На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные культурологические теории

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

            ВВЕДЕНИЕ   
1.    ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ  
1.1   ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ  
1.2   МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ  
2.   ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ   
3.1   СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ  
3.2   МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 
3.3   ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 
3.4.1 МИФ  
3.4.2 РЕЛИГИЯ  
3.4.3 ИСКУССТВО   
3.4.4 ФИЛОСОФИЯ  
3.4.5 НАУКА  
3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ        
3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ  
3.5  СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ 
4.1  МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 
4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 
             "МАССОВОЙ"  КУЛЬТУРЫ                 
4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ  ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 
4.3  ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 
5.  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 
6.  ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   
 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ
      Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попытаться разобраться как самостоятельно, так и  с помощью компетентных авторов в феномене культуры. Данная тема  является  наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально,  не  вдаваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы  изучения культурологии. 

      1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
            Культура (от латинского cultura - возделывание,  воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный  уровень развития общества и человека, выраженный в  типах  и  формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры  употребляется для характеристики материального и духовного  уровня  развития определенных исторических эпох , общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например,  античная культура, культура майя), а также специфических сфер  деятельности или жизни (культура труда, художественная  культура,  культура быта). В более узком  смысле  термин  "культура"  относят  только к сфере духовной жизни людей.
      1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
      Первоначально понятие культуры  подразумевало  целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание  включало не только развитие умения следовать существующим  нормам  и  обычаям, но и поощрение желания им следовать, формально  уверенность в способности культуры удовлетворить все  потребности  и  запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры.  в любом обществе. Хотя само слово "культура" вошло в  обиход  европейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних  этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень  в  китайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины  видели  в "пайдейе", то есть "воспитанности", главное свое отличие от  "некультурных" варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова "культура",  зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений, позитивно оценивающий городской уклад социальной жизни и более близкий  к  возникшему  позднее  понятию  цивилизация.  Слово "культура" стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного.  В  эпоху  Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие  гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем  идеалу  просветителей. Для домарксистской буржуазной философии  характерно  отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении  науки,  искусства,  морали,  религии  и  государственных  форм  правления."... Производство и все экономические отношения упоминались лишь  между прочим, как второстепенные  элементы  культуры"  (Маркс  К.  и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.20, с. 25). Так французские просветители 18 века (Вольтер, А.Тюрго, Ж.А. Кондорсе)  сводили  содержание культурно-исторического  процесса  к  развитию  человеческого "разума". "Культурность","цивилизованность" нации или  страны  (в противоположность " дикости" и "варварству" первобытных  народов) состоит в "разумности" их общественных  порядков  и  политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель культуры, соответствующая высшему назначению  "разуму", - сделать всех людей счастливыми  (эвдемонистическая  концепция культуры), живущими в согласии с запросами и  потребностями  своей  "естественной"  природы  (натуралистическая  концепция культуры). Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникла "критика"  культуры и цивилизации (Ж.Ж. Руссо), противопоставляющая испорченности и моральной развращенности "культурных" наций простоту и чистоту "нравов"  народов,  находившихся  на  патриархальной ступени развития. Эта критика была воспринята немецкой классической философией, придававшей ей характер общетеоретического осмысления противоречий и коллизий буржуазной цивилизации  (разделение труда, дегуманизирующие  воздействие  техники,  распад  целостной личности и т. д.). Выход из этой противоречивой  ситуации  немецкие философы искали в сфере "духа", в сфере морального (И. Кант), эстетического (Ф.