На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Становление и развитие социологии как науки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ
Становление и развитие социологии как науки
Предыстория социологии
Античный  период
Момент возникновения  человеческого общества невозможно точно определить, но, во всяком случае, это произошло не менее чем 40 - 50 тыс. лет назад. И нет никакого сомнения, что с тех давних времён людей стали интересовать механизмы  взаимодействия индивидов между  собой, т.е. общественные отношения. Человек  всегда пытался понять, как устроено общество себе подобных.
Одними из первых, кто дал достаточно полные объяснения о строении общества, были античные философы Платон и Аристотель. Хотя, к социологическим исследованиям  эмпирического и прикладного  характера также можно условно  отнести и деятельность Сократа, т.е. считать его одним из первых известных социологов, поскольку  он ходил по Афинам и задавал людям  вопросы философского характера. Но, к сожалению, он не вёл никаких  записей и о его выводах  мы можем судить лишь по работам  его учеников и современников.
Платон был  идеалистом и учеником Сократа. Он создал первый в истории труд по общей  социологии, которым считается его  сочинение "Государство". В этом труде Платон подчёркивал особую роль разделения труда и создал модель идеального общества, основанную на впервые в мире разработанной им теории стратификации. По этой теории любое общество делится на три основных страты (класса, сословия), которые существуют на паритетных началах.
Высшая страта - философы, мудрецы, управляющие государством; средняя, включающая воинов ("силовой  блок" по современной терминологии), - охраняющая общество от смуты и  беспорядков; низшая - ремесленники и  крестьяне, т.е. люди труда, поддерживающие государство материально. Отношения между стратами основаны на взаимном уважении и общности интересов, поскольку они должны служить идее справедливости. Справедливость же, по мнению Платона, заключается в том, что все граждане свободны, равны и счастливы. Свободны - потому что внутренне осознали необходимость своего положения, равны - потому что каждый занимает предназначенную для него социальную ячейку общества, в рамках которой человек располагает всеми возможностями, а значит - равен и, соответственно, счастлив, поскольку не ощущает дисгармонии и чувства неравенства.
Поскольку Платон считал, что зло кроется в частной  собственности, которая развращает людей, то он предлагал лишить права  на обладание ею членов высшей страты, дабы они не злоупотребляли властью  в силу своих огромных привилегий. К управлению же обществом необходимо допускать лишь людей высокообразованных, талантливых и перешагнувших 50-летний возрастной порог. Они должны вести  аскетичный образ жизни, исключающий земные утехи. У воинов должны быть общие жёны, а детей надлежало изымать из семьи для воспитания их государством. В общем, вполне коммунистическая парадигма.
Идеи государственного устройства, высказанные Платоном, основывались на этическом рационализме. Наилучшей формой правления он считал аристократию - власть избранных, наилучших представителей общества. Далее в порядке ухудшения располагаются тимократия - власть воинов, олигархия - власть богачей, и демократия - власть народа. Наихудшей формой правления Платон считал демократию, поскольку из неё обычно вырастает тирания, А тирания - самая отвратительная форма правления при которой царят произвол и насилие, несмотря на то, что тиран приходит к власти как народный избранник в условиях демократии. Примеров тому в истории предостаточно и по нынешний день.
По Платону, в  плохом государстве над всеми  стоят правители, а в разумном - выше всего стоят законы. Закон  призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов должно стоять правосудие, к осуществлению которого должны быть причастны все граждане государства.
Учеником и  последователем Платона был Аристотель - крупнейший учёный античности, философ  и энциклопедист, оставивший после  себя огромное научное наследие. В  своём научном труде "Политика" Аристотель критиковал своего учителя  с позиций защиты частной собственности, семьи и прав граждан. Он считал, что обобществление Платоном имущества, жён и детей ведёт к уничтожению  государства, хотя был согласен с  тем, что наихудшими формами правления  являются олигархия, демократия и тирания. Частная же собственность не вредит обществу, но развивает здоровые эгоистические  интересы. А при наличии коллективной собственности все люди, или их большинство, бедны и озлоблены. Опорой государства должен служить  средний класс - класс собственников. Кроме этого существуют ещё два  класса: богатая плутократия и пролетариат без собственности. Государство, по Аристотелю, лучше всего управляется тогда, когда:
1) бедняки имеют  возможность участвовать в управлении;
2) ограничиваются  эгоистические интересы богатых;
3) наиболее многочисленным  является средний класс.
