На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Трудовые отношения и социальное партнерство в Омской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО  «Омский государственный технический  университет» 
 

Факультет экономики и управления 

Кафедра экономики и организации труда 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: Экономика труда
на тему
«Трудовые отношения и социальное партнерство в Омской области» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студентка 1го курса 
гр. ЭК-116 направление 080100 экономика
Павлова К.Ю.
     Проверил: Потуданская В.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск  – 2007

Содержание:

Введение 3
Глава I. Трудовые отношения и система их регулирования 5
1.1. Сущность, типы и структура трудовых  отношений 5
1.2. Система  регулирования трудовых отношений 10
1.3. Социальное  партнерство, как главный элемент  системы регулирования трудовых  отношений  
12
Глава II. Анализ трудовых отношений и социального партнерства в омской области  
18
2.1. Социально-экономическое  положение Омской области 18
2.2. Итоги деятельности трехсторонней территориальной комиссии по вопросам заработной платы  
20
2.3. Итоги деятельности трехсторонней комиссии по вопросам охраны и условий труда  
27
Глава III. Разработка мероприятия по улучшению системы социального партнерства в Омской области  
31
3.1. Проблема  социального партнерства Омской  области  31
3.2. Пути решения проблемы социального партнерства Омской области 32
Заключение 34
Библиографический список 35

Введение.

     Жизнь человека состоит в том, чтобы  не стоять на месте и почти всегда заниматься каким-нибудь делом. Это почти всегда связано с работой. В соответствии с нашей специальностью мы выбираем место работы. И, скорее всего, мы выберем в той организации или фирме, в которой наиболее четко будут прописаны наши права и обязанности. Мы заключаем трудовой договор, и таким образом, вступаем в трудовые отношения.
     Трудовые  отношения – это отношения между наемными работниками и работодателями, нацеленные на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.
     Но  бывают такие случаи, когда трудовые отношения не идеальны и возникают споры и конфликтные ситуации. В связи с этим возникает и приобретает особую остроту проблема поиска определения основных направлений и форм регулирования трудовых отношений.
     Определение форм, механизма регулирования трудовых отношений неразрывно связано с процессом становления и развития социального партнерства.
     Социальное  партнерство – это система взаимоотношений между работодателями, наемными работниками и государством, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.
     Социальное  партнерство считается на сегодняшний день самым эффективным методом регулирования трудовых отношений. Синонимом социального партнерства служит система трипартизма.
     Проблема регулирования социально - трудовых отношений на практике неразрывно связана с определением уровня этого регулирования. В данной курсовой работе исследуются трудовые отношения на региональном уровне.
     Предметом исследования курсовой работы являются трудовые отношения в Омской области, процесс их регулирования в целях обеспечения социальной стабильности; региональная специфика взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и их объединений, объединений работодателей на принципах социального партнерства.
     Целью работы является анализ регулирования трудовых отношений в Омской области.
     В работе поставлены следующие задачи:
     - рассмотреть понятие «трудовые отношения» и дать им характеристику;
     - дать общую характеристику системе социального партнерства и специфике деятельности её социальных институтов по регулированию трудовых отношений;
     - дать характеристику Омской области, проанализировать трудовые отношения и систему социального партнерства в Омской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Трудовые отношения и система их регулирования.

      Сущность, типы и структура  трудовых отношений.

     Термин  «социально-трудовые отношения» стал широко использоваться в экономике  труда и вошел в научный  оборот относительно недавно. Это главным образом вызвано тем, что лишь в последнее время идет развитие научных и прикладных представлений о роли людей в развитии экономики.

     Социально-трудовые отношения – это объективные  существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. [6, с. 122]

     Трудовые  отношения – это понятие, которое  создает правовые связи между  наемным работником и работодателем, которому она или он отдает свой труд или предоставляет услуги на определенных условиях за вознаграждение.
     Система социально-трудовых отношений имеет  очень сложную структуру (рис. 1.).
     Субъектами  трудовых отношений являются наемный  работник, работодатель и государство.
     Наемный работник – гражданин, заключивший  трудовой договор с работодателем, руководителем организации или отдельным лицом на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д. [6, с. 123]
     Договор найма может быть письменным или  устным. Наемным работником может быть отдельный работник или группы работников, которые могут различаться по положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и другими различными признаками. Важную роль играют также возраст, пол, состояние здоровья, образование, профессиональная, должностная принадлежности и территориальное размещение.
     Наемный работник должен обладать такими качествами, как готовностью и способностью к личному участию в трудовых отношениях, должен иметь определенный стимул на предпочтительные способы участия в них. С помощью оценки этих качеств можно сделать выводы о сущности и зрелости социально-трудовых отношений.

