На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-эмиссионные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые Центральным банком

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение             
Глава 1. Денежно-кредитная система как объект регулирования
1.1. Понятие, структура и сущность денежно-кредитной системы             
1.2. Общая характеристика роли Банка России в регулировании денежно-кредитной политикой             
 
Глава 2. Кредитно-финансовые инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые Центральным банком
2.1. Регулирование норм обязательных резервов
2.2. Политика рефинансирования              19
2.3. Прямые количественные ограничения              30
 
Глава 3. Денежно-эмиссионные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые Центральным банком
3.1. Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты).             
3.2. Таргетирование денежной массы             
3.3.  Эмиссия облигаций от своего имени              37
Заключение             
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСТОЧНИКОВ.             

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Актуальность тематики курсового исследования обусловлена тем, что кредитная и денежная системы как важнейшие звенья системы финансов призваны способствовать выполнению целого ряда задач публичного характера. Политика любого государства напрямую связана с процессом аккумуляции, распределения и использования денежных средств. Именно поэтому финансовая политика и ее реализация напрямую зависят от достижения тех задач, которые решаются в процессе денежно-кредитного регулирования.
В современных условиях деятельность центрального банка имеет решающее влияние на стабильность национальной валюты, надежность банковских учреждений, действенность платежно-расчетного механизма, активизацию рыночной конъюнктуры, выравнивание платежного баланса, который вообще определяет эффективность функционирования всей экономики страны. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость изучения вопросов, связанных с изучением механизма воздействия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в сфере денежно-кредитного регулирования, поскольку место центрального банка в рыночной экономике во многом определяет ход и направление экономического развития страны.
Целью является комплексное исследование функциональной роли Центрального банка российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики посредством специфических инструментов денежно-кредитной политики.
Указанная цель определила необходимость решения следующих задач:
1.           Определить  понятие, структура и сущность денежно-кредитной системы
2.           Дать общую характеристику роли Банка России в регулировании денежно-кредитной политикой
3.                       Изучить теорию и практику применения инструментов и методов денежно-кредитного регулирования Центральным банком (нормативы обязательных резервов, валютная интервенция, рефинансирования кредитных организаций, операции на открытом рынке, установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени).
Объектом исследования выступила финансово-административная деятельность Центрального банка Российской Федерации по реализации основных направлений единой государственной денежно–кредитной политики.
В курсовой работе использованы системный подход к анализу экономических процессов и явлений, методы статистического и экспертного анализов, приемы группировки и классификации, дедукции и индукции, экономико-математическое моделирование, приемы сравнительного анализа, прогнозирование и экспертные суждения. С целью обеспечения достоверности положений и выводов в диссертации, кроме теоретико-методологических материалов, использовались также статистическая и банковская информация, что нашло отражение в рисунках и таблицах.
Теоретическую основу работы составили труды видных ученых-экономистов, как Ахунзянова Д.Н.,  Белотелова Н.П., Белоглазовой Г. Н., Владимирова М.П., Запольский С.В., Дружинин Д.Н., Моисеев С., Пантина И. Порублева М.А. Рогова О. Л. И д.р.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
 
 
 
 
 

