На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство образования  и науки Российской Федерации
     НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
     Кафедра банковского дела 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
по теме: «Особенности  применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике»
     
        
 
 
 
 
             Выполнила: студентка 4 курса
       группы  №7041
       Попова  Анна Кимовна
зачетная  книжка № 071367
 Руководитель: Газизулина
Ирина Александровна
        
 
 
 
 
    Новосибирск 2011 

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация  пластиковых карт 5
1.1 Понятие и необходимость  использования пластиковых  карт 5
1.2 Классификация пластиковых  карточек 7
Глава 2. Анализ применения пластиковых карт в России и за рубежом 16
2.1. Технология безналичных  расчетов на основе  пластиковых карт  в России 16
2.2. Развитие системы  пластиковых карт  в зарубежной практике 24
Глава 3. Перспективы развития безналичных расчетов по пластиковым  картам в России 27
Заключение 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38 

 

    

    Введение

    Многообразие  и сложность изменений, происходящих в банковской сфере России, требует  разработки эффективных подходов к  механизму реализации функций банков.
    Развитие  экономики любого государства сегодня  невозможно без высокоэффективной  системы денежного обращения  и использования современных  платежных механизмов. Методы платежа  делятся на наличные и безналичные. Безналичные расчеты постепенно вытесняют налично-денежные платежи  в денежных системах различных стран. Основная доля проведения безналичных  расчетов приходится на коммерческие банки. Именно им принадлежит важнейшая  расчетно-платежная функция в  платежной системе государства.
    Отсутствие  единой технической политики в области  создания инфраструктуры для широкого применения карт в торговле и розничных  банковских операциях тормозит развитие этого наиболее популярного во всем мире банковского продукта, не позволяет  использовать преимущества безналичных  расчетов и удорожает сам процесс  обслуживания карт для банков.
    Актуальность этой темы не вызывает сомнений, так как в будущем этот вид взаиморасчетов станет привычным для большинства жителей России.
    Целью курсовой работы является изучение теоретических положений о понятии пластиковых карт, об их видах и формах, а также об функционировании обращения пластиковых карт за рубежом и в России.
    Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
    - комплексно и системно исследовать  понятие и историю развития пластиковых карт и проблемы ее внедрения;
    - изучить сущность и виды пластиковых карт, а также их роль в платежном обороте;
    - рассмотреть особенности российского рынка пластиковых карт;
    - изучить методику осуществления  операций с пластиковыми карточками в России и за рубежом;
    - выделить проблемы и перспективы пластиковых карт в России.
    В курсовой работе были использованы теоретические и методологические положения, способствующие решению проблем развития рынка пластиковых карт, раскрытые в работах А.А. Андреева, С. Белисса, С.В. Галицкой, О.В. Власова, А.И. Гинзбурга, Г.Л. Макарова, Т.Б. Рубинштейна, Л.А. Тимошенко и других. 

    Глава 1. Понятие и классификация пластиковых  карт

    1.1 Понятие и необходимость использования пластиковых карт

    Пластиковая карточка - это обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим. Пластиковые карточки являются важнейшим элементом, так называемой "технической революции" в банковском деле. В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карточки в платежном обороте.
    Важнейшей особенностью всех пластиковых карт, независимо от степени их совершенства, состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. Карта может служить пропуском  в здание, средством доступа к  компьютеру, средством оплаты телефонных переговоров, водительским удостоверением и т.д.1.
    Пластиковая карточка, как средство безналичных  расчетов впервые появилась в  США на рубеже 50-х годов. Мало кто  в это время представлял себе, что она произведет настоящую  революцию в банковском деле. Однако в настоящее время это совершенно очевидно. Сегодня уже более 200 стран  мира используют пластиковые карты  в платежном обороте. Именно они  в большинстве случаев выступают  ключевым элементом электронных  банковских систем. Пластиковые карты  уверенно занимают передовые позиции  в организации денежного оборота  индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые  книжки.
    В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых было выдавлено (эмбоссировано) имя и адрес клиента и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке2.
    Операции  с пластиковыми карточками открыли  новые перспективы финансового  обслуживания клиентов и соответственно расширили возможности получения  банковской прибыли за счет получения  комиссионных, взимаемых с операций по картам, увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа и др.
    В нашу страну первые кредитные карточки проникли вместе с иностранными туристами  и бизнесменами в конце 60-х годов. Работа с ними была возложена на специальный отдел Госкоминтуриста СССР. Как практически любая операция, связанная с валютой, работа с карточками была строго регламентирована и находилась под бдительным наблюдением. В пределах страны карточки не выпускались - вся работа с ними сводилась к организации расчетов с карточками международных систем, которые принимались в некоторых валютных магазинах и гостиницах.

