На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование прибыли организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение                                                                                                      3
    Прибыль: экономическое содержание, функции, виды                          5
      Понятие прибыли                                                                               5
      Виды прибыли                                                                                     7
      Функции прибыли                                                                             9
    Планирование прибыли предприятия: сущность, методы                 13
       2.1. Метод прямого счета                                                                        14
    2.2. Аналитический метод планирования прибыли                            16
    2.3. Метод планирования прибыли на основе бюджетирования         22
    2.4. Другие методы планирования прибыли                                          25
    Определяющие факторы и резервы увеличения прибыли                 27
    3.1. Факторы роста прибыли                                                                   27
      Резервы увеличения прибыли                                                          28
    Расчетная часть                                                                                              32
    Заключение                                                                                               55
    Список  использованной литературы                                                        58
 

Введение 

       Основной  целью любой коммерческой организации  является получение прибыли, а также стремление хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить свое участие на рынке. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Но получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском – над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично.
       Прибыль является конечным финансовым итогом всего предприятия. И, в зависимости  от этого итога, можно сказать, насколько  эффективно предприятие проводит свою экономическую политику, достаточно ли полно использует возможные финансовые ресурсы, оборотные и внеоборотные средства. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является управление формированием прибыли в процессе деятельности предприятий. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает использование современных методов ее анализа и планирования.
      Максимизация прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат, определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Прогнозные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий и организаций, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности предприятий и организаций, чем определяется актуальность темы работы.
     Цель  курсовой работы – изучение сущности планирование прибыли предприятия. Для достижения данной цели рассмотрим ряд конкретных задач:
      - исследуем экономическое содержание, виды и функции прибыли;
      - рассмотрим методы планирования прибыли;
      - определим факторы и резервы увеличения прибыли;
    При выполнении курсовой работы используем книги авторского коллектива, официальные электронные средства массовой информации, нормативные документы, методические указания. 
 
 

     
 

1. Прибыль: экономическое содержание, функции, виды 

      1.1. Понятие прибыли
      Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем  в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и потому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из них — с условными названиями: экономический и бухгалтерский — можно рассматривать как базовые [5, с. 190].
      Суть  экономического подхода такова: прибыль (убыток) — это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Будем называть прибыль, исчисленную по данному алгоритму, экономической. Приведенное определение выглядит весьма привлекательным; сложность лишь в том, как его наполнить количественно, т.е. как рассчитать прибыль. Несложно сообразить, что экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала (т.е. только для компаний, котирующих свои ценные бумаги на биржах,— именно в этом случае можно получить более или менее объективные данные об изменении капитала собственников), либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода.
      Оказывается, что в любом случае значение подобным образом рассчитанной прибыли будет исключительно условным. Условность количественной оценки прибыли при таком подходе проявляется не только в субъективности квантификации исходной базы для расчета, но и в том, что далеко не все изменения собственного капитала можно считать элементами прибыли.
      Именно  поэтому гораздо более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский подход к определению прибыли, согласно которому прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее актинов, сопровождающейся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала. Поскольку понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу (логика сущностного определения была сделана в предыдущем разделе), так и количественно (данные о доходах и расходах аккумулируются в системе учета), приведенное определение гораздо менее схоластично и представляется приемлемым для практического использования. Исчисленную таким образом прибыль и называют бухгалтерской.
      Можно выделить два основных различия между  экономическим и бухгалтерским подходами. Первое заключается в том, что в отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко идентифицируются элементы прибыли, т. е. виды доходов и расходов, и ведется обособленный их учет. Таким образом, всегда имеется верифицируемая и объективная информационная база для расчета конечного финансового результата (естественно, речь идет о сделках, выполняемых в рамках действующего законодательства и потому автоматически попадающих в систему двойной записи).
      Второе  отличие заключается в неодинаковой трактовке так называемых реализованных и нереализованных доходов. Представьте ситуацию, когда рыночная цена на некоторые активы предприятия (например, здание) выросла. В рамках экономического подхода собственники предприятия получили прибыль, что касается бухгалтерского подхода, то он такую прибыль признавать не спешит по многим причинам, в том числе субъективности оценок, волатильности подобного эфемерного результата и т. п. По мнению бухгалтера, прибыль будет иметь место лишь в том случае, если здание действительно будет продано по высокой цене.
      Таким образом, экономический подход не делает различия между реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности (консерватизма), согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительные или «лучше раньше признать расходы, чем позже, и лучше позже признать доходы, чем раньше», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будет признан как прибыль лишь после его реализации.
      Оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский — для понимания логики и порядка ее практического исчисления [5, c.192]. 
 

