На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль и место планирования в системе организации управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение…………………………………………………………….2
    ГЛАВА 1. Теоретические аспекты планирования……………......5
    1.1. Планирование как наука. Ее  объект, предмет и методы…….5
    1.2.Структура  процесса планирования…………………………….9
    1.3. Принципы планирования………………………………………9
    ГЛАВА 2. Система планирования в организации………………..11
    2.1. Формы планирования и виды  планов………………………...11
    2.2. Факторы, влияющие на выбор  формы планирования……….15
    2.3. Организация внутрифирменного планирования……………..18
    2.4. Процесс планирования…………………………………………23
       2.5. Структура плановых органов на предприятии……………….24
    ГЛАВА 3. Типы планирования……………………………….........26
    3.1 Стратегическое планирование……………………………........26
    3.2. Тактическое планирование………………………………….....29
            ГЛАВА 4. Анализ стратегического планирования в
           деятельности копании   “Дженерал Электрик”…………………...32
        4.1. Стратегическая позиция в 1981 г……………………………...32
        4.2. Истоки стратегического планирования ………………………33
        4.3. Начальная стадия введения стратегического планирования..35
        4.4. Реализация стратегического планирования: 1972-1977 гг…..39
        4.5. Интеграция стратегического планирования: 1977-1980 гг….44
        4.6. GE в 1980 г.: призыв к росту…………………………………..49
    Заключение. ………………………………………………. ……….55
    Список  литературы…………………………………………………56 
 
 
 

Введение.
     Прежде чем начать любое дело, человек должен тщательно обдумать, что именно, к какому сроку и с помощью каких средств необходимо сделать, чтобы достичь конечного результата. Итак, первым (и основным) звеном процесса управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки целей и поиск средств их выполнения. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода реализации процесса, направленного на достижение поставленной цели. 
      На предприятии процесс управления сводится не только к организации работы оборудования, но и к управлению персоналом и отношениями, возникающими в процессе производства. Таким образом, можно говорить, что управление - это определение целей деятельности и организация работы коллектива так, чтобы эти цели достигались по завершении этой деятельности. В процессе управления реализуется ряд функций, характеризующих деление (специализацию) труда в сфере управления и определяющих основные стадии разработки управленческих решений. 
     Управление можно представить как процесс анализа, планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы достичь цели наиболее эффективным путем. По словам известного исследователя в области управления П. Друкера, деятельность предприятия в условиях рыночной экономики должна быть результативной и эффективной. При этом результативность является следствием того, что «делаются нужные и правильные вещи», а эффективность - следствие того, что «эти вещи создаются правильно». Эффективность достигается, прежде всего, правильно осуществляемым процессом управления, сочетающим взаимосвязанные функции планирования, организации, мотивации и контроля при приоритете первой. Каждая из этих функций объединяет управленческую деятельность определенной направленности процессе производства.

      Объективность приоритетности функции планирования над другими функциями управления заключается в том, что именно планирование определяет цели и задачи реализации других функций управления, исходя из целей развития предприятия. М. Мескон указывал, что «планирование - это зонтик, под которым укрываются все функции управления». Так что от уровня планировки во многом зависит успех управленческой деятельности, ее эффективность. 
     Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что все функции управления органически взаимосвязаны. Поэтому, в свою очередь, от успешной реализации каждой из них зависит эффективность планирования в целом. Например, создание оптимальной структуры организации невозможно без наличия четкой стратегии (плана) ее развития, поскольку разные задачи требуют соответствующей производственной структуры. В свою очередь, эффективность планирования во многом зависит от эффективной организации работ на всех уровнях, а это - вопрос функции организации. 
      Особенно тесными являются связи планирования и контроля как двух основных функций управления. Хотя контроль имеет подчиненный характер относительно планирования, но без организации надлежащего контроля нельзя организовывать планирование как непрерывный процесс, так как для этого необходимо постоянно сравнивать (контролировать) достигнутые результаты с плановыми показателями. В процессе контроля получают информацию, характеризующую состояние экономики предприятия, и выявляют отклонения фактических показателей от плановых. Устранение выявленных отклонений обеспечивает «саморегулирование» системы. Учет и анализ достигнутых результатов завершают цикл принятия управленческого решения и готовят информацию для осуществления нового цикла процесса планирования.    

