На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технологии обучения в системе высшего профессионального образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ
      ВВЕДЕНИЕ 3
I.Технологии обучения как способ реализации содержания образования 5
    Сущность понятия технологий обучения высшей школы и их место в учебном процессе 5
II. Технологии эффективного управления процессом обучения 10
    Технология коллективного обучения в системе вузовского образования 10
    Программированное обучение как образовательная технология высшей школы 13
    Технология модульного обучения как организация самостоятельной работы учащихся 17
    Информационные технологии обучения в системе высшего образования 22
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
      ЛИТЕРАТУРА 29
      ПРИЛОЖЕНИЕ  А
 


       ВВЕДЕНИЕ
       Глубокое  реформирование высшего образования, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых дисциплин  при стабильных сроках обучения в  вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем.
       Ключевыми из них являются перевод подготовки студентов на качественно новый  уровень, отвечающий современным требованиям, с учетом многоуровневой структуры  высшего образования Республики Беларусь, основанный на внедрении  современных технологий обучения. Эта  проблема в настоящее время выдвинулась  в ряд наиболее актуальных.
     Совершенствование технологий обучения занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей проблем высшей школы.
       Целью данной работы является определение  сущности технологий обучения высшей школы и их места в учебном  процессе.
       В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
    Дать общую характеристику технологиям обучения как способу воздействия преподавателя на студентов в учебном процессе;
    Выявить главный смысл технологий обучения в системе высшего профессионального образования;
    Охарактеризовать технологии эффективного управления процессом обучения:
      Дать характеристику технологии коллективного обучения в системе вузовского образования;
      Охарактеризовать программированное обучение как образовательную технологию высшей школы;
      Изучить технологию модульного обучения как организацию самостоятельной работы учащихся;
      Охарактеризовать информационные технологии обучения.
       При написании курсовой работы использовались следующие методы:
    наблюдение;
    логический анализ;
    теоретический анализ литературы.
       Методологическими ориентирами в работе выступили: целостный подход, обеспечивающий исследование педагогической системы как целостности, отражающей внутреннее единство рассматриваемого процесса (системность, структурность, устойчивость, обособленность, самостоятельность, специфическое качество); системно-личностный, деятельностный и технологический  подходы к процессу обучения в  целом и к отдельным его  компонентам.
       Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. 
       В первой главе рассматривается сущность понятия технологий обучения, их основные цели, задачи, а так же их место  в учебном процессе.
       Вторая  глава состоит из характеристик  технологии эффективного управления процессом обучения: технологии коллективного обучения, программированного обучение, технологии модульного обучения, информационных технологий обучения.
       Теорико-методологической основой курсовой работы послужили  труды авторов: Пидкасистый, П.И., Гузеев, В. В., Крамаренко, В. М., Столяренко, Л. Д. и др., исследовавших основные аспекты данной проблемы.
 

 

    ТЕХНОЛОГИИ  ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
      Сущность понятия технологий обучения высшей школы и их место в учебном процессе
       Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Однако для традиционного процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, не употребляя самого термина. В Толковом словаре В. Даля мы можем найти следующее определение: «Технология — наука техники. Техника — искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу» [10, с.254].
       В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [2, с.45].
       С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и  средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной  информации, а с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств [10, с.255].
       Поскольку технология обучения определяется определенным набором содержательных и процессуальных характеристик, информатизация образования обусловила расширение и сдвиг понятия в сторону проектирования и системного анализа процесса обучения.
       Наиболее  емко смысл термина «технология  обучения» передает следующее определение: технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей [2, с.68]. Итак, в технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимной связи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. Процесс разработки конкретной образовательной технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:
    выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
    выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;
    выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;
    разработка технологии обучения [10, с.256].
       Проектирование  технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения. Схема 1 дает четкое представление о наборе содержательных, процессуальных и предметных характеристик, раскрывающих смысл понятия «технология обучения» [11, с.125].

       Схема 1 – Место технологии в структуре процесса обучения
СОД –  субъект обучающей деятельности
СУД –  субъект учебной деятельности
ТСО –  технические средства обучения
       Содержание  технологии обучения мыслится как содержание и структура учебной информации, предъявляемой студентам, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих формирование учебных и профессиональных навыков и умений, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности. При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение студентами знаниями, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний (таблица 1) [Приложение А].
 


