На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация и развитие розничных торговых сетей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Организация и развитие розничных торговых сетей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты розничной сетевой торговли………………..5
      1.1. Состояние  развития розничных  сетей………………………………5
          1.2. Форматы сетевых магазинов………………………………………….9
Глава 2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия……15
          2.1. Организационно-правовой статус предприятия, его структура…..15
          2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия…20

Глава 3.  Организация и развитие розничных торговых сетей……………….23

          3.1. Анализ состояния сетевой розничной торговли в России………....23

          3.2. Розничные торговые сети г. Саратова………………………………29
          3.3.. Развитие розничной торговой сети на примере «Пятерочки»……34

Заключение  ………………………………………………………………………39

Литература……………………………………………………………………….43

Приложения……………………………………………………………………...45

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

     Глобализация  экономических процессов, вхождение  России в мировое экономическое сообщество и во Всемирную торговую организацию требует исследования закономерностей развития торговли как важнейшей составляющей национальной экономики в новых для страны условиях рынка.
     Торговый  бизнес как элемент развитых экономических  отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает равновесие между спросом и предложением.
     Особенно  активно торговый бизнес стал развиваться  в России в условиях рыночных реформ. Осуществляемая в стране экономическая реформа, сопровождающаяся ликвидацией старого механизма управления и хозяйственного функционирования, с самого начала создала благоприятные условия для инновационных процессов в торговле.
     Многие  механизмы рыночной экономики отрабатывались именно здесь. Объекты и предприятия  торговли стояли первыми в перечне  отраслей, приватизировавшихся в  обязательном порядке. Розничная торговля стала основой экономики страны и российской предпринимательской деятельности. Она является источником поступления текущих денежных средств, а следовательно, и финансовой стабильности государства.
     Проводимые  в России с начала 1990-х гг. рыночные преобразования вызвали коренные изменения в инфраструктуре торговли. Бурное развитие ритейла в России приводит не только к увеличению числа торговых предприятий и расширению торговой площади. Активно развиваются новые форматы и набирает силу процесс их структурирования. На рынке ритейлинга известно большое разнообразие типов магазинов.
     В условиях усиливающейся конкуренции  в торговле активно развиваются сетевые форматы магазинов.
     В развитых странах торговыми сетями захвачено всё рыночное пространство, поделенное примерно поровну между дискаунтными сетями, сетями супермаркетов и сетями гипермаркетов (например, в Германии уже в начале 80-х гг. XX в. они контролируют соответственно 34, 30,3 и 31,7 % рынка). Все прочие розничные точки (маленькие магазинчики, лавки) занимают не более 4 % рынка.
     Мировой опыт показывает, что сетевая торговля может занять до 90 % розничного рынка  в стране. Развивая сетевой розничный  бизнес, имеется возможность добиться больших результатов в расчете  на один магазин, чем в отдельно стоящем магазине.
     Целью курсовой работы является изучение опыта  создания и развития торговых сетей.
     Для достижения поставленной цели были определены и реализованы следующие задачи:
      изучены теоретические аспекты розничной сетевой торговли;
      ознакомились с форматами сетевых магазинов;
      дана организационно-экономическая характеристика предприятия;
      проанализировано состояние сетевой розничной торговли в России и г. Саратове;
      рассмотрено развитие розничной торговой сети на примере «Пятерочки.
      Объектом исследования являются розничные торговые сети и ООО «Волгаторг» (сеть магазинов «Пятерочка»).

      Курсовая  работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы – 44 страницы. Список  использованной литературы включает в себя 18 источников.

