Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия Платона: теория идей, учение о обществе и государстве

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Философия Платона: теория идей, учение о обществе и государстве.
 
 

    
 
Содержание
 
Стр.
 
1. Введение - 3 -
 
2. Жизнь Платона - 5 -
 
3. Философско-литературное  наследие Платона. - 7 -
 
4. Основные понятия учения  об 'идеях' - 8 -
 
5. Учение Платона о государственном  устройстве - 20-
 
6. Заключение - 27 –
 
Список используемой литературы - 29 -
 
 


 
Введение.
 
В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление.
Он жил в древнегреческом  обществе, но как деятель - философ, ученый,
писатель - принадлежит всему  человечеству. Учителем его делает не только
то, что в начале IY в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу,
названную потом Академией, и просуществовавшую несколько  веков. Учение,
излагавшееся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его
преемниками, было полно заблуждений. Основные точки зрения этого учения
не только фантастичны, на наш современный взгляд, но в прямом смысле
слова превратны, глубоко  ошибочны. И все же Платон - один из учителей
человечества. Не будь его  книг, мы не только хуже понимали бы, кем  были
древние греки, что они  дали миру, - мы хуже понимали бы самих  себя, хуже
понимали бы, что такое  философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение,
что такое человек, в чем  трудности его исканий и свершений, в чем их
завлекающая сила. Платоном был создан и разработан один из двух
основных, главных типов  философского мировоззрения. Платон - создатель
философского идеализма.
 
До Платона идеализм выступает  еще в зачаточной, частичной форме. Это
учение пифагорейцев о  переселении и перевоплощении душ. Это учение
италийских философов  Парменида и Зенона о противоположности  достоверного
'знания', добываемого посредством  ума, и надежного, обманчивого
'мнения', доставляемого чувствами.  Это учение Анаксагора, друга  и
учителя Перикла, об 'Уме', который, прикоснувшись в некоторой точке  к
хаосу материальных частиц, внес в них движение и разделение, в
результате которого хаос начал преобразовываться в 'космос'. Это
воззрение мегарцев, представителей одной из сократовских школ,
утверждавших существование 'бестелесных идей'. Но как бы не приближались
к идеализму все эти  учения, творцы их еще были далеки от создания
идеализма как мировоззрения. Даже Сократ, намечающий поворот
древнегреческой философии  от первоначального материализма YI-I вв. до н.
э. к идеализму, был далек  от этого. Он не отделял еще 'идеи' от 'вещей'.
Правда, он утверждал, будто  человек может познавать в  самом себе не
тело, но только душу, так  как лишь душа находится будто  бы целиком в
нашей власти.
 
У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о  человеке, и о
душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и об
языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, - и о
красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями  как бы
'пробных систем' философии,  то Платон создал 'пробную систему'
идеализма.
 
В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько  занимали
ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как
ученый. Такими были специальные  вопросы математики, астрономии
(космологии), музыкальной  акустики. Учение Платона - глава  не только в
истории античной философии, но и в истории античной науки. Школа Платона
одна из школ античной математики. Изучение математики Платон
рассматривал не в плане  одной лишь педагогики - как стадию в воспитании
ума, как тренировку логическую и диалектическую, - но и в плане  задач
положительного знания. Платон-философ  неотделим от Платона-математика.
 
Многогранность его дарования  удивительна. В нем не только философ
сочетается с ученым. В  свой черед философ и ученый неотделимы в нем от
художника: поэта, драматурга. Платон излагал свои философские  и научные
идеи в литературных произведениях. Оригинальным было здесь не само
соединение философской  и научной мысли с литературной формой. В этом
отношении у Платона были предшественники.
 
Как ученый крупного стиля, Платон мыслит гипотезами, но эти гипотезы
становятся у него мифами. При этом он не приспособляет к  своим точкам
зрения, всем известные мифы, но щедро создает мифы заново с  неистощимым
и мощным воображением, смело  и изобретательно. Он излагает свои идеи не
в трактатах, не в докладах, не в статьях, а в диалогах. Диалоги  эти -
сцены, еще лучше сказать - философские комедии и драмы.[1]
 
 


 
Жизнь Платона.
 
