указанный метод проверки состоит в том, что по первичным документам в  хронологической последовательности восстанавливаются данные в количественном и денежном выражении о поступлении и расходовании материальных ценностей по каждому сорту, виду или типовому размеру. Результаты восстановления количественно-суммового учета позволяют анализировать движение этих ценностей за определенный период времени.
     Отсутствие  количественно-суммового бухгалтерского учета способствует сокрытию злоупотреблений, при которых в результате подлогов в первичных документах изменяются данные о реальном движении отдельных ценностей, но общая сумма стоимости товаров подгоняется под действительную.
     Типичными примерами таких злоупотреблений  являются: при совершении складских  операций — отпуск товаров низшего  сорта под видом высшего, при  производственных операциях в предприятиях общественного питания — замена одних продуктов другими, более дешевыми. Суммарные излишки реализуются путем изъятия денежной выручки, присвоения ценных товаров, выписки бестоварных накладных.
     Практически восстановление осуществляют следующим образом: на товар каждого наименования, сорта и цены заводится отдельная карточка, в которой отмечаются все движение и остатки этого товара за проверяемый период на основе инвентаризационных описей и приходно-расходных документов. Сравнение учетных остатков с фактическими на конец каждого инвентаризационного периода позволяет выявить излишки одних товаров и недостачу других.
     При производстве ревизий непосредственную работу по восстановлению учетных записей обычно выполняют счетные работники ревизуемой организации, но не исключается составление карточек и самим ревизором.
     Представители правоохранительных органов должны требовать восстановления количественно-суммового  учета только в случаях, когда  это вызывается действительной необходимостью, — как правило, в процессе расследования уголовных дел.
    Проверка  правильности корреспонденции  счетов. Такая проверка нужна, чтобы установить факты ошибочного или умышленного искажения данных взаимосвязи синтетических счетов бухгалтерского учета, чем создаются условия для хищения денежных средств и материальных ценностей, хотя все первичные документы могут быть составлены безукоризненно.
    Проверка  регистров бухгалтерского учета. Этот метод заключается в сопоставлении данных регистров бухгалтерского учета с данными первичных документов, что позволяет установить наличие подложных записей, сделанных в целях сокрытия хищений и злоупотреблений. Применение указанного метода дает возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете.
    При исследовании других, не бухгалтерских  документов устанавливают наличие  неблагополучных участков в работе ревизуемой организации и в результате целенаправленно проводят исследование документов. К таким документам относятся  акты и справки внешних проверок и ревизий, акты и справки внутрипроверочных комиссий, внутренние приказы и приказы вышестоящих организаций, протоколы собраний и совещаний, письма и рекламации покупателей и поставщиков и т.д.
    Правильность  совершения хозяйственных операций не всегда можно проверить методами документального контроля. Часто  возникает необходимость провести проверку наличия денежных средств, материальных ценностей и основных фондов в натуре. С этой целью вместе с методами документального контроля в ходе ревизий применяются методы фактического контроля.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.