       Методы  обучения — система способов деятельности преподавателя и студентов, направленной на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание учащихся (схема 2) [14, с.487].

       Схема 2 – Методы обучения
       «Технология обучения» — двухслойное понятие, в котором внутренний слой заключает вычлененное из соответствующей области науки содержание учебной дисциплины, а внешний слой — формы реализации содержания в учебном процессе [5, с.49].
       Как известно, на сегодняшний день нет  четко зафиксированной классификации  технологий обучения, однако А. Я. Савельев (НИИ высшего образования) предлагает следующую классификацию образовательных технологии:
    по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т. д.);
    по целям обучения;
    по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т.д.);
    по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т.д.);
    по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);
    по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода) [1, с.95-96].
       Исходя  из вышеизложенного, необходимо сказать, что важнейшим показателем профессионально-педагогической культуры современного преподавателя является знание современных технологий обучения и умение сочетать разные их элементы в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. К технологиям эффективного управления процессом обучения относятся: технологии на основе коллективных способов обучения, технология программированного обучения, информационные, компьютерные технологии и др., которые будут рассмотрены в следующем разделе. Их освоение и применение в педагогическом процессе позволит педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся (студентов) и процессом обучения в целом.  

 

 

    II. ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Технология коллективного  обучения в системе  вузовского образования
        Одной из технологий эффективного управления процессом  обучения является технология обучения на основе коллективной формы педагогического процесса. Идея обучения учеников самими учениками появилась еще в древности. В XIX веке она была воплощена в белл-ланкастерской системе взаимного обучения суть которой в том, что учащиеся старших курсов сначала под руководством преподавателя изучат материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали остальных учащихся. Такая система обучения не обеспечивала необходимого качества обучения и не получила большого распространения [6, с.398].
       Современная технология коллективного обучения предполагает такую  организацию учебного процесса, при которой каждый ученик учит всех и все учат каждого путем общения в парах сменного состава. Специфика этой технологии состоит в соблюдении следующих принципов: наличие сменных пар учащихся, взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление [1, с.97].
       Для понимания сущности и особенностей рассматриваемой технологии сравним  ее с технологией обучения, основанной на групповой форме педагогического  процесса, в которой доминирует групповое общение, т. е. один говорящий обучает одновременно несколько (до 30 и более) человек. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2 (по В. К. Дьяченко) [6, с.340].
 


Таблица 2 – Сравнительный анализ групповой и коллективной форм обучения
Характер  особенности технологии Технология  обучения на основе групповой формы педагогического процесса Технология  обучения на основе коллективной формы педагогического процесса
    Организационные
Чёткость, упорядоченность Отсутствует
В каждый момент времени говорит один Говорят все
Общение учащихся отсутствует или эпизодично, преобладает молчание Общаются все, рабочий шум
Постоянное  рабочее место Смена рабочего места
    Дидактические
   
Обучает педагог Обучают учащиеся
Недостаточная самостоятельность Полная самостоятельность
Сотрудничество  отсутствует Сотрудничество  – основа обучения
Усвоение  и применение знаний удалены во времени Усвоение и  применение знаний максимально приближены
    Развивающие
Обучение не учитывает индивидуальные особенности  учащихся, ориентировано на средние  способности Обучение в  соответствии с индивидуальными  особенностями
Учащиеся  не учатся выступать, рассуждать, доказывать Учащиеся учатся выступать, рассуждать, доказывать
Учащиеся  не учатся объяснять Развиваются педагогические способности
    Воспитательные
Каждый учится для себя Каждый учится и для себя, и для других
Не  формируются отношения ответственной  зависимости Складываются  отношения ответственной зависимости
 