Аристотель различает  два вида справедливости - уравнительную  и распределительную, соответственно выводя их из платоновских определений "арифметического равенства" и "геометрического равенства". Первая действует в сфере обмена и применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания. Вторая - это проявление справедливости при распределении  всего (власти, почести, выплат и т.п.), что может быть разделено между  членами общества пропорционально  вкладу каждого в общее дело, т.е., деления соответствующих общих  для всех граждан благ "по достоинству". Несовершенства же общества исправляются не уравнительным распределением, а  моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему  равенству, а к выравниванию жизненных  шансов.
Наилучшей мерой  во всём Аристотель видел "золотую  середину", а лучшим состоянием общества, защищающим его от застоя и разложения, он считал состояние войны.
Первых социологов античности, живших в V-IV вв. до н.э., называют социальными философами. Их взгляды принято классифицировать как донаучный этап развития социологии.
Средневековье и Новое время (XV-XVIII вв.)
Данное время  не ознаменовано какими-либо новыми значимыми  подходами к изучению общества, хотя отдельные мыслители и внесли весомый вклад в предысторию  социологической науки. Так, итальянский  мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527), отталкиваясь от идей Платона и Аристотеля, пытался создать собственную теорию общества и государства, делая при этом акцент не на их структуру, функции и закономерности, а на поведение политического лидера и его роль в судьбе страны. Этот вопрос остаётся весьма актуальным и до нашего времени.
В своём главном  произведении "Государь" Макиавелли утверждал, что только при сильном  правителе можно создать независимое  государство, свободное от чужеземного  ига. При этом для упрочения государства  допустимы любые средства (впоследствии политику, пренебрегающую законами морали, стали обозначать термином "макиавеллизм"). Макиавелли резко отрицательно относился  к политике феодалов, приводившей  к постоянным раздорам и препятствующей образованию единого государства. Но он опасался и "черни", отдавая  симпатии средним и высшим слоям  торгово-ремесленнического сословия, т.е. делал упор на лично свободный, обладающий частной собственностью средний класс. Важнейшей движущей силой общества Макиавелли считал политическую борьбу, являющейся видом социальной, классовой борьбы (социальные конфликты).
Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ-материалист, оставивший после себя теорию общественного  договора, положил начало учению о  гражданском обществе, как высшем этапе социальности. Согласно этому учению общество должно покоиться не на стремлении к личной выгоде, понимаемом каждым по-своему, а на законах, признаваемых всеми.
В гражданском  обществе, по Гоббсу, возможны три формы  правления: демократия, аристократия и  монархия. В результате общественного  договора там должна прекратиться "война  всех против всех" и граждане, взамен добровольного ограничения своей  свободы, получают от государства необходимую  поддержку, защиту и безопасность. Пётр-I был хорошо знаком с этими и другими идеями Гоббса о том, что государство - наилучший способ удовлетворения потребности людей в безопасности, а причиной возникновения стабильного и длительно существующего общества является страх, а не любовь и расположение. Эти идеи Пётр применял в духе патернализма, выступая в образе разумного, предвидящего будущее монарха - отца Отечества и народа. Так он ответил однажды на упрёки об отсутствии в России парламентаризма: "Говорят чужестранцы, что я повелеваю своими рабами как невольниками. Я повелеваю подданными повинующимися моим указам. Сии указы содержат в себе добро, а не вред государству. Англинская вольность здесь не у места, как к стене горох. Надобно знать свой народ, как оным управлять. Недоброхоты и злодеи мои и Отечеству не могут быть довольны, узда им - закон. Тот свободен, кто не творит зла и послушен добру".
Взгляды Гоббса легли в основу представлений  об общественном устройстве таких деятелей эпохи Просвещения, как Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье и др.