Глава 1. Теоретичесие аспекты  розничной 
сетевой торговли
1.1. Состояние  развития  розничных сетей
     В последние годы в России начали получать развитие розничные торговые сети, представляющие собой совокупность розничных торговых предприятий, находящихся под общим управлением.
     Розничные торговые сети могут образовываться в основном за счет:
      поглощения (покупки) существующей розничной торговой сети;
      занятия свободной ниши;
      агрессивного проникновения – создания специализированных торговых предприятий с отсутствующим на региональном рынке ассортиментом товаров и услуг.
     Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:
      концентрация аппарата управления сетью в едином центре;
      централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;
      сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;
      внедрение количественно-стоимостного учета в торговой сети;
      оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;
      использование метода штрихового кодирования;
      внедрение информационной системы, соответствующей задачам выбранной модели управления.
     При сетевой организации розничной  торговли могут применяться различные модели управления.
     Так, «инвестиционная» модель основана на создании инвестирующего и объединяющего финансового центра с самостоятельными объектами хозяйствования. При такой модели задачи управления в центре упрощены, а предприятия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности, зависимость от качества работы коммерческих служб участников сети не позволяет полностью использовать преимущества сетевой организации розничной торговли.
     В определенной степени этих недостатков  лишена «холдинговая» модель, при которой центр определяет закупочную политику, но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки.
     Наиболее  эффективной моделью сетевой  организации розничной торговли является «централизованная» модель. Она основана на том, что единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентаризацией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно использовать аппарат управления при его концентрации в едином центре, но при этом должна быть обеспечена надежная связь с магазинами, входящими в сеть.
     Наибольшая  экономия технических и трудовых ресурсов обеспечивается при использовании так называемой «лоточной» модели управления, основанной на полной концентрации управления в центре и практически полном отсутствии функций управления в магазинах. Информационная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в магазины.
     На  практике также может быть использована «гибридная» модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по «лоточному» или «холдинговому» принципу.
     На  данном этапе можно выделить 5 основных типов торговых сетей в России.
     Среди национальных операторов:
      иностранные торговые сети, открытые в России напрямую материнскими компаниями, планирующие общероссийскую экспансию;
      иностранные торговые сети, открытые в России на правах франчайзинга, планирующие общероссийскую экспансию;
      российские компании, планирующие экспансию во все регионы;
      Среди локальных компаний:
      работающие в рамках одного города или региона и не планирующие экспансию во все регионы России;
      работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и другие регионы.
     Одно  из основных различий между отечественными и западными сетевыми структурами – последние обладают огромными финансовыми ресурсами. Крупные зарубежные компании инвестируют в строительство супермаркетов и гипермаркетов. В торговых сетях зарубежных компаний, функционирующих в столичном регионе, среднедневная выручка с 1 м? торговой площади составляет 29,1 доллара. Максимальная величина этого показателя в Metro – 34,7, минимальная – в Auchan – 25,3. Их главные конкурентные преимущества – умеренные цены и насыщенный ассортимент, насчитывающий более 60 тыс. наименований.
     Российский  розничный рынок даже в Москве остается высокодезинтегрированным. Пока на нем мало компаний национального масштаба. Это делает необходимой растущую консолидацию рынка. Она пойдет двумя основными путями: с помощью укрупнения российских торговых сетей и прихода в Россию крупных международных ритейлеров.
     Столица остается самым важным регионом для  развития сетевой торговли. Именно отсюда осуществляется основная экспансия национальных сетей, здесь впервые начали работать иностранные сети, здесь же апробируются новые форматы и технологии. По оценкам аналитиков, Москва в целом опережает Россию на 3-4 года. По уровню развития сетевой торговли столица приближается к Польше или Чехии. На сегодняшний день в столице действуют порядка 50 продовольственных и 40 непродовольственных розничных торговых сетей различных размеров, более половины которых  отвечают всем современным требованиям. В современных супермаркетах Москвы продается в среднем 10 тыс. наименований товаров.
     По  некоторым оценкам, в 2010 г. доля объединенных торговых сетей России достигла 40 – 60 % общего розничного товарооборота. В Москве доля торговых сетей уже превышает 60 %.
     Обороты крупных компаний растут быстрыми темпами  – совокупный торговый оборот нескольких розничных сетей превысил отметку в 1 млрд. долларов. Рост объемов продаж сопровождается снижением нормы рентабельности, которая достигла 10-20 процентов.

     Главной тенденцией в развитии российских розничных  сетей – стремление к мультиформатности. В начале пути каждый из крупных игроков занимал определенную нишу. Сейчас же внутри сетей началась диверсификация. Игроки создают мультиформаты в основном за счет открытия гипермаркетов: у «Пятерочки» появилась «Карусель», у «Седьмого континента» – «Наш гипермаркет», во втором полугодии 2007 года  состоялось открытие гипермаркетов «Магнит». Кроме того, внутри сетей происходит деление на универсамы, магазины у дома, премиальные супермаркеты. Во многом развитие мультиформатности происходит за счет слияния и поглощения. Самой значимой сделкой такого рода в 2006 году стало слияние розничной сети «Пятерочка» и ТД «Перекресток», в результате чего образовалась крупнейшая в России по объемам продаж продуктовая розничная компания Х5 Retail Group.

 
 