    1.2 Классификация пластиковых карточек

    Наиболее  распространенными карточками в  мире являются карточки платежных систем VISA, Eurocard-Mastercard, American Express. Карточка - это прежде всего удобный инструмент безналичных расчетов. Кроме приобретения потребительских товаров и услуг карточки также используются для получения наличных в банке или банкомате
    Пластиковые карточки очень разнообразны. Их различают  по носителям информации (магнитная  полоса или микросхема), возможности  совершать определенные операции, не прибегая к услугам банка.
    Пластиковые карты в банковских приложениях  должны изготавливаться и обрабатываться в соответствии с международными стандартами ISO (International Standardization Organization)3.
    Эти стандарты регламентируют:
    - геометрические размеры карты; 
    - положение магнитной полосы и  микросхемы;
    - структуру информации на магнитной  полосе;
    - возможные положения выдавленных  при эмбоссировании символов;
    - протоколы обмена данными с  микропроцессорными картами. 
    В зависимости от общего назначения карты  делятся на: идентификационные; информационные; для проведения финансовых операций (расчетов). В принципе, это разделение не является взаимоисключающим.
    Например, предприятие может выдать своему сотруднику карту, которая будет  совмещать в себе:
    пропуск, разрешающий проход в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция);
    на ней может быть записана в кодированном виде важная информация о держателе карты, например, "история болезни" (информационная функция);
    она может использоваться для расчетов в столовой и магазинах, расположенных на территории данного предприятия (расчетная функция).
    Тенденция объединения многих функций в  одной пластиковой карте является весьма перспективной, поскольку такая  многофункциональная карта выгодна  как клиенту, так эмитенту и подобные системы на основе многофункциональных  карт уже успешно внедряются как  за рубежом, так и в России.
    Рассмотрим  подробнее третий вид пластиковых  карт, то есть карты для проведения финансовых операций.
    С точки зрения механизма расчетов выделяются:
    - двусторонние;
    - многосторонние системы. 
    Карты двусторонних систем возникли на базе двусторонних соглашений между участниками  расчетов. Такие карты выпускают  коммерческие предприятия для расчетов в торговой или сервисной сети данного предприятия ( например универмаги, бензоколонки)4.
    В отличие от этого карты многосторонних систем, которые эмитируют национальные ассоциации банковских карт, а также  компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например American Express), предоставляют их держателям возможность покупать товары в кредит в предприятиях торговли и сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Карты многосторонних систем позволяют также получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.
    В зависимости от условий расчетов между эмитентом карты и ее держателем или иначе, от платежной схемы, применяемой при расчетах между участниками многосторонних соглашений пластиковые карты так же можно разделить на три большие группы:
    - кредитные; 
    - платежные; 
    - дебетовые (расчетные).
    "Карты-аккредитивы"  или "Кредитные карты" (credit card) - используются для оплаты различных видов товаров и услуг за счет кредита, предоставляемого клиенту банком, либо специализированной финансовой компанией, а также для получения кредита в наличноденежной форме. Кредитная схема предусматривает нулевой исходный остаток на карточном счете. Все операции с картой записываются на кредит, который держатель должен погасить на определенных условиях5.
    Кредитные карты предназначены преимущественно  для возобновляемого кредита  в розничной торговле. Они не приспособлены  для покупки дорогостоящих предметов. Поэтому большинство банков устанавливают  предельную сумму покупки в магазине, который иногда именуют лимитом покупки. Лимит может изменяться в зависимости от типа магазина, его расположения, а так же от вида приобретенных товаров и услуг. Обычный лимит для магазина составляет 50 - 100 долларов, но при покупке, например, авиационных билетов он может составить 500 долларов6.
    Таким образом, кредитные карты позволяют  держателю банковской карты осуществлять операции в размере предоставленной  эмитентом кредитной линии и  в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, оплаты товаров и услуг  или получения наличных денежных средств.
    Некоторые специалисты выделяют в особую категорию "Платежные карты". В отличие  от "классических" кредитных карт, получение кредита по платежным  картам ограничено одним месяцем. Фактически работает схема, которая предполагает оплату всей суммы произведенных  за месяц расходов в течение определенного  периода после получения выписки  банка без права продления  кредита. На период между совершением  покупок и оплатой клиент получает бесплатный кредит, а в случае задержки оплаты обязан выплачивать штрафные проценты.
    Существует  еще много признаков по которым можно классифицировать карты:
    1. По материалу, из которого они  изготовлены:
    - бумажные (картонные);
    - пластиковые;
    - металлические.