Глава 1

Денежно-кредитная система как объект регулирования

1.1. Понятие, структура и сущность денежно-кредитной системы

 
Денежно-кредитная система есть совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих определенные экономические отношения в сфере денежного оборота и кредитов. Денежно-кредитная система является частью финансовой национальной системы. В центре внимания денежно-кредитной системы находятся следующие важные проблемы: регулирование количества денег в обращении; темпы инфляции (или дефляции); обеспечение устойчивости денежного обращения, в частности увеличение золотовалютных запасов Центрального банка; создание условий для эффективного кредитования всех хозяйствующих субъектов, в частности снижение и регулирование ставки рефинансирования; регулирование курса национальной валюты; разработка и реализация денежно-кредитной политики, направленной на стимулирование деловой активности[1].
Эффективность функционирования экономической системы государства определяется по двум критериям: внутренним — величиной затрат ресурсов на единицу продукции и внешним — степенью удовлетворения общественных потребностей. Эти критерии взаимосвязаны: неограниченный рост потребностей требует развития производства, а оно ведет к появлению новых искусственных материалов, источников энергии, средств производства, которые расширяют диапазон применяемых ресурсов, С другой стороны, рост потребностей при ограниченности ресурсов требует их всемерной экономии, что соответствует внутреннему критерию[2].
Необходимость в удовлетворении потребностей является постоянной, что обеспечивается непрерывным повторением процесса производства, поэтому экономическая система функционирует в режиме воспроизводства. Так как экономические блага производятся в товарной форме, то в любой экономике навстречу друг другу движутся два потока: с одной стороны, товары предприятия, а с другой — денежные средства. Одновременно предприятия закупают природные и экономические ресурсы на рынке ресурсов. Государство для содержания своего сектора экономики закупает товары и услуги на продуктовых и ресурсных рынках.
В связи с этим необходим поток денежных средств. «Сердцевиной его является денежно-кредитная система государства: она накапливает, распределяет и перераспределяет деньги»[3]. С помощью этой системы государство аккумулирует часть денежных средств предприятий и домашних хозяйств в форме налогов и денег на счетах госбанков. Оно расходует эти средства на образование, здравоохранение, национальную оборону, радио и телевидение, пенсии, пособия безработным и малоимущим, дотации нерентабельным, но социально значимым предприятиям и на другие цели.
Предприятия, получая выручку от реализованной продукции, расходуют ее на оплату труда наемных рабочих и служащих, выплату дивидендов, оплату приобретенных ресурсов, выплату налогов государству и др. Домашние хозяйства получают доходы в виде заработной платы, процента, ренты, прибыли от семейных предприятий. Они расходуют денежные средства на приобретение товаров и услуг, в том числе оказываемых государством, выплату налогов и др.[4] Кроме того, все субъекты экономической системы получают кредит и возвращают его с процентами.
Таким образом, функционирование кредитной системы тесно связано и с денежной и валютной системами. Взаимосвязь очевидна, так как деньги (валюта) являются объек­том кредита, а денежные отношения — необходимым условием возникновения кредитных и финансовых отношений. Посколь­ку кредитные отношения являют­ся частью денежных отношений, то соответственно кредитная система может быть отнесена к определенной части денежной системы.
Следовательно, можно сказать, что экономическая категория «денежно-кредитная система» включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов денежной системы и кредитной системы. Как денежная, так и кредитная система имеют свои механизмы обра­зования и особенности функционирования. Рассмотрим сущность и функции денежной и кредитной систем.
Денежная система — исторически сложившееся и законода­тельно закрепленное устройство денежного обращения в стране. Главным элементом денежной системы является такая экономи­ческая категория, как деньги[5]. Деньги — товар особого рода, все­общий эквивалент, выполняющий ряд функций: мера стоимости (служит для измерения и сравнения стоимостей различных товаров и услуг);   средство накопления (способность денег быть использо­ванными в качестве платежного средства в любой момент без потери своей номинальной стоимости (абсолютная ли­квидность); средство обращения (способность выполнять роль по­средника в движении товаров и услуг, а также использо­ваться для осуществления иных платежных операций); средство платежа.
В современной теории и практике зарубежных стран исполь­зуется ряд принципов организации денежных систем:
·        централизованное регулирование со стороны государства. Этот принцип может выступать как в административной, так и в рыночной форме;
·        наличие механизма планирования и прогнозирования де­нежного оборота;
·        гибкость, согласно которой закон денежного обращения должен находиться в равновесии, т.е. MV= PQ, где М — де­нежная масса, V— скорость обращения денег, Р — уровень цен, Q — объем товаров и услуг[6];
·        денежная эмиссия имеет кредитный характер, т.е. наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в ре­зультате проведения банками кредитных операций;
·        центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству[7].
В самом широком смысле национальную кредитную систему можно рассматривать как «сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами»[8]. Институциональную основу кредитной системы составляет совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно?платежными и т. д.). Совокупность указанных институтов можно рассматривать как кредитный сектор страны.[9]
Функции, выполняемые различными кредитными институтами, широки и имеют много общего. К основным из них можно отнести следующие:
1) аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
2) перераспределение денежного капитала (посредническая роль);
3) регулирование денежного оборота;
4) уменьшение финансовых рисков для поставщиков финансового капитала[10].
Различают два основных типа финансово-кредитных систем - универсальные и сегментированные (специализированные). В универсальной финансово-кредитной системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. В строго сегментированной финансово-кредитной системе банкам не разрешено выполнять небанковские операции[11].
Таким образом, денежно-кредитная система представляет собой комплексный объект регулирования, являющийся стержневым элементом национальной экономики.