1.2. Форматы сетевых магазинов
     Проведем  анализ известных сетевых форматов. Обратимся к ГОСТ 51773-01. В нем дано определение трех форм интеграции: торговая сеть, торговое объединение, торговый дом.
     Торговая  сеть – это совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
     Торговое объединение – добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов, и являющееся некоммерческой организацией.
     Торговый  дом – многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономические сферы.
     Первые  торговые дома в России возникли в 50 - 60-х гг. XIX в. Темпы их развития были высокие: если в 1851-1860 гг. их было лишь 2, то к 1890 г. – уже 138, а к 1915 г. – 6147. История российских торговых домов представляет собой ценнейшую составную часть опыта торгового предпринимательства, широко используемого во всем мире. В настоящее время торговые дома успешно функционируют в США, Японии, Франции, Южной Корее и других странах. В торговых домах реализуется широкий ассортимент непродовольственных товаров, имеются отделы продовольственных товаров, кафетерий.
     Обобщив опыт развития интеграционных структур в России и за рубежом, дополним их категорийный аппарат.
     Торговая  цепь – это крупная торговая сеть с числом магазинов более 10.
     Фирменный магазин – это вертикальная интеграция изготовителя с розничной торговлей. Розничные магазины реализуют товары одного бренда – своего изготовителя.
     Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются в результате объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.
     Учитывая  разнообразие сетевых форматов, представим их классификацию (Приложение А).
     По  функциональному значению и товарному  профилю отраслей, входящих в интеграцию, различают:
    горизонтальную интеграцию;
    вертикальную интеграцию.
     Процессы  горизонтальной интеграции получили активное развитие в розничной торговле. При такой интеграции объединяются предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени. Это объединение двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении. Первая сеть магазинов возникла в бакалейной торговле США в 1859 г. – это была компания «Эй энд Пи» («Грейт Атлантик энд пасифик»). Их образование явилось следствием обострения конкурентной борьбы, средством противодействия крупным торговым фирмам. В результате такие магазины добивались выгодных условий закупки товаров и возможности проведения единой торговой политики.
     Наиболее  интенсивное распространение сетевых  магазинов пришлось на 20-е гг. В 1919 г. на них приходилось 4%, а в 1929 г. – около 30 % общего объема розничных продаж в США.
     В послевоенные годы наметилась тенденция к укрупнению торговых цепей. Торговые сети, имеющие более 10 магазинов, в мировой практике принято называть торговыми цепями. Цепные формы стали применяться во многих отраслях торговли, особенно широко – в системе универмагов, торговле продовольственными товарами и в аптеках.
     Состояние горизонтальной интеграции торговли в  России представлено в приложении Б.
     При горизонтальной интеграции по юридическому статусу предприятий различают корпоративные и добровольные сети.
     Корпоративные сети имеют одного владельца и единый контролирующий орган, централизованно осуществляют закупки товаров и предлагают схожий ассортимент. Примером являются торговые сети, рассмотренные в последней таблице.
     Добровольные  сети представляют собой группу независимых розничных торговцев, организовавших торговое объединение. Объединяться на добровольной основе могут не только отдельные предприятия, но и целые сети магазинов, образуя объединения в форме некоммерческих ассоциаций или союзов. Так, в 2001 г. крупные розничные сети в России: «Старик Хоттабыч», «М.видео», «Спортмастер», «Арбат Престиж», «Седьмой континент» МВО, компания «Куда.ru» объявили о создании стратегического союза-пула «Шесть семерок», а розничные сети «Перекресток», «Копейка», «Дикси» и «Мегамарт» учредили в этом же году альянс для защиты своих интересов. Основные функции таких объединений состоят в защите интересов внутренней торговли, в разработке концепций ее развития, изучении и распространении отечественного и зарубежного опыта и др.
     Горизонтальная интеграция по типу входящих предприятий может быть одноформатной, т.е. состоять из предприятий одного типа (так, «Магнит» работает только в формате дискаунтера), или мультиформатной (ЗАО «Торговый дом «Перекресток» включает несколько форматов: супермаркет, гипермаркет, магазин «У дома»).
     По  степени глобализации интеграционные сети могут быть:
    локальные;
    федеральные;
    международные.
     Локальные сети работают в сегменте одного города.
     Федеральные сети развивают магазины в нескольких городах России. Наиболее крупными федеральными сетями являются краснодарская цепь «Магнит» и питерская «Пятерочка».
     Международные сети открывают магазины в разных странах. Так, сеть Aldi, известная работой по системе скидок, обозначила процессы интернационализации уже в 1967 г.; за ней последовали Metro и Carrefour (1971 и 1973 гг. соответственно), и только американская WalMart выступила с опозданием.
     Достаточно  сказать, например, что сети Metro принадлежит 2000 магазинов в 21 стране, а ее оборот превышает 48 млрд долл. Голландская Spar насчитывает 18 тыс. магазинов в 32 странах мира.
     Произошло распределение по зонам: WalMart приобрела силу в Европе, а европейские предприятия внедрились на рынки США, Азии, Южной Америки и Австралии. Семь всемирно известных предприятий по торговле продовольственными товарами располагаются в Европе (Carrefour, Metro, Spar, Ahold, Auchan, Intermarche, Rewe). В ближайшем будущем их годовой оборот составит 150 млрд евро.
     В настоящее время в России, по данным Pricewater-houseCoopers, представлены только 6 крупнейших международных компаний розничной торговли: голландская Spar, немецкие ABA и Metro, шведская IKEA, французская Auchan и др. В Польше действует 13 таких компаний, в Китае – 12. Ни одна из ведущих мировых компаний торговли продуктами питания (WalMart, Carrefour или Tesco) пока не вышла на российский рынок, что делает его более привлекательным для международных торговых сетей и повышает вероятность слияния российских торговых сетей с крупными зарубежными ритейлерами.
     Приход  международных цепей на российский рынок сопровождается появлением и развитием новых технологий продвижения товаров к потребителям, современных логистических систем. Вместе с тем развитие интернациональных цепей ведет к захвату и даже к колонизации локальных рынков. Так, южноевропейские рынки (Испания, Италия и Португалия) и уже относящиеся к Европейскому экономическому сообществу рынки Чехии, Словакии и Венгрии переживают колонизацию со стороны зарубежных торговых сетей. Эти рынки (после открытия) не могут противостоять международным системам.
     Под вертикальной (межотраслевой) интеграцией  понимается объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта. Вертикально интегрированная организация формируется на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одним из участников канала, который доминирует в нем, обладая наибольшим экономическим потенциалом. В результате традиционные каналы товародвижения, состоящие из независимых производителей, посредников, продавцов и потребителей, превращаются в единую централизованную управляемую или координированную торгово-сбытовую систему.
     Вертикальная  интеграция включает:
    объединение розничных предприятий с изготовителями;
    объединение розничных и оптовых предприятий;
    диверсификацию.
     В зависимости от участвующих сторон вертикальная интеграция может быть двухотраслевой и многоотраслевой
     Сейчас  на российском рынке, прежде всего на московском и санкт-петербургском, представлены почти все торговые форматы организованного ритейла. Стоит назвать самые распространенные.
     Дискаунтеры – в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно упала.
     Супермаркеты  – магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего.
     Гипермаркеты  – с гиперпредложением товаров разнообразных категорий: от автомобильных принадлежностей до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей.
     «Магазины у дома» – небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом молока. Другое название таких магазинов – сonvenience store. В классическом сonvenience store обычно имеются кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно развит на российском рынке, что также выражается в том, что “магазины у дома” не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует классическому пониманию сonvenience store. 
 
