На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Для реального представления финансового  положения дел организации, независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо  всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации. Фактические остатки  имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.
     То  есть инвентаризация - это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.
     Актуальность  данной работы вызвана тем, что инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью всего имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации, и данными бухгалтерского учета, что в конечном итоге способствует повышению достоверности информации при формировании отчетных показателей о результатах деятельности организации. Инвентаризация устанавливает наличие имущественно-материальных и денежных средств и расчетов предприятия путем их проверки в натуре и сверке расчетов.
     Инвентаризация  выступает как один из важных элементов  метода учета и контроля за работой  предприятий и хозяйственных  субъектов, позволяющий получить сведения, характеризующие состояние хозяйственных  активов и их сохранность. Данные инвентаризации нужны для принятия оперативных мер по улучшению работы, а также для уточнения данных бухгалтерского учета
     Объектом  изучения данной работы является инвентаризация как контрольная функция учета, позволяющая выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды активов.
     Целью работы является изучение правил проведения инвентаризации и оформления ее результатов.
     Задачи  работы:
    Изучить понятие «Инвентаризация», определить ее роль и значение.
    Охарактеризовать виды инвентаризации и методы ее проведения.
    Раскрыть общие правила и порядок проведения инвентаризации.
    Рассмотреть отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
     Теоретической основой работы являются труды отечественных  специалистов в области финансов и бухгалтерского учета. Информационной базой послужили Методические указания Министерства финансов Российской Федерации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, учебные и периодические печатные издания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические и методологические основы инвентаризации
     1.1 Исторический аспект развития инвентаризации 

     Инвентаризация была одним из первых и долгое время основным учетным приемом. Еще в Египте в 3400-2980 гг. до н. э. каждые два года проводилась инвентаризация движимого и недвижимого имущества. Лишь во втором тысячелетии прерывная (дискретная) инвентаризация заменена текущим (перманентным) учетом, целью которого была проверка достоверности получений и выдачи серебра, хлеба и т. д.
     В Китае к VII-XIII веках н.э. сложилась весьма развитая система учета материальных ценностей. Учетные работники были сосредоточены в трех отделах, где фиксировался приход, расход и остаток ценностей. Первый и второй отделы показывали движение ценностей, а третий проводил инвентаризации и выводил натуральный остаток, но не знал остатка учетного. Поэтому только высшая администрация имела представление о реальном положении дел.
     В основе бухгалтерии древнего мира лежал  учет фактов, основанный на инвентаризации и прямой регистрации имущества. С появлением косвенной регистрации объектов учета с применением первичных документов учетные сведения и фактическое положение дел перестали быть адекватными. Бухгалтерия становится только вероятной, а инвентаризации только указывают на репрезентативность информации.
     В середине XIX века бухгалтерский учет стал восприниматься как наука. Зарождение теории учета коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах. Объектом учета стали выступать уже не сами факты хозяйственной жизни, а информация о них, основанная на документах.
     Итальянский ученый д’Альвизе сформулировал  восемь общих принципов бухучета. Первый из них — достоверность: регистрация фактов хозяйственной жизни должна быть адекватной самим фактам; отсутствие достоверности порождает хаос. Контроль достоверности обеспечивается инвентаризацией, бухгалтерской процедурой, осуществляемой в целях управления предприятием.
     Первый  идеолог и теоретик аудита Л. Р. Дикси, определяя аудит как работу, связанную с подтверждением правильности и объективности бухгалтерского баланса, полагал, что решается эта задача путем проверки документов и инвентаризации ценностей. Р.Годдард утверждал, что 9/10 всех хищений происходит по вине бухгалтеров. Средствами фальсификаций выступали операционные счета (расходов, издержек, расходов будущих периодов и т. п.), документы, которые подделывались, исправлялись, подчищались, а также «двойные книги», одни — для себя, другие — для внешнего употребления (одни черновые, но верные, другие беловые, но обманные). Одним из средств борьбы с фальсификацией рекомендовалась сплошная инвентаризация имущества, дебиторской и кредиторской задолженности.