Шиллер, романтики) или философии (Г.Гегель) сознания, которые и выдаются ими за область подлинно культурного существования и развития человека. Культура  с  этой  точки  зрения предстает как область "духовной  свободы"  человека,  лежащая  за пределами его природного и социального  существования,  независимая от его эмпирических целей и потребностей. В  достижении  этой свободы и состоит смысл всей культурно-исторической эволюции  человечества.  Немецкому  философско-историческому  сознанию  свойственно признание множества своеобразных типов и форм  культурного развития, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих в  совокупности  единую  линию  духовной эволюции человечества. Так И.Гердер  рассматривает  культуру  как прогрессивное  раскрытие  способностей  человеческого  ума,    но пользуется этим понятием и для определения этапов  относительного исторического развития человечества, а также для характеристики ценностей просвещенности. Немецкие романтики (Шиллер,  А.  и Ф. Шлегели, поздний Ф. Шеллинг) продолжили гердовскую линию двоякого толкования культуры. С одной стороны, они создали традицию  сравнительно-исторического  изучения культуры (В. Гумбольдт  и  школа компаративной лингвистики), с другой - положили начало взгляду на культуру как на частную антропологическую проблему. К Герду  восходит также и третья линия конкретного анализа обычаев и  этических признаков культуры (впервые в середине 19 века в работах  немецкого истроика Ф.Г. Клемма, который рассматривает культуру  как отличительную черту человека).
      В конце 19 - начале 20 веков универсализм сложившихся  эволюционных представлений о культуре был подвергнут критике  с  идеалистических позиций неокантонианства (Г. Риккерт,  М.  Вебер).  В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему  ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни  и  организации  общества того или иного типа. В несколько ином аспекте подобный  же взгляд оформился в "теорию культурных кругов" (Л.  Фробениус,  Ф. Гребнер), распространенную до начала 20-х годов 20 века.
      Теория  единства линейной эволюции культуры была также подвергнута критике с иррационалистических позиций философии  жизни,  и ей была противопоставлена  концепция  "локальных  цивилизаций"  замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных  организмов, проходящих  сходные  этапы  роста,  созревания  и   гибели (О.
Шпенглер). Для  этой  концепции характерно    противопоставление культуры и цивилизации,  которая рассматривается как последний этап развития данного общества.  Сходные представления развивались в России Н. Я. Данилевским, позднее П.А. Сорокиным, а в  Великобритании - А. Тойнби. В некоторых концепциях критика  культуры, начатая Руссо, доводилась до полного ее  отрицания;  выдвигалась идея "природной антикультурности" человека, а любая  культура трактовалась как средство подавления и порабощения (Ф. Ницше). Вырождение этой позиции в полной мере проявилось в идеологии  фашизма.
      С последней трети 19 века изучение культуры развивалось  и  в рамках антропологии и этнографии. При этом  складывались  различные подходы к культуре. Положив начало так называемой  культурной антропологии, английский этнолог Э. Тейлор определял культуру путем перечисления ее конкретных элементов, но без уяснения их связи с организацией общества и функциями отдельных  культурных  институтов. Американский ученый Ф. Боас в начале 20 века  предложил метод детального изучения обычаев, языка и других  харектеристик жизни примитивных обществ и их сравнения, позволявший выявить исторические условия их возникновения. Существенное влияние в немарксистской антропологии приобрела концепция  американского  антрополога А. Кребера, перешедшего от изучения культурных  обычаев к понятию "культурного образца"; совокупность таких "образцов"  и составляет систему культуры.  Существенный  недостаток  концепции образов связан с отказом Кребера от применения  идеи  социального детерминизма. В ней отсутствовало также объяснение причин и мотивов к поддержанию образцов на индивидуальном уровне. Если  теория "культурных образцов" подчиняет социальную структуру культуры, то в функциональных теориях культуры, ведущих свое начало от английских этнологов и социологов Б. Малиновского и А.  Радклифф-Брауна (так называемая социальная антропология), основным становится понятие социальной структуры, а культура рассматривается как  органическое целое, анализируемое по  составляющим  его институтам. Структуру социальные антропологи рассматривают как формальный аспект устойчивых во времени социальных взаимодействий, а  культура определяется как система правил образования структуры  при  таких взаимоотношениях. Функции культуры состоят во взаимном  соотнесении и иерархическом упорядочении  элементов  социальной  системы. Постулаты этой функциональной  теории  были  подвергнуты  критике представителями структурно-функциональной школы в  немарксистской социологии (американские социологи Т. Парсонс, Р.Мертон, Э.  Шилс и другие), стремившимся обобщить представления о  культуре,  сложившиеся в культурной и социальной антропологии, и решить проблему отношений культуры  и  общества.  В  структурно-функциональной теории понятие культуры используется для обозначения системы ценностей, обусловливающей выработку форм человеческого поведения, и рассматривается как органическая часть социальной системы,  определяющая степень ее упорядочности и управляемости.  