 
 

Глава 2. Организационно-экономическая 
характеристика  предприятия 

2.1. Организационно-правовой  статус предприятия,  его структура
     Сбытовая  сеть Пятерочка начала свою работу в Саратовской области с 15 сентября 2003 года. С ноября стал функционировать  Учебный центр, началось обучение персонала для новых магазинов – Управляющих, Заместителей управляющих, бухгалтеров и кассиров магазинов. Уже в ноябре было открыто 2 новых магазина. Первый магазин был открыт в Центральном районе города, на улице Вольской 21/27 в помещении продуктового рынка. Открытие состоялось 26 ноября. Сотрудники сбытовой сети - персонал магазинов, все работники офиса и учебного центра приложили огромные усилия, работали без выходных, и в результате, уже на следующий день, 27 ноября был открыт второй магазин – в Ленинском районе Саратова, в помещении бывшего магазина Корзинка.
     Параллельно с открытием новых магазинов  «Пятерочка» проходили работы по преобразованию уже имевшейся ранее в Саратове и Энгельсе сети магазинов Корзинка. Менялся ассортимент. Общая система работы, проходили обучение сотрудники магазинов.
     В настоящее время по Саратовской  области уже функционирует 37 магазинов под брендом «Пятерочка». В 2006 году «Пятерочка» стала победителем среди Коммерческих Концессий в номинации «Самые высокие показатели рентабельности, маржи закупки и среднего товарооборота на одного сотрудника в 2005-2006 годах».
     Пятерочка тесно сотрудничает с театром  кукол «Теремок», оказывая спонсорскую  поддержку и организуя праздники  для детей сотрудников. «В здоровом теле – здоровый дух» – с таким настроением в Компании проходят зимние спортивные праздники, волейбольный турнир. Лыжные гонки и многое другое.
     Сбытовая  сеть «Пятёрочка» создан в следующей организационно-правовой форме: ООО «Волгаторг».
     Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учреждённое одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.
     Учредительными  документами ООО «Волгаторг»  являются учредительный договор, подписанный учредителями, и утвержденный ими устав (Приложение В,Г). В уставе отмечен размер начального капитала, указываются вид и сфера деятельности сети, установлена форма управления торговой сетью, указываются адреса и названия магазинов.

     ООО «Волгаторг» как юридическое лицо с момента его государственной регистрации обладает имуществом на праве собственности, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в нескольких банках и печать. Общество строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ. Общество, как юридическое лицо, имеет право от своего имени заключать договора, контракты, совершать сделки по всем видам торговой, закупочной, производственной деятельности, участвовать в торгах, приобретать имущественные права и истцом и ответчиком в арбитражном суде.

     Учредителями  общества являются участники, список которых определен Учредительным договором.

     Участники имеют право:

      участвовать в управлении делами общества;
      получать  информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией  в установленном учредительными документами порядке;
      принимать участие в распределении прибыли;
      получать  в случае ликвидации часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

     Участники общества обязаны:

      вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;
      не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

     Общество  может быть ликвидировано:

      по решению  его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
      по решению  суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо иными нарушениями закона.

     Порядок ликвидации отражен в ст.63 Гражданского кодекса РФ. Порядок выплаты денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится в соответствии со ст.64 Гражданского кодекса РФ. Документы при ликвидации передаются на хранение в Государственный архив в соответствии с законодательством.

     Форма собственности ООО «Волгаторг» коллективно-долевая. Учредительным документом является Учредительный договор. Уставный или складочный капитал разделен на доли участников.

     Согласно  уставу магазин «Пятерочка» обозначен в качестве филиала ООО «Волгаторг», а следовательно, осуществляет часть функций общества и наделен имуществом, создавшим его юридическим лицом. Поэтому магазин «Пятерочка» действует не на основании Устава, а на основании положений, утвержденных ООО «Волгаторг».
     Руководитель  магазина «Пятерочка» назначен генеральным директором ООО «Волгаторг», поэтому он осуществляет свою деятельность на основании его доверенности. Полное название магазина (в соответствии с учредительными документами): Магазин «Пятерочка»
     Деятельность  торговой организации во многом зависит  от того, как организована работа её коммерческой службы, т.е. тех подразделений, которые отвечают за закупки товаров и их реализацию.
     Структура коммерческой организации обусловлена  тем, какие функции она выполняет, насколько широк ассортимент закупаемых и реализуемых ею товаров, сколько у неё поставщиков и покупателей и т.д.
     Структура торговым предприятием должна отвечать таким требованиям: соответствовать функциональному содержанию процесса управления предприятием; обладать возможностями для внедрения в практику достижений науки и передового опыта. Структура управления торговым предприятием представляет собой совокупность линейных и функциональных органов управления, а также систему их связей, взаимозависимостей, взаимодействия.
     На  структуру организации оказывают  влияние численность работников, подчинённых одному руководителю, объём товарооборота, специализация.
     На  розничном торговом предприятии  ООО «Волгаторг» магазине  «Пятёрочка» функцию руководства осуществляют управляющий и его заместители. Обязанности между ними распределяются в соответствии с издаваемым приказом.
     В подчинении заместителя руководителя (ЗУМ) находятся различные подразделения, занимающиеся закупкой и реализацией товаров, изучением спроса потребителей и др.
     Схематично  структура управления  предприятием представлена на рисунке 1: 
 
 
 

     
     
     
     
       

     
       
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Структура управления магазина «Пятерочка». 

