На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


аттестационная работа Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни

Информация:

Тип работы: аттестационная работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     - 3 -
     Введение:
     Сенсорное воспитание - это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.1 С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания. Поэтому нормальное эстетическое развитие невозможно без опоры на полноценное восприятия. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование)  не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте2.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности : речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Рассматривая объект, ребенок, как правило выделяет в младшем возрасте, один – наиболее яркий признак , и, ориентируясь на него оценивает предметы в целом посредством изобразительной деятельности оценивается цветовая гамма, конструированием – форма, величина, лепкой – тактильная чувствительность объекта3. 

- 4  -
Именно  этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире1.
 В  системе дидактических игр дети  младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) игры и учения. Дидактические игры проводимые вне занятий  систематически обучают, закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры позволяют развить его восприятие, чувственность и тактильные ощущения.1
Гипотеза: Возможно ли сенсорное развитие детей четвертого года жизни через дидактические игры.
Методы: Проведение педагогического эксперимента, анализ литературных источников.
Приемы: Показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова.
Предмет : Ребенок и его сенсорное развитие.
Объект: Система дидактических игр.
Задачи:
1.Формировать  перцептивные , обследовательских действий у детей второй младшей группы.                                              
2. Закреплять  представлений о сенсорных эталонах  цвета, формы, величины.
3. Формировать  умения применять полученные  знания в  практической и  познавательной деятельности. 
 
 
 
 

- 5 -
Методика: 1) Анализ и обработка используемой литературы при проведении исследовательской работы.
2)  Проведение  системы дидактических игр с  целью формирования представлений детей второй младшей группы о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.
Цель: Развивать представлений о сенсорных эталонах величины, цвета, формы детей четвертого года жизни в процессе проведения дидактических игр.
1. Использование дидактической  игры в сенсорном  развитии детей  четвертого года жизни.
1.1. Психолого – педагогический подход к сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
 Имя  Фридриха Фребеля тесно связано с созданной им системы воспитания маленьких детей , а так же с термином «детский сад» , прочно вошедшим в нашу жизнь как название учреждения общественного дошкольного воспитания. Принцип великого педагога – гуманиста к родителя, воспитателям  «Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей . Знакомство с системой Пестолоцци , произведения великого Яна Амоса Каменского  ~Материнская школа~  подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории на  основе, сделать ее научно - обоснованной. Принципы : Фридрих  Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.
1)Мир  един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает  наличие отдельных элементов, единых по сущности.
2)Проявление  многообразия и единства, выявление  их, приспособление их для познания окружающего мира.
3) Движущие  силы развития : внутренние и внешние1.
 
- 6 -
4) Совместное  действие равных и противоположных  условий (факторов) и путем уравнения,  связи их в жизни. Посредством  мяча ребенок может изобразить и вообразить бесчисленное множество образов (величина, цвет, число, материал, твердость, упругость).  Шар – есть спутник мяча, но он ни в коем случае не вытесняет мяч. Мяч не имеет ни углов, ни ребер. Кубик – вводит в познание цвета и величины и наиболее доступен для чувствительного восприятия. Приближает к усвоению понятию о форме тел и к   познанию ее условий, сторон, граней и углов. Шар и кубик представляют собой неравенство. Они относятся друг к другу, как единство и множество, движение и покой, круглое и прямое. Все вместе элементы представляют второй дар игры1.
Вольдорфская педагогика – это международное культурно – образовательное движение было создано известным философом Рудольфом Штейнером в 1919 году . Автопроцессорный путь познания , на котором и была построена Вольдорфская педагогика. Он отличается от обычного пути. Штейнер предлагает ученикам путь самосознания. Первый шаг – упражнении. Способности называются на этом этапе  свободными от тела мышлением и выделяются в качестве  :
    мыслительного контакта.
    волевого контроля.
     Он  отличается от обычного пути. Штейнер  предлагает ученикам путь самосознания. Первый шаг – упражнение. Способности называются на этом этапе свободными от тела мышлением и выделяются в качестве  :
    мыслительного контакта.
    волевого контроль
     3) хладнокровии ( контроль эмоций ).
     4) положительность ( позитивность ).
     5) непредвзятость.
     6) внутреннее равновесие.
     - 7 -
       Это приводит к осмыслению взаимосвязи трех человеческих, душевных способностей: мышление, чувствование и воля. Единство психических способностей и физеологических органических процессов: нервно – сенсорных, ритмическими и сенсорными. Это основа Вольдорфской школы. Развитие проходит через подражание. Подход к человеку, как к единому целому, является главным педадогческим принцыпом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдофской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.
    Принципы.
1.Ритм  дыхания и связанный с ним  пульс.
2.Авторитет  – подражание .
3.Свобода  – не в смысле ассоциативности  .
В вольдорфском детском саду работают со всеми детьми , не подразделяя на одаренных и отстающих.1
Вот уже 100 лет имя Марии Монтесори приковывает к себе внимание педагогов более в чем 80 стран мира. В идеях Монтесори - педагога привлекает глубокий  гуманизм воспитательной работы, отсутствие какого – либо авторитаризма.  Монтессори - сады и школы существуют в Европе, Северной и Южной Америке, Азии и Австралии. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанной Л.А.Венгером и его ученика. Монтессори – педагогика удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиватся в его собственном темпе, соответсвующим его способностям.  В результате самостоятельной работы с автодидактическими Монтессори – материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимыые, самостоятельные, адаптированные и счастливые2.  

