Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Качество образцовой речи: правильность, точность, логичность, выразительность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Качество  образцовой речи: правильность, точность, логичность, выразительность 
 

Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

      Введение……………………………………………..3
      Речь. Культура речи ……………………………………4
      Качества  правильной речи:
         1.Правильность…………………………………………7
         2.Содержательность………………………………….7
         3.Точность и ясность………………………………… 8
         4.Логичность…………………………………………….9
         5.Уместность …………………………………………10
         6.Чистота ……………………………………………..11
         7.Богатство и выразительность………………….13
      Заключение………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      О человеке мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, то добрый; косноязычен, «мычит», запинается – Бог обделил талантами; владеет литературным языком свободно – наверное, способный, далеко пойдет… Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны. «Слово – дело великое, – писал Лев Толстой. – Великое потому что словом можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Но только в том случае, – добавим мы, – если мы владеем словом. К сожалению, в наше время это удается немногим.
      Язык  является мощным средством регуляции  деятельности людей в различных  сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, - очень важная и актуальная задача.
      Каждый  образованный человек должен научиться  оценивать речевое поведение — свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения. Как писал А. П. Чехов, "для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать".
    В современной лингвистике различают  два уровня речевой культуры человека - низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. Если же человек в своей речи соблюдает и последние указанные условия, то можно говорить, что он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
    В современной лингвистике немало литературы, посвященной изучению  данного вопроса. Но наиболее интересной и убедительной мне показалась книга  И.Б.Голуб и Д.Э.Розенталя «Книга о хорошей речи». Поэтому рассматривая проблему хорошей речи, я буду опираться именно на эту работу. 

Речь. Культура речи. 

      Речь - это внешняя, формальная сторона текста; она всегда имеет не только языковую структуру и её организацию, но и выражаемый ею, по существу, неязыковой (или внеязыковой) смысл, ради которого и во многом подчиняясь которому она строится. Речь оказывается явлением не только лингвистическим, но и психологическим и эстетическим. Именно поэтому люди давно заметили хорошие и плохие стороны речи и давно делают попытки объяснить их, в частности, прибегая к таким словам, как «точная», «правильная», «красивая», и т.д.
      Перечислим  основные признаки речи:
      Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве.
      Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к  объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее  консервативна, более динамична, подвижна.
      В-третьих, речь как последовательность вовлеченных  в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.
        Речь имеет ряд характеристик  –  темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционную четкость, акцент.  

      Говоря  о правильной хорошей литературной речи, мы говорим о речевой культуре.
      Она предполагает, прежде всего, соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала» или образца. Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.
      Однако  культура речи не может быть сведена  к перечню запретов и определений  «правильно-неправильно». Понятие «культура  речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую языковую форму. Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.
      Понятие нормы важно для любого литературного языка. Даже в художественно-беллетристическом стиле, где широко используется свобода выбора языковых средств и сказывается своеобразие индивидуальной манеры писателя, невозможен полный отход от общенациональной нормы, ибо «язык подлинно художественного произведения не может далеко и значительно отступать от основы общенародного языка, иначе он перестанет быть общепонятным».
      Нормы литературного языка – не застывшие  раз и навсегда формы. Они изменяются во времени. Однако следует подчеркнуть, что при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно-литературную основу. Система литературных норм, выдвинутая и описанная еще М. В. Ломоносовым в его "Российской грамматике" определила всю дальнейшую судьбу русского языка и в целом сохраняется до нашего времени. 

Качества  правильной речи 

      Один  из основоположников культуры речи С.И. Ожегов писал: «Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. <...> Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)».
      Как это ни парадоксально, дать определение  хорошей правильной речи не так просто. В обществе происходят со временем явные сдвиги в представлениях об эталоне хорошей речи. Тем не менее, мы можем говорить об определенных критериях хорошей речи, которыми являются:
    Правильность;
    Содержательность;
    Точность и ясность;
    Логичность;
    Уместность;
    Чистота;
    Богатство и выразительность.
      Рассмотрим  эти понятия. 
 
 

      1.Правильность 
      В основе хорошей речи лежит прежде всего ее правильность, это тот базис, на котором основываются все прочие качества образцовой речи. Говорящий должен быть уверен, что создаваемый им текст соответствует всем нормам литературного языка: орфоэпическим, акцентологическим, морфологическим, синтаксическим, лексическим, стилистическим. Письменная речь должна соответствовать также орфографическим и пунктуационным нормам. 