Сведения о жизни Платона  скудны, неполны и противоречивы. Платон родился
в знатной и богатой  семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. Со
стороны отца, Аристона, род  Платона восходит к последнему царю Аттики
Кодру, а со сторона матери, Периктионы, - к семье родственников
знаменитого законодателя Солона. Дом этот был воспет Анакреоном и
другими греческими поэтами. Родственником матери Платона был  также
известный афинский политический деятель, впоследствии тиран, Критий.
 
По-видимому, именно Критий ввел Платона в круг Сократа и его  учеников.
Философская деятельность Платона  началась не очень рано. Есть предание,
будто ей предшествовали занятия  атлетикой и даже успешные выступления  на
истмийских состязаниях, а также опыты Платона в  области художественной
литературы, музыки и живописи. Впоследствии Платон, как верно заметил
Теодор Гомперц, не то чтобы  отрекся от них, но скорее поставил свои
художественные склонности и дарования на службу философии. Еще до
вступления в число  учеников Сократа Платон учился философии  у Кратила
(последователь Гераклита).
 
С годом гибели Сократа (336) заканчивается первое пребывание философа в
Афинах. Платону было в  это время двадцать восемь лет. Он покидает родину
и возвращается в Афины  только через двенадцать лет. За это  время Платон
побывал в Египте, Кирене, Южной Италии и Сицилии.
 
Впечатления и сведения, вынесенные из пребывания в Египте, сыграло
важную роль в формировании научных и политических воззрений  Платона.
Хотя Египет испытал в 525 г. до н.э. вторжение персов, социальный и
политический строй государства  не был поколеблен. По видимому, особо
сильным оказалось произведенное  на Платона впечатление от бытовавших в
Египте фиксированных  форм разделения труда, а в области  науки - от
практиковавшихся там  форм обучения арифметике. Наиболее длительным было
пребывание Платона в  Гелиополе, центре египетской религии.
 
Из Египта Платон прибыл на побережье африканской Кирены. Здесь  он
общался с видными греческими астрономом и сведущими в музыкальной
акустике математиком  Феодором, которого он впоследствии вывел  как
действующее лицо в трех своих  диалогах.
 
Вслед за пребыванием в  Кирене последовал переезд Платона  в Южную Италию,
так называемую Великую Грецию. Здесь было много основанных греками
городов, среди которых  большим успехом пользовалось учение пифагорейцев.
Одной из задач Платона  в его путешествии в Италию было ознакомление с
этим учением, в особенности  с результатами математических исследований
учеников Пифагора. В это  время центром деятельности пифагорейцев был
Тарент. Крупнейшей умственной силой Тарента был тогда пифагореец Архит,
государственный деятель, стратег  и ученый: математик, физик, механик.
 
В 389—387 гг. до н. э. Платон посетил  Италию и Сицилию. В Сицилии
случилась какая-то коллизия между ним и Дионом - родственником
сиракузского тирана Дионисия. Этот конфликт закончился для Платона
рабством, из которого выручил  философа пифагореец Архит, заплатив 30
мин. Когда друзья Платона, собрав деньги, решили погасить Архиту долг,
тот от денег отказался. Тогда  Платон на эти 30 мин купил сад, носивший
имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую  школу. (Сад
героя Академа был у  афинян обычным местом прогулок. Гиппарх, сын тирана
Писистрата, обнес его  стеной, Кимон превратил эту местность  из
запущенной и безводной  в хорошо орошаемую рощу с тенистыми  аллеями и
устроил там гимнасий.)
 
Вскоре вокруг Платона  собрались ученики. Часть из них  пришла в Академию
для изучения наук, и, прежде всего математики. Уже для принятия в школу
требовались определенные математические знания. Школа Платона – это
целая эпоха в истории  античной математики.
 
Остаток своей долгой жизни  Платон провел в Афинах. Попытка  вмешаться в
ход политических событий  и перестроить общество принесла ему горькое
разочарование. В последнем  своем крупном произведении - 'Законах' -
Платон отказывается от ряда ригористических черт своей первоначальной
системой воспитания и  политической системы.
 
 


 
Философско-литературное наследие Платона.
 
Литературная деятельность Платона продолжалась в течение  полувека.
Платон - первый крупнейший философ  древности, от которого до нашего
времени дошли все (или  почти все) философские сочинения. Он совершил
целый переворот в манере философского изложения. Древнегреческая
философия доплатоновского  времени или, как ее еще называют,
досократовская, излагала свои идеи в форме часто
загадочно-афористического  мудрого поучения, в стихах или  прозе. Сам
предмет размышления философ VI-V веков до нашей эры был ограничен
природой и свойствами пяти элементов, ее составляющих: земли, воды,
огня, воздуха и эфира.
 