- 8 -
 Эмперические открытия, сделанные в начале века подтвердили известнейшие психологи и педагоги.Все они доказали, как и создательница  «молчаливой педагогики». «…… что ребенок – существо невербальное. Всякая учебная информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.  Вербализированная форма – это осознание , обозначение того что придает смысл ситуации. Она практически недоступна детям младшего дошкольного возраста. Бессловесная коммуникация – самая честная. Только дойдя в развитии до определенной ступени они начинают задавать вопросы ….». В педагогике Монтессори поощряется также речевая и познавательная деятельность. Поддерживается стремление детей к вербальному выражению мыслей. Сенсорное воспитание дошкольников играет большое значение в системе М.Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям1.. Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори – вселенной возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка. Объективное приложение о «космическом плане», развития вселенной  и «космической задачи»  является методологическим обоснованием системы Монтессори. Она играет значительную роль , определяет главную цель воспитания. Ребенок не устает от работы, она увеличивает его энергию.  Ребенок обладает формой разума «впитывающее мышление», впитывает образцы окружающего мира, предоставленные его органам чувств, бессознательно и беспрестанно2.
- 9 -
 Цель  жизни и работы ребенка –  в нем самом, в построении его личности. В трудах М.Монтессори термины  «воспитание»  и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование»  и  «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М.Монтессори «помощь жизни с самого рождения».
0 –  6 – формирование чувствительного  образа окружающего мира.
1. Содействие  естественному развитию.
2. Взаимосвязь  с « подготовленной средой».
3. Свобода  выбора в подготовительной среде.
4. Индивидуальная  активность в обучении.
5. Предметность  в обучении.
Содействие  с естественной средой : ребенок имеет внутренний потенциал, источник созидательной энергии, побуждающий его к саморазвитию. Процессу нужно помочь. Авторитарное воспитание, систематически навязанные действия подавляют спонтанные импульсы ребенка и способны вызвать его сопротивление и отвращение к созидательной деятельности. Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Не менее опасна гиперопека, попытка выполнить за ребенка то, что он может сделать сам. «Взаимодействие с «подготовленной средой» «…… Не любая среда способствует развитию ребенка. Среда должна  отвечать потребностям развития ребенка в каждый возрастной период». Педагог отвечает за создание в группе справедливых отношений взаимопомощи, спокойной атмосферы2  Содействие естественному развитию должно осуществляться в процессе взаимодействия ребенка  с подготовленной средой  специально созданной, развивающей предметно-пространственный и социальной средой«дой….». В отечественной педагогике  она формировалась как самостоятельный принцип – принцип свободы выбора.
- 10 -
По мысли  М.Монтессори возможна именно в среде  специально созданной для ребенка  и включающей привлекательные предметы, которые смогли бы служить средством  развития. Принципы индивидуальной активности в учении  - мотивация в активности может быть осуществлена  в процессе свободного выбора. Ребенок приступает к ней с интересом и длительное время сохраняется мотивация. При этом совершенствуется  моторика ребенка, развиваются произвольные движения, а так же терпение и настойчивость. Взрослый должен содействовать процессу саморазвития ребенка на основе знания законов детского развития и наблюдения  за конкретным ребенком. В результате у ребенка вырабатывается способность к «активной дисциплине», так как становятся способными к саморегуляци, к самоконтролю за своими движениями, эмоциональных и поведенческих явлений в различных жизненных ситуациях. Принцип предметности в учении: в дошкольном возрасте учение должно происходить с опорой на самостоятельную, мануальную деятельность с материалами автодидактического характера. Благодаря ей ребенок создает чувствительный образ окружающего мира. Мануальная деятельность помогает ребенку развить инициативность и трудолюбие. Центральный метод Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде»  при ограничении прямого воздействия. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…»1. Важное значение сенсорного воспитания признавали  видные отечественные педагоги П.Сакулина, Е.И.Тихеева. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А.Венгера и его школы.    Очень часто забывают, что в ее основу положены некоторые идеи М.Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.
- 11 -
Дети, обладающие сенсорной культурой становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.  Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости , по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию. Классификация – разделение множества предметов по определенному признаку, т.е на классы. Особое значение для умственного развития ребенка М.Монтессори   придавала порядку. Если ребенок сам выбирает материал, то и процесс формирования и дефференции когнитивных структур ребенка будет протекать оптимально. Метод М.Монтесори ведет к образованию новых способов предметно-познавательной деятельности  в сознание, выводам и открытиям. Бытует ошибочное мнение, что сенсорное воспитание по методу Монтессори не работает по развитию сенсорных эталонов и работает только с искуственными матерьялами. Наоборот, он выполняет ряд упражнений на применение в реальной жизни полученных представлений о свойствах предмета и основные способы действия. Эстетическое развитие также связано с сенсорным воспитанием. Монтессори подчеркивает, что красота находится в гармонии , а не в контрастах. Особое внимание Монтессори уделяет проблеме развития воображения. Сенсорное воспитание развивает способность восприятия действительности во всей ее полноте, помогают сосредоточить внимание ребенка на самых малозаметных деталях предметов и таким образом собирает материал для воображения. Творческое воображение это внутреннее конструирование , твердо связанное с действительностью.  Расширение словарного запаса происходит при работе с любым материалом. На первой ступени ребенку дают задание назвать цвета. На первом -  это зеленый , это лиловый, оранжевый».
На втором  -  « Дай мне пожалуйста зеленый, покажи лиловый, поставь на ладошку  оранжевый». На третьем. «Какой это цвет ?»1. 