      2.Содержательность
      Речь  считается содержательной, если она имеет  внутренний смысл. Не случайно уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». Содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».
     Содержательные  лекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми знаниями, недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.
     Отсюда  предупреждение, определяющее отношение  к слову, речи, языку: «Когда говоришь – думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих пословицах – озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
     Сколько, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь – ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Говорит день до вечера, а послушать нечего». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу.
     Необходимо, чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание. 

     3.Точность  и ясность речи
     Точность  – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.
     Точность  и ясность речи взаимосвязаны: точность речи придает ей ясность, ясность  речи вытекает из ее точности. Однако о  точности  высказывания должен заботиться говорящий (пишущий), а то, насколько ясно изложена мысль, оценивает слушатель (читатель). Мы облекаем свои мысли в слова.  «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает – писал французский поэт XVII века Никола Буало.
     Точность  речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления.
     Наиболее  типичны из них:
    употребление слов в несвойственном им значении;
    не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмыс ленность;
    смешение паронимов, омонимов.
     Каждое  знаменательное слово выполняет  номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.
     Но  точность и ясность речи обусловлены  не только целенаправленным выбором  слов и выражений, не менее важен  выбор грамматических конструкций, построение словосочетаний, точное следование нормам слов во фразе. Возможность по- разному объединить слова в словосочетании или нарушение порядка слов в предложении  порождает двусмысленность:
     Ассистенту  приходилось многое объяснять. (объяснял ассистент или ему кто-то объяснял?);
     Солнце  закрыло облако. (кто кого закрыл?);
     Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, выполнены мастерски (что было прислано на конкурс: рассказы или иллюстрации?). 

     4.Логичность
     Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.
     Логичность связана, прежде всего, с синтаксической организацией как отдельных слов в предложении, так и высказываний в тексте. Логичность речи основана на логичности мышления. Чтобы логично говорить и писать, надо уметь логично рассуждать, строить умозаключения, аргументировать свою точку зрения.
     Еще Аристотель утверждал: «Речь должна отвечать законам логики». Нелогичность высказывания несовместима с красноречием. Как же сделать нашу речь логичной? Как не нарушить законов логики в том или ином высказывании? Для этого необходимо соблюдать логические законы:
      закон тождества – предмет мысли в пределах одного рассуждении я должен оставаться неизменным;
      закон противоречия – не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает в то же самое время;
      закон исключенного третьего – если высказываются два противоположных утверждения о предмете, то между ними не может быть ничего среднего;
      закон достаточного основания – чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, нужно доказывать истинность выдвигаемых положений, последовательность и аргументированность высказываний.
      Неправильное  словоупотребление может стать  причиной алогизма – сопоставление несопоставимых понятий: Композиция туркменских сказок имеет много общего со сказками европейскими (надо: с композицией европейских сказок).
      Причиной  нелогичности высказывания может также  стать подмена понятия: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. 

    5.Уместность
     Уместность – это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и случающим (читающим).
        А.С. Пушкин писал «Истинный  вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Различают уместность:
    ситуативную (те или иные выражения, тематика общения неуместны в определенных ситуациях);
    стилевую, предполагающую в разных ситуациях общения соответствующий выбор стилистически окрашенных средств языке.
      Известный лингвист Л.В. Щерба объяснял в одной  из своих статей: «Если кто в  серьезной книге напишет «фагоциты  уплетают микробов», это будет глупо и неуместно». В другой ситуации употребление данного глагола будет вполне оправданным: «Посмотри, как уплетает кашу наша девочка», – скажет счастливая мать своему мужу в обстановке мирного семейного ужина.
    личностно-психологичесую, которая связана с умением говорящего почувствовать душевное состояние собеседника, предположить его возможную реакцию на обращенные к нему слова.
 