1.2. Общая характеристика роли Банка России в регулировании денежно-кредитной политикой

 
Денежно-кредитная политика является важнейшим направлением экономической политики государства, представляющим собой совокупность мероприятий, реализуемых через воздействие монетарных инструментов и методов на экономическую конъюнктуру с целью создания условий для экономического роста. Данное определение, по мнению автора, наиболее полно отражает суть денежно-кредитной политики с точки зрения стратегической направленности этих мероприятий, целей и объектов их воздействия на экономику.
Основным проводником государственной денежно-кредитной политики любого развитого государства является центральный банк. Следует подчеркнуть, что ключевым элементом эффективности денежно-кредитной политики в системе государственного регулирования экономики является наличие у центрального банка дискреционных полномочий и возможности использования различных методов и инструментов монетарного регулирования. Это свидетельствует о праве выбора центральным банком стратегии и тактики денежно-кредитной политики для своевременного и гибкого реагирования на изменения в денежно-кредитной сфере[12].
Центральный банк  достигает стабильности в экономике путем обеспечения последней необходимой и достаточной денежной массой и регулирования доступности кредита, которые часто рассматриваются как промежуточные цели денежно-кредитной политики. Центральный банк постоянно должен решать проблему выбора между низкой инфляцией и дешевым кредитом[13].
Банк России, обладая особым статусом в системе государственных учреждений Российской Федерации, ограничен в возможностях денежно-кредитного регулирования. Обновленный, в связи с принятием новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», состав Национального банковского совета был наделен полномочиями относительно принятия решений в области денежно-кредитной политики[14]. Также в круг его полномочий входит функция внешнего контролера за деятельностью Банка России. При этом в составе Национального банковского совета от Банка России – лишь один представитель. Тогда как носителями интересов посторонних структур являются остальные одиннадцать его членов. Таким образом, Банк России не имеет необходимого уровня политической независимости, что негативно отражается на результатах денежно-кредитного регулирования.
Банк России осуществляет денежно-кредитное регулирование в рамках утвержденных Государственной Думой РФ «Основных направлений денежно-кредитной политики», которые наиболее полно отражают содержание понятия «единая государственная денежно-кредитная политика». Данный акт разрабатывается в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и представляет собой программный документ, определяющий конкретные задачи Банка России на соответствующий год. Проект основных направлений разрабатывается Советом директоров Банка России во взаимодействии с Правительством РФ, далее представляется на рассмотрение в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ. Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год[15].
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России; краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации; прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки; сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год[16]; целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год; варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры; план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Положительное решение (одобрение) Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Основные направления подлежат утверждению Советом директоров Банка России и приобретают юридическую силу в качестве нормативного акта Банка России. Правила проведения изложенной процедуры способствуют созданию прозрачности денежно-кредитной политики Банка России. Это служит условием для формирования в обществе низких инфляционных ожиданий, что согласуется с основной функцией Банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля[17].
Основным объектом воздействия инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка РФ является денежное предложение и денежный мультипликатор. Методами денежно-кредитного регулирования Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени.
Таким образом, денежно-кредитная политика есть важнейшее направление экономической политики государства, представляющее собой совокупность мероприятий, реализуемых через воздействие монетарных инструментов и методов на экономическую конъюнктуру с целью создания условий для экономического роста, осуществляемое Центральным банком Российской Федерации[18].
 
 
 
 

Глава 2

Кредитно-финансовые инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые Центральным банком

