На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Местничество, его эволюция в ХIV- ХVII вв

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Возникновение служебно-родового местничества в Московском государстве 4
История местничества до начала XVII века 6
Система местничества 9
Местничество в XVII веке и его официальная отмена 10
Заключение 11
Список литературы 12

Введение

Местничество - система феодальной иерархии в России в XV-XVII вв., официально регулировавшая отношения между  членами служилых фамилий на военной  и статской службах и при дворе. Название произошло от обычая считаться местами за трапезным столом и на службе. Место устанавливалось в зависимости от «отчества», «отческой чести», т. е. от родословной (происхождения) и служебной карьеры самого человека и его предков. Местнические споры решали царь и Боярская дума, они же определяли правильность, справедливость ранжировки.
Тема местничества весьма актуальна в наше время. Так как  изучение истории  государственного управления в прошлом поможет  в создании современной системы  управления с учётом плюсов и минусов  систем, существовавших ранее.
Целью моей работы было рассмотрение местничества как события в Русской  истории. Основной задачей я ставила  рассмотрение изменения местничества.
Местничество являлось одним  из тех институтов феодального государства, которые обеспечивали монопольное  право на руководящую роль в важнейших  органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность  занятия тем или иным лицом  какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными  соотношениями между отдельными феодальными - княжескими или боярскими - фамилиями, а внутри этих фамилий - взаимными соотношениями между  отдельными членами этих фамилий. При  этом исключалась возможность изменения  этих соотношений, так как это  означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какое занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо. Московские великие князья (а затем цари) вели упорную борьбу против местничества, так как местничество связывало их и ставило их действия под контроль феодальной знати. Однако феодальная знать в свою очередь упорно боролась за сохранение местнических привилегий. Выражением и проявлением этой борьбы вокруг проблемы местничества являются местнические счеты, рост которых на протяжении XVI века отражает в себе усиливающееся стремление русских государей к слому местнической иерархии.
Во второй половине XVII в. местничество выглядело вредным анахронизмом, и самодержавная власть по собственной  инициативе решила пресечь этот давний обычай. Побудительным толчком послужила  война с Турцией, закончившаяся  в 1681 г. Бахчисарайским миром, условия  которого не могли удовлетворить  Россию. Местнические споры особенно пагубно сказывались на ведении боевых действий, и поэтому по окончанию войны царь Федор Алексеевич повелел созвать совещание служилых людей. Сначала речь шла только о военной сфере, но раз высказанная мысль получила свое логическое завершение, и через несколько дней от имени выборных была подана челобитная, в которой ставился вопрос об упразднении местничества вообще.
Царь Федор Алексеевич и его ближайшее окружение  были готовы к такому повороту событий  и поощряли его. Поэтому без дальнейшего  промедления 12 января 1682 г. было назначено  чрезвычайное заседание Боярской Думы и Освященного собора.На котором было принято решение упразднить местничество. Все разрядные книги были сожжены.

