Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговое иссдедование потребительского рынка колбасных изделий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АННОТАЦИЯ 

     на  курсовую работу на тему «Маркетинговые исследования потребительского рынка колбасных изделий». 

Целью написания курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по проблеме изучения маркетинговых исследований. Цель выполнения практической части – исследование потребительского рынка колбасных изделий, которое проводится с целью получения данных о рыночных условиях и предпочтениях покупателя для определения деятельности магазинов, занимающихся реализацией продукции данного вида, выявление потребностей различных групп покупателей, степень удовлетворения их запросов, важные для них характеристики товара, которые позволяют решать многие практические вопросы означенной темы.
     Предметом изучения теоретической части являются вопросы: сущность маркетинговых исследований, основные направления исследований в маркетинге, концепции и инструменты, процедуры маркетинговых исследований, товар в маркетинге, сегментация рынка и ее основные критерии, продвижение продуктов питания. Исследовательская часть содержит отчет о проведении маркетингового исследования, заключительную оценку рынка, выводы и рекомендации по рынку колбасных изделий.
     Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены подходы к определению и методологии маркетинговых исследований, проанализирован рынок колбасных изделий: его динамика, специфика, основные участники, исследованы предпочтения потребителей на рынке колбасных изделий, представлены краткие выводы по результатам проведенного исследования, выбрана базовая стратегия и проанализирована.
     В ходе написания работы был проделан большой объем работы. Исследования проводились качественно и тщательно. Имеют большую практическую значимость. На основании обработки данных, полученных путем анкетирования респондентов, были сформулированы выводы и рекомендации, как для фирм – производителей колбасных изделий, так и для владельцев магазинов, где можно приобрести данную продукцию.
          Курсовая работа состоит из трёх разделов, общий  объем  , в работе 14 рисунков, 2 таблицы, приложения (анкеты, заполненные респондентами – 50 шт.). В процессе написания курсовой работы было использовано __26__ литературных источников. 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические  аспекты  маркетингового исследования…………. …….6
1.1. Концепции  маркетинга…………………………………………………………6
1.2. Маркетинговое  понимание товара……………………………………………..9
1.3. Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований.. ……......12
1.4. Маркетинг  продвижения продуктов питания……………………………......15
Глава 2. Проведение маркетинговых исследований потребительского рынка колбасных изделий……………………………........................................................18
2.1. Выбор методов  проведения исследования…………………………………...18
2.2. Анализ анкетных  данных………………….......................................................22
Глава 3. Продвижение  товара на рынок…………………………………………..32
3.1. Стратегии  маркетинга…………………………………………………………32
3.2.Определение  базовой стратегии и составление  сметы затрат…………..…...35
Заключение………………………………………………………………………….38
Список  использованной литературы……………………………………………...40
Приложение…………………………………………………………………………41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
      Маркетинг с позиций конкретных функций представляет собой «процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций». Масштабы маркетинговой деятельности чрезвычайно широки. Она связана с ценообразованием, складированием, упаковкой, созданием торговой марки, сбытом, управлением торговым персоналом, кредитом, транспортировкой, социальной ответственностью, выбором мест для различных магазинов, изучением потребителей, оптовой и розничной торговлей, рекламой, отношениями с общественностью, рыночными исследованиями, планированием товаров и предоставление гарантий.
   Любая маркетинговая деятельность начинается с:
     - информационно-аналитического исследования, на основе которого осуществляется  стратегическое и текущее планирование;
     - разрабатывается программа создания  и вывода на рынок новых  товаров;
     - формируются каналы движения  товаров от производителя до  потребителя с участием торговых  посредников;
     - организуется рекламная компания, и осуществляются другие действия  по продвижению товара на рынок  и на всем протяжении маркетингового  цикла.
     Маркетинговые исследования стоят в начале маркетингового цикла, т.е. нельзя осуществить маркетинговую  управленческую деятельность, не зная сложившуюся рыночную ситуацию, без  выявления тенденций и закономерности действия рыночного механизма.
    Маркетинговые исследования позволяют выбрать  оптимальный рынок сбыта, осуществить  планирование, т.е. обоснованное, согласно результатам маркетинговых исследований, предвидение, прогноз развития рыночной ситуации и разработку соответствующих  мер маркетингового воздействия  на рынок с целью обеспечения  эффективности предпринимательской  и маркетинговой деятельности фирмы  и реализации стратегических направлений  предпринимательства.
       Целью маркетинговых исследований является обеспечение «прозрачности»  рынка – получение достоверной информации о его состоянии и развитии, обеспечение предсказуемости его дальнейшего развития.
    Итак, тема моей курсовой работы: «Маркетинговое исследование потребительского рынка колбасных изделий».
       В данной курсовой работе передо мной стоит задача более подробно раскрыть проблему состояния рынка колбасных изделий, а также степень удовлетворения покупательских запросов  на рынке в процессе реализации товара.
        Целью написания данной работы  является  исследование потребительского рынка колбасных изделий, которое проводится с целью получения данных о рыночных условиях и предпочтениях покупателя для определения деятельности магазинов, занимающихся реализацией продукции данного вида, выявление потребностей различных групп покупателей, степень удовлетворения их запросов, важные для них характеристики товара, которые позволяют решать многие практические вопросы означенной темы.
       В задачи работы входит:
1. Изучить  подходы к определению и методологии  маркетинговых исследований.
2. Проанализировать  рынок колбасных изделий: его динамику, специфику, основных участников.
3. Исследовать предпочтения потребителей на рынке колбасных изделий.
4. Представить краткие выводы по результатам проведенного исследования.
5. Выбрать  базовую стратегию и проанализировать  её.
    Основные  исследования продажи будут проводиться  на основе составления и  анализа  анкет. Анкета – очень распространенный метод исследования при сборе первичных данных. Анкета – инструмент довольно гибкий, вопросы можно задавать множеством разных способов. Она требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.
    Анкета  составлена по традиционной схеме, т.е. она включала следующие компоненты:
       • введение, основная часть, т.е.  перечень вопросов, характеризующих  предмет исследования;
       •  реквизитная часть, содержащая  сведения о респондентах.
        Перед тем, как приступать непосредственно к практической части выполнения работы, необходимо изучить теорию, и на ее основе производить исследование.
        Итогом проведенного исследования будет является разработка выводов и определение базовой стратегии. Они должны непосредственно вытекать из результатов разработки, быть аргументированными и достоверными, направленными на решение исследуемых проблем, что и будет рассмотрено мной в разделах данной курсовой работы далее. 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 