     Рис. 1. Структура системы социально-трудовых отношений.
     [16, с. 83]
     Существуют  институты, которые выступают  в качестве защитников интересов наемных работников. Таким институтом являются профессиональные союзы.
     Профсоюзы – массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью  социально-экономических интересов. Важнейшие направления деятельности: обеспечение занятости, условия и оплата труда. [17, с. 517]
     Работодатель  согласно международной классификации  статуса и занятости – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для осуществления трудового процесса одного или нескольких работников. [17, с. 518]
     Работодатели обычно являются собственниками средств производства и представляют государственные и муниципальные предприятия, организации, товарищества, т.е. хозяйствующие субъекты любой формы собственности, а также выступают как отдельные физические лица.
     Государство в трудовых отношениях играет роль защитника прав, работодателя, регулировщика трудовых отношений, посредника при трудовых спорах и законодателя.
     В зависимости от того, какая социальная среда, в которой взаимодействуют субъекты трудовых отношений, выделяют следующие уровни социально-трудовых отношений:
     Индивидуальный  уровень – взаимодействие работника  и работодателя в различных сочетаниях.
     Групповой уровень – взаимодействие объединения  наемных работников и объединения работодателей.
     Смешанный уровень – это взаимодействие работника или работодателя с  государством.
     Также выделяют трудовые отношения региональные, отраслевые, организации и рабочего места.
     Предметами  трудовых отношений отдельных наемных работников являются стороны трудовой жизни человека на разных этапах периода жизни. Выделяют три этапа. На первом этапе происходит трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, профессиональное обучение. На втором этапе – наем-увольнение, оценка труда, условия и оплата труда. На третьем этапе встают вопросы пенсионного обеспечения, сохранения и поддержания трудовой активности.
     Предметами  трудовых отношений коллектива работников может являться как кадровая политика в целом, так и ее отдельные части. Но все многообразие предметов социально-трудовых отношений можно свести к трем группам: трудовые отношения занятости; трудовые отношения, связные с организацией и эффективностью труда и трудовые отношения, которые возникают по поводу вознаграждения за труд.
     Важную  роль в формировании конкретного  типа социально-трудовых отношений играет форма комбинации базисных принципов.
     Принцип солидарности – идеал, выработанный человечеством в процессе его  социально-экономического развития. Этот принцип предполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единодушии и общности интересов.
     Суть  этого принципа состоит в том, что сплоченность людей позволяет  нам выявить и оценить общие  интересы, черты группы людей, а также  определить сходный социальный или экономический риск. Это образует основу, для того, чтобы сообща защищать свои интересы, противостоять опасности и риску.
     Принцип субсидиарности основывается на личной ответственности. Этот принцип направлен  на сохранение самоответственности и самореализации, и на предотвращение перенесения ответственности на общество.
     Существует  семь типов трудовых отношений: патернализм, социальное партнерство, конкуренция, солидарность, Субсидиарность, дискриминация, конфликт. Но, следует заметить, что ни один из вышеперечисленных типов не существует в чистом виде.
     Таблица 1.
     Характеристика  основных типов социально-трудовых отношений
Типы  социально трудовых отношений  
Характеристика
1 2
Патернализм – жесткая регламентация  способов поведения субъектов социально-трудовых отношений, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организации.
 
