На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Прогресс как способ человеческого бытия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     М Т Р Ф
     Ф А Ж Д
     Кафедра «Философия»
     Дисциплина  «Философия» 
 
 

Реферат:
     «Прогресс как способ человеческого  бытия». 
 

                                                         
     Выполнила: студентка 1 курса
                                                                                     группы МЭ-112
                                                                                 факультета МЭиП
                                                           Власова Дарья Александровна. 

     Проверил: доцент Лалуев
                                                                           Владимир Яковлевич. 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2009 г.
     Содержание. 

Введение………………………………………………………………………3-4 

Глава 1. Прогресс как способ человеческого  бытия…………………………5 

      Понятие общественного  прогресса в социальной философии……..5-7
 
      Критерии  общественного прогресса………………………………..8-11
 
      Прогрессивные общественные силы………………………………12-13
 
      Противоречивость  общественного прогресса……………………14-16
 
Заключение…………………………………………………………………...17 

Список  литературы………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Идея  общественного  прогресса   является   порождением  Нового  времени.  Имеется  в  виду,   что  именно  в  это  время   укоренилось   в  сознании  людей и  стало  формировать  их  мировоззрение   представление  о  поступательном,  восходящем  развитии  общества.  В  античности  подобного  представления  не  было.  Античное  мировоззрение,  как  известно,  носило  космоцентрический  характер.   А  это  значит,  что  человек  античности   был  координирован  по отношению к  природе,  космосу.  Эллинская философия  как  бы  вписывала человека  в  космос,   а  космос   в  представлении  античных  мыслителей   являл  собой  нечто  пребывающее,  вечное  и  прекрасное  в  своей  упорядоченности.  И  человек должен  был  найти  свое  место  в  этом  вечном  космосе,  а  не  в  истории.  Для  античного мироощущения  характерно  было  также  представление  о  вечном  круговороте - таком  движении,  при  котором  нечто,  созидаясь  и  разрушаясь, неизменно   возвращается   к  самому  себе.   Идея  вечного возвращения глубоко укоренена в античной  философии,  ее  находим у Гераклита,  Эмпедокла,  стоиков.  Вообще   движение  по  кругу рассматривалось в античности  как идеально правильное,  совершенное.   Оно представлялось  совершенным   античным  мыслителям   потому,  что  не  имеет  начала  и  конца  и  происходит  в  одном  и  том же  месте,  являя  собой  как  бы  неподвижность  и  вечность.
     Идея  общественного  прогресса  утверждается  в  эпоху  Просвещения.  Эта  эпоха  поднимает  на  щит  разум,  знание,  науку,  свободу  человека  и  под  этим углом  зрения   оценивает  историю,   противопоставляя   себя   предшествующим эпохам,  где, на взгляд  просветителей,   преобладали  невежество  и  деспотизм. Просветители   определенным  образом   понимали  современную  им  эпоху
     - 3 -
(как  эпоху  «просвещения»),   ее   роль   и   значение  для  человека,  и  сквозь  призму так  понятой  современности  они рассматривали  прошлое  человечества. 
     Противопоставление  современности,   трактуемой  как  наступление  эры  разума,   прошлому  человечества,  заключало  в  себе,  конечно,   разрыв  между  настоящим  и прошлым,  но   как  только   делалась  попытка   восстановить  между  ними  историческую  связь   по  основанию  разума  и  знания,   то  сразу   возникала   идея  о восходящем   движении  в  истории,  о  прогрессе.   Развитие   и   распространение знания  рассматривалось  при  этом  как  постепенный  и  накопительный процесс. Неоспоримой  моделью  для  такой  реконструкции  исторического  процесса  служило   просветителям   накопление   научного   знания,   происходившее   в  Новое время.  
     Моделью  служило  им  также   умственное   становление  и  развитие  отдельного   человека,   индивида:   будучи  перенесено   на  человечество  в  целом,  оно  давало   исторический  прогресс человеческого   разума.   Так,  Кондорсе  в  своем   « Эскизе  исторической  картины  прогресса  человеческого  разума »  говорит,  что  «этот прогресс подчинен  тем  же  общим  законам,  которые  наблюдаются  в  развитии  наших  индивидуальных  способностей…».
     Идея  общественного  прогресса   есть  идея  истории,   точнее  -  всемирной  истории  человечества.  Эта   идея   призвана   связать историю воедино,  сообщить   ей   направленность  и  смысл.   Но  многие  мыслители  Просвещения, обосновывая   идею  прогресса,   стремились  к тому,  чтобы   рассматривать его в качестве  естественного закона,  стирая  в той или иной  мере  грань между обществом   и природой.   Натуралистическая трактовка  прогресса  была  у  них  способом  сообщить  прогрессу  объективный  характер. 

