На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный фонд занятости населения Российской Федерации: назначение, источники формирования и направления использования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Саранский кооперативный институт (филиал)
автономная  некоммерческая организация
Высшего профессионального  образования
Центросоюза Российской Федерации
«российский университет кооперации» 

Факультет учёта и финансов
Кафедра валютно-кредитных и финансовых отношений

Курсовая  работа

по дисциплине «Финансы»
на тему: 

Государственный фонд занятости населения  Российской Федерации: назначение, источники  формирования и направления  использования 
 
 
 
 
 
 

                                                             Выполнила студентка группы 
                                                             специальности «»                                                                                       
                                                             Надя                                                                                              
                                                             Научный руководитель: Н. А. Садовникова
 
                         
                    Оценка_______________ 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Саранск
2009
Реферат 

      Курсовая  работа содержит  41 страницу, 9 рисунков, 30 использованных источников.
      государственный фонд занятости населения, рынок труда, безработица, трудовые ресурсы, механизм управления, государство, политика, экономика.
      Объект исследования: государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
      Предмет исследования: назначение, источники  формирования и направления использования  фонда занятости населения Российской Федерации.
      Цель  работы: исследовать назначение, источники формирования и направления использования фонда занятости населения в современной России.
      Методы  исследования: анализ методических трудов по теме исследования; сравнительно-описательный, классификационный, статистический анализ.
      Полученные результаты: дана характеристика безработицы, исследованы её проблемы в условиях рыночной экономики, рассмотрены её виды и социально-экономические последствия, исследована государственная политика занятости, особенности её функционирования.
      Степень внедрения: частичная.
      Область применения: при формировании и реализации социально-экономической политики в России, в высших учебных заведениях при углубленном изучении данной темы. 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

       
Введение                                                                                                                      4
1 Теоретико-методологические  аспекты государственного фонда  занятости населения в условиях  рыночной экономики                                                              6
1.1 Функции государственного  фонда занятости населения Российской Федерации                                                                                                                     6
1.2 Формирование  и использование фондовых средств                                         10
2 Анализ современного государственного регулирования занятости населения
в России                                                                                                                         14
2.1 Оценка тенденций  развития сферы занятости (рынка  труда) и доходов населения                                                                                                                     14
2.2 Динамика действующей  практики государственного регулирования  сферы занятости                                                                                                                       19
3 Пути совершенствования  работы государственного фонда  занятости 
населения в  современной России                                                                               28
3.1 Основные направления  государственного регулирования  занятости 
населения                                                                                                                      28
3.2 Меры государственной  политики в области обеспечения  занятости
населения, реализуемые  на рынке труда                                                                   31
Заключение                                                                                                                   37
Список использованных источников                                                                         39 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      Актуальность  проблемы. Государственный фонд занятости населения представляет собой государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России. Средства фонда предназначены для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения, в том числе оказанием гражданам помощи в трудоустройстве, организацией профессиональной подготовки, переподготовки, переобучения и профориентации незанятого населения, выплатой пособий по безработице, стипендий на период обучения.
      Занятость нельзя отождествлять с трудом, с рынком труда. Занятость не может предлагаться на рынке. Субъектом занятости являются трудоспособные граждане, объектом — рабочие места. Занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда, который имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование и на методологию анализа складывающихся отношений на нем.
      Эти особенности заключаются в следующем: неотделимость прав собственности  на товар - способности к труду  от его владельца; большая продолжительность  контакта продавца и покупателя; важная роль широкого круга неденежных аспектов сделки; наличие большого разнообразия институциональных структур; высокая степень индивидуализации сделок, и др.
      Начальным звеном Государственной службы занятости  населения РФ являются центры занятости  в городах, районах, непосредственно  работающие с безработными и людьми, желающими сменить работу. Уровень оперативности и достоверности информации, формируемой в системах бухгалтерского и оперативного учета этих центров, имеет большое теоретическое и практическое значение для выбора направлений совершенствования политики занятости всего государства. Учетно-аналитические функции в деятельности службы занятости районного уровня целесообразно ориентировать на сбор и систематизацию информации о расходах, безработице, спросе и предложении труда.
      Отдельными вопросами, являющимися прерогативой оперативного учета, занимаются некоторые специалисты службы (при составлении оперативной отчетности и др.). Между тем проблема заключается в том, что учетные процедуры рассредоточены между различными отделами и дублируются в процессе сбора информации, используемой при формировании внутренней отчетности. Эффективность работы отдельных подразделений, а главное специалистов, как правило, не анализируется. Это определяет актуальность темы исследования.
      Цель  работы: исследовать назначение, источники формирования и направления использования фонда занятости населения в современной России.
     Данная  цель предполагает раскрытие через  следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические аспекты государственного фонда занятости населения в условиях рыночной экономики, рассказать о функциях государственного фонда занятости населения Российской Федерации, уточнить формирование и использование фондовых средств, произвести анализ современного государственного регулирования занятости населения в России, дать оценку тенденций развития сферы занятости (рынка труда) и доходов населения, проследить динамику действующей практики государственного регулирования сферы занятости, охарактеризовать пути совершенствования работы государственного фонда занятости населения в современной России, обосновать основные направления государственного регулирования занятости населения, обобщить меры государственной политики в области обеспечения занятости населения, реализуемые на рынке труда.
      Методы  исследования: анализ методических трудов по теме исследования; сравнительно-описательный, классификационный, статистический анализ.
      Область применения: при формировании и реализации финансово-экономической политики в России, в высших учебных заведениях при углубленном изучении данной темы. 

