На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ребенок как субъект музыкального образования

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Государственное образовательное учреждение
   высшего профессионального образования
   Коми  государственный педагогический институт
   Факультет «Педагогики и методики начального образования»
   Специальность «Дошкольная педагогика и психология»
   (заочное  отделение) 

   Контрольная работа
   по Теории и методике музыкального воспитания детей                тема: Ребенок как субъект музыкального образования 
 
 
 
 
 
 

   выполнила: Русанова А. И.
   студентка 4 курса
   проверила: Махотина Е.Н
   «       » ____________  2011г. 
 

   Сыктывка
     Ребенок как субъект музыкального образования
     Введение
     1.Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
     2.Ребенок  как субъект музыкальной деятельности
     Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.
     Музыка  является источником различных эмоций. Ей дана волшебная власть заставлять наши сердца грустить и радоваться тогда, когда «реально» с нами не происходит ничего печального или радостного. Как важно, чтобы в подростковом возрасте у человека в руках оказался золотой ключик в волшебный мир Красоты, несущий душе светлые, благородные, животворные чувства!
     Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного  отражения действительности. Глубоко  и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно  сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
     Эффект  воспитательной роли музыки, а также  направленность и характер ее социального  воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе  духовно-культурных ценностей.
        Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.
        Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается  от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми  является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Ребенок дошкольного возраста как субъект детской музыкальной деятельности
     1.1 Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
     По  утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить  каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться  своим природным даром. «Музыка  детства – хороший воспитатель  и надежный друг на всю жизнь». 

     Раннее  проявление  музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка  как можно раньше. Время, упущенное  как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных  способностей ребенка уйдет невосполнимо.
     Дошкольный  возраст - период, когда закладывается  первоначальные способности, обуславливающие  возможность приобщения ребенка  к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются  примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные  способности ребенка, ознакомить ребенка  с музыкой. Музыка обладает свойством  вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает  на ней свое внимание. Следовательно,  если музыка оказывает такое положительное  влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического  воздействия. К тому же музыка предоставляет  богатые возможности общения  взрослого и ребенка, создает  основу для эмоционального контакта  между ними.  

       Содержание музыкального воспитания  дошкольника является приобщение  его к разным видам музыкальной  деятельности, формирование внимания  и интереса к музыке. В этот  период формируется, прежде всего,  восприятие музыки. Оно занимает  ведущее место в  музыкальном  воспитании детей в целом.  

       Ребенок, подражая взрослому,  подпевает отдельные звуки, концы  фраз, а затем и несложные песенки  и подпевки, позже начинается  становление собственно певческой  деятельности. И здесь задача  педагога - стремиться развить   у детей певческое звучание, увеличить  доступный для этого возраста  объем вокально-хоровых навыков.  Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в  пении свое отношение к исполняемому  произведению. Например, некоторые  песни нужно петь бодро и  весело, а другие – нежно и  ласково. 

     Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных  занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия  музыкального образа, но и для поддержания  внимания. Без наглядных пособий  дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А.Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится  к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно  только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует  себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его  как птичку, то она плохой твой помощник»  

                В развитии всех видов музыкальной  деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование  музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет  вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).  

