На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность конкуренции и её современные формы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

КАФЕДРА «МЭ и ВЭД»
  

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По  дисциплине «Экономическая теория»
на  тему: «Сущность конкуренции и её современные формы»
специальность: 080102 «Мировая экономика»
Дневное отделение 
 

Руководитель  курсовой работы
к.г.н., преп.                                                              ____________________
                                                                                        И. В. Комов
Курсовую работу выполнила
студентка 2 курса 3 группы                                    ____________________
                                                                                       М. А. Чернышова 

Воронеж 2009
Содержание 

 Введение…………………………………………………………………………………..
1. Сущность и значение конкуренции…………………………………………………...
      1.1. Понятие «конкуренции» и условия возникновения………………………….
      1.2. Виды конкуренции……………………………………………………………..
2. Место и  роль конкуренции в современном механизме рынка……………………...
      2.1. Функции конкуренции…………………………………………………………
     2.2. Методика оценки конкуренции……………………………………………....
      2.3. Факторы, сдерживающие конкуренцию………………………………………
3. Конкуренция  в РФ……………………………………………………………………..
      3.1. Проблема создания конкурентной среды в РФ………………………………
3.2. Антимонопольное  законодательство РФ и государственное регулирование                           экономики…………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Актуальность  данной работы определяется тем, что  на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
    Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
       По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели. В результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены товаров и объемы продаж, где спрос – это количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене, а предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Отношения между количеством производителей и потребителей определяют взаимодействие спроса и предложения, а также их характерные черты и структуру. В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
    Именно  это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.
    В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля над ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться тайные договора, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.
    Целью работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также особенностей этого понятия применительно к РФ и к мировому сообществу в целом.
    Задачами  работы являются:
    Выявление понятия «конкуренция», её видов и исторических условий возникновения;
    Определение функций конкуренции, методов оценки, а также факторы, сдерживающие её;
    Исследование конкуренции и антимонопольного законодательства в РФ.
    Объектом  изучения в данной работе является конкуренция, а предметом – её влияние на РФ и на мир в целом. 
 
 

 

1. Сущность и значение конкуренции
1.1. Понятие «конкуренции» и условия возникновения
    Итак, что же такое конкуренция?
    Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. conurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке (это конкуренция между производителями). Аналогично определяется конкуренция между потребителями, как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
    Но  конкуренция как термин прошла несколько  этапов толкования:
    Для классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимно независимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора, соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономики. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
    Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов  были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка и его условий. Как подчеркивают Т. Д. Ромащенко и Ю. И. Хаустов: “В центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.1 Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается  от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении (соперничестве) ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия. Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
    Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”. Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию. Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.
    Наиболее  мощным фактором, диктующим общие  условия функционирования того или  иного рынка, является степень развития на нём конкурентных отношений.
    А также конкуренция - это: а) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. б) состязательная борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. 2
    Но  понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования  капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как одна сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
    Зарождение  и возникновение конкуренции  исторически относится к простому товарному производству, когда каждый мелкий производитель стремился  в процессе соперничества создать для себя наиболее выгодные условия хозяйствования в ущерб остальным участникам рынка.
    Объективными  условиями возникновения  конкуренции являются:
    Наличие множества равноправных рыночных субъектов;
    Экономическая обособленность участников рыночного хозяйства;
    Зависимость их от конъюнктуры рынка;
    Противостояние производителей в борьбе за покупательский спрос.
    Вывод: Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
1.2. Виды конкуренции
    Существуют  разные типы конкурентного поведения  рыночных субъектов:
    креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
    приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
    обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.3
    С точки зрения активности участия  в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
    А также согласно Ю. И. Хаустову при  всем многообразии конкурентного процесса его можно классифицировать по различным  признакам (критериям):
    По субъектам конкурентной борьбы различают:
      конкуренцию среди продавцов;
      конкуренцию среди покупателей;
      конкуренцию среди продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях относительно цены.
    По отраслевому признаку:
      внутриотраслевая конкуренция (это форма соперничества между товаропроизводителями, занятыми в одной отрасли народного хозяйства, за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение дополнительной прибыли);
      межотраслевая конкуренция (это форма конкурентной борьбы между товаропроизводителями различных отраслей народного хозяйства за получение более высокой прибыли).
    По методам ведения конкурентной борьбы:
      добросовестная конкуренция (использование легальных методов борьбы с конкурентами);
      недобросовестная конкуренция (использование нелегальных методов борьбы, запрещенных законом).
    По методам использования ценового механизма:
      ценовая конкуренция (метод подрывания позиций конкурентов путем снижения цен);
      неценовая конкуренция (метод приобретения конкурентных преимуществ посредством совершенствования качества продукции, лучшего приспособления товара к нуждам потребителей).
    По структуре рынка:
      совершенная (свободная) конкуренция;
      монополистическая конкуренция;
      олигополия;
      монополия.
    Вывод: Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одного без другого не существует. Конкурентная борьба за экономическое выживание и успех есть экономический закон рыночного хозяйства.
 