Возникновение служебно-родового местничества в Московском государстве

В северо-восточной Руси, а преимущественно в Московском государстве, долго сохранялись как и во всяком обществе, обычные представления о старшинстве, среди которых особенно развилось старшинство семейное, то есть старшинство внутри семьи, когда старшие родственники находились над младшими.
Под понятие родства была подведена такая масса лиц, что, в сущности, семейное старшинство почти превратилось в родовое, а точнее родословное; с другой стороны в то же самое время, под влиянием исторических условий, сильнее, чем прежде развивалось и изменялось понятие старшинства на службе, так называемом чине. От соединения этих видов старшинства главным образом и развился в Московском государстве известный обычай, получивший название местничества в специальном значении этого слова.
Родословное старшинство  имело значение в московском государстве, все местнические споры служат тому доказательством. Но интересно здесь  то, что под влиянием местничества появилось совершенно новое представление, что в применении к служебным  отношениям родовое старшинство  идет не исключительно поколениями, как прежде, и племянник может  стать выше дяди или даже деда, а  старшинство, основанное на другом свойстве, или совсем не иметь значения.
Родословные связи были крепки, обычно человек знал не только своих  близких родственников, но и отдалённых. Это вело к усилению родственных связей, что в свою очередь вело к тому,  что укреплялось представление о том, что судьба всего рода более ли менее связанна с личностью каждого из родичей. Преступление одного падало не сколько на его семью, а отражалось на всех родственниках потерей чести, тогда как добрый поступок повышал честь всего рода.
В чиновничьем старшинстве удержались те сословные группы, которые уже имели место в Древней Руси, но в значительной степени дифференцировались и упрочнились, образовав очень длинную и достаточно сложную лестницу чинов – сословий, нёсших некоторые специальные обязанности, причём каждому чину было присвоено особое общественное положение, «чиновная честь», независимая от чести лица. Эта честь была и наследственною, так как принадлежность к чину некоторого лица обуславливалась принадлежностью к тому же чину его родственников.
Каждый служилый человек одновременно являлся членом двух корпораций: родовой и служебной. В служебной корпорации господствовала идея равенства ее членов. Она выражалась в таких формах и требованиях как, например, челобитные с просьбой “сверстать с братею” при поверстании окладом или пожаловании в чины. Лица, принадлежавшие к корпорации, основанной на отношениях службы, стремились служить так, как положено чину этого человека. Самый распространенный тип служебной корпорации это корпорация людей, одного чина (окольничие, московские дворяне, дьяки и пр.). В родовой корпорации отношения ее членов были несколько иными. Внутри самой родовой корпорации, в отличие от корпорации служебной существовало четко определенное место каждого из ее членов. Родовая корпорация отличалась их строгим расположением на социальной и местнической лестнице.
Корпоративные связи, которые  пронизывали при действии местнической системы род, имевший право на местничество, заставляли этот род  осознавать себя единым целым. Если один из представителей рода принимал невместное назначение, то это “отбрасывало”, “утягивало” в местническом соотношении  назад весь род.
Совокупность служебных  и общественных прав человека составляла его честь. Честь эта могла  быть оскорблена, что вызвало возмездие , главным образом в виде платы за бесчестие. Эта плата была в московском государстве XVI –XVII в. Была пропорциональна чести лица, причём в 26 ст.Судебника и X главе Уложения были записаны достаточно подробные постановления о количестве этой платы. Принципы этой платы не придерживались какого-то одного принципа, она могла быть выражена как и конкретная сумма, так и согласно получаемому жалованию. Дифференциация происходила не только по чинам, но и даже внутри чина. Следует отметить, что второй случай применялся лишь к людям не состоящим на службе, а потому и не получающих жалование; таким образом обычно плату за бесчестие взимали соразмерно с получаемым за службу вознаграждением, т.е. основание для неё было служебным.
Но так как такая  система взимания платы за бесчестие  в XIII-XIV веках было не удобно, что и привело к нормированию этой платы, выраженного в X главе Уложения.
Выше всех чинов стоял  Царь. Даже знатнейшие бояре писались его холопами и назывались уничижительными именами. Иногда происходило так, что на престоле оказывались сразу два царя, и хотя между ними было неравенство, основанное на бытовых началах, но как цари они были вполне равны, и в сущности составляли одно лицо.  Понятие равенства между двумя царями  изменялось, если титул государя носил царь и патриарх . В таких случаях царь признавался честнее, и службы патриарху была ниже службы царю. 
Приблизительно В конце XV века произошло сильное усиление Византийского влияния. Под влиянием византийских идей, власть московских князей начала принимать вотчинный характер. Земли рассматривались, как частное владение, свободные люди, даже самые знатные,  как государевы холопы. Служат они не государству, а государю, от которого и получают награды, Служат не столько ради пользы государства, сколько из желании угодить царю, и непременно получить от него за это награду.
Параллельно развитию вотчинного начала в московском государстве  шло и закрепощение его населения, так как с одной стороны, при  уменьшении уделов, недовольным людям  практически не было куда уезжать, а  соседние князья боялись их принимать. С другой стороны отъезд от московского государя стал считаться изменой царю, и народу.
Служилый человек московского  государя уже не мог уехать, и он мог законным путём выражать своё недовольство, напротив он должен был постараться обратить гнев государя милость. Если служилый человек нёс оскорбление от князя несправедливо, ему не было другого выхода кроме как своим поведением показать неправоту его поступка, в худшем случае приходилось перенести оскорбление, так как дальнейшее противление воли государя было скорее бравадой, чем протестом
Высокое положение царя повлекло за собой фактор близости к царю.  Эта близость имела огромное значение в вопросах о службе. Все высшие лица обязательно были при царе, и боярин считал себя в опале даже при назначении воеводою в самый большой город, если он лишался возможности видеть светлые очи государя.
Прежде всего близость к царю сказывалась на его семье.  Среди царской родни, независимо от её государственного значения, могли быть особые бытовые представления и старшинстве, в силу которых и сам царь долен был считать старшим своего деда или дядю.
Таким образом мы видим, что бытовое местничество было источником, из которого произошло и местничество служебно-родовое.