     - 12 -
       В числе педагогов ярких, талантливых  , создавших оригинальную систему дошкольного воспитания мы обязаны упомянуть Елизавету Ивановну Тихееву. Тихеева рапортовала за : «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный  опыт разных педагогических систем, с учетом уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…..». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания  воспитания она сумела творчески использовать классическое наследие.  Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития  – внешний мир, окружающий ребенка: предметы, средства – игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога - исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом. Процесс наблюдения делится на три части.
1. Выбор  исследуемого поведения.
2. Проведение  наблюдения и фиксирование результата.
3. Истолкование  результата.
     Нормальное  развитие ребенка в первые годы его  жизни, расширение горизонта его  ума должно совершатся на основании : «…..стройного и равномерного расширения горизонта его ума, его представлений….» , «….Свобода и ограничение почти синонимы. Всякий индивидуум должен быть ограничен , уметь обуздать свои мимолетные прихоти, капризы, колебания воли и вкусов».  Без этого он истинной свободы не достигнет : «Ребенку надо предоставлять свободу выбора, чем ему заниматься, к чему его влечет. Он должен, то, что начал, довести до конца. Такого рода отношения надо воспитывать систематически. Ребенок должен уметь подчинятся, подавлять свои низшие импульсы и желания». Подчинять свои личные интересы , интересам общественным. Законам и  предписаниям справедливости и здравого смысла.1
     - 13 -
  Бондаренко А.К. ввела представление о дидактической игре , как о многоплановом, сложном педагогическом явлении : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всесторонннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в 2–х направлениях: игра – занятие и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятиям использует разнообразные игровые приемы, вносит элемент соревнования. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления о построении игрового сюжета, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры занятия по этому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов. Дидактическая игра используется в развитии сенсорной культуры. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. Но более широкий простор предоставляется детям в отведенные часы игр. В младших возрастных группах дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике, как метод обучения детей сюжетно – ролевой игре. Игра не только выделяет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формируют определенные свойства личности1.
Н.П.Линькова и Е.А.Шумилин считали, что рисовать необходимо не только художникам. Владеть изобразительным средством должен каждый всесторонне развитый, культурный человек2.  

     - 14 -
     Рисовать  – это значит научится передавать свои мысли и чувства с помощью зрительных, наглядных образов. Развитию изобразительной деятелности детей, их способности к рисованию. А изобразительное исскуство открывает перед ребенком яркий мир красок и линий. Изобразительная деятельность ребенка способствует его эстетическое внимание. Умение рисовать содействует побуждению и формированию интереса к изобразительному исскуству. Физическому воспитанию, способствует развитию понимания красоты. Экспериментальное исследование изобразительной деятельности детей говорит о том, что обучить можно всех детей, но для этого необходимо систематически их учить Учащиеся – рисовальщики обладают :
1. Ясным  восприятием,
2. Ярким  воображением,
3. Точными  согласованными движениями рук.
. Эти три качества – необходимые условия для развития способности к рисованию. В рисунке воплощается духовный мир ребенка, его помыслы, чувства, переживания. Главное чтоб у ребенка был сформирован интерес к изобразительной деятельности он стал бы много рисовать, стараясь добиваться все лучших результатов своей деятельности. Нормальное развитие изобразительной деятельности ребенка во многом зависит от разумной и систематической помощи родителей и детского сада.  Для ребенка сам процесс изображения простой, но часто очень увлекательный для малыша игры в « рисование»; увлекательную деятельность. Под влияние взрослого у ребенка 3 – 4 лет зарождается замысел изображения. Ему говорят : «Нарисуй маму», «Нарисуй елку». Рисование по замыслу превращает игровую деятельность ребенка с карандашом  и бумагой уже в осмысленную изобразительную деятельность. Он старается придать своим линиям черты сходства с определенными формами. С ребенком этого возраста можно уже вести беседу перед началом изображения того или иного объекта.1
- 15 -
  Перечисляя  ему те или иные детали объекта,  которые он будет изображать. Наблюдая способ изображения, ребенок учится более полно и правильно рисовать. Дети, которые имеют возможность наблюдать процесс изображения ,  быстрее усваивают элементарные навыки изображения. Дети этого возраста еще мало усваивают словесные объяснения техники выполнения рисунка, но если им показывают простейшие технические приемы, они их хорошо запоминают. Большая трудность для ребенка - выделение основных признаков изображаемого предмета . Выделяет основное в предмете и упускает случайные детали, этому надо терпеливо обучать ребенка заключается в том, что в рисунке он рассказывает в первую очередь о тех деталях изображаемого, которые его интересуют в данный момент.  Так, изображая детей, играющих в мяч, он обязательно рисует и мяч и руки, которые его бросают или ловят. Об остальном ребенок может забыть в данном рисунке. Одна из серьезных трудностей, с которой встречается маленький художник, заключается в передаче пропорциональностей отдельных частей предмета и отношение предмета в сложном многопредметном рисунке. Изображая целые картины, он не видит никаких нарушений правильности. Даже в тех случаях, когда фигура человека выше 2 – х этажного дома. Острота и точность наблюдений – то качество которое имеет решающее значение в развитии способности к изобразительной деятельности1.
Богатеева.А.Н. считает аппликацию разновидностью художественной деятельностью. Знакомясь с материалами, техникой, способами обработки бумаги ребята приобретают навыки графического  и пластического изображения предметов. Овладение умением в силуэтной форме образно, творчески перерабатывает свои впечатления2. 