      
 
 
 

    ГЛАВА 1. Теоретические  аспекты планирования.
    1.1. Планирование как наука. Ее объект, предмет и методы.
         Планирование как наука представляет  собой совокупность систематизированных  знаний о закономерностях формирования  и функционирования различных  хозяйственных систем. Роль науки планирования, как потребность в ней со стороны общественного производства, возрастает. К факторам, обуславливающим возрастающую роль науки планирования, можно отнести:
    а)  рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, что требует улучшения координации процессов производства, распределения, обмена и потребления;
    б)  рост числа управленческих кадров, который усиливает требования к уровню организации его работы и подготовке;
    в)  расширение и усложнение международных связей;
    г) изменение методов хозяйствования, переход к рыночным отношениям, что требует кардинальной перестройки системы планирования на всех уровнях управления экономикой;
    д) развитие научно – технического прогресса;
    е) морально-политические аспекты, связанные с необходимостью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни, повышения материальной и моральной заинтересованности работников и т.п.
       Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований.
       Предметом являются отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.
    Принятие  плановых решений всегда связано  с использованием ресурсов.  Другими  словами, план – это тот или  иной вариант использования ресурсов предприятия.
    Классификация ресурсов может быть различной. Но на практике чаще всего выделяют следующие  группы ресурсов:
    - Трудовые ресурсы. Часть трудоспособного населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы на предприятии. Это кадры предприятия
      –  Производственные фонды. Средства производства, выраженные в стоимостной форме.
    Из  них выделяют:
    основные  производственные фонды (часть производственных   фондов, участвующая в   процессе производства длительное время)
    непроизводственные  фонды (жилые дома, детские и спортивные учреждения, то есть фонды, участвующие в социальной деятельности предприятия)
    оборотные фонды (часть производственных фондов, целиком потребляемая в каждом производственном цикле)
    фонды обращения (обеспечивают бесперебойность процесса реализации продукции и закупки сырья).
    Инвестиции. Финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных   ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.
    – Информация.
    В последней четверти XX века информация стала для промышленно развитых стран одним из наиболее важных национальных ресурсов, который определяет экономическую  мощь страны. Председатель программы  по формированию политики в области  информационных ресурсов, профессор  Гарвардского университета А.Оеттингер  считает, что наступило время, когда  информация становится таким же основным ресурсом, как материал и энергия.
    Как и всякий  ресурс, информация имеет свою технологию обработки. Информация является единственным видом ресурсов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному и эффективному использования всех других ресурсов.
      – Время. Важнейший ресурс, который присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке различных предпринимательских проектов. Время может рассматриваться как цель и как ограничение. Время как ресурс присутствует при принятии любых плановых решений.
    – Предпринимательский талант. Особый вид людских ресурсов, представленный деятельностью по координированию и комбинированию всех других ресурсов. Это невозобновляемый   ресурс, связанный с личностью конкретного человека.
         Объектом является деятельность организации, под которой понимается выполнение ей своих функций: хозяйственной деятельности, социальной и экологической.
        Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. В состав методов этой науки входят:
    I.Конкретно-исторический  подход.
    Предусматривает изучение отношений планирования как  процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов. Все  процессы планирования рассматриваются  в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны
    II. Системный подход.
    Системный подход предполагает рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития. Возможность разделения  системы на подсистемы и исследования их взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как на все другие подсистемы, так и на систему в целом.
        Суть системного подхода вытекает из его принципов: динамичность системы, взаимодействия, взаимозависимости явлений и элементов системы, комплексности, целостности, иерархичности, главного звена.
    III. Комплексный подход.
    Так же, как и системный, он предполагает рассмотрение явлений в их связи  и зависимости. Однако комплексный  подход является более широким понятием, поскольку реализуется с помощью  системного.
    Комплексный подход предусматривает:
    - совместное  использование методов исследований  нескольких наук;
    - рассмотрение  всей совокупности целей планирования  по уровням;
    - рассмотрение  различных проблем планирования  с точки зрения временных интервалов  и т.д.
