Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ответственность международных организаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ 

    Стремительное развитие международных отношений  и интеграционных процессов в мире оказывает влияние на структуру международного права, в котором появляются новые институты и возникают актуальные проблемы. Одной из них является институт международной ответственности. Вместе с тем именно этот институт является одним из гарантов развития международного права и индикатором его надежности и авторитета в мире.
    Актуальность  темы исследования. Актуальность данной 
темы обусловлена тем, что межгосударственные организации относительно недавно, но активно стали активно участвовать в международных отношениях. Прежде всего, именно с этим связано отсутствие каких-либо общих норм, регулирующих ответственность международных организаций как субъектов "особого рода, имеющих специфический характер ответственности" [1, С.10].

    В этой связи, первоочередной задачей  является признание, 
нормативно закрепленное, международной правосубъектности международных организаций. До сих пор в международном праве нет нормы, официально признающей международную правосубъектность международных организаций.

    С другой стороны, нет норм отрицающих способность международной организации  быть субъектом международных прав и обязанностей. Однако, существование  нормы, закрепляющей эту способность за такими организациями, сняло бы все противоречия и коллизии, возникающие в связи с отсутствием такой нормы.
    Одной из непременных характеристик международной  правосубъектности является способность  субъекта нести международно-правовую ответственность. И применительно к международным организациям вопрос об их способности нести международно-правовую ответственность решается исходя из наличия у организации международной правосубъектности, в объеме, достаточном для того, чтобы о международной организации речь шла как о субъекте международного права [2, С.82]. Таким образом, совершенно очевидна связь между правосубъектностью организации и ее способностью нести международную ответственность.
    Далее возникает вопрос о том, какой  может и должна быть ответственность  международных организаций. Можно ли автоматически перенести положения о международно-правовой ответственности государств на международные организации? Здесь необходимо, прежде всего, обратить внимание на различную юридическую природу институтов ответственности государств и международных организаций. Основное различие этих двух институтов заключается в том, что "в отличие от института ответственности государств, который существует ipso facto, ответственность международных организаций возникает только ipso jure" [3, С.242-243]. Ответственность государств основывается на национальном суверенитете, тогда как ответственность международных организаций - производных субъектов международного права имеет договорную основу. То есть, будучи основанными на международном договоре учредительном акте - различные международные организации имеют различный объем прав и обязанностей и, следовательно, пределы и объем ответственности каждой международной организации отличны от других.
    В этом и состоит главная сложность  установления ответственности международной организации в каждом конкретном случае. Также очевидно, что невозможно создать норму, которая могла бы охватить весь спектр проблем, связанных с ответственностью организаций, установить одно единое правило для всех организаций.
    Однако, необходим документ, который бы устанавливал общие нормы ответственности  международных организаций. Нужен  документ, который стал бы основой  для дальнейшей работы в целью  кодификации норм ответственности  международных организаций, так  как это происходит по вопросу о международно-правовой ответственности государств.
    Главная сложность в создании такого документа  состоит в том, что вопросы, связанные  с международно-правовой ответственностью межправительственных организаций  очень мало разработаны как в  доктрине, так и на практике. С этой проблемой автор столкнулась во время работы над дипломным исследованием.
    Научная новизна дипломной  работы. Современное состояние научной разработанности вопросов международно-правовой ответственности межгосударственных организаций, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, не отвечает требованиям сложившейся ситуации.
    Отечественная литература уделяла вопросам, касающимся международных организаций, внимание в 70-е - 80-е годы. Однако, в последнее  десятилетие интерес к проблеме ответственности в международном праве значительно снизился. В западной литературе проблема ответственности освещается несколько шире, и, что наиболее важно, в последнее десятилетие. Но, к сожалению, в основном, авторы уделяют внимание и рассматривают исключительно вопросы материальной ответственности межгосударственных организаций, а проблемы (наиболее сложные), касающиеся нематериальной ответственности не затрагиваются.
    В настоящее время сфера деятельности межгосударственных организаций значительно шире, чем это предполагалось во времена их становления и проникновения в международные правоотношения. Сейчас межправительственные организации выполняют политические, социальные, экономические природоохранные и даже военные функции. И для того, чтобы функционирование международных организаций было более эффективным и безопасным для всех участников правоотношений, необходима всесторонняя разработка вопросов ответственности международных организаций на практике и в доктрине.
    Цели  и задачи исследования. Цель работы заключается в том, чтобы, изучив, проанализировав и обобщив существующие в современной юридической науке точки зрения видных юристов, специалистов по международному праву, положения некоторых основополагающих международных договоров (в том числе уставы отдельных международных организаций системы ООН), некоторую практику государств, дать общее представление о степени разработанности данного вопроса в науке международного права и попытаться внести что-то новое в развитие указанной проблемы. Общая цель конкретизируется и достигается решением ряда задач, важнейшими из которых являются:
    1. Определить, какие существуют предпосылки  для 
наделения международных организаций способностью быть субъектом международно-правовой ответственности.

    2. Выявить основания наступления по международному праву международно-правовой ответственности. На базе этого и, учитывая специфику международных организаций, выделить основания возникновения ответственности международных организаций.
    3. Рассмотрев виды и формы международно-правовой ответственности, выяснить какие из них приемлемы для международных организаций и в чем их особенности; а также как ответственность международной организации сочетается с ответственностью государств-членов организации.
    4. Определить и вывести, наиболее приемлемые на 
современном этапе развития международных отношений, варианты решения вопроса об ответственности межгосударственных организаций.

    Объект  и предмет исследования. Объектом настоящего исследования являются проблемы ответственности в международном публичном праве.
    В связи с невозможностью рассмотрения деятельности всех межправительственных организаций, конкретным предметом исследования являются общетеоретические вопросы, касающиеся форм, видов, порядка и правовых последствий международно-правовой ответственности межгосударственных организаций; проблемы соотношения ответственности международных организаций и ответственности государств-членов этих организаций.