Особый интерес  в предыстории социологии вызывают исследования так называемых "утопистов". Термины "утопия" и "социальная утопия" появились после написания  английским гуманистом Томасом Мором (1478-1535) фантастического литературного  произведения о несуществующей стране Утопии. В нём Мор описал социалистический строй, основанный на коллективной собственности  на средства производства, и подвергнул критике институт частной собственности.
Идеи Т.Мора развили  в дальнейшем итальянский поэт-философ  Томмазо Кампанелла в произведении "Город Солнца" и английский социалист-утопист Джерард Уинстенли в книге "Новый закон справедливости". Они утверждали в своих книгах, что идеальное общество - это не мечта, а общественный строй достижимый в действительности. В этих воззрениях ранних утопистов отразились чаяния и грёзы людей об идеальном обществе и "Золотом веке" человечества. Несмотря на мистицизм и романтизм их социальных воззрений, они представляли зачатки трёх типов мировоззрений, определяемых в зависимости от их отношения к идеальному представлению о Золотом веке. Так, Мор в поисках Золотого века погружается в историю, тем самым открывая новый исследовательский метод исторического анализа в социологии - историзм. Кампанелла, наоборот, больше склоняется к поискам Золотого века в будущем и открывает метод умозрения, научно-художественного и теоретического конструирования, развиваемый в дальнейшем Сен-Симоном, Оуэном, Фурье и, в конечном счёте, в марксизме (где соединяется с историзмом). А Уинстенли своими поисками Золотого века в реальной жизни обусловливает зарождение идеи связи теории с жизнью - прагматизма.
Эта прагматическая идея в социологии о направленности исторического и теоретического анализа на факты самой жизни  и поиск ответов на её вопросы  станет центральной идеей русских  социологов и политиков от А.Герцена  до П.Сорокина и В.Ленина.
Становление и развитие классической западноевропейской социологии
Социология как  наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.
На структуру  новой нарождавшейся науки сильное  влияние оказали бурно развивающиеся  естественные науки: физика, биология, химия. О.Конт стремился создать  доказательную, общепризнанную, "позитивную" (научную, объясняющую) социальную теорию общества, основанную на научных методах. В те времена не существовало иных научных методов, кроме естественнонаучных, таких, как наблюдение, изучение косвенных  свидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами  физики, О.Конт разделил социологию на "социальную статику" и "социальную динамику". Первая была ориентирована  на изучение частей общества (семьи, государства, религии ит.д.); вторая - на осмысление проблем социального развития и  изменения общества.
О том, что социальные законы столь же точны и неизменны  как законы механики, и едины для  всех эпох и народов, писал также  бельгийский учёный-криминолог Ламбер Адольф Жак Кетле (1796-1874). Однако он свёл "социальную физику" лишь к статистическому исследованию общественных явлений, а в понимании Конта социология должна была быть не столько статистической, сколько теоретической наукой.
Несмотря на то, что Конт вошёл в историю  как создатель кроме собственно социологии ещё и позитивистской социологии, он, к сожалению, не смог достаточно чётко определить предмет  новой науки и найти научный  метод, позволяющий всесторонне  изучать закономерности общественного  развития. Ведь даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни и естественных наук порой значительно различаются. О.Конт фактически всё развитие общества относил к ведущей роли человеческого  разума. Второстепенную роль он отводил  преобразованиям в науке, экономике, политике и т.д., детерминируя соответствие политических действий и решений  характером эпохи. Конт отстаивал необходимость  частной собственности и считал, что неважно, в чьих она руках, - лишь бы её использование шло на благо общества. Идеальным в общественном устройстве он считал гармонию и солидарность между всеми классами, достигаемые  путём согласования мирского и духовного  порядка, когда каждый стремится  быть первым не в иерархии власти, а  в иерархии добродетелей.
Большое влияние  в XIX в. на социологическую мысль оказала эволюционная теория Ч.Дарвина, породив эволюционизм - направление общественной мысли на основе представления о единстве законов истории, природы и человека. Эту теорию, наряду с натурализмом (органицизмом), иногда ещё называют "теорией одного фактора". Сюда относятся концепции ("школы одного фактора"), которые выдвигают на первый план природные факторы или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием.