История местничества до начала XVII века

Представления о старшинстве , опирающемся на служебно-родословные основания по-видимому окончательно формируется к концу XIV- началу XVв. Так как именно к этому времени относится большое количество указаний на местнические споры  Именно местнические споры лучше всего раскрывают саму систему местничества  и её историю.
Важную роль в изучении местничества играет местная грамота  в. кн. Дмитрия Константиновича Нижегородского, второй половины XIV века.  Эта грамота принадлежит к числу родословных актов. Эта грамота содержит в себе список бояр по местам в XIV веке, и доказывает, что уже в это время письменно закреплялось старшинство некоторых бояр, символически выражаемое в их сидении за княжеским столом на определённых местах. Эта грамота – не единственный источник, по которому можно судить местническом старшинстве. Но другие списки сохранились не в официальной редакции, а так, как их донесли до нас пожилые представители боярства.
Уже в XV веке считалось уместным знать боярское старшинство, и если ещё не составляли официальные списки, то только по тому, что надеялись на память бояр и что старшинство бояр показывалось в порядке их подписей у духовного завещания князя, или в договорной грамоте его с кем-либо, но всё это было неполно и неудобно. Необходим был новый способ регулирования вопроса о боярском старшинстве, этим способом стало записывание боярских служб в разрядные книги (разряды).
Первоначально разрядная  была запиской, куда внесен были имена лиц, назначенных на известную службу, это назначение собственно и называлось разрядом. Записывались эти имена просто по старшинству. Изначально Служб, которые надо было вносить в разряды было немного, но потом их стало больше, а потому разряды стали полнее. Ещё стоит отметить, что разрядные велись не только в московском государстве.
Помимо частных разрядных  существовали ещё и особые выписки  по разрядным, составленные частными лицами. В них содержалась информация о том, кто из их рода был выше по службе лиц, принадлежащих к другим родам.
Первые известные случаи местничества относятся к столкновениям  за старшинство. Самым первым случаем местничества относится к началу XIV века. Это известный случай местнического столкновения при московском дворе Акинфа Гавриловича с Родионом Несторовичем. Суть спора заключалась в том, что Родион Несторович приехал к Ивану Калите в Москву с сыном и большим двором и князь дал ему первенство среди бояр на Москве и волость, которую он ещё и увеличил в размерах. Акинф Гаврилович не захотел быть меньше Родиона Несторовича, и приехал в Тверь . В 1333 г. По наущению Акинфа Гавриловича тверской князь вступил в борьбу с московским. В 1337 году Тверские войска окружили Переяславль, где находился великий князь, но Родион Несторович пришёл на помощь, тверчане были разбиты, а Актнф Родионович был убит.
Существует ряд любопытных частностей, на которых необходимо заострить внимание ,для выяснения того характера, который имело местничество в половине XV века. Что местничество возникало меду лицом, державшим город, и другими, бывшими заставою. мало важно, Так как  местничеств могло возникнуть на любой совместно службе, где одно лицо хоть и было подчиненно другому, однако служба его также записывалась в разряд, а значит считалось совместною.  Имена, назначаемых на какую либо должность писались вместе. Писались они в определённом порядке, в котором они должны были писаться в отписках государю. Это писание имён определённом порядке и могло быть поводом к возникновению местничества на всякой службе. Чаще всего поводом для местничества являлся именно разряд, иногда наказ, иногда государева грамота.
Местничество могло возникнуть а любой службе, если только затронуто было старшинство
Также существуют случаи о  возбуждении местничества со своим  сравнительно отдаленным родственником. Шпилевский относит такое участие родственников в местничестве к явлениям родственной защиты в родовой мести.
