Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок, его структура, функции и условия существования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории
Тема: Рынок, его структура, функции и условия существования                                 

                                              
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                      
 
 
 
 

Екатеринбург

2011
Содержание 
 
 
 
 

 

Введение

 
     В истории развития общества имели  место различные экономические  системы с различными формами  и методами организации и управления экономической жизнью общества. Система рыночных отношений является наиболее универсальной моделью хозяйствования, создающей условия для достижения максимального экономического эффекта как на макро-, так и на микроуровне.
      Основу  рыночных отношений между производителями  и потребителями, продавцами и покупателями составляют свобода каждого в выборе делового партнера, свободное движение товаров и услуг, финансового капитала и рабочей силы в пределах общего экономического пространства. Рыночная экономика в современных условиях - это система организации хозяйства в масштабах страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции граждан и хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.
      Неотъемлемым  элементом рынка является предпринимательство. Ход мирового экономического развития выявил принципиально важное обстоятельство:  непрерывно растет доля малых форм предприятий в предпринимательском секторе экономики, отражая тенденцию к расширению и децентрализации как наиболее соответствующим потребностям человека в его творческой самореализации, о чем свидетельствует следующее:   сегодня в малом секторе мировой экономики заняты 60-75% всех работающих, а число малых и средних предприятий превышает 80% общего числа предприятий.
      Малое предпринимательство (МП) - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Важным компонентом в функционировании экономического механизма страны с развитой рыночной системой является малое предпринимательство, представляющее собой наиболее массовую, динамичную и гибкую форму организации предприятий.
      Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
      Актуальность  темы курсовой работы подтверждается тем фактом, что для России, находящейся на  этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
      Практика  показывает, что наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Спетнь разработанности данной темы исследования достаточно невысока, причиной тому может являтся недостаточное развитие данного сектора рыночной экономики (в частности в России), хотя на сегодняшний день уже разработаны и действуют програмы поддержки предприятий малого бизнеса. При написании курсовой работы была использована учебно-методическая и периодическая литература, в частности работы таких авторов как: Галаган С.В., Семенов А., Агеев Д. и другие, а также Интернет - источники.
      Таким образом, цель курсовой работы – теоретическое и практическое изучение рынка, а именно: его структуры, функций и условий существования на примере определенного ее сектора – малого предпринимательства.
      Учитывая  цель курсовой работы определены основные задачи:
     - дать понятие рынка и рыночной экономики;
     - изучить функции и структуру рынка;
     - определить современные модели рыночной экономии и ее тенденции в развитии России;
      - рассмотреть развитие малого и среднего бизнеса как направления развития рынка России;
      - охарактеризовать роль малого предпринимательства в рыночной экономике;
      -определить  условия, необходимые для эффективной  работы механизмов рыночной экономики. 
      Основными методами проведенных исследований в работе являются: метод наблюдения, анализа, сбора и обработки информации, касающейся темы курсовой работы.
      Практическая  значимость работы видится в применении полученных теоретических знаний на практике.
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЫНКУ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