     Линейная  структура управления может быть использована в небольших фирмах с однородной и несложной технологией.
     Для линейной структуры предприятия  характерно сосредоточение всех функций управления в руках одного руководителя, прямое воздействие на объект управления.
     К преимуществам данной структуры относятся: обеспечение принципа единоначалия, ясность и чёткость связей; невозможность получения подчинёнными противоречивых заданий и распоряжений; оперативность управления; управление контролем за деятельностью подчинённых. Наиболее существенным недостатком данного типа структуры управления является необходимость для руководителя обладать разносторонними знаниями.
      2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия 

     Торговая  сеть ООО «Волгаторг» «Пятерочка» является крупной розничной сетью г. Саратова. Ее доля на рынке продуктовых торговых сетей на сегодняшний день составляет 20 %.
     Согласно  уставу ООО «Волгаторг» магазины «Пятерочка» обозначены в качестве филиала ООО « Торговая сеть «Пятерочка», а следовательно, осуществляет часть функций общества и наделен имуществом, создавшим его юридическим лицом.
     Месторасположение (в соответствии с учредительными документами) : город Саратов, Пр.50 лет Октября 32.
     По  виду торгового предприятия магазины «Пятерочка» являются стационарными.
     Магазины осуществляют торговлю по форме самообслуживания, одним из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, увеличить объем реализации товаров при минимальных затратах труда.
     Специализация магазина вызвана сложностью ассортимента отдельных товарных групп, а также необходимостью особых помещений и оборудования для некоторых товаров, поэтому данное торговое предприятие следует отнести к смешанному магазину, предназначенному как для торговли продовольственными, так и непродовольственными товарами.
     Немаловажным  элементом в увеличении объема продаж фирмы является площадь магазинов. Рассмотрим этот показатель (таблица 1.) 
 
 
 

Таблица 1.
Динамика  показателей эффективности  использования площади 
магазинов «Пятерочка» за 2008-2010 г. 

Показатели 2008 2009 2010 Отклонение 2010 от 2008 (+;-) Темп  роста, %  
Товарооборот, тыс. руб. 199870,93 207170,12 214240,31 14360,38 107,19  
Общая площадь, м2 3550 3550 3550 0 100  
Торговая  площадь, м2 1870 2010 1900 30 101,60  
Товарооборот  на 1м2 общей площади, тыс. руб. 560,30 580,36 600,35 40,05 107,19  
Товарооборот  на 1 м2 торговой площади, тыс. руб. 1060,89 1030,07 1120,76 50,87 105,49  
 
     Итак, торговая площадь магазинов в 2009 году увеличилась на 140 м2, но затем уменьшилась на 110 м2. Поэтому ее значение в 2010 году по сравнению с 2008 увеличилось всего лишь на 1,6 %. Товароборот на 1м2 общей площади магазинов увеличивался с каждым годом, благодаря увеличению значения общего товарооборота, а товарооборот на 1м2 торговой площади увеличился на 5,49 % еще благодаря увеличению торговой площади. Впрочем, увеличение торговой площади, вероятно, явилось одним из факторов, повлекших за собой увеличение товарооборота в 2010 году.
     Рассмотрим  динамику экономических показателей (таблица 2)
     Кроме увеличения значения товарооборота  за три года, мы видим также и увеличение валового дохода на 16,79 %. В 2010 году уровень валового дохода составил 73 % от товарооборота вместо 67 % в 2008 году. Среди причин такого увеличения данного значения, может присутствовать и снижение себестоимости продаваемых товаров.
Таблица 2.
Основные  экономические показатели магазинов «Пятерочка»
за 2008-2010 г.г.
Показатели 2008 2009 2010 Отклонение  2010 от 2008 (+;-)
Темп  роста, %  
Товарооборот, тыс. руб. 199870,93 207170,12 214240,31 14360,38 107,19  
Валовой доход, тыс. руб. 133910,91 145010,98 156390,75 22470,83 116,79  
Уровень валового дохода, % 0,67 0,70 0,73 0,06 108,96  
Издержки  обращения, тыс. руб. 21110,47 2324055 23870,81 2760,34 113,09  
Уровень издержек обращения, % 0,11 0,11 0,12 0,01 105,51  
Прибыль от реализации, тыс. руб. 112800,44 121770,43 132510,94 19710,49 117,48  
Рентабельность продаж, %
56,44 58,78 61,85 5,42 109,60  
 
     Увеличение  издержек обращения в 2010 году можно  объяснить тем, что увеличивался и общий товарооборот, а это  значит, что увеличивались и затраты  на перевозку товаров от поставщика в магазин и другие издержки, связанные с продажей товаров.
     Также, мы видим увеличение прибыли от продаж. В 2010 году она увеличилась довольно значительно – на 17 % по сравнению с 2008 г. В связи с этим, увеличилась и рентабельность продаж (на 9,6 %).
     Что касается экономических показателей работы магазинов, мы наблюдаем тенденцию к увеличению всех показателей. Таким образом, можно сделать вывод, что экономические результаты работы магазинов из года в год улучшаются, магазины увеличивает свой товарооборот, становясь все более успешными.

Глава 3.  Организация и развитие розничных

торговых сетей.