    Теоретическая и методологическая основы дипломного исследования. Теоретическую основу дипломного исследования составили труды крупнейших казахстанских, советских, российских и зарубежных международников и юристов.
    Большую помощь в исследовании автору оказали труды казахстанских, советских и российских ученых: М.А. Сарсембаева, К.К.Токаева, О.Ш.  Кулжабаевой, О.В. Богданова, И.И. Коваленко, Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой, Н.Б. Крылова, П.М. Куриса, Д.Б. Левина, Малинина, Ю.В. Манийчука, Ф.Ф. Мартенса, М.В. Митрофанова, Г.И. Морозова, Г.И. Тункина, И.А. Ушакова, В.М. Шуршалова и многих других. Из зарубежных авторов можно отметить работы Ф. Амерасинха, М. Арсаниана, В. Батлера, К. Иглтона, К. Кольяра, О' Конелла, П. Менона, X. Оппенгейма, Ф. Сейерстеда, А. Фердросса, Р. Хиггинс и др.
    Эмпирическую  основу исследования составляют действующие международные договоры, внутренние законодательные акты по вопросам международного сотрудничества Республики Казахстан с зарубежными странами, документы ООН, в частности, резолюции Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета, уставы и документы различных международных межправительственных организаций, документы Комиссии международного права ООН.
    Методы  исследования. При исследовании поставленных проблем автор руководствовалась следующими методами и приемами познания: диалектическим, формально-логическим, сравнительно-правовым и методом системного анализа.
    Научная новизна исследования: первое в отечественной  науке исследование, в котором  предпринята попытка собрать  воедино имеющиеся знания и выявить  существующие пробелы в вопросах, связанных с международно-правовой ответственностью межгосударственных организаций.
    Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в дальнейшей научной разработке различных проблем, касающихся международной правосубъектности межгосударственных организаций, международно-правовой ответственности международных организаций по международному праву. Работа представляет интерес для научных работников, занимающихся проблемами ответственности и правом международных организаций. Основные положения дипломного исследования могут применяться в процессе преподавания международного права и стать основой специального курса или составными частями двух специальных курсов для студентов высших учебных заведений (право международных организаций и право международной ответственности).
    Основные  положения, выносимые на защиту:
    - положение, согласно которому основанием международно-правовой ответственности межгосударственных организаций является совершенное ею международно-противоправное деяние;
    - положение, утверждающее, что за совершение международного правонарушения межгосударственная организация несет международно-правовую ответственность от своего лица.
    Нематериальная  ответственность реализуется в  форме сатисфакции (например, принесение официального извинения от имени организации или наказание виновного должностного лица снятие с должности). Материальная ответственность осуществляется путем компенсации причиненного ущерба; средства для такого возмещения предоставляются специальными фондами организации, создаваемыми государствами - членами для такого рода целей;
    - положение, в соответствии с  которым, за наиболее тяжкие 
международные правонарушения (например, за акт агрессии) международная организация может нести ответственность совместно с виновными государствами: нематериальная ответственность ложится на саму организацию - ее она несет от своего имени и от имени своих членов; обязательства по 
материальной ответственности (реституция и/или компенсация) выполняются, указанными организацией или потерпевшей стороной, государствами-членами;

    - положение, по которому международная  организация 
самостоятельно решает, кто в каждом конкретном случае будет нести бремя ответственности и в какой степени – сама организация, государство или группа государств - членов либо организация и кто-то из государств - членов будут нести ответственность совместно.

    Структура дипломного исследования обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

    1.1 Правовая природа межгосударственных  организаций как вторичных субъектов международного публичного права 

    Межгосударственные  организации признаются субъектами международного публичного права, как в доктринальном, так и в конвенциальном порядке [4, С.74].
    При создании международной организации  государства выступают как суверенные и равноправные, не подчиненные какой-либо власти образования, учреждая организацию на основании международного договора. На всех этапах этого процесса взаимодействие государств имеет координирующую, горизонтальную природу и является взаимодействием субъектов одного уровня.
    Вступление  в силу устава организации приводит к весьма знаменательным последствиям. Главное из них заключается в  том, что появляется новый субъект  международного права, который не тождествен государствам, его создавшим. Образованная государствами организация получает свою собственную жизнь, во многом независимую от воли и желания отдельных членов, но в то же время эта организация не обладает суверенитетом. Она имеет собственную волю и объем полномочий, необходимых для выполнения ее функций. Полномочия организации определяются не только соответствующими положениями устава, но и ее собственными целями и принципами. Это позволяет организациям осуществлять деятельность, необходимую для достижения целей, ради которых они создавались, и не отставать от реалий международных отношений [5, С.75].
    Международные организации, как правило, построены  на принципе суверенного равенства  государств-членов, о чем свидетельствуют, в частности, рекомендательный характер их постановлений, принцип "одно государство — один голос", а также право выхода из организации. Полномочия, которыми государства-члены наделяют организацию, не исключают, как правило, соответствующих полномочий государств в тех же областях деятельности, т.е. не происходит замещения суверенных прав государств полномочиями организации. Отсюда следует вывод, что международная организация не ограничивает суверенитета государств в большей мере, чем это делает международное право, основанное на соглашении государств [4, С.75-76].
    Таким образом, международная организация это учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
    Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется «Объединенные Нации». Все это не влияет на статус организаций.
    В настоящее время, к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни относятся межгосударственные организации. Одним из примечательных феноменов современного международного развития является заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества.
    Согласно  данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных  организаций; за последние два десятилетия  их общее число возросло более чем вдвое [42, С.44].
    «Классические» межправительственные организации на основе согласия государств пользуются средствами, ограничивающими государственный суверенитет, например по некоторым вопросам принимаются решения, обязательные для государства, независимо от его мнения; применяются принудительные меры - санкции - к государствам-членам; требуется предоставление информации по вопросам внутренней жизни и т. д. Однако для межправительственной организации такие методы не норма, а скорее исключение. На практике многие из них (например, санкции) применяются достаточно редко [4, С.76].