За долгие годы творческой деятельности Платона характер его  диалога
заметно менялся. Сам по себе диалог является непременным элементом
драмы. Однако драматичность  может быть разная. Бывает драматизм  сюжетной
завязки, драматизм ситуации, а бывает внутренний драматизм борющихся
идей, противоположных убеждений, отчаянно защищаемых спорящими
сторонами.
 
У Платона мы находим все  оттенки в градациях драматически напряженного
действия, внешнего и внутреннего. Благодаря драматизму мысли, слишком
подвижному и страстному, который и создает диалог, законченность  и
систематичность как бы все  время ускользают в сторону. Но именно эти
бесконечные зигзаги и  каскады мыслей, когда все кипит  и бурлит от все
нового и нового их напора, придают диалогу особое чувство
непосредственного, живого, реального спора.
 
Учения, излагаемые в них, несвободно от противоречий. В некоторых  из них
излагается идеалистическое  учение о бытии и о познании, получившие
наименование 'идей'. Но есть среди сочинений, дошедших под именем
Платона, и такие, в которых  теория эта отсутствует. Есть, наконец, и
такие сочинения, в которых  Платон подвергает собственную теорию 'идей'
серьезной критике. [1]
 
 


 
Основные понятия учения об 'идеях'.
 
Даже люди, не изучавшие  историю философии или поверхностно ее изучавшие,
представляют себе более  или менее смутно, что идеализм есть учение, по
которому истинное бытие  вещей - мысль, идея, понятие. Особенно сильно
действовал укоренению этого  представления в новое время  Гегель. Для
Гегеля действительно  суть бытия вещи и даже мира в  целом есть 'идея'.
Природа - лишь иная форма  существования 'идеи', ее 'инобытие'. О
человеческом обществе и  о сознании общественного человека нечего и
говорить. Это самодвижение той же 'идеи', шествующей по возвышающимся
ступеням сознания вплоть до 'абсолютной' идеи, до ее раскрытия  в
искусстве, религии и философии.
 
Однако в этом своем  содержании идеализм возник отнюдь не сразу. До н.э.
никому из греков даже не снилось, что можно предполагать, будто суть
бытия - 'идея' в гегелевском  смысле этого термина. Правда, элеец
Парменид утверждал, что 'одно и то же есть мысль и то, о чем  она
мыслит', и некоторые историки философии, прежде всего тот же Гегель,
склонны были толковать этот тезис как тезис тождестве  бытия и мысли, в
смысле позднее возникшего идеализма.
 
Изложенное толкование тезиса Парменида вполне соответствует  характеру
ранней древнегреческой  философии. Философия эта возникла не как
идеалистическое, а как  материалистическое воззрение на мир. При этом
первые греческие мыслители  были физики не менее, чем философы. Они
поставили вопрос о физическом первовеществе мира. Даже 'Логос' Гераклита
оказывается понятием физики - физики огня, огненным словом.
 
Но уже в самых ранних философских построениях греков заметны были
зародыши будущих разногласий. Впоследствии разногласия эти привели  не
только к различиям, но и к принципиальной противоположности  материализма
и идеализма.
 
Противоположность эта не сразу возникла, и философия не сразу
воспользовалась термином 'идея' было введено в греческую философию  не
Платоном. Слово это было использовано его старшим современником,
материалистом Демокритом. Имеется  сообщение, что 'идеями' Демокрит
называл свои телесные атомы, или материальные элементы вещей.
 
Слово 'идеи' (ideai) означает у  Демокрита то же, что слово 'формы'
(morphai). По Демокриту, эти  формы-фигуры не воспринимаемы  с помощью
чувств. Их нельзя видеть глазами, осязать пальцами, обонять ноздрями.
Однако существование  и свойства их вполне достоверны для  нашего
познания. В их существовании  нас удостоверяют не чувства, а ум. Для него
'идеи' - формы, открывающиеся  уму в вещах как элементы  бытия этих вещей.
 
Принципиальную перемену в применении термина 'идея' вносит Платон. У
Платона слово 'идея' и близкое  к нему этимологически слово 'вид' (eidos)
также применяется для  обозначения сущности предмета, равно  как и для
обозначения 'формы', 'фигуры', 'облика', 'вида'. У него, как и у
Демокрита, 'идея' (или 'вид') есть форма, постигаемая не чувствами, а
умом.
 