    1 Теоретико-методологические аспекты государственного фонда занятости населения в условиях рыночной экономики 

    1.1 Функции государственного фонда занятости населения Российской Федерации  

      Государственный фонд занятости населения РФ —  это централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для реализации мероприятий в области содействия занятости населения и формируемый на страховой основе.
      Государственный фонд занятости населения представляет собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы, в число которых входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, а также выплата пособий. Службы занятости, прежде всего, являются регуляторами рынка труда. Они выполняют эту задачу, собирая информацию об условиях рынка, определяя тем самым зоны дисбаланса рабочей силы: устанавливают профессиональное и географическое равновесие между спросом и предложением рабочей силы, указывая способы исправления возможного дисбаланса. Всю информацию по занятости службы получить не в состоянии, но, не смотря на это нельзя недооценивать их вклад в общую информацию о рынке труда.  
Разработка и реализация государственной политики занятости населения, финансирование связанных с этим мероприятий осуществлялись через фонд занятости [14, с. 36-37].

      Государственный фонд занятости населения РФ был  образован в соответствии с Законом  о занятости. Фонд имел большую социальную значимость. Средства Фонда занятости - государственная собственность РФ, они находились в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости и подведомственных ему территориальных органов федеральной службы занятости населения (кроме районных в городах). Средства Фонда занятости не входили в состав федерального бюджета и не подлежали изъятию. Фонд занятости не являлся юридическим лицом. Средства, не использованные в отчетном году, переходили на следующий финансовый год. Порядок образования и расходования средств определялся Положением о государственном фонде занятости населения. По вопросам полноты и правильности внесения страховых взносов осуществлялись документальные проверки работодателей [14, с. 37].
      Средства  на финансирование мероприятий по содействию занятости населения образуются за счет: обязательных страховых взносов работодателей; обязательных страховых взносов с заработка работающих; ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных; других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований законодательства. Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждаются федеральными законами по представлению Правительства РФ.
      Работодатели  путем перечисления средств в  фонд занятости полностью возмещают  затраты органов службы занятости  на создание специальных рабочих  мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации. При невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида [14, с. 39].
      В случае отказа в приеме на работу без  уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.
      Государство финансирует безработным: выплату  пособия по безработице; выплату  стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости; оплату в размере причитающегося пособия по безработице за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости [14, с. 38-39].
      Пособие безработным гражданам, уволенным  по любым основаниям, устанавливается  в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем. Пособие по безработице во всех остальных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу или ранее не работавшим, не имеющим профессии, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного более одного года перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается в размере минимальной оплаты труда [7, с. 21].
      Финансирование  расходов, связанных с выплатой к  пособию по безработице дополнительного  пособия, осуществляется за счет средств  федерального бюджета. Пособие по безработице  выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
      Гражданам, признанным в установленном порядке  безработными, пособие по безработице  начисляется с первого дня  признания их безработными. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов. Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда РФ с последующим возмещением затрат из фонда занятости [7, с. 23-24].
      Пособие по безработице гражданам, уволенным  из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в  этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, а также уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
      1) в первые три месяца безработицы  — в размере 75% от их среднемесячного  заработка, исчисленного за последние  три месяца по последнему месту  работы; в следующие четыре месяца  — в размере 60%;
      2) в дальнейшем — в размере  45%, но во всех случаях не  ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ.
      Выплата пособия по безработице может  быть прекращена, приостановлена или  его размер может быть сокращен органами службы занятости [21, с. 179].
      Безработным гражданам, утратившим право на пособие  по безработице в связи с истечением установленного законодательством  периода его выплаты, а также  лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может  оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. При необходимости органы службы занятости могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку. Граждане могут заключать со страховыми организациями договор добровольного страхования на случай потери работы [21, с. 183].
      Таким образом, государственный фонд занятости населения, непосредственно отражая социально-экономические процессы, является своего рода индикатором здоровья общества. В связи с этим, актуализируется проведение государством эффективной политики занятости, являющейся важнейшей формой макроэкономической политики любой страны.  