    В целом речь идет о том, что отдельным  международным организациям государства  передали полномочия принимать обязательные решения или действовать в  определенных сферах, тем самым лишив себя в указанных областях свободы действий. В данном случае это, конечно же, свидетельствует не о том, что государства уступают часть суверенитета организации, а о том, что государства на добровольной основе ограничивают свой суверенитет, передавая определенные полномочия международной организации. Однако добровольность ограничения не влияет на результаты — наднациональность или элементы наднациональности организации, что влечет за собой отсутствие права государств предпринимать действия, входящие в компетенцию международной организации, обязанность подчиняться ее решениям в соответствии с полномочиями организации.
    В качестве примеров можно привести факты  реальной международной жизни.
    Наиболее  яркий и красноречивый — Европейское  сообщество, которое в настоящее время уже нельзя рассматривать как классическую международную организацию в силу его наднационального характера. Общеизвестно, что Европейское сообщество в лице своих главных органов — Совета европейских сообществ и Комиссии европейских сообществ — полномочно создавать правила-регламенты и директивы, обязательные для государств-членов. Кроме того, Европейское сообщество имеет орган, контролирующий соблюдение этих правил, — Европейский суд и обладает полномочиями на принуждение к их исполнению [41, с.55].
    Характерные черты организации: создание путем  заключения особого договора, являющегося  учредительным актом (устав, статут); система постоянно действующих  органов; автономный статус и соответствующие  функции.
    Всем  этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.
    Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного  характера. Международный суд ООН  не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.
    Международные организации разделяются на две основные группы.
    Межгосударственные (межправительственные) организации  учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.
    Путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств возникают международные неправительственные организации (а не на основе договора между государствами) [6, С.87].
    На  наш взгляд, после второй мировой  войны на международной арене шло создание межгосударственных организаций двух типов:
    а) межправительственные (координационные) [43, С. 56] и
    б) наднациональные (властно ориентированные).
    Различие  между двумя типами организаций  связано главным образом с  объемом компетенции, перераспределяемой от государства к международному органу. В межправительственных организациях перераспределенная компетенция оставалась совместной для организации и государства В наднациональных организациях некоторые вопросы передавались исключительно в ведение организации.
    Как правило, наднациональные организации создавались в тех сферах межгосударственного сотрудничества, которые затрагивали интересы всего человечества, имели всемирный или региональный характер и требовали для своего решения объединенных усилий государств. Нерешенность проблемы могла представлять угрозу для цивилизации в целом. Иначе говоря, наднационального регулирования требовали те проблемы, которые впоследствии получили название глобальных проблем современности [5, С. 77].
    Международные экономические проблемы в широком  контексте, безусловно, принадлежали к разряду глобальных и требовали особых механизмов регулирования. Эти механизмы конкретизировались в международных организациях наднационального типа. Международная организация приобретала наднациональный характер в том случае, если в ее учредительных документах по конкретным вопросам устанавливалась предельно широкая и объемная компетенция, затрагивающая все основные компоненты государства (территорию, население, власть) и ограничивающая его функции в этих вопросах применительно к каждому из компонентов.
    С формально-юридических позиций среди  признаков наднациональной организации можно назвать:
    - право международной организации на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции;
    - полномочия организации на создание в целях регулирования этих вопросов: а) правил, обязательных для государств-членов; б) механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил;
    - возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы, т.е. международных служащих;
    - право организации своими решениями обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов.
    Кроме того, в юридической литературе называются и другие признаки наднациональной организации. Так, А. Н. Талаев и И.С. Шабан выделяют право организации "обязывать своих членов без их согласия и против их согласия, путем принятия обязательных решений большинством голосов" [5, С.78]. Представляется, что названные признаки не только характерны для наднациональных организаций, но присущи и межправительственным учреждениям.
    Следует отметить, что в международно-правовой литературе достаточно широко дебатировался вопрос о несовместимости наднациональных организаций с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств-членов [5, С.78].
    Сегодня, очевидно, что сомнения правоведов по этому поводу были несколько преувеличены. Противоречия между основными принципами международного права и членством государств в наднациональных организациях не существуют в том случае, если уставы организаций предусматривают добровольность выхода из организации.
    Государства, вступая в любую из международных  организаций, скорее реализуют, чем теряют, свои суверенные права Нельзя согласиться и с утверждением, что характер связи государства и наднациональной организации приводит к полному ограничению государственного суверенитета [5, С. 78]. Суверенитет, как известно, сложное политико-юридическое свойство государственной власти, реализуемое во многих правовых институтах (механизмах власти, политическом режиме, компетенции и т. д.). В учредительных же документах международных организаций наднационального типа ограничивается лишь один институт-компетенция и, как правило, по узкому кругу вопросов (в МБ, МВФ, ЕЭС — это экономика, в СБ ООН — вопросы поддержания мира), требующих международного регулирования. Международно-правовое ограничение компетенции государства — нормальная и динамично развивающаяся практика, не нарушающая его целостности и независимости.
    Итак, появление элементов наднациональности  в компетенции международной организации в общем плане не противоречит развитию государств как суверенных образований.
    Межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными действующими лицами на международной арене остаются государства. Вместе с тем международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа. В 1968 г. было 1899 международных неправительственных организаций, в 1978 г. - 2420, в 1987 г. - 4235, в 1998г.- 5766. В этом находит свое проявление усиливающаяся глобализация мировой системы с отчетливо выраженным возрастанием объема разнообразных транснациональных (точнее, трансграничных) взаимодействий [6, С.87].