- 16 -
Впечатления ребенок получает при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративного прикладного  исскуства. Знания , умения и навыки воплощаются в созидательной деятельности – настенные панно, декорации, украшения для участка ГОУ, подарки младшим детям.  Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития технических умений, а так же сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. На занятиях по аппликации дети учатся называть, раскладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры. При этом они должны сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из 2 – х и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Воспитатель закрепляет представления о форме круг, четырехугольник, об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый), некоторых оттенках (розовый, голубой, фиолетовый), о величине в контрастных сопоставлениях  (большой – маленький, высокий – низкий ). У детей развивается интерес к занятия по аппликации, формируется аккуратность и самостоятельность в использовании таких материалов, как бумага, заготовки фигур для наклеивания клей, кисточка, тряпочка. С первых занятий воспитатель должен приучать детей соблюдать правила аккуратности: не набирать на кисть слишком много клея, после намазывания ставить на подставку кисть, намазывать формы только на подкладке, при подклеивании прижимать фигуру салфеткой, а не ладонью. Воспитатель контролирует их работу, дополнительно показывает поправляет помогает им грамотно справится  с задачей1.  

- 17 -
 Пилюгина Э.Г. считает, что эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура. Четкая форма дидактических пособий доставляет детям радость, способствует накоплению сенсорных представлений. Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы c детьми. Важно помнить, что это работа не должна превращаться в дополнительное занятие. Взрослы должен лишь заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом. Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность – рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие способности детей, им предлагается осуществить выбор двух разновидностей предметов из 4 – х предложенных. В трехлетнем возрасте у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании  (особенно по замыслу), выкладывание несложных сюжетов с помощью мозаики. При проведении игр -  занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения задания. Важно, чтоб ребенок активно выполнял задание1.
  В.Гербова считает, что четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с  формированием личности ребенка, другая, с формированием его деятельности. С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе. Элементы самосознания у ребенка 3 – 4 лет  в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертого года жизни называется «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивости настроения.2
- 18 -
Вторая  особенность состоит в том, что  действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретает намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой – то конкретный образ ( в рисовании, лепке, возводить постройки, выполнять определенную роль в игре). Но преднамеренность, произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Умение обследовать предмет еще не совершенно. Научить младшего дошкольника обследовать фигуру зрительно или обводить контур ладонью, указательным пальцем возможно и необходимо. Эффективность восприятия ребенком предметов и их свойств зависит от ряда условий : Наличие наблюдаемого объекта в непосредственной близости от детей. Как рассматривается предмет, изолированно, или на фоне других предметов. В  первом случае половина детей усваивают материал полностью, а половина частично. Во втором случае беглость, поверхностность восприятия. Все необходимое для развертывания сюжетно – ролевых и других игр, должно по возможности находится в поле зрения детей. Освоив знания , навыки и умения необходимые для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, воспитатель не должен останавливаться на достигнутом. Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность. Рисование и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке  то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы1.
- 19 -
   Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения.  Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулке, во время специально организованного наблюдения. Для эстетического развития детей большое значение имеют постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел). С их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы1.
  Л.А.Венгер .Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах  -  общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенностити, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии2 
 

     - 20 -
     Усвоение  сенсорных эталонов – процесс  сложный и длительный, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предисторию. Усвоить сенсорный эталон -  это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство ( как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их  с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Начиная с трех лет обучения продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию1
1.2. Особенности восприятия  детьми сенсорных  эталонов.
  Важной  задачей является обогащение, уточнение  и закрепление представлений о цвете, форме предметов, о различных параметрах величины и некоторых пространственных ориентирах, а так же активизация соответствующего словаря. Процесс этот начинается на предыдущем возрастном этапе, но к 4 – м годам он еще далеко не завершен2.  Дети первой половины 3 – го года жизни достигают довольно высокого уровня сенсорного развития2. 