      6.Чистота
      Чистота речи — это качество, исключающее чуждые литературному языку элементы, а также элементы, отвергаемые нормами нравственности.
      За  пределами литературной лексики остаются:
    диалектизмы – слова и выражения, свойственные местным говорам; 
    варваризмы  – иноязычные слова и словосочетания, включаемые без всякой надобности;
    жаргонизмы  – слова и обороты, обслуживающие социально замкнутые группы (молодежный жаргон, уголовный жаргон, студенческий жаргон и т.д.);
    вульгаризмы  – слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какие-то предметы и явления;
    нецензурные слова и выражения;
    слова-паразиты (так сказать, ну, значит, вот, видите ли, собственно говоря, понятно, понимаете, да и т.д.);
      канцеляризмы  и речевые штампы – слова которые  лишают речь простоты, живости, эмоциональности (наличие, за неимением, во избежание, вышеперечисленный, имеет место и т.п.).
      Русские писатели нередко пародировали слог, «украшенный такими канцеляризмами: Дело о влетении и разбитии стекол вороною (Дм.Писарев).
      Такую же отрицательную роль, как канцеляризмы, играют всякого рода речевые штампы, избитые выражения, например: работа по разъяснению, рассмотреть под углом зрения, поставить вопрос, в результате проведенных мероприятий, направленных  на осуществление и т.п.
      Близки  к речевым штампам так называемые слова-спутники: если критика, то резкая; если поддержка, то горячая; если размах, то широкий; если задачи, то конкретные и т.п.
      Необходимо заметить, что вообще-то в языке как таковых слов-паразитов, слов-сорняков нет. Такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. Это производит неприятное впечатление.
      Употребление  внелитературных слов (исключая нецензурную лексику) допускается в художественных текстах в том случае, если необходимого эффекта нельзя достичь иными средствами.
     Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой  смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.
     Почему  же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности. 

     7.Богатство и выразительность
      Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.
      Самый первый критерий богатства и бедности речи – это количество слов, которые  мы используем. Но о богатстве языка судят не только по количеству слов. Важно еще и то, что многие из них имеют не одно, а несколько значений, т.е. многозначны.  Умение пользоваться многообразием лексического значения слов, использование в речи синонимов, антонимов, словообразовательных возможностей слов делает нашу речь разнообразней.
      О богатстве русского синтаксиса можно  судить по тому, что наша грамматическая система предоставляет множество  вариантов для выражения одной  и той же мысли. К примеру,  такое эмоциональное высказывание: Учитель должен учить – стилистически и эмоционально окрашено, потому что тавтологическое сочетание и интонация (в устной речи) придают этому предложению известную выразительность. Однако ее можно усилить, выбрав более эмоциональные синтаксические конструкции:  Обязанность учителя – учить...  Кому и учить, как не учителю?!
      Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Речевой опыт каждого из нас говорит о  том, что  по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.
      Выразительностью  речи называются такие особенности  ее структуры, которые привлекают и  поддерживают внимание, интерес слушателей или читателей. Выразительна образная живая, эмоциональная речь, в которой  отсутствуют штампы, шаблоны, слепое следование «языковой моде».
     Кроме того, существуют специфические изобразительные  свойства языка, делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. К таким выразительным средствам относят:
      тропы – слова-высказывания, употребляющиеся в переносном значении: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха.
      стилистические фигуры речи – формы синтаксической организации слов в художественном тексте: антитеза, гипербола, литота, градация, риторический вопрос, ирония, инверсия.
      Практически все единицы языка, даже отдельный звук, могут быть выразительными. Для восприятия важно такое качество речи, как благозвучие – соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их», — писал А.П.Чехов.
      Большую выразительность устной речи придает  интонация, высота и тембр произносимых звуков, темп речи, паузы. В выборе средств  выразительности речи в наибольшей степени проявляется индивидуальность говорящего.
      Необходимо  отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека:
    - самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности;
    - неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;
       - хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
    Необходимо  знать о звуках и их выразительных  возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность.
    - хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей – так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности.
        - систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
      Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык  самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.
    Наш речевой опыт не оставляет возможности  сомневаться в том, что структура  речи, ее свойства и особенности  могут будить мысли и чувства  людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной. 
 

Заключение 

      В современном русском литературном языке, как и во всяком живом, развивающемся  языке, происходит интенсивное сближение  традиционно-книжных средств выражения с обиходно-разговорной стихией, с социальными и территориальными говорами в их современном состоянии. Однако известное «раскрепощение» и обновление литературных норм не должно приводить к их разрушению, к стилистическому снижению самой речи, к ее огрублению и вульгаризации.
      В этих условиях нормативность, правильность речи приобретают особое и актуальное значение. В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, распространения видеотехники и  других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.
      Правильность  речи – фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.
        Убогая, бедная в языковом отношении  речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствующая о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли.
      Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь –  задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Список  используемой литературы

 
 
 
    Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Книга о хорошей  речи. М., 1997.
    Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М., 1987.
    Фармина Л.Г. Учимся говорить правильно. М., 1992.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.