    В принципе в таком развитии можно  видеть предпосылки для радикальной  трансформации системы международных отношений и формирования глобального мирового сообщества, в котором самоорганизация и регулирование общественных процессов будут осуществляться не через взаимодействие между государствами, а непосредственно, с помощью механизмов прямого действия. Международные неправительственные организации в таком случае могут рассматриваться как элементы формирующегося глобального гражданского общества. Следует отметить, что среди специалистов нет единого мнения в трактовке этой тенденции. Но в любом случае появление все большего числа негосударственных действующих лиц (акторов), оперирующих на международной арене параллельно с государствами и в известном смысле оспаривающих их монопольное положение, становится примечательным феноменом в развитии международных отношений [7, С.44-45].
    Достаточно  ощутимо и влияние неправительственных  организаций на международную жизнь. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью  правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.
    И все же значение межгосударственных организаций для регулирования международной жизни неизмеримо больше. В этом отношении они проявляют себя как бы в двух ипостасях - с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного взаимодействия между государствами-членами, с другой - выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.
    Впрочем, мера такой самостоятельности - вопрос тоже достаточно спорный и традиционно  являющийся предметом дебатов среди аналитиков. Сторонники «реалистической парадигмы» в подходе к международным отношениям полагают, что межгосударственные организации «производят» лишь то, что «вкладывают» в них государства-члены, и не способны генерировать никакой импульс, выходящий за пределы внешней политики последних. Иными словами, межгосударственные организации рассматриваются лишь как постоянный дипломатический форум, выявляющий совпадение позиций участников. С другой стороны, адепты «идеалистической парадигмы» подчеркивают, что в результате деятельности межгосударственных организаций возникает новое качество, не сводимое лишь к сумме внешнеполитических импульсов стран-членов. Именно по этому пути, считают они, будет происходить преобразование всей системы международных отношений, ее трансформация из арены установления баланса интересов в механизм выявления и решения глобальных проблем человечества.
    Первый  из указанных выше двух подходов, по-видимому, в большей степени отражает фактическое  положение дел на международной  арене. Но в любом случае имеет смысл подчеркнуть три обстоятельства.
    Во-первых, даже если рассматривать межгосударственные организации как вторичные, производные  субъекты международного права, они  вовлечены (и в некоторых случаях  весьма активно) в процесс формирования и осуществления международно-правовых норм. Более того, эффективность последних все больше зависит от того, в какой степени они санкционированы межгосударственными организациями.
    Во-вторых, деятельность этих организаций ощутимым образом влияет на международно-политическое поведение участвующих в них государств и в более широком смысле, причем даже в тех случаях, когда речь не идет о формировании некоторых правовых норм, принимаемых к обязательному исполнению. Можно сказать, что само участие в межгосударственных организациях становится для государств фактором их международной социализации.
    В-третьих, хотя государства (общим числом порядка  двухсот) и являются главными действующими лицами на международной арене, межгосударственных организаций значительно больше, и они в совокупности образуют довольно развернутую сеть, охватывающую практически все сегменты современных международных отношений.
    В 1998 г. существовало 254 межгосударственных организации [8, С.145]. Они различаются по кругу участников (универсальные и региональные), функциональному предназначению (общей и специальной компетенции), порядку вступления новых членов (открытые и закрытые), характеру полномочий (основанные на традиционном приведении к общему знаменателю позиций стран-членов и содержащие элементы наднациональности). Общими тенденциями в развитии межгосударственных организаций можно считать следующие: а) относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее сфокусироваться на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание числа организаций специальной компетенции для регулирования специфических сфер международного взаимодействия; в) более частое и более широкое наделение межгосударственных организаций наднациональными полномочиями.
    Масштабы, характер и глубина воздействия межгосударственных организаций на международно-политическую жизнь варьируются в довольно широких пределах. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных международных отношений и заслуживает специального рассмотрения.
    В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств.
    Международная организация – это объединение  государств в соответствии с международным  правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов. Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Но все же два данных типа имеют свои особенности, признаки.
    Любая межправительственная организация  должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.
    Во-первых она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация  не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.
    Кроме того, любая международная организация  создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.
    Цель  создания любой международной организации  заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами – членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.
    Очень важно для каждой международной  организации иметь соответствующую  организационную структуру. Этот признак  как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.
    Следующим важным признаком международной  организации является наличие у  неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.
    Международная организация также имеет самостоятельные  международные права и обязанности, т. е. Обладает автономной волей отличной от воли государств – членов. Этот признак означает, что любая  организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками считается международной межправительственной организацией.
    Но  как уже было сказано, в современном  мире существует и другой тип международных  организаций, это международные  неправительственные организации, которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли подобные организации в начале XIX века, а в  настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами, к примеру, это комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.
    Однако, несмотря на некое различие между  международными межправительственными  и неправительственными организациями, они активно сотрудничают. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО.
    Международные организации любого вида  признаны решать различные проблемы в сферах своей деятельности. Для решения  политических, экономических, военных  и иных проблем в настоящее  время созывается ежегодно около 1000 международных конференций. Как институт международных отношений они появились во второй половине XIX века. По мнению специалистов в середине XXI века ежегодно будет проходить примерно 50000 международных конференций в год. Международные конференции не являются международными организациями, а чаще их называют многосторонней или парламентской дипломатией.
    Любая конференция имеет строго определённые цели и задачи. Чаще всего межправительственные  конференции созываются для разработки и принятия международных договоров, заключения актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной области международных отношений. К примеру, Венская встреча 1986г. представителей государств – участников совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе одобрило Итоговый документ, в котором были определены основные направления сотрудничества в области экономики, науки и техники, и окружающей среды. Значительное количество международных конференций созывается для обсуждения насущных проблем современности. За последние годы наиболее важные международные конференции созываются под эгидой ООН.
    Формирование  любого типа международных организаций  основывалось на важности решения той  или иной проблемы, возникающей между  государствами. Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, т. е. международные организации, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организации.           
    Кроме межправительственных организаций, субъектами международного права могут быть и иные международные органы. Так, в соответствии со ст. 4 Римского Статута Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. названный суд обладает международной правосубъектностью. Естественно, что правосубъектность Международного уголовного суда является ограниченной по сравнению с таковой межправительственных организаций. Международный уголовный суд обладает такой международной правосубъектностью, которая необходима для осуществления целей и задач в рамках его компетенции.
