На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Феномен массовой культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                    Министерство образования и науки
Уфимский  государственный нефтяной технический  университет
Кафедра  «Истории и культурологии» 
 
 
 
 

Мировая и национальная культура 

Реферат на тему
«Феномен  массовой культуры» 
 
 
 
 
 

Выполнил:
Студент группы БСТ-11-03       __________________________________________(ХХХХХХХ.)
                                                                                                           (Дата выполнения)
Проверил:
ст. преподаватель, к.с.н.          ________________________________________(УУУУУУУУ.)
                                                                                                           (Дата проверки) 
 

Уфа 2011 г. 

Содержание: 

1.Введение………………………………………………………………………………………………3-4
2.Предпосылки  появления массовой  культуры…………………………………….5-6
3.Функции  массовой культуры……………………………………………………………..7-27
4.Появление  массовой культуры  в современном  мире…………………….28-31
5.Заключение……………………………………………………………………………………….32-33
6.Список  использованной литературы…………………………………………………… 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность проблемы массовой культуры в значительной мере определяется культурными трансформациями, связанными сформированием новой социальной модели, которые испытала Россия в  течение последнего десятилетия. В  обществе, перешедшем на новую ступень  исторического развития, роль массовой культуры и круг выполняемых ею функций  существенно изменяется и расширяется, что в большой мере связано  с увеличением числа субъектов  исторической деятельности, являющихся носителями ценностей этого типа культуры.  
Изменение экономико-политического проекта отражается и на исследовательской практике, где массовая культура, анализируемая прежде в критическом плане, стала рассматриваться как образование исторически неизбежное, органично связанное с демократическими структурами, выполняющее в постиндустриальном обществе ряд важных функций. Необходимость взвешенного анализа массовой культуры как специфического социокультурного феномена в условиях подобного разнообразия идеологий становится особенно настоятельной. 
Стремительное развитие науки и техники и сопутствующие ему трансформации общества в постиндустриальное и информационное, а технической эпохи - в «системотехнологическую», непосредственным образом повлияли и на массовую культуру, которая сегодня имитирует творческую активность и сложность, претендуя на способность формирования творческого сознания. Виртуальная реальность, становящаяся реальностью потребления, компьютерные программы, задающие алгоритмы создания артефактов, по форме приближающихся к элитарным, возможности коммуникационных технологий, расширяющие сферу деятельности человека - все это создает иллюзию возрастания роли элитарной культуры в рамках постиндустриального общества.  
Между тем, массовая культура не только не уступает свое место культуре элитарной, но продолжает осуществлять на нее интенсивное воздействие, выступая в эпоху современности в качестве основной формы существования культуры. 
Сложность и противоречивость массовой культуры, ее способность к трансформациям под влиянием социальных, технических, эстетических и прочих факторов, ее реактивная мобильность и отзывчивость на требования настоящего момента - все эти обстоятельства обусловили необходимость теоретического осмысления данного социокультурного феномена на новом критическом уровне с учетом предыдущего опыта его изучения в мировой и отечественной философской и культурологической литературе.  
Сегодня является очевидным, что те теоретические модели массовой культуры, которые были созданы философской и культурологической мыслью начала и середины XX в., явно нуждаются в уточнении.  
Потребность в подобной научной ревизии определяется целым рядом обстоятельств и, прежде всего, изменением самого общества, вступившего в постиндустриальную стадию развития, в границах которого массовая культура стала ведущей культурной формой, а также превращением массовой культуры под влиянием процессов глобализации в феномен общемирового масштаба, в поле влияния которого втянуты миллионы людей
. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предпосылки появления массовой культуры 