- 21 -
Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляется умение группировать однородные предметы по величине, цвету, форме. Нередко и группировка и соотнесения предметов входят в одну игру – занятие.  Взрослым не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления цвета и формы. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойство предметов во время действия с ними. И не беда, если треугольник он при этом будет называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов,  но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова : «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения.  Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, а далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом , формой  и величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет путем элементарных заданий по группированию однородных предметов по величине, форме, цвету. К учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.   Прежде всего ребенок усваивает систему перцептивных действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего1.
- 22 -
 Освоение  системы перцептивных (обследовательских)  действий сенсорными эталонами проходит в тесном единстве и взаимосвязи. Перцептивные действий имеют развернутый характер, ярка – выраженный и наблюдаемый.
 Обеспечивает  выделение различных свойств  и признаков  предмета (цвет, форма,  величина).  Результаты обследования  обобщаются и приобретают эталонное  значение. Способы обследования предметов : их группировке по цвету и форме вокруг образцов. Наконец в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Начиная с трех лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.  Сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и отношениях по величине возникающими между элементами ряда, состоящими из большого количества предметов.
Сенсорные эталоны в области цвета.
 Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый ) и ахромантические цвета - белый, серый, черный. Хромантические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой  (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд , дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов оттенок (красно – оранжевый, желто – зеленый). Хромантические цвета делятся на две группы: теплые (от красного до желтого), холодные (от зеленого до фиолетового)1.
- 23 -
Каждый  хромантический цвет или оттенок  имеет определенную светлоту. Каждый хромантический цвет или оттенок цветового тона имеет насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета  или оттенка к белому. Насыщенность – степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты. Вначале у детей формируется представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названия цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубые цвета и называют голубым синие оттенки). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представления об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их деление на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло – синий и голубой цвета, установив их различия, а усвоение спектральной последовательности   позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим. При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. Цвет, в особенности сильный, интенсивный, возбуждает положительные чувства детей, радует их. Ребенок должен научится воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хромантических и ахромантических цветах, а позднее об их оттенках. то довольно легко когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее , если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени ( цвет морской волны, кофейный, бордовый )1.
- 24 -
Недостаточно  уметь точно воспринимать отдельные  цвета и оттенки. В природе и произведениях исскуства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях1. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых тонов от сочетания холодных. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно–зеленый, светло–желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость светловых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Это относится в еще большей степени к названию оттенков по цветовому тону  то (есть занимающие промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый, малиновый, шоколадный, васильковый, золотой,   серебрянный). Психологические исследования свидетельствуют, детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммы можно разделить на три группы :
1.Радостные  цвета ( красный, желтый, зеленый, оранжевый и их оттенки ).
2. Цвет  меняется в зависимости от  настроения ( голубой – синий,  серый – голубой, красный –  розовый ).
3. Всегда  темные цвета и их сочетания  (черный, серый, коричневый, синий  )2.
На четвертом  году жизни у детей формируются умения выбирать цвета, которые им больше нравятся, привлекают их внимание. На занятиях  рисованием  аппликацией дети учатся правильно называть и различать цвета : красный, черный, зеленый, синий, белый2. Кроме указанных в программе цветов, воспитатель может на занятиях предлагать детям цвета, которые они не знают, но, используя, получают интересную цветовую гамму3. 

- 25 -
    Воспитатель формирует у детей  правильное отношение к выбору  цвета при окраске отдельных  предметов (красный флажок, зеленая елочка). Начиная с трех лет дети постепенно научаются передавать цвет, как признак присущий предмету. В первую очередь – это цвет природных предметов и явлений, имеющих относительное постоянство. Впервые рисуя елочку,  дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличая ее от всех лиственных деревьев зимой. Так и флажок дети в первую очередь рисуют красным, так именно с красным флажком они идут на праздник. Но множество других предметов не имеет одного, характерного для них цвета : таковы дома, машины, корабли. Цветы, бабочки, птицы тоже могут быть разнообразных оттенков1.  Только постепенно дети знакомятся с различными видами растений и животных и узнают их характерную окраску. Дети узнают так же что цвет предметов может изменятся в зависимости от изменения условий : незрелая ягода зеленая, а зрелая – красная.2Весенняя листва светло – зеленая, летняя густо – зеленая; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у третьих, как у клена, приобретают все оттенки от светло – желтого до темно – красного. Небо изменяет цвет в зависимости от погоды, а так же при заходе солнца. Так же меняется цвет воды в озере, реке и море. Помимо изменений цвета в природе, человек по своему желанию меняет цвет предметов, которые он создает: заново покрасили дом или забор, сделали ремонт в помещении детского сада, постелили ковровую дорожку другого цвета. Дети подмечают все эти изменения в окружающей обстановке в изобразительной деятельности2.  
 

- 26 -
Отображение некоторых явлений природы также требует реальной окраски («падает белый снежок», «светит яркое солнышко», «растет травка»).  Краской они наносят карандаши, краски, полоски В некоторых случаях, когда дети осваивают проведение краской прямых полос в разных направлениях , воспитатель может предложить им цветную бумагу разного размера и в соответствии с фоном бумаги цвета красок1. В результате получаются очень простые, но красивые по цвету композиции ( «яркие цветные дорожки, коврики, платочки»). Из этих работ воспитатель для украшения группы в праздничные дни может сделать коллективный фриз, способствуя воспитанию у детей интереса к работам своих товарищей, умения оценивать их.  Для детей 3 – 4 лет процесс отображения в аппликации впечатлений, полученных из окружающей действительности – веселая и увлекательная игра2. Он позволяет не только создавать красочные композиции, яркие и выразительные образы, но и выражает определенную предметную ситуацию : на голубом небе белеют облака, падают снежинки на землю. Обучение детей младшей группы носит нам, сезонными изменениями в глядно – действенный характер. Главную роль при этом играет сочетание показа с практической деятельностью. Для тех, кто не посещал первую младшую группу воспитателю необходимо шире использовать практический прием : показ. Наблюдения обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию зрительной памяти образного восприятия мира.
     Сенсорные эталоны формы.
   Эталонами формы служат геометрические  фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений1.  