            Понимая проблему развития музыкально  восприятия в таком широком  плане, педагог на протяжении  всего занятия побуждает детей  прислушиваться к звучащей музыке.  Только тогда, когда музыка  на занятии перестанет быть  звуковым фоном,  когда постоянно  меняющийся характер, настроение, выраженные  в ней, дети будут чувствовать   и осознавать, выражать в своей  исполнительской и творческой  деятельности, приобретенные навыки  и умения пойдут на пользу  музыкальному развитию. Это будет  способствовать главной задаче  музыкального воспитания –развитию  эмоциональной отзывчивости, привитию  интереса и любви к музыке.
     Надо  помнить, что отношение к музыке самого педагога становится определяющим в решении обозначенной задачи.
     Развитие  музыкальности зависит от «погружения» ребенка в содержание музыкальных  произведений, от восприятия и переживания  им музыкальных образов и адекватного  выражения воспринятого образа различными художественными средствами. Для  этого необходимо создавать новые  педагогические технологии: восприятия и переживания детьми музыки, развития детской фантазии и воображения, формирования эмоционально-чувственной сферы ребенка. Так же важно помнить, что музыкальных произведений не должно быть много, не переусердствуйте! 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Ребенок как субъект музыкального деятельности
     Первым  шагом в основе проектирования и  организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного  возраста, станет определение феномена ребенка как субъекта музыкальной  деятельности.
     В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют  ребенку стать субъектом музыкальной  деятельности?
     Субъект - это источник познания и преобразования действительности, носитель активности.
     Субъектность  человека проявляется прежде всего  в демонстрации собственного личностного  отношения к объекту, предмету или  явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются  инициативы, т. е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно  и самостоятельно, на основании индивидуального  выбора.
     Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:
     · эмоциональный компонент выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;
     · эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность;
     · деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
     Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся:
     · ценностное отношение;
     · интерес;
     · избирательная направленность;
     · инициативность;
     · свобода выбора;
     · самостоятельность, автономность, творчество.
     Как же проявляются эти качества в  дошкольном возрасте? Рассмотрим некоторые  особенности психологического портрета дошкольника.
     Принципиальным  для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение Своего Я и Другого Я происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентации. Иными слонами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.
     Уникальная  природа ребенка дошкольного  возраста может быть охарактеризована как деятелъностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
     Именно  такое сочетание возможности  выбора на основе оформляющихся отношений  с потребностью все попробовать  самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных  ему видов деятельности. И чем  раньше это поймет взрослый, тем  успешнее будет развитие.
     Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.
     Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.).
     На  первый взгляд может показаться, что  избирательность присуща только детям старшего дошкольного возраста. Однако будьте наблюдательны! Уже в  раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать  во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят предпочтения ребенка, тем  успешнее может быть его музыкальное  развитие!
     Деятелъностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.
     Самым простым способом определения проявлений ребенка как субъекта музыкальной  деятельности является следующий. Понаблюдайте за ребенком в минуты его свободной  деятельности. Если он хочет и может  заниматься музыкой сам, вне специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть проявления его как  субъекта музыкальной деятельности. А если в практике педагогического  процесса детского сада такая картина  чрезвычайно редка, то подумайте, почему это происходит? Что, по-вашему, может  самостоятельно делать ребенок в  музыке?
     Таким образом, у ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются  следующие качества:
     · интерес к музыке;
     · избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;
     · инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью;
     · самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;
     · творчество в интерпретации музыкальных произведений.
     2. В чем специфика детской музыкальной деятельности и каков генезис музыкальной деятельности в дошкольном возрасте?
     Конечно, нелепым будет выглядеть предположение  о том, что результаты музыкальной  деятельности взрослого и музыкальной  деятельности ребенка идентичны.
     Музыкальная деятельность ребенка в чем-то гораздо  сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается одним из видов  музыкальной деятельности - он либо слушает, либо исполняет, либо сочиняет музыку.
     Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно! Понаблюдайте, так ли это.
     Генезис развития музыкальной деятельности в раннем и дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка  в этот период. Установление такого рода связей и зависимостей позволяет  еще раз взглянуть на развитие дошкольника как на целостный  процесс.
     Напомним, что тип отношения к миру у  дошкольника формируется и выражается через деятельность. На этом базируются практически все возрастные периодизации. Именно в рамках характерной для  того или иного возрастного периода  деятельности ребенок выражает собственное  отношение к миру, проявляет инициативы, осуществляет выбор и действует  самостоятельно (см. табл. 6). 

     Таблица 6. Направленность отношения  и характер музыкальной  деятельности ребенка  в дошкольном детстве
Возраст Направленность  отношений Задачи, решаемые ребенком Ведущая деятельность Характер музыкальной  деятельности
1-3 года Предметный  мир Активное познание предметов, их свойств и качеств; освоение средств и способов ориентации в условиях предметной деятельности; развитие самостоятельности в манипулировании с предметами Предметная, предметно-манипулятивная Музыкально-предметная
3-5 лет Мир социальных отношений Ориентация  на другого человека; социализация в системе ближайшего окружения  взрослых и сверстников; «примеривание» социальных ролей и отношений Игровая Музыкально-игровая
5-7 лет Результат деятельности как способ социализации Самовыражение, проявление творчества в доступных  и интересных видах деятельности; самопрезентация «Я» в группе сверстников; стремление к взаимоотношениям и взаимодействию Сложные интегративные  виды деятельности, переход к учебной  деятельности Музыкально-художественная
 
 


     Следуя  общей логике развития ребенка, становление  музыкальной деятельности проходит ряд этапов:
     1 этап - музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами - носителями звуков.
     2 этап - музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе:
     · источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении;
     · увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка - игра;
     · содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением музыкальной культуры социума.
     3 этап - музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Так осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:
     · слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;
     · исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
     · сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.).
     Таким образом, генезис развития музыкальной  деятельности в период дошкольного  детства можно схематично представить  следующим образом (схема 4). 

