На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Процесс принятия управленческих решении в системе государственного и муниципального управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
«Санкт-Петербургский  Государственный  Аграрный Университет» (СПбГАУ) 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: Управленческие решения
на тему: 

«Процесс  принятия управленческих решении в системе государственного и муниципального управления» 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Выполнил: А.Н.Казакова 
                                                                          гр. 16565
                                                                          Проверил: Г.С. Урюпина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Санкт-Петербург
                      2011г.
СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………..…………… 3 стр.
1. Решения в  системе государственного и муниципального  управления
     1.1 Сущность и содержание управленческих  решений ………….. 4 стр.
     1.2 Формы разработки и реализации управленческих
     решений принимаемые органами государственного
     и муниципального управления …………………………………… 11 стр.
     1.3 Функции решения в методологии и организации
      процесса управления …………………………………………...…. 15 стр.
2. Организация  процесса принятия управленческих решений в муниципальном управлении
     2.1 Целевая ориентация управленческих  решений в 
     муниципальном управлении ………………………………………. 17 стр.
3. Контроль и ответственность управленческих решений
     3.1 Контроль реализации управленческих решений ………..…… 21 стр.
     3.2 Социально-психологические методы управления качеством.. 24 стр.
4. Особенности  управления в процессе разработки  управленческих решений     в органах власти
     4.1 Функции государственного управления ……………………… 24 стр.
     4.2 Выбор целей, определяющее звено  процесса 
     принятия  решения. Приоритетность политического  выбора .….. 26 стр.
ВЫВОД …………………………………………………………………… 32 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….….. 34 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………. 35 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………. 40 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 …………………………………………………………. 41 стр. 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ: 
 

     Принятие  решений – составная часть  любой управленческой функции. Необходимость  принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
     Эффективное принятие решений необходимо для  выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
     Деятельность  политических институтов и органов  административного управления воплощается  в принятии и реализации соответствующих  государственных решений: политических и административных. Анализ решений  — неотъемлемый аспект теории государственного управления. По типу решений, способу их разработки, уровню участия различных субъектов, в том числе массовых, можно судить о существенных признаках общественно-политической системы.
Решения принимаются  на всех уровнях системы управления: на федеральном, региональном и муниципальном. Соответственно субъектами, принимающими решения, выступают органы федеральной власти, субъектов Федерации и местного самоуправления. Проблемы решений определяются потребностями и интересами управляемых ими объектов. Несмотря на различия типов и уровней решений, им присущи некоторые общие черты, характеризующие процессы принятия и реализации. Теоретический анализ включает объяснение как общих признаков, так и особенных, связанных со спецификой условий деятельности субъектов управления. 
 
 
 

    1. Решения в системе  государственного  и муниципального  управления 

     1.1 Сущность и содержание  управленческих решений 

     Разработка  управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.
     Процессы  принятия решений охватывают практически все области человеческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления. Стадии принятия решения в процессе управления приведены в Таблице 1 (Приложение 1)
     Существует  два определения теории принятия решений: расширенное и узкое. Расширенное отождествляет принятие решений со всем процессом управления. Узкое трактует процесс как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.
     Управленческое  решение в системе управления. Следует уточнить, что не всякое решение, принимаемое руководителем, является управленческим. Например, решения, связанные с технической стороной деятельности организации, направленные на подведение итогов или оформление документации, таковыми не являются.
     Управленческим  называется решение, принятое в социальной системе и направленное:
      на управление управленческой деятельностью;
      проектирование системы управления организации (методология, структура, процесс, механизм);
      стратегическое планирование;
      управление кадрами;
      управленческое консультирование;
      взаимодействие с внешней средой.
     Примером  управленческого решения в области  стратегического планирования муниципального образования является программа  комплексного социально-экономического развития.
     Управленческим  решением (УР) называют творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы. УР является основой процесса управления. Управлять — значит решать. Термин "управленческое решение" употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление (рис. 1.2. Как процесс УР — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление УР — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.
     Таблица 1.2 Основные значения термина "управленческое решение"
       
 
 
 
 