      1.2 Формирование и использование фондовых средств  

      Оказание  финансовой помощи органам федеральной  государственной службы занятости  осуществляется в виде целевых дотаций на финансирование территориальных программ содействия занятости населения по соответствующим статьям расходов фонда, гарантированных законодательством о занятости населения.
      Целевая дотация выделяется в виде прямых финансовых отчислений из средств фонда, централизуемых на федеральном уровне, или путем взаимозачета средств, подлежащих перечислению на федеральный уровень в рамках установленного норматива отчислений.
      Средства  фонда централизуются на федеральном  уровне за счет: отчислений сумм обязательных страховых взносов работодателей, формируемых на территориях субъектов РФ; возврата средств, ранее выделенных органам федеральной государственной службы занятости на возвратной основе из средств фонда занятости, централизуемых на федеральном уровне; других поступлений, предусмотренных законодательством о занятости населения.
      Средства  фонда занятости, централизуемые на федеральном уровне, распределяются на: восполнение дефицита бюджета  фонда занятости в субъектах  РФ — не менее 80%; образование резерва — до 20% [21, с. 204].
      Средства  фонда, централизуемые на федеральном  уровне и предназначенные для  восполнения дефицита бюджета Фонда  занятости в субъектах РФ, расходуются  на финансовое обеспечение гарантированных  законодательством о занятости  населения мер по следующим направлениям:
      1) текущие выплаты пособий по  безработице, включая погашение  задолженности; 
      2) финансирование деятельности органов  федеральной государственной службы  занятости по обеспечению предусмотренных  законодательством о занятости  населения услуг, связанных с поиском подходящей работы, консультированием, предоставлением информации о выборе сферы деятельности, содействием в трудоустройстве, возможностью обучения, своевременностью получения социальных выплат;
      3) возмещение расходов Пенсионного фонда РФ, связанных с оплатой досрочных пенсий безработных;
      4) выплаты стипендий при обучении  по направлению органов федеральной  государственной службы занятости; 
      5) финансирование доплат к заработку  безработных граждан в период  их участия в общественных работах [21, с. 182].
      Средства  фонда централизуются на федеральном  уровне за счет отчисления 20% от сумм формируемых  на территориях субъектов РФ обязательных страховых взносов работодателей  и направляются на финансирование федеральных  и межрегиональных программ содействия занятости населения, а также на поддержку территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.
      Министерству  труда и социального развития РФ предоставлено право безакцептного  списания средств, подлежащих перечислению в федеральную часть, со счетов территориальных органов Федеральной государственной службы занятости населения. Министерству труда и социального развития РФ и Службе занятости дано право предоставлять организациям рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам и начисленной пени с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых между Службой занятости и плательщиками страховых взносов [15, с. 74-75].
      Ставка  взносов в фонд составляет 1,5%. Страховые  взносы в Государственный фонд занятости  населения РФ не начисляются на следующие виды выплат:
      1) выходное пособие при увольнении;
      2) денежная компенсация за неиспользованный  отпуск, а также сохраняемый средний  заработок, выплачиваемый в размерах, предусмотренных законодательством  РФ, на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
      3) суммы, выплачиваемые в соответствии  с законодательством в возмещение  вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием;
      4) суммы, выплачиваемые в соответствии  с законодательством в возмещение  ущерба, причиненного здоровью и  имуществу работников вследствие  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера; 
      5) материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях, возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ;
      6) стоимость бесплатно предоставляемых  отдельным категориям работников  в соответствии с законодательством  жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение;
      7) стоимость проезда работников  к месту использования отпуска  и обратно, оплачиваемая организацией  в соответствии с законодательством; 
      8) все виды выплат, производимые  за счет средств Фонда социального  страхования и Государственного фонда занятости: государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и др.;
      9) на суммы денежной компенсации  взамен продовольственного пайка; 
      10) на стоимость выдаваемой работникам налоговых органов форменной одежды [9, с. 119-120].
      Деление средств фонда на централизованную и территориальную составляющие позволяет решать как федеральные, так и региональные проблемы занятости  населения. Однако, в регионах, имеющих высокую заработную плату, возникает избыток средств фонда, тогда как в депрессивных регионах средств недостаточно. Отсутствие механизма перераспределения средств фонда, направляемых в территориальные отделения, приводит к их нерациональному и нецелевому использованию. В этой связи целесообразно изменить структуру расходования средств с учетом их экономического содержания.  
 