     1.2. Виды прибыли
       В российской практике выделяют несколько  видов прибыли. Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее классификацией по основным признакам.
       1. По характеру деятельности предприятия разделяют прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных событий. Прибыль от обычной деятельности характеризует финансовый результат от всех традиционных для данного предприятия видов деятельности и хозяйственных операций, формируемый на регулярной основе. А прибыль от чрезвычайных событий характеризует необычный или очень редкий для данного предприятия источник ее формирования.
       2. По основным видам хозяйственных операций предприятия выделяют прибыль от реализации продукции и прибыль от внереализационных операций. Прибыль от реализации продукции — товаров, работ, услуг — является основным ее видом на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой их деятельности. Аналогом этого термина выступает термин «прибыль по основной деятельности». В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия (прибыль от продаж):
Ппр = В - Спр,
где В – выручка  от реализации продукции;
      С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
       Прибыль от внереализационных  операций формально характеризуется термином «доходы от внереализационных операций», однако по своему сущностному содержанию относится к категории прибыли, так как отражается в отчетности в виде сальдо между полученными доходами и понесенными расходами по этим операциям. Рассмотрим подробнее состав внереализационных доходов и расходов [2, с. 42].
       К внереализационным доходам относятся:
    доходы от долевого участия в других организациях;
    доходы в виде положительной курсовой разницы;
      доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;
    доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются как доходы от основной деятельности;
    доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства;
    доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
    доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты ранее;
    доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
    доходы в виде дохода прошлых лет, выявленного в текущем отчетном периоде;
    доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных;
    доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;
    доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации [1].
      Внереализационными  расходами принято считать:
      расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);
      расходы в виде процентов по долговым обязательствам;
      расходы, связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг;
      расходы в виде отрицательной курсовой разницы;
      расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен, охрану недр и другие аналогичные работы;
      расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
      расходы судебные расходы и арбитражные сборы;
      расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;
      расходы в виде налогов, относимых на финансовый результат;
      расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной валюты, с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами;
      расходы на проведение собраний акционеров;
      расходы в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном периоде;
      не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
      расходы в виде недостачи материальных ценностей, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены;
      невозмещаемые потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций [1].
       3. По основным видам деятельности предприятия выделяют прибыль, полученную от операционной, инвестиционной и финансовой его деятельности.
       Прибыль от операционной деятельности представляет собой совокупный объем прибыли от реализации продукции и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности.
       Прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества — основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.
       Прибыль от финансовой деятельности характеризует финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия (привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, погашение обязательств по основному долгу и т.п.) [2, с. 45].
       4. И, наконец, по составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, балансовую (валовая, общую) и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.
       Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат:
Пм = В – Зпер,
где Зпер – условно-переменные затраты.
       Балансовая  прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Другими словами, в составе балансовой прибыли (Пб) участвует прибыль от всех видов хозяйственной деятельности предприятия [Эл.учебник]:
       Пб = Ппр + Пр(акт) + Двнр - Рвнр ,
где Ппр - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
      Пр (акт) – прибыль от реализации прочих активов;
      Двнр и Рвнр – внереализационные доходы и расходы соответственно.
       Балансовую  прибыль также называют прибылью до налогообложения.
       Чистая  прибыль – это часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль является единственным источником средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средств для их распределения между участниками общества с ограниченной ответственностью пропорционально долям в уставном капитале. После уплаты налогов и выплаты дивидендов прибыль подлежит распределению на предприятии. Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль называется нераспределенной прибылью [3, с. 95].
       Со  структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие «качество прибыли». В наиболее обобщенном виде оно характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности — операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Например, высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением издержек и т.п., а низкое ее качество — ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях. Понятие «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить сопоставимый ее анализ в процессе сравнения с деятельностью других предприятий [1]. 
 