    IV. Эксперимент.
    Представляет  собой метод поиска или уточнения  взаимосвязи социально-экономических  явлений опытным путем. В планировании эксперимент, как и моделирование, служит для проверки намеченных решений.
    Необходимые условия эксперимента:
    сохранение сущности общественного и государственного строя;
    недопустимость ущемления интересов населения;
    наличие контрольного объекта;
    хозяйственная значимость планируемого нововведения.
    V. Моделирование.
    Сущность  моделирования заключается в  создании такого аналога планируемого процесса, в котором отражены его  важнейшие, с точки зрения цели исследования, свойства и опущены второстепенные черты.
    В планировании моделирование применяется  в следующих случаях:
    - когда  необходимо разработать   проект системы, не создавая его в реальной жизни
    - когда  эксперимент в условиях реальной  системы связан с ее разрушением.
    VI. Методы специальных  исследований.
    В планировании имеются процессы, поддающиеся  количественному измерению. Есть и  такие, которые невозможно измерить количественной оценкой (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Поэтому   становится ясно, что необходимо проводить социальные исследования. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а так же с применением   других методов.
    1.2.Структура процесса планирования.
    Сам процесс планирования проходит в  четыре этапа:
    Разработка общих целей;
    Определение конкретных, детализированных целей на заданный период;
    Определение путей и средств их достижения;
    Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими, и корректировку целей.
    Планирование  на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется  хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые  аспекты функционирования экономической  системы не поддаются оценке, например, действия конкурентов, экономические  циклы, забастовки, политическая обстановка. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана  предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее  предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для  руководства, чем на крупных). Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер. 

    1.3. Принципы планирования
    А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их «общие черты  хорошей программы  действия»:
    единство;
    непрерывность;
    гибкость;
    точность.
    Позднее, современный ученый-экономист Р.Акофф  назвал еще один принцип – участие. 
    Принцип единства предполагает, что планирование в организации имеет системный (комплексный)
    характер; это означает единство целей как  для вертикальной управленческой иерархии, так и 
    горизонтальных  связей.
    Принцип участия рассматривается в тесной связи с принципом единства. Он означает, что работник
      предприятия независимо от занимаемой  и выполняемой функции становится  участником планируемой 
    деятельности.
    Принцип непрерывности означает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным
      исходя из следующих предпосылок:
    -изменение  внешней среды может носить  непредсказуемый характер и потребует  корректировок плана;
    - не  всегда возможно предусмотреть  изменение во внутренней сфере.
    Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенны
    е производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности
    плановиков. Они должны быть достаточными для  достижения поставленной цели, не завышенными  или
      заниженными. 
Принцип точности связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны

    быть  максимально приближены к существующим возможностям предприятия. 

    ГЛАВА 2. Система планирования в организации.
    2.1. Формы планирования  и виды планов.
    Планирование  является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики. По   содержанию и   форме   проявления различают следующие виды   (формы) планирования и виды планов.
    1.     С точки зрения обязательности плановых заданий:
    - директивное
    - индикативное  планирование
    Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.
    Индикативное  планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития.  Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.
    В процессе деятельности при составлении  перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем  планировании – директивное. Два  этих планирования должны дополнять  друг друга, быть органически увязаны.    
    2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации плановых расчетов принято различать: 
    - долгосрочное  планирование (перспективное)
    - среднесрочное  планирование
    - краткосрочное  планирование (текущее)
    Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию организации, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
          Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования.   По форме они представляют собой один и тот же процесс, но различаются по содержанию. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гадание, а не научным предвидением.
    Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.
    Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
    3.     По содержанию плановых решений выделяют:    
     - стратегическое планирование    
     - тактическое планирование    
     - оперативно-календарное планирование     
     - бизнес-планирование
          Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.
         Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней  и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.
            Тактическое планирование. Процесс создания предпосылок для реализации этих новых возможностей. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды.
          Оперативно - календарное планирование. Является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача данного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
          Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
    4.Также могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.
    I. По степени охвата:
    общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
    частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;
    II. По объектам планирования:
    целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;
    планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);
    программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;
    планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров;
    III. По сферам планирования:
    планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);
    планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);
    планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);
    планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);
    планирование инвестиций, финансов и т.д.