    2. Место и роль  конкуренции в современном механизме рынка
    2.1. Функции конкуренции
    Рыночная  конкуренция является процессом  открытия новых возможностей, которые без нее оставались бы неиспользованными в экономике. В конкурентной борьбе проигрывает тот, кто не может успеть за темпом экономического прогресса. Кроме того, конкуренция создает своеобразное экономическое принуждение, заставляет поддерживать высокую деловую активность, постоянно искать новые возможности экономического роста, снижения затрат на производство. Сущность конкуренции с наибольшей полнотой раскрывается в ее функциях.
    Функции конкуренции:
    Регулирующая функция. Конкуренция выполняет роль регулятора объемов производства и цен товаров. Для того чтобы выстоять в борьбе, производитель должен предлагать рынку товары такого качества, в таком объеме и по такой цене, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства направляются на те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
    Мотивационная функция. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно. Предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят её с меньшими затратами, получают вознаграждение в виде прибыли. В то же время, предприятия, которые не реагируют на изменения рыночной ситуации, недостаточно полно учитывают нужды потребителей, оказываются в проигрыше, терпят убытки и вытесняются с рынка.
    Функция распределения. Конкуренция включает не только стимулы к более высокой производительности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.
    Функция инновации. Стремление выиграть в конкурентной борьбе заставляет предпринимателя снижать затраты на производство, повышать производительность труда, совершенствовать ассортимент продукции. Для достижения целей необходимо стимулировать внедрение научно-технического прогресса, применять на практике технологические и научные новшества.
    Функция санации. С помощью конкуренции рынок очищает для жизнеспособных и экономически сильных предприятий.
    Конкуренция, являясь необходимым и определяющим условием нормального функционирования рынка, обладает как положительными, так и отрицательными чертами.
    Положительные стороны конкуренции:
    конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
    конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
    конкуренция стимулирует повышение качества товара;
    конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
    конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
    конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
    конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
    конкуренция вводит новые формы управления.
    Отрицательные стороны конкуренции:
    при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
    многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы;
    «победа» одних и «поражение» других;
    Нечестные приёмы завоевания рынка;
    Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов;
    Экологические нарушения.
    Любой товар или услуга в большей  или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
    при его производстве:
    производительность труда;
    уровень налогообложения;
    внедрение научно-технических разработок;
    размеры прибыли предприятия;
    величина оплаты труда.
    б) при его потреблении:
    продажная цена товара;
    качество;
    новизна;
    послепродажное обслуживание;
    уровень предпродажной подготовки.
    В целом конкуренция несёт больше позитивного, чем негативного.
    2.2. Методика оценки конкуренции
    Оценка  конкуренции может  происходить на разных уровнях:
    Макроуровень. Методика оценки конкуренции на этом уровне прямо зависит от конкурентоспособности стран. Некоторые рассматривают конкурентоспособность страны как явление макроэкономики, управляемое такими факторами, как валютный курс, процентные ставки и дефицит бюджета. Единственно разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне — это производительность. Основная цель каждого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан.
    Производительность—это объем выпуска продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Страна базирования — это страна, в которой создаются и поддерживаются основные конкурентные преимущества предприятия, где вырабатывается стратегия компании, в которой создаются и поддерживаются базовый продукт и технологические процессы; там же локализованы наиболее производительные работы и сконцентрирована самая квалифицированная рабочая сила.
    А также оценивать конкуренцию можно на микроуровне через оценку конкурентов относительно конкретного предприятия. Для проведения анализа конкурентов,  необходимо определить всех предпринимателей,  которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных  конкурентов. Изучения последних имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности, и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала предприятия:
      возможные стратегии конкурентов;
      текущее положение конкурентов;
      их финансовые возможности;
      предпринимательская философия и культура;
      цели конкурентов.
    Практически собрать все данные, необходимые для анализа конкурентов, невозможно, поэтому часто используется следующие исследования конкурентов:
    метод, предложенный американским учёным М. Портером (в соответствии с рис. 1);
    Он  заключается в сведении информации к четырём элементам, а именно:
    цели на будущее;
    текущие стратегии;
    представления о возможностях;
    возможности конкурентов.
    метод, предложенный Р. Фархутдиновым, основан на суммировании конкурентоспособностей 30 товаров отрасли с наибольшими объёмами продаж;
    метод оценки конкурентов, с помощью расчёта индексов выявленных сравнительных преимуществ (RCA). Этот показатель позволяет оценить уровень конкурентоспособности товара на мировом рынке к доле данной страны в мировой торговле. Для его расчета используется формула Баласса:
    RCAhj = ([Xhj /Sh *Xhj] / [Sj *Xhj]) /  Sj Sh Xhj], где
    Xhj – экспорт j-го товара из страны h.
    Если  показатель RCA по данному товару больше 1, то  этот  товар рассматривается как специализированный данной страны. Если показатель меньше 1, то товар может быть конкурентоспособным, но таковым не является. 
 