    В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как  экономической так и политической.
    Организация Объединенных Наций (ООН). Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.
    Воздействие ООН на современные международные  отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
    ООН является самым представительным форумом  для дискуссий между государствами  по актуальным проблемам международного развития.
    Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
    ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.
    В принципах построения ООН (прежде всего  в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.
    Под сенью ООН существует большое  число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.
    ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в  том числе и путем использования  вооруженной силы.
    Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где  размещены пять из шести ее главных  органов. В Генеральной Ассамблее  каждое государство имеет один голос; она собирается на свои регулярные сессии ежегодно, а также на специальные  и чрезвычайные сессии (всего их было 29); решения по повестке дня (которая насчитывает более 100 вопросов) принимаются простым большинством голосов и не обязательны для государств-членов, но рассматриваются как мнение мирового сообщества и в этом смысле имеют значительный моральный авторитет. (За время своей деятельности Генеральная Ассамблея приняла свыше 10 тыс. резолюций.) Совет Безопасности состоит из 15 членов; 5 из них - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года. Решения принимаются большинством в 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов (которые, таким образом, обладают правом вето). При рассмотрении вопросов, связанных с возникновением угрозы международному миру, Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил [9, С.112].
    В «семью» Организации Объединенных Наций входят 14 специализированных учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера, имеющих специальное функциональное предназначение [10, С.99]. Некоторые из них возникли задолго до создания ООН [11, С.112]. С точки зрения масштабности воздействия на современные международные отношения имеет смысл особо отметить Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые играют исключительно важную роль в координации валютно-финансовой политики государств-членов, предоставлении кредитов и займов и т.п., а также Международное агентство по энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия.
    В эпоху биполярного противостояния на международной арене эффективность  деятельности ООН часто оказывалась  невысокой. Политическая, военная и идеологическая конфронтация двух сверхдержав и их союзников нередко оказывала парализующее воздействие на деятельность основных структур и институтов ООН. С окончанием холодной войны возник мощный импульс для активизации ООН и ее превращения в действенный механизм организации международной жизни.
    В развернувшейся широкой дискуссии  о реформе ООН выявились глубокие расхождения между участниками  этой организации по вопросам очередности  реформ, степени их радикальности  и самого содержания преобразований. В самом общем плане можно выделить несколько основных тем, связанных с обсуждаемой проблемой:
    - обеспечение большей эффективности ООН при обращении к вопросам международной безопасности и совершенствование инструментария миротворчества и кризисного регулирования,
    - расширение возможностей вовлечения ООН во внутренние дела государств в связи с политической нестабильностью, нарушением прав человека, экологическими или гуманитарными катастрофами;
    - повышение роли ООН в «нетрадиционных» областях (экология, миграция, регулирование информационных потоков и т.п.);
    - изменение порядка финансирования деятельности ООН и принципов использования ее финансовых ресурсов;
    - модификация роли Генеральной Ассамблеи с целью повысить ее способность принимать действенные решения;
    - более четкое определение статуса Генерального Секретаря ООН и радикальная перестройка работы Секретариата ООН;
    - уточнение функций и роли специализированных учреждений ООН, координация их деятельности, расширение полномочий Международного Суда;
    - повышение эффективности работы Совета Безопасности и изменение его состава.
    Последняя из отмеченных выше тем стала предметом  особого внимания в дискуссиях о  реформировании ООН. Существует более  или менее широкое согласие относительно необходимости увеличить число членов Совета Безопасности и сделать его состав более репрезентативным. Значительно более сложным является вопрос о категориях членства в Совете Безопасности. Наиболее очевидными кандидатами на включение в число постоянных членов являются Германия и Япония, однако при этом неизбежны притязания на аналогичный статус со стороны ряда развивающихся стран- Индии, Бразилии или Мексики. Кроме того, расширение круга стран, обладающих правом вето, способно парализовать работу Совета Безопасности. Вместе с тем сам вопрос о праве вето является одним из центральных. Хотя отмена этого института (по мотивам преодоления неравенства стран-членов) практически нереальна, внесение в него определенных корректировок представляется вполне возможным [12, С.63].
    В целом же предпосылки для радикальной  трансформации ООН в настоящее  время выглядят не очень значительными  – как по причине несовпадающих  взглядов государств-членов (и нежелания  многих из них пойти на слишком  крутые перемены), так и ввиду  отсутствия необходимых финансовых ресурсов (из-за чего уже сегодня приходится идти на определенное свертывание миротворческой деятельности). Однако эволюционная адаптация организации к меняющимся условиям настоятельно необходима. От этого будет зависеть расширение возможностей ООН в плане ее воздействия на международную жизнь и эффективного выполнения функции важнейшего многостороннего механизма peгулирования международных отношений.
    Организация по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ). Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряжённости; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами – членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всём мире; вклад в соблюдение прав человека, экономический социальный прогресс и благосостояние всех народов.
    Главным органом ОБСЕ является совещание  глав государств и правительств. Каждые 2 года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран,  подписавших Хельсинский акт 1975г. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии.
    Юридическая природа международных организаций  раскрывается через их признаки, а  именно:
    Международная организация создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте – специальной разновидности международного договора.
    Международная организация является постоянно  действующим объединением, что проявляется  в ее стабильной структуре, системе  ее постоянных органов.
    Международная организация основана на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности органов международной организации и представительство государств-членов при международной организации.
    Государства связаны решениями органов международной  организации, принятыми в пределах их компетенции и в соответствии с установленной юридической  силой этих решений.
    Каждая  международная организация обладает совокупностью прав, присущих юридическому лицу.
    Международной организации принадлежат соответствующие  привилегии и иммунитеты.
    Международная организация существует и действует  в рамках учредительного акта, определяющего  ее статус и полномочия, что придает  ее правоспособности, правам и обязанностям функциональный характер.