В  немарксистском культуроведении получают развитие и другие подходы к изучению культуры. Так, на основе возникшей в рамках культурной антропологии тенденции рассматривать роль культуры  при  передаче  социального наследия от поколения к поколению  было  развито  представление о коммуникативных свойствах  культуры.  При  этом  язык стал считаться образцом при изучении строения культуры, что  способствовало внедрению в культуроведение методов семиотики, структурной лингвистики,  математики  и  кибернетики  (так  называемая структурная антропология - американский этнограф  и  лингвист  Э. Сепир, французский этнолог К. Леви-Строс и другие). Однако структурная антропология неправомерно рассматривает культуру как чрезвычайно стабильную конструкцию, не учитывая динамики исторического развития культуры; в ней слабо прослеживаются связи культуры с актуальным состоянием общества, отсутствует анализ роли  человека как творца культуры. С попыткой  решить  проблему  "культура-лич ность"  связано  возникновение  особого  направления   психологии культуры (Р.Бенедикт, М.Мид,  М.Херсковец  (США) и другие).  Опираясь на концепцию З.Фрейда, истолковавшего  культуру  как  механизм социального подавления и сублимации детских  психологических импульсов, а также на концепции неофрейдистов Г. Рохейма, К. Хорни, Х. Салливана (США) о составе  культуры  как  запечатленном  в знаках содержании  непосредствнных  психологических  переживаний, представители этого направления интерпретировали культуру как выражение социальной общезначимости свойственных человеку  основных психических состояний. "Культурные образцы"  стали  понимать  как реальные механизмы или приспособления, помогающие  индивидам  решать конкретные задачи социального существования. В связи с  этим была выделена способность культуры быть моделью обучения, в  процессе которого общие образцы переходят  в  индивидуальные  навыки (М. Мид, Дж. Мердок (США) и другие).
      Идеаллистические  учения неокантианца Э. Кассиера  и  швейцарского психолога и философа культуры К. Юнга легли в основу  представлений о символических свойствах культуры. Ряд  представителей психологии культуры, опирающихся на концепцию "локальных  цивилизаций", стремились отыскать набор  "культурных  инвариантов",  не сводимых друг к другу и не имеющих  под  собой  реального  общего субстракта. Такой взгляд нашел отражение в теории языкового релятивизма Э. Сепиера - Б. Уорфа, в исследованиях конкретных культур Р. Бенедикт как обособленных "культурных конфигураций" и в  общей позиции культурного релятивизма М. Херсковица. Напротив,  сторонники феноменологического подхода к культуре,  а  также  некоторые представители экзистенциалистской  философии  культуры  выдвигают предположение об универсальном содержании, скрытом в  любой  частной культуре, исходя  либо  из  утверждения  об  универсальности структур сознания (Э. Гуссерель, Германия), либо из  постулата  о психобиологическом единстве человечества (К. Юнг), либо  из  уверенности в наличии  некоего  "фундаментального  основания, осевой изначальности" культуры, по отношению к которым все ее  разновидности - лишь "частности" или "шифры" (немецкие философы  М.  Хайдеггер и К. Ясперс).
      В современных условиях ускоренного  научно-технического  прогресса и обострения ряда социальных противоречий некоторые культурологи и социологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры. Это находит отражение в теориях поли-центризма, исконной противоположности Запада и  Востока - теории не разделяющие концепций общих закономерностей  общественного  развития.  Имеются  также  вульгарно-технологические теории, рассматривающие развитые в экономическом отношении  страны, преимущественно Запада, как страны достигшие  высшей  ступени культуры.
      Разрыв  гуманитарного и технического значения получил  отражение в теории "двух культур" английского писателя Ч. Сноу. С  ростом отчуждения личности в  капиталистическом  обществе  оживились разные формы культурного нигилизма, представители которого  отрицают понятие культуры, как фиктивное и абсурдное измышление.  Подобного рода теории "контркультуры" имели распространие и  в  нашей стране после октября 1917 года.
      1.2   МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
      Длительное  время в нашей стране  господствовала  единая  марксистско-ленинская теория культуры,  рассматривающая культуру  с материалистических и классовых позиций. "Класс, - писал К.  Маркс - имеющий в своем распряжении средства  материального производства, располагает вместе с тем и средствами  духовного  производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для  духовного производства, оказываются в  общем  подчиненными  господствующему классу" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2  изд.,  т.3,  с.46).  При этом  материальным  основаниям  в  марксистско-ленинской   теории культуры в конечном итоге  отводится  решающая  роль  в  развитии культуры. Как существенный  недостаток  можно  отметить  незначительную роль, отводимую субьективной роли человека, духовной составляющей культуры. Однако, нельзя не согласиться,  например,  со следующим заявлением В.И.  Ленина:  -  "  Для  того,  чтобы  быть культурным нужно известное развитие материальных  средств  производства, нужна известная материальная база" (Полн.  собр.соч.,  5 изд., т. 45, с. 377). 
 