    Мотивировка конкурента     Как конкурент ведёт себя или может  вести
    Цены  на будущее для различных      сфер  деятельности на всех уровнях управления
      
    Современные стратегии     Как конкурент ведёт конкурентную борьбу
    
    Реакции конкурента     Доволен ли конкурент своим положением?
    Какие стратегические шаги или изменения  может предпринять конкурент?
    Что является самой слабой стороной конкурента?
    Что вызывает самую сильную и действенную  реакцию конкурента?
    
    Представление о  себе самом и об отрасли     Возможности конкурента
          Сильные и слабые стороны
    Рис. 1. Элементы анализа конкурентов.
    Анализ конкурентной позиции, как для стран, так и для предприятий отдельно. Конкуренция должна быть рассмотрена широко, включая существующих и потенциальных конкурентов данного экономического пространства: конкуренция с производителями данной отрасли, с производителями заменяющих товаров, сведения о поставщиках, клиентуре.
    Чтобы лучше обозначить конечные характеристики отрасли, следует изучить по каждой области стратегической активности предприятия различные факторы развития конкуренции (в соответствии с таблицей 1).
 

     Табл. 1 Факторы развития конкуренции 

Конкуренция Факторы развития конкуренции
     Борьба за клиентуру (рост сектора)
    демографическая эволюция
    развитие вкусов
    развитие покупательской способности
    рентабельность
    развитие уровня организации
    развитие уровня информации
Служащие  отрасли
    развитие степени занятости
    развитие уровня организации
    динамика ставок служащих
Государственная политика
    фискальная полика;
    таможенная регламентация;
    др.
Поставщики
    изменение рентабельности
    динамика степени конецентрации
    развитие информационных услуг
    изменение уровня дифференциации продукции
    каналы распределения и реализации товаров
Товары
    возможные новации
    развитие качества
    развитие стандартизации
    производство замещающих товаров
Техника производства
    ожидаемые инновации
    развитие производства
    совершенствование квалификации распространения знаний по технике производства
Техника распределения рекламы
    возможные инновации
    развитие масштабов производства
    совершенствование организации распределительной  сети
Предприятия-конкуренты
    динамика экономической и финансовой ситуации
    изменение стратегии
    величина капитала при входе в отрасль
    динамика норм прибыли отрасли
 