    IV. По глубине планирования:
    агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;
    детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;
    V. По координации  частных планов  во времени:
    последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;
    одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;
    VI. По учету изменения  данных:
    жесткое планирования;
    гибкое планирование;
    VII. По очередности  во времени:
    упорядоченное (текущее) планирование, при котором о завершении одного плана разрабатывается другой план, (планы чередуются последовательно один за другим);
    скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
    внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.
    2.2. Факторы, влияющие  на выбор формы  планирования.
            В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.
    Выбор той или иной формы планировании зависит от многих факторов. Доминирующее положение среди них занимает специфика предприятия
           Среди множества факторов, влияющих на форму планирования можно выделить три основные:
    а) Факторы, обусловленные спецификой фирмы (концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации управления фирмой, географическое расположение фирмы и т.п.)
    Здесь содержание плана принимает различные  формы в зависимости от общих условий воспроизводства, научно-технологического развития, методов и особенностей управления фирмой.
         Важнейшим из факторов, определяющих внутрифирменного планирования, является концентрация капитала. Концентрация капитала усиливается за счет процессов диверсификации и интернационализации капитала.
           Влияние научно-технического прогресса на производственный процесс и управление им выражается в усложнении разделения труда и выпускаемого изделия и, как результат, усложнение организационно – технической структуры предприятия и объединения.
    Это выдвигает жесткие требования к  координации участников производства, необходимости планирования их совместных усилий.
          Немаловажное значение имеет и тот факт, что в последнее время в экономике многих стран наблюдается значительное отставание темпов роста платежеспособности населения от темпов роста производственных мощностей. Данное обстоятельство приводит к усилению роли сбыта в деятельности компаний. В этом случае маркетинг становится важнейшим объектом планирования на предприятии.
         Существенное влияние на процесс внутрифирменного планирование оказывает механизация и автоматизация управления, что нашло свое отражение в формах и методах планирования. Так как позволяет улучшить степень согласованности и сбалансированности планов различных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений предприятия, повышает общую культуру плановой работы и т.п.
    б) Факторы внешней среды.
         Внешняя среда влияет на форму планирования через две группы факторов: прямого и косвенного воздействия.
        Группа факторов прямого воздействия включает такие факторы, которые определяют непосредственной влияние на принимаемые плановые решения в форме различных   условий и ограничений.   Субъектами такого влияния   могут быть поставщики и потребители, конкуренты профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т.п.
    В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение, но они могут сказаться на реализации решения посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решения, изменение условий его реализации и т.д. Сюда можно отнести состояние экономики, международные события, политические факторы, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы и т.п.
        Подвижность среды - это скорость изменений в окружении предприятия. Для различных субъектов хозяйствования эти изменения могут быть различной интенсивности. Например, для предприятий электронной, фармацевтической и химической промышленности внешняя среда изменяется более быстрыми темпами, чем для кондитерской промышленности или предприятий по производству запасных частей к автомобилям.
    в) Критерии, обусловленные  спецификой процесса планирования.
    В каких бы хозяйствующих субъектах  процесс планирования ни осуществлялся, он всегда имеет одну и ту же структуру, должен соответствовать типовым  требованиям, что также касается на выборе конкретных форм планирования.
    Например, при выборе формы  планирования решающую роль могут играть следующие критерии:
    Полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть учтены все события и факторы, имеющие значение для принятия решения. Наличие таких условий позволяет составить полный план, сопряженный с системой частных планов.
    Детализация планирования, означающая необходимость определения с достаточной степенью подробности всех планируемых показателей.
    Точность планирования, которая должна быть достаточно высокой для достижения поставленной цели.
    Эластичность и гибкость планирования. Данные требования означают возможность плана приспосабливаться к изменению различных условий. В противном случае появляется опасность его отрыва от реальных условий, в которых идет реализация плана.
    Критерием эффективности внутрифирменного планирования является так же степень его использования  на практике как руководства к  действию. Многие руководители и специалисты  часто отмечают, что план предприятий  «не работают». При тщательном анализе  выясняется, что они и не могут  работать. Это происходит главным  образом потому, что планы охватывают слишком длительный период, распространяются на очень большие системы и сталкиваются с огромным числом случайных процессов и событий. Поэтому в системе внутрифирменного планирования необходимо иметь организационную структуру, обеспечивающую постоянную корректировку планов в соответствии с изменениями внешней среды и внутренних   условий.
