На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Предмет и функции культурологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
     Введение…………………………………………………………………….2
     1. Предмет культурологи…………………………………………………..4
     2. Функции культурологи………………………………………………….6
     Литература………………………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры. Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле.
     В истории и в современную эпоху  в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом - народом (этносом, этноконфессиональной общностью). Любая культура делится на составные части (элементы) и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.
     Структурно  культура включает: особенности способов поддержания жизнедеятельности  общности (экономика); специфику способов поведения; модели взаимодействия людей; организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности; формирование человека как культурного существа; часть или подразделение, связанные с "производством", созданием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в культуре.
     После эпохи "великих географических открытий" перед взором изумленных европейцев, только что проснувшихся от "средневековой  спячки", открылся целый новый  мир, полный многообразия культурных форм и особенностей образа жизни. В XIX в. разнообразные виды культур, описание специфических обрядов и верований, существовавших в Африке, Северной и Южной Америке, Океании и ряде азиатских стран, составили основу для развития культурной и социальной антропологии. Эти дисциплины составляют широкий спектр исследований локальных культур, их взаимодействие друг с другом, особенностей влияния на них природных условий. Множество локальных культур было представлено тогда в виде культурно-исторического процесса двух форм :
     · линейно-стадиальной эволюции прогрессивного характера (от более простых обществ к более сложным);
     · многолинейного развития различных  типов культур. В последнем случае больший акцент делался на своеобразии, даже уникальности культур отдельных  народов, а культурный процесс рассматривался как реализация разнообразных исторически обусловленных типов (европейский вариант развития, "азиатский" тип культур, традиционный вариант культур Африки, Австралии, Южной Америки и др.). 
 
 

    Предмет культурологи
 
     Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения содержания понятия, которым обозначается эта наука. Термин "культурология" состоит из сочленения двух слов: латинского cultura – культура и греческого logos – наука, знание, т.е. означает буквально "наука о культуре". Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др. Поэтому возникает резонный вопрос: какое место в системе социально-гуманитарного знания занимает культурология, в чем заключается ее своеобразие по отношению к другим наукам о культуре?
     Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, выяснить, какое содержание вкладывается в понятие "культура". Оно возникло в Древнем Риме и обозначало первоначально "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", созданному самой природой. Следовательно, с самого начала своего применения это понятие означало результаты человеческой деятельности, преобразующей предметы природы в "рукотворные", очеловеченные предметы, будь это выращиваемые людьми растения или животные, орудия труда или предметы быта. В работах немецких просветителей XVII – XVIII вв. С. Пуфендорфа, И. Гердера этот термин приобретает более широкий смысл, включает в себя не только материальное преобразование, но и духовное облагораживание человека. Эта, вторая сторона особенно сильно акцентировалась французскими просветителями XVII – XVIII вв. М. Вольтером, К. Гельвецием и др., согласно представлениям которых не только материальное производство, но и общественные отношения, формы государственного устройства, состояния нравов суть вторичные элементы развития культуры. В дальнейшем, особенно в XIX – XX вв., понятие "культура" обогащалсь все новым и новым содержанием, и к началу XXI в. в общественных науках существовало уже более 500 значений этого термина. Чаще всего в его содержание включаются: 
     1)специфически  человеческая деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей;  
     2)система  идеалов, ценностей и норм, которыми  руководствуются индивиды и их  группы в своем поведении; 
     3)историческая  память человечества, воплощенная  в традициях, обрядах, стандартах  повеления; 
     4)духовное развитие человека и человечества, проявляющееся по-разному на различных этапах исторического развития общества.
     Все изложенное дает основание для заключения о том, что культурология есть наука о культуре как сложном и целостном социальном феномене.
     Однако культуру изучают, как уже говорилось, несколько наук. Чем же от них отличается культурология? Отвечая на этот вопрос, определим, как подходят к исследованию культуры различные науки. Психология культуры изучает культуру сквозь призму поведенческого подхода, с одной стороны, как поведенческие акты человека, включенного в создание ценностей культуры – способность к созданию символов, воображение, интуиция и т.д., а с другой, - как регулирующую роль норм и ценностей культуры в повседневном поведении индивидов. В отличие от этого, искусствоведение исследует особенности и тенденции развития художественной культуры в контексте общеисторического процесса, отдельные виды искусства, их взаимосвязи с различными компонентами культуры, политики, экономики, социальной сферы общества, всю совокупность содержания, форм, стилей художественных произведений. Этнология сосредотачивает свое внимание на изучении культуры как одного из важнейших определителей своеобразия этносов и наций, на выявлении и интерпретации национальных особенностей различных культур – "французская", "немецкая", "белорусская" культура и т.п. Социология исследует социальную обусловленность культурной деятельности и ее роль в развитии человека и общества, социальную сущность культуры, ее структуру и функции. Философия изучает культуру с позиций выяснения ее значения в определении смысла человеческой жизни, вычленении ее качественных характеристик – духовность, гуманистичность, просвещенность, цивилизованность, высоконравственность, созидательность, творческая ориентированность, нормативность. 
 

