На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности и перспективы развития банков в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение 3
1. Экономические предпосылки  и основы возникновения  банковского дела 5
1.1. Понятие, сущность  банка и его  функции 5
1.2. Возникновение банков 7
2. Эволюция банковской  системы 11
2.1. История возникновения  и развития банковской  системы в России 11
2.2. Основные показатели  развития банковской  системы в России в 2008-2010гг. 13
3. Особенности и  перспективы развития  банков в России 20
3.1. Особенности и  проблемы развития  банковской сферы  в России 20
3.2. Финансовое оздоровление  банковской системы Российской Федерации 22
3.3. Перспективы развития банковского сектора России 27
Заключение 31
Список  литературы 33
Приложения 35
 


Введение

 
 
       Банки, проводя денежные расчеты, кредитуют  хозяйство, выступают посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
       История Банка России не только формирует  корпоративную культуру Банка, но и  представляет общенациональную ценность в качестве неотъемлемой и весьма важной части отечественной экономической истории.
       События полуторавековой истории Банка  России позволяют отчетливее проследить общие тенденции экономического развития нашей страны, а также  выявить на основе компаративного анализа  специфику этапов развития в общемировом русле.
       Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.
       Целью работы является изучение истории возникновения  и развития банковской  системы в России.
       Для достижения поставленной цели необходимо выполнить такие задачи:
    Изучить источники литературы по выбранной теме;
    Оценить экономические предпосылки и основы возникновения банковского дела;
    Рассмотреть эволюцию развития банков в России;
    Изучить основные показатели банковской сферы за последние годы;
    Оценить особенности, проблемы и перспективы развития банковского сектора в России.
       Объектом  курсового исследования является банковская  система РФ.
       Методами  исследования являются: сравнительный  анализ; системный, комплексный подход.
       Работа  будет состоять из трех глав.
       Первая  глава носит общетеоретический  характер, здесь будет раскрыта сущность банков и банковской системы, рассмотрена  история возникновения банков.
       Вторая  глава носит аналитический характер. Здесь будет проведено исследование истории возникновения и развития банковской системы в России, изучены основные показатели развития банковской системы                                                  в России в 2008-2010гг.
       Третья  глава является проектной. В ней  будут рассмотрены основные особенности, проблемы и перспективы развития банковской системы России.
       В ходе выполнения курсовой работы будет  использован ряд источников: нормативно-правовая документация, учебно-методическая литература, источники Интернет. 

 

       

1. Экономические предпосылки и основы возникновения банковского дела

1.1. Понятие, сущность банка и его функции

 
       В соответствии с российским законодательством, банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов  физических и юридических лиц1.
       К определению сути банка можно  подойти с двух сторон с юридической и экономической. В первом случае исходное значение приобретает понятие "банковские операции". В их перечень входят те, которые в соответствии с законодательством относятся исключительно к банковской деятельности. Однако проблема сущности банка с юридической точки зрения остается открытой. Следует отметить, что не юридический закон определяет сущность банка как такового, не операции, разрешенные законом, а экономическая сторона дела, природа банка, дающая ему законодательное право осуществлять соответствующие сделки.
       Банк  - специфическое предприятие, производящее продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств.
       Основным  продуктом банка в сфере услуг  является кредит. Особенность банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал. Сущность банка требует раскрытия его структуры. Под структурой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возможность функционировать как специфическому предприятию (институту).
       С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры можно  дать ему следующее определение: банк - это денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах. Согласно банковскому законодательству: банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов. При всем единстве сущности банка на практике функционирует множество их видов.
       Банки как элемент банковской системы  могут развиваться только во взаимодействии с другими ее элементами, и прежде всего с банковской инфрастуктурой, представляющей собой совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков и включает:
       1. Внутренний блок: законодательные  нормы; внутренние правила совершения операций; построение учета, отчетности, аналитической базы, компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка; структура аппарата управления.
       2. Внешний блок: информационное обеспечение;  научное обеспечение; кадровое  обеспечение; законодательная база. Успешная работа коммерческих  банков может быть достигнута  при соблюдении следующих основных  принципов их деятельности:
       1) осуществление деятельности в  пределах имеющихся ресурсов;
       2) полная экономическая самостоятельность  и ответственность коммерческих банков за результаты своей деятельности;
       3) взаимоотношения коммерческого  банка со своими клиентами  строятся на рыночной основе;
       4) регулирование деятельности КБ  может осуществляться только  косвенными экономическими путями. Прежде чем перейти к операциям, которые осуществляют коммерческие банки, необходимо рассмотреть их функции. Функции коммерческих банков необходимо рассматривать в нескольких аспектах:
    на макроэкономическом уровне;
    по отношению к банку как единому целому;
    с учетом специфики банка.
       Функция - это специфическое взаимодействие банка с внешней средой, направленное на сохранение банка как целостного образования. Коммерческие банки осуществляют следующие функции:
       1) аккумуляция денежных средств.  Особенность: собирает чужие временно свободные денежные средства и использует их как в своих интересах, так и в интересах своих клиентов;
       2) регулирование денежного оборота.  Через банки проходит весь  платежный оборот. Регулирование осуществляется посредством различных нормативов ЦБ РФ;
       3) посредническая функция. Банк  выступает посредником между хозяйствующими субъектами и населением2.
       Сегодня банк – это кредитно-финансовое учреждение, предназначенное для аккумуляции свободных денежных средств и их дальнейшего размещения в ссуду с максимальной степенью эффективности и гарантии сохранности. Через банк осуществляются платежи и взаимные расчеты между предприятиями, фирмами, физическими лицами. Банк выпускает деньги в обращение, выполняет операции с ценными бумагами. Он может выступать и в качестве трестовой организации, которой клиент может доверить управление своим капиталом. В принципе банк – это учреждение, которое предоставляет клиентам определенный перечень услуг. Функционирование банка на протяжении столетий мало изменилось, расширился лишь набор предлагаемых услуг.