    И так рассмотренные факторы оказывают  существенное влияние на методы и  организацию внутрифирменного планирования, что приводит следующему: 
    - появляется необходимость   разделения функций в управлении предприятием и планирования его деятельности.
     - повышается сложность плана. Он становится комплексом различных показателей, мероприятий, различных по характеру, срокам, исполнителям.
    - планирование превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, которая может осуществляться при определенных экономических, материальных условиях. Службы внутрифирменного планирования превращаются в своеобразный инструмент концентрации и контроля капитала. Таким образом, планирование, будучи во многом результатом концентрации капитала, превращается в важнейший фактор централизации капитала.
    2.3. Организация внутрифирменного планирования.
    План  предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:
    - плановый  персонал, сформированный в организационную  структуру;
    - механизм  планирования;
    - процесс  обоснования, принятия и реализации  плановых решений (процесс планирования);
    - средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное,  организационное и лингвистическое  обеспечение).
    Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования  процессов производства и управления предприятием. Если теория планирования раскрывает закономерности и принципы обоснования плановых решений, то организация  планирования исследует процессно-структурный аспект.
    1.     Плановый персонал.
    Сюда  входят все специалисты, которые  в той или иной мере выполняют  функции планирования. Причем для  одних из них плановые функции  могут быть основным видом деятельности (например, для сотрудников планово-экономического отдела), а для других – сочетаться с другими видами деятельности (например, специалисты конструкторского отдела могут наряду с планированием   конструкторской подготовки производства заниматься конструированием новых   изделий).
    При формировании служб планирования предпочтение отдается экономистам и инженерам данного профиля производства.
    2.Механизм планирования.
        Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения, и обеспечивается их реализация. Если организационная   структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то
    механизм  раскрывает внутреннее строение и содержание системы планирования.
    Механизм  планирования   включает в себя:
      аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия;
      функции планирования
      методы планирования.
        Перечисленные компоненты   механизма планирования   взаимообусловлены как элементы одной системы. Логика этой связи заключается в следующем: законы развития производства, включая экономические законы, законы техники и технологии, кибернетики, законы развития общества и т.д., порождают цели и задачи функционирования   предприятия; цели и задачи определяют   функции планирования, которые обуславливают   соответствующие   методы планирования.
    а) Цели и задачи планирования.
         Переход к рыночной экономике существенным образом изменяет систему целей и задач предприятия, которая в плановой экономике задавалась директивно. В общем виде постановку целей можно определить как процесс принятия плановых решений, который предшествует будущему действию. Цели деятельности всех структурных подразделений предприятия должны быть увязаны между собой.
       Только руководство высшего звена способно обеспечить оптимальное соединение целей и задач отдельных подразделений с общими целями деятельности предприятия.
    Система целей предприятия зависит от компонентов:
    - внешних  возможностей и ограничений (характер  внешней среды, которую в отношении  целей можно структурировать  на экономическую, технологическую  и правовую)
    - внутренние  возможности и ограничения (определяются  трудовыми ресурсами финансовыми  ресурсами, материальными ресурсами)
    - склонность  к риску
    Система целей деятельности предприятия  должна соответствовать следующим  требованиям:
    Они должны быть функциональными, чтобы руководители различных уровней могли легко трансформировать   цели, которые ставятся на более высоком уровне, в задачи для нижестоящих уровней;
    Должна быть установлена   временная связь между долговременными и краткосрочными целями;
    Цели должны периодически пересматриваться, чтобы внутренние возможности соответствовали   имеющимся условиям;
    Цели должны обеспечить необходимую концентрацию ресурсов и усилий;
    Необходимо всегда ставить систему целей, а не одну цель;
    Цели должны охватывать все сферы   деятельности предприятия.
    б) Функции планирования.
    Под функциями планирования понимаются обособившиеся  виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, то есть любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия.
    В состав функций планирования входят следующие:
       1)     Уменьшение сложности.  
    Важнейшей функцией планирования является преодоление  реально существующей сложности  планируемых объектов и процессов.