У Демокрита атомы-идеи, или  атомы-формы, недоступны чувствам только
из-за маленькой величины. У Платона идеи-формы, или идеи-виды,
недоступны чувствам потому, что сама природа их отнюдь не та, что
природа вещей чувственного мира. Демокритовские идеи-формы телесны, его
атомы - тела. Платоновские идеи-формы  бестелесны. Иначе говоря,
воззрения Демокрита на формы - материализм, воззрения Платона -
идеализм. 'Формы' Платона - нечувственные  формы, и сознание (или
созерцание) этих форм принципиально  иное, чем познание (или созерцание)
чувственных вещей.
 
Как утверждает Платон, в  философии имеются два разряда, или класса,
философов.[1] Одни допускают, будто существовать может только то, что
может быть воспринимаемо  внешними чувствами; другие - будто  кроме
чувственного воспринимаемого  существует также и бытие бестелесное  и
именно в области бестелесного пребывает истинная сущность.[2]
 
Эту противоположность двух воззрений Платон ярко изобразил  в диалоге
'Софист', где излагается  беседа между странником из  Элеи и Теэтетом. В
ходе беседы выясняется, что  в философии происходит борьба великанов
из-за спора друг с другом о сущности. И мы понимаем это, как  первое
свидетельство о происходившей  в IY в. до н.э. в Древней Греции борьбе
материализма и идеализма.
 
Хотя до Платона в древнегреческой  философии идеализм не существовал  как
учение осознанное и систематически разработанное, хотя Платон как
основатель идеализма  оригинален, но вместе с тем его  мышление опирается
на элементы, которые могут  быть обнаружены предшествующих Платону
философских учениях, религии  и мистике.
 
Немалую роль среди этих учений сыграла философия элейцев, южноиталийских
ученых Парменида и  Зенона. От них Платон усвоил чрезвычайно  важное для
всей последующей философии  различие между сущностью и явлением. Четко
формулирует это различие в одном из важнейших поздних  своих диалогов - в
'Тимее'. 'Прежде всего, - утверждает  Платон, - по моему мнению, надо
различать: что всегда существует и никогда не становится и что  всегда
становится, но никогда не существует'.[3]
 
Платон распространяет это  различие на все предметы исследования. Он
различает сущность прекрасного  и его явлений, сущность доброго  и его
явление и т. д. Из подобных сущностей он уделяет наибольшее внимание
исследованию прекрасного. И это не удивительно. Платон - великий
художник античного мира. Для него вопрос о прекрасном, о  его сути, о его
критериях - один из наиболее захватывающих. О нем он рассуждает в ряде
диалогов: в 'Гиппии Большем', 'Пире', 'Филебе', 'Тимее' и др.
 
Однако прекрасное, которого ищет Платон, не есть все лишь кажущееся. 'Мы
исследовали то, - поясняет Платон, - чем прекрасны все прекрасные
предметы, подобно тому, что  великое велико своим превосходством'.
 
И то же относится, по Платону, ко всем другим классам предметов  и их
свойств. Каждому классу одноименных  вещей чувственного мира
соответствует в мире вещей, постигаемых умом, некая вечная, не
возникающая и не погибающая, безотносительная причина того, что  делает
вещь именно вещью этого  и никакого другого класса. Указать  эту причину -
значит указать в противоположность  явлению истинную сущность вещи.
 
Но возможно ли такое постижение. Он утверждает, что эта задача хоть и
трудна, но разрешима. Она  разрешима, прежде всего, потому, что  предмет
исследования существует объективно, в самой реальности. Эту
безотносительно и объективно существующую причину вещи и ее столь  же
безотносительных и объективных  свойств Платон называет чаще всего
'видом' или 'идеей'. Ни  в одном из своих диалогов  Платон не развивает
свое учение об 'идеях' в  полном и систематическом виде.
 
Но и тексты, в которых  можно было бы искать ответы на все  эти вопросы,
находятся в сочинениях Платона, принадлежащих к различным периодам его
полувековой философской  эволюции. Возможно, что тексты эти  обрисовывают
не различные стороны  единого воззрения Платона, а  различные фазисы в
развитии этого воззрения.
 
