На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Земледелие

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Земледелие. 

Слово «земледелие» говорит само за себя — землю  делать, то есть ее обрабатывать для  сохранения и повышения почвенного плодородия. Осознание этой великой истины пришло к человеку в результате его многовековой эволюции. Корнями же земледелие уходит в эпоху неолита. 
 
Первобытный человек наряду с пищей, добываемой примитивной охотой на диких зверей и птиц, использовал для питания плоды, ягоды, орехи с деревьев, зерна и плоды травянистой растительности, их съедобные корни, клубни, луковицы и листья. Из земли же добывал он личинки, насекомых и червей. Этот период развития человеческого общества в исторической науке был назван периодом собирательства. 
 
Но многие дары природы взять просто руками было невозможно. И человек открыл для себя первое в своей истории орудие труда — палку. Ею он стал сбивать плоды с деревьев и выкапывать подземные части растений. В то же время палка служила ему при охоте на мелких животных, птиц и рептилий. 
 
Число людей постепенно росло, увеличивалась их потребность в пище, добываемой собирательством и охотой. Тогда люди стали искать другие источники питания или перекочевывать в новые места обитания. 
 
Выкапывая из земли клубни и коренья, первобытный человек заметил, что из осыпавшихся семян или из оставшихся в разрыхленной земле клубней вырастают новые такие же растения, причем они бывают более мощными и с большим количеством крупных плодов или зерен. Такое наблюдение навело человека на мысль намеренно рыхлить землю и закладывать в разрыхленный слой семена. Со временем люди научились закладывать семена не кучно, а вразброс или в борозду. При этом образовывался определенный участок земли, обработка которого стала делом систематическим, и палка, которой раньше только сбивали плоды с деревьев или выкапывали съедобные корни дикорастущих растений, превратилась в первое на Земле орудие земледельческого труда. Еще не так давно путешественники и ученые-этнографы встречали такие орудия у некоторых отсталых племен Африки, Азии и Америки. 
 
Период, когда человек с помощью палки стал рыхлить землю и сознательно закладывать в нее семена или клубни, чтобы потом получить от них урожай, принято считать началом, зарождением земледелия. 
 
На заре земледелия первобытный человек, разрыхляя землю, стремился лишь к одной понятной ему цели — заделать семена. Но со временем он понял, что, обрабатывая землю, можно уничтожать ненужные растения и этим увеличивать сбор плодов. Поняв это, человек начал сознательно обрабатывать почву. Для лучшего рыхления и большей производительности труда он все больше и больше совершенствовал орудие обработки почвы. 
 
Чтобы легче было вдавливать палку в землю, на ней сбоку оставляли поперечный сук или специально крепили какую-нибудь перекладину, на которую копающий, помогая себе, нажимал ногой. Такое приспособление было особенно не- 
 
обходимо для обработки твердой или задерне-лой почвы. Также для удобства работы в верху палки делали перекладинку наподобие той, что иногда и сейчас можно видеть у лопат. Найденное археологами такое орудие получило название «палка-копалка» или «палка-землекопалка». 
 
Но все же палкой даже с приспособлениями было трудно взрыхлять почву. И тогда первобытные земледельцы стали расширять нижний конец палки. Сначала она имела вид весла, а затем постепенно превратилась в лопату. Конечно, такая лопата, сделанная с помощью каменных орудий, была очень грубой и лишь отдаленно напоминала современную. Работать ею было тяжело. Облегчить работу и сделать ее более производительной помогло новое усовершенствование: к палке в качестве лопасти стали крепить широкую кость животного или пластину от панциря черепахи. Таким орудием уже можно было не только ковырять землю, но и оборачивать ее пласт. 
 
Орудуя сначала простой палкой или палкой-v, копалкой, человек додумался на ее конце остав*' лять обломок сука или корня или же крепил там поперечину из рога, кости, камня. Получалась палка с крюком. Такой палкой-крюком можно было не только делать ямки для заделки семян, но и рыхлить почву или бороздить ее для посева. 
 
Остроумное объяснение «изобретения» палки с крюком высказал автор интересной книги по истории земледелия «Осторожно: terra!» Ю. Ф. Новиков. По его версии, в помощь женщинам для работы на земельном участке около жилищ привлекались подростки. По натуре они ленивы, но сообразительны. Сначала борозды для закладки семян они делали ногой, а потом додумались применить палку с крюком. 
 
