На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Методика проведения занятий по ИЗО в жанре пейзажной живописи

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Костанайский государственный педагогический институт
Факультет заочного обучения
Кафедра искусств
 
 
 
Бабикова Мария Сергеевна
 
 
 
 
 
 «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗО В ЖАНРЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ»
 
Дипломная работа
 
 
 
 
 Допустить к защите: ___________                       Научный руководитель.                                                                                     
 Зав. Кафедрой: к.п.н. Сапиева М.С.                     ст.преподаватель: Ордашева М.Ж.                                                                                  
                                                                 преподаватель: Хамилин Е.А.
 
 
 
 
Костанай 2012.
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение ………………………………………………………………………......4
Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения  средствами пейзажной живописи………………………………………………6
    Понятие пейзажного жанра………………………….………………...6
1.2 Истоки развития пейзажного  жанра в русском искусстве................9
1.3 Русские художники пейзажисты………………………………………11
Глава 2. Методическая основа проведения занятий пейзажной живописи…………………………………………………………………………18
2.1. Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы……………………………………………….……………..18
2.2. Различная техника выполнения пейзажной живописи……………...26
2.3 Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года………………………………………………………………………..………27
        2.4 Практическая работа по исследованию роли пейзажной живописи в развитии школьников……………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………….…………..44
Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует  от общеобразовательной школы такой  подготовки подрастающего поколения  к жизни, чтобы она соответствовала  научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне  развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие  в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни  страны[1,c 5].
Развивать у детей доброту  сердца, чуткость души, любовь ко всему  прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своей страны - одна из главных  и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное  искусство, в частности один из самых  эмоциональных жанров - пейзажная  живопись. Посредством пейзажной  живописи у детей воспитывается  интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, приобщаются к прекрасному. Общение детей с пейзажами - большое, нужное в воспитании дело. Оно необходимо для всех детей. Воздействие искусства на все стороны духовной жизни ребенка, не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений, на моральные устои - громадно. Это далеко не только какая-то украшающая добавка к необходимому - это сама необходимость в воспитании человека[2,с 3].
Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Целью дипломной работы является:
    овладение учащимися методами пейзажной живописи;
    овладение художественного и эстетического вкуса через пейзажную живопись.
В задачи исследования входит:
    выявить специфику развития творческого воображения ее проявления в изобразительной деятельности;
    исследовать роль и возможности пейзажной живописи на развитие творческого воображения;
    выявить теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования пейзажной живописи на занятиях изобразительным искусством;
    разработать методические рекомендации по проведению занятий пейзажной живописи.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения на занятиях пейзажной живописью будет более эффективным, при следующих условиях:
    наличие системы по формированию навыков художественного письма.
    развитие у детей умения анализировать произведения мастеров, видеть ошибки в своих работах.
Предметом исследования в дипломной работе является пейзажная живопись, как средство активизации детского творчества на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является творческая работа учащихся на уроках изобразительного искусства в средней школе.
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения  средствами пейзажной живописи
 
    Понятие пейзажного жанра.
 
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также  произведение этого жанра. Пейзаж –  традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера  пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический  характер. Природа учит и воспитывает  нас непосредственно, ежедневно  и глубоко. К. Д. Ушинский неоднократно отмечал благотворное влияние природы  на человека. Он восторженно писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги, и колыхающиеся поля; а розовая  весна и золотистая осень разве  небыли вашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес  из впечатлений своей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать  влиянию педагога» [3,с 135].
Часто пейзаж служит фоном  в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведения других жанров. Художник не только стремится  точно воспроизвести выбранный  пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью[4,с 12].
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще  в эпоху неолита, в рельефах и  росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и  Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался  в 17 веке. Его создали голландские  живописцы. Еще в 16 веке художники  обратились к изучению натуры (П.Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в 17 – 18 веках[5,c45].
Особое развитие получил  пейзаж в искусстве Востока. Как  самостоятельный жанр он появился в  Китае еще в 6 веке. Пейзажи китайских  художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигуры и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностью, декоративными мотивами, более активной ролью человека в природе.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических  условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения [6,c 173].
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном  искусстве различные виды пейзажного жанра.
1. В сельском пейзаже  художника привлекает поэзия  деревенского быта, его естественная  связь с окружающей природой.
2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
3. Морской пейзаж – марина (от итальянского marina, от латинского marinus – морской) – произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале 17 века, в Голландии. Художники изображающие море, называются маринистами. Марина рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии[7,c 48].
4. Архитектурный пейзаж  близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
5. В индустриальном пейзаже  художник стремится показать  роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин  и электростанций, ажурных конструкций  вокзалов и мостов, паутин железнодорожных  линий[9,c 113].
6. Каждый пейзаж художник  трактует по-своему, вкладывая в  него определенный смысл. Так,  пейзаж, в котором природа представляется  величественной и недоступной  для человека, можно назвать героическим.
В нем изображаются высокие  скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги.
7. Пейзаж-картина, предназначенный  для украшения здания, обычно  выполняется так, чтобы дополнить  архитектуру, сделать ее выразительнее.  Эта служебная функция пейзажа  заставляет художника сочинять  и стилизовать природные мотивы, заботясь не столь о реалистической  трактовке изображаемого, сколько  о красоте группировки пейзажных  элементов, о соответствии их  формы стене. Естественно, что  и цветовой строй такой композиции  условный, отвечающий целям украшения,  отчего пейзаж стал называться  декоративным[10,с 17].
8. В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
9. Величавые картины природы,  полные внутренней силы, особой  значимости и бесстрастного спокойствия  характерны для эпического пейзажа.
10. В пейзаже порой запечатлевается  бунтарское начало, несогласие с  существующим порядком вещей,  стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа [11,с 72].
Природа – это книга  мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж[12,c 93].
Таким образом, пейзажная  живопись – это изображение художником природы.
 
      Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве
 
Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков  с десятого по семнадцатый длилась  величественная эпоха древнерусского искусства. В произведениях искусства  древнерусской живописи (иконах) конца XVII века уже встречается пейзаж, как фон: "Иоанн Предтеча с житием" - огромная фигура святого располагается  в центре на фоне пейзажа. Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный  перелом в сторону развития светского  искусства в России. Большое значение имеют здесь реформы Петра I в  области культуры и искусства.
1. Приглашение иностранных  художников в Россию для работы  над произведениями искусства  и обучения молодых русских  художников.
2. Покупка за границей  произведений искусства.
3. Обучение талантливых  молодых художников за границей[13,c 149].
В русском искусстве XVIII век  необычайно важен. Бурно развивается  культура, наука, становится светским просвещение, развивается светское искусство. Искусство стремится  передать действительность: образы современников, важные события. Примером этому служат великолепные гравюры Алексея Федоровича Зубова "Панорама Петербурга". Он удачно передал оживленность молодой  столицы. Это был, пожалуй, первый городской  пейзаж: выполненный в технике  офорта. Выразить поэтическую сущность пейзажа время не наступило. В XVIII веке в русском искусстве устанавливается  иерархия жанров. Появляются высокие жанры: ода, эпопея, трагедия, исторический жанр в живописи (мифологические, религиозные картины) и низкие жанры: комедия, сатира, басня, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт в живописи. Пейзаж, как видим, отнесен к низким жанрам. В русской живописи значительным явлением в начале XVIII века становится портрет. Этот жанр не только получил быстрое развитие, но и достиг замечательных успехов. Художники вводят в картины пейзаж как фон для изображения портрета И.Я. Вишняков "Сары Фермор". Пейзаж введен Вишняковым для поддержания общей лирической направленности портрета. На заднем плане изображены тонкие стволы деревьев, с нежной листвой, слабо освещенных как бы светом зари. В первой четверти двадцатого столетия в России произошла Октябрьская революция. Новые образы вошли в творчество художников. Появляется индустриальный пейзаж в советской живописи. Но художники-пейзажисты XX века в своём творчестве постоянно обращаются к высоким традициям русской живописи. А пейзаж XX века является самостоятельным жанром живописи, любимым и почитаемым, как и другие её жанры. Одной из лучших картин в жанре пейзажа 30-х годов является "Новая Москва" Пименова. Интересно творчество пейзажиста Н.Н. Крымова (1884-1958), Рылова, Сарьяна, Грабаря и других[14,c 46].
 