 

      2.    ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ 

      В обыденном сознании "культура" выступает  как  собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д.  Культурология же использует понятие культуры, которое  раскрывает  сущность человеческого бытия как реализацию творчества и  свободы.  Именно культура отличает человека от всех остальных существ.
      Конечно,  здесь  надо  различать,  во-первых,  свободу    как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых,  осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь  на  сравнительно  поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре,  то имеем в виду не какой-то отдельный творческий  акт  человека,  но творчество как универсальное отношение человека к миру.
      Понятие культуры обозначает универсальное отношение  человека к миру, через которое человек создает мир и самого  себя.  Каждая культура - это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными  словами,  изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе,  чем  мы.  Каждая культура есть способ творческой самореализации человека.  Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
      Однако, возможно, это только первый шаг  к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на  эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.
Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотно-
сит любое  явление, любой предмет с человеком: если  нечто  лишено смысла, оно перестает существовать для  человека.  Что  же  такое смысл для культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой  роли:  быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой.  Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и  в  самих себе.
      Смысл надо отличать от значения, то есть предметно  выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается  в  образе  или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является  предметным. Например, один из самых важных смыслов - жажда любви -  вовсе  не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе  каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируем глубинами  души  непосредственно (помимо нашего сознания) затрагивает  наши  чувства  и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и  далеко  не  всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов  таится в бессознательных глубинах человеческой  души.  Но  и  те  другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и  чувств.  Именно  такие  смыслы  образуют культуру.
      Человек наделяет этими смыслами весь мир, и  мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой  мир человеку просто не нужен и неинтересен. Н.А. Мещерякова  справедливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения мир может выступать для человека как "свое" и как "чужое"  (Мещерякова Н.А. Наука в ценностном измерении// Свободная мысль. 1992. N 12 с.34-44). Культура есть универсальный способ, каким  человек делает мир "своим", превращая его в Дом человеческого  (смыслового) бытия (Бубер М. Я и Ты.М., 1993.,с. 61,82,94). Таким образом, весь мир превращается в  носителя  человеческих  смыслов,  в  мир культуры. Пожалуй, даже звездное небо или глубины океана  принадлежат культуре, поскольку им отдана  частица  человеческой  души, поскольку они несут человеческий смысл. Если  бы  не  было  этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо,  поэты  не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы  изучению  природы  все силы своей души и, следовательно, не совершали бы величайших  открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она  появилась, нужен интерес человека к загадкам мира,  нужно  удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил,  что  познание  начинается с удивления). Но интереса и удивления  нет  там,  где  нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства  многих  людей  на освоение мира и собственной души.
      Отсюда  можно дать такое определение  культуры. Культура -  это универсальный  способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить  смысл  человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура  предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет  людей и сплачивает их в некоторое  сообщество  (нацию,  религиозную или профессиональную группу и т. д.) Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и  мироощущения людей.
      В основе каждого такого смыслового  мира  лежит  доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая  доминанта  культуры - это тот главный смысл, то общее отношение человека  к  миру, которое определяет характер всех остальных смыслов  и  отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут  реализовываться по-разному, но наличие смыслового  единства  придает  целостность всему, что делают и что переживают люди. Объединяя  и  вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ  постижения  мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты  культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя  сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить,  понять и проанализировать доминирующий смысл.  А  дальше  надо  уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям  и конкретным формам его воплощения. Система смыслов  передается  от одного человека к другому посредством символов. 

