На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Россия в международной торговле технологиями и высокотехнологичной продукцией

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК  ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ  ПРОДУКЦИИ 4
ГЛАВА 2. МЕСТО РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ  РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ  ПРОДУКЦИИ 13
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 17
Заключение 24
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Научно-техническая  революция и развитие производительных сил ведут к углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические  отношения между странами характеризуются  быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества.
     Если  выделить из области торгово-экономических  отношений обмен сырьевыми и продовольственными товарами, которые так или иначе связаны с географическими, климатическими условиями и наличием полезных ископаемых, то оставшаяся часть внешнеэкономических связей в сегодняшнем мире явится следствием международного разделения труда, базирующегося на неравномерном развитии различных видов технологии, уровень которой определяет конкурентоспособность товаров на рынке, их качество и себестоимость, а, следовательно, и получение прибыли при реализации.
     Если  же исключить товары широкого потребления, то оставшаяся часть международного экономического обмена будет представлять собой обмен технологией либо в «чистом виде» – в виде знаний, опыта и научно-технической информации, либо «овеществленной» в материалах, машинах и оборудовании. Эта часть внешнеэкономических связей представляет собой обширную сферу обмена, конечная цель которого, с одной стороны, повышение технического и технологического уровня производства, с другой – получение прибылей.
     В век высоких технологий и революционных  изобретений эта отрасль международных  экономических отношений становится все более актуальной, в том  числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства.
Цель  данной курсовой работы – рассмотреть мировой рынок технологий и высокотехнологичной продукции и место России на этом рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

 
      В практике международных экономических  отношений понятие «технология» используется весьма широко, но в каждом конкретном случае содержание его различно.?Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).
      Субъектами  мирового рынка технологий являются:
      государства
      университеты
      фирмы
      бесприбыльные организации
      фонды
      физические лица
      ученые и специалисты.
      Важно четко осознавать, что технология становится товаром, то есть продуктом, который может быть продан лишь в определенных условиях. Достаточно сказать, что даже запатентованные новшества используются во всем мире едва ли на 3-5%. А в процессе прохождения голой идеи на пути своего превращения в товар отсев еще больше. Из каждых ста идей разрабатываются не больше одной. Из каждых ста новых товаров, в которых воплощены новые идеи, рынок отвергает свыше 90%.
      Итак, технология приближается к тому, чтобы  стать товаром на определенной стадии движения «идея - рынок», а именно тогда, когда осознана реальная возможность коммерциализации идеи, проведена экспертиза, проведен отсев, определены возможные сферы использования. Но даже в этом случае товар-технология должен иметь товарный вид, то есть удовлетворять стандартным требованиям к товару.
      В таком виде технология-товар может  иметь вид патентов, производственного опыта, «ноу-хау», опытных или промышленных образцов оборудования, аппаратуры, другой техники, а также технологии в узком понимании как способов производства, технологических (в том числе химических, биотехнологических и др.) процессов.
      Приобретая  товарный вид, технология становится товаром  и может быть предметом передачи технологии. Бытующее в России понятие  «внедрение» неприменимо к рыночным условиям технологического обмена, ибо технология может быть товаром и без «внедрения». Например, патент, опытный или промышленный образец вполне могут иметь спрос и продаваться. Поэтому более приемлемо для процесса коммерческого использования продуктов интеллектуального труда применять термины «передача технологии» или «технологический обмен».
      В практике договоров технологического обмена почти невозможно бывает выделить объект технологического обмена в предельно  чистом виде. Например, поставки какого-либо оборудования всегда сопровождаются передачей  пакетов сопроводительной документации, иногда лицензий. Само оборудование может  быть уже знакомым, и только отдельный  узел или компонент - принципиально  новым, что радикально меняет технические  характеристики всего оборудования.
      Кроме того, фирма-поставщик производит установку, наладку, пуск оборудования, обучение персонала, передавая свое «ноу-хау». Иначе говоря, передача технологии имеет место тогда, когда приобретающая сторона рассматривает ее как новую, позволяющую улучшить свою конкурентоспособность и увеличить в перспективе прибыль.