 
      Русские художники пейзажисты
 
Основоположники русской  пейзажной живописи: Семён Фёдорович  Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев.
На протяжении всего XVIII века в русском искусстве происходит постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром. Художники-живописцы стремятся выразить поэтическую сущность пейзажа. Основоположником русской пейзажной живописи является Семен Федорович Щедрин. Его привлекают окрестности Петербурга, парки. Он создает  ряд видов парков: Гатчины, Петергофа: "Вид на Большую Невку и дачу Строгановых". Фёдор Яковлевич Алексеев - один из основоположников русской пейзажной живописи. Его главная тема - городской ландшафт. Лучшие картины художника посвящены Петербургу. "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" относится к раннему периоду творчества Алексеева, когда художник, которого прочили в театральные декораторы, впервые добился признания, как пейзажист. Некоторое время перед этим он жил в Венеции, где внимательно изучал искусство знаменитого венецианца А. Каналетто, оказавшего заметное воздействие на формирование его творческого облика. Алексеев - перспективист. Для него в городском пейзаже важнее всего перспективно-пространственное построение, и конечно, "строгий, стройный вид Петербурга", как нельзя лучше отвечал художественным вкусам Алексеева. Любовно и внимательно вычерчивал художник стройные перспективы петербургских площадей и улиц с их великолепными дворцами и гранитными набережными, воспринимая при этом город живо, образно, эмоционально. Излюбленный мотив пейзажей Алексеева - Нева и её набережные. Передовая вибрацию воздуха, игру света на воде и стенах зданий, Алексеев сообщал петербургским видам своеобразную лирическую окраску, усиливая её вводом человеческих фигурок, оживляющих молчаливую пустынность стройных и величественных сооружений[15,c 125].
Романтические пейзажи Силивестора Феодосеевича Щедрина и И.К. Айвазовского.
Сильвестр Феодосеевич Щедрин - племянник С.Ф. Щедрина. С.Ф. Щедрина с полным основанием считают родоначальником пленёрной романтической живописи в русском искусстве. Он известен, как автор ряда небольших картин с видом Рима, Неаполя и Сорренто, привлекающих светом серебристых тонов, мягкой воздушностью и особым восприятием жизни природы и человека в ней. В сравнении с предшествующими им условно-декоративными классицистическими пейзажами XVII века они кажутся живыми "портретами" природы, списанными с натуры нелепо влюблённым в неё художником. Большую часть своей жизни Сильвестр Щедрин прожил в Италии, где и умер. Некогда старательный ученик петербургской Академии художеств, Щедрин в 1820-х годах совсем отворачивается от классицизма, ещё весьма влиятельного в Италии. Очень скоро складывается излюбленный тип щедринского пейзажа южно-приморского города. Обязательные прибрежные скалы, замыкая пространства, придают ему лирическую интимность и успокоенность: "Вид Сорренто близ Неаполя" (1828). Существенный вклад в дальнейшее развитие романтического пейзажа внес И.К. Айвазовский. Картина, изображающая море, называется мариной, а художник, пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Самый известный маринист - Иван Константинович Айвазовский. Мудрые люди говорили, что человек никогда не устанет смотреть на воду и огонь. Вечно меняющееся море, то спокойное, то взволнованное, его изменчивый цвет, необузданная стихия - все это стало главной темой в творчестве Айвазовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского - одно из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие. Большинство картин Айвазовского посвящено морю, то спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного света, то бурному и неиствующему. В картине "Морской берег" образ моря предстает в своей лирико-романтической интерпретации. Пейзаж наглядно демонстрирует творческий метод художника. "Морской берег" явно сочинен и написан без натуры, но воображение художника точно воссоздало типический характер морского прибрежья, состояние природы перед надвигающейся грозы[16,c 113].
Поэзия русской природы  в живописи А.Г. Венецианова.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) не был художником-пейзажистом. Он писал картины бытового жанра, портреты простых людей. Но в его  работах огромную роль играет пейзаж: "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Спящий пастушок". Художник Пушкинской поры, он сделал художественное открытие крестьянской России. Жанрист и портретист А.Г. Венецианов внес свой существенный вклад в развитие Национального  русского пейзажа. Это первое в русской  живописи правдивое изображение  характерных мотивов среднерусского сельского пейзажа - золотых полей  ржи, мягких густых трав, деревенских  изгородей. Все это делает Венецианова  одним из родоначальников русского лирического пейзажа.
Пейзажная живопись художников-передвижников: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи[17,c45].
Во 2-ой половине XIX века (1870) в русском искусстве произошло  значительное событие: создается Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художником И.Н. Крамским. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредственно  воздействовать через искусство  на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ. Передвижники обличали социальную несправедливость, были приверженцами  реализма в искусстве (правды жизни). Среди передвижников многие художники  писали картины в жанре пейзажа  и внесли значительный вклад в  развитие этого жанра, создавая эстетику нового реалистического пейзажа. Одно из первых мест в этом процессе принадлежит  А.К. Саврасову (1830-1897).А.К. Саврасов решительно становится на новый путь в картине "Грачи прилетели" (1871). "Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасен, хотя тут же Боголюбов и барон Клодт, и Шишкин. Но все эти деревья, вода и далее воздух, а душа есть только в грачах", - так описывал И.