1.1. Концепции маркетинга 

       С течением времени все, кто занят в процессе обмена, учатся, маркетинг совершенствуется, формируются концепции; на основе которых осуществляется управление в этой сфере.
       Управление маркетингом  — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как увеличение доли рынка, рост объема сбыта, получение прибыли.
       Наиболее популярна работа управляющего  по маркетингу как специалиста,  который изыскивает столько клиентов, сколько нужно для реализации  всего объема продукции, производимой  фирмой в данный момент. Но  это слишком узкое представление  о круге его задач. Управляющий  по маркетингу занимается не  только созданием и расширением  спроса, но и проблемами его  изменения, а иногда и сокращения. Задача управления маркетингом  — воздействовать на уровень,  время и характер спроса таким  образом, чтобы это помогало  организации достигать ее целей.
       Управляющие по  маркетингу —  это должностные лица, которые занимаются анализом маркетинговой ситуации, реализацией намеченных планов и осуществляют контроль. К ним относятся управляющие по сбыту, руководящие работники службы рекламы, специалисты по стимулированию сбыта, исследователи маркетинга, управляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования.
       Концепции маркетинга — это  задачи, решение которых необходимо  для достижения желаемых уровней  сбыта на разных рынках, принципы  и методы их решения. Какая  же концепция должна направлять  маркетинговые усилия? Каково сравнительное  значение интересов организации,  клиентов и общества? Часто эти  интересы вступают в противоречие  друг с другом. Очевидно, что любая  деятельность в сфере маркетинга  должна осуществляться в рамках  какой-то единой концепции.
       Известно пять основных концепций  маркетинговой деятельности. Они  возникли в различные периоды  развития мировой экономики как  ответ на социальные, экономические  и политические перемены, происшедшие  в течение XX века.
       Концепция совершенствования  производства: Это один из самых старых подходов, которым руководствуются предприятия. Данная концепция основана на утверждении, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и системы распределения.
      Концепция совершенствования производства  находит применение в двух  ситуациях: когда спрос на товар  превышает предложение и когда  себестоимость товара слишком  высока, т.е. ее необходимо снизить,  для чего требуется повышение  производительности труда. Данной  концепции придерживалась и продолжает  придерживаться значительная часть  российских предприятий и организаций,  что служит одной из причин  бедственного положения многих  из них. Это концепция равнодушия  к потребителям, она применима  в редких случаях, например, в  производстве стандартизованных  товаров и сырьевых продуктов,  таких, как нефть, металлы в  слитках, спички, патроны к автоматическому  оружию.
      Концепция совершенствования  товара: Это еще один старый основополагающий подход, которым руководствуются предприятия. Концепция совершенствования товара состоит в том, что потребители будут покупать товары наивысшего качества, с наилучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, организация должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара.
      Многие производители верят, что  если им удастся усовершенствовать  мышеловку или мотороллер, то  тропа к их порогу не зарастет. Однако зачастую их ждет жестокий  удар. Покупатели ищут способ  избавления от мышей, но не  обязательно с помощью усовершенствованной  мышеловки, они хотят ездить, но  не на мотороллере. Решением  проблемы может стать химический  аэрозоль против мышей или  мотоцикл. Более того, усовершенствованный  мотороллер не пойдет на рынке,  если производитель не примет  мер, чтобы сделать его привлекательным  с помощью дизайна и цены. Если  он не организует товародвижение  по удобным каналам распределения,  не привлечет внимания тех,  кому мотороллер нужен, и не  убедит этих людей в превосходных  качествах своего изделия, то  он потерпит крах.
        Концепция совершенствования товара  приводит к «маркетинговой близорукости»,  так как упускает из виду  нужды клиентов. Использование этой  концепции предприятиями российского  военно-промышленного комплекса  — одна из причин их трудностей  и бед.
     Концепция интенсификации коммерческих усилий: Этого подхода придерживаются многие производители. Концепция интенсификации коммерческих усилий состоит в том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточном количестве, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования1.
     Агрессивно  используют концепцию интенсификации коммерческих усилий применительно  к товарам повседневного спроса, о приобретении которых покупатель долго не раздумывает. В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства, различные приемы выявления потенциальных покупателей  и «жесткой продажи» им товара. Практикуют «жесткую продажу» и в отношении  других товаров, таких, как автомобили.
     Используется  агрессивная и назойливая реклама. Едва клиент появляется у прилавка или входит в демонстрационный зал, продавец мгновенно начинает «психологическую обработку», Если клиенту понравилась  выставленная вещь, ему могут сказать, что она последняя, что ее собирается купить другой. Поэтому решать надо не откладывая. Если покупателя не устраивает цена, продавец предлагает переговорить с владельцем и добиться особой скидки. Цель всего этого — «завести клиента» и заставить его совершить покупку как можно скорее. Долгосрочные результаты деятельности предприятия, руководствующегося этой концепцией, часто могут быть неблагоприятны.
     Концепция маркетинга: Это современный подход в предпринимательской деятельности, характерный для постиндустриального периода экономического развития. Согласно данной концепции залогом достижения целей организации служат определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
     Суть  концепции маркетинга выражают призывы  типа «Отыщите потребности и удовлетворите» или «Производите то, что можете продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можете произвести».
     Концепцию интенсификации коммерческих усилий и  концепцию маркетинга часто путают друг с другом. Т. Левитт разграничивает их следующим образом.
     Коммерческие  усилия по сбыту — это забота о нуждах продавца. Это забота о  превращении его товара в наличные деньги. Маркетинг — это забота об удовлетворении нужд клиента посредством  товара и факторов, связанных с  созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара. Она и вознаграждается  прибылью.
     Концепция маркетинга — это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности. Потребительская удовлетворенность — основа для достижения целей организации.
     Концепция маркетинга отражает приверженность теории суверенитета потребителя. Организация производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд.
     Концепция социально-этичного маркетинга: Социально-этичный маркетинг — явление настоящего времени. Задача организации, согласно данной концепции, — установить нужды, потребности, интересы целевых рынков и обеспечить желаемую удовлетворенность более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
     Данная  концепция требует от предприятия  увязки в рамках политики маркетинга трех факторов, а именно: получение  прибыли, удовлетворение потребностей потребителей и улучшение общего благосостояния людей. 