      1.3. Функции прибыли
      Экономическое содержание прибыли проявляется  в ее функциях. Выделяют следующие функции:
      1) Стимулирующая функция. Прибыль в рыночной экономике - движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции; за ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение; в условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решение по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.
      2) Показатель эффективности  деятельности предприятия. В рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась признаком эффективного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете, финансовые результаты деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.
      3) Источник формирования  доходов бюджетов. Прибыль поступает в бюджет в виде налогов, а так же экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке [4, с.309].
 

       2. Планирование прибыли организации: сущность, методы. 

      Планирование прибылисоставная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по всем видам деятельности предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.
      При относительно стабильных ценах и  прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли "привязано" к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важная цель планирования прибыли — определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.
      Объектом  планирования являются планируемые  элементы балансовой прибыли, главным  образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах [13, с.310].
      В планировании прибыли используются методы:
      • прямого счета;
      • аналитический;
      • на основе бюджетирования и др. [11, с.47]. 

      2.1. Метод прямого счета
      Метод прямого счета наиболее широко распространен  в организациях в современных  условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и налог с продаж. Расчет ведется по формуле
      П = ( В Ц ) - ( В С ) ,
      где П — плановая прибыль;
      В — выпуск товарной продукции в  плановом периоде в натуральном  выражении;
      Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж);
      С — полная себестоимость единицы  продукции.
      Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.
      Рассмотрим  пример расчета прибыли  методом прямого счета.
      Исходные  данные: фирма выпустит в плановом году 30 тыс. единиц готовой продукции. Оптовая цена за единицу (без НДС, акцизов и налога с продаж) - 15 тыс. руб. Производственная себестоимость по отчету за истекший год — 10 тыс. руб. В плановом году снижение производственной себестоимости готовой продукции должно составить 5%. Расходы по реализации продукции - 0,5% к реализуемой продукции по производственной себестоимости. Остаток готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало планового года — 1500 единиц, на конец планового года — 500 единиц.
      Прежде  всего определим остаток готовой  продукции и товаров отгруженных на начало планового года по производственной себестоимости, учитывая, что эта продукция произведена в отчетном году: 10 тыс. руб. • 1500 ед. = 15 000 тыс. руб.
      Производственная  себестоимость единицы продукции  в плановом году составит 9,5 тыс. руб. (10 • 95:100), тогда объем товарной продукции  в плановом году по производственной себестоимости определится в сумме 285 000 тыс. руб. (9,5 • 30 000).
      Остаток готовой продукции и товаров  отгруженных на конец планового года (считая, что они произведены в плановом году) по производственной себестоимости составит 4750 тыс. руб. (9,5 • 500). Итак, объем реализации продукции по производственной себестоимости в плановом году с учетом переходящих остатков составит 295 250 тыс. руб. (1500 + 28 500 - 4750).
      Для того чтобы определить эту продукцию  по полной себестоимости, следует исчислить величину расходов по реализации продукции:
      [(295 250 • 0,5): 100] = 1476,25 тыс. руб. Следовательно, объем реализации продукции по полной себестоимости равен 296726,25 тыс. руб. (295 250 + 1476,25).
      Объем реализации в натуральном выражении  равен 31 000 ед. (1500 + 30 000 - 500), а в оптовых ценах - 465 000 тыс. руб. (15-31000).
      При этих условиях прибыль от реализации продукции в плановом году составит 168273,75 тыс. руб. (465 000 - 296726,25).
      Расчет  прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок [8, с.150-151].
      Достоинство метода прямого счета заключается в том, что все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции. Метод нетрудоемкий и используется при составлении перспективных планов развития предприятий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой).
      Недостатки  данного метода: во-первых, на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости составляются лишь по важнейшим изделиям или представителям групп изделий, по остальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли; метод не вскрывает факторов роста прибыли в планируемом периоде; при большой номенклатуре выпускаемой продукции проверка правильности расчета прибыли от реализации очень трудоемка. Во-вторых, в современных условиях при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменился уровень цен и прочих параметров макроэкономического окружения предприятия. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли [4, с.319]. 
 