Н. Крамской свои впечатления от выставки Товарищества передвижников в 1871г., где впервые было показано ставшее затем столь знаменитым полотном Алексея Кондратьевича Саврасова. Именно этому пейзажу Саврасова суждено было сыграть выдающуюся роль в истории развития русской пейзажной живописи. Он открыл собой эпоху лирического освоения художниками русской природы. С "Грачей", по меткому выражению Крамского, начались поиски "души" русской природы в живописи. Современников поражала поэтическая проникновенность пейзажа при исключительной простоте и скромности мотива. Это было открытие и завоевание Саврасова, продолженное и развитое впоследствии его учеником И.И. Левитаном и А.А. Коровиным. В этом видел художник специфику и своеобразие русской природы. Следует отметить еще один очень важный момент в саврасовском восприятии образа русской природы: пейзаж в картине "Грачи прилетели" неразрывно связан с жизнью русского народа, одухотворен его незримым присутствием. Образ жизни народа определяет специфику пейзажного мотива; в свою очередь природа формирует художественные и эстетические вкусы народа. В этом ярко появилась глубокая национальность и подлинная народность популярного пейзажиста А.К. Саврасова[18,c 66].
Если А.К. Саврасов был  ярким представителем лирического  пейзажа в русском искусстве, то на другом полюсе располагается  пейзажное творчество Ивана Ивановича  Шишкина. Он писал большие по размерам полотна с панорамно-развернутыми видами. Русская природа у Шишкина - это природа, предназначена для  богатырского народа. Его идеал - возвышенный  образ русской природы. "Певец  русского леса" И.И. Шишкин показывал  через свои полотна славу, мощь, силу русской природы[19,c 56].
В историю русской пейзажной  живописи И.И. Шишкин вошел художником, воспевшим величие и богатство  русской природы, могучий покой  русских лесов. Имя и картины  Шишкина чрезвычайно популярны. Зрителей неизменно привлекает общедоступность  поэтических образов Шишкина, простота и ясность его художественного  языка. В основе всех графических  и живописных произведений лежит, крепкий  и точный рисунок, ясная композиционная конструкция. Шишкин очень много  рисовал, постоянно изучал природу. Он был тщателен до педантизма в  пределе деталей. Излюбленный мотив  Шишкина - мотив лесного пейзажа. Художник не имел себе равных в изображении леса. Лесные сюжеты разработаны в творчестве Шишкина весьма разнообразно. Подлинным шедевром среди лесных пейзажей являются "Сосны, освещенные солнцем". Лесная опушка, изображенная художником, кажется действительно наполненной солнечным светом. Глядя на эту картину, зритель словно бы ощущает сухой смолистый запах хвои, летнее тепло и свежесть еще не опаленного зноем молодого соснового леса. Живопись картины богата оттенками, мягкими тональными переходами[20,c 125].
Яркий след в истории развития пейзажной живописи оставил Фёдор  Александрович Васильев. "Чудо-мальчиком" называли его друзья-художники за исключительное живописное дарование. Васильев прожил мало, он умер в 23 года, но успел оставить весьма обширное художественное наследство. Творчество Васильева отмечает романтическое восприятие жизни природы.
Несколько особое место в  пейзаже второй половины XIX века занимает А.И. Куинджи (1842-1910). Первые его работы были продемонстрированы на передвижных  выставках. "Забытая деревня", "Чумацкий тракт"; показывают заброшенные  уголки нищей России. Но затем он порывает с передвижниками и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантический пейзаж, так можно определить его творчество). Куинджи показал чистую и современную природу, какая она бывает без вмешательства людей. Как прекрасен этот бесконечно длящийся летний день! Невмешательство в этот мир - единственный подарок, какой человек может сделать природе. В своих работах художник, прежде всего, стремился передать освещение, контрасты света и тени[21,c 156].
И.И. Левитан и его значение в русском пейзажной живописи.
Продолжателем лирического  направления в русской пейзажной  живописи конца XIX века был ученик А.К. Саврасова Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Он заканчивает своим творчеством искания пейзажистов-передвижников. Уже первое его произведение "Осенний день. Сокольники" было куплено П.М. Третьяковым. В ранних работах он выступает как мастер камерного лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80-90-х гг. творчество Левитана достигает зрелости. В его пейзажах появляется импрессионистическая трактовка. В начале 90-х годов, когда Левитан работал над картиной "Владимирка", судьба заключённых в царских тюрьмах и сосланных на каторгу борцов за свободу стала актуальной темой для целого ряда передовых писателей и художников. Почти одновременно с Левитаном над ней работали художники-жанристы: С.В. Иванов, С.В. Малютин и Л.Е. Архипов. Никогда до этого социальная направленность в искусстве Левитана не выступало столь определённо. Никогда раньше не поднимался художник в своих произведениях до столь широкого идейного обобщения создаваемого им образа пейзажа[22,с 85].
Осенью 1898 года Левитан был  приглашён руководителем пейзажного класса в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на своё крайне тяжёлое состояние здоровья, он согласился. Преподавание пейзажной живописи в училище он считал особенно важным. В Петербурге в Академии художеств среди профессоров возникло сомнение, нужно ли учить пейзажу. Левитан был против этого мнения. "Я пошёл, говорил он своим ученикам потому, что чувствую, что учить пейзажу можно и должно". Вдохновенным и неустанным трудом всей своей творческой жизни, Левитан продолжал огромной важности дело, начатое славной плеядой русских пейзажистов, усилиями, которых был создан национальный реалистический пейзаж. Причём в пейзажах Левитана более тонко и глубоко, чем в творчестве его современников, проявилась эмоциональная сила лирического пейзажа и мастерство его одухотворения. Пейзажи Левитана пробуждают в душе зрителя ту "безграничную любовь к своей родной земле", которою художник пронёс через всю жизнь[23,c 96].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Методические рекомендации проведения занятий пейзажной живописи
 