1.2. Маркетинговое понимание  товара 

      Товар - это основной элемент деятельности общества. Для того чтобы получить прибыль и существовать, любое предприятие должно произвести свой товар, определить его цену и выйти с ним на внешний или внутренний рынок. Иными словами, товар - это продукция, удовлетворяющая какой-нибудь спрос, имеющая свою цену и предназначенная для продажи на рынке.
      При создании товара разработчику  нужно воспринимать идею на  трех уровнях. Основополагающим  является уровень товара по  замыслу, на котором дают ответ  на вопрос: что в действительности  будет приобретать покупатель?     Задача деятелей рынка – выявить  скрытые за любым товаром нужды  и продавать не свойства этого  товара, а выгоды от него. Отсюда  следует, что товар по замыслу – сердцевина понятия товара в целом. Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Зубная паста, компьютеры, учебные семинары – все это товары в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и специфической упаковкой. И, наконец, разработчик может предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод, составляющих вкупе товар с подкреплением. В общем случае это могут быть: предоставление кредита покупателю, бесплатная доставка, установка или монтаж, обучение персонала, обслуживающего покупателя, послегарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями.
        Понятие «товар» не ограничивается  физическими объектами. Товаром  можно назвать все, что способно  оказать услугу, т.е. удовлетворить  нужду. Помимо изделий и услуг,  это могут быть личности, места,  организации, виды деятельности  и идеи. Потребитель решает, какую  именно развлекательную передачу  посмотреть по телевидению, куда  отправиться на отдых, каким  организациям оказать помощь, какие  идеи поддержать.
Конкретный  товар и конкретную человеческую потребность, способность товара удовлетворить  эту потребность можно представить  следующей схемой. Чем полнее соответствует  товар желаниям потребителя, тем  большего успеха добьется производитель. Мораль заключается в том, что  производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснить их потребности, а затем  создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности. В широком смысле товар соответствует  по своей сущности способности удовлетворить  потребности или желания. Чем  теснее товар связывают со здоровьем  и безопасностью, тем охотнее  его покупают.
      Специалисты классифицируют товарное  множество по различным признакам,  главный среди которых – цель  применения товара.
     По  цели применения товары подразделяют на:
      товары, непосредственно предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей, т.е. потребительские товары;
      товары, используемые для продолжения производства других товаров, или товары производственного назначения.
     Для потребительских товаров в маркетинге существуют две формы их классификации.
     Первая  форма основана на характере потребления. При этом выделяют три категории  товаров:
     1. Товары краткосрочного пользования,  используемые один или несколько  раз.
     2. Товары длительного пользования.  Они используются многократно.
     3. Услуги – это действия, приносящие  человеку полезный результат  и удовлетворение.
     Вторая  форма классификации потребительских  товаров основана на поведении потребителя, его привычках в потреблении. В ней также выделяют три категории  товаров:
     1. Товары повседневного спроса  – это товары, которые мы покупаем  часто, не задумываясь, и с  минимальными усилиями на их  сравнение между собой (спички, канцелярские принадлежности, хозяйственные  мелочи).
     2. Товары тщательного выбора –  это те товары, при покупке  которых мы сравниваем их качество, цену, внешнее оформление с аналогичными  товарами (одежда, электробытовые товары, мебель).
     3. Престижные товары – это товары, которые либо действительно обладают  уникальными характеристиками, либо  ассоциируются с названием известной  фирмы-производителя.
     Применительно к потребительским товарам и  к товарам производственного  назначения используются различные  инструменты маркетинга, специфические  стратегия и тактика.
     Продукт в маркетинговом смысле назвать еще товаром нельзяэто конкретный результат исследований, разработок и производства. Продукт несет в себе те свойства, ради которых товар затем кем-то будет куплен, он обладает качествами, которые характеризуют его основную направленность. Чтобы продукт стал товаром, ему необходимо пройти длительный путь.
     Продукт обладает определенным качеством. Задача маркетинга – формирование «образа» качества для разных потребителей и  на различных рынках сбыта. В понятие  качества продукта входят:
      технико-экономические характеристики;
      технология изготовления (ее собственное качество);
      надежность и долговечность;
      соответствие предполагаемому назначению;
      экологичность (соответствие требованиям защиты окружающей среды);
      эстетичность (внешняя форма, вид, привлекательность, выразительность).
     Для превращения «кокона» произведенного продукта в коммерческую «бабочку»  товара нужна поддержка, т.е. комплекс маркетинговых мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное и грамотное использование  продукта.
     Наконец, продукт должен превратиться в товар  в маркетинговом смысле. Эти требования сводятся к удовлетворению имеющихся  у человека нужд, решению его проблем, получению пользы от приобретенного товара. Конкурентоспособный предприниматель  осознает эту истину и делает ставку на то, что товар означает для  покупателя. Чтобы этого добиться, используются так называемые инструменты  маркетинга (грамотная реклама компании, налаженный сбыт, эффективное обслуживание, прочные связи с общественностью, гибкая политика цен).
     В целом формулу товара в маркетинговом  значении можно выразить следующим  образом:
     ТОВАР = ПРОДУКТ + ПОДДЕРЖКА + ИНСТРУМЕНТЫ  МАРКЕТИНГА
     Оснащенный  ими продукт становится товаром  на рынке.
     Предприятию экономически выгодно выйти на рынок  с товаром, позволяющим наиболее эффективно использовать его производственные мощности и шансы на сбыт.
     Товар – основа всего комплекса маркетинга. Если товар не удовлетворяет потребности  покупателя, то никакие дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия  не смогут улучшить его позиции на конкурентном рынке - его провал в  конечном счете неизбежен. Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или  наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений  и мер по формированию ассортимента и его управления, поддержанию  конкурентоспособности товаров  на требуемом уровне, нахождению для  товаров оптимальных товарных ниш (сегментов), разработке и осуществлению  стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия  своего рода ориентиром общей направленности действий, позволяющим корректировать текущие ситуации. Но товарная политика - это не только целенаправленное формирование ассортимента и управление им, но и учет внутренних и внешних факторов воздействия на товар, его создание, производство, продвижение на рынок и реализация, юридическое подкрепление такой деятельности, ценообразование как средство достижения стратегических целей товарной политики. 