     - 4 -
     Глава 1.
     Прогресс  как способ человеческого  бытия.
     1.1. Понятие общественного прогресса в социальной философии.
     Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам. Существуют три характерные черты, которые отличали первоначальные прогрессистские концепции.
     Во-первых, это идеализм, т. е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале — в  бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Между прочим, прогресс был подмечен, прежде всего, в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.
     Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса  являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях  общественный прогресс понимается
     - 5 -
как плавное  эволюционное развитие, без революционных  скачков, без попятных движений, как  непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).
     В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.
     Эти недостатки в значительной степени  были преодолены в марксистском понимании  сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его  противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление  и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.
     Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе выступают основными «блоками» исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому,
     - 6 -
что послужило  основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV— XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.
     Если  попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей («программой»), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.  
 
 
 
 
 

     - 7 -
     1.2. Критерии общественного прогресса.
     В обширной литературе, посвященной общественному  прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса. Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса.
     Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. 
 

     - 8 -
     Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит     Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
     Как видим, вопрос о критерии прогресса  занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
     В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.
     Одна  из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производительности труда, для развития человека. Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.
     - 9 -
     Эта позиция подвергается критике с  другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.
     Свобода характеризуется не только знанием (отсутствие которого делает человека субъективно несвободным), но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.
     Смысл жизни человека заключен в самореализации, самоосуществлении личности. Так вот, свобода выступает как необходимое условие самореализации. В самом деле, самоосуществление возможно, если человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроется его потенциал. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности. 

     - 10 -
     Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии
предоставить  индивиду, степень  гарантированной  обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.
     Но  нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого можно говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
     Человечность, признание человека высшей ценностью  выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. 

     - 11 - 

     1.3. Прогрессивные общественные силы.
     Применяя  критерий прогресса к историческому  процессу, на каждом его этапе можно выделить те общественные силы, которые называются прогрессивными. Изучая революцию XVIII века во Франции и войну за независимость в североамериканских штатах, прогрессивной силой можно назвать буржуазию. Именно представители этого класса создали документы, воплотившие крупный шаг человечества к свободе. Декларация независимости 1776 г., составленная в республиканском и демократическом духе, зафиксировала право людей на жизнь, свободу, равенство, стремление к счастью. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». В ней говорилось о естественных и неотъемлемых правах человека, суть которых: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
     С середины XIX века многие общественные деятели считали главной прогрессивной силой общества рабочий класс. И в самом деле, руки рабочих создали современное производство, возвели города и транспортные магистрали, создали многочисленные блага, необходимые человеку. Борьба рабочих побуждала правящие круги во многих странах расширять политические свободы, доступ к ценностям культуры.
     В XX веке некоторые мыслители отстаивали тезис об особой, прогрессивной роли интеллигенции. Несомненно, интеллекту, знаниям, творческим усилиям этой социальной силы человечество обязано многими великими открытиями и изобретениями, духовными ценностями, которые делали человека более независимым во внутренней жизни и более свободным по отношению к природным и социальным условиям. 
 