Истоки  широкого  распространения  массовой  культуры  в  современном   мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую  указывал еще К. Маркс в “Капитале”.  В  этом  сочинении  К.  Маркс  рассмотрел  через призму понятия  “товар” все многообразие социальных  отношений  в  буржуазном обществе.
Стремление  видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании  с  мощным развитием  средств  массовой  коммуникации  и  привело  к  созданию   нового феномена —  массовой  культуры.  Заранее  заданная  коммерческая  установка, конвейерное производство — все  это во многом означает  перенесение  в  сферу художественной культуры того же финансово-индустриального  подхода,  который царит п в других отраслях индустриального производства.  К тому  же  многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным  капиталом, что изначально предопределяет  их  (будь-то  кино,  дизайн,  ТВ)  на  выпуск коммерческих,  кассовых,  развлекательных произведений.  В   свою   очередь потребление этой  продукции — это массовое  потребление,  ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру -это массовая аудитория больших  залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.
В социальном плане массовая  культура  формирует  новый  общественный  слой, получивший  название  “средний   класс”.   Процессы   его   формирования   и функционирования в области  культуры наиболее  конкретизировано  изложены  в книге французского философа и социолога Э. Морена “Дух времени”  (1962  г.).Понятие  “средний  класс”  стало  основополагающим  в  западной  культуре  и философии. Этот  “средний  класс”  стал  и  стержнем  жизни  индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.
Массовая  культура  мифологизирует  человеческое   сознание,   мистифицирует реальные  процессы,  происходящие  в  природе  и  в  человеческом  обществе. Происходит  отказ  от  рационального  начала  в  сознании.  Целью   массовой культуры является  не  столько  заполнение  досуга  и  снятия  напряжения  и стресса у человека индустриального и постиндустриального  общества,  сколько стимулирование потребительского сознания у  реципиента  (т.  е.  у  зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует  особый тип —  пассивного, некритического восприятия этой  культуры  у  человека.  Все  это  и  создает  личность,  которая  достаточно  легко  поддается  манипулированию.   Другими словами, происходит манипулирование  человеческой  психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека,  и  прежде  всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения. Формируемое  массовой  культурой  массовое  сознание  многообразно  в  своем проявлении.   Однако,   оно   отличается   консервативностью,   инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы  в развитии,  во  всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое  сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы,  а на  искусственно  создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом  и есть сущность искусственно создаваемого образа — имиджа  или стереотипа)  — это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство.  Сегодня новомодные “звезды   искусственного   Олимпа”   насчитывают   не   меньше    фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.
Массовая  культура  в  художественном  творчестве  выполняет   специфические социальные функции. Среди них главной является  иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И  все  это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа  жизни, которое  имеет своей конечной  целью   отвлечение   масс   от   социальной активности, приспособления людей к существующим условиям, конформизм.
Отсюда и  использование  в  массовой  культуре  таких  жанров  искусства  как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках  этих  жанров создаются  упрощенные  “версии жизни”,  которые сводят  социальное  зло к психологическим и моральным факторам.  Этому служат  и такие ритуальные формулы  массовой  культуры,  как “добродетель   всегда   вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все”.
Несмотря  на свою  кажущуюся  бессодержательность,  массовая  культура  имеет весьма   четкую   мировоззренческую   программу,   которая   базируется   на определённых философских основаниях. 
 
 
 
 
 

Функции массовой культуры 

Массовая культура ведет не только к введению еще  одного типа и варианта культуры, к  изменению самого типа функционирования культуры. В социальном плане массовая культура тесно связана с необратимыми процессами урбанизации и тем  разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той  поры обеспечивали устойчивые локальные  мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными ценностями. Новые типы производства требовали  большей рекреации в сторону  художественной культуры. 
 
Функциональность массовой культуры можно определить по нескольким измерениям: во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.п. Конечно часто это процесс происходит через «банализацию» и упрощению объяснительных обстоятельств и причин к хорошо узнаваемым различиям «свои», «чужие» и т.п. Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения. Массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя усилий человека на преодоления самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечения. Таким образом, первичная функция этой культуры обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей прежде всего молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений. 
 
Другая важнейшая функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Это не только господствующие в культуре развлекательные жанры. Ее наиболее существенным механизмом составляет расширяющееся потребление в самых разных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключена в том, что она не отделена от потребления. Пища, одежда, и т.п. все поступает к человеку через механизму через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. 
 
Концентрированным превращением культуры в средство стимуляции потребления стала реклама. Она нацеливает человека на реализацию «первичных» витальных потребностей и стремлению к социальному престижу, заменяя духовный продукт материальным. Представление о материальном богатстве и расширенном потреблении как конечная цель человеческого бытия. Через рекламу предметный мир вновь приобретает магические свойства, на которые человек может повлиять самим актом купли-потребления. 
 