 

Сущность управленческих решений.
Любое УР связано с социальными, экономическими, организационными, правовыми и технологическими интересами организации.
     Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает способы воздействия на людей с целью согласования их деятельности. Чтобы успешно воздействовать на подчиненных, руководитель должен четко представлять их интересы и потребности, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги, неформальную структуру рабочих групп. Социальная сущность УР проявляется в цели. Приоритетом при разработке решений должно быть создание комфортной домашней и рабочей обстановки, всестороннее развитие личности в профессиональном и общекультурном плане, развитие системы участия в управлении.
     Экономическая сущность УР заключается в том, что для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Эффективные и качественные решения должны принести организации (муниципальному образованию, стране) доход, а ошибочные приводят к убыткам. Необходимо учитывать материальную заинтересованность всех участников процесса разработки и реализации, эффективность использования всех видов ресурсов.
     Организационная сущность состоит в том, что в процессе разработки и реализации управленческого решения участвуют работники организации. Для организации эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать должностные инструкции и положения, наделить сотрудников полномочиями, нравами, обязанностями и ответственностью, обеспечить систему контроля, предоставить необходимые ресурсы и технические средства, постоянно координировать работу.
     Правовая сущность УР проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации. Нарушение законодательства в процессе разработки и реализации УР может привести к его отмене, а также быть предметом рассмотрения в суде. Вся организация может понести ощутимые потери, если уже разработанное решение будет отменено, так как уже были потрачены ресурсы и необходимо будет потратить дополнительные средства на новую разработку. За незаконно реализованное решение может быть наложен штраф или начато уголовное преследование кого-либо из инициаторов. Незнание законодательства не освобождает от ответственности. Чтобы избежать подобных ситуаций, во многих организациях проводятся правовые экспертизы УР.
     Технологическая сущность УР заключается в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения. Иногда разработчики недостаточно четко представляют себе объект, на который направлено решение, или используют устаревшую, недостоверную или неполную информацию.
     Обобщенная схема процесса разработки управленческих решений. Каждое УР имеет целевую направленность. Процесс разработки и реализации УР представлен в Таблице 1.3 (Приложение 1)
     Глобальная цель управления социальной системой — это максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, коллектива, общества.
     Например, стратегической долгосрочной целью управления социально-экономическим развитием муниципального образования является повышение качества жизни населения.
    Глобальная цель может включать технократические, социальные и экономические цели.
      К технократическим относятся технические, технологические цели, достижение которых основано на формализованных подходах и алгоритмах.
      К социальным — обеспечение социальной справедливости, регулирование занятости и трудовых отношений, решение жилищных проблем, социальная поддержка отдельных групп населения, охрана окружающей среды и здоровья населения, создание условий для профессионального и общекультурного развития личности, развитие физической культуры и спорта.
      К экономическим — рациональное использование земли и природных ресурсов, эффективное управление муниципальными финансами и имуществом, обеспечение налогового, ценового и тарифного регулирования, налаживание внешних экономических связей.
     Конкретная ситуация — это реальное положение дел в контексте установленной цели.
     Проблема трактуется как "разность" между целью и ситуацией.
     Группы проблем обобщаются в общую проблему (П), которая является индикатором эффективности реализуемых решений. Чаще всего проблему анализируют с точки зрения остроты и решаемости.
     В процессе анализа составляют таблицу, в которой остроте и решаемости проблемы присваиваются численные показатели от 0 до 10 (0 — самый высокий). Решение должно быть направлено на изменение ситуации и приближение к цели, значит, масштаб проблемы будет убывать до минимально допустимого Пзад. Если ситуация не меняется, то следует сосредоточиться на изменении цели до достижения значения Пзад (см. Табл. 1.3). Довольно часто сложная на первый взгляд проблема в результате оценки по данным критериям может оказаться незначительной. Тогда процесс разработки управленческого решения (РУР) завершается. Никакое решение разрабатывать и реализовывать не нужно. 
 