В дальнейшем это примитивное орудие совершенствовалось. К суку на конце палки волокнистыми растениями, сухожилиями или ремешками из кожи крепили пластинку из подручных крепких материалов. По современному определению такое орудие можно уже назвать мотыгой. Ученые находили ее во многих местах при раскопках стоянок древнего человека каменного века и в недавнее время у отсталых в своем развитии племен, не знающих еще железа. 
 
Между прочим в словаре В. Даля мотыга (или тяпка) названа еще и мотыкой. Такое старинное название мотыги, вполне возможно, произошло от слова «тыкать», что вполне соответствует назначению этого орудия. Так «тыкали» землю наши древние предки. 
 
Для облегчения труда мотыгу могли использовать в работе два человека. Один тянул ее за лямку, а другой направлял и удерживал в земле. Это была уже своего рода упряжка. Для того чтобы мотыгу легче было удержать в земле, к ней вверху приделывали ручку-держак или просто подбирали дерево-палку с соответствующим для этого суком. Работа таким орудием была уже неким подобием пахоты или, во всяком случае, нарезания борозд для закладки клубней или посева семян. Во время второго прохода «пахари» заваливали борозду с уже заложенными семенами, а в образовавшуюся новую борозду закладывали следующую порцию семян. Так, по существу, и в наше время проводится посадка картофеля с помощью плуга и конной тяги. 
 
Первоначально земледелие возникало в местах, где были плодородные земли и достаточно тепла и влаги. На создание первобытными людьми тех или иных типов орудий влияли также плотность 
 
почвы, ее влажность и задерненность. Где-то долгое время держались орудия, сделанные целиком из дерева, а где-то сразу же рабочая часть орудия была изготовлена из более крепкого материала. Где-то удобнее было работать мотыгой, а где-то — лопатой. 
 
Естественно, что зарождалось земледелие на нашей планете не в одном, а во многих местах и далеко не в одно время. Поэтому первобытные орудия обработки почвы были самые разнообразные, то, что сказано здесь об эволюции этих орудий труда, является только общей схемой. 
 
Период развития человеческого общества, когда основным орудием обработки почвы были мотыга и лопата, современной исторической наукой назван период мотыжного земледелия. Орудиями того времени можно было освоить лишь небольшие участки. Располагались они вблизи или даже внутри поселений. Нередко для защиты от диких животных их обносили изгородью. Таким образом, как по орудиям обработки, так и по площадям обрабатываемой земли земледелие имело характер огородного типа.

Период мотыжного  земледелия относится к неолиту (новый каменный век) и к первобытнообщинному общественному строю. Свидетельства мотыжного земледелия археологи находят во многих местах на всех континентах нашей планеты, кроме Австралии. Этот период длился несколько тысячелетий. В районах Африки и Азии мотыжно-огородное земледелие просуществовало не менее пяти тысяч лет. У некоторых же, особо отсталых в своем развитии, племен мотыга как основное орудие обработки почвы сохранилась и до наших времен. На территории Советского Союза подобный тип земледелия длился до тысячи лет в центральных районах европейской части и до двух тысяч — на территории современных Украины, Молдавии, Закавказья и Средней Азии. Ученые установили, что зарождение земледелия на нашей планете началось в междуречье Тигра и Евфрата, на берегах Нила, на юге Средней Азии и на Американском континенте — на территории современной Мексики. Самые древние известные науке материальные следы земледелия, относящиеся к VII—VI тысячелетиям до нашей эры, обнаружены в Палестине. В Западной Европе, как установили археологи, земледелие возникло в V—VI тысячелетии до нашей эры. Немало на Земле и таких мест, где земледелием люди начали заниматься всего одну-две тысячи лет назад. А в Австралии аборигены не знали земледелия вплоть до прихода туда европейцев в XVII столетии. 
 
Появление земледелия было важнейшим историческим поворотом в развитии человечества. Выращивая для себя съедобные растения, человек в значительной мере освободился от влияния на его жизнь стихийных сил природы и получил больше гарантий от голодной смерти. Земледелие — воистину величайшее достижение чело-иска. 
 
Земледелие давало не только простое воспро-шводство дикорастущих растений. Оно изменяло качество этих растений в сторону, полезную для человека. Да и самих людей оно толкало к познанию законов природы и помогало создать и целом экономическую основу для развития цивилизации. 
 