2.1. Работа по развитию детского изобразительного творчества в 
       рисовании природы.
 
Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании  природы должна строится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка,  нравственно-эстетических чувств при  встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.
Одной из форм систематической  работы по эстетическому воспитанию являются занятия сожетно-тематическим рисованием, основная цель которых – развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное.
Методы, которые педагог  использует для развития эстетического  восприятия и детского творчества:
      наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтическом произведении;
      беседа о поэтических образах;
      рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе;
      показ некоторых приемов изображения;
      анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.
      Наблюдения природы проводятся не только для получении детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении, с существующими в природе[24,с 135].
Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого  занятия. Начинать следует с рассматривания отдельных образов природы, описанных  в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки и т. д. При этом нужно максимально  активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать  ее поэтическими выражениями, сравнениями. Например, одуванчик можно сравнить с солнышком, шариком, снежинкой, лист одуванчика - с елочкой.
      Для более целенаправленного знакомства детей с произведениями о природе проводятся беседы об их содержании и различных средствах выразительности[25,c 13].
Если художественное произведение небольшое по объему, содержит описание одного конкретного образа или несложной  картины природы и беседа о  нем занимает немного времени, то она может быть проведена непосредственно  на занятии рисованием. Но иногда рисование  проводится на основе стихотворения, состоящего из нескольких четверостиший, отражающих различные картины природы. В  этом случае познакомить детей со стихотворением целесообразнее в свободное  время или на занятии по развитию речи, а на занятии по изобразительности  его уже не анализировать, поскольку  восприятие поэтического произведения является довольно сильным раздражителем, образующим доминантный очаг возбуждения  и вызывающим определенные чувства. Переключение внимания сразу на другую деятельность (рисование) вызывает торможение, которое делает эту деятельность недостаточно продуктивной[26,с 74].
С детьми постарше (3 класс) рекомендуется  проводить занятия по рисованию  на темы двух произведений, в которых  описана природа в одно и то же время года. До занятия целесообразно  провести беседу об их содержании и  средствах выразительности.
      Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно рассмотреть картины или иллюстрации, которые выделяют основные моменты текста, т. е. обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия.
Художественные иллюстрации  знакомят детей с различными способами  изображения природы. В свободное  время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины  природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды[27,с 44].
В сборнике «Зима, весна, лето, осень» Е. Трутневой, художник С. Куприянов  воссоздает образы различных времен года, которые близки и понятны  дошкольникам. Доступны детскому восприятию и картины с изображением природы  художника А. Белюкина, в его иллюстрациях ребята увидят характерные признаки весны, лета, осени, зимы. А в иллюстрациях Е. Мешкова к сборнику стихов «Дождик, лей веселей!» Г. Ладонщикова дети увидят, как можно изобразить летний дождь, золотую осень весьма доступными средствами. Образы заснеженного леса, красивой русской березки, осеннего дождя поэтично воссоздает художник В. Белышев в сборнике «Жаворонок»[28,c 36].
Для изображения пейзажа  дети могут использовать гуашь, акварель, детям 2-3 класса  доступны применение угольных карандашей, сангины, ваксовых мелков, пастели. Они уже знают, что  на темном фоне светлые тона кажутся  светлее, а на светлом темнее.
Колористическому решению  пейзажа во многом помогают целевые  наблюдения природы, рассматривание репродукций  с картин художников-пейзажистов. Живописный рисунок, выполненный воспитателем по мотивам какого-либо произведения о природе, также поможет детям  понять красоту и доступность  того или иного способа передачи определенной цветовой гаммы.
Для развития остроты восприятия насыщенности цвета можно использовать игровые задания: «Найди оттенки  цвета на картине», «составь полоски  синего цвета так, чтобы слева  была самая темная, а справа –  самая светлая» и т. д.
Школьники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка: желто-зеленые листья красиво смотрятся  на голубом, сером фоне неба, светло-зеленая  окраска стебелька, нежно-голубых  цветы становятся ярче на фоне темно-зеленой  травы[29,c58].
Важным приемом обучения является также анализ детских рисунков. Он может проходить по-разному. Благодаря  анализу работ детям становится понятнее поэтический образ, развивается  аналитико-синтетическое мышление, которое обеспечивает более глубокое восприятие поэтического текста.
Использование этих методов  с целью развития детского творчества на основе пейзажной лирики в разных группах имеет свою специфику.
Также следует предлагать детям стихотворения с описанием  одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления  природы. Восприятие слуха должно обязательно  опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе.
Для работы с детьми этого  возраста  трудно найти законченные  поэтические произведения на темы, которые можно изобразить. Поэтому  допустимо выбирать законченные  строчки, строфы, в которых описывается  доступная детям среднего возраста картина природы. Желательно, чтобы  описанный в них образ отличался  конкретностью, несложными для изображения  признаками [30,c 45].
Нарисовать различные  картины природы детям помогают произведения А. Плещеева «Травка зеленеет», С. Маршака «Дождь», И. Бунина «Крупный дождь» и другие. Их содержание легко  переносится в рисунок, образы, представленные в них, знакомы детям. Некоторые  стихи помогают находить изобразительные  средства для передачи особенностей растительного мира.
Дети младшего школьного  возраста уже имеют некоторый  опыт восприятия природы. Они уже  могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений или образов природы, давать им точную характеристику.