1.2. Возникновение банков

 
       Интересно происхождение слова "банк". Оно  пришло из итальянского языка, где означает скамья, лавка - имеется в виду скамья, на которой средневековый итальянский меняла сидел, осуществляя операции по обмену одних монет на другие.
       Первоначально банки были исключительно конторами, производящими различные денежные операции, преимущественно меняльными лавками. Постепенно меняльное дело расширяется за счет выдачи разнообразных ссуд и привлечения денежных средств, и появляются банки, которые выдают кредиты, принимают вклады и производят расчетные операции. Выделяют четыре основных этапа развития банковской деятельности:
       I этап - от античности до возникновения  Венецианского банка;
       II этап - с 1156 г. до учреждения  Английского банка - 1694г.;
       III этап - с 1694г. до конца XVIII века;
       IV этап - с начала XIX века до настоящего  времени.
       1 этап. Элементы развития банковской  деятельности в той или иной  мере отмечаются в Италии, Греции, Египте и других странах задолго  до новой эры. Первоначально  банковские операции сводились  к покупке, продаже и размену  монет, учету обязательств до  наступления срока, управлению  клиентскими имениями, приему вкладов, выдаче ссуд, ипотечным и ломбардным операциям. Позднее кредиторы начинают по распоряжению своих клиентов выполнять расчеты и другие операции.
       2 этап.  Банки постепенно распространились  по всей Италии, много их появилось  в больших торговых центрах,  ганзейских городах Генуе, Венеции,  Флоренции, а за тем и во  Франции, Нидерландах, Гамбурге  и Англии. Ненормальное положение международных и денежных оборотов, вследствие обесценения и разнородности меновой единицы и злоупотребления менял, вынудили некоторые городские управления и торговые классы открыть общественные банки. К этому в особенности привело то обстоятельство, что у банкиров постепенно сосредоточивались все наличные средства торгового класса, которые вследствие этого производили денежные расчеты не наличными деньгами, а безналичным расчетом, т.е. путем письменного переноса денег со счета должника на счет кредитора в книгах банкиров.
       Функции общественных банков заключались в  следующем:
    Прием денег на хранение, что уже было важно для того времени, отличавшегося отсутствием безопасности.
    Торговый класс, оставляя деньги на своих счетах в банках, распоряжался ими путем переводов или посредствам переносов со своих счетов на счет получателя, если клиент имел счет в том же банке. В основу операции банка была положена меновая единица (банковские деньги). Она соответствовала определенному весу и пробе благородного металла. Таким образом, можно заключить, что банки на втором этапе развития не были депозитными в современном смысле слова, так как вклады принимались, но пользоваться ими было нельзя. Поэтому клиенты не получали проценты от вклада, а платили комиссионное вознаграждение.
       3 этап. Дальнейшее развитие происходило  в Англии, где появилось много  банков. Основным явился Английский  банк, он был создан в 1694г.  шотландцем Уильямом Питерсоном, с уставным капиталом 1200000 фунтов  стерлингов, для решения правительственных  финансовых затруднений. В силу  того, что капитал был изъят  государством, были выпущены банковские  билеты на ту же сумму. Банк мог расплачиваться этими билетами, имел право торговать золотом, дисконтировать векселя. Появилось залоговое право. Банк мог предоставлять ссуды под залог имущества с условием, что если деньги не будут возвращены в определенный срок, банк забирает имущество. Появились вклады под проценты. Возникают специализированные банки: в этих банках появился новый способ расчетов посредствам чекового обращения.
       После многолетней практики банки пришли к выводу: сумма депонированных у них денег мало меняется, данные выплаты обыкновенно покрываются поступлениями, постепенно остаток вклада даже увеличивается и следовательно, значительную часть вверенных им денег они без ущерба для вкладчиков могли бы пустить в оборот путем учета векселей и выдачи ссуд. Это получило практическое применение, и сразу изменился характер вкладов и самих банков, они превратились в депозитные банки. Депозитная операция получила широкое распространение. Появились три основных вида вкладов: до востребования, срочные, сберегательные. И еще одна черта этого времени, появились эмиссионные банки, основной функцией которых стала эмиссия банкнот.
       4 этап. Появились и специализированные  банки: ипотечные (под залог  недвижимости), народные – обслуживают население, ремесленные – обслуживают ремесленников. Появились ссудные кассы, которые выдавали кредиты, сберегательные кассы – принимали вклады населения. В 1877г. появилась лизинговая операция – сдача оборудования в аренду с последующей выплатой стоимости оборудования. Несколько позже банки начинают осуществлять факторинговые операции - переуступка прав требования во всех ее разновидностях.
       Таким образом, история развития банков привела  к тому, что современный банк – это крупный банк, занимающийся достаточно широким кругом вопросов, осуществляющий расчеты и играющий серьезную роль в экономике.
 