      2.2. Аналитический метод планирования прибыли
      Аналитический метод планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.
      Преимущество  этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
      а) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
      б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
      в) учет влияния на плановую прибыль  различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.
      При этом методе прибыль по несравнимой  продукции определяется отдельно.
      План  по прибыли на следующий год разрабатывается  в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).
      Прибыль в отчетном периоде принимается  в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок НДС и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового.
      На  основе найденного таким образом  уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.
      Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товарам отгруженным на начало и конец планового года.
      Пример  расчета прибыли  аналитическим методом.
      1. Определяется базовая рентабельность (отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продукции) (табл. 1).
      2. В плановом году в данном  примере предусматривается рост сравнимой товарной продукции на 10%. Выпуск этой продукции по себестоимости отчетного года составит: 891тыс.руб.(810- 110: 100).
      Таблица 1
      Расчет  базовой рентабельности
      (тыс.руб.)
Показатели Итоги за 9 месяцев План IV квартала Ожидаемое исполнение за текущий год (гр.2 + гр.З)
1 2 3 4
1. Сравнимая товарная  продукция истекшего года: а) по действующим ценам (без НДС, акцизов и налога с продаж)
б) по полной себестоимости
2. Прибыль на объем  сравнимой товарной продукции (стр. 1а — стр. 16)
3. Поправки к сумме  прибыли в связи  с имевшими место в течение года изменениями цен (+ или -) за время с начала года до даты изменения
4. Прибыль, принимаемая  за базу
(стр. 2 + стр. 3)
5. Базовая рентабельность, %
[(стр. 4 • 100): стр. 16]
 
 
 
900 600 

300 
 

+15 

315 

52,5
 
 
 
290 210 

80 
 
 
 

80 

38,1
 
 
 
1190 810 

380 
 

+ 15 

395 

48,8
 
      Прибыль по сравнимой товарной продукции  в плановом году, исходя из базового уровня рентабельности, будет равна:
      434,8 тыс. руб. (891 • 48,8 : 100).
      Прибыль на несравнимую товарную продукцию  исчисляется прямым счетом. В данном примере несравнимая товарная продукция планируемого года принята по плановой полной себестоимости в сумме 250 тыс. руб., а в действующих ценах (за минусом НДС, акцизов и налога с продаж) — 300 тыс. руб. Следовательно, прибыль на несравнимую товарную продукцию в предстоящем году составит 50 тыс. руб. (300 — 250).
      3. На третьем этапе расчетов  учитывается влияние отдельных факторов на сумму плановой прибыли.
      Влияние изменения себестоимости определяется следующим образом. Выпуск сравнимой товарной продукции в плановом году по себестоимости прошлого года исчислен в сумме 891 тыс. руб. Та же сравнимая продукция, но по полной себестоимости предстоящего года определена в сумме 1400 тыс. руб. Отсюда повышение себестоимости сравнимой товарной продукции равно 509 тыс. руб. (1400 — 891), что повлечет снижение плановой прибыли.
      Планируемое изменение ассортимента продукции  вызывает увеличение или уменьшение плановой прибыли. Для того чтобы определить влияние ассортиментных сдвигов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой товарной продукции по полной себестоимости в истекшем и плановом году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и плановом году умножается на отчетную рентабельность этого изделия, принятую на уровне ожидаемого исполнения. Суммы полученных коэффициентов отражают средний уровень рентабельности в истекшем и плановом годах.
      Разница между ними показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль (табл. 2).
      Средняя рентабельность в планируемом году увеличивается по сравнению с отчетным годом на 0,45% (35,68 — 35,23). Таким образом, изменение ассортимента продукции в планируемом году приведет к росту плановой прибыли на 4,01 тыс. руб. (891 * 0,45: 100).
      На  размер плановой прибыли влияет также  изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислять от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли. 