      3.1   СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 

      Принято делить культуру на материальную и  духовную  соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура  охватывает  всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного  обихода,  одежда,  средства  транспорта  и  связи   и другие). Духовная культура охватывает сферу  сознания,  духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, этстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры  естественно предполагает органическое единство материальной  и  духовной культур.
            Культура включает в себя не только предметные  результаты деятельности людей (машины,  технические  сооружения,  результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали  и  т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые  в деятельности (знания  и  умения,  производственные  и  профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и  нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного  общения людей в рамках коллектива и общества)
      Культура, если ее рассматривать в широком плане,  включает  в себя как материальные, так и духовные средства  жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и  духовные реальности, созданные творческим трудом человека,  называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом,  артефакты будучи материальными или духовными ценностями,  имеют  не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы  человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье  природы  и действует в согласии с законами природы.
      В силу того, что человек, по своей  природе  существо  духовно-материальное, он потребляет как материальные, так  и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он  создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для  удовлетворения  духовных потребностей он создает художественные  ценности,  нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека
распространяется  по всем каналам как материальной, так  и  духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как  исходный системообразующий фактор в развитии  культуры.  Человек  создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается  вокруг него; и его роль - это роль демиурга, роль творца, а место его  в культуре - это место центра мироздания артефактов, то  есть  центра  культуры. Человек  творит  культуру,  воспроизводит  и использует ее как средство для собственного развития.  Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который  называется культурой мира, "второй природой", "искусственно созданным"  обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на  планете Земля до человека не существовал, реальность,  которая  возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет  существовать до тех пор, пока будет существовать человечество 

            3.2   МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 

            Материальная культура более  непосредственно  и  более  прямо обусловлена качествами и  свойствами природных объектов, той  разновидностью форм вещества,  энергии  и  информации,  которые  испоьзуются человеком в качестве исходных маттериалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов  и  материальных средств существования человека.
            Материальная культура валючает в себя разнообразные по  типам и формам артефакты, где  природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь,  то  есть  в  предмет, свойства и характеристики которого заданы и  продуцированы  творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как "homo  sapiens", а следовательно , имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.
            Материальная культура, в другом смысле слова - это человеческое "Я", переодетое в вещь; это духовность человека,  воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах;  это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.
      В материальную  культуру  входят  прежде  всего  разнообразные  средства материального производства. Это энергетические и  сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда - от  простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это  разнообразные средства потребления и продукты материального  производства.  Это различные виды материально-предметной, практической  деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека  в  сфере технологии производства или в сфере  обмена,  то  есть  производственные отношения.  Однако,  следует  подчеркнуть,  что материальная культура человечества всегда  шире  существующего  материального производства. В нее входят все виды  материальных  ценностей: архитектурные ценности,  здания  и  сооружения,  средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.п.
Кроме того материальная культура хранит в  себе  материальные ценности прошлогопамятники, археологические объекты,  оборудованные  памятники  природы  и  т.п.  Следовательно,  объем  материальных ценностей культуры шире объема  материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой  в целом и материальным производством в частности. Кроме того,  само по себе материальное производство можно характеризовать в  терминах культурологии, то  есть  говорить  о  культуре  материального производства, о степени его совершенства, о  степени  его  рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных  отношений,  которые  в  нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии  производства, о культуре управления и организации его, о культуре  условий труда, о культуре обмена и распределения и т.п.
Следовательно,  в  культурологическом  подходе   материальное производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается  с  технократической точки зрения, то есть его  эффективности,  величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.
      Материальная  культура в целом, как и  материальное  производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения  создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его "Я", его  творческих  потенций, сущности человека как разумного  существа,  с  точки  зрения роста и расширения возможностей реализации способностей  человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на  различных этапах эволюции материальной культуры, так и в  конкретно-исторических  обществееных  способах  материального   производства, складывались различные условия и создавались различные по  уровню совершенства средства для воплощения творческих идей  и  замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.
      Гармоничные отношения между материально-техническими  возможностями и преобразующими замыслами человека в истории  существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным,  культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо  утопичностью и революционизмом. 