1.3. Цели, задачи и  основные понятия  маркетинговых исследований
     Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью  уменьшения неопределенности, сопутствующей  принятию маркетинговых решений. Исследованиям  подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Исследование рынка предполагает выяснение  его состояния тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке  и подсказать возможности и пути его улучшения, но это только часть  проблем, определяющих содержание маркетинговых  исследований в целом.
     Все маркетинговые исследования осуществляются с двух позиций: оценка тех или  иных маркетинговых параметров для  данного момента времени и  прогнозирование их значений в будущем. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и  стратегий развития организации  в целом, так и ее маркетинговой  деятельности.
     Предприятие, которое заказало проведение маркетингового исследования или проводит его самостоятельно, должно получить информацию относительно того, что продавать и кому, а  также о том, как продавать  и как стимулировать продажи, что имеет решающее значение в  условиях конкуренции. Результаты исследования могут предопределить изменение  целей деятельности компании. Различные  фирмы организуют выполнение функции  проведения маркетинговых исследований по-разному. Некоторые имеют специальный  отдел маркетинговых исследований, другие - только одного специалиста, ответственного за маркетинговые исследования. Существуют также фирмы, в структуре которых  формально не отражена функция маркетинговых  исследований. Специальные отделы маркетинга обычно имеют крупные предприятия, которые в состоянии понести  существенные затраты, связанные с  функционированием такого отдела. Отдел  маркетинга обычно организуется на основе одного из следующих признаков: область  применения, функция маркетинга и  этап маркетингового исследования. Так, некоторые предприятия обслуживают  как конечных потребителей, так и  промежуточных. На таких предприятиях отдел маркетинга может включать два подотдела: маркетинг конечных потребителей и маркетинг промежуточных  потребителей. Другие предприятия организуют отделы маркетинга по группам выпускаемой  продукции. И наконец, такие отделы могут быть организованны по этапам процесса маркетинговых исследований: сбор данных, анализ данных и др. В ряде случаев на фирме назначается один специалист, ответственный за маркетинговые исследования, но главным для него является оказание помощи руководителям в осознании необходимости проведения соответствующих исследования и организация покупки таких исследований у консультационных фирм по маркетинговым исследованиям. В некоторых же фирмах функция маркетингового исследования организационно совсем может быть не оформлена. Такая ситуация редко имеет место на крупных предприятиях, но зато часто возникает на малых. На малых предприятиях их владельцы и ограниченный штат руководителей одновременно выполняют многие управленческие функции, среди которых обязательно должна присутствовать функция маркетинговых исследований.
       Менеджеры малых фирм, в отличие от крупных, могут относительно легко собрать многие виды маркетинговой информации. Исследования в области маркетинга базируются на общих научных принципах и методах, в том числе это относиться и к общим требованиям к исследователям. Необходимо, чтобы исследователь был объективным, применял меры предосторожности, чтобы не повлиять на интерпретацию зафиксированных данных, указывал степень погрешности своих данных, был творческой личностью, определял новые направления поиска, использовал современные методы исследования.
     Можно выделить следующие основные этапы  маркетингового исследования:
     1. Постановка проблемы 
     2. Определение целей исследования.
     3. Выбор методов проведения исследования.
     4. Определение типа требуемой информации  и источников ее получения. 
     5. Процесс получения данных.
     6. Обработка и анализ данных.
     7. Разработка выводов и рекомендаций.
     8. Оформление результатов исследования.
      Исследования  нацелены на, выявление, оценку ключевых факторов, тенденций, лежащих в основе стратегии и тактики коммерческо-хозяйственной  деятельности субъектов рынка.
            Важным ориентиром для маркетологов является соблюдение следующих Принципов маркетинговых исследований.
            1. Систематичностьисследования должны вестись систематично, а не носить спородический, разовый характер.
      2. Системностьохватывать, весь рынок и всю структурную иерархию рыночных процессов, фактов, их динамику и взаимосвязи.
      3. Комплексность – с одной стороны, включает совокупность действий или процессов (сбор, обработка, анализ данных), с другой - комплексный подход к изучению объектов (их взаимосвязи с другими процессами и объектами).
            4. Связанность и  целеустремленностьнаправление, масштабы, глубина, детализация проводимых исследований должны быть, органически увязаны с целями и задачами деятельности данного субъекта рынка, отражать его реальные потребности в конкретной аналитической информации.
      5. Множественность источников информации – целесообразно поступление рыночной информации не из одного, а из нескольких источников, что позволяет иметь всесторонние «перекрывающие» друг друга данные, и тем самым уточнять, проверять информацию, отбрасывать сомнительные данные.
      6. Универсальность исследования могут быть проведены, исходя из любой потребности субъекта рынка в информации для принятия рационального решения.
      7. Научность – точность, объективность, обусловленность. Недостаточно объективные, необоснованные исследования ведут к неправильным, искаженным рекомендациям.
      Цель  исследования всегда зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации. Она  вытекает из стратегических установок  маркетинговой деятельности предприятия  и направлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений.
     Маркетинговые исследования всегда направлены на определение  и решение какой-либо конкретной задачи. Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного  маркетингового исследования. Зачастую руководители констатируют, что объем  продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно  выявить причины их проявления.
      Цели  маркетинговых исследования вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Они характеризуют тот  недостаток информации, который должен быть ликвидирован для предоставления руководителям возможности решать маркетинговые проблемы.
      Цели  должны ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня достижения. При постановке целей маркетингового исследования определяется, какая информация необходима для решения данной проблемы. Это  и определяет содержание целей исследования.
      Цели исследований могут быть  поисковыми - сбор каких-то предварительных  данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать  гипотезу. Они могут быть также  описательными - описание определённых  явлений. 
      Выделяют также и экспериментальные  цели, которые предусматривают проверку  гипотезы о какой-то причинно - следственной связи.
        Значимость маркетинговых исследований  возрастает с расширением использования  достижений науки, учетом эволюции  общественного сознания, с усилением  его социально-экономической ориентации. Решение широкого диапазона маркетинговых  задач осуществляется с применением  различных современных приемов,  методов науки и знаний. 