1.1. Понятие рынка и рыночной экономики

 
     Рыночная  экономика является самой распространенной экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной  с точки зрения долгосрочного  экономического развития.
     В направлении к рыночной экономике  развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах.
     Чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную особенность этой системы.
     Рыночная  экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.
     Понятие рынка является исходным понятием в  теории рыночной экономики.
     Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов1. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми осуществляется обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть взаимная передача прав собственности.
     На  рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведенных благ. Если производитель продал свой товар, то его труд и другие затраты признаются обществом как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок их объединяет, устанавливает связи между ними.
     В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.
     Рыночная  же система экономики возникла на базе частной собственности на экономические  ресурсы. Сама система рыночного механизма должна обеспечивать оптимальное равновесие между производителем и потребителем товаров и услуг.
     Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен  и потребление. В этом смысле рынок  есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.
     Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:
     - свободы экономической, хозяйственной,  предпринимательской деятельности  личности, социальной группы;
     - примата потребителя: появляется  особый вид ответственности перед  потребителем, и потребитель диктует  свою волю, желания, вкус производителю:
     - рыночного ценообразования: цена  на рынке формируется в результате  торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения; договорных отношении, конкуренции;
     - государственного регулирования  рынка и рыночных отношений.  В качестве инструментов регулирования  рынка выступают государственные  программы, налогообложение, финансово-кредитная  и банковская система;
     - открытости экономики: хозяйственные  организации и предприниматели  обладают правом осуществлять  внешнеэкономические операции при  соблюдении определенных условий  и ограничений;
     - обеспечения социальной защищенности  населения.2
     Спрос и предложение становится главным рычагом рыночного механизма. Правительство, главным образом, представлено различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономикой.
     Рыночный механизм - такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решении трех основных проблем экономики. При командной экономике концентрация ресурсов определяется правительством, приказывающим индивидам и формам выполнять государственные планы.
     В рыночном механизме никто из индивидов  или организаций сознательно  не занимается решением триады экономических  проблем: “что”, “как” и “для кого”. Просто производители и потребители встречаются на рынке и определяют цены и объем производства.
     Рыночный  механизм хозяйствования функционирует  на базе соответствующих этим элементам  экономических законов. Сюда относятся  закон спроса и предложения, закон  равновесной цены, закон конкуренции, закон прибыльности и т. д. В условиях, когда все эти законы действуют стихийно, рынок самостоятельно и анархично саморегулируется. Если имеет место государственное воздействие на экономику, то стихийное саморегулирование и сознательное влияние государства дополняют друг друга.
     Основа  рыночного саморегулирования экономических  процессов состоит в следующем. Частные товаропроизводители и  потребители независимы внешне. Но эта независимость относительна. Разные производители нуждаются  друг в друге. То же самое можно сказать в отношении продавцов и покупателей. Как известно, рынок  как система представляет собою взаимодействие внутренне взаимосвязанных контрагентов, зависимых друг от друга. Именно это обстоятельство приводит к саморегулированию рыночной экономики. Стихийное саморегулирование противоречиво. Оно осуществляется, как справедливо отмечал К. Маркс, путем неосуществления.
     Достигнутое экономическое равновесие в процессе экономического развития нарушается, затем восстанавливается снова. Экономический процесс приобретает циклический характер. Фазы подъемов и кризисов регулярно сменяют друг друга. Государственное регулирование рыночной экономики не отменяет кризисных ударов. Оно их смягчает и интенсифицирует развитие в фазе подъема.
     Механизм рыночного саморегулирования нельзя считать идеальной моделью. Это подтверждает и опыт развития России в последние годы.
     Он  способен благополучно действовать  лишь в особых исторических и экономических  условиях. Первым таким условием является хозяйственное преобладание многочисленного слоя мелких самостоятельных товаропроизводителей. Вторым фактором следует считать наличие свободной, ничем не ограниченной конкуренции. Далее необходимо вытекающее из этого «чистое» действие закона спроса и предложения. Наконец, нужна обусловленная свободой конкуренции беспрепятственная игра цен на рынке.
     Указанные условия подсказывают производителям, что и для кого нужно производить, а покупателям - что целесообразно, а что не имеет смысла приобретать  на рынке.
     Рыночный  механизм, являющийся результатом самостоятельного стихийного поведения предпринимателей при полном отсутствии постороннего вмешательства, сегодня в чистом виде нигде не существует3. Но без познания его сущности попытки жесткого государственного регулирования хозяйственных процессов окажутся неудачными и не принесут пользу ни обществу, ни населению страны.
     Государство принимает решения о перераспределении  благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся  блага, потребляемые совместно, например почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
     Рыночная система наиболее гибкая по сравнению с другими экономическими системами, а именно она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики.
     Рыночная система экономики имеет один очень существенный недостаток: чистая рыночная экономика приводит к сильному расслоению общества. Границы между богатыми и бедными катастрофически расходятся, что приводит к обострению противоречий в обществе.
     Следует еще раз отметить, что в современном мире ни в одной стране нет в чистом виде рыночной экономики.