3.1. Анализ состояния  сетевой розничной  торговли в России

     Начиная с 2009 года для розничной торговли РФ наступил одним из самых тяжелых периодов, поскольку оборот отрасли неуклонно снижался. Основной причиной стал спад в российской экономике, повлекший за собой рост безработицы и снижение доходов населения. По данным МЭР РФ, реальные темпы прироста розничной торговли в 2009 г. ушли в зону отрицательных значений и составили 5,5 % по сравнению с 2008 годом.
     При этом снижение продаж продовольственных товаров было не столь сильным и составило 2,5 %, по данным Росстата. Несмотря на это, сетевая розница в полной мере ощутила на себе последствия снижения потребительского спроса. В 2009 г. полностью изменилась потребительская модель россиян, что проявилось в сокращении трат на дорогие товары, удовольствия, а также экономии на закупках продовольственных товаров. В результате повышенным спросом начали пользовать дешевые товары, что привело к изменению ассортимента сетевых магазинов.
     Ситуация  на рынке продовольственной розницы изменилась коренным образом – если раньше ритейлеров волновал главным образом количественный рост их сетей и увеличение капитализации компании, то в посткризисный период руководству компаний пришлось сосредоточиться на качественном росте и удержании своих покупателей. Учитывая ситуацию с корпоративным финансированием и ужесточением требований к заемщикам со стороны банков, можно сказать, что ритейлерам пришлось ввести режим строгой экономии в отношении инвестиций в развитие сетей.
     Именно этими причинами обусловлены основные перемены в стратегиях ведущих компаний отрасли, которые мы видим в настоящее время: постепенный переход к малым форматам, растущая популярность дискаунтеров, сокращение премиальных товаров в ассортименте, активизация работы с private label. Сетевая розничная торговля в 2009 г. продемонстрировала значительное снижение темпов роста долларовой выручки за счет заметного ослабления курса рубля к основным валютам и общего спада потребительского спроса (Приложение Д ).
     По  данным Департамента консалтинга РБК, сегмент продуктового ритейла в 2009 г. вырос на 24 25 % в рублевом эквиваленте, снизившись примерно на 4 5% в долларовом выражении. Доля сетевой розницы в совокупном обороте продаж продуктов питания составила 27 %, причем более половины оборота торговых сетей продовольственной специализации обеспечили крупные игроки рынка. Заметно выросла степень консолидации продовольственного ритейла за счет укрупнения ведущих компаний.
     Кризис  стал своеобразным тестом на эффективность, что, несомненно, оздоровило рынок в целом, выявив по-настоящему успешные компании. В первую очередь, это федеральные сети, входящие в десятку крупнейших ритейлеров РФ. Иностранные компании, работающие на российском рынке, также продемонстрировали достаточно высокие темпы развития, учитывая негативное влияние кризиса. Следует отметить, что региональные торговые сети в большинстве случаев продемонстрировали рост рублевой выручки, однако это относится главным образом к крупным компаниям.
     2009 г. был ознаменован рекордным количеством исков поставщиков и производителей к торговым сетям, что привело к росту банкротств и смене собственников ряда компаний. К настоящему моменту многие ритейлеры снизили уровень долговой нагрузки, однако эта проблема по-прежнему остается актуальной.
     По  итогам года снизились показатели сопоставимых продаж (LFL) ритейлеров в рублевом эквиваленте. Если по итогам 2008 г. данный показатель варьировался от 17 % до 35 %, то в 2009 г. сопоставимые продажи, по данным компаний, выросли лишь на 4 14 %, хотя отдельным компаниям удалось продемонстрировать более высокие показатели даже в условиях снижения потребительского спроса (приложение Ж).
     Как следствие изменения стратегии, темпы прироста сетевой продовольственной розницы в количественном выражении снизились с 18 –  20 % в 2008 году до 6 7 % в 2009 году. Наиболее сильное сокращение количества магазинов произошло в сегменте супермаркетов, которое больше всего пострадали от кризиса.
     Следует отметить, что формат «супермаркет» всегда был наиболее размытым с точки зрения стандартов – супермаркетами назывался любой магазин самообслуживания. Ассортимент супермаркетов мог отличаться в разы – от 5 до 40 тыс. наименований, с разным соотношением продовольственных и непродовольственных товаров. Традиционно торговая наценка в супермаркетах была значительно выше, чем в других торговых форматах. Нечеткие стандарты работы, незнание своей потребительской аудитории, ее потребностей привело к сокращению доли супермаркетов в обороте сетевой продовольственной розницы, а также количественному сокращению магазинов данного формата по итогам 2009 года.
     Что касается крупноформатной розницы, то здесь наблюдались разнонаправленные тенденции – темпы прироста новых гипермаркетов и cash & carry по итогам 2009 года не превышали 5 6 %, однако объем продаж крупноформатной розницы вырос гораздо более значительно. По мнению аналитиков Департамента консалтинга РБК, это результат бурного развития формата в 2007 2008 гг., когда ежегодно открывалось не менее 5060 гипермаркетов и магазинов Сash & Сarry. В 2009 году эти магазины вышли на плановый уровень финансовых показателей, обеспечив более 30 % продаж продовольственного ритейла в рублях.
     Однако  в ближайшем будущем крупноформатная  розница может утратить лидирующие позиции из-за растущей роли дискаунтеров, поскольку в течение 2009 г. и двух кварталов 2010 г. ритейлеры открывали новые магазины, которые постепенно будут выходить на запланированный уровень финансовых показателей в течение 2010 2011 годов. По данным Департамента консалтинга РБК, количество дискаунтеров в исследованных 46 регионах РФ выросло на 16 % относительно 2008 года. Это происходило как за счет открытия новых магазинов, так и за счет переформатирования уже имеющихся у ритейлеров торговых площадей.