      1.4. Маркетинг продвижения  продуктов питания 

      Под продвижением товаров на  рынок понимают применение различных  методов, с помощью которых  продавец может убедить покупателя  купить данную продукцию. Приемами  продвижения товаров являются:
    информирование потребителей о товаре (где можно купить товар, какова его цена и другая информация о характеристиках товара);
    убеждение в достоинствах товара, мотивация к покупке данной продукции;
    напоминание о товаре, необходимое для стимулирования дополнительного спроса.
     Наиболее эффективным методом  продвижения продуктов питания  является реклама.
      Под рекламой понимается любая  оплачиваемая форма неперсональной презентации и продвижения идей, продукции и услуг, осуществляемые конкретным заказчиком. 
Задача  рекламы — информировать, убеждать и напоминать. В этом и состоит  влияние рекламы на продажу. В  то же время реклама представляет собой лишь часть целого, и, составляя  бюджеты рекламных расходов, об этом необходимо помнить.
     Высокая степень конкуренции  производителей продуктов питания  практически во всех сегментах  требует не только построения  эффективных каналов дистрибуции,  но и необходимости рекламы,  выделения товара, повышение интереса к товару, увеличение числа покупателей и формирования группы постоянных потребителей.
Рекламный рынок растет и предлагает всё  более интересные технологии для  продвижения продукта. Чаще для этой цели используются нестандартные аудиовизуальные  методы
      Как правило, вы идете в магазин,  чтобы купить необходимый вам  товар и приобретете только  его, если промоутер, проводящий очередную дегустацию, не опрокинет на вас чашечку горячего чая, а флаерщик не «убьёт» вас своим незнанием простейшей информации о продукте, который рекламирует. Вы купите только то, что запланировали, и покинете магазин. А как же огромные суммы из маркетинговых бюджетов фирм-производителей продуктов питания? Летят в урну вместе с листовками и одноразовыми стаканчиками!?
     Продвигать товар необходимо  и делать это нужно грамотно. Это даже не обсуждается. То, какой метод продвижения мы  используем, обозначит величину  суммы, которая будет значиться  в графе «прибыль компании».  Работая только стандартными  методами и думая исключительно  шаблонами, фирма тем самым  ставит на себе клеймо неудачника. Конкуренты не дремлют: быстро  спишут со счетов!
      Что же интересного на рынке  современных рекламных технологий? Интересные и работающие проекты  предлагает аудиовизуальная реклама.  Не нужно в очередной раз  доказывать, что по широте охвата  целевой аудитории, по доходчивости  рекламного послания, по степени  влияния на потребителя телереклама  во много раз превосходит все  остальные средства продвижения.  На нашем, российском, телевидении  в основном используются два  вида телерекламы: прямая (блоки видеороликов) и спонсорство. Об эффективности рекламных роликов сказано и написано уже много. Всё более популярным на телевидении становится спонсорство: потребитель узнает о продукте, его качествах и особенностях в процессе просмотра телепередачи. На рекламируемый товар автоматически переносятся положительный образ ведущего, рассказывающего о продукте, или образ любимой передачи зрителя.
В последние  годы развития отечественной рекламы  начинают использоваться и нестандартные  аудиовизуальные технологии, особенно для продвижения продуктов питания. Такой способ интеграции рекламного сообщения в программный эфир, как виртуальная реклама, набирает обороты. Виртуальная реклама -это персонажи, логотипы или любые объекты фирмы, интегрированные в телевизионный эфир посредством рекламных технологий. Это могут быть анимированные или статичные персонажи и объекты 3D, а также двухмерные логотипы и обозначения. Примером могут служить всплывающие на экране рекламные баннеры. Благодаря оригинальности исполнения подобного вида рекламы, очень высока степень запоминаемости рекламируемого продукта, а ее эффективность в 2,5 -3 раза выше, чем у прямой рекламы. Виртуальная реклама в 1,5-1,7 раза эффективнее, чем традиционная спонсорская.