Разделка целинной и тем более покрытой лесом земли примитивными орудиями требовала больших усилий. С трудом освоенный участок люди не бросали, а пользовались им в последующие годы. Благодаря этому они начали переходить от кочевого образа жизни к оседлости, все больше убеждаясь в том, что выращивание растений — более надежный способ добывания пищи, чем собирательство и охота, где многое зависит от случайной удачи или неудачи. С появлением земледелия собирательство и охота постепенно отходили на второй план. 
 
Еще до эпохи земледелия люди жили общинами. Вместе было легче выжить, так как примитивные орудия охоты — камень, палка и даже появившиеся в конце каменного века праща, лук и стрелы — не позволяли успешно добыть зверя в одиночку. Лишь большой группой можно было его обложить. Так складывались и сохранялись большие родовые общины, пока еще кочевников. С началом земледелия люди оседали у обрабатываемого участка и строили поселения с прочными наземными жилищами. 
 
В общине не было частной собственности и не было деления на семьи. Род складывался по женской линии, во главе его стояла старейшая из женщин. Мужчины часто и надолго отлучались из стоянок на охоту. Женщины же, будучи привязанными к жилью детьми и домашним хозяйством, неотлучно находились в поселениях. Иногда они занимались собирательством, а когда появилось земледелие, оно стало их основным делом. И в первобытное пахотное орудие впрягались преимущественно женщины по 6—8 человек, о чем есть ряд свидетельств. Например, такая работа показана на древних египетских фресках. В летописи Древней Руси XII века нашло место выражение: «Романе худым живеше, литвое ореше». Здесь речь идет о галицком князе Романе, который для пахоты использовал пленных литовцев, запрягая их в рало — древнее славянское пахотное орудие, заставляя орать, то есть пахать землю. А вот что рассказывается в Коми-Пермяцком эпосе: «Палит пермяк проплеши в борах и корчует могутные корни до кровавого поту, и взрывает освобожденную землю... Запрягает пермяк жен своих и детей в упряжку из виц, а сквозь вицы-то продет кол, на колу том — единая малая железка, которая режет в земле тонкую нить. И в нить ту зерно за зерном укладываем мы драгоценное жито». Подобную картину, когда люди тянули пахотное орудие, европейцы уже в нашем веке наблюдали в Африке у племен, находившихся до последнего времени в первобытном состоянии. Наиболее быстро развитие культуры шло на территории Передней Азии, Египта и Индии, где еще на основе собирательства, в переходный период от палеолита к неолиту, начали возникать земледелие и скотоводство. В это же время земледель-ческо-скотоводческая культура возникла на территории современных Марокко, Алжира и Туниса. Почти у всех народов есть мифы и легенды, 
 
в которых говорится, что боги научили земледелию и тем или иным способом пахотные орудия. У шумеров существовала генда, согласно которой когда-то очень давно ПО повелению верховных богов — Энлиля, Энки и Ану бог скота Лахар и его сестра богиня зерна Аншан сошли с неба к людям на землю, чтобы научить их земледелию. Лахар принес травы и показал, как делать загоны для овец, а Аншан подарила людям врученные ей верховными богами плуг и ярмо для заправки в него быков. Египтяне считали, что плуг им дал бог Осирис. В античном мире наиболее почитаемыми были боги, непосредственно связанные с земледелием,— боги плодородия: в Греции — Деметра и ее дочь Персе-фона, в Риме — Прозерпина. Древнегреческий историк Геродот записал легенду, по которой скифы, населявшие в VII—III веках до нашей эры Северное Причерноморье, получили от богов земледельческие орудия, в том числе золотой плуг. Подобные мифы существовали у народов Индии, Китая и многих других. 
 
Очевидно, первыми животными, которых человек приручил для работ в земледелии, были бык и корова. Об этом свидетельствуют археологические находки, а также культы древних земледельцев. Так, при раскопках стоянок человека в Азии и Европе на найденных там предметах и наскальных рисунках, относящихся к VII— VI тысячелетию до нашей эры, исследователи находили изображения быков или коров в упряжке. А в IV тысячелетии появились уже письменные мифы, свидетельствующие о культе быка. В Древнем Египте самым популярным богом был Осирис. На одном из ритуальных рисунков столь же почитаемая здесь богиня Исида изобра жена с головой коровы. По словам легенды, записанной древнегреческим историком Геродотом, египетский фараон Микерин похоронил свою любимую дочь в гробу, искусно сделанном в виде позолоченной коровы почти в натуральную величину. Корова эта находилась в храме, и перед ней ежедневно сжигались благовония и ночью горели лампады. Одна из египетских надписей в храме Осириса поведала о торжественной церемонии: две черные коровы запрягались в пахотное орудие, и жрец в сопровождении толпы людей вел борозду. Во время этой церемонии коров поливали нильской водой из золотого сосуда.