    Каждая  международная организация имеет  собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом (статутом). Комплексного правового акта, ориентированного на регламентацию статуса и деятельности всех международных организаций, не существует.
    К любому учредительному акту международной  организации применяется Венская  конвенция о праве международных  договоров.
    Как отмечает проф.г.В. Игнатенко, «учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние… В учредительном акте фиксируются цели и задачи организации, ее организационная структура, полномочия и порядок деятельности ее органов, решаются административные, бюджетные и иные вопросы. Важное место в акте занимают нормы о членстве. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта».
    Правовую  природу деятельности международных  организаций определяют также договоры, заключаемые международной организацией с государством, на территории которого размещается ее штаб-квартира, с  государствами, на территории которых  размещаются представительства международной организации.
    В каждой международной организации  создаются в установленном порядке  нормы для регулирования внутриорганизационного механизма и тех отношений, которые  складываются между органами, должностными лицами и иными сотрудниками данной международной организации Г.В. Игнатенко называет этот массив «внутренним правом международных организаций». Важнейший компонент этого права составляют правила процедуры органов международных организаций.
    Сущность  происходящего в международной организации процесса в общем та же, что и в любом представительном политическом органе. Она состоит в выявлении и согласовании интересов членов, выработке на этой основе общей позиции, общей воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Специфика определяется тем, что членами организации являются суверенные государства. Это обусловливает специфику функций и механизма их реализации.
    Анализируя  юридическую природу международных  организаций, исследуя данный правовой институт международного права, мы полагаем необходимым раскрыть правовую природу хотя бы одного из видов международных организаций, в частности — международные финансовые организации [4, С.78].
    Международные финансовые организации (МФО) представляют собой межгосударственные формирования, выполняющие функции по регулированию отношений в сфере международных публичных финансов. Общая цель всех МФО — это развитие сотрудничества, обеспечение целостности и стабильности кредитно-финансовых отношений. МФО относятся к разряду международных межправительственных организаций. Основными из них являются следующие: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Международная ассоциация развития (МАР).
    Таким образом, международная межправительственная организация — это объединение государств, созданное на постоянной основе для сотрудничества в той или иной области международных отношений в соответствии с договором, определяющим цели, принципы, компетенцию, структуру и основные направления деятельности этой организации.
    Юридическая природа международных межправительственных организаций определяется тем, что  они являются субъектами международного права, обладающими более или  менее широкой правоспособностью, объем которой устанавливается учредительным актом каждой организации [14, С.188].
    Вместе  с тем определение юридической  природы, сущности МФО является довольно непростым вопросом.
    Первая  проблема заключается в следующем. Не являются ли международные организации (и финансовые в том числе) некими наднациональными образованиями, воле которых безоговорочно должны подчиняться отдельные государства?
    Некоторые авторы (Т.Н. Нешатаева, В.М. Шумилов, А.А. Моисеев и др.) в разное время  высказывали мнение, что ряд межправительственных организаций (и в том числе МФО) обладают наднациональной компетенцией [15, С.74].
    Как пишет, например, Т.Н. Нешатаева, после  Второй мировой войны на международной  арене шло создание межправительственных организаций двух типов: межправительственные (координационные) и наднациональные (властно-ориентированные). Различие между двумя типами организаций связывается главным образом с объемом компетенции, перераспределяемой от государства к международному органу. В межправительственных организациях перераспределенная компетенция оставалась совместной для организации и государства, а в наднациональных организациях некоторые вопросы передавались исключительно в ведение организации.
    С формально-юридических позиций среди  признаков наднациональной организации выделяются следующие:
    - право международной организации  на вмешательство в вопросы,  относящиеся к внутренней компетенции  государства согласно его конституции;
    - полномочия организации на создание  в целях регулирования этих  вопросов правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил;
    - возложение широких полномочий  по созданию правил и контролю  за их соблюдением на непредставительные  органы, т.е. международных служащих;
    - право организации своими решениями обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов
    В качестве наиболее характерных примеров наднациональных организаций в  системе ООН обычно называются как  раз МФО: МВФ, МБРР, МФК и МАР. Согласно позиции представителей этого направления наднациональность бреттон-вудских организаций проявлялась в первую очередь в широкой и жесткой компетенции этих организаций в области финансово-валютных вопросов, которые ранее считались исключительно внутригосударственными.
    Как отмечает А.А. Моисеев, «нет ничего негативного в том, что международные организации стремятся к самостоятельности по отношению к государствам-членам. Наднациональность международной организации не влечет за собой изменение ее юридической природы как межгосударственной организации. Добровольное ограничение компетенции государства в пользу межгосударственной организации — практика, не нарушающая целостности и независимости самого государства. Появление элементов наднациональности в компетенции международных организаций не противоречит развитию государств как суверенных образований и не ущемляет их компетенцию» [16, С.21-31].
    Вместе  с тем ряду ученых точка зрения о наднациональности МФО представляется ошибочной. Как пишет К.А. Бекяшев, во-первых, она противоречит основам международного права, поскольку над государствами — первичными субъектами этого права — нет, и не может быть верховной власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. И все нормы международного права направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Поэтому наделение ряда организаций управленческими функциями не означает передачу им части суверенитета государств или их суверенных прав. Во-вторых, обязательность непосредственного исполнения государствами-членами решений международных организаций основывается на положениях учредительных актов, и не более. В-третьих, ни одна МФО не вправе вмешиваться во внутренние дела государства без согласия последней, ибо иное обозначало бы грубое нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства с вытекающими для такой организации негативными последствиями. В-четвертых, обладание наднациональной организацией полномочиями на создание действенных механизмов контроля и принуждения к соблюдению правил является всего лишь одним из качеств правосубъектности организации. И поэтому не случайно учредительный акт ни одной из организаций не содержит даже намека на наднациональный характер такой организации. Даже ООН - всего лишь вторичный субъект международного права и не может ни в коей мере конкурировать с государствами [17, С.344-345].