    Основные  направления анализа для определения  места предприятия на рынке включают:
    изучение товара:
    качество товаров по отношению  к качеству конкурентов;
    существуют ли замещающие товары (в настоящее время или в перспективе)?
    изучение рынка:
    каковы конкуренты по численности, масштабам, их различия?
    какова доля рынка предприятия и его основных конкурентов? Какова её динамика?
    каково географическое распределение и его стабильность?
    исследовательские разработки:
    какой объём средств выделяется на исследовательские работы конкурентами?
    носят ли исследования прикладной характер или фундаментальный?
    изучение ритма запуска новой продукции.
    изучение персонала и его уровня образования:
    сравнение уровней образования персонала данной фирмы и персонала конкурентов;
    сравнение ставок зарплаты;
    изучение форм организации и принятия участия в решениях;
    изучение внутрифирменного климата;
    изучение условий труда.
    изучение производства и производительности:
    какова структура основного капитала?
    каковы его производственные мощности?
    правильно ли используется мощность производства?
    каков уровень производительности?
    изучение снабжения:
    имеет ли предприятия разнообразные источники снабжения в сравнении со своими конкурентами?
    какова система работы складского хозяйства?
    изучение  клиентуры и коммерциализации продукции:
    удалось ли предприятию диверсифицировать свою клиентуру или же оно зависит от небольшого числа клиентов?
    являются ли разнообразными каналы распределения?
    состоит ли клиентура из малых, больших предприятий или индивидуальных потребителей?
    изучение затрат:
    являются ли постоянные затраты значительными по объёму
    больше ли они аналогичных затрат  у конкурентов?
    какова структура затрат у конкурентов?
    изучение цен:
    каковы цены в сравнении с конкурентами?
    если затраты составляют значительную долю, то готово ли предприятие довести цену до минимально возможного уровня, чтобы максимально исключить конкуренцию?
    изучение основных направлений капиталовложений:
    каковы инвестиции конкурентов?
    удалось ли конкурентам эффективно ими распорядиться?
    изучение стратегии финансирования:
    становится ли предприятие в  случае большой задолженность более уязвимым, чем его конкуренты, при изменении экономической ситуации?
    сделало ли предприятие более разнообразными свои источники финансирования или же оно зависит от небольшого числа вкладчиков?
    изучение способности прибыльного финансирования и рентабельности:
    капитализирует ли предприятие полученную прибыли или же оно направляет значительную часть прибыли на обслуживание долговых обязательств?
    каково способность предприятия к самофинансированию в сравнении с его основными конкурентами?
    При проведении анализа конкурентов, необходимо ответить на некоторые вопросы (в  соответствии с табл. 2).
 

     Таблица 2. Анализ конкуренции и конкурентов 
         п/п
    Постановка  вопроса при исследовании объекта или метод его анализа Характеристика  и оценка фактического состояния  дел Прогноз положения  дел, оценка его показателей, действия по его улучшению
    1     2     3     4
    1     Кто основные конкуренты данного предприятия  в каждой стране, по каждому рынку и каждому сегменту?            
    2     Какие методы конкурентной борьбы они используют?            
    3     Какую долю рынка занимает каждый конкурент?            
     4      Каковы  перспективы развития конкуренции?              
     5      Каковы  у конкурентов цены, ценовая политика, качество товаров, упаковка?              
     6      Каковы  сильные и слабые стороны каждого  конкурента?              
     7      По  отношению к каким конкурентам  и в каких странах данная фирма  действует успешнее и почему?              
     8      Способы распространения этого опыта  на  другие страны?              
     9   Отвечают  ли товары конкурентов таким требованиям, как потребительские свойства, тип, размеры, вес, упаковка, удобство пользования, цвет, вкус, запах, надёжность?              
     10  Какова возможная  реакция конкурентов  на выведение нового товара на рынок, изменение цены данного товара, увеличение доли рынка данного предприятия?              
     11      Какие стратегии стимулирования сбыта  применяют конкуренты?              
     12      Каковы  НИОКР конкурентов?              
     13      Каковы  технологии производства конкурентов?              
     14      Какова  патентная защита их товаров?              
     15      Каковы  официальные данные конкурентов о прибылях и убытках?              
     16      Каково  число работающих у каждого конкурента?              
Продолжение таблицы 2
     
     17      Как конкуренты рекламируют новые товары?              
     18      Как конкуренты подбирают себе менеджеров?              
     19      Каковы  результаты выступления конкурентов  на торгах?              
     20      Какова  обстановка конкурентов на торгах?              
     21      Какова  у них обстановка со снабжением сырьём и комплектующими изделиями?              
     22      Каковы  коммерческие результаты конкурентов  на выставках и ярмарках?              
 