Наконец, тексты самого Платона  освещают лишь частичные стороны  проблемы.
Отчасти же о взглядах Платона  по сформулированному выше вопросу  мы
узнаем не из уст самого Платона, а из свидетельств других философов,
например Аристотель. А  именно: Аристотель сообщает, будто  в годы
старости Платон уже отрицал  существование ранее признававшихся им 'идей'
вещей, появляющихся в результате ремесленной и художественной
деятельности человека.
 
Как бы то ни было, внимательное рассмотрение текстов Платона показывает,
что область 'идеи' представлялась ему не совсем однородной, 'одно
плановой': в ней Платон намечает некоторую 'иерархию', которая, однако,
не сложилась у него в четко очерченную систему взглядов.
 
К области 'идеи', во-первых, принадлежат 'идеи' высших по ценности
категории бытия. Таковы 'идеи' блага, истины, прекрасного,
справедливого. Эти 'идеи', которые  немецкий философ Гербарт назвал,
говоря о Платоне, 'идеями' абсолютных качеств.
 
Во-вторых, есть у Платона  также 'идеи' физических явлений и  процессов
(таких, как 'покой' и  'движение', и 'звук', 'огонь').
 
В-третьих, 'идеи' существуют и для отдельных разрядов существ. Есть
'идея' животного, 'идея' человека  и т. п.
 
В-четвертых, иногда Платон допускает  также существование 'идеи' для
предметов, производимых человеческим ремеслом или искусством (таких, как
стол, кровать и т. п.).
 
В-пятых, большое значение в платоновской теории 'идеи' имели,
по-видимому, особенно в исследовании понятий науки, 'идеи' отношений.
Так, доказывается, что определением или оценкой равенства, доступной  не
чувствам, а уму. [4]
 
В понятии об идеи у Платона  сочетается то, что делает 'идею' 1) причиной
(aitia), или источником бытия  вещей, их свойств и их отношений; 2)
образцом (paradeigma), взирая на который  демиург творит мир вещей; 3)
цель (telos), к которой как  к верховному благу стремится  все
существующее.
 
Но есть в этом понятии  еще один аспект, и притом чрезвычайно  важный. В
нем 'идея' Платона сближается со смыслом, который это слово - под  прямым
влиянием именно Платона  получило в обиходном словоупотреблении  у
цивилизованных народов. В этом значении 'идеи' Платона уже  не само
бытие, а соответствующее  бытию понятие о нем, замысел, руководящий
принцип, мысль и т. п.
 
У самого Платона на первом плане стоит антологическое и  телеологическое
значение слова 'идея' в  разъясненном выше смысле. Но так как, по
убеждению Платона, различию видов бытия строго соответствует  различие
видов познания 'идее', т. е. истинно  сущему бытию, соответствует понятие
об этом бытии.
 
По своему историко-философскому источнику и происхождению
гносеологический аспект термина 'идея' восходит у Платона  к учению
Сократа о знании. Именно Сократ определил значение как мысль, и притом
как мысль, направленную на родовые, общие черты предмета, т. е.
определил знание как общее  понятие.
 
В плане познания бытия  и сущностей бытия Платон понятия, или идеи,
относящиеся ко многим одноименным  вещам, называет 'родами' и 'видами'.
'Виды' получаются из 'родов'  в результате разделения 'рода', т.  е.
множества, которое заключает  в себе 'род', на соподчиненные 'роду' части
его полного объема.
 
Исследование 'идеи' есть созерцание умом самих сущностей, а не одних
лишь теней сущностей.[5] Исследованием этим предполагается, во-первых,
метод восхождения умом до 'идеи' как до начал. Этот метод отыскивания  во
многом одного (hen) или общего (ta coina); отыскание единого и общего,
будучи достигнуто, приводит душу к тому, что в понятии или  посредством
понятия душа созерцает саму 'идею' в антологическом смысле слова.
Во-вторых, этим исследованием  предполагается метод нисхождения, идущего
от начал (родов) к видам, или, иначе говоря, метод деления  родов на
виды.
 
Итак, 'идеи' Платона - зримые умом фигуры, или формы, вещей. Но сказать,
что у Платона 'идеи' - формы, еще совершенно недостаточно. 'Идеи ' - не
только сами по себе существующие формы. Платон наделяет их целым рядом
важных свойств. Наиболее полная характеристика этих свойств 'вида', или
'идеи', развита Платоном  при исследовании 'идеи' прекрасного  в диалогах
'Федон', 'Пир', 'Филеб'.
 