 
     Продолжение таблицы 1.
1 2
Социальное  партнерство – защита интересов  субъектов трудовых отношений и  их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия.
Конкуренция - соперничество  субъектов трудовых отношений  за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в трудовой сфере.
Солидарность      – взаимная ответственность людей, основанная на единодушии и общности их интересов, за перемены в системе трудовых отношений и достижение согласия в принятии общественно важных решений в трудовой сфере.
Субсидиарность - стремление  человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении трудовых проблем.
Дискриминация – произвольное, незаконное  ограничение прав субъектов  трудовых отношений, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.
Конфликт      Конфликт  – крайняя степень выражения  противоречий интересов и целей  субъектов в трудовых отношениях, проявляющаяся в форме трудовых споров, забастовок, массовых увольнений.
     [16, с. 85]
     По  характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей, трудовые отношения делятся на конструктивные и деструктивные отношения.
     Конструктивные  отношения, это такие отношения, которые способствуют успешной деятельности предприятия и общества.
     Деструктивные отношения, это такие отношения, которые мешают успешной деятельности предприятия и общества. Это может возникнуть из-за того, что общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия. 

      Система регулирования трудовых отношений.
     Целенаправленное  формирование трудовых отношений должно осуществляться на постоянно действующей основе системы мер общественного и государственного регулирования (рис.2).
     Для того, чтобы система трудовых отношений  нормально функционировала, она нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях: государственном, региональном, организации, на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д.
     Нормативно-правовая база регулирования трудовых отношений: нормы международной организации труда; федеральное законодательство: конституция РФ, трудовой кодекс и др., генеральное соглашение; региональное законодательство: законодательство субъектов РФ, региональное соглашение; отраслевое законодательство: приказы, распоряжения министерств и ведомств, отраслевые тарифные соглашения; локальное законодательство: приказы, распоряжения администрации организации, коллективный договор; индивидуальный трудовой договор.
     Конституция РФ в соответствии с общепринятыми  принципами и нормами международного права гарантирует гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти положения имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ.
     Трудовые  правоотношения могут регулироваться и актами компетентных органов государства. К ним относятся: международные договоры с участием РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления правительства РФ, Конституции субъектов РФ, их законы и постановления, приказы и инструкции федеральных и республиканских министерств, комитетов, ведомств, приказы директоров фирм, решения органов местного самоуправления.

Рис.2. Система  мер общественного и государственного регулирования социально-трудовых отношений.
[13, с. 235]
     Конституция РФ определяет основополагающие принципы правового регулирования, но в стране действует и Трудовой кодекс, который является сводным федеральным законом и действует на всей территории России. Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя установлению государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создает благоприятные условия труда, защищает права и интересы работников и работодателей.
     На  уровне Конституции РФ и федеральных законов осуществляются закрепление, реализация и защита трудовых прав. Отдельные вопросы трудового законодательства находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, а значит, их решение зависит от дополнительных договоров между Федерацией и ее субъектами о разграничении полномочий в этой области.
     Правовые  акты, которые были изданы органами местного самоуправления, руководителями организаций, распространяются соответственно на территорию самоуправления и членов трудового коллектива. В качестве локальных правовых актов выступают: коллективный договор, трудовой договор, локальные нормативные акты.

1.3. Социальное партнерство,  как главный элемент  регулирования трудовых отношений.