       1.2. Функции и структура   рынка

 
     Сущность  рынка реализуется через его  функции. К основным функциям рынка  относятся: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, контролирующая, социальная.
     Посредством информационной функции рынок представляет своим участникам необходимую информацию о соотношении между спросом и предложением экономических благ, их качестве и ассортименте, ценах и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес, перестроить его структуру в соответствии с изменившимися условиями рынка. Наличие информации важно также и для потребителей. Сведения о ценах, тенденциях их изменения, появлении новых продуктов, ситуации на рынке труда помогает потребителям принять правильное экономическое решение. Данные о ситуации на рынке можно получить посредством анализа различного рода показателей: уровня цен, процентной ставки, прибыли, безработицы, средней заработной платы и др.
     Посредническая  функция рынка заключается в том, что рынок способствует установлению хозяйственных связей между его субъектами. При этом рынок обеспечивает альтернативность выбора при заключении сделок. Потребитель имеет возможность выбрать оптимального производителя продукции. В то же время продавцу обеспечивается выбор наиболее подходящего покупателя.
     Ценообразующая  функция рынка позволяет определить цену продуктов, которая быстро реагирует  на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре. Имеющиеся на рынке  экономические блага одного назначения обычно содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Однако рынок ориентируется на общественно необходимые затраты, которые готов оплачивать потребитель. Именно они определяют цену, по которой продукция предлагается потребителям.
     Регулирующая  функция рынка является одной  из самых его важных функций. С помощью регулирующей функции рынок способствует переливу капитала из одних отраслей и сфер экономики в другие, обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства. Рост цен в некоторых секторах экономики является сигналом для производителей к расширению объемов производства. Напротив, снижение цены — сигнал к сокращению. Несмотря на то что в странах с социально ориентированной рыночной экономикой большое место отводится государственному регулированию экономики, регулирующая роль рынка продолжает сохраняться. Рынок является координатором всех сфер общественного производства, способствует установлению необходимых воспроизводственных пропорций.
     Стимулирующая функция рынка заключается в  том, что рынок посредством цен  стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, экономию затрат, повышение качества продукции, постоянное обновление ассортимента продукции.
     Контролирующая  функция рынка сводится к тому, что рынок освобождает экономику  от неэффективных хозяйственных единиц, которые не в состоянии предложить потребителям качественную продукцию. Эта функция рынка в экономической литературе также именуется санирующей функцией.
     Социальная  функция рынка приводит к дифференциации участников рынка. Те предприятия и организации, которые  выпускают более качественную продукцию, применяют эффективные методы управления, используют персонал высокой  квалификации, имеют возможность получать более высокий  доход. Эта функция касается и граждан. Физические лица, обладающие соответствующим уровнем образования и квалификации, вправе рассчитывать на получение более интересной и  доходной работы.
     Рынок как развитая система отношений  товарного обмена представляет собой  систему отдельных взаимосвязанных  рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.
     Структура рынка - в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
     Разновидности структур рынка:
     - Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
     - Олигополия - рынок на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
     - Дуополия - частный случай олигополии всего двух компаний.
     - Олигопсония - рынок на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
     - Монополия - рынок на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
     - Естественная монополия — монополия в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
     - Монопсония - рынок на котором присутствует только один покупатель.
     - Совершенная конкуренция теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
     В основе понятия «структура рынка» лежит  степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Известны четыре типа рыночных структур. Рассмотрим характеристики этих типов рыночных структур.
     В узком, строгом смысле монополия - это  отрасль, состоящая из одной фирмы, которая единственная производит уникальный продукт.
     Однако  на практике чаще используется понятие монополии в более широком смысле. В этом смысле под монополией подразумевают такое объединение, в которое входит одна или незначительное количество фирм отрасли, производящих и продающих основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти фирмы осуществляют монопольную власть на рынке, что означает осуществление ими контроля за ценой, объемом производства и направлениями продаж производимых ими товаров и услуг.
     Следует иметь в виду, что в роли монополии  не обязательно выступает очень  крупная фирма. Главное - удельный вес фирмы (фирм) в производстве и сбыте конкретного вида продукции. Иными словами, более важен относительный, а не абсолютный размер фирмы.