2.1. Регулирование норм обязательных резервов

Повсеместно распространенным методом денежного регулирования является регулирование норм обязательных резервов, т. е. уровня резервов, которые коммерческие банки в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке. Обязательные резервы регулируют величину остатков на резервных счетах банков в Центральном банке или условия пополнения этих счетов. Они развивались из необходимости для банков иметь денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками, то есть как гарантирование фондов для погашения обязательств[19].
Распространено мнение, что впервые нормы резервов были введены в США в 1913 г. при создании Федеральной резервной системы. Однако еще в 1874 г. в США была введена норма резервирования в размере 5 % на такой вид пассива, как эмитированные банкноты[20].
Нормы обязательных резервов устанавливаются в виде определенного процента к сумме депозитов коммерческих банков. Нормы минимальных резервов различны по странам и дифференцируются в зависимости от размеров банковских учреждений, от конъюнктуры рынка, вида и величины вкладов. Наиболее часто это осуществляется по трем критериям:
1.      в зависимости от срочности депозитов и их величины (в США, Германии). Например, в Германии максимальная высшая граница резервного обязательства, равная 30 %, установлена для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно
2.      в зависимости от срочности депозитов и величины всех депозитов банка (в Японии);
3.      в зависимости от источников депозитов и валюты (нерезиденты, резиденты, в отечественной или иностранной валюте)[21].
Обязательные резервы выступают как часть кассовых денежных резервов, которые банки должны постоянно хранить в налично-денежной форме (что часто подчеркивается исследователями) в виде вкладов в Центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств. Избирательный подход к нормам обязательного резервирования есть попытка Центрального банка стимулировать или ограничить резервы тех или иных видов депозитных операций коммерческих банков[22].
Влияние обязательных резервов на экономику осуществляется опосредовано. Так, установление обязательных резервов по пассивным операциям коммерческих банков ведет к снижению размера выдаваемых ссуд. Ресурсы удорожаются, если банк не намерен сокращать суммарный объем активно кредитных операций и следствие чего; рост процентных ставок по активным операциям и сокращение объемов кредитов. Косвенный метод менее жесткий, так как создает прямую связь между динамикой потребности банка в деньгах Центрального банка (централизованные и иные виды кредитов) и созданием денежной массы, что позволяет сглаживать колебания процентных ставок по ежедневным ссудам при обязательстве банков держать определенный среднемесячный остаток кассовых резервов в Центральном банке[23].
Установление обязательных резервов по активам - кредитам означает, что кредитные ограничения - самая жесткая форма воздействия на кредит (снижение деловой активности, ухудшение функционирования банковской системы, препятствующее развитию конкуренции в банковском деле), метод количественных ограничений, наиболее эффективное антиинфляционное средство[24].
По другим активам - создаются инвестиции в ценные бумаги, формируются инвестиционные требования и портфельные ограничения (обязательство держать часть суммы денежных активов, либо часть их прироста, за определенный период времени). Часто депозиты коммерческих банков в Центральном банке воспринимаются как их обязательные резервы[25].
Обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций и прекращается с отзывом (аннулированием) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Выполнение кредитной организацией резервных требований является необходимым условием осуществления банковских операций[26].
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Кредитная организация осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России денежными средствами в валюте Российской Федерации путем их перечисления на счет (счета) для хранения обязательных резервов, открытый (открытые) в Банке России (далее - счета по учету обязательных резервов), в безналичном порядке[27].
Нормативы обязательных резервов начиная с 1 ноября 2009 года устанавливаются в следующем размере:
?      по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 2,5%;
?      по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 2,5%;
?      по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 2,5%.[28]
Применение обязательных резервов для регулирования кредитной экспансии банковского сектора, январь 2001 г. – март 2009 гг, можно выразить в следующем графике[29]:

Сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России, рассчитывается путем применения норматива (нормативов) обязательных резервов, депонируемых в Банке России, к средней хронологической величине резервируемых обязательств за отчетный период и исключения величины наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассе кредитной организации. Под отчетным периодом в целях настоящего Положения понимается период с первого числа отчетного месяца по первое число месяца, следующего за отчетным, включительно, при проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов - период, устанавливаемый Банком России. Сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию на счетах по учету обязательных резервов, рассчитывается как разность между нормативной и усредненной величинами обязательных резервов.
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России (далее - регулирование размера обязательных резервов), осуществляется уполномоченным учреждением Банка России ежемесячно. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются[30].
Меры по снижению бремени банков по постоянному поддержанию необходимого уровня минимальных резервов, расширению монетарной базы предполагают: снижение норм, расширение полномочий Центрального банка в этой области регулирования, расширение базы резервных требований, категорий кредитных институтов, круга денежных активов (так как их использование в качестве ценных бумаг выгодно банкам)[31]. Последствия снижения резервных требований:
- ослабление контроля Центрального банка за денежной массой, так как он не может эффективно влиять на источник данного вида резервов;
- ухудшение потенциала ликвидности банка, поскольку происходит замещение более ликвидных денежных резервов менее ликвидными, искусственное уменьшение денежной базы[32];
- усиление взаимосвязи резервной и процентной политики Центрального банка, введение штрафов за невыполнение норм обязательных резервов на базе учетной процентной ставки Центрального банка;
- использование депозитного процента в качестве определенного экономического стимулятора, побуждающего банки выполнять резервные требования[33].
Используя резервные требования как экономический стимулятор процессов формирования денежных сбережений (накоплений), Центральный банк пытается заставить банки избирательно привлекать денежные вклады, по которым обязательные резервы ниже или отсутствуют. Результатом уменьшения сумм депозитов банков на корреспондентских счетах в Центральном банке становится падение удельного веса депозитов в денежной массе. Ресурсы на корреспондентском счете в Центральном банке используются для ведения межбанковских клиринговых расчетов, происходит снижение значения средств (в качестве резервных требований) как источника рефинансирования банков.
В мировой практике сложились три системы использования обязательных резервов. В экономически развитых странах Европы и Австралазии[34], где финансовая система уже сложилась, от обязательных резервов полностью отказались. С 1990-х гг. они отсутствуют в Австралии, Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, Норвегии и Швеции. Объясняется это тем, что применение обязательных резервов оказывается неэффективным в силу неустойчивости денежного мультипликатора, а также из-за того, что на развитых ранках банки благодаря финансовым инновациям могут их легко обходить[35].
В ряде стран обязательные резервы продолжают использоваться как рудимент таргетирования денежного предложения. В настоящее время они утратили своё основное значение и служат запасным инструментом денежно-кредитной политики, не находящим активного применения. Подобная ситуация сложилась в Венгрии, Израиле, Индонезии, Исландии, Польше, Чехии, Швейцарии и ЮАР. Как правило, норматив обязательных резервов колеблется вокруг 2% и редко когда превышает 5%[36].
В третьем случае регулятор активно применяет обязательные резервы. В странах, где таргетирование денежного предложения еще недавно использовалось, а также в слабо развитых экономиках обязательные резервы продолжат оставаться востребованным центральным банком[37].
Таким образом, широкое распространение этого метода регулирования связано, во-первых, с удобством применения и контроля (простой пересмотр параметров в схеме регулирования позволяет влиять на объем и динамику банковских резервов); во-вторых, с универсальностью воздействия - изменение норм резервирования может затрагивать сразу все кредитные учреждения. Повышение нормы резерва на 1 - 2 % является действенным средством ограничения кредитной экспансии и приостановления развития инфляционных процессов. Однако считается, что резервные требования являются грубым инструментом, их механизм плохо приспособлен для краткосрочного регулирования ликвидности.