      3.3   ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ
      Человек по-разному может реализовать  свое творческое  начало, и полнота  его творческого самовыражения  достигается через  создание и исплоьзование различных культурных  форм.  Каждая  из  этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и  символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать  лишь  подлинно всеобщие формы  духовной  культуры,  в  каждой  из  которых по-своемй выражается суть человеческого бытия.
            Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей.  Вначале  они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит  ко  все более глубокой специализации и, наконец, к относительной  их  самостоятельности. Так случилось  с  мифологией,  религией,  искусством, наукой.
      В современной культуре можно уже  говорить об относительной их самостоятельности  и о взаимодействии культуры с  этими институтами. 

      3.4.1 МИФ 

      Миф есть не только исторически первая форма  культуры,  но  и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и  тогда,  когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность  мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия,  будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как  единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что  человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую  (ассоциативную  связь от причинно-следственной.  Все  одушевляется,  и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку  мифологических существ - демонов и богов.
      Миф - наиболее древняя система ценностей.  Считается,  что  в целом культура движется от мифа к логосу, то есть  от  вымысла  и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто  обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций  и  ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического  мышления, он способен ценности современной культуры интерпритировать  через идею "героического", что, скажем недоступно  науке.  В  ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что  мало доступно другим средствам культуры XX  века. Фантазия  и  вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов  и содержания, ибо в мифе все условно и символично.
      В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может  достигать  высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф,  очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к  человеческим представлениям. На  этой  почве  становится  возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это  один  из  самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но  в  развитых  культурах  подобные  явления имеют скорее характер рецидива или являются  механизмом  реализации того или иного архетипа, особенно  в  массовой  культуре  или массовом поведении. Мифология часто используется в  XX  веке  как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и  фетишизации. Миф позволяет заострять тот или  иной  аспект  ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать. 

      3.4.2 РЕЛИГИЯ 

      Религия, как и миф, выражает потребность  человека в  ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной  жизни  природы.  Боги развитых религий находятся в сфере  потустороннего  (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь  обожествляется  не  природа,  а сверхестественные  силы человека, и прежде всего, дух с его  свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия  освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.
      Религия стала доминировать в культуре вслед  за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии  часто  не  гармоничны  и противоречат друг другу. Например, в понимании  смысла  жизни,  в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии -  это вера в  Бога  или  вера  в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом,   рациональным  путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило,  модифицирует  становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным  влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что  религия  оперирует  в основном коллективными представлениями и  поэтому  -  сплочение и связь главные ее регуляторы. Ценности религии  принимаются  сообществом единоверцев, поэтому религия действует прежде  всего  через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки  окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость  и  безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочитвает ценности по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных  и небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения  смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию  к  консервации ценностей и культурных традиций, что может вести  к  социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей.
Светские  ценности  более  условны,  они  легче  подвергаются
преобразованиям и интерпретации в духе времени.  Общая  тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно  усиливаются процессы секуляризации, то  есть  освобождения  культуры из-под влияния религии. 