Первое настоящее местническое дело датируется второй половиной XV в. Это дело В.О, Сабурова и Гр.В. Заболоцкого. Возникло оно на княжеском пиру, когда Заболоцкий не дал места Сабурову. Сабуров бил челом государю, основывая старшинство своё на том, что его отец был выше отца Заболоцкого. В данном случае даже был сыск, т.е суд на котором было четверо судей , не считая дьяка.
В это время важно было определить старшинство рода, которое  потом распространялось на все поколения, что и произошло в данной ситуации, дело было решено в пользу Сабурова, так как его предки были названы выше тех родов, которые упоминались выше Заболоцких.
Местничество существовало и на военной службе, так как  и там возникали вопросы старшинства.  В конце XV в. полки в разрядах уже образовались, но распорядок отличался от того, который обычно бывал в них при местничестве. Собственно имена были обозначены. в определённом порядке, безразлично в каких полках служат лица, позднее порядок записи имен соответствовал старшинству полков. В нале XVI века местническое значение ещё не установилось и старшинство в начальствовании считалось по порядку записи их имён в разряде и в грамотах.
В XVI веке возросло количество местнических случаев. В частности это связано и с походами на Казань. Во время которого рассматривалось множество таких случаев. Во многом по причине местничества осаде Казани проходила неудачно.
8 февраля 1551 года был  созван стоглавый собор, которому  царь и предложил вопрос о том, что делать с многочисленными местничествами. Ответом на царский вопрос стало уложение. По этому уложению служащим в полках князьям и детям боярским было запрещено местничаться с начальниками своих полков, причём их дальнейшее  служебное старшинство обеспечивалось тем, что когда они поступали на разрядную службу, вся прежняя разрядная ими не считалась и они могли стать выше своих прежних начальников
Второе постановление  разъясняло, каким воеводам, с какими в одном и том же разряде есть основание местничаться.
Некоторые ученые рассматривают приговор 1551 года как ограничение местничества, но это не так. Приговор только вырабатывает для возникновения местничества рациональные основания, разъясняет на основании логических соображений, как приложить главное условие местничества, чтобы служба была совместна с усложняющимися служебными отношениями, порождающими местнические споры на слишком разнообразных основаниях. Оно сдерживает попытку местничества расширить область своего влияния до совершенно немыслимых размеров. Ни один государь не мог допустить местничества молодых княжат и детей боярских, служащих пор полкам, со своим полковыми воеводами. Указ 1551г. не только не мог ослабить местничество, но недопущение его дальнейшего распространения, в сущности, только усилило его, препятствуя его раздроблению. Это положение остаётся справедливым и для всех мер, которыми стремились сохранить право местничества за немногими лишь службами.
К второй половине XVI века взаимоотношение знатных фамилий было строго установлено, и московское правительство при всех своих служебных назначениях тщательно соблюдает правила местнического распорядка. Официальная родословная книга - «Государев родословец», содержавшая в себе поимённые росписи важнейших служилых родов в порядке поколений, была составлена в начале царствования Грозного. Фамилии, помещённые в государевом родословце, назывались родословными. По родословцу определяли старшинство лиц одной фамилии, когда им приходилось отбывать службу по одному наряду.
Для определения служебного старшинства лиц разных фамилий в 1555 году составлена была книга - «Государев разряд», где были записаны росписи назначений знатных лиц на высшие должности придворные, по центральному и областному управлению, начальниками приказов, наместниками и воеводами городов, полковыми походными воеводами и т.п. Государев разряд составился из обычных погодных росписях служб за 80 лет назад, т.е. начиная с 1475 года.
Определяемое по государеву родословцу служебное отношение  знатного человека к его родичам  и устанавливаемое Государевым  разрядом его отношение к чужеродцам называлось его «местническим отечеством»; утвержденное записью в разряде положение его рода среди других знатных родов составляло «родовую честь», выяснявшую служебное достоинство знатного человека.