Продолжая знакомить детей  с пейзажными произведениями, учитель  нацеливает их на восприятие и изображение  целостной картины природы, в  которой органически связываются  представления о нескольких ее образах. Этому способствует и использование  не только иллюстраций к определенному  стихотворению, но и репродукции  с картин выдающихся художников, усиливающих  впечатления[33,с 86].
Беседы о поэтических  произведениях проводятся уже до занятий по рисованию, поскольку  дети рисуют на темы более сложных  по сравнению с предыдущей группой  стихотворений.
Перед живым наблюдением  можно организовать рассматривание иллюстраций к стихотворению, в  котором описан определенный пейзаж. Дети наглядно убедятся, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности[34,c 25].
Постановка темы должна настраивать  детей не только на изображение ряда предметов, но и на передачу в рисунке  определенной ситуации, направлять на поиск различных вариантов ее исполнения.
Первый этап работы над  выразительностью рисунка направлен  на накапливание ребятами опыта восприятия поэтических строк. Наблюдение рекомендуется  максимально приближать к процессу изображения, а в некоторых случаях  сочетать оба процесса. Наблюдая природу, дети получают яркие зримые впечатления, которые совпадают с восприятием  поэтических образов. А просмотр иллюстраций способствует уяснению приемов передачи выразительного образа художником (цвет, пропорции, расположение в пространстве), о которых в  стихотворении говорится обобщенно  с помощью метафор, сравнений, эпитетов[35,c 198].
На втором этапе важно  стимулировать более глубокое понимание  детьми изобразительного значения поэтического произведения. Некоторые приемы передачи художественной выразительности можно  показать: рисование по-разному кроны  деревьев, составление красок для  получения нежного тона, подбор фона для рисунка, компоновка на листе образов, описанных в стихотворении, и так далее.
Для развития творчества целесообразно  использовать мотивы двух произведений об одном явлении природы, но по-разному  представленном в этих стихах. Важно  проводить беседы о замысле рисунка, о главном образе, о средствах  наибольшей выразительности рисунков. Дети уже могут представить картину  природы без предварительного наблюдения, лишь на основе художественного описания: поэтическое слово подсказывает необходимые образы пейзажа. В этом возрасте достаточно развиты чуткость к поэтическому слову, умение соотносить картины природы с ее описанием, переносить свои впечатления в рисунок[36,c 154].
Наиболее целесообразно  использовать в педагогической работе сочетание методов и приемов, направленных на углубление восприятия детьми пейзажной поэзии в следующей  последовательности:
- Наблюдение с чтением  произведения, рассматривание иллюстраций,  рисование;
- Чтение произведения, рассматривание  одной-двух картин, беседа, рисование;
- Чтение произведения, беседа, рисование.
Под влияние обучения развивается  творчество. Накопление опыта восприятия стихов о природе, наблюдение явлений, образов, описанных в них, способствуют тому, что дети постоянно проявляют  особую чуткость к окружающей природе, стремятся самостоятельно найти  поэтическую ее характеристику[36,c 69].
У детей, как правило, имеется  определенный запас эстетических знаний. Они проявляют самостоятельность  в выборе темы, образов. В их рисунках появляются обобщенные образы, картины  природы. Наряду с этим они стремятся  изобразить индивидуальные качества предмета, того или иного времени года, описанные  в поэтических строках. Для выделения  главного образа в рисунке увеличиваются  возможности использования различных  изобразительных средств – цвета, композиции, различных материалов (сангины, угольного карандаша, акварели, гуаши). Красиво смотрятся рисунки, выполненные в тональных сочетаниях одного цвета или в сочетании различных изобразительных материалов – угольного карандаша и гуаши, акварели и сангины и т. д.
Дети рисуют картины природы, основываясь только на восприятии поэтического текста, но он отличается многоплановостью сюжета, разнохарактерным описанием  явлений природы[37,с 52].
Для развития эстетической восприимчивости пейзажей детям  можно давать домашнее задание: в  выходной день на прогулке в лесу, в  перке найти картины природы, описанные в том или ином произведении, потом их зарисовать и рассказать о них. Эти задания значительно  развивают интерес дошкольников, приучают их всматриваться в окружающий мир.
Выдающийся психолог Л. С. Выготский писал о том, что  творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек  воображает, комбинирует, изменяет и  создает что-то новое. Поэтические  произведения помогают детям проявлять  творчество именно в таком его  понимании[38,c123].
Когда у детей достаточно хорошо развито восприятие пейзажей в природе, в поэзии, в живописи и есть опыт творческого воплощения, можно предложить им для рисования  обобщающую пейзажную тему.
Как итог проделанной работы с детьми проводится коллективное занятие  на тему «Зимняя сказка» или «Золотая осень». Это помогает детям выразить полнее свои эмоции, чувства.
Коллективная работа может  быть организованна и в вечерние часы, когда дети более свободно выбирают материал, беседуют о содержании рисунков, договариваются о том, кто  какую часть рисунка выполнит. Такую большую работу следует  тщательно подготовить. Желательно сначала сделать набросок простым  карандашом, затем уже выполнять  рисунок в цвете. Во время творческой коллективной работы дети проявляют  активность, взаимопомощь, заинтересованность в успехе каждого, что способствует не только эстетическому и умственному, но и нравственному воспитанию ребят. В этой группе можно предлагать рисовать по произведению, в котором отсутствует описание конкретных образов, а время года представлено очень обобщенно [40,c 276].
С детьми также рекомендуется  проводить рисование пейзажей с  натуры, привлекая и к этому  процессу лирические произведения.
Итак, для развития творческого  подхода детей к пейзажному рисованию  можно рекомендовать следующие  методы и приемы:
- наблюдение явлений природы,  передающих общее содержание  стихотворения:
- беседа о средствах  выразительности поэтического произведения  с последующим обсуждением содержания  рисунка;
- предшествующее наблюдение  рассматривание картин, иллюстраций,  отражающих поэтические образы;
- рисование только на  основе восприятия поэтического  произведения;
- рисование с натуры  картин природы, описанных в  стихотворении.
Из вышеизложенного можно  сделать вывод, что отражение  поэтических образов в рисунках доступно детям школьного возраста; оно имеет большое значение для  их нравственно- эстетического воспитания, для развития творческих способностей. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства, научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе ее благотворное влияние[41,c 159].
 
