Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономические функции государства и методы государственного регулирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Федеральное агентство по образованию
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
по дисциплине: «Ценообразование»
 на тему: «Экономические функции государства и методы государственного регулирования»
 
 
 
 
Выполнила:
студентка гр. АД-31
Леонова С.А
Проверила:
Панкратова Л.Л.

 
 
 
 
 
 
2011
Содержание
 
1. Экономические функции  государства. Взаимоотношения государства и правительства……………………………………………………………………...3
2. Методы государственного регулирования……………………………………5
Список используемой литературы……………………………………………...13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Экономические  функции государства. Взаимоотношения  государства и правительства.
Экономические функции государства  многообразны и сложны. Можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:
• поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через  антимонопольное законодательство;
• перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения  ресурсов с целью изменения структуры  национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;
• ограничение действия некоторых элементов рыночного  механизма. Так, жесткое ограничение  использования рыночных элементов  наблюдается в сфере распределения  бюджетных ресурсов на поддержание  и охрану общественного порядка, национальную оборону, транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов, водоснабжение и т. д. Ограничения  применяются и в сфере совокупного  потребления и обеспечения общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания. Государственные и  региональные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов;
• достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ  в мировой экономике. Эти функции  государство осуществляет посредством  развития способности национальных фирм конкурировать в новых и  традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.
Государство осуществляет свои функции через правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных  органов, посредством которых осуществляются управление и контроль над соблюдением конкурентных правил, законов, нормативов и т. д.
Государство — самоорганизация общества, правительство — исполнительный орган этой организации. Совместно правительство и его хозяйствующие субъекты образуют институциональную структуру организационной рыночной экономики, действующую в рамках законодательства.
Государство, осуществляя  регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как  о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном  наборе мировых общественных форм и  методов государственного регулирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Методы государственного  регулирования
Общепринято деление методов  государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил “экономической игры” для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей.
Административное  регулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
Экономические методы регулирования предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий. С этой целью используются:
• бюджетная и фискальная политика;
• денежно-кредитная политика;
• прогнозирование, программирование и планирование.
Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для  достижения национально-экономических  и социальных целей.
Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма  и прежде всего оптимальность  денежного обращения.
Важной формой государственного регулирования являются прогнозирование, программирование и планирование. Их применение связано с усложнением  хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов  в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых  программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации после кризисной стабилизации экономики.
В условиях рыночной экономики  применяется планирование экономики  на довольно продолжительную перспективу.
Прямые методы регулирования базируются на властно распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого государственного регулирования экономики преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготные кредиты. Целью прямых методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут оказывать и негативное воздействие, следствием чего становится возможным деформация реального соотношения издержек и цен, снижение уровня конкурентности, ослабление балансирующей функции рынка.
Основными инструментами  прямого государственного регулирования  являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные  программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т. д.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может  идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий  негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и  водный транспорт, содержание автомобильных  дорог. Кроме того, для обеспечения  высокого уровня развития экономики  государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе  научно-технический прогресс, а также  в подготовку квалифицированных  кадров и проведение научных исследований. Государство участвует в развитии тех областей, где применение других форм собственности может привести к отрицательным последствиям. Например, оно инвестирует оборонную промышленность путем строительства казенных предприятий, национализирует предприятия других форм собственности путем скупки акции. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т. д.
Государство осуществляет регулирование  и путем поддержания отдельных  предприятий совместной или индивидуально-частной  форм собственности. Это достигается  предоставлением им товарных кредитов, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства. Так, политика президентов Р. Рейгана, Дж. Буша, М. Тэтчер была направлена на поддержку крупного бизнеса, что осуществлялось как прямыми вложениями, так и предоставлением преимуществ в налоговом обложении.
Государство реализует программу  поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались  бы медленнее, чем другие отрасли, или  цены на их услуги установились бы столь  высокими, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт  и т. д.
Государство оказывает также  прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов  сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные  гарантии под внешние кредиты.
Государство оказывает и  прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное  задание фирме на производство определенного  вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах, на уникальную, особо дефицитную продукцию.
Анализируя опыт и практику государственного регулирования развитых стран Европы и Азии, а также опыт переходной экономики России, можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с использованием денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы.
Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
1. В кредитной политике:
• нормирование банковских резервов;
• варьирование учетной  ставки банковского процента;
• проведение операций на валютном рынке.
2. В бюджетной политике:
• регулирование государственных  расходов;
• осуществление государственных  закупок;
• выпуск государственных  внутренних займов;
•поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
3. В фискальной политике:
• регулирование налогового обложения имущества граждан  и юридических лиц;
• введение муниципальных  налогов.
4. В социальной политике:
• регулирование минимальных  ставок оплаты труда;
• установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
5. Во внешнеэкономической  политике:
• законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
• использование иностранных  займов, инвестиций и валютных ограничений.
Методы косвенного регулирования - предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной, т.е. косвенное регулирование - это влияние на экономические интересы.
 К ним относятся:
 налогообложение, уровень  налогообложения и система налоговых  льгот; 
 регулирование цен,  процентные ставки по кредиту  и кредитные льготы;
 таможенное регулирование  экспорта и импорта, валютные  курсы и условия обмена валют. 
 К методам косвенного  регулирования относятся инструменты  фискальной, бюджетной, денежно-кредитной,  инвестиционной, амортизационной, инновационной  и других направлений экономической  политики, а также методы морального  убеждения. 
 Из сути этих методов  видно, что прямые методы ограничивают  свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то  же время косвенные методы  оставляют полную свободу выбора  для хозяйствующих субъектов,  нисколько ее не ограничивая.  В этом неоспоримое преимущество  последних перед первыми.
Методы и инструменты  регулирования представлены на рис. 2, 3 и 4. Очевидно, что их необходимо комплексно использовать. Взаимосвязь и обусловленность  рынков (рынка благ и услуг, денежного  рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют использования взаимосвязанного инструментария для воздействия  на равновесный экономический рост.
Применение односторонних  методов, например исключительно монетаристского воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления. Это подтверждено применением только идей монетарной политики 70-80-х годов в американской и европейской экономиках, а также в экономике России 90-х годов XX столетия.


 

 
Применение односторонних  методов, например исключительно монетаристского воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса, а в перспективе и к его разрушительному проявлению. Это подтверждено применением идей только монетарной политики в американской и европейской экономиках 70-80-х годов, а также в экономике России 90-х годов XX столетия.
Хозяйственный опыт всех современных  развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические  функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они  принципиально отличаются от стран  с централизованно управляемой  экономикой, где господствуют административные методы воздействия. Поэтому перевод  экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах государственного регулирования  с административных (прямых) на косвенные методы.
 Вместе с тем при  всей важности косвенных методов  и все возрастающей их значимости  невозможен мгновенный переход  к их господству. Сама постепенность  и, как теперь становится все  очевиднее, длительность процессов  разгосударствления и формирования  смешанной экономики рыночного  типа могут потребовать на  переходный период сохранения  административных методов в тех  сферах, для которых они не  характерны. Это относится, например, к сфере ценообразования, а  также к области внешнеэкономической  деятельности.
 Существуют и такие  сферы деятельности, где административные  методы достаточно эффективны, а  их применение не просто желательно, а необходимо. Это контроль над монополистическими рынками; обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандарт
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.