 

     Управление человеческими ресурсами.
     Сформировать службу управления персоналом и включить в ее состав отдел кадров, отдел профессионального обучения, отдел оценки и аттестации персонала, отдел оплаты труда, отдел социальной защиты, отдел охраны труда и техники безопасности.
     Службе управления персоналом разработать систему управления проблемными сотрудниками. Выявить объективные характеристики при оценке работы, определить проблемы, связанные с характером подчиненных.
     Разработать и внедрить системы повышения эффективности работы коллектива. Определить факторы, влияющие на групповое поведение и эффективность труда.
     Управление качеством.
     Разработать систему управления качеством. Определить стандарты и требования, выявить отклонения и принять меры, провести организационные и технические мероприятия.
     Коммуникации с внешней средой.
     Силами информационного отдела разработать и внедрить муниципальную информационно-коммуникационную систему для повышения эффективности информационного взаимодействия с муниципалитетами других городов.
     Начальнику кадровой службы принять на временную работу для чтения персоналу лекций по жилищно-коммунальному хозяйству заместителя начальника отдела ЖКХ администрации города.
     Особенности процесса принятия управленческих решений на муниципальном уровне. Специфика муниципального управления и процесса принятия решений предполагает осуществление управляющих воздействий субъектом (население, органы местного самоуправления) на объект управления (муниципальное образование). В муниципальном управлении сами субъекты являются источниками и причинами неопределенности и субъективности принимаемых решений. Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования как объекта управления, а также из особенностей муниципального управления как вида управленческой деятельности.
     Если проанализировать возможности воздействия субъекта управления на объект, то характеристики муниципального образования подразделяются на две группы:
      устойчивые, которые достаточно сложно или невозможно изменить в процессе управления, и
      изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействиям (Таблица 1.4, Приложение 1)
 
     Поскольку особенность устойчивых характеристик муниципального образования как объекта управления состоит в том, что их изменение приводит к корректировке сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение соотношений между объектом и субъектом, процесс муниципального управления осуществляется главным образом в рамках воздействия на изменяемые характеристики. Так, при повышении квалификации персонала или совершенствовании системы взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества существенно улучшается социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании.
     Процесс муниципального управления, как и любой другой управленческий процесс, включает:
      изучение и анализ исходной ситуации,
      выявление и оценку проблем,
      формулирование цели,
      координацию,
      разработку,
      принятие и реализацию управленческих решений;
      контроль их реализации.
 
     Специфические особенности принятия и реализации управленческих решений, характерные для системы муниципального управления, таковы:
      необходимость анализа мнений различных групп населения в процессе подготовки управленческих решений;
      наиболее важные решения принимаются коллегиально, что соответствует федеральному законодательству и уставу муниципального образования;
      необходимость разработки механизма взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования — представительный орган — администрация) в процессе принятия управленческих решений;
      наличие, помимо обычных видов контроля реализуемых управленческих решений, дополнительной формы контроля — общественного.
     Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль их исполнения, а их нарушение приводит к сбоям в системе муниципального управления, вызывая конфликты между ветвями муниципальной власти и недовольство населения. 

     1.2 Формы разработки и реализации управленческих решений принимаемые органами государственного и муниципального управления 

     Управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, фиксируются в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами.
     К формам разработки управленческих решений относят следующие.
     Указ — решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона.
     Указание — решение, разрабатываемое органом государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.
     Закон — решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер.
     Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций, подтверждающее установленные факты, события, действия. Например, акт о передаче чего-либо в собственность.
     Приказ — решение, принимаемое руководителем органа государственного или муниципального управления, действующего на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В некоторых случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности.
     Распоряжение — решение руководителя, главным образом коллегиального органа государственного или муниципального управления, принимаемое в целях разрешения оперативных вопросов.
     Протокол — решение, принимаемое коллегиальным органом или группой лиц, по вопросам, требующим совместного обсуждения. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.
     Инструкция — решение, устанавливающее порядок и правила выполнения каких-либо действий в определенной сфере деятельности. Например, должностная инструкция специалиста Управления экономики и промышленной политики администрации города, инструкция по работе с обращениями граждан.
     Договор — решение двух и более сторон об установлении, изменении и прекращении правоотношений.
     Соглашение — решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.
     План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации организации.
     Контракт — решение коммерческого характера о выполнении совместной деятельности с указанием взаимных прав и обязательств.
     Положение — решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих определенный вид деятельности. Например, положение об Управлении экономики и промышленной политики администрации города.
     Правила — решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила предоставления льгот определенным слоям населения.
     Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на внешние воздействия.
     Например, модель администрации города включает:
      справочные данные;
      организационную структуру;
      методики формирования статистической информации, проведения экономических расчетов и прогнозирования;
      информацию о решениях в аналогичных ситуациях и реальных полученных при этом результатах;
      нормативно-правовое обеспечение.
 