Система местничества

Местничеством в XV – XVII в называлась право всякого служилого лица при назначении его на какую-либо совместную с иными служилыми лицами службу, претендовать на занятие в ней места, соответствующего служебной чести его или  его родственников, как эта честь определялась всеми предшествующими их службами, начиная с тех, которые происходили незадолго до этого назначения, и кончая бывшими в самое отдаленное время, сравнительно с определённую теме же условиями служебную честью лиц, назначенных на совместную с этим лицом службу, или иных родственников, причём взаимное отношение служебной чести назначенных на совместную службу лиц обуславливается ещё и степенью их отдаления от их служивших родственников, - и право этих лиц возбудить спор, если таковая претензия не удовлетворена. Окончательное решение спора о местничестве принадлежит правительству, которое этим решением устанавливает новую меру служебной чести претендующего лица сравнительно с иными служилыми лицами для дальнейших назначений их на совместную службу.
Местничество – это  право исключительно лиц, принадлежащих  к служилому сословию. Оно могло  возникнуть лишь при совместной службе, собственно именно совместная служба обусловила само существование местничества. Местничество могло возникнуть только при служебных столкновениях, стычках  двух или более лиц.
При каких же условиях возникало  местничество? Когда являлась необходимость  назначения нескольких лиц на совместную службу ,то им заблаговременно составлялся разряд. Общие основания разряда указывались государём после совещания с боярской думой, вместе с тем подбирались в разряд и назначенные лица, а составление разряда возлагалось на государева дьяка. Когда появился Разрядный приказ это стало его обязанностью, т.е. лиц им заведующих, чаще всего дьяка разрядного приказа. Конечно же при составлении разряда возникало место интригам. Так, например, могли поступать неименитые люди, чтобы не поступить на службу с известными лицами, которые могли затянуть их в местнические споры.
После окончательного одобрения государём разряд получал силу государева указа и записывался в разрядные книги.
Иногда разряды составлялись не при государе, но всегда при лиц  уполномоченном на то государем и от его имени.
Составленный разряд объявлялся тем лицам, которых он касался. Объявление это делалось назначенным лицам  во время их вызова во дворец разрядным  думным дьяком, иногда разряды посылались на дом. Если человек, которого касался  разряд находился не в Москве, разряд посылали. Разряд сохранял значение и тогда, если по изменившимся обстоятельствам само назначение было отменено, лишь бы он был объявлен и записан.
Как уже говорилось, местничество могло возникнуть на совместных и  притом разрядных службах, но на практике могли быть и отступления.
Местничество могло возникнуть на более ли менее важных службах, так как только такие записывались в разряды. В XVII веке местничество охватило и более мелкие службы, но всё же оно могло возникнуть только при совместной службе, но это только в теории. В реальности оно могло возникнуть и в тех случаях, где не было даже элемента совместности. Случалось это чаще всего потому, что известное лицо, назначенное на какую-либо службу замечало, что находится в менее выгодных условиях, чем лицо, которое оно считало ниже себя. Именно так возникало местничество основанное не на совместной службе.
Местничество могло возникнуть и за царским столом. Как же садились за царским столом? В переднем углу под иконами на возвышении сидел  царь, обычно отдельно от всего двора. От царя располагались сидящие по двум столам, прямому и кривому. Первый стол стоял параллельно царскому и близко к нему, второй стоял дальше и «глаголем» для лиц менее почтенных, причем все сидели лицом к царю. Иногда количество столов увеличивалось и приглашенные распределялись по специальным группам за этими столами.
Люди сидели по правую и  по левую руку царя, хотя правая сторона  считалась почётнее левой, но правительство  и здесь вводило принцип безместия, т.е. в каждой стороне, кто под кем сидит, тот того и ниже. Но лица обеих сторон были безместны, за исключением первых, т.е. первый сидящий с левой стороны, а тем более все остальные были ниже первого с правой. Самое почётное место за столом с правой стороны было в углу с правой стороны государя, а с левой в противоположном углу.
Сидение за царским столом не было службой, но для него также  писали разряды. А потому на пирах  так же могли возникнуть местнические споры.
Местнические споры возникали  и на свадьбах, где присутствовал  царь, на официальных встречах, даже на крестном ходу, для которых составлялись отдельные разряды.
Местнические споры в  основном решались судьями, в редких случаях спорящие сами осознавали свою неправоту и отступали.
Судьи для своего решения  принимали во внимание все открывшиеся  обстоятельства дела, некоторые случаи они могли почитать за доводы, другие же отставить. Возможно было два решения, одно в пользу истца ,другое в пользу ответчика. При всяком решении составлялся приговор, в котором указывалось не только кто из споривших выше, но и каким числом мест.
Если судьи постановили  выдать истца ответчику головою, то такое решение заключало в  себе наказание, которое имело и  местническое значение: Выданный становился значительно ниже местами тому, кому был выдан.
Приговор был большею  частью мотивированный ,в нем говорилось на каких  основаниях постановили именно такое решение. Приговор шёл к государю на утверждение, но вероятно он так е обсуждался и с боярами. По утверждении приговор заносился в разрядную книгу и сообщался спорящим, лицо выигравшее процесс получало правую грамоту.
Если дело выигрывал истец ,то в правой грамоте указывалось все то, что было в приговоре относительно счёта мест его и ответчика .если они были только уравнены, то эта правовая грамота называлась невместной, таково же было содержание правой грамоты выдаваемой ответчику, если он выигрывал дело, только ему уже ельзя было выдать невместной грамоты, разве только на родственника истца, большео его в родстве.
Если суд состоялся  до отправления службы, то истец в случае невместности уже на службу не поступал. Таким образом он был разведён с ответчиком..
Иногда спорящие признавались равными в местническом отношении.
Весьма часто суд бывал не окончен. Причины этого могли быть разными. Но при таком раскладе спорящие носили название местников и считались равными друг другу.
В большинстве случаев  местничество окачивалось судом, но некоторые упорные лица продолжали местничаться и после приговора суда, навлекая на себя тем самым всё новые и новые наказания.
Все наказания объявлялись  публично.
Обыкновенно уже при назначении на службу правительство грозило тем, кто будет чинить местничество жесточайшими наказаниями: и церковным отлучением, и телесным наказанием, и тюремным заключением, и денежными пенями ,опалой и даже смертной казнью, при этом всегда добавлялось, что пощады никакой не будет.
Но как бы не были страшны эти указы наказания за местничество были не5 настолько жестоки.
Очень иного местнических случаев обходилось и без всяких наказаний. Устанавливалось местническое отношение и только.
Иногда дело ограничивалось простым выговором от государя. А  иногда служащего понижали в должности.
Первым местническим наказанием был запрет съезжать со двора, вслед за чем шла другая мера наказания, как например лишение чина.
Часто местников отправляли в тюрьму, но там обыкновенно сидели недолго. Известны также редкие случаи наказания ссылкой.
Всякое наказание сопровождалось объяснением, что поступать так строго необходимо для того, чтобы другим «неповадно было».