     Социальное  партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. [9, с. 34]
     Элементами  системы социального партнерства  являются объект, субъекты, уровни, принципы и органы управления.
     Объектом  социального партнерства выступают  общественные трудовые отношения.
     Сторонами, субъектами социального партнерства являются наемные работники, работодатели, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     Из  вышесказанного следует, что целью  социального партнерства в сфере  регулирования трудовых отношений  является совместная деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на решение проблем и согласование интересов в социальной сфере и производственной деятельности людей.
     Работники и работодатели не являются единственными  участниками социального партнерства. Это зависит от изменения объекта.
     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления являются стороной социального  партнерства только в тех случаях, когда они выступают в роли работодателей или их представителей. В основном государство выполняет роль координатора и организатора регулирования трудовых отношений.
     Одна  из важнейших функций государства  – разработка правовых основ и  механизма совершенствования организационных  форм социального партнерства, правил и механизма взаимодействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных трудовых стандартов, стимулирующих переговоры между сторонами.
     Принципы  социального партнерства определяют основные требования к функционированию данной системы.
     Основными принципами социального партнерства являются:
      равноправие сторон;
      уважение и учет интересов сторон;
      заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
      содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
      соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов;
      обладание сторон полномочиями;
      свобода выбора, при обсуждении вопросов касающихся сферы труда;
      добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
      реальность обязательств, принимаемых сторонами;
      обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
      контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений;
      ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
     Вышеперечисленные принципы должны подлежать обязательному выполнению на всех уровнях социального партнерства.
     Система социального партнерства включает в себя следующие уровни:
      федеральный – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
      региональный – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
      отраслевой – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли;
      территориальный – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
      уровень организации – устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
     Социальное  партнерство осуществляется в следующих  формах:
      коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
      взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
      участие работников в управлении организацией;
      участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
     Представителями работников в социальном партнерстве  являются: профессиональные союзы и их объединения, другие профсоюзные организации, которые предусмотрены уставами общероссийских профсоюзов.
     Интересы  работодателей представляют соответствующие  объединения работодателей.
     Объединение работодателей – некоммерческая организация, группирующая на добровольной основе работодателей для представления интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
     Представителями работодателей являются органы исполнительно  власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство  законодательством или работодателями.
     Трудовой  кодекс различает понятия коллективный договор и соглашение. В основе этого разграничения лежит принцип: договоры между работодателями и  работниками по регулированию трудовых отношений на уровне организации  называются коллективными договорами, а на всех других уровнях - соглашениями.
     Соглашение  – правовой акт, который устанавливает  общие принципы регулирования трудовых отношений и связанных с ним экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
     В зависимости от уровней существуют следующие виды соглашении: генеральное, региональное, отраслевое, территориальное. Виды соглашений, состав их участников и основное содержание представлены в таблице 2.
     Таблица 2.
     Виды  соглашений, входящих в систему социального  партнерства.
Вид соглашения Участники, заключающие  соглашение Основное содержание соглашения
1 2 3
Генеральное соглашение
Заключается на федеральном уровне представителями федеральных органов Общие принципы регулирования трудовых отношений в области осуществления
     Продолжение таблицы.
1 2 2
  государственной власти: Правительства РФ; представителями общероссийских объединений работодателей; общероссийским объединением профсоюзов. социально-экономической  политики; регулирования развития населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, его социальной защиты, социального страхования, реализации федеральных социально-экономических программ, развития системы социального партнерства.
Региональное  соглашение Заключается на уровне субъектов РФ представителями правительства субъекта РФ; представителями объединения работодателей субъекта РФ; объединением профсоюзов субъекта РФ. То же, но на уровне субъекта РФ
Отраслевое  соглашение
Соответствующие профсоюзы; представители объединений отраслевых работодателей; Министерство труда и социального развития РФ. Может заключаться и на других уровнях. Принципы социально-экономической  политики отрасли; условия труда в отрасли: заработная плата, трудовые гарантии, доплаты и компенсации, наем и увольнение, охрана труда, режим труда и отдыха, повышение квалификации, предотвращение трудовых конфликтов, трудовая дисциплина и т.д.
Территориальное соглашение Представительные  органы наемных работников; объединения работодателей территории; территориальные органы исполнительной власти. Условия труда, социальные гарантии, оплата труда, льготы, связанные с работой в специфических природно-климатических и других условиях территории соответствующего муниципального образования.
     [16, с. 93]
     Коллективный  договор – правовой акт, регулирующий трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
     Коллективный договор регулирует отношения между работниками и работодателями в соответствии с нормами, принятыми в отраслевом, территориальном, генеральном соглашениях, и с финансовым положением предприятия.
     В коллективный договор могут включаться следующие взаимные обязательства работодателей и работников: форма, система и размер оплаты труда, выплата пособий, компенсаций, доплат; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции; занятость, переобучение; определение рабочего времени и времени отдыха и т.д.
     Условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны.
     Будучи идеологическим, социологическим и этическим понятием социальное партнерство ни в одной стране мира не получило законодательного оформления. В МОТ и в развитых странах рыночной экономики используют понятия «социальный диалог», «двух- или трехсторонние консультации» субъектов трудовых отношений. Трехсторонние консультации или переговоры называют трипартизмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Анализ трудовых отношений и социального партнерства в омской области.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.