     В зависимости от степени монопольной  власти, которой располагают хозяйствующие  субъекты в своей отрасли, выделяют такие рыночные структуры, как:
     1) совершенная конкуренция; 
     2) монополистическая конкуренция; 
     3) олигополия;
     4) чистая монополия. 
     Если  в первой из названных структур фирмы  вообще не имеют никакой монопольной  власти, то в последней одна фирма  обладает абсолютной монопольной властью на рынке. Но в реальной жизни эти структуры почти не встречаются, а преобладают промежуточные структуры: монополистическая конкуренция как более конкурентная рыночная структура и олигополия как монополистическая структура (в широком понимании этого термина).
     Усиление  монопольной власти отдельных фирм в рыночных отраслевых структурах приводит к общественным экономическим потерям. Эти потери проявляются, во-первых, в более высоких ценах, которые  приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов, по сравнению с ценами на аналогичную продукцию на конкурентных рынках. Во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти зачастую приводит к сознательному ограничению производства отдельных видов товаров и услуг с целью поддержания высоких цен. Это означает, что монополия приводит к неэффективному распределению ресурсов между различными отраслями, к их недоиспользованию в монополизированных отраслях. В-третьих, монополия зачастую ведет к техническому застою производства, к ухудшению условий производства и качества продукции.
     Как отмеченные, так и не названные  негативные моменты монополизма  в экономике заставляют современные  государства разрабатывать и  проводить антимонопольную политику.
     Олигополистическая  конкуренция имеет место на рынке, где представлено относительно небольшое количество независимых продавцов однородного товара, который может быть дифференцированным по видам, при значительном количестве покупателей.
     Олигополия - форма сочетания монополии и конкуренции, при которой несколько крупных производителей определенного товара договариваются о повышении цен для получения наибольшего дохода4.
     Условием  образования и развития олигополии является концентрация рынков. Далее необходимо рассмотреть ее причины.
     Экономия на масштабах. Считается, что фирма имеет экономию на масштабах, если ее долгосрочные средние затраты уменьшаются, в то время как выпуск продукции увеличивается. Крайним проявлением экономии на масштабах является возникновение естественной монополии, где экономия на масштабах настолько сильна, что уровень минимальных затрат позволяет лишь одной фирме заполнить рынок своей продукцией. В менее критических случаях минимально эффективный масштаб настолько велик, что только несколько фирм могут эффективно сосуществовать на рынке.
     Входные барьеры. Барьеры к вступлению на рынок. Препятствие к проникновению  на рынок новых фирм одна из причин отраслевой конкуренции. Входные барьеры  можно определить как любую помеху для новой фирмы на равных конкурировать  с уже существующими компаниями. На рынке, где нет ни существенной экономии, ни высоких входных барьеров, рост будет происходить в основном за счет вступления на рынок новых фирм. Это в конечном счете приведет к снижению конкуренции. При наличии входных барьеров лидирующие фирмы могут просто увеличивать свои доли рынка по мере роста отрасли. Иногда входные барьеры создаются искусственно. Барьеры входа удерживают потенциальных конкурентов от проникновение в отрасли, в которых продавцы, занимающие прочное положение, получают сверхприбыли.
     Безвозвратные издержки и конкурентность рынка. Безвозвратные  издержки - еще один элемент, который  может играть заметную роль при определении  рыночной структуры. Проникновение  на новые рынки требует существенных безвозвратных издержек. Новая фирма может быть вынуждена купить специальное оборудование, имеющее низкую перепродажную стоимость, разместить предприятие на самом выгодном месте или затратить огромные деньги на рекламу, чтобы внедрить новую марку в сознание потребителей. Безвозвратные издержки могут выступать барьером к вступлению на рынок.
     Источником  концентрации может выступать и  слияние конкурирующих фирм. В  силу концентрации рынка и возникает  олигополия. Дело в том, что олигополия на рынке сталкивается с рядом  ограничений и, в частности, с действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как на это отреагируют другие фирмы - участницы данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Олигополистическая взаимосвязь - это необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуск
     В условиях олигополистическои конкуренции  на каждого продавца может приходиться  значительная доля рыночного товара, в связи с чем он способен занимать доминирующее положение, в определенной мере диктовать цены, ограничивать доступ на рынок новых конкурентов.
     Олигополии  серьезно ограничивают проникновение  конкурентов на рынок своих товаров посредством создания барьеров для больших вложений капитала в производственное оборудование, значительного эффекта от расширения масштаба производства, высокого уровня техники и технологии. Олигополии стремятся получить наибольшие доходы путем повышения цен. Они нередко различными способами («лидерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят антимонопольные законы и добиваются роста рыночных цен или по крайней мере поддерживают выгодные им цены.