     По  итогам 2009 года практически во всех торговых форматах отмечалось снижение показателей эффективности (оборот с квадратного метра торговой площади, средний чек, ежедневное количество покупателей) в долларовом эквиваленте, однако в рублевом исчислении зафиксирован небольшой прирост относительно 2008 года. Однако, по оценкам участников рынка, структура чека изменилась – количество позиций дешевых товаров выросло, а премиальные товары практически исчезли. Это означает, что покупатели стали более экономно расходовать деньги на продукты питания, покупая более дешевые товары.
     Потребительское поведение стало более осознанным, поскольку доходы россиян в большинстве регионов снизились. Кроме того, продолжает расти безработица, особенно в промышленных регионах России, в моногородах, где у жителей нет возможности найти другую работу. Все это не позволяет рассчитывать на быстрое восстановление докризисных показателей потребления. По оценкам экономистов, стабильный рост продаж может начаться не ранее четвертого квартала 2010 года.
     В 2009 году операторы рынка продолжали проведение антикризисной политики, однако фокус внимания переместился с сокращения издержек за счет сокращения персонала на углубленную работу с ассортиментом и снижение розничных цен, в частности, за счет работы с сегментом private label.
     Направление private label развивается в российских сетях с 2001 г., в настоящее время большинство федеральных компаний продают товары под собственными торговыми марками (СТМ). В среднем доля продаж товаров под СТМ в федеральных и иностранных сетях составляет 7 –  10% от оборота. В структуре товаров под СТМ российских сетей по-прежнему преобладают немаркированные товары и бренды-имитаторы. Основная масса товаров относится к низкоценовому сегменту, товаров среднеценового сегмента значительно меньше, однако их доля начала увеличиваться в 2009 году.
     Драйверами  роста рынка товаров под собственными торговыми марками стали федеральные и иностранные ритейлеры, поскольку целесообразность работы в данном направлении определяется совокупным объемом продаж сети. Следует отметить, что на текущий момент больше всего товаров под частными марками сетей продается через дискаунтеры и крупноформатную розницу, что обусловлено ориентацией форматов на более экономных покупателей.
     По  мнению аналитиков Департамента консалтинга РБК, ключевыми тенденциями на российском рынке продуктового ритейла, определяющими его развитие в краткосрочной перспективе, являются следующие:
      изменение структуры форматов в сторону резкого увеличения доли экономичных форматов на фоне падения доли супермаркетов;
      изменение модели потребительского поведения в сторону экономичного расходования средств, рост продаж среднеценовых и дешевых товаров;
      кардинальные изменения ассортиментной и ценовой стратегий большинства торговых сетей в сторону увеличения доли товаров низкоценового сегмента, расширение непродовольственного ассортимента у гипермаркетов;
      изменение условий работы с поставщиками в результате более жесткого регулирования деятельности торговых организаций со стороны государства;
      постепенное восстановление темпов количественного прироста организованной продовольственной розницы;
      расширение потребительской аудитории за счет расширения программ лояльности;
      освоение интернет-торговли;
      активизация сделок M&A в секторе продуктового ритейла, значительное усиление консолидации рынка;
      рост доли современной торговли;
      усиление роли государства в регулировании отрасли за счет принятия нового закона о торговле.
     По  мнению аналитиков Департамента консалтинга  РБК, в целом показатели рынка продуктового сетевого ритейла в 2010 г. будут лучше предыдущего, однако многое зависит от реализации макроэкономических тенденций потребления. Изменившаяся потребительская модель диктует изменения в ассортиментной и маркетинговой политике сетей.
     Что касается новых форматов, можно прогнозировать активное развитие сегмента электронной торговли продуктами питания. Уже сейчас у многих продовольственных ритейлеров есть собственные службы доставки заказов, сделанных через Интернет ("Азбука Вкуса", "Седьмой Континент", "Наш магазин" и др.). В формате "электронного гипермаркета" работает сеть "Утконос", активно развивающаяся в Москве и Московской области. Пока доля он-лайн продаж продуктов питания невелика, однако в среднесрочной перспективе оборот Интернет-торговли будет расти, поскольку это все более и более будет востребовано российскими покупателями по мере увеличения количества пользователей сети Интернет в средних и небольших городах России.
     Очевидно, что в России восстановления докризисных  темпов прироста розничной торговли придется ждать еще очень долго. По-прежнему сохраняется угроза роста безработицы, а доходы потребителей не спешат расти. Несмотря на влияние данных негативных факторов, мы полагаем, что 2010 г. для российского ритейла будет годом намного более удачным, чем прошедший 2009 год, а темпы прироста рынка сетевой продовольственной розницы могут превысить 20 %.
     Развитие  сетевой продовольственной розницы в 2010 2013 гг. будет во многом определяться политикой государства в отношении торговых сетей. Принятый в 2010 г. закон о торговле нуждается в доработке, поскольку многие положения закона имеют расширенную трактовку, что может привести к неоправданным штрафам торговых сетей, замедлению их развития и снижения темпов роста организованной современной розницы. 

