На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Система банковского надзора в России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание. 

Введение………………………………………………………………………….3
1.Система банковского надзора в России, её цели и задачи …………………4
2. Центральные и коммерческие банки (как объект банковского надзора) …5
3. Механизм и  инструменты надзора…………………………………………...8
4.Виды контроля………………………………………………………………....11   5. Организация контроля в банках……………………………………………..13
6. Главная задача органов контроля……………………………………………14
 Заключение……………………………………………………………………....24
 Список использованной  литературы…………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Банковский  надзор — это надзор в банковской сфере. Организация банковского  надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях  международных банковских комитетов.
Система банковского надзора обычно включает:
- типы банковских учреждений, подлежащих надзору;
- процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
- стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;
- порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или   ограничение банковских операций;
- обязательность аудиторских проверок;
- порядок назначения временной администрации по управлению банком; объявление банков неплатежеспособными.
Организационная структура банковского надзора  характеризуется значительным разнообразием. В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами.
Целью данной контрольной работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России.
Задачи  контрольной работы:  Изучение системы  банковского контроля, её цели и задачи;  выявление механизма и инструментов надзора; ознакомление с видами контроля и организация его в банках. 
 
 
 

1. Система банковского надзора в России, ее цели и задачи 

      Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в
других  странах,  является  поддержание  стабильности  банковской   системы, защита  интересов  вкладчиков  и  кредиторов.  Конкретные  задачи,   которые ставятся  перед  надзорными  органами  в  каждый  данный   период   времени, непосредственно определяются этой главной  целью  осуществления  надзора  за кредитными  организациями  и  современным  состоянием  банковской  сферы   и социально-экономической ситуацией в  стране  в  целом.  На  начальном  этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям  предъявлялись относительно либеральные требования.  Это  объяснялось  неразвитостью  самой системы   банковского   надзора   и   задачей    ускоренного    формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего  политическими целями.  Позднее  основной  акцент  в  деятельности  надзорных  органов  был перенесен  на  обеспечение  надлежащего  качества   работы   функционирующих кредитных организаций, их  ликвидности  и  платежеспособности.  В  настоящее время в связи с обострением во всем  мире  проблемы  обращения  криминальных денег перед  ЦБ  РФ  также  поставлена  задача  разработки  системы  мер  по предотвращению отмывания «грязных»  денег  через коммерческие  банки нашей страны.
      Приближение стандартов банковского  надзора в  России  к  международным является закономерным результатом развития  российской  банковской  системы. Сложившаяся  к  настоящему  времени  в  нашей  стране  система  надзора   за деятельностью  кредитных  организаций  в   значительной   степени   отвечает международным требованиям.
       Все большее соответствие мировым  стандартам  совершенствуемых  Банком России процедур создания новых кредитных  организаций,  надзора за  банками достигается  путем  постепенного  ужесточения  требований,  предъявляемых  к кредитным организациям.
      В   последнее   время   изменена   структура   управления   процессами
регулирования и  надзора  за  банковской  деятельностью,  заложен  фундамент системы раннего реагирования,  введены  новые  более  жесткие  экономические нормативы  для  кредитных  организаций,  устанавливается  особый  надзор  за крупнейшими банками федерального уровня. 

2. Центральные и коммерческие банки (как объект банковского надзора) 