Массовая культура не требует ни каких дополнительных знаний и обращается по преимуществу к эмоциональной сфере. Всеобщность массовой культуры не исключат разнообразия и структурированности массовой культуры в зависимости от различий. Тиражирование. Распространенный мотив критики массовой культуры – стандартизация. 
 
Массовая культура характеризуется всеобщностью, предшествовавшая ей популярная культура, включавшая традиционно-гуманистические идеалы и ценности лишь претендовала на всеобщность. 
 
Огромную роль в распространения массовой культуры играют СМИ, они по мнению Г.М. Маклуена радикально меняют среду обитания человека и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки. Сам человек принуждается думать не линейно последовательно, а через интервалы – мозаично. 
 
Сегодня в культура привязана к оригинальному, а значит престижному потреблению. В ней переворачиваются те основные принципы, которые лежали в основе буржуазной духовности в период формирования западной цивилизации. 
 
Влияние массовой культуры в слабо развитых странах создает видимость доступности для индивида иного, более легкого существования, что должно способствовать подсознательному убеждению в преимуществах западного образца жизни, его некритическому принятию и идеализации, порождая чувство неполноценности в отношении к собственной культуре. 
 
Распространяемая с запада массовая культура тесно связана с консюмеризмом, т.е. погоней за теми вещами, модами, услугами, знаниями, которые будто бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества. Приспосабливаясь к поощрению таких взглядов, массовая культура внушает мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению со всеми общественными. Массовая культура приводит к разрушению существующих норм поведения и потребления, прежде устоявшихся представлений и ориентаций, заменяя их новыми мифами и фетишами не имеющими ничего общего с реальной жизнью населения. 
 
Со времени разложения первобытного общества, с начала разделения труда, социальной стратификации и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая стратификация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. Их количество можно соотнеси с числом имеющихся в сообществе специализированных областей деятельности. 
 
Массовая культура освобождает человека от личной ответственности, снимает проблему самостоятельного выбора. Структура бытия задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций. В массовой культуре все известно наперед правильный политический строй, единственно верный строй, звезды, место в строю, мода на имидж «классового борца» или «сексуального символа» и пр. 
 
Направления массовой культуры сегодня:

Индустрия «детства», преследующая цели явной или закамуфлированной  стандартизации содержания 
и форм воспитания людей, внедрение в их сознание унифицированных форм и навыков социальной 
и личной культуры, идеологически ориентированных миро представлений, закладывающих основы 
базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе.

Массовая образовательная  школа, тесно коррелирующая с  установками субкультуры детства, 
приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений 
об окружающем мире. К историческому и культурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, 
к принятым в обществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные 
знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания 
к упрощенным формам детского сознания и понимания.

Средства массовой информации, транслирующие широким  слоям населения текущую актуальную 
информацию, растолковывающие рядовому человеку смыл происходящих событий, суждений и поступков 
различных деятелей, т.е. занимающихся практически манипулированием сознанием людей и 
формирующим общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.

Система национальной и государственной идеологии  и пропаганды, «патриотического»  воспитания 
и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных 
групп, манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая 
политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную готовность» 
общества к возможным военным и политическим потрясениям.

Массовые политические движения инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью 
вовлечения акции широких слове населения, в большинстве своем весьма далеких от политических 
интересов элит, мало понимающих смыл предлагаемых им программ, на поддержку которых их 
мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного или иного психоза.

Массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему  ценностных ориентаций 
человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций (наши – 
не наши), замещающая анализ сложных многофакторных причинно следственных связей между явлениями 
и событиями апелляцией к простым фантастическим объяснением. Это освобождает людей от собственных 
размышлений по рациональному объяснению волнующих проблем.

Индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую развлекательную культуру и т.п. 
где зритель выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на 
активное включение или экстатическую реакцию на происходящее. Массовая художественная культура 
нередко пользуется приемами эстетизации безобразного, брутального, физиологического, т.е. действует 
по принципу средневекового карнавала и его «смысловых перевертышей». Для этой культуры 
характерно тиражирование уникального и сведение его к обыденно доступному, а порой и ирония 
над этой общедоступностью.

Индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправление его телесного  имиджа.
Индустрия интеллектуального  досуга, приобщающая людей к научно-популярным знаниям, 
научному и художественному любительству и т.п.

Система организации, стимулирования и управления потребительским  спросом на вещи, услуги, 
идеи как индивидуального, так и коллективного пользования, формирующая в общественном сознании 
стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, превращающая 
процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида.

Разного рода игровые  комплексы.
Всевозможные словари  справочники, энциклопедии и т.п. т.е. знания компактно и популярно  изложенные. 

Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных  развитых сообществ, остается сравнительно мало осмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций массовой культуры были разработаны в последние годы Э. Орловой [I]. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным. Настоящая статья преследует цель углубленного размышления о социально-функциональных характеристиках массовой культуры в русле этой концепции и соотнесения ее с концепцией социальных субкультур.
Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в  человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных  с их образом жизни, материальными  средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии  и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей  культуры того или иного исторического  сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. В принципе число таких субкультур может  быть соотнесено с числом имеющихся  в сообществе специализированных областей деятельности (специальностей, профессий), но задачи данной статьи не требуют  столь мелкого структурирования культуры. Нам достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в  производстве средств физического  и социального существования  человека, в поддержании или нарушении  социальной организации и регуляции  жизни общества (порядка).
Прежде всего речь идет о субкультуре сельских производителей, называемой народной (в социально-демографическом плане), или этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих специфических черт). Функционально эта культура производит главным образом средства поддержания физического (витального) существования людей - в первую очередь продукты питания. С точки зрения интересующих нас характеристик этой субкультуре свойствен низкий уровень специализации по отдельным профессиям ("классический" крестьянин, как правило, работник-универсал: и земледелец, и скотовод, и рыбак, и плотник одновременно, если только особые условия ландшафта не специализируют его более узко); низкий уровень индивидуальных социальных притязаний людей; незначительный разрыв между обыденной культурой крестьянского бытия и специализированными знаниями и умениями сельскохозяйственного труда. Соответственно и способ социального воспроизводства этой субкультуры в основном не выходит за рамки простой меж поколенной трансляции местной традиции природопользования и связанных с ней картины мира, верований, рациональных знаний, норм социальных отношений, обрядов и т.п., передача которых осуществляется в формах обыденного воспитания детей в семье и не требует какого-либо специального образования.
Несколько иные функции  имеет социальная субкультура городских  производителей, которая на заре цивилизации  формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, пост буржуазной (социалистической) и т.п., хотя функционально оставалась той же самой. Эта культура производит средства не столько витального, сколько социального существования людей - орудия труда, оружие, предметы обихода, энергию, транспорт, связь, городскую среду обитания, знания о мире (науку) и о человеке (медицину), средства обмена (деньги) и механизмы их функционирования, торговлю, эстетические ценности и пр. Причем все это, как правило, производится в товарных объемах.
Для данной субкультуры  характерны сравнительно высокий и  неуклонно повышающийся уровень  профессиональной специализации ее субъектов (даже ремесленник античных времен - более или менее узкий  специалист в своем деле, не говоря уже о более поздних мастерах, инженерах, врачах, ученых, художниках и пр.); умеренный уровень личных социальных притязаний (те представители городской субкультуры, которые отличаются повышенными социальными амбициями, обычно стремятся уйти в элитарную или криминальную сферы, а амбиции средних городских производителей, как правило, сравнительно умеренны). Разрыв между обыденной и специализированными составляющими этой культуры в древности был небольшим (специальность ремесленника или купца осваивалась в процессе домашнего воспитания), но по мере научно-технического развития он увеличился намного (особенно в наукоемких профессиях). Соответствующим образом разделились и процессы социального воспроизводства этой субкультуры: обыденная культура среднего горожанина воспроизводится в рамках семейного воспитания и через институции национального образовательного стандарта (о котором речь пойдет ниже), а специализированная - через сеть средних специальных и высших учебных заведений.