       2)     Мотивация.
    С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование  материального и интеллектуального   потенциала предприятия.
           3)  Прогнозирование.
    Одной из функций   планирования является как можно более точное прогнозирование   состояния как внешней, так и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана.
      Обеспечение безопасности.
    Планирования  должно учитывать фактор риска, чтобы  избежать или уменьшить его.
      Оптимизация.
    В соответствии с данной   функцией  планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших, с точки зрения ограничений, альтернатив использования ресурсов.
            6)     Функция координации и интеграции.
    Планирование  должно объединять людей, как в процессе разработки плана, так и в процессе его реализации. Так же должно предотвращать  конфликты, учитывать интеграцию различных  сфер деятельности предприятия.
           7)     Функция упорядочения.
    С помощью планирования  создается единый порядок действий всех работников предприятия.
        8)     Функция контроля.
    При помощи планирования можно наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализировать работу всех подразделений  предприятия.
       9)    Функция документирования.
    Планирование   обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.
      10)    Функция воспитания и обучения.
    Планирование  оказывает воспитательный эффект   посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.
    в) Методы планирования.
    Под методами планирования понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи.
    Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два  аспекта.
    - направление  планирования;
    - средства  обоснования плановых параметров.
    В практике планирования можно   выделить три направления планирования:
    Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»).
    При этом способе   планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые в дальнейшем интегрируются в верхней ступени, образуя план предприятия.
    Ретроградный метод («сверху вниз»).
    В этом случае  процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения   должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
    Круговой метод (встречное планирование).
    Он  представляет собой синтез рассмотренных  выше методов. Круговой метод предусматривает  разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный  план по системе детализированных показателей. При этом в планы включаются наиболее удачные решения.
    2.4 Процесс планирования.
         Как целесообразная деятельность людей в процессе планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана.
    Процесс планирования содержит следующие этапы:
      Определение цели планирования.
    Цели  планирования являются решающими фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и  контроле за ходом их реализации.
      Анализ проблемы.
    На  этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и  формируется конечная ситуация. 
      Поиск альтернатив.
    Этот  этап подразумевает поиск подходящих действий среди возможных путей  разрешения проблемной ситуации. 
      Прогнозирование.
    Формируется представление о развитии планируемой  ситуации. 
      Оценка.
    Проводятся  оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы. 
      Принятие планового решения.
    Выбирается  и оформляется единственное плановое решение.
    Средства, обеспечивающие процесс планирования:
    Средства, обеспечивающие процесс планирования, позволяют автоматизировать технологический  процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до   принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое   обеспечение.
    2.5.  Структура плановых органов на предприятии.
    Внутрифирменное планирование как составная часть  процесса управления предприятием может  иметь следующие организационные  формы:
    - с  централизованными функциями планирования
    - с  децентрализованными функциями  планирования.
    Соответственно  этим формам строится система плановых органов конкретно субъекта хозяйствования.
          В фирме с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, называемая отделом планирования и контроля. Она подчиняется непосредственно президенту или вице-президенту, занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения. При централизованной системе   планирования легче координировать работу взаимосвязанных предприятий. Однако с расширением масштабов деятельности фирмы, усиление процесса диверсификации и появлением многоотраслевых концернов планировать их работу из одного центра становится невозможным.
           При децентрализованной системе  внутрифирменного планирования плановую работу осуществляют по трем уровням. На уровне высшего руководства компанией имеется центральная служба планирования, занимающаяся разработкой только перспективных планов. В каждом производственном отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план комплекса своих предприятий. В этом варианте централизация перспективного планирования и децентрализация текущего способствует повышению инициативы отделений и предприятий в использовании производственных возможностей.
         Степень децентрализации функций планирования в разных фирмах может быть различной. К примеру, перспективное планирование не всегда может быть сосредоточено   только на высшем уровне. В фирмах, где отделения можно сравнить с крупными компаниями, например, в таких как «General Motors», основная работа по перспективному планированию деятельности отделений выполняется в плановых отделах отделений. В этом случае на плановую службу возлагаются функции разработки общей стратегии компании, координации и контроля над   работой плановых служб отделений, проверки состояния текущих финансовых расходов отделений и предприятий.