 
2.2. Различная техника выполнения пейзажной живописи
 
Техника рисования прозрачными  красками. Очень сильно разбавленный слой краски наносится на сухую бумагу. Он может накладываться как одним, так и разными цветовыми тонами, следующими друг за другом. Если вы работаете с прозрачными слоями разных тонов краски, то возникает так называемое "оптическое смешение красок". Техника рисования по мокрому грунту краски наносят либо на предварительно смоченную бумагу, либо поверх еще влажного слоя краски. При использовании техники "мокрым по мокрому" возникает эффект, типичный для акварельной живописи, мягкое растекание и переплетение красок. Это так называемое "увядание" красок содержит в себе чрезвычайно привлекательные возможности изображения. Техника затеков при использовании этой техники стремятся добиться мягкого, плавного перехода от насыщенной краски до прозрачной. Это происходит, когда насыщенную краску каждый раз разбавляют чуть большим количеством воды, и краски, разбавленные по-разному, накладывают рядом без перехода. Работа проводится также на сухой основе.
Техника гранулирования.
Такая техника рисования  осуществляется на грубой бумаге с  помощью большого количества краски, небольшого количества воды, легкими  мазками кисти, и должна также  использоваться на сухой основе. Она  должна покрывать лишь выступающие  места бумаги, а углубленные участки  остаются белыми. В результате возникает  структурированная поверхность  рисунка[42,c 78].
Негативная прозрачная краска.
Это понятие подразумевает  оставленные на картине части  белой поверхности бумаги, таким  образом, изображают светлые, освещенные детали или белые предметы. Белой  бывает кроющая краска, в виде акварельной  она не существует и поэтому должна изображаться за счет незакрашенных мест на бумаге. Техника размывки возможно при наличии уже нанесенных более толстых, чем обычно, еще слегка сырых или уже высохших слоев краски. Чистой водой и кистью размываются световые пятна, контуры и поверхности. Эта техника предлагается, кроме того, для коррекции интенсивно окрашенных участков рисунка
 