Интересен миф  о быке в зороастрийской рели-i иозной книге Авеста (зороастризм — религия, распространенная в древности у  народов Средней Азии, Персии и  других стран Ближнего и Среднего Востока). В борьбе добрых и злых сил погибли бык и покровитель воды и скота человеко-бык Гайомарт. Но из тела быка выросло 55 видов зерна и 12 лечебных растений, а из его семени — корова и бык, от которых, в свою очередь, произошли 272 вида полезных человеку животных. Гайомарт же дал начало человеческому роду. Есть и еще немало древних религиозных мифов, в которых обожествленный бык тесно связан с растительностью, плодородием и водой.
Когда значительно  развилось земледелие, то главенство в нем перешло к мужчинам и  совершенствование орудий обработки почвы пошло более быстрыми темпами. 
 
Первое упряжное пахотное орудие появилось в конце V — начале IV тысячелетия до новой эры в государстве Шумер. Не просто входило в быт такое орудие. Об этом свидетельствует легенда. 
На территории древнего Шумера археологи нашли глиняные дощечки, относящиеся к IV тысячелетию до нашей эры, с рисунками сельскохозяйственных орудий и с записью целого литературного произведения, поэмы, воспроизводящей интересный спор между мотыгой и плугом. 
Начинается поэма с того, что мотыга с похвальбой рассказывает о работах, которые она производит. В ответ ей плуг восхваляет свои достоинства: 
«Я плуг, сделанный могучей рукой, 
собранный могучей рукой, Я надзиратель Энлиля над полями, Я верный землепашец человечества. 
Когда мой праздник празднуют в поле в (месяце) Шунумун, Царь режет быков для меня, убивает несчетное Множество овец для меня, Разливает пиво в сосуды, Царь держит меня за рукоятку, Запрягает моих быков в ярмо, Вся знать идет рядом со мной, Все страны обожают меня, Все люди с радостью взирают на меня, Мое присутствие среди борозд — украшение полей, Перед колосьями, которые я выращиваю в полях, Все звери Сумугана радостно, низко склоняются. Я наполняю для Энлиля силосные ямы и житницы, Сгребаю для него в кучи эммер и пшеницу, Но ты, мотыга, кто работает и копошится в грязи, Мотыга, чья голова увязла в поле, Колодцекопатель, ...Не гожа для царской руки, Чья рукоятка пригодна только для руки раба, Ты осмеливаешься бросахь горькие оскорбления мне, Осмеливаешься сравнивать меня с собой! Убирайся отсюда в поле, я насмотрелся на тебя». 
Затем слово берет опять мотыга. Она говорит о своей работе в ирригации, строительстве, садо-подстве и, в частности, земледелии: 
«После того, как я удалю воду с лугов, После того, как я осушу землю, Я иду впереди тебя, плуг, на поле, 1'азрыхляю для тебя открытые поля, Ныравниваю для тебя борозды рвов, Убираю перед тобой комья и корни с поля, Приготовляю поле для работы, 
Ты, у кого есть шесть быков, у кого четверо работников, 
ты сам лишь одиннадцатый. Мое рабочее время двенадцать месяцев, Л ты работаешь четыре месяца  И исчезаешь на восемь месяцев, Следовательно, ты отсутствуешь в два раза дольше, 
чем работаешь». 
За разрешением этого спора мотыга и плуг обратились к богу Энлилю. «Мудрый бог» разрешил спор в пользу мотыги. Вероятно, к такому решению привело то, что тогдашний плуг был очень несовершенен. 
В исторической, художественной и переводной с древних языков литературе примитивное пахотное орудие древних жителей земли обычно называют плугом. С точки зрения современного агрономического понятия это совсем неверно. Этот древний плуг не имел ни отвала, ни лемеха, в старину называвшегося полозом, как раз тех частей, которые и определяют понятие «плуг». 
Пахотное орудие шумеров, вавилонян, египтян и других древних народов представляло из себя толстое дерево — продольный брус. Для такого бруса первоначально подбиралось дерево с противоположно направленными суками. Один из суков направлялся вверх и служил держаком-ручкой, 
а второй — вниз, он и был собственно рабочим органом. К брусу спереди крепилось ярмо, в которое впрягались волы, а то и люди — рабы. 
Если не находилось природного дерева с нужными суками, то к брусу крепились соответственные отрезки дерева, один из которых направлялся в землю, а другой служил держаком. В лучшем случае крепилась пара ручек для обеих рук. Так было легче работать. 
Все орудие было деревянным, и лишь с освоением производства железа на конец рабочего органа стали крепить железный наконечник — на-ральник. 
Точно такое же орудие приблизительно до XIV века под названием рало было у крестьян на Руси. Подобное орудие, но под названием омач было основным орудием обработки почвы у народов нашей Средней Азии вплоть до коллективизации, 
Большая Советская Энциклопедия (3-е издание) рало называет земледельческим орудием, близким по типу к примитивному плугу. С этим определением можно согласиться, но только нужно иметь в виду, что рало могло только бороздить, рыхлить землю, никак не выполняя основного действия плуга — оборачивать пласт. 
Подводя итоги развития первобытных земледельческих орудий, схематично можно представить такое их развитие. Сначала была примитивная палка, затем у палки сбоку стали оставлять обрубок сука или крепить к ней какую-нибудь перекладину, нажимая на которую ногой, палку легче было вдавливать в землю; со временем палку начали обрабатывать каменным топором для придания ей формы сначала весла, а затем и лопаты, что повышало производительность труда 
первобытного земледельца и позволяло не только рыхлить, но и оборачивать пласт почвы; следующий этап эволюции земледельческого орудия — использование в качестве лопасти лопаты какой-либо пластины из плоской кости животного, панциря черепахи, сравнительно плоской раковины, что облегчало рыхление и оборачивание пласта; штем прочная пластина стала крепиться к палке под прямым углом, такое орудие было прообразом мотыги (тяпки, сапки, мотыки, кетменя); использование прирученных животных в земледелии позволило создать мощное, крепкое орудие, похожее на то, что долгое время служило крестьянам Руси под названием «рало». 
Путь от палки до рала, как и развитие человеческого общества, пролегал через многие тысячелетия.
 