    Учитывая  вышеизложенное, можно утверждать, что, несмотря на наличие у МФО  некоторых элементов наднациональности, считать их в полном смысле наднациональными образованиями все же не представляется возможным.
    Основные  МФО являются специализированными  учреждениями ООН. Понятие специализированного  учреждения дано в ст. 57 Устава ООН, которая гласит:
    «1. Различные специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облеченные широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией в соответствии с положением статьи 63».
    В свою очередь, ст. 63 устанавливает, что  ЭКОСОС вступает с любым таким  специализированным учреждением в  соглашения, определяющие условия, на которых они будут поставлены в связь с ООН.
    Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей ООН.
    Учреждения, которые указанным образом поставлены в связь с ООН, именуются специализированными  учреждениями.
    Соглашения  между ООН и МВФ, ООН и МБРР в сентябре 1947г. были одобрены Советами управляющих Фонда и Банка, а  затем утверждены Резолюцией ГА ООН от 15 ноября 1947г. N 124. МФК стала специализированным учреждением ООН на основе Соглашения, одобренного Советом управляющих МВФ в декабре 1955г. и утвержденного ГА ООН 20 февраля 1957г. МАР стала специализированным учреждением ООН на основе Соглашения, утвержденного ГА ООН 27 марта 1961г.
    Соглашения, заключаемые ООН и ее специализированными  учреждениями, в принципе идентичны  и регламентируют следующие вопросы: правовой статус специализированного  учреждения; взаимное представительство; предложения пунктов повестки дня; рекомендации Организации Объединенных Наций; обмен информацией и документами; взаимоотношения с Международным Судом; статистические службы.
    В соответствии с этими соглашениями ООН может давать этим организациям только рекомендации по техническим вопросам (но не по основным вопросам их деятельности). В свою очередь, МВФ, МБРР, МФК и МАР ежегодно представляют в ЭКОСОС отчеты о своей деятельности, которые затем ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеей ООН принимаются к сведению МФО как специализированным учреждениям ООН присущи четыре основных признака.
    1) Межправительственный характер учредительных актов.
    2) Широкая международно-правовая ответственность, определенная уставом.
    3) Осуществление деятельности в социально-экономической области в соответствии с нормами международного права.
    4) Связь с Организацией Объединенных Наций.
    По  вопросу о таком признаке, как  «широкая международная ответственность», в литературе высказываются различные  точки зрения. Так, в работах юристов-международников это выражение рассматривается как косвенное указание на универсальный характер специализированного учреждения, что должно составлять необходимый его признак. Это определение действительно отражает универсальный характер МФО, выделяет их из числа межправительственных организаций по аналогичным вопросам локального характера. Однако еще большее значение этот признак имеет для определения качества международной правосубъектности данных организаций.
    Специализированным  учреждениям ООН присущи главные  признаки, которые составляют понятие межправительственной международной организации: объединение государств; договорная основа; система постоянно действующих органов, международная правосубъектность и соответствие общепризнанным принципам международного права и Уставу ООН.
    Кроме Устава ООН и Декларации о принципах  международного права 1970г. основные принципы международного права содержатся в  Заключительном акте Хельсинкского  совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.
    Для того чтобы выполнять свою роль, МФО должна обладать особой правосубъектностью, отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Международная правосубъектность — это свойство (качество), позволяющее тому или иному образованию быть участником международных правоотношений.
    Необходимо  отметить, что, по мнению автора, международные  межправительственные организации  не могут различаться по уровню или  объему своей правосубъектности: правосубъектность  или есть, или ее нет. Объем же правоспособности у каждой МФО различен, и пределы такой правоспособности определены, прежде всего, в учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе или других документах.
    МФО обладают рядом юридических прав, аналогичных правам, которые обычно связывают со статусом государства. К ним относятся право на заключение международных договоров; наличие привилегий и иммунитетов; способность нести международную ответственность и заявлять международно-правовые претензии; право функциональной защиты представителей и уполномоченных ими лиц; право быть стороной по делам, разбираемым международными арбитражами; право учреждать миссии, представительства при государствах-участниках и др.
    Однако  необходимо отметить, что все эти  юридические права МФО должны находиться в строгом соответствии с их целями, задачами и вытекающими из них юридическими обязанностями.
    Для того чтобы выполнять цели и задачи, возложенные на МФО, им предоставлено  право требовать от государств-членов должного выполнения своих обязательств. К средствам, которые при этом используются, относятся институты международно-правовой ответственности и международного контроля, применения санкций. В этой сфере тоже есть некоторые важные нюансы.
    С одной стороны, МФО должны нести  международно-правовую ответственность за свои неправомерные действия (бездействие), а также за материальный ущерб, причиненный в результате неправомерной деятельности. С другой стороны, они пользуются правом предъявлять свои претензии к отдельным государствам (например, о возмещении причиненного им ущерба).
    Важными с точки зрения обеспечения выполнения создаваемых норм права являются осуществляемые МФО те или иные контрольные  функции. Так, например, согласно разд. 3 (В) ст. 4 Устава МВФ, эта организация  «осуществляет строгий контроль за политикой государства-члена в области валютных курсов и применяет специальные принципы, которыми руководствуются все государства-члены в отношении этой политики. Каждое государство-член предоставляет Фонду всю необходимую для такого надзора информацию и, по требованию Фонда, проводит консультации с последним по вопросам своей политики в области валютных курсов» [18, С.102].
    Вопрос  о предоставлении такой информации Фонду достаточно интересен. Этой проблеме посвящен разд. 5 ст. 8 Устава МВФ. В нем  говорится, что фонд может требовать от государств-членов предоставления ему такой информации, которую он считает необходимой для ведения его дел, включая в качестве минимума, требующегося для действенного выполнения функций МВФ, данные о стране по следующим позициям: официальные авуары, в стране и за рубежом, в золоте и в иностранной валюте; авуары, в стране и за рубежом, банковских и финансовых учреждений, не являющихся официальными учреждениями, в золоте и в иностранной валюте; добыча золота; экспорт и импорт золота по странам назначения и происхождения; общий объем экспорта и импорта товаров, представленный по стоимости в национальной валюте; внешний платежный баланс, включая торговлю товарами и услугами, операции с золотом, отраженные операции с капиталом; баланс международных инвестиций; национальный доход и др.
