На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Оратор и аудитория. Приемы установления контактов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


БАЛТИЙСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА 
 
 
 
 

                       

Реферат по курсу:
«Русский  язык и культура речи» на тему: 
 

«Оратор и аудитория. Приемы установления контактов» 
 
 
 

Выполнил  студент
группы  АФО – 21 

Проверил: преподаватель
Журавлёва Н.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград
2008 

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………3
Оратор и аудитория……………………………………………………………………..4
      Типы  ораторов……………………………………………………………………...-
      Докоммуникативный этап………………………………………………………6
      Коммуникативный этап………………………………………………………...10
    Посткоммуникативный этап…………………………………………………..13
Культура произнесения речи перед аудиторией………………………………..-
Приемы установления контакта с аудиторией…………………………………15
Заключение………………………………………………………………………...........18 
Введение
Родиной  ораторского  искусства является Древняя Греция. С самого начала старались изучить публику, пытаться привлечь ее внимание, и поэтому исходя именно из этого мы определили цели исследования: 1)рассмотреть собственно самого оратора со всех возможных аспектов;
2)выявить приемы  установления контакта с аудиторией.
Предмет исследования –  коммуникативные качества оратора.
коммуникативные качества оратора.
Объектом  исследования является литература, связанная с ораторским искусством.
Актуальность  нашего исследования обусловлена тем, что в жизни случаются различные ситуации и нужно уметь говорить публично и не бояться этого. Рассмотрим поподробней.
 

Оратор  и аудитория. 

       Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.
Типы  ораторов
       С. Ф.  Иванова в работе  «Специфика публичной речи» [3] выявила индивидуальные речевые типы:
    Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.
    Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.
    Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.
      Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

      Подготовка и проведение  публичного выступления.

 
       В основе классической схемы ораторского  искусства лежит 5 этапов:
    Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;
    Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;
    Словесное выражение", литературная обработка речи;
    Заучивание, запоминание текста;
    Произнесение.
 
 

Как видно из вышенаписанного,   4 из 5 этапов в  деятельности оратора отводятся  на подготовку речи.  Греки говорили,  что речи Демосфена пропитаны  маслом ночной лампады, при свете  которой он их готовил. Да и он сам  об этом говорил:  "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать,  что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".
     Для  современного оратора трудолюбие  Демосфена не просто поучительно.  Оно говорит о том, что ораторское красноречие  в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.
     Сегодня  в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы: 

       Таблица 1. Этапы ораторской деятельности
Докоммуникативный
Коммуникативный
Посткоммуникативный
Определение темы и цели выступления. Произнесение  речи. Анализ речи.
Оценка  аудитории и обстановки. Ответы на вопросы, ведение полемики.  
Подбор  материала.    
Создание  текста.    
Репетиция.    
 
 

       
Докоммуникативный этап.
Определение темы и цели выступления.
     Подготовка  к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели.
         Тему определяет либо сам автор,  либо те, кто приглашает его  произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание. При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно "расшифровывать" пункт повестки дня "Разное", "О разном" - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.
     Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции  он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Немаловажным фактом в процессе подготовки речи является постановка сверхзадачи и задач, которые помогут воплотить её .Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения.  

     Оценка  аудитории и обстановки.
     Как говорит нам Д.  Карнеги, важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое ...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.
       Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.
       Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.
       Перед слушателями с высоким уровнем  профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых  взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.
       В неоднородной (гетерогенной) аудитории  произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.
       Необходимо  также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.
       Знание  своих слушателей, "прицельная" подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу  специалистов, деловых людей.
       Следует узнать, в какой обстановке будет  проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон ...
       Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться  свободно, непринужденно, установив  и стараясь сохранять постоянно  расстояние в 20 - 30 сантиметров между  ртом и микрофоном.
       Большое значение имеет и размещение слушателей в аудитории. Проксемика - наука о временной и пространственной организации общения - описывает следующие способы:
 

       
       Таблица 2. Размещение слушателей в аудитории
Способ
Схематическое изображение
Комментарии
Аудиторное размещение
  Отделяет оратора  от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников
"Конференция"
Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений
"Подкова"
  Способствует  взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля
V - образное расположение
  Позволяет создать  обстановку сотрудничества между общающимися  при ведущей роли оратора
"Круглый стол"
  Объединяет  людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем.
"Кабаре"
  Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования  внимания
                               [4] 
     Надо  выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.
 