        Место центральной службы планирования в составе аппарата высшего руководства фирмой может быть различным. Чаще всего она отдалена от основной администрации. Удаление центральной службы осуществляется для того, чтобы ее сотрудники не использовались для разного рода авральных работ и не испытывали   давления со стороны других   управлений высшего руководства фирмы. Это позволяет освободить плановиков от выполнения несвойственных им оперативных функций и сконцентрировать внимание на конкретных проблемах планирования.   
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3. Типы планирования.
    3.1 Стратегическое планирование.
         Теория стратегического планирования получила развитие в 60-е годы XX века. Это явилось началом этапа развития теории управления и планирования.  
      Стратегическое планирование, пришедшее  на смену долгосрочному планированию, отличается от него. Основное отличие – в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. Руководители организаций обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся. Поэтому при планировании ставятся оптимистические цели.  
      В стратегическом планировании  важное место отводится анализу  перспектив организации, выясняются  тенденции, опасности, возможности,  которые способны изменить сложившиеся  и существующие в настоящее  время тенденции. Так же стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия, а также как можно лучше адаптировать   организацию к внешней среде.
         Основной принцип стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.  
      Планирование стратегии устанавливает  общие направления, следования  которым обеспечивает рост и  устремление позиций организации.
      Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, организацией разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации стратегического плана.
         Стратегическое планирование имеет так же свою технологию. Процесс такого планирования включает в себя следующие этапы:
    определение миссии предприятия (Процесс установления смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике)
    формулирование целей и задач функционирования предприятия (Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на фирме)
    анализ и оценка внешней среды (При анализе внешней среды, прежде всего, обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой стороны, открывать дополнительные возможности для нее)
    анализ и оценка внутренней структуры предприятия (анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей)
    разработку и анализ стратегических альтернатив (Этот процесс считается главой частью стратегического планирования, поскольку именно здесь принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится фирма. При разработке стратегии фирма, как правило, сталкивается с тремя вопросами: какие виды деятельности прекратить, какие продолжать, в какой бизнес перейти?)
    выбор стратегии. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
    Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического  планирования.
    Можно выделить четыре стратегические альтернативы.
    Стратегия концентрированного (ограниченного) роста.
    Относятся те стратегии, которые связаны с  изменением продукта или рынка и  не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли (стратегия развития продукта, усиления позиции на рынке, развития рынка).
    Стратегия интегрированного роста.
    Реализуется путем ежегодного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с  предшествующим периодом.
    Стратегии диверсифицированного роста.
    Реализуются в том случае, если фирмы не могут  развиваться на рынке с выпускаемым  продуктом в данной отрасли.
    Стратегия сокращения.
    Оправдана в тех случаях, когда необходима реструктуризация   после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада.
    Виды  стратегий:
    - стратегия  ликвидации;
    - быстрого  успеха;
    - сокращения   расходов.
        Предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно. Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях. Применение стратегий соответственно влечет за собой и составление стратегических планов.
    В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет  жесткой структуры. К выбору его  разделов и показателей каждая фирма  подходит с собственных позиций.     
      В завершении определяются предпосылки  для формирования новых плановых  программ, исходя их того, чего  организации удалось добиться  при реализации планов, и чего  – нет. 

    3.2. Тактическое планирование.
         Тактическое планирование неразрывно  связано со стратегическим планированием,  так как там, где используется  стратегическое планирование, возникает  потребность в тактическом планировании.
         Тактическое планирование означает  уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии.  Под тактическим планированием  понимают планирование действий, которые должны представлять  наиболее эффективные способы  достижения стратегических целей.  Иными словами, тактика является  одной из форм выражения стратегии.  Стратегия и тактика, в общем  плане, имеют родственные цели  и их сущность заключается  в определении средств, с помощью  которых предприятие стремится  к достижению поставленных целей  и заданий. Тактическое планирование  — это детальное планирование, определение и разработка вопросов  в рамках технических линий.  Тактику можно рассматривать  как определенные шаги, ступени  по направлению к вершине —  общей цели, предусмотренной стратегией. Такое планирование должно ответить  на вопрос, как предприятие может  достичь такого состояния.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.