     Анализ  показателей деятельности, целей  и стратегий конкурентов – важный этап проведения исследований конкуренции на рынке. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегий наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить их действия на рынке сбыта. Прогноз поведения конкурентов строится на основе учёта следующих факторов:
    размеров, темпов роста, прибыльности предприятий конкурентов;
    мотивов и целей производственно-сбытовой политики;
    текущей и предшествующей стратегии сбыта;
    структуры затрат на производство;
    организации производства и сбыта;
    уровня управленческой культуры.
     На  базе анализа факторов, указанных  в таблице 1, формулируются выводы о сильных и слабых сторонах стратегии  конкурентов. Разумеется, не все факторы  поведения конкурентов на рынке  могут быть всесторонне проанализированы. Особенные трудности представляет исследование структуры затрат и издержек конкурентов. Вместе с тем в этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:
    численность занятых, структура прямых и накладных расходов;
    сравнительная стоимость сырья, материалов  и комплектующих частей;
    капиталовложения в основной капитал и запасы;
    объём продаж и число предприятий.
     Определение сильных и слабых сторон деятельности конкурентов – это конечный итог маркетингового исследования конкуренции  на рынке, в котором концентрируется результат анализа всех аспектов производства, финансов, сбыта и стратегий фирм-конкурентов, и формулируются выводы о  возможных способах противостояния им. Степень анализа сильных и слабых сторон конкурентов (в соответствии с табл. 3.) зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента (знак «+» ? собственное предприятие, «0» ? важнейший конкурент.).
     Таблица 3. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.
Факторы, характеризующие предприятие Преимущества Оценка Недостатки
Менеджмент  предприятия. Предпринимательская культура и философия
Цели и формулируемые  стратегии
Система мотивации  сотрудников
0  
0 +
0 +
+
Производство Оборудование
Гибкость производственных линий
Качество производственного планирования и управления
0  
0 0 +
+
+
Научные исследования и развитие Интенсивность и результаты
Ноу-хау
Использование новых информационных технологий
+ +
 
 
0 + 0
 
 
 
0
Маркетинг Организация сбыта
Расположение  сбытовых филиалов
Фаза «жизненного  цикла» у важнейших продуктов
 
+ +
+
 
0 0
 
 
 
0
Кадры Возрастная структура
Уровень образования
Квалификация  и мотивация менеджмента
-  
0 + 0 +
0 +
-
Финансы Доля собственного капитала
Финансовый баланс
Возможности получения  кредитов
0 0
0
 