     
       Подбор  материала. Составление текста.
       Следующая ступень докоммуникативного этапа - "кодирование" - составление текста  - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала, по мнению Дружининой [1], подразделяются на группы:
      Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта:
      знания, практика;
      личные контакты, беседы, интервью;
      воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.
      Опосредованные:
      а) официальные документы:
      б) научная и научно - популярная литература;
      в) художественная литература;
      г) статьи газет и журналов;
      д) передачи радио и телевидения;
      е) справочная литература: энциклопедии, словари;
      ж) результаты социологических опросов.
       Следует помнить, что "живой" опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.
       Материал  публичного выступления может быть теоретическим и фактическим . Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.
       Систематизируя  материал, оратор создает план, продумывает  композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.
       Подготовка  письменного текста имеет много  преимуществ. Написанную речь можно  проверять, исправлять; она легче  запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.
       Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо - расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Практика показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 - 25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно. Как утверждают опытные ораторы, невидимый ни для кого труд – основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному груду.
 

       
       Коммуникативный этап.
     Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения.
     Вступление  должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.
     Важнейшим  качеством эффективности публичного  выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только на здравый смысл и импровизацию.  Необходимо овладеть логическими законами доказательности,  аргументированности.  Эти законы, прежде всего,  распространяются  на  словесное определение понятий,  логические выводы, доказательства своей точки зрения в процессе ведения полемики.
     Чем  доказательнее речь оратора, тем  эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенность  в надежности и достоверности  услышанной информации. Общепризнанно, кто логично мыслит,  тот и логически ясно говорит.  Поэтому первейшая задача оратора еще в процессе подготовки к публичному выступлению  -  продумать  до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.
     Логическая  схема доказательства чаще всего  слагается из 3 элементов:
     1. Тезис - это исходное положение,  истинность которого стремится  доказать оратор.  И наоборот,  если истинность тезиса сомнительна   для  оратора,  то вряд ли  тезис будет убедителен для других.  Формулируя тезис,  следует помнить,  что он  должен быть ясным и четким, не содержать в себе противоречия. Расплывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичными ошибками в речи недостаточно опытного оратора.
     2. Аргумент - это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой.  Аргумент является необходимой частью всякого доказательства. Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства являются факты, истинность которых не подвергается сомнению.
     3. Доказательство по способу рассуждения может быть прямым или косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы непосредственно обосновывают  истинность тезиса. При косвенном способе доказательность истины  обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения.
     Логическая  аргументация по тому  или   иному  вопросу  в процессе  публичного  выступления  может  быть развернута в 3 вариантах:  индуктивно (от частных факторов  к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям) и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.
     При  индуктивном  характере доказательства  оратор опирается на отдельные  факты, отдельные, чаще всего  заранее отобранные примеры,  выдвинутые им гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлению продумать и отобрать:
     - наиболее существенные факты,  отдельные,  чаще  всего заранее  отобранные примеры;
     - такое количество фактов и  примеров, чтобы их анализ и  обобщение давали убедительный вывод, заключение;
    