       

2. Эволюция банковской  системы

2.1. История возникновения  и развития банковской  системы в России

 
       История Банка России на протяжении полутора веков обнаруживает общую закономерность – на каждом из этапов развития страны, в различных общественных системах он являлся неотъемлемой частью экономической  жизни и инструментом государственного регулирования экономической деятельности. Поэтому неслучайно ключевые моменты его истории всегда совпадали с судьбоносными вехами в истории Российского государства.
       31 мая (12 июня н. ст.) 1860 г. император  Александр II подписал указ об  образовании Государственного банка.  Этот акт стал одним из ключевых  звеньев в цепи "Великих реформ" экономической и социально-политической сфер России. Создание Государственного банка явилось решающим этапом модернизации банковской системы страны, он стал инструментом экономической политики, ориентированной на стабилизацию финансовой системы и переход к интенсивному развитию рыночной экономики. Банк сыграл заметную роль в становлении двухуровневой модели банковской системы по образцу западноевропейских стран, прямо поддержав создание сети негосударственных банковских структур3.
       Со  времени денежной реформы 1895 – 1897 гг., проведенной по инициативе министра финансов С. Ю. Витте, Государственный банк стал и центральным эмиссионным учреждением страны, регулятором денежного обращения, подобно ведущим центральным банкам тогдашней Европы. Пережив потрясения экономического кризиса начала ХХ в., последствия революции 1905 – 1907 гг., он смог в короткий срок стабилизировать денежное обращение, развить финансирование народного хозяйства, одновременно обнаружив тенденцию к превращению в "банк банков", свойственную центральным банкам ведущих европейских держав того периода.
       Руководством  Банка был разработан механизм антикризисных  мер, направленных на сохранение финансовой стабильности в стране. Именно в  периоды кризисов, экономических  и политических, которых наша страна в XIX – начале ХХ вв. пережила немало, роль и значение главного банка страны, как символа российской государственности и гаранта преемственности развития, проступали наиболее отчетливо.
       В послереволюционную эпоху, в условиях "военного коммунизма" и утопических попыток перейти к безденежному хозяйству, Банк единственный раз в своей истории был упразднен. С переходом же к "новой экономической политике" и частичным возвратом к принципам рыночного хозяйства Банк был восстановлен как единый кредитный, расчетный и кассовый центр страны. Государственный банк СССР стал органом денежного регулирования, обеспечившим успех денежных реформ 1922 – 1924, 1947 и 1960 гг. Такие функции Государственного банка, как монопольное право эмиссии денег и организация всего платежного оборота, обусловили его важнейшую экономическую роль в советский период нашей истории.
       После кредитной реформы 1930 – 1932 гг., означавшей свертывание рыночных отношений  в банковской сфере, Госбанк СССР стал существенным рычагом административно-командной  системы. Он обеспечивал своими кредитами индустриальный подъем эпохи первых пятилеток, сыграл заметную роль в мобилизации экономики страны и снабжении деньгами действующей армии в годы Великой Отечественной войны, способствовал послевоенному восстановлению народного хозяйства. Однако мобилизационная модель постепенно теряла динамику, полностью огосударствленная экономика, несмотря на попытки ее реформирования (хозяйственная реформа 1965 г.), утрачивала эффективность, что проявилось и в деятельности Госбанка СССР.
       В 1980-х годах вполне назрел возврат  к двухуровневой структуре банковской системы, ставшей реальностью в начале 1990-х годов.
       Центральный банк Российской Федерации – правопреемник  Государственного банка СССР – является ведущим звеном этой системы и занимает особое место в народно-хозяйственной системе современной России. Основными целями его деятельности являются защита и обеспечение устойчивости российского рубля, развитие и укрепление банковского сектора, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы4.