      Существует  мнение, что основным каналом передачи технологии является лицензионный обмен. В действительности, как уже упоминалось, это только часть, наиболее видимая со стороны.
      Именно  поэтому все высокотехнологичные  фирмы промышленно развитых стран вырабатывают и тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые в настоящее время приобрели характер технологической стратегии. Все более активную роль в сфере передачи технологии играют государства и правительства. Действительно, так называемый технологический разрыв, который существует между США и Западной Европой, Западной Европой и Японией, промышленно развитыми и развивающимися странами, в том числе НИС и наименее развитыми, а также Россией и другими бывшими социалистическими странами, может быть выгодно использован (и используется промышленно развитыми странами) как в коммерческих, так и в политических целях.
      Технология-товар  проходит определенный жизненный цикл.
      1. На дорыночной фазе технология еще не является товаром, а лишь потенциально может стать товаром, но может им и не стать. К моменту своего выхода на рынок расходы на создание технологии быстро увеличиваются и данная стадия - выход на рынок - является критической. Если рынок отвергает новый продукт (процесс), то все затраты становятся бросовыми и лишь отягощают общий перечень издержек и накладных расходов. Собственниками созданных технологий выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации которые финансируют их деятельность. При этом значительные затраты на НИОКР оказываются под силу прежде всего крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров. Поэтому проявляются тенденции монополизации или олигополизации новых технологи на определенный период.
      2. В случае успешного внедрения на рынок спрос на технологию быстро возрастает, достигает некоего максимума и затем начинает снижаться. Соответственно изменяются и ценовые параметры, а значит, прибыль.?В период рыночной жизни технологии быстро растут предложение, конкуренция и спрос. Появляется большое количество имитаторов, предлагающих аналогичный товар, но с другой торговой маркой. Оградить интересы человека и фирмы-производителя, их приоритет призваны патент, право интеллектуальной и промышленной собственности, охраняемые законодательством всех цивилизованных государств. Для надежной защиты своих прав на технологию любой ее создатель стремится запатентовать ее в основных странах - потенциальных конкурентах. На практике ведущие фирмы - производители новой технологии одновременно патентуют свои новинки примерно в 25 возможных странах-конкурентах, то есть в основных промышленно развитых государствах.?Правовые системы различных стран предусматривают различные сроки охраны прав собственности на технологию - примерно от 10 до 20 лет, в среднем 15. Этого срока оказывается более чем достаточно для прохождения «жизненного цикла». Более того, в современных условиях происходит быстрое сжатие сроков и разработки, и рыночной жизни технологий.
      Поэтому все без исключения собственники технологии заинтересованы в максимально  быстрой ее коммерциализации. Те из них, кто способен собственными силами производить и продавать технологию в материализованном виде - технику, инструменты, узлы, комплексные технологические объекты, - используют следующую стратегию.
      а) На первом этапе жизненного цикла  предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы, процессы и которая способна обеспечить покупателю новое качество при использовании данного товара.
      б) На втором этапе технологический  обмен сопровождается (или осуществляется в виде) прямыми инвестициями, что открывает для продавца новые горизонты - новые рынки, дает экономию на оплате труда, транспортных издержках и других услугах и товарах, позволяет увеличить массу прибыли.
      в) На третьем этапе предпочтение традиционно  отдавалось продаже «голых» лицензий, то есть уступке прав собственности на запатентованную и незапатентованную («ноу-хау») технологию, ее использование. В массовом сознании именно этот этап часто ассоциируется с технологическим обменом, но, как мы видим, это не так.
      Все сказанное выше относится к технологической  стратегии крупных корпораций Запада в отношении к другим независимым фирмам и странам.