+ +
+
-
 
    Всесторонний  анализ приведенных характеристик  деятельности конкурентов, в том  числе выявление их сильных и  слабых сторон, позволяет фирме, проводящей маркетинговые исследования, сделать  выводы относительно возможных вариантов  выхода на рынок или дальнейшего расширения рыночной доли.
     2.3. Факторы, сдерживающие  конкуренцию
    Согласно  уведомлению комиссии Европейского сообщества, фирмы находятся под воздействием трех главных источников ограничения конкуренции: заменяемость спроса, заменяемость предложения и потенциальная конкуренция.
    С экономической точки зрения, для  определения соответствующего рынка  заменяемость спроса представляет собой  самую быстродействующую и эффективную  дисциплинарную силу, которая воздействует на поставщиков определенного товара особенно в отношении решений по ценообразованию. Фирма или группа фирм не может оказывать существенного воздействия на преобладающие условия торговли (например, цены), если ее клиенты имеют возможность легко переключиться на доступные заменители ее товара или на поставщиков, которые расположены в другом месте. В принципе, процесс определения рынка заключается в выявлении эффективных альтернативных источников поставки для клиентов соответствующих предприятий с точки зрения, как товаров/услуг, так и географического местонахождения поставщиков.
    Теперь  рассмотрим каждый фактор в отдельности.
    1. Заменяемость спроса.
    Оценка  заменяемости спроса влечет за собой  определение круга товаров, которые  потребитель признает в качестве заменителей. Один из способов такого определения можно рассматривать как умозрительный эксперимент, предполагающий гипотетическое небольшое, но постоянное изменение относительных цен и оценку возможной реакции покупателей на такое повышение. Процесс определения рынка рассматривает цены в оперативных и практических целях и более точно заменяемость спроса, возникающую в результате небольших постоянных перемен в относительных ценах. Эта концепция предоставляет четкие показатели в отношении того, какие данные имеют значение при определении рынков.
    Концептуально данный подход означает, что исходя из вида товаров, который соответствующие предприятия продают и территории, на которой они их продают, дополнительные товары и территории будут включаться в определение рынка и исключаться из него в зависимости от того, влияет ли или ограничивает ли в достаточной степени конкуренция со стороны этих других товаров и территорий цены на товары сторон в краткосрочной перспективе.
    Вопрос, на который предстоит ответить, заключается  в том, переключатся ли покупатели сторон на свободно доступные заменители или на поставщиков, расположенных в другом месте, в ответ на гипотетическое небольшое (в пределах 5-10%), но постоянное повышение относительной цены на рассматриваемые товары в пределах рассматриваемой территории. Если замены достаточно, чтобы сделать повышение цены невыгодным ввиду снижения уровня продаж, в отношении соответствующего рынка вводятся дополнительные заменители и территории. Это делается до тех пор, пока набор товаров и географических областей не становится таким, что небольшие постоянные повышения относительных цен делаются выгодным. Аналогичный анализ применяется в случаях, касающихся концентрации покупательной способности, когда тестирование поставщика и цены служит отправной точкой для установления альтернативных каналов или точек распространения товаров этого поставщика. Практический пример такого теста может заключаться в применении последнего к слиянию, например, компаний по производству безалкогольных напитков. В этом случае предстояло бы решить вопрос, относятся ли различные сорта безалкогольных напитков к одному и тому же рынку. На практике же вопрос состоял бы в том, переключатся ли потребители сорта А на другие сорта, если столкнутся с постоянным повышение цены на сорта А в пределах 5-10%. Если достаточное число потребителей переключится, скажем, на сорт В в такой степени, что увеличение цены на сорт А станет невыгодным из-за сокращения продаж, тогда этот рынок охватывает по крайней мере сорта А и В. Этот процесс может расширяться дополнением других доступных сортов до тех пор, пока не определится набор товаров, повышение цены на которые не будет вызывать достаточного замещения в спросе.
    Как правило, и, в частности, для анализа случаев слияния во внимание следует принимать преобладающую рыночную цену. Хотя это может быть и не так, когда преобладающая цена устанавливалась при отсутствии конкуренции достаточно высокого уровня. В частности, при расследовании случаев злоупотребления господствующим положением тот факт, что преобладающая цена могла быть существенно завышена ранее, будет приниматься во внимание.
    2. Заменяемость предложения.
    Заменяемость  предложения также может приниматься  во внимание при определении рынков в тех ситуациях, когда ее последствия  эквивалентны результатам заменяемости спроса с точки зрения эффективности и быстродействия. Это означает, что поставщики способны переключить производство на соответствующие товары и продать их за короткий срок без существенных дополнительных затрат или рисков в ответ на небольшие, но постоянные изменения относительных цен. Если эти условия удовлетворяются, дополнительная продукция, поставленная на рынок, окажет дисциплинирующее воздействие на конкурентное поведение соответствующих компаний. С точки зрения эффективности и быстродействия такое влияние эквивалентно воздействию заменяемости спроса.
    Эти ситуации, как правило, возникают, когда  компании продают широкий по качеству и наименованиям ассортимент  одного товара. Даже если для какого-то конкретного покупателя или группы потребителей различные уровни качества не являются заменяемыми, эти разные уровни качества будут группироваться в один товарный рынок при условии, что большинство поставщиков способны предложить и продать товар разного качества незамедлительно и без существенного увеличения затрат, о которых говорилось выше. В этих случаях соответствующий товарный рынок будет охватывать все товары, которые являются заменяемыми по спросу и предложению, и текущие продажи этих товаров будут складываться для определения общей стоимости и размеров рынка. Аналогичные рассуждения могут привести к группированию различных географических областей.
    Бумагу  можно привести в качестве практического  примера данного подхода к  заменяемости предложения при определении  товарных рынков. Бумага, как правило, поставляется самого разного качества — от обычной писчей бумаги до высококачественной бумаги, предназначенной, к примеру, для публикации альбомов по искусству. С точки зрения спроса бумага разного качества не может быть использована для каждого конкретного случая применения, т.е. альбомы по искусству или высококачественные издания невозможно печатать на бумаге низкого качества. Однако бумажные фабрики готовы производить бумагу различного качества, и производство может быть переналажено с незначительными затратами и в кратчайшие сроки. Поэтому при отсутствии конкретных затруднений с распределением производители бумаги способны выполнять заказы на продукцию разного качества, в особенности, если заказы размещаются в достаточной степени заблаговременно, чтобы скорректировать производственные планы. В этих условиях Комиссия не стала бы выделять отдельный рынок для каждого сорта бумаги и ее соответствующего применения. Различные уровни качества бумаги включаются в соответствующий рынок, и их продажи складываются для расчета общей стоимости и размеров рынка.
    В тех случаях, когда заменяемость предложения предполагает необходимость  существенной корректировки материальных и нематериальных активов, дополнительных капиталовложений, стратегических решений  или отсрочек по времени, она не рассматривается на этапе определения рынка. Примеры случаев, когда заменяемость предложения не вынуждала Комиссию увеличивать рынок, отобраны из сферы потребительских товаров, в частности, фирменных напитков. Хотя заводы, которые занимаются разливом напитков, в принципе могут разливать разные напитки, предполагаются некоторые затраты и сроки на разработку (что включает рекламу, тестирование и распространение), прежде чем товары будут фактически проданы. В этом случае влияние заменяемости предложения и других форм потенциальной конкуренции должно рассматриваться на более позднем этапе.
    3. Потенциальная конкуренция.
    Третий  источник ограничения конкуренции  — потенциальная конкуренция  — при определении рынков во внимание не принимается, поскольку условия, при которых потенциальная конкуренция фактически создает реальные затруднения для конкуренции, зависят от анализа специфических факторов и обстоятельств, связанных с условиями проникновения на рынок. При необходимости такой анализ выполняется только на одном из последующих этапов, как правило, когда положение компаний, осуществляющих деятельность на соответствующем рынке, уже установлено, и когда это положение вызывает беспокойство с точки зрения конкуренции.
    Вывод: Конкуренция несет в себе мощный очистительный импульс, освобождая экономику, прежде всего от неэффективных, не способных к совершенствованию форм предпринимательства. А также она помогает выявить важные вопросы, которые должны решить фирма и её конкуренты.
 