2.2. Политика рефинансирования

 
Рефинансирование национальной банковской системы, как известно, может осуществляться тремя путями: покупка иностранной валюты, покупка ценных бумаг и предоставление кредитов в порядке переучета или под залог ценных бумаг и других активов. В рамках политики рефинансирования центральный банк определяет:
- инструменты рефинансирования;
- ставки рефинансирования;
- объем рефинансирования.
Основными инструментами рефинансирования являются валютные интервенции, операции на открытом рынке, кредиты рефинансирования.
Валютные интервенции представляют собой операции купли?продажи иностранной валюты за национальную. Согласно ст. 41 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России), под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег[38].
С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на денежную массу. Покупка иностранной валюты приводит к ее увеличению в национальной валюте, а продажа, наоборот, - к сокращению. Одновременно валютные интервенции оказывают определенное воздействие на курс национальной валюты по отношению к иностранной, поскольку изменяют рыночное соотношение спроса и предложения последней на валютном рынке. Таким образом, валютные интервенции являются составной частью валютной политики центрального банка[39].
Цель валютной политики - поддержание стабильности курса национальной валюты, что необходимо для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Если снижается курс национальной валюты, происходит повышение цен на импортные товары на внутреннем рынке, а затем и на отечественные, что ведет к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. Если происходит постоянное снижение курса национальной валюты, то цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на движение курса национальной валюты[40].
Политика валютных интервенций Банка России имеет особенности, отличающие его от многих других стран. Во-первых, номинальным валютным якорем, по отношению к которому осуществляется стабилизация обменного курса рубля, служит корзина валют[41]. Во-вторых, эти операции представляют собой валовые интервенции и включают как покупки иностранной валюты для государственных фондов, так и собственные интервенции. До февраля 2005-го операционным ориентиром, по отношению к которому Банк России стабилизировал обменный курс рубля, был доллар США. Затем перешли к операционному таргетированию рублевой стоимости бивалютной корзины, включающей доллар США и евро в пропорциях, устанавливаемых Банком России. До февраля 2005 г. мы рассчитывали рублевую стоимость бивалютной корзины исходя из удельного веса доллара, равного единице[42].
По мере адаптации участников валютного рынка к работе в новых условиях Банк России пересматривал состав бивалютной корзины в сторону повышения доли евро, и при расчете ее стоимости мы принимали во внимание изменения. Последний раз регулятор пересмотрел состав корзины в феврале 2007-го, когда удельный вес доллара снизился до 0,55, а вес евро вырос до 0,45 (прежний состав - 0,6 доллара США и 0,4 евро). Таким образом, при анализе эффективности интервенций мы ориентировались на его способность влиять не на курс рубля к доллару США, а на рублевую стоимость бивалютной корзины[43].
Другая немаловажная особенность политики валютных интервенций Банка России - совмещение в валовых интервенциях как собственных интервенций, так и операций государственных фондов. Первый Стабилизационный фонд РФ основан в январе 2004-го и был призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базового уровня. Вплоть до июля 2006-го этот фонд представлял собой рублевые денежные остатки на счетах Федерального казначейства в Банке России. Его средства использовались главным образом для досрочного погашения внешнего долга России перед членами Парижского клуба и отдельными странами: Францией, Португалией, США, ОАЭ, а также перед немецким Kreditanstalt fur Wiederaufbau[44].
С июля и до конца 2006 г. средства Стабилизационного фонда переводились в доллары США, евро и фунты стерлингов, для чего Федеральное казначейство и Банк России проводили валютные сделки. Судя по динамике международных резервов, покупки производились не на открытом рынке, а из валютных резервов Банка России. Таким образом, мы не расцениваем изменение его резервных активов в тот период времени как проведение валютных интервенций.
С февраля 2008 г. Стабилизационный фонд прекратил свое существование и ему на смену пришли Резервный фонд (призванный обеспечивать выполнение государством своих обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет) и Фонд национального благосостояния (как механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу)[45].
Существует три альтернативных критерия успешности интервенций. Критерий  «направление».  Профессор  Гарвардского  университета Джеффри Френкель   предложил   самый  простой  критерий  успеха  интервенции.  Если направление  изменения  валютного  курса  совпадает с направлением (знаком) интервенции,  то  она  эффективна.  Иными  словами,  если  Центральный банк продает  или  покупает  национальную  валюту, ее курс должен соответственно понижаться   или   повышаться: 
 
(I  > 0  и  ДЕЛЬТАС   > 0)  или  (I  < 0  и ДЕЛЬТАС   < 0) <1>[46]
                 t                             t+                    t                            t+
 
    Критерий  «сглаживание».  Второй  критерий успеха интервенции предложен экономистом   Федерального   резервного   банка   Кливленда   (США)  Оуэном Хампэйджем.   Он   связан   со   сглаживанием  колебаний  валютного  курса: интервенция  эффективна,  когда  усилиями  Центрального  банка  замедляется развитие  тренда[47]. Если курс падает, интервенция должна приводить к плавному падению, а  если увеличивается - к  торможению роста:
    (I  > 0 и ДЕЛЬТАС   > ДЕЛЬТАС) или (I  < 0 и ДЕЛЬТАС   < ДЕЛЬТАС)[48]
        t                          t+                     t-           t                          t+                       t-
 