     Схема 4. Генезис детской  музыкальной деятельности
       

     3. Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности и последовательную смену этапов его музыкальной деятельности? Как связаны музыкальный опыт и процесс развития музыкальной деятельности?
     Развитие  ребенка как субъекта музыкальной  деятельности, переход от этапа к  этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности.
     Опыт - содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии.
     Опыт  - важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности. Опыт предопределяет субъектность человека, поскольку «мы свободны, когда наша деятельность направляется результатами осмысления собственного опыта, когда мы не позволяем внешним воздействиям бросать нас из стороны в сторону» (Гусинский Э., Турчанинова Ю. Образование личности: Пособие для преподавателей. - М., 1994. - С. 60).
     Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта  включает:
     · опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке;
     · опыт знания музыки;
     · опыт умений взаимодействовать с музыкой;
     · опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.
     Рассмотрим  подробнее каждый компонент в  структуре музыкального опыта.
     Опыт  эмоционально-ценностного  отношения к музыке выражается в возникающих у ребенка интересах к музыке, дифференцированных музыкальных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости музыкального произведения. Оформляющийся музыкальный вкус дошкольника определяется его эмоционально-ценностным отношением к музыке.
     Опыт  знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции.
     Опыт  умений взаимодействовать  с музыкой может быть охарактеризован двумя группами умений:
     1-я  группа - умения, которые в свое время были точно названы Н.А. Ветлугиной как обобщенные способы музыкальной деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку:
     · адекватно реагировать на характер музыки;
     · осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа;
     · понимать (декодировать) музыкальный образ;
     · деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу;
     · интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности;
     2-я  группа - умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени как технические - певческие, инструментальные, танцевальные.
     Педагог акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное  состояние и характер игрового персонажа  можно выразить особыми звуковыми  средствами во время пения, танца, музицирования.
     В этом возрасте создаются предпосылки  для развития показателей певческого голосообразования. Педагог готовит  голосовой аппарат ребенка к  естественному звукоизвлечению. Для  этого используются упражнения артикуляционной  гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a cappella.
     Основным  видом детского певческого исполнительства  становится игра. Игры на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу «вопрос-ответ», с преодолением регистрового порога, с учетом анатомо-психологических особенностей строения детского голосового аппарата. В сотворчестве взрослого и ребенка рождаются звуковые образные импровизации.
     Двигательные  творческие импровизации позволяют  ребенку прочувствовать ритмический  рисунок музыки, активно откликнуться на ее характер, выраженный в метрической  организации. В музыкально-ритмических  движениях ребенок 3-4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т.д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.
     Особое  значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта  элементарного музицирования. Основы метроритмического чувства закладываются  во время сопровождения несложных  мелодий на простейших детских музыкальных  инструментах - дудке, барабане, бубне и т.д.
     Средний дошкольный возраст. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок 4-5 лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
     Чувственное познание свойств музыкального звука  и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных  произведений позволяют дошкольнику  интерпретировать услышанную музыку, ориентируясь в средствах ее выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывают у ребенка потребность  и желание пробовать себя в  попытках самостоятельного исполнительства.
     Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного  компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном  подборе музыкального репертуара и  музыкальных игр, в которых музыка ясно выражает эмоции, настроение.
     Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, движениями, приемами игры на инструментах) для  создания собственных музыкальных  образов, характеров, настроений. Поэтому  в среднем возрасте особенно значимо  обучение детей технике пения, танца, музицирования. Чрезвычайно существенным является подбор способов и форм такого обучения, чтобы сохранить у ребенка  интерес к музыке как средству самовыражения.
     Задачи  в области музыкального восприятия - слушания - интерпретации:
     · воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;
     · развитие умений сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;
     · развитие музыкального слуха - интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты.
     На  основе сформировавшегося метроритмического  чувства у детей развивается  интонационный, тембральный, ладовый  слух, музыкальная память. Этому  способствуют специальные музыкальные  игры, песенные и инструментальные импровизации.
     Дети 4-5 лет могут различать настроение в музыке (радость, печаль, задумчивость), распознавать звуки, трехчастную форму музыкальных произведений, понимают, что музыкой можно выразить характер человека (резвый, злой, плаксивый) или изобразить, например, скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой. Они уже осознают, что музыка выражает
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.