Третья социальная субкультура - элитарная. Под этим словом обычно подразумевают особенную  утонченность, сложность и высокую  качественность культурной продукции. Но это не самая важная черта элитарной  субкультуры. Ее главная функция - производство социального порядка (в виде права, власти, структур социальной организации  общества и легитимного насилия  в интересах поддержания этой организации), а также обосновывающей этот не рядок идеологии (в формах религии, социальной философии и политической мысли). Элитарную субкультуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей — шаманов, жрецов и т.п., очевидно, является наидревнейшим специальным профессиональным образованием); высочайший уровень социальных притязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается "нормальной" психологией любой элиты). Разрыв между обыденной и специализированной составляющими этой социальной субкультуры так же, как и в буржуазной субкультуре, до недавнего времени был не очень велик.
Усвоенные с детства  знания и навыки аристократического воспитания, как правило, позволяли  без дополнительного обучения исполнять  обязанности рыцаря, офицера, придворного, чиновника любого ранга, да и монарха. Пожалуй, лишь функции священнослужителей требовали специализированной подготовки. Такая ситуация продержалась в Европе до XVIII-XIX веков, когда элитарная субкультура  начала сливаться с буржуазной, превращаясь в высший слой последней. Одновременно существенно возросли требования к профессиональной подготовленности исполнителей элитарных функций, что привело к возникновению соответствующих учебных заведений (военных, дипломатических, политико-административных).
На сегодняшний  день расхождение между обыденным и специализированным слоями элитарной субкультуры стало весьма значительным, ибо правящие круги большинства стран сейчас пополняются людьми, как правило, не получившими домашнего аристократического воспитания. Хотя убедительных признаков устойчивого воспроизводства традиций обыденной элитарной культуры в большинстве развитых обществ нашего времени не наблюдается (реликт "русской интеллигенции", по-видимому, сохранялся именно за счет ее противоречивого родства-антагонизма с социалистической утопией), тем не менее говорить о "смерти" аристократической традиции, как представляется, пока преждевременно. Просто сама политическая и интеллектуальная элита стала иной, почти не связанной с потомственной аристократией прежних времен. И если ее специализированные формы более или менее преемственны по отношению к исторически сложившимся прежним, то на обыденном уровне новый "элитарный стиль", объединяющий аристократическую и буржуазную традиции, еще далек от органики своих форм даже в США и Западной Европе.
И наконец, еще одна социальная субкультура - криминальная. Это культура целенаправленного  нарушения господствующих социальных порядков и идеологии. В ней множество специфических специализаций: воровство, убийство, хулиганство, проституция, нищенство, мошенничество, национальный экстремизм, терроризм, революционное подполье, нелегитимное сектантство, еретичество, криминал на сексуальной почве, алкоголизм, наркомания и далее по всем статьям уголовного кодекса, а также перечням форм психических отклонений, социальной неадекватности и т.п. Эта субкультура существовала всегда и, видимо, в основе ее лежат какие-то особенности человеческой психики, ведущие к тем или иным формам протеста против абсолютной регламентированности социального бытия. Интересующие нас параметры этой субкультуры отличаются очень противоречивыми (аморфными, неструктурированными) характеристиками. Здесь встречаются как высоко специализированные (терроризм), так и совершенно неспециализированные (хулиганство, алкоголизм) проявления криминальности, и какой-либо устойчивой дистанции между этими составляющими, так же как и какой-либо выраженной тенденции, к повышению уровня специализированности, не видно. Социальные амбиции субъектов криминальной субкультуры также варьируются от предельно низких (бомжи, попрошайки) до предельно высоких (харизматические лидеры экстремистских политических движений и сект, политические и финансовые аферисты и др.) [2]. Криминальная субкультура выработала и свои особые институты воспроизводства: воровские притоны, места заключения, публичные дома, революционное подполье, тоталитарные секты и т.п.
Таким образом, я  полагаю, что традиционное противопоставление народной и элитарной субкультур с точки зрения осмысления их социальных функций является совершенно неубедительным. Оппозицией народной (крестьянской) субкультуры  представляется городская (буржуазная), а контркультурой по отношению к  элитарной (культуре эталонов социального  порядка) видится криминальная (культура социального беспорядка). Разумеется, невозможно население какой-либо страны полностью "расписать" по тем или иным социальным субкультурам. Определенный процент людей по разным причинам всегда находится в промежуточном состоянии либо социального роста (перехода из сельской субкультуры в городскую или из буржуазной в элитарную), либо социальной деградации ("опускаясь" из буржуазной или элитарной "на дно", в криминальную).