     - 27 -
     Усвоение  эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее так же может быть введена форма трапеция1. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией ( то есть квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника2. Разновидность геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, это овалы с разными соотношениями осей  и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а так же прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники ( дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщается, а названия разновидностей не даются. Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия форму  предмета – его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба, цилиндра) может вызвать лишь дополнительные трудности. Более сложным является обучение детей обследованию формы предмета1.  

     - 28 -
     Прежде  всего возникает необходимость  отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображение) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный», «овальный»). На четвертом году жизни дети учатся передавать округлые формы, при этом еще не отличают круга и  шара от форм удлиненно – округлых, овальных. Однако немногие предметы имеют простую форму, приближенную к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна : в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных ) частей, наконец отдельные дополнительные детали. При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме.  На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использовать прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами. Глубокое восприятие формы предполагает зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между   собой1.  Дети второй младшей в основном осваивают изображение отдельных форм, что помогает им в дальнейшем перейти к изображению наиболее доступных, знакомых предметов. Передача содержания носит в младшей группе особый сюжетно – игровой характер.    Не владея еще полностью изобразительными средствами, дети выражают сюжет в основном слове, движении2.  

     - 29 -
     Рисуя машину, ребенок говорит, : «она поехала», «везет грузовик» или «рыбки плавают в воде», «шарики полетели высоко, высоко». Движения в изобразительной деятельности развиваются одновременно и во взаимосвязи со зрительным восприятием. Чем лучше учатся дети контролировать свои движения взглядом, тем отчетливей и точнее передают они форму предметов. Сюжетно – ролевой замысел пронизывает занятия рисованием, лепкой, и аппликацией. Достаточно овладеть изображением какой – либо формой, как при повторной ее передачи образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно – игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка. Дополнениями, разъяснениями воспитатель поддерживает «живой образ», не давая ему затухать. Отдельные занятия для передачи сюжетного содержания проводить нецелесообразно, так как в процессе рисования, лепки, по желанию при изображении предметов возникает сюжетно – игровой замысел, развиваясь и наполняя жизнью детские рисунки, лепку ( «жучки ползают в траве», «птичка летит к солнышку», «девочка надела пальто, ботинки, и пойдет гулять», «дети катаются на санках» ).
     Восприятие  эталонов величины.
  Особый  характер носит эталон величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая условная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов.  Усвоение системы мер и способов их использования  - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения1.
     - 30 -
     Но  в области восприятия мы далеко н  всегда пользуемся метрической системой ( хотя ее применение вполне можно объяснить). Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака, это собака которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталона величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других  («большой», «маленький», «самый большой»). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух  - трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное восприятие тесно переплетается здесь с развитием мышлением ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника. При сравнении предмета по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач1.  Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или меньшего ) предмета из двух, затем – выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему).  Сложнее произвести глазомер «сложение» - подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. На протяжении дошкольного возраста дети могут научится соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, то есть овладеть зрительной оценкой пропорций. В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно обучить их пользоваться простейшей меркой. 
 

     - 31 -
Выступает в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания предметов друг к другу к глазомерному действию. Выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятых системы мер. Аналитическое восприятие величины связано не выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета -  длины, высоты, ширины. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать , что сами измерения предметов носят относительный характер : их определение зависит от его положения в пространстве. Постепенно дети овладевают умение решать сразу две задачи : передавать относительную величину предмета и изображать ее в разных положениях: но обе эти задачи решаются детьми дошкольного возраста лишь в ограниченных пределах. Это придает детским рисункам известную условность , не противоречащую однако правдивости изображения, а лишь ограничивающая её. Изображения предметов располагаются ближе друг к другу, смотря по содержанию рисунка персонажи повернуты друг к другу лицом или помещены спиной, следуют друг за другом или расходятся в разные стороны. Уже в программе второй младшей группы ( дети 3 – 4 лет ) имеется требование вычленять из предмета основные его части и передавать их в лепке, рисунке, аппликации. Раз за разом, детей подводят к передачи строения предмета. Части в предмете находятся в определенных взаимоотношениях – один из них больше, другие – меньше, одни – одной формы, другие – другой. Части расположены известным образом по отношению друг к другу – одни выше, другие под ними1. 
 