      В свою очередь, крупные ТНК придерживаются иной стратегии во внутрифирменных отношениях. Многие из них - многозаводские, имеющие юридически независимые, но соподчиненные с материнской компанией дочерние компании, филиалы и отделения. Технологический обмен между ними осуществляется принципиально иначе, чем между полностью независимыми контрагентами. Практически бывает очень трудно выделить реальные технологические потоки внутри ТНК, которые идут в разных направлениях и стоимостными показателями не всегда улавливаются.
      Не  менее 1/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологии ТНК, который активно используется ими для проникновения на новые рынки и учреждения собственных фирм. Одним из наиболее показательных примеров является деятельность европейского отделения IBM - мирового лидера в производстве компьютерной технологии.
      Практика  показала, что деятельность многочисленных предприятий IBM в Европе привела к отставанию технологического уровня Европы от США. Иначе говоря, технологический обмен ТНК является внутрикорпоративным трансфертом, но не технологическим обменом в общепринятом понимании. Он приводит к сохранению и упрочению технологического лидерства и разрыва, а в ряде случаев и к обратному оттоку технологии через учреждаемые в других странах исследовательские подразделения.
      Однако  это не означает, что создание новых  технологий и их активное внедрение  возможно только в рамках ТНК.
      Гораздо более перспективным источником технологии могут быть поэтому более, мелкие фирмы, у которых недостает  собственных средств для доведения  технологии до рыночной стадии. В зарубежной практике все более важным источником технологий становятся небольшие компании венчурного типа, технопарки, которые притягивают к себе капитал заинтересованных фирм, фондов, корпораций. Основной притягательной чертой в данном случае является возможность приобщения к новой технологии практически сразу - в момент ее появления. Для России привлечение иностранного капитала в новые небольшие компании и технопарки - наиболее вероятный путь развития международного технологического обмена.
      Технологический разрыв, существующий между странами, находящимися на разных ступенях экономического развития, позволяет осуществлять международный технологический обмен по «многоступенчатому» сценарию. Так называемая высокая технология обращается преимущественно между промышленно развитыми странами. Средняя и низкая технологии не имеют той ценности для промышленно развитых стран, что высокая технология, то есть не могут быть для них товаром. Но для рынков НИС они могут быть «новой технологией». В последние десятилетия рынок НИС активно участвует в технологическом обмене с промышленно развитыми странами. Поэтому промышленно развитые страны получают возможность растянуть во времени и в пространстве «жизненный цикл» технологии, увеличивая и получаемую прибыль. Принципиальная особенность такого обмена - приобретение лицензий фирмами развивающихся стран у промышленно развитых стран и перенос относительно простых стадий производства корпораций промышленно развитых стран в собственные филиалы и отделения, расположенные в НИС.
      Как видно, и в первом, и во втором случае передача технологии осуществляется либо на заключительных стадиях «жизненного цикла», либо не приобретает товарной формы и осуществляется в виде внутрифирменного трансферта.
Развитие наукоемкого рынка тесно связано с глобализацией экономики. Эти процессы не просто взаимосвязанны, но и взаимно обусловлены: без одного нет другого. Рост наукоемких рынков происходит за счет перераспределения финансовых, производственных, материальных и трудовых ресурсов с других рынков. Компании, работающие в высокотехнологичном секторе экономики, с одной стороны, используют преимущества этого процесса, а с другой — сами ускоряют его своей деятельностью.
Достаточно полное и совершенное исследование механизма движения капитала в новую экономику, использующую научно-технические достижения, назвать трудно. Как правило, применяются стандартные объяснения:
    высокая рентабельность подобных производств, связанная с высокой отраслевой производительностью труда, делает их привлекательными для инвесторов;
    предприятия используют свое монопольное положение и через ценовой механизм перераспределяют стоимость, «эксплуатируя» экономических субъектов, функционирующих на других рынках.
Необходимо отметить, что эти объясняющие схемы — лишь фиксация вторичных эффектов, так как в рамках стандартных моделей мировой финансово-кредитной системы и равновесных рынков неясно, почему все же именно эти высокотехнологичные отрасли стали приоритетными (отраслями-лидерами).