 

ЦЕНТРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА 
Не везде  на земном шаре были места, благоприятные  для окультуривания растений и приручения диких животных. Учёные называют пять таких центров. Важнейшие — в  Западной Африке, в Восточной Азии и на суше между Чёрным и Средиземным  морями (на территории современной  Турции). Ледник туда щ> дошёл. Люди охотно там селились, и так постепенно возникали большие земледельческие  поселения. Оттуда культурные растения и домашние животные распространились по всему миру.
БЫТ И ЗАНЯТИЯ  ПЕРВОБЫТНЫХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ 
Когда люди научились  обрабатывать землю, они стали строить  себе настоящие жилища, используя  гибкие прутья и глину, деревянные палки  и брёвна. Сначала жилища были круглой  или овальной формы. Селения строили  возле рек. В одном таком селении  могло проживать до 300 человек, а  в одном жилище — 30—60 сородичей. 
Люди уже не боялись отправляться в далекие странствия водным путём. Раньше они переплывали через реку, держась за ствол дерева или надутый кожаный мешок. Теперь придумали удобный и надёжный транспорт — лодку. Её выдалбливали и выжигали из толстого дерева. Главными занятиями мужчин ещё долго оставались охота и рыболовство. Орудия труда стали намного лучше. Ножи, наконечники копий, стрел, гарпунов, изготовленные из камня или костей диких животных и больших рыб, поражают тщательностью обработки и красотой. 
Для охоты на зверей и птиц стали использовать лук и стрелы. Выследить пугливых зверей было непросто, зато человек изучил их повадки. Это помогло приручить некоторых из них: козу, овцу, свинью, осла, а позже — корову. Так возникло скотоводство. Ещё раньше человек приручил собаку, которая с тех пор стала его верным другом и помощником. 
Уход за домашними животными помог человеку сделать ещё одно важное открытие. Оказывается, совсем необязательно убивать животное, чтобы из его шкуры сделать себе одежду. Можно стричь или счёсывать шерсть и делать из неё нитки. Так возникли прядение и ткачество.