 
 
 
 

    2 Анализ современного  государственного  регулирования занятости  населения в России    
                                                                                                                      
    2.1 Оценка тенденций  развития сферы  занятости (рынка  труда) и доходов  населения                               

      По  оценке Росстата, численность экономически активного населения к концу августа текущего года составила 75,3 млн. человек, или около 53% от общей численности населения. Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в августе 2007 г. по сравнению с августом 2006 г. численность занятых в экономике увеличилась на 1,0 млн. человек и составила 71,0 млн. человек. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних предприятиях и организациях (54,3% общей численности занятых).
      Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в августе 2007 г. составила 4,3 млн. человек, или 5,7% экономически активного населения. По сравнению с августом 2006 г. общая численность безработных уменьшилась на 600 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных в августе 2007 г. по сравнению с августом 2006 г. уменьшилась на 253 тыс. человек и составила 1,45 млн. человек, или 1,93% экономически активного населения [20, с. 55-56].
      Коэффициент напряженности (численность незанятых  граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) по сравнению с августом 2006 г. уменьшился с 1,7 до 1,2 в августе 2007 года. Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, увеличилась в конце августа 2007 г. по сравнению с августом прошлого года на 264,6 тыс. человек, число вакансий в конце июля текущего года составило 1417,6 тыс. человек.

      Рис. 2.1. Коэффициент напряжённости на регулируемом рынке труда 

      Среднемесячная  начисленная заработная плата по предварительным данным Росстата, в августе 2007 г. составила 13410 рублей и возросла по сравнению с августом 2006 г. на 24,2%. Реальная заработная плата за январь-август текущего года относительно января-августа 2006 г. составила – 116,7 процента [20, с. 58].

    Рис. 2.2. Динамика номинальной заработной платы в 2005-2007гг. 

      В июле 2007 г. по большинству видов экономической  деятельности наблюдались высокие  темпы роста заработной платы  по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года. Наиболее высокие темпы роста отмечались в сельском хозяйстве (132,2%), производстве кокса и нефтепродуктов (132,1%), производстве машин и оборудования (131,8%), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (131 %) [26, с. 56-57].
      Динамика  реальных располагаемых денежных доходов населения в январе-августе 2007 г. сохранилась на высоком уровне - прирост относительно соответствующего периода прошлого года составил 12,2% при опережающем приросте реальной заработной платы (16,7 процента). Рост реальных доходов населения обеспечил высокий рост оборота розничной торговли (14,7%), денежных сбережений населения. Наиболее низкие темпы роста заработной платы наблюдались по таким видам экономической деятельности как транспортирование по трубопроводам (108,2%), рыболовство, рыбоводство (112,3 процента).
      Продолжает  оставаться высокой дифференциация среднемесячной заработной платы в  различных секторах экономики [26, с. 59-60].
      Среди отраслей реального сектора экономики  наиболее высокий уровень заработной платы в январе-июле 2007 г. отмечался в финансовой деятельности – 33928 рублей (превышение общероссийского уровня в 2,7 раза), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 31110 рублей (в 2,5 раза), транспортировании по трубопроводам – 28437 рублей (в 2,3 раза), в производстве кокса и нефтепродуктов – 26945 рублей (в 2,1 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы по-прежнему сохраняется в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 5436 рублей (43% от общероссийского уровня), в текстильном и швейном производстве – 5936 рублей (47%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 6622 рубля (53 процента).
      В 2007 году ухудшилось соотношение темпов прироста реальной заработной платы  и производительности труда в  промышленности. Если в январе-июле 2006 г. они составляли 10,6% и 6,8% соответственно, то в январе-июле 2007 г. – 15% и 7,1 процента. Усилился разрыв в опережении темпов роста заработной платы на фоне замедления роста производительности труда в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, в текстильном и швейном производстве [17, с. 160-161].
      В то же время в таких видах промышленной деятельности как производство машин  и оборудования, химическое производство, производство транспортных средств и оборудования наблюдается опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы.