      Таблица 2
      Расчет  влияния на плановую прибыль изменения  ассортимента
      продукции в планируемом году
Наименование продукции Рентабельность  в отчетном году по структуре ассортимента продукции в том же году Рентабельность  в отчетном году по структуре ассортимента продукции в планируемом году
удельный вес в общем объеме сравнимой продукции рентабельность коэффициент, гр.2*гр.3:100 удельный вес в общем объеме сравнимой продукции
рентабельность коэффициент, гр.5* *гр.6:100
1 2 3 4 5 6 7
Материал: №1
№2
№3
№4
Итого
 
16,0 40,0
32,0
12,0
100,0
 
26,0 37,9
40,5
24,6
 
4,16 15,16
12,96
2,95
35,23
 
17,0 42,0
33,0
8,0
100,0
 
26,0 37,9
40,5
24,6
 
4,42 15,92
13,37
1,97
35,68
 
      Допустим, цены на всю реализуемую товарную продукцию предполагается увеличить в плановом году на 21%. Если планируемый выпуск товарной продукции, исчисленный в ценах, составит 1650 тыс. руб., то будет получено прибыли только за счет этого фактора на сумму 346,5 тыс. руб. (1650 • 21: 100).
      Для сводного расчета прибыли (табл. 3) следует учесть прибыль в остатках готовой продукции на начало планового года — 120 тыс. руб. и на конец планового года — 210 тыс. руб.
      Необходимо  подчеркнуть, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль факторы.
      Прежде  всего, значительно снижает плановую прибыль повышение себестоимости (на 509 тыс. руб.), что можно объяснить ростом цен на потребляемые товарно-материальные ценности, повышением оплаты труда в связи с увеличением минимального размера месячной оплаты труда и другими факторами. Прибыль несколько увеличивается (на 4,01 тыс. руб.) в связи с изменением ассортимента производимой продукции в сторону повышения удельного веса наиболее рентабельной продукции (см. табл. 1).
      Значительный  рост прибыли (на 346,5 тыс. руб.) планируется в связи с предполагаемым увеличением цен на реализуемую продукцию, что обусловлено инфляционными процессами. Поэтому, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен, нельзя рассматривать этот фактор как положительный.
      Таблица 3
      Сводный расчет прибыли от реализации продукции,
      исчисленной аналитическим методом
Показатели Сумма, тыс. руб.
1.Товарная  продукция в плановом  году: а) сравнимая товарная продукция по полной себестоимости в  отчетном году
б) сравнимая товарная продукция по полной себестоимости в плановом году
в) снижение прибыли от повышения себестоимости сравнимой товарной продукции (стр. 16 — стр. 1а)
2. Прибыль по сравнимой  товарной продукции  исходя из базовой рентабельности
3. Прибыль по несравнимой  товарной продукции  в плановом году
4. Увеличение прибыли  вследствие ассортиментных сдвигов
5. Увеличение прибыли  вследствие роста  цен
6. Прибыль на весь  объем товарной  продукции в плановом году (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5 — стр. 1в)
7. Прибыль в остатках  готовой продукции  на складах и  товарах отгруженных на начало планового года
8. Прибыль в остатках  готовой продукции  на складах и  товарах отгруженных на конец планового года
Итого плановая прибыль (стр. 6 + стр. 7 — стр. 8)
 