      Комплексное использование виртуальной  и традиционной рекламы увеличивает  эффективность рекламной кампании. Это подтверждает такой пример: производитель шоколада «Аленка»  выступил спонсором шоу «Цирк  со звездами» и, кроме обычного  для нас ролика от спонсора, использовал виртуальную рекламу.
       Комплексную программу провела  на «Ледниковом периоде» компания  «Нидан-Соки»: наряду с упоминанием бренда «Моя Семья» как спонсора передачи работала и виртуальная реклама - яркая, запоминающаяся, несущая с помощью сочных красок информацию о спелости плодов, которые используются для производства соков.
       Как и стандартные рекламные  блоки, вставленные в перерывах  между телепередачами или в  период их трансляции, аудиовизуальная  реклама сохраняет массовость  охвата и возможность максимально  эффектно показать рекламируемый  продукт. Однако при применении  данного метода продвижения исключается  вероятность того, что потенциальный  покупатель переключит канал,  избавляясь от назойливости продавца, так как реклама товара настолько  органично вписывается «в тему»,  что не возникает никакого  отторжения информации.
       Product Placement также является интересной аудиовизуальной технологией. В данном случае довольно-таки сложно определить реальную отдачу от рекламы, резкого всплеска продаж не будет, однако если замерить объемы продаж до и после использования этого вида скрытой рекламы, результаты приятно удивят. Но только в том случае, если правильно решен вопрос: кто использует продукт и в какой ситуации. В противном случае идет грубая вставка рекламы продукта в контекст фильма. Как пример не очень удачной рекламы в этом сегменте можно привести различные упоминания о продуктах питания в сериале «Папины дочки». Например, в одной из последних серий молодые люди Даша и Веник (Вениамин) ни с того, ни с сего начинают кормить друг друга сметаной «Простоквашино», нахваливая ее всеми способами. «А ты дай мне этой сметаны столько, насколько ты меня любишь», - просит молодой человек у девушки. Звучит фальшиво и неуместно.
       А вот использование этой технологии  на телеканале ТНТ вполне эффектно. Лидер по продакт-плейсмент на отечественном телерынке - шоу «Дом 2», участники которого с удовольствием вкушают различные виды мороженого, чипсов, соков (в том числе и собственного производства ТНТ) и др.
       К видам аудиовизуальной рекламы  также можно отнести рекламу  в игровом пространстве и спонсорство  сайтов. Ярчайшим примером последнего  может служить виртуальная белка,  живущая на сайте, спонсируемом  Нестле. Здесь посетитель создает свой виртуальный персонаж, который живет в доме, стилизованном под компанию: везде - фирменные цвета и упоминание её названия. Проект начал работу в сентябре 2009 года и еще недостаточно раскручен, но уже понятно, насколько хорош этот рекламный ход. Персонаж умеет разговаривать, обучаем и даже способен вести блог своего хозяина!
       Вышеупомянутые компьютерные игры - сравнительно новая площадка  для работы рекламщиков. На сегодняшний день рекламу в компьютерных играх размещали следующие бренды: «Шок XXL» в русской версии игры «Лара Крофт: Ангел тьмы», Coca-Cola и «Компашки» в игре «Адреналин Экстрим Шоу», макароны «Макфа», пиво «Т» и многие другие производители продуктов питания и алкогольной продукции. Ведь для них здесь множество интереснейших рекламных ходов: игрок, растративший жизненную энергию, должен ее восполнить. Вот тут-то и появляются хрустящие пакетики и яркие баночки.
       А что в итоге? Замечательные,  незатертые до дыр возможности по-новому рассказать о своем продукте. В благодарность за бессонные ночи рекламщиков в поисках интересного рекламного хода потребитель обязательно обратит внимание в супермаркете именно на этот продукт, привлекающий его внимание в рекламе! 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА КОЛБАСНЫХ  ИЗДЕЛИЙ 