- 32  -
     В первую очередь надо выбирать для  изображения предметы, наиболее простые, как по общей форме, так и по форме частей, по окраске, по строению, с равномерно расположенными частями, наличием сходных по форме частей. Различие частей в отношении величины, формы должны хорошо улавливаться на глаз. Современная теория сенсорного воспитания утверждает, что содержание сенсорного  воспитания должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира1
1.3. Организация работы  по сенсорному воспитанию.
 Развитие речи.
  Для  каждой деятельности необходима  способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действий отношений), а так же анализирующего восприятия и представления. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие речевого слуха – восприятие звуковой культуры речи и музыкального слуха – умение воспринимать звуки по высоте, различать ритмический рисунок.  Ведущее значение в развитии сенсорного процесса ребенка – дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их из символических средств – речь. Само освоение речи также имеет сенсорные основы : выделение речи как особого раздражителя, различение интонаций слова, звуков обеспечиваются слуховым и кинестетическим восприятием. Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание2. Нередко ребенок выражает в рисунке такие черты изображаемого, которые обычно зрительно не воспринимаются. Например, люди в доме изображаются как бы через просвечивающиеся стены. Ребенка здесь не смущает то, что нельзя видеть через стену дома, он стремится передать в рисунке то, что он знает о предмете3.
- 33 -
     Ребенок объясняет содержание рисунка с  помощью речи. Некоторые стороны  действительности детям очень трудно или невозможно передать средствами рисунка. Таким образом мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека.  В этих случаях они нередко прибегают к помощи звукоподражания, к жестам, фразам.  Совершенству речи детей способствует конструирование, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их , общаясь друг с другом1.
 Физическое развитие.
  В  процессе конструирования осуществляется  физическое совершенствование ребенка. Постоянное совершенствование в самых разнообразных движения, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми , ловкими, легко подчиняющимися контролю глаз. Улучшается согласованная работа отдельных мышц2.
 Развитие элементарных математических математических представлений. Обучение счету знакомству с цифрами, арифметическими операциями относятся к математическому разделу. Обучение проходит опосредованно и с помощью сенсорных эталонов. Оно происходит за счет усвоения и использования новых терминов3. Развитие элементарных математических представлений осуществляется посредством сенсорного воспитания детей в упражнениях практической, повседневной жизни. Дети овладевают временными представлениями, осознают последовательность и продолжительность времени ( вчера, сегодня). Формирование элементарных математических представлений так же предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине4.  
     - 34 -
       В процессе конструирования дети  учатся правильно обозначать  в слове название направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа, овладевают и такими понятиями, как « высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий»).Огромные трудности представляет для ребенка и передача перспективных сокращений. Эти трудности зависят от того что дошкольник долгое время ещё не понимает смысла перспективных отношений. Пространственное размещение предметов на плоскости листа бумаги – то, чему ребенок должен научится1. Прежде всего его нужно научить размещать предметы на листе бумаги «ближе» и «дальше». Обучить изображать предметы первого плана более крупными, а заднего плана – более мелкими. Иногда ребенок закрывает один предмет другим. Иногда можно наблюдать интересное изображение деревни или города, составленное из отдельных предметов, которые повторяются много раз. Следует заметить, что наиболее способные дети очень рано усваивают некоторые закономерности перспективы2.
  В психологии ощущение и восприятие рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные3. Психологи считают, что рисунок всегда какое – то сообщение, зашифрованное в образе. Поэтому так важно расшифровать детское послание. Ведь рисуя тот или иной объект, маленький человечек невольно передает свое отношение к нему. То, что кажется ему важным , он тщательно прорисует, а то , что по его мнению несущественно, может вообще опустить. Внимательно изучите символы рисунка: Вода, лед, дождь, звезды – «примета» депрессивного состояния. Грязь – показатель внутреннего беспокойства. Детская кроватка, плети, ружье, пистолеты – агрессивность и вспыльчивость4. 

- 35 -
 Вода, лед, дождь, звезды – «примета»  депрессивного состояния. Грязь  – показатель внутреннего беспокойства. Детская кроватка, плети, ружье, пистолеты – агрессивность и вспыльчивость1.   
1.4. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания.
Основная  особенность дидактических игр  – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правили дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интелектуальных операций2. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но то что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
1.Оформлять  чувствительное впечатление, уточнять  названия предметов и их характерные  свойства ( форма, величина, цвет ). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.
2. Делать  первичные обобщения, группировать  предметы по общим свойствам. 
4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства  предмета с имеющимися мерками,  сенсорными эталонами (форма предметов  с геометрическими фигурами)3. 
 

     -  36 -
    В дошкольной педагогике дидактические  игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания . Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей1. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по  ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра2. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтерисованность детей в игре , самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится  контроль за состоянием сенсорного развития детей :
1-й уровень  : хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень  : целенаправленные пробы. 
3-й уровень  : безошибочно подбирает детали3.
  Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр  игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа.  Из поколение в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом  для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений3.
- 37 -
Формирование  представлений о цвете, форме ( бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр :
      Игры - забавы.
      Настольно – печатные.
      Словесные.
      Музыкальные.
     Обязательным  элементом дидактическим игр  является:
      Отражение учебного материала.
      Выделение игровых задач.
      Наличие правил.
      Действия играющих.
      Подведение итогов игры. 
     Классификация игр :
1. Игры  возникающие по инициативе детей  – самостоятельные: режиссерские.
2. Игры  возникающие по инициативе взрослого  или старших детей – организованные игры.
3. Игры  идущие от исторически сложившихся  традиций народа – народные. 