    При этом государства-члены обязуются  предоставлять желаемую информацию в настолько подробной и точной форме, насколько это представляется практически осуществимым.
    МФО наделены правом применять определенные санкции к государствам-членам с тем, чтобы обеспечить должное выполнение ими своих обязательств. Международно-правовые санкции, которые могут применять международные организации, можно подразделить на две группы:
    - санкции, осуществление которых допустимо в соответствии с уставами всех международных организаций: приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международных организациях: лишение права голоса в органах организации; лишение права на представительство в органах организаций; лишение права на получение помощи; исключение из организации; исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества;
    - санкции, полномочия на осуществление  которых имеют строго определенные  организации. Предоставление права  на осуществление санкций данной группы всецело зависит от целей, выполняемых данной организацией, от функций, которые на нее возложены.
    Например, к сведению самой распространенной санкцией, применяемой МФО, является прекращение кредитования. Кроме  этого, в качестве санкции в отношении государства-члена, нарушающего обязательства по Соглашению, в МВФ и МБРР возможна приостановка членства в организациях на срок до одного года. По истечении этого срока государство, не выполнившее обязательства, за нарушения которых применена санкция, может быть исключено из числа участников организации.
    Следует учитывать и то обстоятельство, что  санкция — это наиболее сильная  мера правового принуждения, и она  всегда фиксируется в уставе. Гораздо  чаще на практике применяется внеуставное принуждение — меры давления, не предусмотренные уставами МФО. Так, Уставом МБРР предусмотрено, что Банк и его службы не вмешиваются в политические дела государств-членов, не оказывают влияния на характер их решений и политики (разд. 10 ст. 4). В действительности же банковский штаб точно и систематически делает политический анализ в странах-членах. На основании этого анализа МБРР принимает решение о предоставлении займов. При этом учитываются прежде всего политическая ориентация и политический режим государства-просителя. В том случае, если МБРР приходит к выводу, что политический режим в данном государстве недостаточно демократичен или нестабилен, банк отказывает в предоставлении займов, услуг, технической помощи и т.д. Именно по этим причинам МБРР в свое время отказал в предоставлении займов Египту, Чили, Индонезии, Бангладеш и многим другим государствам. В то же время само определение политического режима, его демократичности в трактовке главных органов МБРР достаточно расплывчато.
    В итоге можно сделать вывод, что по своей юридической природе МФО являются международными межправительственными организациями, представляющими собой объединения государств, созданные на постоянной основе в соответствии с договором в целях развития сотрудничества, обеспечения целостности и стабильности кредитно-финансовых отношений, обладающие автономной волей, органами управления, международными правами и обязанностями, а также несущие ответственность в объеме, установленном их учредительными актами и необходимом для осуществления эффективного сотрудничества между государствами-членами в сфере международных кредитно-финансовых отношений.
    В более общем плане следует  отметить, что тенденции развития наднациональных элементов сегодня присущи многим межправительственным организациям системы ООН. В международно-правовой литературе отмечалось, что данное явление содержит в себе и позитивные, и негативные моменты [5, С.80]. В стремлении организаций к самостоятельности по отношению к государствам-членам нет ничего плохого, если это вытекает из потребностей международного общения, логики внутреннего развития той сферы межгосударственных связей, для регулирования которой создана организация.
    Иначе говоря, наднациональность естественна, если такого способа регулирования  требуют международные отношения.
    Но  другое дело, если дистанцирование  организации от государств сопровождается утратой консенсуса, диктатом условий, принятых в угоду политическим установкам, неограниченным ростом влияния международной бюрократии. Эволюция организации в этом направлении также возможна, но она неизбежно приведет к потере управляемости ею и падению ее авторитета среди государств-членов. Как следствие этого можно ожидать, что организация превратится в бюрократическую структуру, неспособную реально воздействовать на развитие международных отношений. Достаточно велика была опасность такого развития для самой Организации Объединенных Наций в годы "холодной войны". Развитие современной системы ООН позволяет надеяться, что в ее организациях будет найден разумный компромисс в соотношении суверенитета государств и элементов наднациональности в деятельности организаций.
    Итак, на сегодня семья ООН представляет собой систему международных  организаций строго межгосударственного  характера, в которых суверенитет государства не входит в противоречие с полномочиями международных организаций. Тем не менее в системе этих организаций объективно заложены элементы наднационального развития. Но такое развитие не столько вопрос права, сколько проблема, вырастающая из эволюции мирового сообщества в целом. 
 

    1.2 Особенности международно-правовой правосубъектности межгосударственных организаций 

    Международные организации как форма многостороннего сотрудничества государств создаются государствами по необходимости и возникают из объективных потребностей международных отношений. Правосубъектность межправительственной организации зависит от волеизъявления государств-членов, так же как ее цели, компетенция, полномочия, характер принимаемых решений, структура органов и иные параметры.
    Только  международные межправительственные организации относятся к производным (вторичным) субъектам международного права. Неправительственные международные организации этим качеством не обладают [5, С.106].
    Наделение межправительственных организаций  правосубъектностью может происходить в различных формах. В частности, к этим формам относятся учредительные документы, являющиеся международными договорами, либо правила организации. Следует отметить, что многие учредительные документы не содержат положений, непосредственно закрепляющих международную правосубъектность организаций. В связи с этим необходимо обращаться к правилам международных организаций, под которыми понимаются их решения и резолюции, а также установившаяся практика. На основе этих правил можно установить факт признания правосубъектности за международными организациями со стороны государств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.