     В России в XV-XVII веках основным принципом учета, в значительной мере сохранившимся по сей день, был приоритет интересов государства как главного собственника всего имущества. В те времена за каждый имущественный объект отвечало определенное лицо или группа лиц. Наказания за недостачи были весьма суровы — от порки до смертной казни. Иван Пересветов, известный публицист ХVI в., советовал в помещении складов прибивать к стенам «кожу бывших кладовщиков, допустивших недостачу».
     Позднее нравы смягчились, но в ХVII веке в России учет прихода и расхода были отделены, и контроль за ценностями обеспечивался инвентаризацией, причем не натуральные остатки сличались с учетными, а наоборот, учетные — с натуральными. Уже при Петре I были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций.
     Л. И. Гомберг, член-корреспондент Академического общества бухгалтеров в Париже и действительный член Международной ассоциации бухгалтеров считал целью инвентаризации установление «хозяйственной силы предприятия», но сама эта работа, по его мнению, должна относиться к администрации, а не к бухгалтерам. Впрочем, время показало, что нет такой работы, которую не пришлось бы выполнять бухгалтеру.
     Менялись  времена, системы и способы бухучета, но инвентаризация как один из важнейших учетных приемов не потерял свою актуальность и в настоящее время. 

     1.2 Понятие, виды и методы инвентаризации
     Инвентаризация - периодическая проверка наличия числящихся на балансе объединения, предприятия, организации, учреждения ценностей, их сохранности и правильности хранения, обязательств и прав на получение средств, а также ведения складского хозяйства и реальности данных учета.
В зависимости  от различных признаков и причин, по которым проводится инвентаризация, различают ее виды.
1. По  отношению к плану проведения  в соответствии с учетной политикой  организации различают плановую и внеплановую инвентаризацию.
Плановая  инвентаризация проводится в соответствии с планом контрольно-ревизорных работ  органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего  аудита) учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству (например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации и т.д.).
Внеплановые инвентаризации (проведение которых  не предусмотрено в учетной политике и плане контрольно-резервных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита (обязательного или инициативного) в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др.
2. По  объему совокупности объектов  учета выделяют сплошную и  выборочную инвентаризацию.
Сплошной  считается инвентаризация, в ходе которой подвергаются осмотру, пересчету и т.д., в натуре все объекты данного вида. Сплошной инвентаризации подвергается денежная наличность в кассе, наличие ценных бумаг, денежных документов, отдельных материально-производственных ценностей.
Выборочной является инвентаризация, в ходе которой подвергается осмотру, перерасчету, взвешиванию части объектов данного вида. Выборочные инвентаризации снижают трудоемкость контрольных работ и позволяют сократить время проведения этих работ. Однако они не гарантируют безусловной объективности результатов проверки в натуре, а в случае причинения материального ущерба выборочные инвентаризации не позволяют определить полностью размер ущерба. В этих условиях необходимо проводить сплошную инвентаризацию.
3. В  зависимости от полноты охвата имущества и обязательства организации различают полную и частичную инвентаризацию.
Полная  инвентаризация - это проверка в  натуре всего имущества организации  и ее обязательств на определенную дату. Проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта т.д.
Частичной инвентаризацией является каждая отдельная  проверка в натуре объектов определенных видов. Например, инвентаризация материалов на складе, инвентаризация денежных средств  в кассе и др.
4. По  содержанию различают инвентаризацию  ресурсов и инвентаризацию процессов. 
Инвентаризация  ресурсов означает проверку в натуре имущества организации.
Инвентаризация  процессов означает проверку в натуре отдельных моментов процессов кругооборота средств организации. Например, в процессе производства в натуре могут быть проверены выполненные работы, отдельные затраты на материалы и т.д. В процессе реализации могут быть осмотрены в натуре расчетно-финансовые операции, а в процессе снабжения - расчетно-заготовительные операции.
5. По  методу проведения различают  натуральную и документальную  инвентаризации.