По Платону, к созерцанию прекрасного философ поднимается  по ступеням.
Кто поднимается по ступеням созерцания прекрасного не беспорядочно, но в
правильной последовательности, тот в конце этого подъема 'увидит нечто
удивительно прекрасное по природе'.[6]
 
'Он увидит, прежде всего,  что прекрасное существует вечно,  что оно ни
возникает, ни уничтожается, ни увеличивается, ни убывает; далее, что  оно
ни прекрасно здесь, ни безобразно там; ни что оно то прекрасно  в одном
отношении, безобразно в другом; ни что в одном место оно  прекрасно, в
другом безобразно; ни что  для одних оно прекрасно, для  других
безобразно.'[6]
 
Опираясь на эту характеристику, можно установить ряд важных признаков
платоновского определения  прекрасного, и не только его одного, но и
признаков каждого 'вида' ('эйдоса'), каждой 'идеи'. Эти признаки -
объективность бытия 'идеи', ее безотносительности, независимости  от всех
чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства,
времени и т. д.
 
'Идея' противопоставляется  у Платона всем ее чувственным  аналогам,
подобиям и отображениям в мире вещей, воспринимаемых нами посредством
чувств. Чувственные вещи необходимо изменчивы и переходящие, в них нет
ничего прочного, устойчивого, тождественного, постоянного. Напротив,
'идея' прекрасного, т. е.  прекрасна сама по себе, истинно-сущее
прекрасное, не подлежит - так  утверждает Платон - никакому изменению  или
превращению, идея эта совершенно тождественна самой себе и есть сама
сущность.
 
Как 'идея' прекрасное есть сущность, чувственно не воспринимается.
Платон характеризует  сущность, например сущность прекрасного, как
безобразную, бесформенную. Такими чертами характеризуется  истинно сущее
в 'Федре'. Это не лишенность формы, а нечувственный характер образа, или
формы. По разъяснению Платона, в этом диалоге местопребывания 'идеи' -
не чувственно зримые, а 'наднебесные  места' (hyperoyranios topos). Эти
места 'занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно
существующая, зримая лишь кормчему души - разуму'.[7]
 
Только несовершенство нашего способа мышления, только привычка к
чувственному восприятию внушает нам, по Платону, ошибочное
представление, будто 'идеи' находятся в каком-то пространстве подобно
чувственным вещам, которые  представляются нам как обособленные друг от
друга. Согласно утверждению  Платона, источник этой иллюзии - материя.
Под 'материей' Платон понимает, собственно говоря, не вещество, а
постигаемый каким-то 'незаконным рассуждением' род пространства, причину
обособления единичных вещей  чувственного мира. Взирая на этот род
пространства, 'мы точно грезим и полагаем, будто все существующее должно
неизбежно должно находиться в каком-то месте и занимать какое-нибудь
пространство, а то, что  не находится на земле, ни на небе, то не
существует'.[3]
 
Форма, какой является 'идея', по Платону, не чувственная. Только в
несобственном, чрезвычайно  неточном смысле к 'идеям' Платона могут  быть
прилагаемы определения  пространства, времени и числа. В  отношении 'идеи'
они лишь метафоры, употребления. В строгом смысле слова 'идеи', как  их
понимает Платон, запредельны  по отношению к чувственному миру.
 
Здесь мы достигли точки, остановившись  на которой и оглядываясь на
раннее изложенное, мы можем  характеризовать принципиальную основу
философии Платона. Учение Платона  есть идеализм, так как, согласно
Платону, реально существует не чувственное явление предмета, но лишь его
умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность.
 
Но идеализм существовал  в истории философии в двух формах; как идеализм
субъективный и как  идеализм объективный. Для субъективного  идеализма
реально только то, что является человеку в субъективных формах сознания.
Субъективный идеализм антропологичен, он опирается на идеалистически
истолкованные формы человеческого  сознания. Его принцип хорошо выразил
старший современник Сократа  Протагор: 'Человек есть мера всех вещей:
существующих в том, что  они существуют, несуществующих в  том, что они не
существуют'.
 
Напротив, для объективного идеалиста в основе всех явлений  лежат
сущности, бестелесные по своей природе, но существующие объективно,
независимо от субъекта. Поскольку  они бестелесны, учение это - идеализм.
Поскольку они существуют объективно, это объективный идеализм.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.