     2. Функции культурологи 

     Определив предмет культурологии и ее своеобразие  как самостоятельной науки о  целостном и динамично развивающемся  феномене культуру, можно сформулировать ее основные задачи и функции.
     Первая  задача культурологии – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.
     Вторая  ее задача – выявление макродинамики  развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества.
     Третья  задача культурологии – исследование микродинамики развития культуры посредством  выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и кльтурализации личности.
     Четвертая задача культурологии – выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества.
     Пятая задача культурологии – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.
     Шестая  задача культурологии – прикладная, ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта, традиций и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных поведенческих актов, свойственных отдельным индивидам и их социальным общностям, выступающим в реальной жизнедеятельности в качестве "продуктов", "производителей" и "потребителей" определенных типов, видов, форм культуры.
     Вычленение  задач культурологии позволяет  определить и ее основные функции. Они  могут быть сведены к следующему.
     *Познавательная  функция культурологии имеет своей целью и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, ее структуры и функций, ее типологизацию, дифференциацию на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры.
     *Концептуально-описательная  функция культурологии включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов.
     *Оценочная  функция представляет собой осуществление адекватной оценки того, в какой мере целостный феномен культуры, ее различные типы, отрасли, виды и формы оказывают благотворное влияние на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом.
     *Объясняющая  функция дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений и событий, механизмам функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов.
     *Мировоззренчески-идеологическая  функция претворяет в жизнь определенные общественно-политические идеалы в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм, на поведение личности и социальных общностей.
     *Образовательная  (обучающая) функция вытекает из того, что культурология, определив социальную сущность культуры, тех или иных ее типов, видов и форм, выяснив тенденции, способна через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять культурологические знания и оценки, помогая тем самым студентам, специалистам, а также всем людям, интересующимся проблемами культуры, лучше узнать особенности этого чрезвычайно важного социального феномена, его роль в развитии человека и общества.
     Исходной и вместе с тем базисной категорией в системе культурологии является понятие культуры. Но в связи с тем, что в культуру включают все, что создано человеком – книги и одежду, симфонии и обычаи, правила поведения и прохладительные напитки, традиции и современные хит-парады, а также все то, что и как делает человек – одевается, питается, общается, трудится, влюбляется и т.д., понятие "культура" становится очень многогранным. Поэтому одни исследователи выделяют в культуре деятельность созидателей культурных ценностей (деятельностный подход). Другие выдвигают на передний план аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть, прежде всего, система идеалов, ценностей и норм. Третьи говорят о культуре как нормативно-регулирующей системе, поскольку ее ценности и нормы регулируют поведение людей (нормативная интерпретация). Четвертые акцентируют внимание на знаково-символической стороне культуры, рассматривая ее как систему коммуникаций. Пятые определяют культуру как передаваемую небиологическим путем коллективную память человечества, совокупность создаваемых и передаваемых из поколения в поколение знаний, умений, навыков, традиций и ценностей.
     Парадоксальность  ситуации заключается в том, что  и первые, и последующие оказываются  по-своему правы. Дело в том, что культура – это и специфически человеческая деятельность, которой не существует в животном мире, это и совокупность ценностей, это и нормативно-реглирующая система, это и многое другое. Поэтому к началу XXI столетия сложилось свыше 500 определений культуры, каждое из которых выражает одну из множества граней этого сложного и вместе с тем целостного, динамично развивающегося социального феномена.
     Если  дать обобщающее определение культуры, учитывающее наиболее обоснованные точки зрения на ее сущность, содержание и роль в развитии человека и общества, то оно принимает следующую форму. Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.