     Частным случаем олигополии является дуополия, имеющая место на рынке, где представлены товары двух конкурирующих продавцов, фирм.
     Практическое  отсутствие конкуренции характерно для рынков, где господствует чистая монополия, т. е. представлены товары одного продавца, не имеющие адекватных заменителей (товаров-субститутов). Проникновение конкурентов на монополизированные рынки чрезвычайно затруднено.
       Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается по крайней мере на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились  разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости  от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.
     Монополистическая конкуренция, наиболее близкая к совершенной, характеризуется достаточно большим количеством продавцов и покупателей, свободным входом на рынок и выходом из него.
     Монополистическая конкуренция - вид рыночной состязательности, в которой участвует большое число продавцов и покупателей при значительном разнообразии однородных товаров, продаваемых по разным ценам5.
     «Монополистическая  конкуренция - довольно распространенное явление. Стоит только пробежаться вдоль полок супермаркета и вы увидите поистине ошеломляющее разнообразие хлопьев для завтраков, шампуней, свежезамороженных продуктов. Несколько сот журналов в газетном киоске являются примером монополистической конкуренции, так же, как и пятьдесят или больше марок персональных компьютеров. Этот список можно продолжать бесконечно»6.
     Основное  отличие от совершенной конкуренции заключается в дифференциации товаров, предлагаемых покупателям конкурирующими фирмами, представленными на рынке. Тем самым конкуренты способны привлекать покупателя не только ценой, но и отличительными свойствами, качеством товара, видами обслуживания.
     Неценовая конкуренция опирается преимущественным образом на повышение качества продукции, товаров, услуг при неизменных рыночных ценах на них. Используется также расширение ассортимента, оказание дополнительных услуг.
       Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается усиление воздействия научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросшая общественная роль и значимость торговой рекламы.
     Особое  значение в неценовой конкуренции  имеют маркетинг в виде мер по продвижению продукции на рынок и ее сбыту благодаря активной рекламной кампании, стимулированию продаж, привлечению покупателей.
     Дифференциация  продукта выступает определенной компенсацией издержек монополистической конкуренции и обеспечивает ее общественную (социальную) эффективность. Дифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ассортимент данного продукта. Различия найдут свое выражение в видах, типах, стилях, марках, степенях качества данного продукта, формах упаковки, что обеспечивает удовлетворение разнообразия и оттенков потребительских вкусов. Дифференциация продукта может найти свое проявление в выпуске товаров - заменителей и товаров - альтернатив, например сахар и его заменители, кофе и чай.
     Дифференциация  продукта и наличие конкурентов  в отрасли стимулирует повышение  качества данного продукта и придания ему определенных унифицированных  характеристик, которые могут отсутствовать у продуктов другой фирмы. Это может усилить рыночную власть некоторых производителей.
     Но  в любом случае сила рыночной власти одной фирмы будет ослаблена  наличием производителей аналогичных  товаров и значительной свободой входа в отрасль. Поэтому в  отрасли монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама, условия продаж и различные формы стимулирования сбыта. В данном случае виды дифференциации продукта приобретают форму неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция основана на привлечении покупателя не  снижением цен, а на основе неценовых факторов: улучшения качества товаров, рекламы фирменных знаков, условий продаж и послепродажного обслуживания. Неценовая конкуренция связана с определенными дополнительными издержками, однако, в долговременной перспективе дифференциация продукта, его совершенствование и неценовая конкуренция могут увеличить спрос на продукты фирмы в большей степени, чем возрастут  ее издержки.
     Основным  орудием неценовой конкуренции служит снижение производственных затрат, которое позволяет увеличить прибыль фирмы при фиксированной цене и направить дополнительную прибыль, полученную за счет экономии, на совершенствование технологии, обеспечивающее повышение технического уровня, качества, надежности продукции. Частично экономия, полученная в результате сокращения затрат, направляется на проведение маркетинговых мероприятий, призванных создать конкурентные преимущества.
     Итак, к функциям рынка относятся:
     - информационная - рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
     - посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
     - ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
     - регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
     - координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
     Существуют  следующие разновидности структур рынка:  монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, олигопсония, монополия, естественная монополия, монопсония и свершенная конкуренция.