ТРУД ПЕРВЫХ ХЛЕБОРОБОВ 
Сначала люди изобрели мотыгу, которая напоминает современную сапку. Потом из большого кривого корневища или из оленьих  рогов сделали соху, её тянул бык. Быки стали основной тягловой силой  в земледелии. 
Сначала люди искали зёрна съедобных растений в полях, а потом стали сеять их на вскопанной земле возле жилища. Спелые колосья срезали деревянными или костяными серпами с каменными зубцам и-вкладышам и. Интересно, что тогда же появились и постоянные спутники колосовых культур — васильки, ромашки, мак. Зерно толкли в ступе. Позже его стали размалывать на каменных зернотёрках. Из муки и воды делали тесто, а из теста выпекали простые лепёшки в примитивной печи или на плоском раскалённом камне. 
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОНЧАРСТВА. Со временем люди научились варить жидкую пищу. Раньше они жарили мясо, держа его нанизанным на прутья над углями. Чтобы приготовить жидкую пищу, необходима посуда. Её начали лепить из глины. Сначала горшок делали из глиняных валиков, налепливая их по спирали друг на друга. Дно у горшка было острым. Образцом для горшка служили черепа животных, большие раковины, скорлупа орехов. Позже люди научились обжигать посуду на огне, от этого глина становилась прочней и не пропускала воду. Первой варёной пищей стала каша из зерна. 
Керамика и ткань были первыми искусственными материалами, изобретёнными человеком. Возникновение земледелия, скотоводства и первых ремёсел имело огромное значение для людей. До этого они брали у природы то, что находили в готовом виде. Такое хозяйство называется присваивающим. Теперь значительную часть необходимых продуктов люди стали делать сами. Такое хозяйство называется воспроизводящим.

НОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБРАБОТКИ КАМНЯ 
Человек научился лучше обрабатывать камень. Теперь его уже не кололи, а сверлили и шлифовали, подливая при этом воду и подсыпая песок. Археологи находят  древние шлифованные молоты-топоры с просверлёнными внутри отверстиями. Такие топоры служили знаком отличия  вождя племени. Человек понял, что  такое круговое движение и научился его использовать для сверления, добывания огня и прядения.
КАК БЫЛИ ОТКРЫТЫ  МЕТАЛЛЫ 
Люди открыли  металлы 6 тыс. лет назад (схема 2). Сначала  это было золото. Люди считали, что  золото — это кусочки солнца. Золоту поклонялись, его обожествляли. Большинство древних народов  были солнцепоклонниками. Золотые кольца, браслеты, бусы и другие украшения-обереги находят в погребениях древних людей по всему миру. 
Потом человек открыл медь. Из неё делали иголки, наконечники для гарпунов, крючки для рыбной ловли, украшения. В Украине археологи обнаружили древние медные копи (шахты) в с. Большой Медск (Млдськ) в Ровненской области и возле г. Краматорска на Донбассе. (Там и сейчас добывают медную руду.) 
Настоящая революция в хозяйстве произошла, когда научились сплавлять медь с другими металлами — оловом или свинцом и тем самым получили прочный сплав — бронзу. Из бронзы изготовляли орудия труда: серпы, ножи, топоры; оружие: кинжалы, наконечники для стрел и копий. Делали обереги и украшения: амулеты, браслеты в форме пружин, кольца, гривны (шейные обручи). 
Открытие меди, а позже — бронзы считается концом каменного века и началом века металлов. Но наряду с металлическими предметами люди ещё долгое время продолжали пользоваться каменными орудиями. Открытие металлов помогло человеку сделать важный шаг из эпохи первобытного общества в эпоху древнего мира. 
ЧАТАЛ-ГУЮК. Во время перехода от камня к металлу возникают большие по размеру поселения людей. 50 лет назад в Турции, возле с. Чатал-Гуюк, что в области Анатолия, археологи раскопали древнее поселение, площадь которого составляла 13 га. Оно существовало в VII—YI тысячелетиях до н. э. и принадлежало земледельцам и скотоводам. 
Дома громоздились друг над другом на крутой горе. Были найдены святилища, стены которых украшали лепные изображения богини-матери и черепа быков и овец. Благодаря сухому климату сохранилась расписная штукатурка на стенах. Разными красками были нарисованы танцоры, женщины, дикие и домашние животные, сцены охоты. Это самая древняя из известных нам стенных росписей.

Поселение существовало в те времена, когда земледелие в  тех краях ещё только зарождалось. На небольших полях, согретых щедрым солнцем, росли пшеница, ячмень, лён, горох. Человек уже приручил овцу, козу, быка и собаку. Из обсидиана, которого было много возле Чатал-Гуюка, изготовляли  ножи и обменивали их на другие нужные предметы. В селении нашли кусочки  шерстяной ткани и небольшие  украшения из меди и свинца. Значит, тут уже не только умели ткать, но и знали металлы.
ГОРОД ИЕРИХОН  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.