   Описание технологии коллективного изучения учебного материала по экономическому учебному предмету представлено в таблице 3 [9, с.136]. Следует отметить, что преподаватель предварительно составляет маршрут изучения текста из учебника. Для этого он делит материал на части, объем которых зависит от изучаемого материала. Каждый студент (учащийся) работает в индивидуальном темпе.
Таблица 3  – Содержание этапов технологии коллективного изучения материала
Этапы работы по изучению текста    Содержание работы
    Работа по изучению первой части учебного материала
    Два учащихся (например, сидящие рядом) изучают первую часть учебного материала;
    Обсуждают;
    Составляют ее план;
    Для работы над второй частью находят нового партнёра.
    Работа по изучению второй и т. д. частей учебного материала кроме последней
    Учащиеся кратко повторяют содержание предыдущей (первой) части учебного материала,: сверяют и уточняют планы;
    Дополняют друг друга, и работают над второй (последующей) частью учебного материала аналогично тому, как работали над первой (предыдущей) частью;
    Для работы над последней частью находят нового партнёра.
    Работа по изучению последней частью  материала
    Учащиеся обсуждают изученный материал;
    Отвечают на вопросы друг друга
    Зачёт
    Формируются микрогруппы по 4-6 человек;
    В каждой микрогруппе назначается главный, который предоставляет всем учащимся слово, в том числе и себе, для изложения изученного материала;
    Микрогруппа оценивает ответ каждого;
    Преподаватель проверяет знания нескольких студентов по выбору, выставляет оценки.
 
       На  основе коллективной формы (работы пар  сменного состава) можно осуществить лишь обучение на разных этапах усвоения материала и формирования умений: при актуализации опорных знаний; изучения нового материала; в ходе повторения, закрепления, обобщения, контроля и оценки, коррекции знаний и умений.
   Проведенные исследования и образовательная  практика показывают, что наибольший педагогический эффект в учебно-воспитательном процессе достигается в том случае, когда коллективные формы обучения занимают 60—70 %, групповые формы обучения — 30—40 % всего учебного времени [7, с.145].
   Технология  обучения в парах сменного состава  имеет самостоятельный характер, но может реализоваться в том или ином виде и в рамках других технологий обучения [9, с.137].
       Таким образом, технология коллективного обучения предполагает такую его организацию, при которой каждый учащийся учит всех и все учат каждого путем общения в парах сменного состава. При этом регулируется взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление. Работа учащихся в парах сменного состава может осуществляться на разных этапах усвоения материала и формирования умений. Данная технология имеет самостоятельный характер, но может реализоваться в том или ином варианте в рамках других технологий обучения.
      Программированное обучение как образовательная технология высшей школы
       Программированное обучение возникло в XX веке в результате стремительного развития техники и средств массовой информации. Оно было результатом усилий педагогов, направленных на индивидуализащио и автоматизацию процесса обучения.
       Этот  вид обучения основан на бихевиористской теории. Кроме того, с середины XX в. развивается кибернетиканаука об управлении, связи и информации. Кибернетический подход к обучению перенес в педагогику Б.Ф. Скиннер (1954, США), который и выдвинул основные идеи программированного обучения [3, с.95].
       В 60-е гг. программированное обучение стало разрабатываться советскими педагогами и психологами. Основанием идея этого послужили теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) и теория алгоритмизации обучения (Л. Н. Ланда) [15].
       Программированное обучение — это индивидуальное и  самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, компьютеров и т. д.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса обучения в соответствии с индивидуальными особенностями [3, с.96].
       Данный  вид обучения характеризуется пятью признаками:
    Наличие измеримой (диагностируемой) цели учебной работы и алгоритма реализации этой цели.
    Расчлененность учебного материала на шаги (дозы информации).
    Завершение каждого шага самопроверкой и по необходимости соответствующим корректирующим воздействием.
    Использование автоматического или полуавтоматического устройства.
    Индивидуализация обучения [4, с.59].
       Особая  роль в программированном обучении принадлежит созданию программированных пособий. Если в традиционных пособиях программируется только учебный материал, то в программированных пособиях, кроме учетного материала, программируется усвоение материала и контроль результатов усвоения. Программированное обучение обязательно предполагает наличие обратной связи; внутренней (к обучаемому) и внешней (к обучающему) [10, с.267].
       Материальной  основой программированного обучения является обучающая программа. Это пособие, созданное на основе перечисленных выше пяти признаков (принципов). Обучающая программа выполняет ряд функций преподавателя:
      служит источником информации,
      организует учебный процесс,
      контролирует степень усвоения материала,
      регулирует темп изучения предмета,
      дает необходимые разъяснения,
      предупреждает ошибки и др. [4, с.60].
       Обучающая программа состоит из последовательности шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения обучаемым определенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров:
    информационного, в котором дается необходимая информация об изучаемом знании или действии;
    контрольного, в форме задания для самостоятельного выполнения;
    управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к какому-то следующему шагу [10, с.268].
       Различают три основных формы программирования и, соответственно, обучающих программ: линейная, разветвленная, смешанная
         В первом случае обучаемый знакомится с каждой порцией учебного материала в заданной последовательности и каждое задание имеет один правильный ответ. Разветвленное программирование отличается от линейного множественностью (многократностью) выбора шага. Оно ориентировано не столько на безошибочный ответ, сколько на уяснение причины ошибки.
       Разветвленная программа может представлять собой  большой текст, содержащий много  ответов на вопрос к нему. Предлагаемые ответы могут быть сразу же оценены  как правильные или отклоняются, сопровождаясь в обоих случаях  аргументацией. В случае неправильного ответа, студенту предлагается вернуться к исходному материалу и найти другое решение. Если же ответ правильный, то далее предлагаются следующие вопросы уже по тексту ответа и т.д. [5, с.50].
       Смешанная программа объединяет элементы линейного и разветвленного программирования, разные дозы и виды информации, а также различные алгоритмы ее усвоения.
       Программированное обучение имеет свои положительные стороны:
      индивидуализация обучения,
      активизация самостоятельной работы учащихся,
      развитие их внимания, наблюдательности [15].
       Работа  в соответствии с алгоритмом развивает логическое мышление студентов, приводит знания в систему, упорядочивает их. Обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала. Программированное обучение дает возможность использовать технические и электронные средства обучения (информационные технологии) и освобождает преподавателю время для творческой работы [10, с.268-269].
       Вместе  с тем, абсолютизация программированного обучения, работа только по алгоритму  приучает студентов к исполнительской  деятельности, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления. При программированном обучении нет групповой и коллективной работы, преподаватель выступает в роли консультанта. Не исключена вероятность угадывания правильного ответа из 3—5 предложенных [11, с.137].
       Практика  показывает, что программированное  обличение дает хорошие результаты в случае выработки практических умений и навыков, например, при формировании навыков решения типовых задач, при закреплении и проверке знаний.
       Итак, программированное обучение — индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных (программированных) средств обучения, обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями.
   Разновидностями программированного обучения является модульное обучение, которое рассмотрено в следующей главе. 