Методика организации дидактических игр :
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех  основных направлениях : подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ. Подготовка :
- Отбор  игры в соответствии в задачами  обучения ( углубление, обобщение, активизация знаний ).
- Установление  соответствий дидактической игры  программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы1. 

- 38 -
- Определение  наиболеее удобного времени проведения  дидактической игры.
-  Выбор места.
- Определение  количества играющих.
- Подготовка  необходимого дидактического материала.
- Подготовка  к игре самого воспитателя.
- Подготовка  к игре детей.
Проведение игры :
- Ознакомление  детей с содержанием игры.
- Объяснение  хода и правил игры.
Правила игры :
-      Основная цель правил игры  – организовать действия, поведения  детей.
-   Правила  могут запрещать, разрешать, предписывать  что – то детям в игре.
От детей требуется:
- умение  обращаться со сверстниками, преодолевать  отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.
     Используя дидактическую игру в воспитательно  – образовательном процессе, через  её правила и действия у детей  формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является  и контролируется действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и позновательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания.
1. Сочетание  умственной задачи с активными  действиями.
2. Элементы  загадочности ( догадайтесь дети, что  в этой коробке ).
  Для  детей  четвертого года жизни  характерно обладание  чувственного  познания окружающего мира1.    

- 39 -
Воспитатель выбирает такой дидактический материал ( куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другова играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках.  Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры1.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    - 40 -
    Вывод:
Одним из важных условий сенсорного развития детей младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения2. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно – творческой деятельности :  рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов. Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру.3 Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер1.  Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры проводимы вне занятия  и являющиеся составной частью занятий обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 – 4 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов2. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойства в ущерб другим.    
 

                                                         - 41 -
    2. Практическая часть:                             
     На  базе ГОУ детский сад № 168 во второй младшей группе была проведена экспериментальная работа . В неё вошли дидактические игры – занятия по изодеятельности: на закрепление у детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию детей от 0 до шести лет. Сначала был проведен констатирующий эксперимент с 12 детьми 2002 года рождения и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Время проведения: 3 месяца.
2.1.Констатирующий  эксперимент с  детьми 2 – ой младшей  группы:
Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала. Время проведения: 11.02 – 11.03.06.
Задачи:
    Провести диагностический опрос детей 2002 – 2003 года рождения в восприятии цвета, формы, величины.
    Зафиксировать полученные данные в таблицу.
    Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.
   Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.
 Оборудование : Набор геометрических плоскостных  фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) шести основных цветов спектра ( красный, розовый, синий, зеленый, желтый, фиолетовый) трех разных величин (большой, средний, маленький).
Форма организации: Групповая ( по шесть человек в подгруппе).
Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, по данной части эксперимента можно сказать, что уровень сенсорного развития средний: 50 % детей испытывают трудности при восприятии розового и фиолетового цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет. 

     - 42 -
     Дигностика  № 1.Величина
           Фамилия имя ребенка Возраст Большой Средний Маленький
     1. Вова Б. 29.11.2002      +      +      +
     2.  Лиза Е. 23.08.2002      +      -      +
     3.  Максим Л. 02.02.2002      +      +      +
     4.  Алина М. 27.11.2002      +      +      +
     5. Савва Н. 20.11.2002      +      +      +
     6. Вика П. 26.11.2002      +      +      +
     7.  Данила П. 05.10.2002      +      +      +
     8.  Никита С. 24.07.2002      +      -      +
     9. Ира С. 05.08.2002      +      -      +
     10.  Ваня Ф. 11.09.2002      +      -      +
     11.  Вика Ш. 14.04.2002      +      +      +
     12. Вадим Ю. 07.04.2002      +      +      +
 
     Дианостика  №2. Цвет. 

      Фамилия Имя  ребенка Возраст Красный Розовый Синий Зеле-ный    Фиоле            товый
 Желтый
      1.  Вова Б.  29.11.2002 + - + +      -      +
          2.  Лиза Е.       23.08.2002 + - + +      -      +
     3.  Максим Л. 02.02.2002 + + + +      -      +
     4.  Алина М. 27.11.2002 + - + +      +      +
     5. Савелий Н. 20.11.2002 + - + +      -      +
     6. Вика П. 26.11.2002 + - + +      -      +
     7.  Данила П. 05.10.2002 + - + +      +      +
     8. Никита С. 24.07.2002 + + + +      -      +
     9.  Ира С. 05.08.2002 + + + +      +      +
       10.  Ваня Ф. 11.09.2002 + - + +      -      +
       11.  Вика Ш. 14.04.2002 + + + +      +      +
       12. Вадим Ю. 07.04.2002 + - + +      -      +
 
     - 43 -
     Диагностика № 3. Формы. 


и т.д.................


     №№  Имя ребенка Фамилия Возраст Круг Овал Квадрат       Прямоугольник       Треугольник                                   
1.  Вова Б. 29.11.02 +      -      +      -      +                                   
2  Лиза Е. 23.08.02 +      -      +      -      -                                   
3.  Максим Л. 02.02.02 +      -      +      +      +                                   
4.  Алина М. 27.11.02 +      -      +      -      +                            

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.