На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дискуссионные выопросы сущности и функций финансов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Администрация городского округа Самара 

    Муниципальное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

    Самарская государственная академия государственного и  муниципального образования 

    Факультет экономический 

    Кафедра «Финансы и кредит» 

    Курсовая  работа по дисциплине «Финансы» 
    на  тему «Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов» 
 

                                                                                Выполнила:
                                                             студентка заочного обучения
                                    581- 3 группы
                                      Адаменко Е.В. 

                                                                                Проверил:
                                                                 Ст. преподаватель Тузков А.П.
                                          Подпись_______
                                                 Дата______________ 
 
 

    Самара 2011 
Содержание
 

    Введение………………………………………………………………………2
    Глава I. Дискуссионные вопросы сущности финансов……….……………4
    1.1. Понятие о централизованных и децентрализованных финансах…….12
    Глава II. Функции финансов
    2.1. Распределительная функция……………………………………………16
    2.2. Контрольная функция……………………………………………………18
    2.3. Другие функции…………………………………………………………20
    Заключение……………………………………………………………………31
    Список  литературы……………………………………………………………33
 

     Введение
    Финансы являются одной из важнейших экономических  категорий, отражающей экономические  отношения в процессе создании и  использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
    Возникновение термина финансы прошло несколько  исторических этапов: 13-15 века - этот термин означал «денежный платеж»; 16-18 века - использовался в научной литературе и означал «денежные отношения по поводу формирования государственных доходов и расходованием государственных денежных средств»; 19-н. 20 века в России финансы рассматривались как правовые отношения, в рамках которых установились нормы в области формирования доходов государства и осуществления расходов. В зарубежной экономической литературе с 19 века понятие финансы связывают уже не только с государственными доходами и расходами, но и с движение денежных средств фирм, компаний. В советской экономической литературе середине 20 века ученые экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Дискуссионные  вопросы сущности финансов 

    Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и  отражения финансовых отношений  реальным движением денежных средств. Если рассматривать финансы как совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках общей категории — «финансы», но характеризующихся своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных средств (доходов) и различной значимостью в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом1, следует отметить, что, несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия и многочисленных дискуссий, предмет исследования (понятие, сущность, природа, структура, особенности, место финансов), в отличие от других экономических финансовых категорий, в системе производственных отношений не определен.
      Существует много определений  понятия и сущности финансов. Еще в 1062 г. известный экономист,  профессор Д. А. Аллахвердян  определил понятие финансов следующим  образом: «Социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворения других общегосударственных потребностей».
      Современные исследователи этой  проблемы В. М. Родионова, Н.  Г. Сычев, Л. А. Дробозина,  Н. В. Гаретовский и др. лишь  в различной степени интегрировали  и видоизменяли известные определения понятия и сущности финансов. Главным и принципиальным недостатком подобных определений является отсутствие в них объекта исследования, той совокупности денежных отношений, которая определяет специфику исследуемой категории. Сущностный признак и основа понятия финансов в них определяется как распределение совокупного общественного продукта и национального дохода. Но этот сущностный признак имеет самый общий характер и никак не определяет специфику, особенность и место финансов в этом распределительном процессе. Из подобных определений следует, что финансы охватывают не только фазу распределения, но и фазы производства, обмена и потребления общественного продукта.
      Если это так, то каково место  финансов в каждой из этих  фаз или стадий движения совокупного общественного продукта?
      Несколько конкретизируют основной  сущностный признак в понятии  финансов профессора В. М. Федосов  и С. Я. Огородник1, рассматривая  его как процесс распределения  (перераспределения) части стоимости  совокупного общественного продукта. В их определении специфика финансов рассматривается как часть СОП, но какая ее составная часть (производство, распределение, обмен, потребление), не называется.
      К сожалению, общее определение  финансов не позволяет реализовать  те финансовые категории, которые можно использовать в практике хозяйствования в современных условиях.
      Оригинальное определение финансов  дает профессор Э. А. Вознесенский, который считает, что «финансы  социализма представляют собой  систему императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства». В этом определении автор справедливо конкретизирует основной сущностный признак — движение чистого дохода. Другая особенность финансов, по мнению автора, состоит в том, что процессы формирования и использования чистого дохода контролируются и регламентируются государством; в силу этого таким отношениям государство придает императивный характер, т. е. финансовые отношения связаны и обусловлены только функционированием государства. Другие стоимостные отношения распределения, считает Э. А. Вознесенский, входят в отношения производства и обмена. 