Гипотеза, объясняющая объективную основу лидирующего развития наукоемких отраслей в современной экономике. На наш взгляд, следует исходить из того, что представление о механизме выравнивания нормы прибыли между отраслями в условиях глобализации рынков и мировой экономики необходимо скорректировать, учитывая специфический механизм ценообразования на наукоемкую, инновационную продукцию.
Традиционное представление об этом механизме исходит из того, что при определении цены неявно предполагается средний уровень издержек на производство той или иной продукции. И это правильно — но только в том случае, если не учитывать отраслевые (технологические) различия как производственного, так и личного потребления. На современном этапе технологического развития стандарты потребления в разных отраслях экономики существенно различаются6. Они зависят от общего уровня образования основной массы работников отрасли, производственной культуры, способов реакреации (восстановления способности персонала к труду) и т.д. В момент найма рабочей силы ее стоимость уже предопределена рынком и в среднем мало зависит от личности конкретного наемного работника. Для наукоемких производств существенно по сравнению с другими отраслями повышены расходы непосредственно на проведение НИОКР и оплату высококвалифицированного персонала и косвенно — на систему образования и «индустрию отдыха и досуга». Эти расходы общественно признаны потребителями и статистически отражены в повышении относительной величины добавленной стоимости в структуре стоимости продукции и, следовательно, определяют статистический феномен высокой отраслевой производительности труда в форме выработки на одного занятого. Несомненно, что производительность труда в наукоемких отраслях в целом выше, чем в отраслях низших переделов, однако статистика завышает ее реальную величину. Определение реальной величины производительности труда в наукоемких отраслях требует отдельного исследования.
Вторичный эффект указанного феномена состоит в том, что становление новых высокотехнологических укладов позволяет за счет стоимостного механизма перераспределять часть вновь созданной стоимости и обеспечивать локальное повышение нормы прибыли у отдельных производителей. Следовательно, в эти новые производства устремляется свободный капитал в кредитной и (или) финансовой форме. Это приводит к повышению капитализации высокотехнологичных компаний; как следствие — расширяется новый рынок и создается некоторый новый тип потребления и, соответственно, новый рынок. Таким образом, перманентное образование все новых рынков ведет к возникновению специфического механизма, обеспечивающего непрерывно воспроизводимое перераспределение части вновь созданной стоимости из производств, базирующихся на старых технологических укладах, в более совершенные. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. МЕСТО РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ  РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

 
 
     В настоящее время в большинстве  стран мира коммерциализация научных достижений стимулирует фундаментальные исследования, тем самым, повышал коммерческую привлекательность прикладной науки. Россия также вы ходит на этот путь, однако, коммерциализация российских и, в первую очередь, советских изобретений осложняется недостатком квалифицированных специалистов в области международного патентования, разрывом между исследовательскими институтами, производственными и торговыми предприятиями. Необходимость интеграционного усилия российских производителей высокотехнологичной продукции по представлению своих интересов на мировом рынке сейчас ощущается практически всеми организациями, так или иначе причастными к судьбе российской науки. Без вложения средств от продажи существующих конкурентоспособных российских технологий в теоретические исследования невозможно долго продержаться на мировом рынке - рано или поздно запас советских разработок закончится и устареет.
      Устойчивая  тенденция роста доли наукоемких товаров в мировом производстве обусловлена высокой доходностью и возможностью монополизации мирового рынка отдельного вида нового товара и технологии производителем первым на него вступившим. Опережающий рост международной торговли высокотехнологичной и наукоемкой продукцией и сокращение удельного веса сырья в мировом экспорте уже привели к значительному снижению роли транспорта при осуществлении международных коммерческих операций.
      В 1999 году Россией было заключено 621 соглашение по технологиям экспортного характера  и 334 соглашения по импорту. При этом в российском экспорте большую часть  составили научные исследования, а в импорте промышленные технологи уже используемые в мировом производстве. Данное положение вызвано отсутствием средств у российских разработчиков на доведение своих новых технологий до коммерческого использования результатов раз работок.