    Рис. 2.3. Соотношение  роста реальной заработной платы  и производительности труда по видам экономической деятельности в промышленности за январь-март 2006-2007гг. 

      По  данным, полученным от организаций, кроме  субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов  экономической деятельности на 1 сентября 2007 г. составила 4017 млн. рублей и снизилась по сравнению с 1 августа 2007 г. на 4,7 процента. Из общей суммы просроченной задолженности 792 млн. рублей (19,7%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2006 году, 1162 млн. рублей (28,9%) – в 2005 году и ранее [17, с. 168].

    Рис. 2.4. Реальные располагаемые доходы и зарплата, очищенные от сезонности (декабрь 2000=100%) 

      В сентябре, как и месяцем ранее, реальные располагаемые доходы населения  росли относительно скромными темпами, при этом показатели прироста реальной заработной платы заметно ускорились относительно августовских значений [17, с. 173-174].
      С мая по август реальная заработная плата демонстрировала умеренные, но вместе с тем стабильные показатели прироста на уровне 0,6-0,7% (сезонность устранена). В сентябре реальная заработная плата выросла на 1,9%. Напомним, что за исключением непродолжительного периода снижения реальной заработной платы в июле прошлого года, на протяжении большей части 2006 года и в начале текущего года реальная средняя начисленная зарплата росла ускоренными темпами, превышающими 1%. С начала года реальная заработная плата увеличилась на 10,8%, что сопоставимо с накопленными темпами прироста за  девять месяцев 2006 года (10,6%).
      Что касается использования доходов населения, по сравнению с августом  в сентябре отмечалось снижение доли средств на оплату товаров и услуг (с 73,2% до 72,7%), которое сопровождалось увеличением доли средств на обязательные платежи (с 11,3% до 12,1%) и доли денежных средств на руках у населения  (с 4,8% до 5,7%). При этом заметно снизилась доля сбережений в общих расходах населения (с 5,5% до 4,5%). Доля средств на покупку валюты практически не изменилась в отчетном месяце (5,0% против 5,2% месяцем ранее) [12, с. 12-13].
      В целях реализации положений Федерального закона «О прожиточном минимуме в  Российской Федерации» принят Федеральный  закон от 31 марта 2006 г. №44-ФЗ «О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации», предусматривающий увеличение объема потребления продуктов питания, а также предметов первой необходимости, санитарии и лекарств для детей и пенсионеров. Кроме того, в состав потребительской корзины включены транспортные услуги для пенсионеров и отдельной позицией предусмотрены услуги учреждений культуры. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. №342 утверждены Методические рекомендации, на основании которых определяется потребительская корзина и обеспечивается единый методологический подход к определению потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Величина прожиточного минимума на душу населения во II квартале 2007 года, по данным Минздравсоцразвития России, оценивается на уровне 3823 рубля с ростом к II кварталу 2006 года на 10,6%. Прожиточный минимум трудоспособного населения во 2 квартале 2007 года, по предварительной оценке, составил 4131 рубль, пенсионеров - 3046 рублей и детей – 3660 рублей [12, с. 14].
      Соответственно, отмеченные диспропорции в оплате труда приводят к перетоку сокращающихся трудовых ресурсов в высокодоходные сектора экономики, способствуют возникновению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в большинстве обрабатывающих отраслей промышленности, что является сдерживающим фактором развития отраслей более высокого передела. Такая ситуация в перспективе может создать препятствия для дальнейшего экономического роста, затруднить выполнение задачи диверсификации экономики и повышения ее эффективности.
      В целом за рассматриваемый период численность работников во всех видах промышленной деятельности увеличилась на 0,5 %. По-прежнему серьезной проблемой остается наличие задолженности по выплате заработной платы. 

    2.2 Динамика действующей  практики государственного  регулирования сферы  занятости                                                                                                                       

      В настоящее время в государственном фонде занятости населения в целом складывается благоприятная ситуация. Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, численность занятых в экономике с начала года имела тенденцию к увеличению с 69,1 до 69,8 млн. человек, или на 0,7 млн. человек. По оценке Росстата, численность экономически активного населения к концу июня текущего года составила 74,8 млн. человек, или около 52% от общей численности населения страны.   