     1.3. Современные модели рыночной экономики и ее тенденции развитие в России

 
     В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы  ведения хозяйства.
     Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.
     Понятие рынка является исходным понятием в  теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов7. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми осуществляется обмен по установленной цене.
     Модели  рыночной экономики - обобщенное представление о специфических чертах организации экономической жизни в условиях рыночных отношений, отражающих особенности реального хозяйственного механизма, соотношение рыночных и государственных рычагов воздействия на социально-экономические процессы.
     Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени  интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику8.
     При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30%. (Германия).
     Экономика смешанная (англ. mixed economy) - экономическая система, характеризующаяся наличием разных форм собственности и хозяйствования и способов регулирования экономических и социальных вопросов. «Смешанность» реализуется в воздействии государства и общественных институтов (структур) на те звенья (точки) экономических и социальных процессов, где рыночный механизм дает «осечки». В начале ХХI в. наблюдаются тенденции развития разных экономических систем в направлении к смешанной экономике. Достоинством смешанной системы является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей при одновременном решении с помощью государства не решаемых рынком проблем.
     При смешанной экономике государство  создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно  тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).
     Корпоративная экономика предполагает целевую  направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса  и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).
     Что касается российской экономики, она  исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.
      Развитие  рынка в России, как и везде  в мире, происходит при обстоятельствах, которые люди не свободно выбирают, а которые имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Это позволяет выделить общие закономерности и условия развития рынка и специфические — для России.
      Современная модель рыночного хозяйствования, которая  сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется следующими общими закономерностями: максимальной приватизацией, открытостью рынков, высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка в частности, развитой системой методов финансово-бюджетного регулирования национальной экономики, конвертируемостью валюты, экономическим ростом и циклическим характером развития экономики в целом.
      Основные  закономерности развития рынка проявляются  как тенденции. Вопрос перехода общества к рыночным структурам не прост. Трудность понимания проблемы заключается в том, что наши теоретические воззрения и общественная практика не всегда совпадают, а для некоторых авторов они прямо противоположны. Одни в рынке видят главный путь выхода из кризиса, другие утверждают, что именно рынок загнал наше общество в тупик.
      Формирование  рыночной экономики - сложный, противоречивый процесс. Рыночная экономика может разрушительно воздействовать на общественные структуры (вспомним мировой кризис 30-х годов XX в.), и тогда необходимо вмешательство государства. Чрезмерное же огосударствление экономики вызывает обратную тенденцию, характерную для преобразования современного российского общества.
       Основными условиями существования рынка является:
       - реализация многообразных форм собственности;
       - законодательное обеспечение защиты  политической и экономической  свободы граждан – правовые  основы рыночной экономики;
       - создание рыночной инфраструктуры.
       В результате начавшихся с 1992 г. рыночных реформ Россия прошла часть пути к современной рыночной экономике. Произошли следующие заметные изменения9:
       - во-первых, появились многочисленные коммерческие банки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, валютный рынок, т. е. элементы рыночного хозяйства, без которых невозможно его нормальное функционирование;
       - во-вторых, заметно выросли частный сектор экономики, частное предпринимательство, чему способствовала проведенная в 1990-х гг. приватизация. Около 70% валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе. В конце 1990-х гг. в сфере мелкого и среднего предпринимательства действовало более 860 тыс. предприятий, на которых было занято около 6,5 млн человек;
       - в-третьих, ликвидирован острейший дефицит потребительских товаров и средств производства, заполнились прилавки магазинов; предложение товаров превышает спрос на них, что создает условия для конкуренции;
       в-четвертых, произошла институциализация рыночных отношений в результате закрепления  в Конституции Российской Федерации  свободы экономической деятельности, равноправия различных форм собственности, включая частную; в результате принятия Гражданского кодекса, а также ряда других законов, регулирующих функционирование рыночных институтов.
       Однако  рыночные реформы сопровождались и  негативными процессами. Наполнение рынка товарами было достигнуто не в результате подъема сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности, производства товаров длительного пользования (напротив, происходило глубокое падение отечественного производства), а за счет импорта товаров, произведенных за рубежом. Вместе с тем произошло значительное сокращение покупательского спроса из-за снижения реальных доходов большей части населения страны.
       В результате приватизации экономическая  власть, по данным специалистов, оказалась  в руках 5—6% населения, включающих четыре группы собственников: это представители теневой экономики и специалисты, накопившие состояние в 1990—1992 гг.; представители высшего аппарата управления; преступные структуры, получившие возможность «отмывания денег» через скупку приватизационных чеков; «директорский корпус», имевший привилегии в приобретении акций.
       Приватизация  государственной собственности  не сопровождалась модернизацией производства. На большинстве приватизированных  предприятий рыночные стимулы не заработали. Возник кризис неплатежей, когда предприятия, банки, государство оказались не в состоянии расплатиться с долгами друг другу. Частное предпринимательство было придавлено непомерными налогами, бюрократическими препонами, рэкетом (вымогательством имущества или денег путем угроз и насилия со стороны преступников). Государство не сумело воспользоваться новыми методами регулирования экономики, той части собственности, которая осталась государственной. Социальные последствия этих процессов оказались тяжелыми: снижение жизненного уровня значительной части населения, рост безработицы, усиление социального расслоения.
       В этих условиях обострились споры  о путях экономического развития страны. Одни считали, что нужно вернуться  к командной экономике, государственной  собственности. Другие, напротив, предлагали и далее вытеснять государство из экономики. Более взвешенной выглядела точка зрения тех ученых-экономистов, которые считали, что оздоровить экономику можно не путем отказа от реформ, а продолжая их, постепенно преобразуя имеющиеся формы хозяйствования в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства в экономических и социальных процессах.
       В 2000—2003 гг. экономическое положение  начало постепенно улучшаться. Почти на треть возрос ВВП. Многие тысячи предприятий эффективно работают. Развивается внутренний рынок. Экономика России стала привлекательной для инвестиций. Международные организации официально признали Россию страной с рыночной экономикой.
       Однако  темпы роста экономики нашей страны все еще недостаточны. Структура экономики пока не сбалансирована. В ней преобладают отрасли, добывающие сырье. Необходимо продвижение российской экономики в высокотехнологичные, высокодоходные сферы. Медленно формируется рынок услуг. Их качество низкое, а плата за них растет. Эти и другие проблемы российской экономики потребуют решения в предстоящие годы.
      Рынок как социальная форма организации  экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой — порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходимы культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.
      Поэтому программа экономических реформ в России должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику и следующие этапные задачи формирования рыночной экономики в России:
     1) разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства;
     поиск и использование резервов и возможностей;
     2) формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития предпринимательства;
     3) демонополизация экономики устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рынка;
     4) постепенное ограничение государственного  контроля над ценами, переход  к свободному ценообразованию;
     5) осуществление жесткой кредитно-денежной  и финансовой политики, направленной  на ограничение денежной массы в обращении;
     6) создание сильной системы социальных  гарантий и поддержки населения,  облегчающей людям адаптацию  к условиям рыночной экономики;
     7) осуществление активной структурно-инвестиционной  политики, которая, опираясь преимущественно  на экономические методы, обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.10
      Таким образом, экономические реформы  в России должны быть «настроены»  на человека, на удовлетворение его  потребностей, развитие его личности.