      В последнее десятилетие в мире наблюдается рост производительности труда вследствие повышения качества рабочей силы. Это стало определяющим фактором снижения себестоимости продукции. Россия пока еще не в состоянии  преодолеть порога сырьевого фактора  снижения себестоимости, и это особо  трагично притом, что образование  в мире стало одной из наиболее прибыльных отраслей экономики.
      Наблюдаемый последние 50 лет рост сознательности и культуры человечества порождает спрос на качественные знания и информацию. Возрастающее по объемам и скорости производство информации есть прямой продукт НТП и коммерческой целесообразности. Всеми экономистами признано, что основным товаром современности стала информация. В этой связи независимое производство информации ставит вопрос о роли национального государства присваивающего и распределяющего информацию в своих целях - удержание и укрепление власти. Таким образом, чисто экономический вопрос переходит в плоскость философии и политологии. Нет причин отрицать то, что использование торговли технологиями как механизма влияния на скорость мирового интеграционного процесса со стороны национальных государств и ТНК широко используется в политических целях. В тоже время мировая экономическая интеграция есть объективный исторический самоопределяющийся процесс, происходящий из невозможности сокрытия информации национальными государствами вследствие ее многократного роста.
      Непрерывное расширение мирового рынка технологий и высокая скорость обновления технологий повышает стоимость реализуемой на мировом рынке продукции по сравнению с товарным рынком и рынком услуг, что обусловлено высокой доходностью новых технологий и определяющей ролью в производственном процессе.
      Тесная  связь мирового рынка технологий и мирового финансового рынка  особенно привлекательна для России, недопустимо низкая доля которой, на мировом рынке высокотехнологичных  товаров, составила около 1% в 1999 году. И эта тенденция сохраняется и в наше время. Так, в 1ом квартале 2009 года  экспорт России в области машин, оборудования и транспортных средств (отрасли, являющиеся наиболее высокотехнологичными) составляет всего 2762 млн. долларов, что составляет всего 4,3% от общего экспорта. Данные же по США по цифрам высокотехнологических товаров всего за март 2009  составила 20.7 миллиардов долларов США.
      Необходимость в полномасштабной государственной  поддержке российских участников мирового рынка технологий усиливается низким уровнем отчислений на российскую науку в последнее десятилетие и слабым вниманием к мировому научно исследовательскому процессу. По данным Росстата за 2007 год  инвестиции на научные исследования составили всего полпроцента от общей суммы инвестиций.
      Даже  при беглом взгляде на проблемы российского  участия в международном технологическом обмене становится ясным, что для достойного участия России на мировом рынке технологий необходим, в первую очередь много кратный рост финансовых вложений в науку, образование и здравоохранение; финансирование изобретательского и рационализаторского движений на предприятиях; поддержка со стороны государства процесса патентования российских изобретений за рубежом; ясное законодательство в области ВЭД; нулевое налогообложение прибыли российских участников мирового рынка технологий инвестируемой в развитие производства и исследования; проведение широкомасштабной кампании по привлечению молодых кадров в данную область и, не побоюсь повториться, деньги, деньги и еще раз деньги, поскольку без государственной поддержки не возможно полномасштабное присутствие России на мировом рынке технологий, соответствующее накопленному опыту и богатству научных знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 
 
      В современных условиях важным инструментом государственной стратегии развития отечественной экономики является научно обоснованная инновационная политика. Она способствует устранению устаревших, неконкурентоспособных производственных структур и формированию новых; ускорению научно-технического и управленческого прогресса, адаптации к объективным требованиям глобализации мировой экономики.