    Рис. 2.5. Численность занятых в экономике (на конец периода) 

      Преобладающая часть занятого населения сосредоточена  на крупных и средних предприятиях и в организациях. В мае 2007 г. на них работало 38,4 млн. человек, или 55,1% общей численности занятых. Кроме того, дополнительно в крупных и средних организациях на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера привлекалось 2 млн. человек (в эквиваленте полной занятости) [19, с. 146-147].
      По  сравнению с январем-маем 2006 г. наибольшее количество вновь зарегистрированных организаций в январе-мае текущего года отмечалось по следующим видам  экономической деятельности: строительство; оптовая торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; транспорт и связь; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Наибольшее количество официально ликвидированных организаций наблюдалось в сельском хозяйстве; обрабатывающих производствах; строительстве; оптовой торговле, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами. По формам собственности наибольшее число вновь зарегистрированных организаций приходится на частную, иностранную и совместную российскую и иностранную собственность. Одновременно наибольшее число ликвидированных организаций приходится на иностранную, частную собственность, а также на общественные и религиозные организации (объединения) [19, с. 149].
      Численность безработных, рассчитанная по методологии  МОТ, уменьшилась с начала года на 266 тыс. человек, достигнув к концу июня 5 млн. человек, или 6,7% экономически активного населения.

      Рис. 2.6. Общая численность безработных (на конец периода)
      Устойчивый  экономический рост последних лет  и заметное оживление в реальном секторе экономики создали условия для повышения спроса предприятий и организаций на квалифицированные кадры и, в первую очередь, имеющих опыт работы. Следует учитывать, что основными источниками пополнения контингента безработных  являются лица, которые не имеют опыта работы (их доля в общей численности безработных составила 30%), а также уволенные по собственному желанию - 21%, и оставившие прежнее место работы в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия или созданием собственного дела (22%). В среднем период поиска работы составил 9 месяцев. Молодежь подбирает себе работу гораздо быстрее (7 месяцев), чем лица старших возрастов. При этом реструктуризация экономики не является основным фактором формирования армии безработных [5, с. 71-72].
 

    Рис. 2.7. Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода) 

      Численность официально зарегистрированных безработных  с начала года уменьшилась на 250 тыс. человек и составила на конец  июня 2007 года 1,5 млн. человек, или 2% экономически активного населения. По сравнению с I полугодием 2006 г. (1,84 млн. человек) численность официально зарегистрированных безработных в среднем за I полугодие 2007 г. уменьшилась на 190 тыс. человек и составила 1,65 млн. человек. 
      В I полугодии 2007 г. продолжалась работа по доработке проекта Концепции действий на рынке труда на 2007-2010 годы с учетом замечаний и предложений федеральных органов исполнительной власти [13, с. 39-40].
      Занятость населения в 2007 году формировался под  влиянием позитивных экономических и социальных факторов,  обеспечивающих существенные сдвиги в сфере  занятости  населения и на рынке труда. Факторы, снижающие экономическую активность населения, обусловленные сокращением спроса на рабочую силу, в 2007г значительно ослабили свое влияние. Одновременно продолжилась тенденция формирования структуры занятых, присущей странам с развитой экономикой: возрастание спроса на рабочую силу в сфере услуг и его сокращение в индустриальных секторах экономики. В течение 2007 года численность работающих возросла по следующим видам экономической деятельности: строительство; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны; здравоохранение и предоставление социальных услуг; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение.
      Одновременно  сокращение численности работающих произошло в следующих видах  экономической деятельности: сельское хозяйстве, охота и лесное хозяйство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
      Численность безработных в октябре 2008 г. составила 4,6 млн. человек, или 6,1% экономически активного населения. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года общая численность безработных увеличилась  на 372 тыс. человек. По результатам обследования населения по проблемам занятости, проведенного в августе текущего года, были скорректированы, начиная с июня месяца,  в сторону увеличения показатели по общей безработице. Не характерный для летнего периода рост безработицы объясняется влиянием начавшегося финансового кризиса.
      Численность официально зарегистрированных безработных  в отчетном месяце 2008 г. по сравнению с октябрем 2007 г. уменьшилась на 175 тыс. человек и составила 1,245 млн. человек, или 1,6% экономически активного населения. К концу года ожидается некоторое увеличение числа граждан, обратившихся в государственные органы службы занятости, которое объясняется не только сезонным фактором, но также  является негативным последствием финансового кризиса [20, с. 58].
      Наибольший  приток уволенных граждан, которые  будут обращаться в государственные  учреждения службы занятости в поисках  работы, следует ожидать не раньше 2 квартала 2009 года, так как законодательство Российской Федерации обязывает работодателей извещать работников учреждения службы занятости о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации не позднее чем за два месяца до начала  соответствующих мероприятий. Сокращение численности занятых будет происходить, в первую очередь, в таких видах экономической деятельности, как: финансовая деятельность, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.