     1.4. Развитие малого бизнеса как направление развития рыночной экономики

      В зарубежной практике малое и среднее  предпринимательство рассматривается  как единое явление, и поэтому  к его объектам употребляется  термин «малое и среднее предприятие» (МСП), а к этому сектору экономики применяют термины: «малое и среднее предпринимательство», «малый и средний бизнес», «малое предпринимательство», «малый бизнес», как наиболее часто употребляемые в законодательстве и научной литературе.
      Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40—50%, а в некоторых отраслях — до 70—80%.
      Успешное  функционирование МСП создает благоприятные  условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаются  дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
      Надо  подчеркнуть, что для МСП в развитых странах создаются благоприятные условия, главными из которых являются следующие: высокие гарантии сохранения частной собственности, широкая хозяйственная самостоятельность и свобода действий предпринимателей, поддержка добросовестной конкуренции и борьба с монополистической деятельностью, льготное кредитование и финансирование, существенная помощь в предоставлении инвестиций. В результате, в среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные производители.
      Вхождение России в мировую экономику также  приводит к развитию малого предпринимательства  как мощной экономической и политической силы. В условиях экономического кризиса  в нашей стране особое значение приобретают  эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей (в том числе и внешнеэкономических), активизация производственной и инновационной деятельности.
      Однако  должного развития этот сектор экономики  России в силу ряда обстоятельств  не получил, и не в последнюю очередь - ввиду недостаточной поддержки его со стороны государства и соответствующих организаций. Поэтому определенный интерес представляет изучение опыта развитых стран по регулированию и поддержке МСП, позволяющих добиться высоких результатов, и с учетом этого опыта наметить меры улучшения этой сферы деятельности в России. Рассмотрим эту проблематику на примере Европейского Союза.
      Европейский Союз (ЕС) представляет собой самое  крупное экономическое сообщество в мире, на долю которого приходится около четверти мирового производства товаров и международной торговли. Для России отношения с ЕС имеют огромное значение. Доля ЕС во внешней торговле России в три раза превышает аналогичный суммарный показатель США, Японии и Китая, вместе взятых. Девять десятых от общего числа совместных предприятий России образованы с участием партнеров из ЕС. В ЕС сформирован единый внутренний рынок и осуществляется переход к экономическому, валютному и политическому союзам. Малые и средние предприятия в ЕС занимают подавляющую долю в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство (от девяти десятых до четырех пятых от общего числа предприятий в этих отраслях), обеспечивая две трети общего количества занятых и внося свыше половины вклада в общий товарооборот ЕС. Кроме того, в настоящее время ЕС является примером новой модели регионального объединения стран, где регулирование экономической и политической жизни осуществляется на национальной основе и одновременно на более высоком надгосударственном уровне.
      Учитывая  важность МСП для экономической  структуры, можно утверждать, что  успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от развития МСП. Поэтому кроме важности «макроэкономических» позиций, следует помнить о роли МСП на региональном уровне, когда малые и средние предприятия способствуют экономическому развитию и росту занятости в менее развитых регионах. Для успешного развития МСП должны оптимально сочетаться две линии: макроэкономическая (в плане общей политики) и микроэкономическая (предпринимательская).11
      Как известно, доля малого предпринимательства  РФ в ВВП страны составляет 10—11%, а доля работающих в общей численности  занятых — 10%, при аналогичных  показателях в развитых странах, равных двум третям. Следует иметь  в виду, что в историческом плане  процесс становления малых предприятий в современной России относительно краток и охватывает последнее десятилетие. Практика перехода из командной системы в рыночную экономику оказалась более сложной и многообразной, чем предусматривалось в соответствующих теоретических разработках. Создание и развитие малых предприятий (МП) происходило с большими трудностями, вызванными многими проблемами и противоречиями. Немаловажное значение имели и нестабильность экономики, и недостаточно проработанные меры по регулированию и поддержке его становления и функционирования МП.