Виднейшим представителем натурализма в социологии был  английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который в созданной им системе синтетической философии  пытался объединить все теоретические  науки того времени. Его взгляды  основывались на аналогии между биологическим  и социальным организмами. Эволюция, по Спенсеру, - это интеграция материи, когда из бессвязной однородности возникает  социальное целое (общество), но при  этом целое не может и не должно поглощать отдельную личность. Спенсер  выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства государства  в общественную жизнь. Он полагал, что  забота о сиротах, больных, нищих  и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой  выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное пространство. Своим анализом понятий общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни  Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального  анализа.
В конце XIX в. усилилось  влияние психологической тенденции  в социологии, имеющей следующие  самостоятельные направления: "психология народов", тесно связанное с  этнографией; "групповая психология"; "интеракционизм" (от лат. interaction - взаимодействие), считающее первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие. Результатом поисков явилось появление социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Из её наиболее ярких представителей нужно отметить Гюстава Лебона (1841-1931) и Габриэля Тарда (1843-1904).
Если сторонники рационализма признавали естественные права человека и право народа на собственное разумное установление своего общественного устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкий социолог Фердинанд Теннис (1885-1936).
Одним из крупнейших социологов XIX в. является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом (1812-1895) разработал концепцию общественно-истрической формации, обусловленной материалистическим пониманием истории (исторический материализм), а также провёл детальный научный анализ современного ему капиталистического общества. Именно К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса цивилизации.
Таким образом, в XIX в. создались предпосылки для  превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку  и это событие нужно также  связывать, прежде всего, с именами  таких выдающихся европейских социологов, как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет  исследования с целью поиска исходных, базовых элементов, с помощью  которых можно было бы прийти к  пониманию закономерностей общественного  развития. Социология, по его мнению, должна быть "понимающей", поскольку действия индивида - "субъекта" социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий. Средством обобщения всего многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие "идеальный тип", которое и служит главным инструментом познания. "Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении учёных и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее типичных социальных фактов". Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности.
По Веберу, все  социальные факты объясняются социальными  типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности, оперируя такими идеальными типами, как "капитализм", "бюрократия", "религия", "государство" и др. На основе приложения к политике такого понятия, как "социальное действие", Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):
ѕ легальный тип, при котором как управляемые, так и управляющие подчиняются не конкретной личности, а закону;
ѕ традиционный тип, обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;
ѕ харизматический тип, основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.
Социология, по его мнению, должна основываться на бесстрастных научных суждениях  максимально свободных, как от разного  рода личных пристрастий учёного, так  и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической  школы, практически первым попытался  теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет  научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разработаны методология  и методы социологических исследований, которые позволили подвести под  социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон  о трёх стадиях интеллектуального  и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности  в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил  идею "коллективности" - примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал  и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают "социальные факты" , которые существуют вне индивида и их можно изучать как вещи, к тому же они оказывают на индивида принудительное воздействие. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал "коллективным сознанием".
Э.Дюркгейм много  внимания уделял изучению форм и видов  поведения людей в моменты  общественной дезорганизации. Состояние  общества, которое характеризуется  отсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил  термином "аномия" (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть "хорошо", а что есть "плохо". Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.
Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих современных социологических теорий и структурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма  в понятии "социологизм". Центральной  же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества - традиционному  или современному.
Таким образом, в классическом периоде развития социологии можно выделить такие  главные черты:
1) произошла  структурализация уровней социологического анализа общества;
2) сформировались  различные школы, направления,  теоретико-методологические подходы  в социологии;
3) существенно  обновилось само социологическое  знание.
Развитие  социологии в России
Общественная  жизнь, а также мировоззренческие  теории её представителей в России отличались определённым своеобразием по сравнению с социальными теориями Запада. Этому имелся ряд причин.
Во-первых, в  течение длительного времени  проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью  художественных средств.
Во-вторых, возникновению  социологии в России предшествовал  подготовительный этап, совпавший с  развитием двух мировоззренческих  ориентаций: западнической и славянофильской.
