На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Массовая культура - её плюсы и минусы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 

 
Массовая культура - её плюсы и минусы
реферат по социологии  
 
 
 
 
 
 

Мещерякова  Маргарита Ильинична, ПО-I.2
Калягина  Ольга Игоревна, старший преподаватель кафедры философии и гуманитарных наук 

 
 
 

Москва, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 
 
 
Введение  ……………………………………………………………….2 
Глава I. Понятие «Культура» ………………………………………...3 
1.Определение. Виды. Элементы.………………………………….....3 
2.Типология культур………………………………..………………….
Глава II. «Массовая культура»…………………….………………….6 
1.Основные проявления и направления массовой культуры…….….7

2. Характеристика «массовой культуры»…………………………….8 
Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»…………………10

1.Положительные стороны…………………………………………..10
2.Отрицательные стороны…………………………………………...11 
Заключение …………...………………………………………………12 
Список литературы…………………………………………………...12 
 
 
 
 

Введение

 
 
     Массовая  культура – понятие, охватывающее многообразные  и разнородные явления культуры ХХ в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.
     Производство, распространение и потребление  продуктов массовой культуры носит  индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт).
     Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.
     Актуализируя  и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие «Культура»

    Определение. Виды. Элементы
 
 
 
     Слово культура одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских  проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки - история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют множество различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепции, моделей культуры.
     Культура  – система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. Культура является специфическим признаком человека, присущим ему с начала его существования. В социологии выделяют два вида культуры: материальную (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения и здания; техника и др.) и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.).
    Она охватывает многие стороны жизни  человека:
      Биологическая – еда, сон, отдых, и т.п.
      Производственная – создание средств материального жизнеобеспечения (пища, одежда, жилище)
      Социальная – коммуникация, социальные отношения.
     Внутри  культуры выделяют составляющие ее подсистемы: материальная и духовная, производственная, жизнеобеспечивающая, соционормативная, коммуникативная, художественная и т.п.
     Развитие  культуры зависит от способности  к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Существование и  использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Культура создается людьми, культуре обучаются. Так как она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему. Этот процесс является основой социализации.
     В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование  ее поведения. В случае прекращения процесса социализации в массовом масштабе перестала бы существовать и культура. Таким образом, культура формирует личности членов общества, и этим в значительной степени регулирует их поведение.
     Культура  представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда. В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.
     В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяются язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.
     В зависимости от того, кто создает  культуру и каков ее уровень в  обществе, в социологии принято различать  три формы культуры: элитарную, народную, массовую. 
 
 
 

2. Типология культур.

 
     В зависимости от того, что создает культуру и какой ее уровень, социологи различают 3 ее формы - элитарную, народную и массовую. 

     Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессионалами. К высокой культуре относятся специфические формы, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь только небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, и в силу этого называемые элитой общества. Ее культура трудна для понимания неподготовленного человека.  Круг потребителей высокой культуры - это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования на селения растет. Однако нередко высокое искусство оказывается временной и преходящей формой эстетического соутверждения разных общественных групп, которые выделяются по социальному или возрастному признаку. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература.
     Народная  культура включает в себя два вида - популярную и фольклорную культуры. По этому в народной культуре можно выделить два уровня - высокий (связан с фольклором, включает народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, которые сегодня существуют как историческое наследие, и постоянно пополняются новообразованиями - с временным городским фольклором) и сниженный (ограничен так называемой поп-культурой). Авторы фольклорных произведений обычно неизвестны. Анонимность авторов не позволяет отнести эти творения к элитарной культуре. В отличие от элитарного искусства функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (рассказ легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры в индустриальном обществе - большинство общества. Но в постиндустриальном обществе ситуация меняется
     Массовая  культура (от лат massa - ком, кусок и cultural - возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в середине ХХ в., когда СМИ (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Термин "массовая культура" впервые был введен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 г. и американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. «Массовая культура»

 
     В рамках определенной исторической эпохи  в мире всегда существовали различные  культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.
     Временем  появления и развития масскультуры является середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран  мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовые коммуникации - радио, кино, телевидение, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи – вот те сдвиги которые произошли при отказе от буржуазного строя и переходе к монополии капитализма.
     Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное — в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

     1. Основные проявления  и направления  массовой культуры

     Среди основных проявлений и направлений  массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
    индустрия "субкультуры детства" - преследующая цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры.
    массовая общеобразовательная школа - приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям.
    средства массовой информации (печатные и электронные) - транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.
    система национальной (государственной) идеологии и пропаганды - контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп, манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит.
    массовые политические движения - инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политических интересов элит.
    массовая социальная мифология -упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши - не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым .
    индустрия развлекательного досуга -  где потребитель, выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов). Для этой культуры характерно тиражирование уникального и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п.;
    индустрия оздоровительного досуга -  где помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа.
    индустрия интеллектуального досуга - приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" у населения.
    система организации, стимулирования и управления потребительским спросом - формирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей.
    разного рода игровые комплексы - от механических игровых автоматов до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах профессиональной подготовки определенных специалистов так и в общеразвивающих и развлекательных целях;
    всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п.-  рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей "с улицы".

     2. Характеристика «массовой  культуры»

 
     «Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным  искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полу культурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он был скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Она адресована вам людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».  

     Массовая  культура проявила себя впервые в  США на рубеже XIX—XX вв. Известный  американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
     Характеризуя  её, американский психолог М. Белл подчеркивал: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».
     Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают , что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой , а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением».
     «Массовой культуре», или «поп культуре», часто противопоставляют «элитарную культуру», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятию культуру. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.
     «Популярная культура» и «элитарная культура»  не враждебны друг  другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства » через  некоторое время перестают быть новаторскими  и перенимаются «массовой культурой», повышая её уровень. Весьма специфической областью культуры конца двадцатого века является культура народная. Она разворачивается между классической фольклорной традицией, из  которой вырастает, и вышеупомянутой «массовой культурой». Отношения народной культуры с «массовой культурой» противоречивы. С одной стороны, «массовая культура» навязывает народному творчеству определённый образ мышления и выражения. В тоже время сама эта культура подпитывается от народной.  
 
 
 
 

Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»

 
 
 
     Исследователей  массовой культуры можно условно  разделить на два «лагеря»: на тех  исследователей, которые относятся  к масскульту критически и на тех, кто смотрит на массовую культуру более оптимистически.
       Первые считают ее «низкой», «примитивной»,  ведущей только к полной стандартизации, деградации населения. В их  понимании это даже не культура, а антикультура. Массовая культура  в их представлении – «чудовище», возбуждающее в людях «низменные инстинкты» и создающее угрозу для «высокой культуры».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.