 
    Критерий  «разворот».  Автор  третьего критерия - Расмус Фатум, эксперт Европейского  центрального банка. Интервенция эффективна, когда выполняется не  только  первый  критерий,  но в ходе интервенции полностью нивелируется колебание  валютного  курса за предыдущий период. Говоря языком технических аналитиков,  происходит разворот тренда - Центральный банк успешно «гребет» против  ветра[49].  То  есть повышение (понижение) валютного курса в предыдущем периоде  и  его  понижение  (повышение) в настоящем влечет за собой покупку (продажу)  национальной  валюты: 
(I < 0,  ДЕЛЬТАС   > 0  и ДЕЛЬТАС    < 0)
                                                          t-                             t+
или (I > 0,  ДЕЛЬТАС   < 0  и ДЕЛЬТАС   > 0)[50]
                                                              t-                               t+
В данной таблице приведены доли доля успешных интервенций в части накопление опыта валютных интервенций Банком России.
Период, годы  
Критерий    
"направление", %
Критерий    
"сглаживание", %
Критерий  
"разворот", %
1997 - 1998       
47        
78        
0      
1998 - 2000       
39        
65        
4,3    
2001 - 2008       
40        
49        
19      
В управлении валютным курсом Банк России руководствуется широким кругом макроэкономических показателей, включая состояние платежного баланса, объем международных резервов и др. Интервенции в условиях управляемого плавания автоматически не проводятся, и они могут быть как прямыми (операции на валютном рынке), так и косвенными (процентная политика, валютное регулирование, квазифискальные операции)[51].
Все последние годы, применяя режим управляемого плавающего валютного курса, Банк России ограничивал колебания обменного курса рубля, что сдерживало темпы его укрепления. Согласно Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов ЦБ предполагает и дальше придерживаться управляемого плавающего курса рубля и использовать бивалютную корзину в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе широкого спектра экономических индикаторов[52].
Касательно операций на открытом рынке, то в настоящее время они являются наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования, выполняя следующие функции. Во-первых, удержание краткосрочной рыночной процентной ставки близко к  процентной ставке центрального банка (или целевой процентной ставке), что помогает достичь инфляционного ориентира. Во-вторых, поддержание сглаженного и эффективного функционирования финансовых рынков.
Согласно ст. 39 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), то под операциями Банка России на открытом рынке понимаются[53]:
1) купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами[54];
2) купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами[55].
Законом устанавливается ограничение срока краткосрочных операций с совершением позднее обратной сделки (не более трех месяцев) с иными ценными бумагами, а также требования к раскрытию Банком России информации об объеме сделок, совершенных им на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Данные ограничения направлены на устранение рисков изменения уровня рыночных цен на ценные бумаги, используемые в операциях Банка России.
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» к участию в торгах допускаются только профессиональные участники рынка ценных бумаг - коммерческие организации (дилеры, брокеры, управляющие)[56]. В условиях, когда значительная часть операции (сделки) с ценными бумагами совершается на организованном рынке, указанное ограничение по участникам организованных торгов создает необоснованные препятствия для проведения Банком России денежно-кредитной политики через инфраструктуру организованного рынка ценных бумаг, а также для отчуждения (реализации) ценных бумаг, являющихся обеспечением по кредитам, предоставляемым кредитным организациям.
Эти операции используются центральными банками всех развитых стран, но в разных масштабах из-за неразвитости вторичного рынка ценных бумаг и недостаточности средств для их проведения.
Объект этих операций - рыночные ценные бумаги, к которым преимущественно относятся обязательства казначейства и государственных корпораций, промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком. Операции на открытом рынке можно использовать для регулирования ставок процента и курса государственных ценных бумаг. Считается, что этот метод регулирования удобен для поглощения малых объемов избыточной денежной массы.
Относительно ставки рефинансирования, то в политике рефинансирования важное место занимает регулирование ставок процента, по которым центральный банк проводит данные операции[57]. Регулирование ставок процента часто называют процентной политикой центрального банка, а основную ставку, по которой осуществляется рефинансирование, - его официальной ставкой. Рефинансирование и государственная денежно-кредитная политика представляют собой взаимосвязанные явления. Формулирование данного утверждения основано на анализе норм Конституции РФ и федеральных законодательных актов[58]. Кредиты, выдаваемые центральным банком, расширяя ресурсную базу коммерческих банков, способствуют активизации процесса кредитования и тем самым увеличивают денежную массу в обращении.