В-третьих, самой  главной особенностью начального этапа  развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух широких течений, складывающихся на основе идей Запада, - позитивизма и марксизма.
Развитие социологической  мысли в России принято обычно разделять на три основных этапа: с середины XIX в. до1918 г.; с начала 20-х гг. до конца 50-х гг. XX в.; с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.
Первый этап - институционализация, несколько отставал от аналогичного процесса на Западе. Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 году. В 1912 году утверждается социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета, а в 1916 году создаётся Русское  социологическое общество имени  М.Ковалевского. В начале этого этапа  российская социология характеризуется  явно выраженным критико-методологическим направлением с преобладанием редукционизма (сведения к простому, упрощения) и натурализма различных оттенков. Яркими представителями этого периода являются такие крупные русские мыслители, как П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.Н.Михайловский (1822-1904). Они развивали этико-субъективное направление в социологии, в центре которого было выявление закономерностей и направленностей развития общества с акцентом на теории общественного прогресса. А роль разделения труда в общественной жизни они начали изучать ещё до Э.Дюркгейма.
Согласно их концепции мерилом и главной  движущей силой общественного прогресса  является критически мыслящая, творческая личность - "инновационный субъект". Эта инновационная личность достигает  наивысших и передовых результатов  своей деятельности, сообразуя её с политическими устремлениями  и нравственными идеалами тех  общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса. Поэтому можно сказать, что П.Лавров и Н.Н.Михайловский были родоначальниками инновационной социологии или теории личности.
Также заметное место в первом периоде занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916), который ведущую роль отводил  учению о социальном прогрессе. Социальный прогресс, по его мнению, выражался  в развитии солидарности между социальными  группами (классами, народами). Ковалевский  критиковал однофакторные теории, поскольку  основная задача науки ему виделась в том, чтобы выявлять сущность солидарности общественной жизни, описывать и  объяснять многообразие её форм. В  своих работах он активно использовал  сравнительно-исторический метод и  впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе  социологии. Ковалевский был активным продолжателем такого западного  классического направления, как  позитивизм.
Помимо академической  социологии в России большое развитие получили идеологическая и политическая социологии. Идеями религиозной социальной философии (христианским гуманизмом) занимались такие русские мыслители, как  И.Киреевский, А.Хомяков, К.Леонтьев, Вл.Соловьёв, Н.Бердяев и др. Они критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания.
Параллельно с  этим в России развивалась социология марксизма в виде двух основных теорий: "ортодоксального марксизма" (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин) и "легального марксизма" (П.Б.Струве, М.Туган-Барановский, Н.Бердяев и др.). Главный смысл марксистской теории - это выяснение сущности собственности и раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.
Экономическое направление представлял Пётр Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и по сей день входят в обязательный курс изучения социологии даже в Оксфорде. Ещё в начале XX в. он одним из первых высказал такие актуальные идеи о том, что:
- общество подвержено  социальной дифференциации;
- существует  чёткая взаимосвязь экономического  и социального развития, но о  невозможности одновременного и  параллельного реформирования в  этих сферах;
- развитие капитализма  обязательно должно происходить  при наличии таких важных факторов  социальной стабильности, как появление  широкого среднего класса, усовершенствование  системы образования, развитие  промышленности и, наконец, при  определённой социальной уравновешенности  общества.
Виднейшим представителем исторического направления был  Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его основной заслугой является обоснование  и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примерно как живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель. Каждую культуру движет исторический этнос.
Второй этап развития социологии в России характеризуется  нарастанием процесса институционализации  и приобретением социологической  наукой статуса социального института.
В 1918-1919 гг. в  Петроградском и Ярославском  университетах были созданы кафедры  социологии и введена учёная степень  по социологии. Социологическое отделение  в Петроградском университете возглавил  Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший русский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад в социологию, чей вклад  в науку до сих пор не оценён в должной мере.
После высылки  из России в 1922 году он жил и работал  в США, где опубликовал ряд  крупных работ мирового значения. Основным его вкладом в мировую  науку считается разработанная  им теория социальной стратификации  и социальной мобильности, а также  теория конвергенции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.