В современных  банковских системах развитых стран  существует два основных типа банков — коммерческие и центральные. К  группе коммерческих банков в разных развитых странах относится целый  ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Не одинаково трактуется в разных странах и само понятие "коммерческие банки". Главным их отличием от центральных является права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различают два типа — универсальные и специальные банки. Универсальные банки осуществляют все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.
Специальный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковских операций. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной.
Преобладание  одного типа банков в кредитной системе  той или иной страны следует понимать как тенденцию. В отдельных странах, где господствуют, например, универсальные  банки, существуют многочисленные специальные банки. И наоборот, в странах с доминированием специальных банков особенно в последние годы все больше проявляется тенденция к универсализации. Это происходит как в результате либерализации банковского законодательства в отдельных странах, так и в результате обхода банками существующих законов. Примером может служить практика создания самостоятельных специальных банков, которые практически принадлежат крупным банкам и расширяют диапазон банковских операций последних. К странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция, США, Италия и, с оговоркой Япония. Принцип универсализации доминирует в Швейцарии, Германии и Австрии. Однако во многих развитых странах отражаемые статистикой различия двух этих типов банков становятся все более расплывчатыми и спорными, так как даже в тех странах, где согласно статистике господствуют специальные банки, фактически многие из них уже превратились в универсальные. В любых преградах, выставляемых государственными властями на пути универсализации, находятся лазейки. В США — это банковские холдинги. Аналогичные примеры существуют и в других странах.
На ранней стадии развития стран банки второго  типа назывались эмиссионными. Между  тем функции эмиссионных банков к настоящему времени значительно расширились. В теории и практике стало употребляться понятие центральные банки. В условиях государственно-монополистического регулирования экономики центральные банки во всех развитых странах играют значительную роль, так как эти банки держат в руках ее важнейшие нити. Если к началу XX столетия эмиссионные банки были частными, то накануне второй мировой войны начался процесс их национализации. В 1938 г. государственным стал банк Канады, в 1939 г. — Немецкий Рейхсбанк, в 1942 г. — банк Японии, в 1946 г. — банк Англии и Франции.
В Германии центральный банк как государственный  был создан в 1957 г. Ранее в таком  качестве выступал Банк немецких земель. В Австрии центральный банк с 1955 г. является акционерным обществом, 50% участия в нем имеет государство, а остальной капитал принадлежит частным и государственным учреждениям. Банк Швейцарии — также акционерное общество, главным акционером которого являются власти кантонов, кантональные банки и другие государственные институты, а также свыше 5 тыс. частных акционеров. Членами американского центрального банка являются около 6000 различных банков. В Австрии, Швейцарии и США влияние государства на политику центрального банка регулируется законами.
Из того факта, что во многих развитых странах центральные банки являются государственными, не следует, что государство может безгранично влиять на их политику. Сила этого влияния в разных странах различна. Положение центральных банков вцелом двояко. С одной стороны, в важнейших областях экономики и политики они "работают" вместе с правительством, с другой — в вопросах тактики и отдельных областях экономической политики между ними существуют подчас большие разногласия. Эти разногласия иногда носят принципиальный характер. Центральные банки независимо от того, государственные они или нет, как правило, юридически самостоятельны и не подчиняются государству. Политика центральных банков всегда была камнем преткновения для государства, монополий и профсоюзов. Так, ориентирующиеся на экспорт монополии выступают за снижение курса валюты их стран. Представители ссудного капитала заинтересованы в стабильности покупательной силы денег. Промышленные предприниматели поддерживают политику "дешевых денег", так как дешевые кредиты стимулируют и позволяют расширять их инвестиции. Профсоюзы выступают за денежную политику, обеспечивающую полную занятость. Государство стремится проводить политику, помогающую устранить дефицит платежного баланса. Все эти и другие противоречия в свою очередь отражаются на политике центральных банков. Приоритет в политике отдается интересам той или другой стороны в зависимости от конкретной расстановки сил. Эта противоречивость целей экономической политики получила в литературе название"магического четырехугольника", углами которого являются экономический рост, полная занятость, стабильность стоимости денег и сбалансированность платежного баланса. Как показывают исследования, в современных условиях одновременное достижение этих целей невозможно. 

3.Механизм и инструменты надзора. 

Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам:
-     размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);
-    организационно-правовой форме (акционерные, паевые);
- преимущественным сферам деятельности (коммерческие, ипотечные,            экспортно- импортные и пр.);
 принадлежности  капитала (национальные, иностранные)  и др.
В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.
В силу этого системный  подход к банковскому  надзору предусматривает:
* надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;
* надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.
Каждая  из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального банка.
Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
К привентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в
России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).
Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе с балансами следующие сведения:
- об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и остатках средств на счетах «Ностро»;
- об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных
организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;
- о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных
организациях  депозитах;
- о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.
Информация  о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до
10 числа  месяца, следующего за отчетным  кварталом, сообщать в территориальные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам
«Ностро»  и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран. Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ностро» в рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях (как резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчиками), бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ территориального учреждения Банка России.
Наряду  с привентивными мерами, направленными на поддержание стабильности деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и которые в будущем могут осложнить их финансовое положение, Банком России разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений работы с ними.
4. Виды контроля. 