Так или иначе, но выделение групп людей в качестве представителей той или иной социальной субкультуры представляется наиболее обоснованным прежде всего по специфическим чертам освоенной ими обыденной культуры, реализуемой в соответствующих формах образа жизни. Образ жизни, конечно, определяется в числе прочего и родом профессиональных занятий человека (у дипломата или архиерея неизбежно другие образы жизни, нежели у крестьянина), аборигенными традициями места проживания, но более всего - социальным статусом человека, его сословной или классовой принадлежностью. Именно социальный статус детерминирует направленность экономических и познавательных интересов личности, стиль се досуга, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, имиджа, бытовых обрядов и ритуалов, предрассудков, образов престижности, представлений о собственном достоинстве, норм социальной адекватности, общемировоззренческих установок, социальной философии и т.п., что составляет основной массив черт обыденной культуры.
Обыденная культура не изучается человеком специально (за исключением эмигрантов, целенаправленно  осваивающих язык и обычаи новой  родины), а усваивается им более  или менее стихийно в процессе детского воспитания и общего образования, общения с родственниками, социальной средой, коллегами по профессии и  пр. и корректируется на протяжении всей жизни индивида по мере интенсивности  его социальных контактов. Обыденная культура - это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает и социально само реализуется. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультуризации личности, включающей человека не просто в национальную культуру какого-либо народа, но и ^ в обязательном порядке - в одну из его социальных субкультур, о которых речь шла выше.
Изучением обыденной  культуры сельских производителей по сложившейся традиции занимается преимущественно  этнография, а обыденным слоем  культуры других социальных страт в  силу необходимости - общая история (историческая антропология, школа "Анналов" и др.), филология (социальная семиотика, "московско-тартуская семиотическая  школа" и др.), социология (урбанистическая  антропология), но более всего, конечно, культурология.
Вместе с тем  необходимо учитывать, что до XVIII-XIX веков ни одна из описанных субкультур, ни даже их механическая сумма (в масштабе одного этноса или государства) не могут  быть названы национальной культурой  соответствующего сообщества. Прежде всего потому, что еще не существовало единых общенациональных стандартов социальной адекватности и унифицированных для всей культуры механизмов социализации личности. Все это зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, становления капитализма в его классических, пост классических и даже альтернативных (социалистических) формах, трансформации сословных обществ в национальные и размывания социальных перегородок, разделявших людей, развития всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации, либерализации нравов и жизненных укладов сообществ, возрастающей зависимости политических элит от состояния общественного мнения, а производства продуктов массового потребления - от устойчивости покупательного спроса, регулируемого модой, рекламой и т.п.
Особое место здесь  занимают процессы массовой миграции населения в города, массовизации политической жизни сообществ (возникновение многомиллионных армий, электоратов, профессиональных союзов, политических партий). В последние десятилетия XX века к перечисленным факторам прибавилась еще и динамика технико-технологической революции - переход от индустриального (интенсификации механического манипулирования рабочими органами) к постиндустриальному (интенсификации процессов управления - получения и обработки информации и принятия решений) этапу развития.
В этих условиях столь  же актуальными стали и задачи стандартизации социо-культурных установок, интересов и потребностей основной массы населения, интенсификации процессов манипулирования человеческой личностью, ее социальными притязаниями, политическим поведением, идеологическими ориентациями, потребительским опросом на товары, услуги, собственный имидж и т.п. В прежние эпохи монополия на такого рода управление сознанием в более или менее массовом масштабе принадлежала церкви и политической власти. В Новое время в соперничество за умы людей вступили также частные производители информации, товаров и услуг массового потребления. Все это потребовало изменения механизмов общей социализации и инкультурации человека, подготавливающих личность к свободной реализации не" только своего производительного труда, но и своих социокультурных интересов.
Если в традиционных сообществах задачи общей социализации человека .решались преимущественно средствами персональной трансляции знаний, норм и образцов сознания и поведения (деятельности) от родителей к детям, от учителя (мастера) к ученику, от священника к прихожанину и т.п. (причем в содержании тр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.