2.1. Выбор методов проведения исследования 

      Система сбора первичной информации предусматривает  проведение специальных маркетинговых  исследований. Их целью является получение  дополнительных данных, связанных с  решением конкретных маркетинговых  задач.
      Основными методами сбора первичных маркетинговых  данных являются: опрос, наблюдение, эксперимент  и имитационное моделирование.
      Выбор конкретного метода зависит от цели исследования, изучаемого признака  и носителя этого признака.
      Опрос позволяет выявить систему предпочтений, на которые ориентируется целевой  рынок потребителей при выборе определенных товаров, оценке различных форм обслуживания, покупке изделий различных фирм. Это самый распространенный метод  сбора данных в маркетинге. Он используется примерно в 90 % исследований.
      Опрос основан на устном или письменном обращении к потребителям и работникам фирмы с вопросами, содержание которых  представляет проблему исследования.
      Опросы  классифицируются по ряду признаков. В  зависимости (носителя) первичной информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают различные  категории населения, профессиональная деятельность которых не связана  с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В свою очередь, в  специализированных опросах главными источниками информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом  исследования. К ним чаще всего  обращаются на начальных этапах маркетинговых  исследований, когда необходимо выявить  проблему.
      В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечными (разовые) и повторные.
      По  степени охвата потенциальных покупателей  опросы могут быть сплошными и  выборочными.
      В практике маркетинга применяются две  основные формы опроса: анкетирование  и интервьюирование.
      При анкетировании опрашиваемый сам  письменно отвечает на вопросы в  присутствии анкетера или без  него. По форме проведения оно может  быть индивидуальным или групповым. Анкетирование бывает также очным  и заочным. Наиболее распространенной формой последнего является почтовый опрос. Анкетирование по почте, как  правило, используется при необходимости  опроса широкого круга потребителей и предприятий по большому числу  опросов. Для этого применяется  особый вид почтовых опросов –  панельные, позволяющие получать необходимую информацию с помощью неоднократного опроса интересующей группы покупателей через равные промежутки времени.
      С помощью потребительской панели можно получать следующую информацию: количество товара, покупаемого семьей; размеры финансовых расходов; доля рынка основных производителей; предпочитаемые цены; приверженность к товарной марке.
      Панель  как метод исследования связано  с методическими и практическими  проблемами. Первая сложность состоит  в выборе необходимых объектов и  получении их согласия на сотрудничество. Дальнейшие, до сегодняшнего дня не решенные проблемы, проявляются «смертности» панели и в специфическом «эффекте панели».
      «Смертность»  потребительской панели заключается  в отказе участников от сотрудничества, о смене места жительства, в  физической смерти или в переходе в другую потребительскую категорию. «Эффект панели» заключается  в том, что участники, чувствуя себя под контролем, сознательно или  бессознательно меняют привычный образ  жизни.
      Интервьюирование  как форма опроса предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором  интервьюер сам задает вопросы и  фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым (личным) и опосредованным (например, по телефону).
      Таким образом, опрос как метод получения  первичной маркетинговой информации может быть проведен в различных  формах и разновидностях.
      Точность  результатов опроса, проводимого  в любой форме, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкеты или бланки интервью).
      Анкета (или опросный лист) – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.
      Для повышения качества анкет и успешного  проведения с их помощью сбора  данных маркетинга сформулирован ряд  рекомендаций, которые могут быть весьма полезными при получении  первичной маркетинговой информации.
      Соблюдение принципиальных требований к формулированию вопроса:
    вопросы должны быть простыми и понятными;
    вопросы должны быть однозначными;
    вопросы должны быть нейтральными (не поправлять ответ в определенную сторону);
      Соблюдение принципов построения анкет:
    порядок вопросов: от простых – к сложным, от общих – к специальным, от необязывающих – к деликатным;
    сначала вопросы, устанавливающие доверие, затем вопросы по существу, затем, возможно, контрольные вопросы, в конце вопросы о личности.
      Выбор оптимального объема анкет:
    громоздкие анкеты вызывают большое число отказов от ответов;
    короткие анкеты, в свою очередь, создают впечатление о незначительности обсуждаемой проблемы или самого факта обращения к мнению конкретного человека;
    максимальное время, необходимое для заполнения анкеты при почтовом опросе не должно превышать 20-30 минут.
      Научное наблюдение, используемое в исследовании рынка, понимается как процесс, который:
      служит  определенной исследовательской цели;
      проходит  планомерно и систематически;
      подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.
      Если  с помощью опроса можно выявить  мнения, преставления, знания людей, то все эти субъективные обстоятельства «закрыты» для наблюдения. Однако объекты, например, продукты, входящие в ассортимент, проведение, последствия  поведения, могут быть охвачены с  помощью наблюдения.