    3. Конкуренция в  РФ
    3.1. Проблема создания конкурентной среды в РФ
    Вступление  российской экономики в процесс  рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и концентрацию производства.
    Подлинно  частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.
    На  поведение предприятий и их экономическую  стратегию повлиял глубокий экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений' спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.
    В условиях жестко ограниченного спроса и кризиса сбыта даже доминирующие на рынке предприятия стали применять  новые методы поддержания собственной  конкурентоспособности, такие как:
    организация лоббирования собственных экономических интересов посредством получения от органов власти разного рода законодательно оформленных льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.;
    участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения конкурирующих субъектов с рынка;
    негласные разделы рынков между крупными доминирующими предприятиями по территориальному принципу либо закрепление раздела рынка правовыми актами;
    организация таможенного протекционизма для защиты собственных интересов и недопущения на рынок иностранных конкурентов.
    Наличие реальных условий и для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализовывалось в  силу слабого финансово-экономического положения многих предприятий, «выживающих» примитивными способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна составляющая глубокого кризиса российской экономики препятствовали демонополизации, подъему производства и развитию конкуренции. Они создавали дополнительные входные барьеры на рынки для новых предприятий, особенно в части изыскания первоначальных инвестиций для развития производства и освоения новой продукции.
    Все еще скромный процент предпринимателей прибегает к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют потребители, и сокращается производство. В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны, как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти.
      Отличительной особенностью российской  экономики является региональная  замкнутость многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.
    Воздействие либерализации внешнеэкономических  связей на состояние конкуренции также оценивается весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.
    Разумеется, открытие российского рынка для  зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.
    В целом можно сделать вывод, что  в ходе экономических реформ в  России созданы необходимые предпосылки  для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.