      Переход России к модели радикально-инновационного типа экономического развития позволит ей использовать имеющиеся экономические ресурсы и преимущества глобализации, способствующие повышению конкурентоспособности ее экономики. При ее разработке важно учитывать: 

    объективные перемены в геоэкономической и геополитической  ситуации в мире, а также интересы отдельных стран-партнеров по внешнеэкономическим связям, национальных и транснациональных компаний, международных экономических и иных организаций;
 
    международные правовые нормы, правила и обычаи;
 
    конкурентные  преимущества России и ее ведущих  предприятий, активно участвующих  в международном промышленном сотрудничестве.
 
      Государственная инновационная политика должна содержать  инструменты адаптации хозяйствующих субъектов к условиям либерализации и глобализации мировой экономики; стимулы к промышленному сотрудничеству с зарубежными партнерами, эффективного использования их инновационных конкурентных преимуществ; меры содействия развитию конкурентоспособных отраслей экономики. Такая политика может стать успешной лишь при ее ориентации на конкурентные преимущества отечественных предприятий, на конкурентоспособность производимой ими продукции (особенно в сфере высоких технологий), способной занять свою нишу на мировых рынках. При этом формирование конкурентных преимуществ невозможно без интеграции высокотехнологичных производств в мировое научно-техническое пространство и удержания ведущих позиций на приоритетных для России направлениях.
      Существует  ограниченное число основных технологических  областей, в которых Россия обладает конкурентными преимуществами на мировых  рынках и способна занять лидирующие позиции. К ним относятся: авиационная  техника; космическая техника и услуги; ряд видов вооружений и др. Определенные конкурентные перспективы имеют также разработка новых материалов; технологии разведки, добычи и переработки нефти и газа; программные средства, информационные системы моделирования; отдельные виды специализированных вычислительных систем.
      В XXI веке стратегические приоритеты в экономическом развитии получают те страны, которые осуществляют не только разработку инновационных технологий, но и создают возможности для практического применения инноваций, активно ведут поиск сфер наиболее восприимчивых к инновациям. Так, например, в настоящее время реализуется не столько продукт в виде патента, сколько интеллектуальная услуга, которая оказывается в виде консультации.
      Современная экономика знаний основана на трудно различимой связи между разработчиком, потребителем знания, технологическим  брокером и инновационным менеджером. Главным в экономике знаний является интеллектуальный капитал. Он включает в себя капитал человеческий и капитал структурный. Человеческий капитал — это, прежде всего, знания. Структурный капитал — это патенты, лицензии и т.д. Таким образом, сущность экономики знаний заключается в трансформации человеческого капитала в структурный капитал. Россия располагает огромным интеллектуальным потенциалом, который существует в виде квалификации, репутации и знаний. Необходимо этот потенциал трансформировать в капитализированные активы, поскольку квалификация на рынке реализуется в виде сертификатов и лицензий, репутация — в виде брендов, а знания — в виде прав интеллектуальной собственности.
      Не  имея хотя бы одного из указанных активов  на рынок выходить нецелесообразно. Еще одна проблема России заключается в отсутствии механизма, позволяющего преобразовывать идеи и высокие инновационные технологии в рыночный продукт или, другими словами, интеллектуальный потенциал в капитал. В развитых странах такой механизм есть.
      Опыт  США, Великобритании, Франции, Германии и других стран свидетельствует о том, что инновационная экономика получает развитие на основе специальных законодательных актов, которые четко регулируют участие в инновационном процессе государства, науки и предприятий. На сегодняшний день в масштабах России эта задача не решена, хотя в целом ряде регионов приняты местные законы об инновационной деятельности.
      Смена очередного технологического уклада дала возможность малым и средним  предприятиям выйти в лидеры инновационного процесса. Так, в Германии основную массу новых инженерных решений и инноваций производят малые и средние фирмы, доля которых в немецкой промышленности достигает 70%. Эти компании находятся в состоянии постоянной конкуренции и вынуждены предлагать на рынке новые, более эффективные и дешевые инновации, продукты лучшего качества. Поэтому именно развитие малого предпринимательства является стратегически важной областью для тех стран, которые сегодня хотят занимать первые места в международной конкурентной борьбе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.