 

     - 12 -
     Широко  распространенным стало разделение на прогрессивные и реакционные классы общества, прогрессивные или реакционные общественные системы. Однако многие ученые и общественные деятели считают теперь такой подход устаревшим. Линия размежевания сил прогресса и реакции во многом перестала совпадать с границами стран и классов в том виде, какими они сложились исторически. Как прогрессивные силы рассматриваются сегодня сторонники реформ в странах, порвавших с тоталитарным прошлым, многообразные социальные и политические силы во всем мире, борющиеся за выживание человечества, за ликвидацию угрозы ядерной гибели, прекращение региональных военных конфликтов, преодоление обездоленности двух третей человечества, проживающих в освободившихся от колониального гнета странах, за равноправное международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества, за соблюдение прав и свобод человека.
     Противники  прогресса — это силы, разжигающие  социальные, национальные, расовые конфликты, стремящиеся урезать права и свободы человека, выступающие с позиций национального эгоизма, групповых привилегий, культа силы и наживы, достигаемой любой ценой. Это все те, кто добивается своих целей, рассматривая человека как средство для их достижения.
     Применяя  универсальный критерий прогресса, мы можем оценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную или направленную против прогресса. Если сказать коротко, то прогрессивной является деятельность, нацеленная на реализацию гуманистических идеалов, ориентированная на гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитие общества к более совершенной организации. 

     - 13 -
     1.4. Противоречивость общественного прогресса.
     Вспомним  факты из истории XIX—XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами — контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве — реставрация старых порядков.
     Если  бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Известно, например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы.
     Но  дело не только в таких изломах  истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. 
 

     - 14 -
     Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками для осуществления простых математических операций к мощным компьютерам.
     Но  прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу среде обитания человека, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой.
     Прогресс  науки и техники имел неоднозначные  последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.
     Рост  крупных городов, необходимость  ежедневного нахождения на транспортных магистралях, усложнение производства и ритмов жизни в быту — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, увеличение патологии нервной системы, сосудистых и иных заболеваний. Увеличение возможностей производства, улучшение условий жизни для больших масс людей сопровождается распространением наркомании, алкоголизма, преступности.
     - 15 -
Наряду  с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей.
     Выходит, человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями — стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле — перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.
     Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. Наша страна в 20—30-е гг. XX в. вышла по объемам производства ряда важнейших продуктов промышленного производства на первое место в Европе. Ускоренным темпом осуществлялась индустриализация, началась механизация сельского хозяйства, поднялся уровень грамотности населения. Эти достижения имели оборотную сторону: миллионы людей, ставшие жертвами жестокого голода, сотни тысяч семей, высланных с мест их привычного проживания, миллионы репрессированных, подчинение жизни всех людей тотальному регулированию и контролю.
     Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?  
 
 
 
 
 
 

     - 16 -
     Заключение.
     Идея  общественного  прогресса   есть  идея  истории,   точнее  -  всемирной  истории  человечества.  Эта   идея   призвана   связать  историю  воедино,  сообщить   ей   направленность  и  смысл. Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т.п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. Таким образом, невозможно найти какой-либо общий критерий, по которому можно было бы судить о прогрессе того или иного общества. Как и многие процессы в нашей жизни, общественный прогресс, опираясь на различные критерии можно охарактеризовать по-разному. Но, как я считаю, универсальным критерием общественного прогресса является человечность. Иными словами, прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
- 17 -
Список  литературы.
      А.А.Алферов. Идея общественного прогресса: содержание и становление. – Ростов н/Д: Восток-Запад-Россия, 1999.
      Е.З.Волчек. Философия: учебное пособие. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.
      Д.И.Грядовой. Основы философских знаний: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
      А.Н.Елсуков. Краткий курс теоретической социологии: учебное пособие для вузов. – Минск: ТетраСистемс, 1999.
      А.И.Кравченко. Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая школа, 1995.
      И.Я.Левяш. Содержание и критерий общественного прогресса. – Саратов, 1973.
      А.А.Миголатьев. Философия: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.
      П.А.Сорокин. Социологический прогресс и принцип счастья// Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- 18 -


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.