Особенность функционирования банковской системы  в рыночной экономике определяет необходимость организации контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков. Банковская система выполняет жизненно важную роль посредника, аккумулируя сбережения частных лиц и предприятий и предоставляя их другим физическим и юридическим лицам, т. е. банки перераспределяют мобилизованные денежные средства для наиболее эффективного и производительного использования. Поскольку банки являются важнейшими элементами инфраструктуры современного общества, то обеспечение их устойчивого функционирования требует постоянного надзора и контроля за их работой.
Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.
Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.
Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.
Правовые  основы организации контроля и надзора  определены законами РФ "О Центральном  банке Российской Федерации" и "О  банках и банковской деятельности в  Российской Федерации". Закон о  Центральном банке Российской Федерации  предусматривает необходимость  осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.
Правовые  основы осуществления аудиторской  деятельности как независимого вневедомственного контроля определены Указом Президента Российской Федерации "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 года N 2263. Этим указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, на основе которых "Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" от 6 февраля 1991 года должно быть приведено в соответствие с новыми нормативными актами.
Коммерческие  банки для повышения надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит.   Внутренний  аудит  можно  рассматривать  как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка. Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение банка и подчиняется руководителю банка. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными и включают проверку: правильности ведения синтетического и аналитического учета; своевременности отражения операций по счетам клиентов и внутрибанковским счетам; наличия материальных ценностей в натуре и т. д.
При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего  контроля и эффективности ее функционирования. Специальной проверки системы внутреннего  аудита не проводится, но в ходе работы внешних аудиторов быстро выявляется уровень учета и контроля в коммерческом банке. Все существующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков имеют определенную взаимосвязь, которая обусловлена единством целей и задач - обеспечение стабильной и безубыточной деятельности коммерческих банков и банковской системы в целом - при различии способов осуществления контроля. 
 
 

5. Организация контроля в банках. 
 

Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.
Система банковского надзора  обычно включает;
- типы  банковских учреждений подлежащих надзору;
- процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
- стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;
- порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;
- обязательность аудиторских проверок;
- порядок назначения временной администрации по управлению банком;
- объявление банков неплатежеспособными.
Организационная структура банковского надзора  характеризуется значительным разнообразием. В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью  коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и  Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами. В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора:
- Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных территориальных управлений Центрального банка,
- Департамент банковского надзора и Управление инспектирования коммерческих банков.
Для осуществления  банковского надзора контролирующие органы должны обладать достаточными полномочиями. В частности, запрашивать  у банка информацию, проверять  отчетность на месте, ставить вопросы и требовать ответа, иметь права и возможности маневра в принятии решений, включая закрытие банка, если это необходимо. 
 

6. Главная задача органов контроля. 
 

Центральной задачей органа надзора является определение вероятности возникновения проблем в работе банка в будущем. Поэтому при ее выявлении органы надзора должны иметь право принимать такие решения, которые бы способствовали их предупреждению в будущем, а именно:
- списание активов, признанных безнадежными;
- ограничение в выдаче отдельных видов ссуд или отдельным категориям заемщиков;
- усиление внутрибанковского контроля;
- усиление или замена руководства банка.
Свои  полномочия органы надзора могут  выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком.
Банковский  надзор осуществляется в виде:
- лицензирования;
- контроля за экономическими нормативами;
- инспекции и ревизии деятельности банка.
При выдаче лицензий на банковскую деятельность проверяется правомерность и источники формирования уставного капитала банка, соответствие его суммы установленным требованиям. Проверяется компетентность и профессиональная пригодность руководителей банка, определяется круг будущих операций, которые предполагает выполнять банк, а также цели, задачи и стратегия банка.
Контроль  за соблюдением банками экономических  нормативов органы надзора осуществляют с помощью анализа представляемой отчетности. При несоблюдении установленных  коэффициентов органами надзора применяются штрафные санкции, в отдельных случаях могут быть введены ограничения на банковские операции.
Контроль  за деятельностью банков органы надзора  осуществляют также путем организации  проверок на местах. С этой целью  в Центральном банке Росии в 1993 году было создано Главное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены основные правила организации проверок кредитных учреждений. Проверки могут быть двух видов: комплексные и некомплексные (выборочные).
Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.
Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.
По результатам  проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается  руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.
Внешний аудит означает независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности и  финансового положения банка в интересах его акционеров или пайщиков. Основная задача банковского аудита - подтвердить достоверность баланса и представить руководству банка заключение о финансовом состоянии банка, его доходности, ликвидности и степени риска банковских операций. Это заключение публикуется вместе с годовым балансом и отчетом о прибылях и убытках.
Аудиторские проверки банка проводятся аудиторскими фирмами, утвержденными общим собранием  акционеров (пайщиков) банка.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы, и юридические лица -аудиторские фирмы, независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия и могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме акционерного общества открытого типа. Они не имеют права заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней деятельностью.
Аудиторы  и аудиторские фирмы имеют право:
самостоятельно  определять формы и методы аудиторской  проверки в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации, конкретными условиями договора либо содержания поручения органов, по решению которых проводится проверка;
проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникающим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
получать  по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
привлекать  на договорной основе к участии) в  аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов; 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.