Натуральная инвентаризация состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении  их количества путем подсчета, взвешивания, обмера, сканирования и т.п.
Документальная  инвентаризация состоит в проверке документального подтверждения  наличия объектов.
Методика  проведения инвентаризации многогранна. Каждое предприятие имеет свои, сугубо индивидуальные подходы к ее проведению. Но наибольшее практическое применение получили следующие методы.
Метод непрерывной (перманентной) инвентаризации, который заключается в том, что инвентаризацию на предприятии проводят непрерывно в течение всего года. Для ее проведения необходимо определить номенклатуру товарно-материальных ценностей, с тем чтобы в течение года все ценности были инвентаризованы. Это дает возможность не только осуществлять систематический контроль за наличием, хранением и использованием ценностей на складах, но и выявлять недостатки и ошибки в их аналитическом (количественном) учете.
Выделяют  также так называемый книжный метод инвентаризации. При данном методе проведение инвентаризации ценностей на складах предусматривает применение специальных книг, построенных по принципу оборотных ведомостей, где типографским способом указана ориентировочная (постоянная) номенклатура ценностей. И комиссии остается только посчитать ТМЦ и проставить количество и цены в этой книге. Такой метод проведения инвентаризации особенно эффективен для специализированных складов с постоянной номенклатурой ценностей. При первой инвентаризации ценностей в этих ведомостях отображают наличие ценностей обычным способом, а при дальнейших - на вкладках только указывают их стоимость и количество.
Имеет место и инвентаризация с использованием партионных и книжных карточек. При использовании такого метода члены комиссии отбирают ценности в порядке, удобном для проверки, и в то же время комиссия заполняет на эти ценности инвентарные ярлыки, где указывают названия ценностей, их номенклатурные номера, коды и прочие реквизиты. Потом эти ярлыки используют для составления описей.
Ярлыки  заполняются в одном экземпляре и после составления описей хранятся вместе с ценностями. Что важно, так  это то, что на обратной стороне  формы предусмотрена таблица, в которой отображается движение ТМЦ во время инвентаризации. Как видим, такой метод проведения инвентаризации позволяет не приостанавливать работу складов на момент проведения инвентаризации, что актуально для предприятий с непрерывным производственным циклом.
Для совершенствования  процедур проведения инвентаризации ТМЦ  на складах и базах предприятий  желательно использовать измерительную  технику и мерную тару. С целью  механизации процесса инвентаризации можно применять автоматические счетчики, обеспечивающие не только подсчет ценностей, но и регистрацию данных на магнитных или бумажных носителях информации. Высокоэффективным способом нанесения и обработки информации является использование фотоэлементной счетной техники, которая с высокой скоростью осуществляет подсчет графических отметок о наличии ТМЦ непосредственно с машинных носителей информации.
С массовым появлением на предприятиях компьютерной техники появилась возможность  наносить информацию об остатках на маркировку тары. Нанесенную таким способом информацию о ценностях при инвентаризации снимают при помощи считывающих устройств и записывают на электронные носители. Сравнить полученные данные с бухгалтерскими становится легче. При таком методе инвентаризации к минимуму сводится возможность ошибки, максимально сокращается время на ее проведение.
Среди компьютерных методов проведения инвентаризации выделяют метод, при котором в  начале инвентаризации материально  ответственные лица по данным маркировки на таре проставляют количество и  цену того или иного вида ценностей. После чего инвентаризационная комиссия проверяет нанесенную информацию о ценностях в натуре, сравнивая эти данные с данными маркировки.
Теперь, как бы ни был механизирован и  автоматизирован процесс инвентаризации, традиционные способы - обмер, пересчет и перевешивание - всегда останутся необходимыми и незаменимыми процедурами при ее проведении.
В последнее  время на рынке оптовых продаж появились большие фирмы, в которых  объемы продаж измеряются десятками, а  то и сотнями миллионов долларов в месяц. Естественно, что для таких предприятий проведение инвентаризации требует немалых материальных расходов и привлечения значительного количества работников. Одним из способов сведения таких расходов к минимуму является разделение складских территорий на зоны, где процедуры разгрузки и погрузки контейнеров разделены территориально.