      Последователи этого научного  направления, в частности Б.  М. Сабанти, развивая эту идею, также ошибочно считают, что  финансов предприятий нет. Все  денежные отношения по поводу  образования и использования  доходов, ресурсов и средств  на уровне предприятий и между ними относятся к денежному хозяйству и не являются финансами. Термин «финансы» относится к ресурсам государства в целом.
      Э. А. Вознесенский, правильно  определяя сущностный признак  финансов — чистый доход, рассматривает  лишь одну сторону финансовых отношений — отношений перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства. Другая сторона — обеспечение расширенного воспроизводства и всего кругооборота фондов находится за пределами финансовых отношений. Правильно найденный объект исследования — чистый доход, создаваемый в сфере материального производства как клеточка финансовых отношений, — исходное звено и источник перераспределительных финансовых отношений почему-то находится за пределами финансовых отношений. Основанием для такого вывода послужила лишь констатация факта чистого дохода как источника перераспределительных финансовых отношений с государством, но без отражения зависимости и взаимосвязи кругооборота фондов с другой частью чистого дохода, сужая этим сферу финансовых отношений.
    Такой же позиции придерживается профессор  А. Ю. Казак, рассматривая «финансы фактом существования государства и  необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций, имеющих  государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями»1,. В определении А. Ю. Казака полностью отсутствуют характеристика первичного распределения совокупного общественного продукта, признается лишь его перераспределительный характер. За основной сущностный признак принят совокупный общественный продукт. Из этого определения можно только догадываться, что финансовой категорией перераспределения является чистый доход и механизм его перераспределения в форме налогов. В предложенном понятии также нет места процессу формирования децентрализованных денежных фондов, по-скольку они формируются на предприятиях и, по мнению A. Ю. Казака, не являются объектом финансовых отношений.
      Преувеличение роли государства  в перераспределении части совокупного  продукта может привести к  субъективизму и волюнтаризму. Многолетняя  практика хозяйствования имеет немало примеров, когда чрезмерные изъятия не только прибавочного продукта, но и части необходимого привели к необратимым последствиям в развитии некоторых отраслей.
      Верный ход исследования был  избран профессором B.Н. Гаретовским,  который правильно определил основной объект исследования — чистый доход и показал его взаимосвязь с процессами как первичного распределения, так и его перераспределения, но в определении финансов, к сожалению, этой специфики и особенностей не отразил и дал традиционное определение, не отличающееся от определений, данных другими исследователями этой проблемы.
      К числу дискуссионных вопросов  относится также вопрос о функциях  финансов. Большинство экономистов  (Б. М. Федосов, Д. А. Аллахвердян,  Л. А. Дробозина, C. Я. Огородник,  В. М. Родионова) считают, что финансам присущи две функции — распределительная и контрольная. В то же время в литературе можно найти утверждения, что финансам свойственны и другие функции: оперативная, стимулирующая, перераспределительная, воспроизводственная .
      По мнению Э. А. Вознесенского,  финансы выполняют функции формирования  денежных фондов, использования  денежных фондов и контрольную.  Такой же точки зрения придерживаются  Н. Г. Сычев, Б. Г. Болдырев, А. Ю. Казак.
      Рассматривая функцию как способ  выражения сущности финансов, следует определить, что является внутренним содержанием категории финансов и какие явления находятся за пределами этих отношений, но тесно связаны с их внутренним содержанием.
      Внутреннее содержание финансов  составляют распределительные отношения. Это признано большинством авторов и здесь противоречий между содержательными принципами финансов и их функциями не может быть. Первичным процессом, вытекающим из сущности финансов, является процесс распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта. Процесс распределения финансовых ресурсов может как стимулировать общественное производство, так и его сдерживать. Такой процесс является производным и субъективным по отношению к системе распределения. Рассматривая финансы как базисную категорию в системе производственных отношений, можно сделать вывод, что распределительные отношения являются объективными, как и другие стадии и фазы движения совокупного общественного продукта, другие свойства финансов, опосредованные от функции распределения. Такими опосредованными субъективными свойствами (не функциями) будут обладать и стимулирующие свойства.
      Функция распределения финансов  является первичной по отношению  к воспроизводственной функции.  Воспроизводственный процесс базируется и исходит из процесса распределения части совокупного общественного продукта (чистого дохода) с последующим направлением части его на расширенное воспроизводство, и в этом своем качестве воспроизводственная функция является производной от распределительной функции финансов.
      Перераспределительные финансовые  отношения вытекают из отношений  первичного распределения. Прежде  чем перераспределять продукт  или часть его, необходимо произвести  его первичное распределение.  Процесс перераспределения финансовых  ресурсов связан с наличием государства и выполнением им своих функций. Но первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта происходит без участия государства в соответствии с законами материального производства, когда производственный процесс осуществляется через возмещение стоимости израсходованных средств производства, выплат работникам заработной платы (У) и получения чистого дохода (т). Процессы первичного распределения появились раньше, и только с появлением государства и выполнением финансами своих функций появились перераспределительные финансовые отношения, отсюда следует вывод, что перераспределительная функция финансов является производной и зависимой от функции первичного распределения, т. е. выделение в качестве функции финансов не имеет основания. Функция перераспределения финансов носит субъективный характер, может порождать волюнтаризм в ускорении развития отдельных регионов и отраслей и замедлять их развитие. Опять-таки функция распределения финансов объективна, поскольку обслуживает одну из фаз (стадий) первичного движения общественного продукта, а функция распределения зависима и производна от функции перераспределения.