2.2. Основные показатели развития банковской системы в России в 2008-2010гг.

 
       В 2008 году количество действующих кредитных  организаций сократилось с 1136 до 1108 (см. рис.1). Были отозваны (аннулированы) лицензии у 36 кредитных организаций, исключены из Книги государственной регистрации кредитных организаций в связи с реорганизацией в форме присоединения 5 кредитных организаций, стали действующими (имеющими лицензии на осуществление банковских операций) 13 новых кредитных организаций5.
       Кризис  оказал негативное воздействие на все  кредитные организации. В 2009 году количество действующих кредитных организаций  сократилось с 1108 до 1058 (см. рис.1). В 2009 году были отозваны (аннулированы) лицензии у 47 кредитных организаций, исключены  из Книги государственной регистрации кредитных организаций в связи с реорганизацией в форме присоединения 12 кредитных организаций, стали действующими (имеющими лицензии на осуществление банковских операций) 9 новых кредитных организаций.
       Таким образом, в 2009 году продолжилась тенденция  к уменьшению числа действующих  кредитных организаций (за 2006-2008 годы - на 145), наблюдавшаяся во всех федеральных округах. Крупные многофилиальные банки в 2009 году проводили политику снижения издержек за счет уменьшения количества своих региональных подразделений. Количество филиалов действующих кредитных организаций (без учета Сбербанка) снизилось с 2695 до 2538 (на 5,8%). Сбербанк России ОАО продолжил работу по оптимизации филиальной сети, в результате которой количество филиалов банка за 2009 год сократилось на 130 (на 16,8%)6.

Рис. 1. Количество кредитных организаций в России в 2008-2010гг. 

