На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мышление: понятие, функции и виды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


"У здравого  смысла прекрасный нюх, но зато  старчески тупые зубы" — так  охарактеризовал значение мышления  один из его наиболее интересных  исследователей К. Дункер', очевидным  образом противопоставляя его  здравому смыслу. С этим трудно  не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших  творческих человеческих формах  не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим  основу так называемого "здравого  смысла". Что же такое мышление? Каковы его отличия от других  способов познания человеком  действительности?
Прежде всего  мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой  порождение нового знания, активную форму  творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени  не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение  новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов  состоит также в том, что оно  почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую  нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В  мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические  и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных  вещей, явлений и их свойств, но и  определяет связи, существующие между  ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи  между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический  процесс не существует, оно незримо  присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы  этих процессов обязательно связаны  с мышлением, и степень его  участия в этих познавательных процессах  определяет их уровень развития.
Мышление —  это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим  результатом мышления может выступить  понятие — обобщенное отражение  класса предметов в их наиболее общих  и существенных особенностях.
Мышление —  это особого рода теоретическая  и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного  характера. На рис. 51 представлены основные виды мышления. Рассмотрим их подробнее.
Теоретическое понятийное мышление — это такое  мышление, пользуясь которым человек  в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в  уме, непосредственно не имея дела с  опытом, получаемым при помощи органов  чувств. Он обсуждает и ищет решение  задачи с начала и до конца в  уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными  другими людьми, выраженными в  понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических  исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного  тем, что материалом, который здесь  использует человек для решения  задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба рассмотренных  вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в  действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные  стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое  образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем  объективно-понятийное. Без того или  другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь  глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.
Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного— состоит  в том, что мыслительный процесс  в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком  окружающей действительности и без  него совершаться не может. Мысля  наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые  для мышления образы представлены в  его кратковременной и оперативной  памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Данная форма  мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного  и младшего школьного возраста, а  у взрослых — среди людей, занятых  практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение  о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно  их не касаясь.
Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это  наглядно-действенное. Его особенность  заключается в том, что сам  процесс мышления представляет собой  практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными  предметами. Основным условием решения  задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен  у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального  продукта.
Заметим, что  перечисленные виды мышления выступают  одновременно и как уровни его  развития. Теоретическое мышление считается  более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой  более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое  мышление в филои онтогенезе действительно  появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов  мышления сам по себе может развиваться  относительно независимо от остальных  и достигать такой высоты, что  заведомо превзойдет филогенетически  более позднюю, но онтогенетически  менее развитую форму. Например, у  высококвалифицированных рабочих  наглядно-действенное мышление может  быть гораздо более развитым, чем  понятийное у размышляющего на теоретические  темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного  ученого. Эту мысль хорошо подметил Б. М. Теплов.
Разница между  теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит  лишь в том, что "они по-разному  связаны с практикой... Работа практического  мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач...,'тогда  как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей"'. И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связаны с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен  на решение практической задачи, и  его выводы непосредственно проверяются  практикой здесь и теперь. Теоретический  же ум выступает как опосредствованный: он проверяется на практике лишь в  конечных результатах его работы.
Все перечисленные  виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной  и той же деятельности. Однако в  зависимости от ее характера и  конечных целей доминирует тот или  иной вид мышления. По этому основанию  они все и различаются.' По степени  своей сложности, по требованиям, которые  они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все  названные виды мышления не уступают друг другу.
Мышление в  отличие от других процессов совершается  в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнени^ анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает  тож-1 дество и различие вещей. Результатом  сравнения, кроме того, может стать  классификация. Нередко она выступает  как первичная форма теоретического и практического познания.
Более глубокое проникновение в суть вещей требует  раскрытия их внутренних связей, закономерностей  и существенных свойств. Оноп выполняется  при помощи анализа и синтеза. Анализ — это рас'; членение предмета, мысленное или практическое, на составляющие; его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение' целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычной осуществляются вместе, способствуют более глубокому  познанию действительности. "Анализ и синтез,— писал С. Л. Рубинштейн,— "общие знаменатели" всего познавательного  процесса. Они относят-' ся не только к отвлеченному мышлению, но и к  чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение) анализа связано  с тем, что он вычленяет и "подчеркивает", выделяет существенное. Теоретический, практический, образный и абстрактный  интеллект в своем формировании связан с совершенствованием 1 операций мышления, прежде всего анализа, синтеза  и обобщения.
Абстракция —  это выделение какой-либо стороны  или аспекта явления, которые  в действительности как самостоятельные  не существуют. Абстрагирование выполняется  для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко  выступает формирование понятий.
Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действий, в частности способы  решения задач. Их использование  и перенос в другие условия  возможны лишь тогда, когда выделенный спосЬб решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.
Обобщение выступает  как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом  предметов и явлений. Понятие  становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения  — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей  и явлений определенному классу.
Кроме рассмотренных  видов и операций, имеются еще  и процессы мышления. К ним относятся  суждение, умозаключение, определение  понятий, индукция, дедукция. Суждение — это высказывание, со. держащее определенную мысль. Умозаключение  представляет собой серию логически  связанных высказываний, из которых  выводится новое знание. Определение  понятий рассматривается как  система суждений о некотором  классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или  наоборот. Индукция предполагает вывод  частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных.
Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает  как процесс, в котором действуют  только логика и разум. В процесс  мышления зачастую вмешиваются, изменяя  его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: "Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль  начинает порой регулироваться стремлением  к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует "принципу удовольствия" вопреки "принципу реальности"... Эмоциональное мышление с более  или менее страстной предвзятостью  подбирает доводы, говорящие в  пользу желанного решения"'.
Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать  мышление. Известно, что чувство  придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь  же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит  ли оно пределы оптимума, обеспечивающего  разумность мышления.
В процессах  мышления эмоции особенно выражены в  моменты нахождения человеком решения  трудной задачи, здесь они выполняют  эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается  в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится  искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется  в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том  случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный  ход направления мысли ошибочен.
При нахождении принципа решения или при возникновении  интуитивного ощущения приближения  к нему у человека появляется состояние  эмоционального подъема. "Состояние  эмоциональной активации выступает  как некоторый неспецифический  сигнал "остановки", как указание на то, "где" должно быть найдено  то, что еще не найдено, оно выступает  как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения). Это эмоциональное предвосхищение принципиального решения задачи... переживав ется как "чувство близости решения"'. ^
Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление  о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между  нормой и патологией или нахоч  дится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлю цинации, бред, гипнотическое состояние).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.