      Хотя  сектор МП и вобрал в себя наиболее инициативную часть квалифицированных  работников из всех отраслей экономики, складывающаяся ситуация в стране выталкивает  их в сферу торгово-посреднической деятельности, когда малые предприятия стремятся сконцентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и стратегически важных для выживаемости направлениях деятельности.
      Малое предпринимательство в силу своей  специфики имеет ярко выраженный региональный аспект. Малые предприятия строят свою деятельность, исходя прежде всего из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов именно малый бизнес должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Итоги анализа в этом направлении можно представить следующим образом.
      Во-первых, надо отметить крайне неравномерное  их размещение на территории России. Треть  их общего числа сосредоточена в  Центральном районе, при этом в  Москве — 22%. В Санкт-Петербурге их количество в 2 раза меньше, чем в Москве (11,0%), в Московской, Тюменской, в Свердловской областях и Краснодарском крае — по 4% (т.е. примерно в 5 раз меньше, чем в Москве), в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Самарской, Нижегородской областях и Красноярском крае — по 2%. Это свидетельствует о том, что по-прежнему подавляющую долю составляют крупные предприятия, большинство из которых являются монополистами в своей отрасли или на территории республики.
      Во-вторых, эти же данные подтверждаются относительными показателями количества малых предприятий на 1000 человек населения как России в целом, так и в рамках соответствующих административно-территориальных образований. Так, в 1996 г. на 1000 человек постоянного населения России приходилось 6 малых предприятий, в Москве — 21 предприятие, Санкт-Петербурге — 19, Тюменской области — 10, Республике Алтай — 9.12. Малые предприятия неравномерно распределены по субъектам Российской Федерации. На начало 2008 года  на 1000 человек постоянного населения России приходилось в среднем 9 малых предприятий.
      Особенно  хочется подчеркнуть тот факт, что малые предприятия успешно  адаптируются к условиям рынка.
      Таким образом, проведенный анализ позволяет  сделать вывод как об эффективности функционирования малых предприятий России, так и о назревшей необходимости их государственной поддержки — для преодоления его явного отставания от развития МСП в развитых странах, в том числе и в ЕС.
      Активная  и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки малого предпринимательства должна учитывать отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики, причем поддержка должна быть обеспечена на федеральном, региональном и местном уровне.
      На  федеральном уровне могут осуществляться следующие меры:
      учет потребностей МП в общеэкономическом законодательстве, а также разработка специальных нормативных актов по их поддержке;
      содействие созданию инфраструктуры МП и информационных систем;
      прямая помощь малым предприятиям на основе специальных программ, обеспечение льготных кредитных и налоговых режимов.
      На  региональном уровне должно быть обеспечено последовательное исполнение федеральных  законов наряду с принятием собственных  нормативных актов с учетом специфических  региональных условий развития МП.
      На  местном уровне практическая деятельность должна быть сосредоточена на организации  выполнения законодательства, регулировании  земельных, арендных и других видов  отношений, организации всех видов  контроля, работы транспорта и удовлетворения других вопросов функционирования конкретных малых предприятий.
      Итак, решение перечисленных проблем и реализация мероприятий государственной поддержки позволит избежать тех трудностей, с которыми сейчас сталкиваются малые предприятия РФ при осуществлении общественно полезной предпринимательской деятельности. Что в конечном итоге приведет к дальнешему экономически успешному развитию рыночной экономики в целом на уровне страны.  
 

 

2. МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНКА

    2.1. Роль малого предпринимательства в рыночной экономике

 
      Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества.
      Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.