       Одновременно  с сокращением количества филиалов в 2009 году увеличилось число дополнительных и операционных офисов. Общее же количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций за год снизилось на 601 единиц и на 1.01.2010 составило 37 547 (26,5 на 100 тыс. человек против 27 на 1.01.2009).
       На 1.01.2010, как и ранее, количество филиалов банков других регионов превышало количество местных кредитных организаций и их филиалов во всех федеральных округах, за исключением Центрального федерального округа.
       За 2008 год число региональных банков сократилось с 568 до 552. Темпы прироста их активов (19,5%) в 2008 году были вдвое ниже темпов прироста совокупных активов банковского сектора в целом (39,2%).
       В результате доля этих банков в совокупных активах банковского сектора в течение года уменьшилась и по состоянию на 1.01.2009 составила 12,8% против 14,9% на 1.01.2008. Собственные средства (капитал) региональных банков увеличились за 2008 год на 21,0% - до 484,0 млрд. рублей, но удельный вес их капитала в совокупном капитале банковского сектора снизился до 12,7% (против 15,0% на 1.01.2008).
       Деятельность  региональных банков в 2008 году, как и в предшествующие годы, была прибыльной: их прибыль составила 56,7 млрд. рублей, однако по сравнению с 2007 годом она уменьшилась на 24,7%.
       По  состоянию на 1.01.2009 удельный вес  прибыльных региональных банков в общем числе действующих региональных банков уменьшился до 97,5% (против 99,7% на 1.01.2008), в активах региональных банков - до 91,8% (против 99,9% на 1.01.2008).
       По  итогам 2008 года наиболее обеспеченным банковскими услугами остается Центральный  федеральный округ (прежде всего  Московский регион), далее следуют Северо-Западный, Приволжский и Южный федеральные округа. Высокой обеспеченностью банковскими услугами отличаются г. Санкт>Петербург, а также Калининградская и Новосибирская области. Наименее обеспеченными банковскими услугами остаются Сибирский, Дальневосточный и Уральский федеральные округа. Среди субъектов Российской Федерации наиболее низкий уровень обеспеченности банковскими услугами, как и ранее, - в Республиках Ингушетия и Дагестан7.
       В 2009 году сокращение числа действующих  кредитных организаций было характерно для большинства российских регионов: количество региональных банков10 снизилось с 552 до 523. При этом темпы прироста активов региональных банков11 (15,9%) в 2009 году были выше темпов прироста совокупных активов банковского сектора в целом (5,0%). В результате доля региональных банков в совокупных активах банковского сектора в течение года выросла и по состоянию на 1.01.2010 составила 14,1% (против 12,8% на 1.01.2009).
       В 2009 году сокращение числа действующих  кредитных организаций было характерно для большинства российских регионов: количество региональных банков10 снизилось с 552 до 523. При этом темпы прироста активов региональных банков11 (15,9%) в 2009 году были выше темпов прироста совокупных активов банковского сектора в целом (5,0%). В результате доля региональных банков в совокупных активах банковского сектора в течение года выросла и по состоянию на 1.01.2010 составила 14,1% (против 12,8% на 1.01.2009).
       Значительная  часть региональных банков сумела нарастить собственные средства (капитал). За год их капитал вырос на 20,6%, или на 99,7 млрд. рублей. Как и в целом по банковскому сектору, увеличение собственных средств (капитала) региональных банков происходило преимущественно за счет уставного капитала и эмиссионного дохода. Следующим по значимости фактором роста собственных средств (капитала) региональных банков явилась переоценка имущества. Кроме того, на рост капитала региональных банков повлияло увеличение требований к его минимальному размеру (региональные банки с капиталом менее 90 млн. рублей на начало 2009 года увеличили собственные средства (капитал) на 6,9 млрд. рублей к 1.01.2010). Удельный вес региональных банков в совокупном капитале банковского сектора изменился незначительно (12,6% на 1.01.2010 против 12,7% на 1.01.2009).
       В условиях ухудшения финансового  состояния предприятий в большинстве отраслей экономики, роста безработицы и снижения платежеспособности населения, вызвавших снижение качества банковских активов, в 2009 году прибыль региональных банков сократилась по сравнению с 2008 годом на 67,1% и составила 18,7 млрд. рублей.
       По  состоянию на 1.01.2010 удельный вес  прибыльных региональных банков в общем  числе действующих региональных банков уменьшился до 90,3% (против 97,5% на 1.01.2009), в активах региональных банков - до 88,6% (против 91,8% на 1.01.2009). В целом ряде регионов остается острым вопрос об обеспеченности банковскими услугами. По итогам 2009 года минимальное значение совокупного индекса обеспеченности регионов банковскими услугами оставалось у Уральского федерального округа. Некоторое увеличение данного показателя зафиксировано в Южном и Дальневосточном федеральных округах. Самый низкий уровень обеспеченности банковскими услугами среди субъектов Российской Федерации - в Республике Дагестан, Республике Ингушетия и в Сахалинской области.
       Наиболее  обеспеченным банковскими услугами остается Центральный федеральный округ (прежде всего Московский регион), далее следуют Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. Высокой обеспеченностью банковскими услугами отличаются г. Санкт-Петербург, а также Новосибирская и Калининградская области.
       За 2009 год доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора практически не изменилась: 93,9% на начало и 93,7% на конец года. В то же время доля 5 крупнейших банков по состоянию на 1.01.2010 увеличилась до 47,9% против 46,2% на 1.01.2009. На долю 200 крупнейших по величине капитала кредитных организаций по состоянию на 1.01.2010 приходилось 92,9% совокупного капитала банковского сектора (на 1.01.2009 - 91,8%), в том числе 52,2% (49,3%) - на 5 крупнейших банков8
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.