      Некоторые экономисты считают,  что финансам присущи три функции:  формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (расходов), контрольная. Внешне, казалось бы, первые две функции можно разграничить и рассматривать как самостоятельные функции финансов. Однако расчленение распределительной функции означает самостоятельность формирования доходов без конечной цели расходования. Неизвестна целевая установка такого формирования доходов. С другой стороны, можно ли расходовать то, что не обеспечено доходами? В сфере материального производства, где создается общественный продукт и национальный доход, осуществление расходов также поставлено в прямую зависимость от формирования доходов. Аналогичные выводы, подходы и зависимости обязательны при осуществлении расходов на макроэкономическом уровне.
      Итак, процесс формирования фондов  денежных средств и их расходования — единый неразрывный процесс и он не может искусственно разделяться.
      Разделение распределительной функции  на две части могло стать  обоснованием того, что получение  доходов является самоцелью, хотя  на самом деле оно направлено  на удовлетворение общегосударственных потребностей.
      Некоторые экономисты наделяют  финансы производственной функцией. Основной аргумент состоит в  том, что финансы не только  распределяют, но и обслуживают  кругооборот фондов, обеспечивая  денежными ресурсами воспроизводственный процесс. Не умаляя значимости таких подходов, следует отметить, что кругооборот фондов обеспечивается денежными средствами через распределительную функцию финансов. Это значит, что финансовые отношения в кругообороте фондов проявляются в функциях распределения совокупного общественного продукта в денежной форме через распределение чистого дохода и обеспечения им процесса расширенного воспроизводства всех элементов движения совокупного общественного продукта, т. е. возмещения на расширенной основе израсходованной стоимости средств производства и стоимости рабочей силы. Отсюда воспроизводственная функция является производной от функции распределения финансов и в этом качестве нельзя выделять ее в отдельную функцию.
      Финансы обслуживают процесс  расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.
      Финансы государства играют важную  роль в расширенном воспроизводстве  лишь на основе функций распределения,  т. е. финансы выполняют свою  роль в общественном производстве  при посредстве отношений распределения как необходимой фазы воспроизводства, органически связанной с самим процессом производства.
      Воспроизводственный процесс является  производным от функции распределения  финансов, и это не дает основания  выделять ее в отдельную функцию.  
 

    Глава 2. Функции финансов. 

    2.1. Распределительная  функция.
    Финансы – неотьемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят  от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
    Никто не отрицает, что финансы – это  совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
    Если  говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они  выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).
    Каждая  финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
    Распределительная функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
      зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
      доходы предприятий сферы материального производства.
    Однако  первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных  для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения  обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:
    с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
    наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
    перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
    В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
    Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.
    Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах  структурной перестройки народного  хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
    Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
    Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.  

    2.2. Контрольная функция.
    Будучи  инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
    В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.
    Одна  из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
    Контрольная функция финансов проявляется также  через многогранную деятельность финансовых органов.
    Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
    Распределительная и контрольная функции – это  две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и  тесном взаимодействии финансы могут  проявить себя в качестве категории  стоимостного распределения.
    Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
    Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей  или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств. 

    2.3. Другие функции.
    Помимо  распределительной и контрольной  функции финансы выполняют также  регулирующую функцию. Эта функция  связана с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.
    Некоторые авторы не признают распределительной  функции финансов, считая, что она  не выражает их специфику, поскольку  процессы стоимостного распределения  обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
    В условиях рыночных отношений финансы  должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
 

     Заключение.
    Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении  и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.