    В настоящее время практически  повсеместное распространение получили пластиковые карточки. Однако для  идентификации держателя (владельца) карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или  запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинированные карточки.
    В отличии от металлических карт пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.
    2. По способу записи информации  на карту:
    - графическая запись;
    - эмбоссирование;
    - штрих-кодирование;
    - кодировка на магнитной полосе;
    - чип;
    - лазерная запись (оптические карты).
    Самой ранней и простой формой записи информации на карточку было и остается графическое  изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация о ее эмитенте. Позже на универсальных банковских карточках был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).
    Эмбоссирование позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится через копировальную бумагу на слип.
    Штрих-кодирование. Запись информации на карточку с помощью  штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получило. Однако карточки со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карточек и считывающего оборудования. При этом для лучшей защиты штрих-коды покрываются непрозрачным для невооруженного глаза слоем и считываются в инфрокрасном свете.
    Магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения  информации на пластиковые карты. Но по прошествии 15-20 лет стало понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. Тогда специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами.
    Несмотря  на очевидные преимущества, чиповые  карточки до сих пор имели ограниченное применение. Причина простая - такая  карточка на порядок дороже, чем  карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб  от мошенничества с магнитными картами  в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, было принято решение о  постепенном переходе на чиповые  карты.
    Не  все чиповые карты имеют микропроцессор. Специалисты подразделяют их на два вида: карты с памятью и собственно микропроцессорные карты. Карты памяти бывают разовые (однократная запись/многократное считывание) и позволяющие многократную перезапись. При этом объем памяти значительно превосходит карты с магнитной полосой и к тому же гораздо лучше позволяет защищать записанную информацию.
    Принципиально иные возможности открывают настоящие  микропроцессорные карты, поскольку  они имеют свою внутреннюю логику и, фактически, являются микрокомпьютером.
    В 1981 году Дж. Дрекслером была изобретена оптическая карточка. Запись и считывание информации с такой карточки производится специальной аппаратурой с использованием лазера. Основное преимущество таких карточек - возможность хранения больших объемов информации. Такие карточки уже используются для карманных “историй болезни”, но в банковских технологиях распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования7.
    4. По эмитентам:
    - банковские (универсальные) карты,  выпускаемые банками и финансовыми  компаниями;
    - частные (private) карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.
    5. Банковские и другие карточки, используемые для расчетов:
    - автономный «электронный кошелек»;
    - «Электронный кошелек» с дублированием счета у эмитента;
    -«ключ  к счету» - средство идентификации владельца счета, ведущегося у эмитента.
    Подавляющее большинство банковских карточек являются идентификатором, а не кошельком. К ним относятся все карточки «VISA», «MasterCard», «American Express», российские Сберкарт, «Золотая Корона», STB CardUnion CardChronoPay.
    Следует отметить, что карты с магнитной  полосой очень редко используются в качестве “кошелька”, так как  магнитная полоса не обеспечивает приемлемого  для эмитента уровня защиты записанной на ней информации. Обычно в качестве “электронных кошельков” применяются  карты с чипом.
    6. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:
    - обычная карточка;
    - серебряная карточка;
    - золотая карточка;
    - электронная карточка.
    Для простоты и краткости можно сказать, что обычная карточка предназначена для рядового клиента («Visa Classic» и «Mastercard Mass (Standard)»).
    Серебряная карточка называется бизнес-картой (Business Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
    Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных, богатых клиентов (Visa и Mastercard выпускают также карты статусом выше золотых – это Visa Platinum, Visa Signature, Visa Infinite, Visa Black Card, MasterCard World, Mastercard Platinum, MasterCard World Signia).
    7. В России сложилось разделение  на карты корпоративные и личные, иногда еще выделяют “зарплатные” карточки: эмитент заключает договор с организацией, а держателями карточек являются ее сотрудники в качестве частных лиц.
    Внешне  эта классификация напоминает принятую в международных системах, но в действительности в ее основе положен юридический статус клиента, с которым эмитент заключает договор о выпуске и обслуживании карты. Их несовпадение подтверждается и на практике. Очень часто в России стандартная карточка выдается в качестве корпоративной, и, наоборот, известны случаи, когда бизнес-карту получали частные лица, считавшие, что им по статусу “положена серебряная карточка”.
 