      3.4.3 ИСКУССТВО 

      Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение  потребности человека в образно-символическом выражении и  переживании  значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека  "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных  специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших  потребностей человеческой души.
            Искусство продуцирует  свои ценности за счет  художественной деятельности, художественного освоения  действительности.  Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего  мира.  В  художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не  разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную)  реальность - эстетические оценки.  Искусство  обогащает  культуру  духовными ценностями  через  художественное  производство,  через  создание субъективных представлений о мире, через систему образов,  символизирующих смыслы и идеалы  определенного  времени,  определенной эпохи.
      Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его.  Сама  рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее  и  будущее.  В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей,  которые создает искусство. Это ретроценности, которые  ориентированы в прошлое,  это  реалистические  ценности  ,  которые  "точно" ориентированы к настоящему,  и,  наконец,  авангардные  ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их  регулятивной роли. Однако, общим для всех  этих  ценностей  является  то,  что всегда они обращены к человеческому "Я". В  этом  содержатся  как положительные, так и отрицательные моменты, то есть  художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании  человеческого "Я",  могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.
      Роль  искусства в развитии  культуры  противоречива.  Оно  конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном  счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития. 

            3.4.4 ФИЛОСОФИЯ 

            Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не  упомянуть философию. Философия стремиться выразить мудрость  в  формах мысли (отсюда и ее название, которое  буквально  переводится  как "любовь к мудрости"). Философия возникла как  духовное  преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих  ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В  качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия  обращается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом,  философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает  человеческие ценности, человеческое  отношение  к  миру.  Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры,  то  философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля,  теоретическая душа культуры. Многообразие культур и  возможность  разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к  многообразию спорящих между собой философских учений. 

            3.4.5 НАУКА 

            Наука имеет своей  целью рациональную  реконструкцию  мира  на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает  в  качестве  всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить  место и роль науки в культуре и человеческой жизни.
            Наука - один из новых  институтов в структуре культуры.  Однако значение ее быстро растет, а современная культура  воспитывает глубокие изменения под влиянием науки.  Духовная  эволюция  через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых  знаний  проверяется  специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом,  существует  как  особый  способ  производства  объективных  знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения  к  объекту познания, то есть наука  лишает  объект  какого-либо  ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая  знания  человеку,  вооружает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал  Ф.  Бекон. Но для каких целей и с каким умыслом употребляется  эта сила?  На этот вопрос должна отвечать культура.
            Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки  неоднозначны. Если ценность науки измерять практическими  последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а  с  другой  -  ядерное оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время  как  высшая ценность для культуры - человек. Наука, будучи  мощным  средством рационализации человеческого труда, может с успехом  "роботизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука  ограничивает возможности духовного  развития.  Стремясь  контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует систему человеческих  ориентиров, что ведет в дальнейшем к  созданию  условий для формирования одномерного человека, то есть узкого и  глубокого специалиста.
            Познание,  будучи  жизненно  важной  потребностью человека,
приобрело вид отчужденной силы человеческого  прогресса, когда оно стало развиваться  в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов  Добра  и  Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная  социальная функция науки  -  усовершенствовать  средства  жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности,  постольку она  порождает  прагматизм  как  стиль  жизни.  Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы  прогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими  смыслами и установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по  этому поводу: это идея прогресса превращает каждое  поколение,  каждого человека, каждую эпоху в истории человечества в средство  и орудие достижения некой "окончательной цели".
      Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных  и  технициализированных форм бытия человека. В  определенном  смысле,  цивилизация  и культура несовместимы.  Технифицированные  формы  бытия  человека противостоят внутренним началам духовной сущности  человека.  Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура  -  это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время  как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только разума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальными результатами прогресса.
      Современная история человечества без  науки  не  представима. Наука принадлежит  современной культуре, порождает цивилизацию и, таким образом,  связывает их в целостное образование. Наука превратилась в фундаментальный фактор  выживания  человечества,  она экспериментирует с его возможностями, создает новые  возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а  через  это она изменяет и самого человека. Творческие возможности науки  огромны, и они все более глубоко  преобразовывают  культуру.  Можно утверждать, что наука обладает  некоторой  культурогенной  ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты.  Идеалы объективности и рациональности в такой культуре  приобретают  все более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняются  ценности субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компоненты культуры, без них  нет  реального  человека.  Культура  всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична  сущности человека, а наука более отчуждена,  она  более  условна.  Ценность научного знания пропорциональна его полезности, но  это  по существу, технократическая характеристика. Наука расширяет  пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями, но это все  элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура - как  одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского,  ноосферу - сферу разума, рационального  обитания.  Рациональность  не всегда укладывается в требования нравственности.  В  культуре  XX века борьба здесь идет с нарастанием, и неясно как разрешится эта ситуация. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Скорее всего противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешится до тех пор  в  истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай  самого себя!"
      Наукоемкость  культуры возрастает и это  показатель  прогресса человеческой истории. Но "гуманность" тоже должна расти, ибо  это показатель человечности исторического  прогресса. Только  синтез того и другого дает надежду, что будет построена   гуманистическая цивилизация. 
 