 
891 
1400 

509 

434,8
50
4,01
346,5 

326,31 

120 

210
236,31
 
      Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено выше, учитываются прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые доходы и расходы.
      Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера — для капитального строительства, капитального ремонта и т. д.) планируется методом прямого счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года.
      Результат от прочей реализации может быть как  положительным, так и отрицательным. Допустим, в нашем примере прибыль от прочей реализации планируется в сумме 30 тыс. руб., а убытки 50 тыс. руб.
      Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных  доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и др.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта.
      Например, доходы от внереализационных операций планируются в сумме 55 тыс. руб., а  расходы от этих операций — в  сумме 160 тыс. руб.
      Итак, в рассмотренном примере общая  сумма прибыли составит 321,31 тыс. руб. (236,31 + 30 + 55), а убытков - 210 тыс. руб. (50 + 160).
      Валовая прибыль предприятия определяется в сумме 111,31 тыс. руб. (321,31-210) [8, с. 157]. 
 

     2.3. Метод планирования прибыли на основе бюджетирования
      На  основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.
      Первый  этап — организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса. Для предприятия важно получить данные не о прогнозе спроса как такового, а исключительно о платежеспособном спросе. Одновременно проводится оценка производственных мощностей предприятия. Оценивается производственный потенциал и возможности производства продукции. Из двух полученных величин — объема платежеспособного спроса и объема производственных мощностей — выбирается наименьшая, и планируется объем продаж в натуральных измерителях. Одновременно формируется бюджет продаж, на основе которого заключаются договора поставки, и формируется портфель заказов.
      Второй  этап — производственное планирование. Цель этого этапа — разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. На объем производства оказывают влияние остатки готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранении у третьих лиц. Если планируется снизить остатки готовой продукции на конец года, то объем производства будет меньше объема продаж. Если же необходимо увеличить переходящие остатки готовой продукции на конец года, то объем производства планируется в большем объеме, чем планируется продать продукции.
      Третий  этап связан со вторым, он включает в  себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.
      Четвертый этап — планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю. На эти расходы также составляется смета.
      Пятый этап — проектирование прибыли организации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность организации (предприятия) обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Кроме того, средства могут инвестироваться в другие организации (предприятия), на проведение НИОКР. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль. Финансовая деятельность приводит к появлению операционных и внереализационных доходов и расходов. Например, доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т.п. Разница между полученными в результате финансовой деятельности доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности — наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период. Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план [11, с. 36-37]. 
 

      2.4. Другие методы планирования прибыли
      Комплексный метод планирования прибыли рационально сочетает метод прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода планирования прибыли посредством использования процента базовой рентабельности и учета влияния важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
      Условием  его применения является небольшой  ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции. Для предприятий с широким ассортиментом продукции этот метод неприемлем из-за трудоемкости экономических расчетов.
      Метод расчета нормы прибыли на вложенный  капитал основан на взаимосвязи  между оборотом производственного  капитала и рентабельностью активов. Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая функция зависит от выбранной предприятием стратегии. При прогнозировании с помощью данного метода решается задача сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал или его увеличения. Средствами для увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации продукции, ускорение оборачиваемости активов, разумная тактика в области ценообразования и управления финансовыми ресурсами, сокращение издержек производства и обращения, диверсификации производства. Исходными данными для прогнозирования прибыли по этому методу служат: информация о среднегодовой величине совокупного капитала предприятия (по данным последнего отчетного баланса); прогнозируемый уровень рентабельности на вложенный капитал; прогнозируемый уровень процентной ставки по банковским кредита ми прочим источникам заемного капитала и др.
      При определении необходимого размера прибыли как целевой функции предприятие исходит из прогнозной величины  инвестированного капитала, средневзвешенной цены заемных ресурсов в частном случае – прогнозов процентной ставки по кредитам банков и нормы прибыли на капитал (средней рентабельности совокупного капитала):
      Ппл = (СК+ЗК)*Ра.пл.,
      где СК – среднегодовая стоимость  собственного капитала;
      ЗК  – среднегодовая стоимость заемного капитала;
      Ра.пл – плановая рентабельность авансированного капитала 9активов), в долях ед.
      Размер  необходимой прибыли  на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей предприятия в финансировании мероприятий по его производственному и социальному развитию, выполнении обязательств перед государством по уплате налогов и создании соответствующих фондов (риска, резервного, выплаты дивидендов и др.), если это предусмотрено его уставом.
      Нормативный метод планирования прибыли заключается  в том, что величина прибыли в планируемом году определяется на основе установленного единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Нормативный метод применяется при планировании прибыли на предприятиях и организациях, где прибыль рассчитывается в твердом проценте от годового объема работ в сметных ценах или сумме прямых и накладных расходов.
      Условием  применения нормативного планирования прибыли является наличие в некоторых  отраслях небольших однотипных предприятий, выпускающих однородную продукцию или использующих единую технологию. При расчете рентабельности необходимо исходить из  уровня этого показателя, сложившегося на однотипных группах предприятий за последние два-три года. Преимущество нормативного метода планирования прибыли заключается в том, что он технически прост и не требует больших затрат труда [4,c.328-329]. 
 