      Технология  модульного обучения как организация  самостоятельной  работы учащихся
       Разновидностями программированного обучения являются блочное и модульное обучение. Эти технологии также реализуют основные идеи теории укрупнения дидактических единиц П. М. Эрдниева [11, с.140].
       Учебный блок — это часть учебной программы, соответствующая целому разделу или крупной теме. Он обладает целостностью и завершенностью структуры процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, применение, обобщение), а также способов деятельности. Внутри блока учебный процесс представлен шестью структурными единицами:
      организация,
      повторение,
      изучение нового материала,
      закрепление,
      контроль,
      коррекция [8, с.77].
       Сам блок обычно включает диагностические  цели, содержание учебного материала, методы и средства их достижения, навыки и умения, приобретаемые в процессе урока, методическую подготовку учителя, учебный материал, профессионально обработанный для восприятия студентов (учащимися).
       Модульное обучение как развитие блочного в  своем первоначальном виде появилось в 60-е годы XX века и приобрело большую популярность в высших учебных заведениях англоязычных стран [13, с.54]. Сущность модульного обучения состояла в том, что «обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей» [7, с.105]. (Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов пед. специальностей / [под общ, ред. В. С. Кукушина]. — Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ>>, 2002. — С. 212).
       В современной педагогике идеи технологии модульного обучения развивают П. А. Юцявичене, П. И. Третьяков и другие [11, с.147]. К ведущим принципам модульного обучения П. А, Юцявичене относит принципы:
      модульности,
      структуризации содержания обучения на обособленные элементы,
      динамичности,
      деятельности,
      гибкости,
      осознанной перспективы,
      разносторонности методического консультирования
      паритетности.
       Основные  из этих принципов П. И. Третьяков  характеризует следующим образом.
       Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у студента умений самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей [13, с.55].
       Осознанность  учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая его роль сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе «педагог-учащийся». Это обеспечивает обучаемым возможность выбора пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления [11, с.149].
       Динамичность  технологии
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.