Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Принципы физического воспитания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
Московский Институт Физической Культуры и Спорта
 
 
 
 
 

  РЕФЕРАТ
  по  предмету: «Теория и методика физической культуры и спорта»
  на  тему: «Принципы физического воспитания» 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:
                    студентка 3 курса
                    факультет: физической культуры
                    группы: 1Ф-735-З 
                      Рябова Галина Алевтиновна 
                      Проверил:

                    Преподаватель Кузьменко Г.А. 
                 
                 
                 

  Москва 2010 

Содержание          

Введение…………………………………………………………………………………………………….…… 3

Принципы  физического воспитания …………………………………………………………….….  3

 
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………………………………….. 3

1. ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ………………………………….. 3

2.  ПРИНЦИП СВЯЗИ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКОЙ ЖИЗНИ ……………………………………4     

3. ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ ……………………... 6

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ ………………………………………...… 7

1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ …………………………………………………………….… 7

2. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ ……………………………………………………………………………………… 9

3. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ  И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ …………………………………………………...…… 9

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ ………………………………………………. 11

1. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ  ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ …………………………………. 11

2. ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ЧЕРЕДОВАНИЯ НАГРУЗОК И ОТДЫХА …………………………………………... 12

3. ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО НАРАЩИВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕ-ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ………… 12

4. ПРИНЦИП АДАПТИРОВАННОГО СБАЛАНСИРОВАНИЯ ДИНИМИКИ НАГРУЗОК ……………………..…… 13

5. ПРИНЦИП ЦИКЛИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ …………………………………………………..…… 14

6. ПРИНЦИП ВОЗРАСТНОЙ АДЕКВАТНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………….. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………. 15

СПисок  использованных источников…………………………………………………………………… 17

Введение

 
Физическое  воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить  ни одну школьную или вузовскую программу  обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые основы физического воспитания. 

Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание получило в наше время. Один классик сказал, что в человеке должно быть прекрасным все – и тело, и душа, и помыслы. Именно «тело» стоит на первом месте, и это не случайно. Мы должны помнить, какое сейчас время – время машин и компьютеров. Человек освободился от тяжелого, потогонного труда. Но хорошо ли это? Нет – без физической нагрузки человеческое тело начинает атрофироваться. Организм теряет защиту, быстрее поддается различным инфекциям и болезням. Это, плюс загрязнение окружающей среды – главные причины появления так называемого «больного поколения». 

Вот почему так актуален в наше время вопрос физического воспитания. Именно занятие  физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.

Принципы  физического воспитания

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные
положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют
деятельность  педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил
и времени.
В теории и практике физического воспитания существуют 2 основные группы принципов:  

      общие принципы системы физического воспитания,
      общие методические принципы физического воспитания
 
 
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ: 

     1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
     2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни;
     3. Принцип оздоровительной  направленности физического  воспитания. 

Рассмотрим каждый принцип более детально: 

1. ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.      

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух
основных положениях:
    
1) Обеспечение единства  всех сторон воспитания, формирующих гармонически
развитую  личность.
В процессе физического воспитания и смежных  формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание.
      
2) Обеспечение широкой общей физической подготовленности.

Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного
общего  развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств, наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки. 

Духовный  мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь,
социальной  среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным
на изменение  окружающей среды и самого себя.
В процессе физического воспитания – в силу физического и духовного развития
человека  – существуют огромные возможности  для реализации задач умственного
нравственного и эстетического воспитания. Принцип  всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования: 

    строго  соблюдать единство различных сторон воспитания
    обеспечивать широкую общую физическую подготовленность
 
Требования  общей физической подготовленности опираются на одну из главных
закономерностей развития человека – неразрывную  взаимосвязь систем и органов.
Всесторонняя  физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида
деятельности, служит неиссякаемым источником моральных  и физических сил
человека.
          

2.  ПРИНЦИП СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКОЙ ЖИЗНИ.       

Этот  принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение. 

Некоторые ученые видят основную функцию физической культуры и спорта в том,
чтобы с их помощью ликвидировать скованность  современной жизни. Но есть и
другая  точка зрения – что физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений врагов. 

Это придает  принципу связи физического воспитания с практикой жизни новые содержание и значение. В осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из того, что везде, в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне. 

Существует  мнение, согласно которому прикладное значение физического воспитания заключается только в выработке двигательных навыков, непосредственно необходимых в жизни. Если навык, формируемый в результате занятий тем или иным видом физического упражнения прикладен, т.е. может быть перенесен в трудовую или боевую обстановку, то такое физическое воспитание связано с жизнью. 

Цель  заключается в том, чтобы, придя  на производство или в армию, человек  в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела. Только сильный ловкий и физически развитый человек лучше осваивает новую работу, быстрее овладевает новой техникой. 

Физическое  воспитание должно обеспечивать соответствующий  уровень здоровья
членов  общества, развития их силы и выносливости. Принципом связи физического
воспитания  с практикой жизни необходимо руководствоваться всех частных  задач
физического воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее физические упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение. В итоге можно вывести следующие конкретизирующие положения принципа связи физического воспитания с практикой жизни: 

    решая конкретные задачи физической подготовки, следует  при прочих равных      
       условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям),  
               которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки
               непосредственно трудового характера;
    в любых формах физической деятельности необходимо стремиться
               обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных
               двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических
               способностей;
    постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с    
       формированием активной жизненной позиции личности но основе воспитания
               трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.
       

3. ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
   
Идея  укрепления здоровья человека пронизывает  всю систему физического
воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания
вытекают  следующее положения: 

     1) Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся
физическими упражнениями.
Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление; 

     2) Обязательность и единство врачебного  и педагогического контроля.
Физические  упражнения – это средство, которое  лишь в условиях правильного
применения  дает оздоровительный эффект. В связи  с этим необходимо учитывать
биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся
физическими упражнениями. Систематический врачебный  и педагогический контроль
предполагает  строгий учет этих особенностей. Следует  всегда иметь в виду, что
ни преподаватель,  даже хорошо подготовленный, ни сам  занимающийся не могут
полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме  под
влиянием  физических упражнений. На помощь приходит врач. 

Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций,
проводящих  работу по физической культуре. Однако, врачебный контроль не
должен  ограничиваться только констатацией происходящих в организме человека
изменений. Наряду с показателями специального педагогического наблюдения,
данные  врачебного контроля являются теми объективными явлениями, по которым
мы можем судить о положительном или отрицательном влиянии физических
упражнений, изменять и совершенствовать методы физического воспитания. 

Принцип оздоровительной направленности отечественной  системы физического
воспитания  повседневного творческого содружества  врача, педагога и самого
занимающегося. Если занимающийся почувствует ухудшение  здоровья, а врач
подтвердит  это по анализам, то он должен отойти от интенсивного занятия
спортом и довольствоваться физическими  упражнениями как лечебным средством.
Врач  и педагог обязаны на основе учета изменений на основе учета изменений,
происходящих  в организме занимающегося под  влиянием физических упражнений,
предвидеть  возможные отдаленные результаты этих занятий. 
 

Таким образом, как следует из вышеперечисленного, основное назначение общих
принципов физического воспитания сводится к  следующему: 

    во-первых, к созданию наиболее благоприятных  условий и возможностей
               для достижения цели и решения задач физического воспитания;
    во-вторых, к объединению общей направленности процесса физического
               воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровлению);
    в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение
               положительных результатов физического воспитания и путей реализации их на
               практике.
    
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ
Общеметодические  принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.
1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ.
Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы  сформировать у занимающихся глубоко  осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.
Реализация  рассматриваемого принципа должна приводить  к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники  различных упражнений, воспитанию сознательного  и активного отношения к процессу физического воспитания.
Сознательность  - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности. В процессе физического воспитания, прежде всего должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями в целом. Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию. От преподавателя физического воспитания и тренера по виду спорта во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к избранному ими направлению или виду физического воспитания в целом.
Для успеха физического воспитания важна также  сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной преподавателем. При постановке каждого конкретного требования надо по возможности доводить до сознания занимающихся его значение. Одна из существенных сторон педагогического мастерства преподавателя физического воспитания заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания. Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это достигается применением таких методов, как словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений. Побуждая к мышлению в процессе овладения и управления движениями, преподаватель тем самым создает реальные предпосылки для улучшения двигательных функций. Это доказано многочисленными исследованиями реакций организма на воображаемую работу, когда предварительное продумывание задания существенно повышало эффективность обучения. В психологии это получило наименование идеомоторная тренировка.
Активность  - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Согласно  теории деятельности (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.
Из данного  принципа вытекают следующие требования.
1. Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.
2. Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе.
3. Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений,        навыков в практике жизни.
4. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования.
Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных  методических приемов: контроль и оценка действий занимающихся, направлений их внимания на анализ выполнения движений, обучения их самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений, иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям, мысленного воспроизведения разучиваемых движений (идеомоторная тренировка), беседа по разбору техники.
2. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ.
Принцип наглядности обязывает строить  процесс физического воспитания с широким использованием наглядности  при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.
Практическая  наглядность в процессе физического  воспитания осуществляется в таких  формах, как зрительная, звуковая и  двигательная.
Зрительная  наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.
Звуковая  наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.
Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему -- только на уровне представления (Б.Г.Ананьев, 1957). Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% -- в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации (Н.В.Краснов, 1977).
Двигательная  наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания. Ее значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению».
Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.
3. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.
При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.
Готовность  к выполнению заданий зависит  от уровня физического и интеллектуального  развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремленном и волевом поведении.
Назначение  принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:
    обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;
    исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.
Критериями  для определения доступных нагрузок и заданий являются:
1) объективные показатели:
    показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.);
    показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика роста физических качеств и технической подготовленности, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ - жизненная емкость легких и др.);
2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).
Доступность задач, средств и методов физического  воспитания определяется многими факторами, которые условно можно соединить в группы. К первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данного контингента занимающихся (группы, команды). Ко второй - индивидуальные особенности каждого занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания. К четвертой группе следует отнести особенности самих задач, средств и методов физического воспитания.
Общие и индивидуальные особенности занимающихся постоянно изменяются. Изменяется физиологическое и психическое состояние на протяжении одного занятия, и, следовательно, степень доступности того или иного задания и требования. По ходу многолетнего процесса физического воспитания изменяются особенности и возможности занимающихся. В связи с этим постоянно должна пересматриваться доступность средств и методов обучения и воспитания. Должны приниматься во внимание также особенности самих задач, средств и методов физического воспитания. Оценка их доступности складывается из двух моментов. Во-первых, из оценки их как таковых безотносительно к контингенту занимающихся. Во-вторых, из сопоставления этой оценки с факторами, связанными общими и индивидуальными особенностями занимающихся в их динамике.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.