- факты и примеры  должны быть близки и понятны   аудитории, уровню образования  и подготовки слушателей.
     Индуктивных  выводов в процессе  публичного  выступления может быть множество.  Это может быть статистически выверенный или социологами установленный факт,  интересная статья в газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п.; важно, чтобы серия частных фактов, примеров иллюстрировала вашу мысль и подводила слушателей к нужным вам обобщениям и выводам.
     При  дедуктивном  характере доказательства  развертывание аргументации идет  от общего к частным выводам.  Дедуктивное доказательство требует,  чтобы исходное теоретическое положение, закон, принцип были либо общепризнанны,
либо  настолько  убедительны,  чтобы  не вызывали сомнений у слушателей. А для этого необходимо, чтобы:
     - слушатели были предварительно  знакомы с исходным теоретическим  знанием,  на основе которого  строится дедуктивное доказательство, либо оно не должно у них  вызывать каких-либо сомнений;
     - переход  рассуждений  от  общего положения к частному  должен сопровождаться не любыми  примерами, а наиболее убедительными  и яркими, запоминающимися.
     При  смешанном   индуктивно-дедуктивном   доказательстве следует учитывать  все выше сформулированные рекомендации одновременно.
     В  процессе логически правильных,  доказательных рассуждений,  с  неизбежностью достигается определенность, ясность, непротиворечивость и  обоснованность заключений и  выводов.
     Для  того  чтобы  речь  оратора была правильна и доказательна,  ему необходимо знать и систематически опираться  на основные логические законы, которые предлагает нашему вниманию П. Сопер [6] :
    
Закон достаточного основания. Суть этого закона заключается в том, что всякая правильная мысль должна  быть  обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которых проверена практикой.
     Вообще  оратору  всегда и во всем  следует придерживаться правила:  практика - наивысший критерий истины!
    
Закон тождества. Суть закона  тождества заключается в
     том,  что каждая мысль в процессе  отдельно взятого рассуждения  сохраняет одно и то же определенное  содержание,  сколько  бы  раз   она не повторялась. Закон тождества следует особенно учитывать  в  условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий.  

     Закон исключения третьего. Этот закон формируется так: две противоречащие мысли об одном и том же предмете,  взятом в одно и в то же время и в одном и том же отношении,  не могут быть одновременно ни  истинными, ни ложными:  одна из них истинна, а другая ложна, и третьего
не дано.     Суть этого  закона  будет  понятна,  если сказать,  что
нельзя быть одновременно согласным с двумя  противоположными  утверждениями.
        
 

      В процессе логического обоснования, доказательного суждения  большую  роль  играет подбор фактов,  примеров.  Важно, чтобы факты,  примеры были достаточно типичны, убедительны, раскрывали явления системно и всесторонне.
      В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей  речи, еще раз излагает главную  идею выступления, а также может  призвать слушателей к конкретным действиям  по ее реализации. 

       Произнесение  речи.
      Существует  три способа произнесения речи (по Е.А. Ножину [5]):
    Чтение текста;
    Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);
      Свободная импровизация (экспромт).
       Читают  такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.
       Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.
      Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится  выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.
     Почти всегда при публичном выступлении  оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей. 

     Ответы  на вопросы, ведение  полемики.
       По  мнению В. И. Андреева  [7],после выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему, но и всем присутствующим.
       Методика  ораторского искусства рекомендует  не торопиться с ответом, а сначала  убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.
 

       
       Посткоммуникативный этап.

       Анализ  ораторской речи

       После ораторского выступления необходим  анализ. Прежде всего для того, чтобы  найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки. 

       Культура  произнесения речи перед  аудиторией. 

По словам М. Предрага [8], успех публичного  выступления оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, информационной насыщенности.
     Речевые  штампы,  канцеляризмы, ошибки в  ударении и произношении,  многословие,  демагогия, тавтология, фразеологические повторы,  интонационное однообразие - вот  далеко  не полный  перечень  ошибок,  которые  в изобилии встречаются в публичных выступлениях  современных  деловых  людей.  Кратко охарактеризуем их.
     Штампы  в речи - это лексически  неполноценные   слова  и выражения,  их иногда справедливо называют "затасканные, избитые выражения".  Они мало что добавляют к тому,  что хочет сказать  оратор,  но сильно перегружают его речь.  к речевым штампам можно отнести выражения типа "развернули работу  широким фронтом", «новая методика взята на вооружение", "мероприятием было охвачено", "на данном этапе".
     Канцеляризмы - речевые обороты и отдельные  слова, заимствованные из  канцелярско-бюрократического  стиля  общения, которые   лишают  настоящее деловое общение  его яркости и образности.  К таким выражениям относятся:  "в отчетный период ", "зафиксировать число опоздавших", "налаживать работу".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.