    

    Глава 2. Анализ применения пластиковых карт в России и за рубежом

    2.1. Технология безналичных расчетов  на основе пластиковых карт  в России

    В то время, как в мире бурно развивалась такая сфера банковских услуг, как эмиссия карт, российские граждане, если и слышали об этом, то воспринимали ее, как непонятную и ненужную вещь. Но уже в 1989 году первой ласточкой стала эмитированная Внешэкономбанком «золотая» Euro Card. Несмотря на то, что, как во всех сферах экономики, против вступления российских банков в пластиковое международное сообщество традиционно проводилась неофициальная политика сдерживания, в 1991 году Кредитбанк осуществил эмиссию карты «Visa».
    Конкуренция способствовала появлению отечественных  локальных платежных систем. Так  еще через 2 года совокупный карточный  оборот на российском пластиковом рынке  кредитных учреждений увеличился за счет выпуска Мост-Банком первой локальной карты Most-Card. Однако технические трудности из-за большого разнообразия импринтеров создавали большие проблемы. Требовалось создание единой платежной системы. Первопроходцем в этом выступили компания «СТБ Карт» с STB Card и Инкомбанк с Автобанком, учредившие Union Card.  В то время и локальные, и системные карты в большинстве своем работали на базе электронной информации с магнитной полосой.
    В 1994 году в г.Новосибирске Сибирским торговым банком и Центром финансовых технологий была создана система «Золотая Корона» с использованием прогрессивных smart cards со встроенным микропроцессором в соответствии с общими мировыми стандартами.
    Сегодня у эмитентов и клиентов возникают  новые потребности, системы расчетов посредством использования пластиковых  карт имеют перспективу дальнейшего  развития и усовершенствования.
    Основные  участники системы карточных  расчетов:
    - владелец карточки (cardholder)
    - банк-эмитент (issuing bank)
    - предприятие торговли или сферы  услуг (торговец) (merchant)
    - банк-эквайр (банк обслуживающий торговое предприятие - acquring bank, acquirer).
    Владелец  карточки:
    может использовать карточку для оплаты товаров или услуг, предлагаемых другими участниками карточного соглашения, а также для получения у банка кредита в наличной денежной форме в пределах установленного лимита;
    может погасить свою задолженность банку по покупкам в течении льготного периода (grace period) без уплаты процентов;
    может воспользоваться продленным кредитом банка (за пределами льготного периода с уплатой установленных процентов);
    обязан погасить долг и проценты в соответствии со схемой, определяемой соглашением.
    Банк  эмитент карточки:
    выдает карточку после тщательной проверки финансового положения и оценки кредитоспособности клиента;
    открывает владельцу карточки специальный счет, на котором учитываются все операции с карточкой;
    ежемесячно высылает клиенту выписку с указанием размеров задолженности, сумм и сроков погашения долга;
    обязуется оплачивать счета торгового предприятия по покупкам сделанным с применением карточек за вычетом комиссионных сборов (дисконта);
    может отказаться от оплаты торговых счетов, если нарушены какие-либо условия соглашения (например, превышен лимит покупки без соответствующего разрешения на это банка эмитента)8.
    Торговое  предприятие участвующее в соглашении:
    обязуется принимать карточки в уплату за товары и услуги и проводить авторизацию в предусмотренных соглашением случаях;
    обязуется изъять карточку, если есть подозрения, что предъявитель не является законным его владельцем;
    может предъявлять банку для оплаты торговые счета для получения по ним денег немедленно;
    обязан хранить конфиденциальную информацию о клиенте.
    Такова  общая схема юридических взаимоотношений  между участниками соглашения с  применением кредитных карточек.
    С правовой точки зрения суть операции с кредитной (и платежной) карточкой  состоит в том, что владелец карточки и торговец после предварительного открытия счетов в банке договариваются, что любая сделка между ними будет  урегулирована путем кредитования счета торговца и дебетования счета владельца карточки. При этом, за исключением особо оговариваемых случаев, этот платеж будет окончательным и безусловным.
    Схема карточных расчетов в основе своей  предполагает наличие трех отдельных  видов контрактов9:
    - между торговцем и владельцем  карточки - о продаже товаров или  услуг
    - между банком и торговцем - о согласии последнего принимать  карточки в оплату товаров  или услуг
    - между банком и владельцем  карточки - о возмещении банку  суммы, уплаченной торговцу по  операции с кредитной карточкой.
    В большинстве стран операции с  карточками регулируются специальным  законодательством. Рассмотрим общие  правила работы с кредитной карточкой.
    1. Клиент банка представляет в  банк заявку на получение банковской  кредитной карточки. Форма заявки  определяется банком. Сведения приведенные клиентом, используются банком для оценки кредитоспособности клиента и определения величины устанавливаемого лимита.
    2. При положительном решении вопроса  банк открывает клиенту специальный  карточный счет. Одновременно изготавливается  персональная пластиковая карточка, на которую заносится необходимая  информация: фамилия и имя владельца,  номер карточного счета, срок  действия карточки.
    3. Банк- эмитент устанавливает два вида ограничений:
    - общий кредитный лимит суммы  непогашенной задолженности по  карточному счету, который должен  соблюдаться в течении всего периода действия карточки
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.