 

       3. Определяющие факторы и резервы увеличения прибыли 

      3.1. Факторы роста прибыли
      В процессе планирования прибыли важно  определить, какие факторы ведут к ее росту или снижению.
      В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать иены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.
      В практике предпринимательской деятельности применяются разные способы снижения себестоимости. Безусловно используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов ит.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них организация (предприятие) нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.
      На  финансовый результат существенное влияние оказывает учетная политика организации. Поскольку прибыль — это разница между доходами и расходами, то выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансовый результат. На доходы оказывает влияние факт признания дохода в результате реализации. В некоторых случаях доход может не признаваться как реализация, если не подписан акт о выполнении работ, хотя работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары или продукция могут не признаваться реализованными, если не выполнены все условия договора (например, товары не оплачены).
      В отношении расходов влияние учетной  политики на сумму прибыли существенно выше. Это связано с тем, что расходы могут учитываться разными методами по-разному. Оценка стоимости затрат также может существенно варьироваться в зависимости от выбранной учетной политики. Это касается стоимости товаров, материальных запасов, оценки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов. Например, амортизация внеоборотных активов может начисляться несколькими способами. Одни из них равномерно переносят стоимость амортизируемого имущества (линейный метод), другие позволяют существенно увеличить размер амортизационных отчислений в первые голы эксплуатации активов, что приведет к уменьшению прибыли. Выбор метода оценки стоимости материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости) позволяет увеличивать или уменьшать прибыль отчетного года. Грамотное, взвешенное применение различных способов управления прибылью с помощью учетной политики позволяет планировать такие показатели, как рентабельность, ликвидность, доходность [11, с. 37-38]. 
 

    3.2. Резервы увеличения прибыли
      Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными  источниками увеличения прибыли  по обычным видам деятельности являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта (Рис. 1) [4, с. 330-331]. 
 
 
 
 
 


Рисунок 1 – Схема резервов увеличения бухгалтерской прибыли 

 

Расчетная часть

                                                                                                           Таблица 1

Смета I затрат на производство продукции

общества  с ограниченной ответственностью, тыс.руб.

№ стр. Статья  затрат всего на  год
в т.ч. на IV квартал
1
      2
3 4
1 Материальные  затраты (за вычетом возвратных отходов)  
36540 9135
2 Затраты на оплату труда 17608 4402
3 Амортизация основных фондов * 2090 
 
523
4 Прочие расходы  – всего *, в том числе
6253 1562
 
4.1
а) уплата процентов  за краткосрочный кредит 430 110
4.2 б) налоги, включаемые в себестоимость, *  в том числе: 5567
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.