2.3 Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
 
Каждое время года обладает в природе своей собственной  игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной  и прохладной, в жаркие летние дни  покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зеленый  цвет, летние поля зерновых погружены  в теплую желтизну, а осень сверкает сияющими красными, красно-коричневыми  и желтыми тонами. Эти и другие краски должны использоваться и применяться  вполне обдуманно[43,c 145].
Весна.
Сделанный с натуры карандашный  набросок дает представление о характере  ландшафта, деревьях на противоположном  берегу озера и слегка структурированном  переднем плане. Набросок является важным вспомогательным средством и  канвой для разбивки вашей картины  на части. Он служит проектом во время  работы. Если вы пишете акварелью, используя  технику нанесения красок по мокрому  грунту, то должны отказаться от точного  обозначения форм на картине, так  как никогда нельзя точно предвидеть, как будут расплываться краски, и  слишком большая плотность форм на наброске вам бы только помешала. Поначалу может случиться так, что  краски расплываются сильнее, чем вы предполагали. Попытки внести исправления, как правило, не удаются. Появляются резко обозначенные края и размытые участки краски. Лучше всего в  таком случае учесть своеволие красок и лишь привести в соответствие размеры  элементов, изображенных на картине. При  данном относительно простом изображении  пейзажа вполне достаточно слегка наметить карандашом линию горизонта. Работая с красками, вы можете ориентироваться по форме и размеру деревьев на наброске.
1. После того как намечена  карандашом линия горизонта, которая  располагается примерно на уровне  нижней трети листа бумаги, нужно  приготовить краски для вашей  картины. Используйте небесную  лазурь, индийскую желтую и прочный  красный вулкан 3. Зеленые тона  образуются прямо на бумаге  в результате смешивания голубого  и желтого тонов; более теплый  желтый оттенок вы получите, добавив  немного красной краски, коричневый  цвет можно получить, смешав на  палитре или в коробке с  красками голубую с небольшим количеством красной и желтой. На этой картине бумага смачивается не чистой водой, а водой с растворенной в ней небесной лазурью. Для этого налейте в плоскую посуду немного воды и добавляйте краску до тех пор, пока голубой цвет не приобретет нужную интенсивность. Краску готовьте в достаточном количестве, так как дополнительное смешивание краски с водой очень сложное занятие, причем едва ли удастся избежать легкого отличия цвета. Разбавленную небесную лазурь с максимальной равномерностью нанесите горизонтальными мазками на бумагу кистью из волоса крупного рогатого скота. Начинайте с верхней части неба. При этом кисть постоянно обмакивайте в раствор краски и не промывайте в чистой воде. Только таким способом вам удастся равномерно нанести краску. Над линией горизонта вы должны работать максимально возможной точностью и закончить прямым штрихом. Теперь ваша бумага смочена в области неба. Круглой кистью размера 7 или 9 возьмите слегка разведенную индийскую желтую и формообразующие мазками (см. приведенное рядом пояснение) нарисуйте деревья. Желтый цвет частично смешается с голубым цветом неба, и в результате получится желто-зеленый. В некоторых местах вы должны использовать теплый желто-оранжевый цвет (смешивается из желтого с небольшим количеством красного). Тонкой кистью проведите по линии горизонта узкую полосу коричневого цвета (смешивается из голубого, красного и небольшого количества желтого).
2. Теперь вы приступаете  к отделке картины. В легких  коричневых тонах тонкой кистью  нарисуйте нежные стволы и  сучья деревьев. В некоторых местах  выше линии горизонта вы должны  добавить более интенсивные коричневый  и голубой тона. Разбавленной  прозрачной краской оранжевого  цвета (желтый и красный) пройдитесь  местами в верхней части поверхности  воды. В местах диагональных 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.