     Формы реализации управленческих решений включают следующие.
      деловая беседа — встреча руководителя с подчиненным для обсуждения заранее оговоренной темы. Включает следующие этапы:
      организация атмосферы взаимной заинтересованности;
      согласование целевых установок;
      информационная подготовка исполнителей;
      обоснование целей и задач;
      учет предложений исполнителей;
      принятие решения.
     Предписание — официальное извещение, направленное конкретному исполнителю, об обязательном выполнении решения в установленный срок.
     Убеждение — проводимая руководителем деловая беседа с целью добиться у исполнителей прочных взглядов и установок относительно содержания управленческого решения для его выполнения.
     Разъяснение — проводимая руководителем деловая беседа, направленная на то, чтобы объяснить суть и содержание решения.
     Принуждение — деловая беседа, цель которой — осознанно заставить работника выполнить управленческое решение.
     Наставление — деловая беседа, цель которой — обучить, подготовить работника к выполнению решения.
     Сообщение — передача информации, данных, необходимых для успешного исполнения управленческого решения.
     Обучение — деловая беседа, цель которой — дать новую информацию и знания, необходимые исполнителям для реализации управленческого решения.
     Совет — деловая беседа, цель которой — передать подчиненным рекомендации по поводу возможных вариантов реализации управленческого решения.
     Деловая игра — мероприятия, проводимые на основе имитационных моделей реальных процессов с целью развития навыков и способностей сотрудников, необходимых для разработки и реализации управленческих решений.
     Совещание — мероприятие, проводимое руководителем с целью оперативного сообщения подчиненным текущих задач, обмена информацией и обсуждения специальных вопросов, возникающих в процессе реализации решений.
     Заседание — совещание для решения организационных проблем.
     Отчет — результаты проделанной работы по воплощению в жизнь управленческого решения.
     Для каждой формы разработки УР используется свой набор форм реализации (Таблица. 1.5 Приложение 1) 

    1.3 Функции решения в методологии и организации процесса управления 

     В процессе разработки и реализации управленческого решения всегда участвуют три субъекта: заказчик, разработчик и исполнитель. Каждый субъект может быть представлен несколькими лицами, группой или организацией (Таблица 1.6 Приложение 1)
 

      Таблица 1.6 Субъекты разработки и реализации управленческого решения
 

     Заказчик, разработчик и исполнитель могут быть одним и тем же лицом. Вместе с тем чаще наблюдается строгое разграничение между инициаторами и исполнителями решений, в особенности в случае УР. Тем не менее, в ходе процесса разработки и реализации решения им необходимо придерживаться определенного набора функций, процедур и операций.
     Разработка и реализация управленческих решений включают иерархию функций, процедур и операций. Конкретная функция (КФ) РУР должна содержать весь набор общих функций (ОФ). Каждая общая функция должна содержать весь набор процедур (Пр). А каждая процедура должна включать необходимый набор операций (Он).
     Функция — совокупность относительно однородных по некоторому признаку действий, сосредоточенных на достижении заданной цели.
     К конкретным функциям процесса разработки и реализации управленческих решений относят: коммуникации с внешней средой;
     стратегическое планирование; управление персоналом; формирование системы управления.
     Учет трудоемкости и сложности конкретных функций позволяет выделять общие функции, к которым относятся:
     прогнозирование способов разработки, реализации и возможных последствий каждого решения;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.