При таком  методе инвентаризации контейнеры по очереди доставляются к указанным  зонам, где комиссия проверяет их фактическое содержимое и отображает эти данные в инвентаризационных ярлыках или книжных карточках.
При этом обязательным является внесение в эти  документы номенклатурных номеров  товара, кодов контейнеров, названия и количества ценностей, их цены и  т. п. После регистрации этих документов в специальном журнале комиссия передает эти документы оператору для обработки на компьютере.
Возможен  вариант, когда указанные ярлыки (карточки) заполняют материально  ответственные лица, а комиссия только проверяет правильность внесенных  данных и проставляет на этих документах порядковый номер и регистрирует их в специальном журнале.
Как видно, при таком методе необходимо четко  распределить движение контейнеров  по заранее отработанным маршрутам, добиться безусловного выполнения своих  обязанностей складскими работниками - и расходы денежных средств и времени на проведение инвентаризации будут минимальными.  

     2 Общие правила и порядок проведения инвентаризации 

     Согласно  Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
     Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
     Инвентаризация  имущества проводится по его местонахождению  материально ответственными лицами.
     Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
     В соответствии с Положением о бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности в РФ проведение инвентаризаций обязательно:
     - при передаче имущества организации  в аренду, выкупе, продаже, а также  в случаях, предусмотренных законодательством  при преобразовании государственного  или муниципального унитарного  предприятия;
     - перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности, кроме имущества, инвентаризация  которого проводилась не ранее  1 октября отчетного года. Инвентаризация  основных средств может проводиться  один раз в три года, а библиотечных  фондов - один раз в пять лет;
     - при смене материально-ответственных  лиц (на день приемки передачи  дел);
     - при установлении фактов хищений  или злоупотреблений, а также  порчи ценностей;
     - в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных  ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
     - при ликвидации (реорганизации) организации  перед составлением ликвидационного  (разделительного) баланса и в  других случаях, предусматриваемых  законодательством РФ или нормативными  актами Минфина России.
     При коллективной материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива.
     Количество  инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.
     Для проведения инвентаризации в организации  создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия. При большом  объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
    Персональный  состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение (Приложение 1) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (Приложение 2).
     В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
     До  начала инвентаризации рекомендуется  проверить:
     - наличие и состояние инвентарных  карточек, инвентарных книг, описей  и других регистров аналитического  учета;
     - наличие и состояние технических  паспортов или другой технической документации;
     - наличие документов на основные  средства, сданные или принятые  организацией в аренду и на  хранение. При отсутствии документов  необходимо обеспечить их получение  или оформление.
    До  начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
    Председатель  инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
    Материально ответственные лица дают расписки о  том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
    Сведения  о фактическом наличии имущества  и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
    Инвентаризационная  комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
    Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
    Руководитель  организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества  в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
    По  материалам и товарам, хранящимся в  неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
    При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
    Проверка  фактического наличия имущества  производится при обязательном участии  материально ответственных лиц.
    Инвентаризационные  описи могут быть заполнены как  с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
    Описи заполняются чернилами или шариковой  ручкой четко и ясно, без помарок  и подчисток.
    Наименования  инвентаризуемых ценностей и  объектов, их количество указывают  в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
    На  каждой странице описи указывают  прописью число порядковых номеров  материальных ценностей и общий  итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне  зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
    Исправление ошибок производится во всех экземплярах  описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
    В описях не допускается оставлять  незаполненные строки, на последних  страницах незаполненные строки прочеркиваются.
    На  последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
    Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные  лица. В конце описи материально  ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
    При проверке фактического наличия имущества  в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.
    На  имущество, находящееся на ответственном  хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные  описи.
    Если  инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
    В тех случаях, когда материально  ответственные лица обнаружат после  инвентаризации ошибки в описях, они  должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.