3.2. Розничные торговые сети г. Саратова
     Вектор  развития розничной торговли в разных регионах России примерно одинаков: растет число магазинов самообслуживания, которые постепенно приходят на смену прилавочным магазинам; развиваются местные торговые сети, прежде всего дискаунтеры, способные конкурировать по уровню цен с продовольственными рынками; на местные рынки выходят федеральные сети. На следующем этапе появляются новые форматы магазинов – супер- и гипермаркеты, в том числе в рамках уже существующих сетей; повышается уровень требований потребителей к обслуживанию; в регионы проникают национальные и международные компании. Этот этап отражает общее повышение уровня жизни населения, возникновение нового типа потребителя, для которого важна не только цена товара, но и уровень обслуживания, разнообразие ассортимента. В разных регионах перемены происходят с различной скоростью, лидерами же, несомненно, являются Москва и Санкт-Петербург. В последнее время становятся заметными изменения и в сетевой торговле г. Саратова.
     В апреле 2007 года компания «КОМКОН-Саратов» провела исследование предпочтений саратовцев в сфере розничной торговли. Были опрошены 400 респондентов по квотной маршрутной выборке.
     На  указанную дату в Саратове, как и в целом по России, рынок розничной торговли продуктами питания делили между собой продовольственные рынки/базары, отдельные несетевые продуктовые магазины – так называемые «магазины у дома» – и сетевые магазины. Стоит отметить, что в подавляющем большинстве саратовских несетевых магазинов торговля осуществляется через прилавок, а большинство сетевых торговых точек представлены магазинами самообслуживания – супер- и гипермаркетами.
     Сетевые магазины пользуются достаточно высоким  спросом у потребителей: только 4 % горожан вообще не совершают в них покупки, в то время как для продовольственных рынков и отдельных магазинов этот показатель составляет соответственно 24 и 38 %. В исследовании сетевые магазины были разделены на две условные группы. В первую группу входили новые магазины, то есть появившиеся на рынке недавно и пока представляющие для Саратова новый формат – «Гроссмарт», «Радеж», «Рамстор», «Смарткауфф».
     Вторую группу составляли эконом-магазины – «В яблочко», «Гроздь», «Магнит», «Минима», «Пятерочка» и «Социализм».
     Как показало исследование частоты посещения различных торговых точек, 88 % потребителей, предпочитающих несетевые магазины, покупают там продукты питания не реже раза в неделю (приложение И0). Для сравнения: сетевые магазины эконом-класса с такой частотой посещают 92 % опрошенных, выбирающих этот формат. Для новых сетевых продуктовых магазинов аналогичный показатель составлял 55 %. Такая относительно низкая частота посещения этих торговых точек связана с тем, что их число пока не очень значительно. Кроме того, потребители, которые совершают там покупки, не делают это часто, если эти магазины не расположены рядом с домом или работой. Частота посещения продовольственных рынков существенно ниже – только 51% горожан, отдающих предпочтение этому торговому формату, делают там закупки продуктов не реже раза в неделю.
     Очевидно, что сетевые магазины уже успели завоевать симпатии потребителей, постепенно вытесняя несетевые торговые точки и, в меньшей степени, – продовольственные рынки. Примечательно, что наибольшая частота посещения несетевых магазинов наблюдается в Заводском районе Саратова. Это объясняется тем, что данный район отличает незначительное число сетевых торговых точек, входящих в крупные сети.
     В Саратове в тот период были представлены следующие федеральные торговые сети: «Магнит» (ЗАО «Тандер») и «Пятерочка» (ООО «Волготорг»). К крупным местным сетевым магазинам можно отнести «В яблочко» (ООО «ТД «Лиа-лев»), «Гроздь» (ООО «Центр реструктуризации»), «Минима» (ООО «Ваш шанс ЛТД») и «Социализм» (ООО «Русские»). Все они позиционируют себя как сетевые магазины-дискаунтеры или эконом-магазины. Эти торговые точки работают в Саратове уже несколько лет. Другие близкие по формату магазины заметно уступают упомянутым лидерам.
     В последние два года (2008 – 2009) в городе начали работу сетевые супермаркеты более высокого класса, а также гипермаркеты. Это магазины сети «Гроссмарт» (ООО «Элекскор»), «Рамстор» (ООО «Рамэнка») и «Смарткауфф» (ТД «Лиа-лев»). Особого упоминания заслуживает открытие оптового торгового центра Metro Cash&Carry (ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»), который является единственным гипермаркетом такого формата в Саратове.
     Несомненным лидером среди сетей эконом-класса является «Магнит» – эти магазины регулярно, то есть не реже раза в месяц, посещают 70 %, а знают* – 95% опрошенных. Крупнейшие саратовские сети магазинов «Гроздь» и «В яблочко» посещали соответственно 50 и 43 % горожан. Другие сети значительно отстают от лидеров по показателю «регулярное посещение». Прежде всего, это связано с числом магазинов в той или иной сети.
       Что касается новых сетевых  магазинов, то наиболее посещаемыми  являются Metro Cash&Carry и «Смарткауфф» – их отметили соответственно 55 и 48 % респондентов (приложение К). Знают эти магазины соответственно 6 и 10% респондентов. В целом, рейтинг известности брендов соответствует рейтингу регулярного посещения.
     Оценить эффективность привлечения покупателей  позволяет показатель «охват информированных потребителей», который говорит о том, какая доля горожан, знающих о существовании той или иной сети, ее посещают. Среди эконом-магазинов по этому показателю также очевидно лидерство «Магнита» – в магазинах данной сети регулярно совершают покупки 72% информированных потребителей. Для магазинов сети «Гроздь» и «В яблочко» этот показатель составил соответственно 53 и 46 %. Среди других сетевых супермаркетов выделяется сеть «Социализм» – ее постоянно посещают 31 % информированных респондентов. Для «Пятерочки» и «Минимы» показатель «охват информированных потребителей» составляет соответственно 27 и 26 %.
     В сети «Магнит» не реже раза в неделю совершают покупки 84 % регулярных посетителей. В других крупных сетях данный показатель колеблется от 75 % – для сети «Гроздь» до 53 % – для сети «Социализм». Это свидетельствует о жесткой конкуренции между игроками рынка. Зачастую магазины разных сетей располагаются недалеко друг от друга, что позволяет потребителям посещать их с одинаковой регулярностью.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.