 

      3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ 

      До  недавнего времени особое  внимание  уделялось  еще  одному компоненту духовной культуры - идеологии. Впервые  наиболее  развернуто проблему идеологии поставили и разрешили немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. В "Немецкой идеологии" и других  произведениях они используют категорию "идеология"  в  соответствии  с той традицией, которая сложилась в конце XVIII-XIX  веках,  когда этот термин  употреблялся  в негативном  значении,  характеризуя "чуждые действительности мечтания" и "ложное  сознание".  Но  К. Маркс и Ф. Энгельс привносят в анализ идеологии социальные характеристики. Они рассматривают идеологию как сложное социальное образование, которое формируется  и  функционирует  в  рамках  надстроечных систем. Идеология определяется как  функциональная  характеристика общественного сознания, отражающая общественное  бытие с позиций интересов тех или иных социальных  групп,  классов, общностей и обслуживающая эти интересы.
            Следовательно, идеология  представляет собой самосознание  социального субьекта: социальных групп, национальных и иных общностей,  класса. Только  в  идеологии  специфические  интересы социальных групп, классов  и  общностей  находят  свое   осознание, обоснование и систематизированное выражение. Следует также  иметь в виду, что те или иные формы  общественного  сознания  принимают идеологический характер только в рамках  определенных  социальных институтов и представляющих их социальных  организаций:  государства, политических партий,  церкви,  корпоративных объединений  и т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гуманизм. В качестве примера  идеологического  напраления  -  можно привести метод социалистического реализма - это определенный  художественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологический характер. В характеристике этого метода содержатся сформулированные идеологические установки  на  процесс  художественного творчества, а также предъявляемые к этому  творчеству  определенные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализма выступал как догматический и потому, что трактовался как единственно  верный,  закрывающий  возможности  проявления  всех остальных творческих методов.
      Таким образом, нельзя расматривать идеологию  только  как  отдельную составляющую культуры - это скорее всего  больше  своеобразная надстройка над самой духовной культурой, так как она  пронизывает все области духовной культуры. 

      3.4.7  НРАВСТВЕННОСТЬ 

      Нравственность  возникает после того,  как  уходит  в  прошлое миф, где  человек внутренне сливается  с жизнью коллектива  и  контролировался различными магическими табу, программировавшими  его поведение на уровне бессознательного. Теперь  человеку  требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности  от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы -  долг, стыд, честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой  нравственный  регулятив как совесть. Таким  образом,  нравственность  появляется  как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере  расширения  этой  сферы.  Развитая нравственность есть реализация духовной  свободы   человека,  она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.
            Возможно мною было уделено черезмерное внимание духовной составляющей культуры, в ущерб  материальной,  как  известно, согласно марксистско-ленинской философии именно бытие  определяет сознание, и этот факт, как правило, актуален, но не  стоит  забывать и многовековую мудрость: "Вначале  было  слово...".  Поэтому по-моему именно духовная составляющая  является  основополагающим приводным механизмом развития культуры и общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.