      Преимущества  этого метода следующие: независимость  от желаний объекта к сотрудничеству, от способностей исследуемых к словесному выражению к сути дела; возможность обеспечить более высокую объективность; возможность восприятия неосознанного поведения; возможность учета окружающей ситуации.
      Недостатки  наблюдения: субъективность восприятия наблюдающего; не принимаются во внимание мотивы поведения потребителей, их интересы и факторы, определяющие поведение; невозможность однозначного объяснения поведения объекта наблюдения; поведение  объектов может отличаться от естественного, если наблюдение ведется открытым способом.
 Основу  использованной в данной работе  информации составляют первичные  данные, вторичная информация применяется  лишь для общего анализа существующего  рынка, прогнозирования тенденций  его развития.
       Экспериментом называется исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на одну (или многие) зависимую переменную.
      Для принятия решений необходимо располагать  информацией о предположительном  успехе отдельных альтернатив, которые  можно получить с помощью эксперимента. Эксперименты могут быть лабораторными, проходящими в искусственной  обстановке (тестирование продукта), и  полевыми, протекающими в реальных условиях (тестирование рынка).
      Лабораторные  эксперименты позволяют контролировать построение фактора. Полевые эксперименты проходят в реальных условиях, но не исключают неконтролируемых посторонних  воздействий. В классическом смысле эксперимент можно определить как  порядок исследования.
      Перспективным методом сбора первичной маркетинговой  информации является имитационное моделирование. Оно заключается в построении математической, графической или  иной модели контролируемых и неконтролируемых факторов, определяющих стратегию и  тактику фирмы и в последующих экспериментах на модели с целью изучения влияния изменений этих факторов на объект исследования.
      Наиболее  широко применяется моделирование, обобщающее, объясняющее и прогнозирующее поведение потребителей. Большинство  известных моделей  покупательского  поведения построено в расчете  на интересы отдельных фирм. Зависимые  и независимые переменные этих моделей  выражают особенности поведения  покупателей в отношении конкретных товаров в рамках определенных сегментов  рынка.
      К наиболее известным моделям покупательского  поведения относятся:
    стохастические (или вероятностные), которые основываются на предположении, что предыдущие, и особенно последняя, покупки определяют будущее поведение потребителя на рынке. Они используются при определении степени лояльности к маркам товаров, частоты смены привычных марок;
    линейно-экспериментальные, применяемые обычно для моделирования потенциального спроса на конкретные товары. Они отличаются формальной математической структурой и отражают тенденции поведения потребителей относительно отдельных товаров, такие, как доля той или иной торговой марки в совокупном объеме покупательского спроса. Такие модели носят обычно описательный характер и представляют собой обобщение движения спроса населения на всем рынке;
    модели переработки информации, строящиеся на предположении о том, что покупатель постоянно получает информацию из многих источников, перерабатывает ее и принимает решение о выборе того или иного товара.
      Достоинством  имитационного моделирования является возможность всестороннего изучения множества факторов, определяющих стратегию  маркетинга.
       Основным, используемым в нашем маркетинговом исследовании, методом является опрос, главным инструментом реализации которого является приведенная в приложении №1 анкета.
       Во введении анкеты отмечена цель проводимого опроса, основные вопросы, ответы на которые хотелось бы получить после анализа результатов. Была упомянута признательность людям, принявшим в нем участие.
     Реквизитная часть позволяет получить информацию, касающуюся респондента: пол, возраст, доход (рублей в месяц), род занятий. Данная часть позволяет в дальнейшем анализе разделить рынок на отдельные сегменты по указанным критериям и посмотреть предпочтения и возможности каждого.
       В основной части анкеты имеют место такие варианты вопросов: закрытые дихотомические и закрытые многовариантного выбора, смешанные.
       В анкете 15 вопросов: 11 вопросов включает в себя основная часть и 4 вопроса - реквизитная часть.
      При составлении анкеты я постаралась учесть рекомендации, касающиеся
Последовательности  представления вопросов в анкете.    
2.2. Анализ анкетных  данных 

      Членами выборки являются люди различного пола, возраста, рода занятий. Т.е. элементами выборки являются случайные люди.
      Размер выборки – 50 человек.
     Опрос производился среди студентов и преподавателей института, в организациях различного рода деятельности среди людей различных профессий и должностей.
    При анализе результатов опроса выявились следующие данные об участниках выборки:

Рис. 2.1. Варианты ответов на вопрос №1: Употребляете ли Вы в пищу колбасные изделия? 

     Результаты ответов на данный вопрос показывают, что рынок потенциальных потребителей изучаемой продукции достаточно широк, большинство людей (80%) употребляют в пищу колбасные изделия, и только 20% людей не употребляют. 


Рис. 2.2. Варианты ответов на вопрос №2: Как часто Вы покупаете колбасные изделия?
      Большинство опрошенных (57,5%) покупают  колбасные изделия несколько  раз в месяц, что объясняется, в одних случаях, нелюбовью к этому виду мясной продукции, в других - высокой ценой и другими факторами (различным материальным благосостоянием опрашиваемых, гастрономическими предпочтениями, медицинскими показаниями и др.). Но следует отметить, что велик процент и опрошенных, покупающих колбасу несколько раз в неделю(35%).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.