Официальная отмена местничества

Заключение

Местничество — это  правила и нормы, разработанные  в ходе формирования сословий, которые  определяли ранг семьи и ее отдельных  членов, их взаимоотношения с другими  семьями при назначении на воинскую службу, административную должность, участии  в официальных торжествах. Местничество уходит корнями в начальные периоды  истории человечества, когда складывалось представление о старшинстве  внутри общества, но расцвет местничества приходится на средневековье.
Местничество существовало во многих европейских странах с  древнейших времен, регулируя сословные  и межсословные отношения. На каком-то этапе такие отношения стали  оформляться законодательно, а местничество сохранилось преимущественно в  придворной жизни. Существуют красочные  рассказы современников о трудностях работы Генеральных штатов во Франции  в 16 — 17 вв., когда вступали в противоречие законы о старшинстве пэров и  знатности их рода. Недовольные своим  местом в парламенте пэры не ходили на заседания. А придворные дамы рвали  друг на друге платья и портили  прически, борясь за более почетное место на приеме у королевы.
В России не было законов, регулировавших отношения внутри сословий; знатность  рода высчитывалась преимущественно  по давности его службы московским князьям и рангам этой службы.
Первые достоверные записи о регулировании служебных отношений  мы находим в документах конца 15 в. К иноку Троице-Сергиева монастыря, бывшему московскому вельможе, ушедшему на покой, Геннадию Бутурлину обратился боярин Федор Сабуров с просьбой вспомнить и написать в Москву, какие были «места» у бояр московских князей, кто под кем «сидел».
Интерес к подобным известиям  именно в это время понятен. С  образованием единого Русского государства  формировалась и единая структура  класса феодалов, устанавливалось старшинство  между семьями, раньше служившими великим  и удельным князьям в разных княжествах. Может быть, в этот момент местничество ускорило формирование новых сословных  структур, помогая объединиться семьям с общими предками: ведь служба при  московском дворе одной семьи  рода помогала продвигаться по службе всем сородичам.
Но очень скоро обнаружились и отрицательные стороны местничества: недовольные назначением воеводы  отказывались идти в поход, все труднее  становилось 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.