Результаты изучения особенностей каждого из указанных этапов развития системы  рефинансирования в России позволяют утверждать, что система рефинансирования в России активно развивается, причем ей характерны черты рыночного типа, отражающие важную роль рыночных инструментов и механизмов, и что за достаточно непродолжительный период своего развития состояние этой сферы не отличалось стабильностью: периоды расширения объемом рефинансирования и операций межбанковского рынка не раз сменялись периодами кризиса[59].
В ст. 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, выполняя функцию по организации системы их рефинансирования. При этом в ст. 40 Федерального закона пояснено, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций, а формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России[60].
В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 31 мая 2010 года N 11) начиная с 1 июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 7,75 процента годовых[61].
Построение общественных отношений, связанных с рефинансированием, представляет собой процесс, в котором условно можно выделить четыре организационные стадии. Первая стадия - стадия закрепления в федеральном законодательстве основ рефинансирования в рамках реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации. В действующем законодательстве, как мы уже ранее отмечали, рефинансирование недостаточным образом регламентируется. Вторая стадия - стадия разработки и принятия нормативных правовых актов Банка России, регламентирующих рефинансирование. Третья стадия - стадия непосредственного осуществления Банком России рефинансирования, в рамках которого кредитным организациям предоставляется принципиально важная для них возможность получить кредитные ресурсы. Кредиты Банка России, выдаваемые кредитным организациям, представляют собой сделки, имеющие договорную форму (оформляются договоры о предоставлении кредитов Банка России, договоры о взаимодействии при осуществлении операций кредитования кредитных организаций и т.д.). Четвертая стадия - стадия банковского кредитования, характеризующаяся предоставлением кредитными организациями денежных средств для реализации конкретных инвестиционных программ конкретных хозяйствующих субъектов и применением системы банковского контроля за ходом инвестиционного процесса.
Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутридневные кредиты и кредиты овернайт и в режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке/заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) - ломбардные кредиты. Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг».[62] Банком России в контексте рефинансирования в отношении коммерческих банков осуществляется четыре вида кредитов: внутридневные кредиты (бесплатны для кредитных организаций – в 2010 г. общее количество составило 22 458 612,0 млн. руб.); кредиты овернайт, (предоставляются на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по внутридневному кредиту по ставке овернайт Банка России - в 2010 г. общее количество составило 194 441,3 млн. руб.); ломбардные кредиты (могут предоставляться на фиксированных условиях и на аукционной основе на любые банковские счета (корреспондентский счет и(или) корреспондентские субсчета) кредитной организации, открытые во всех территориальных учреждениях Банка России или в уполномоченных РНКО  - в 2010 г. общее количество составило 60 567,5 млн. руб.).
Обеспечением по внутридневным кредитам, кредитам овернайт и ломбардным кредитам служит залог (блокировка) ценных бумаг. Перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг включаются выпуски ценных бумаг, отвечающие следующим требованиям: выпуск включен в Ломбардный список Банка России; по выпуску установлен поправочный коэффициент Банка России, применяемый для расчета стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России; выпуск допущен к обращению на ЗАО ММВБ или на фондовой бирже, действующей на территории Российской Федерации, на которой Банк России выступает участником торгов; до погашения выпуска осталось не менее 7 рабочих дней. При этом под датой погашения выпуска ценных бумаг подразумевается ближайшая из следующих дат: дата, по состоянию на которую определяются владельцы ценных бумаг с целью выплаты в их пользу номинальной стоимости (части номинальной стоимости) ценных бумаг; дата, по состоянию на которую определяются владельцы ценных бумаг с целью выплаты в их пользу купонного дохода по ценным бумагам (если с указанной даты до даты выплаты купонного дохода депозитарные операции с соответствующими ценными бумагами в уполномоченных депозитариях не осуществляются); дата обратного выкупа выпуска Банком России[63].
Касательно кредитования под обеспечение активами или поручительствами, то данный порядок возможен при заключении генерального кредитного договора на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами[64]. В генеральном кредитном договоре по каждому кредитующемуся счету, на который кредитная организация вправе получать внутридневные кредиты и кредиты овернайт, устанавливается лимит кредитования. Лимит кредитования представляет собой максимально возможную единовременную задолженность кредитной организации перед Банком России по внутридневным кредитам. Лимит кредитования не ограничивает сумму кредитов Банка России по фиксированной ставке, которую может получить кредитная организация. Обеспечением кредитов Банка России, предоставляемых в соответствии с Положением Банка России от 12.11.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.