На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет и распределение затрат по объектам калькулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по бухгалтерскому управленческому учету
по теме: 

«Учет и  распределение затрат по объектам калькулирования»
(на материалах  МОУ «КШИ №9») 
 
 
 
 

                                                                                            Выполнила
                                                                                             студентка гр. 17э08145
                                                                                              Рейн Н.А. 

                      Проверил доцент:
                                                                                             Шихатов П.И. 
 

Омск-2011 

Содержание 

Введение   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   - 3
1. Основы  учета затрат на предприятии     -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   - 5
1.1. Основные  принципы организации учета затрат    -   -   -   -   -   -   -   -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     5
1.2. Понятие  затрат, их классификация    -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   - 10
1.3. Принципы  калькулирования, его объекты  и методы     -   -   -   -   -   - 17
2. Учет  и распределение затрат по  объектам калькулирования на  материалах МОУ «КШИ №9»   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -  
32
2.1. Краткая  экономическая характеристика МОУ  «КШИ №9»   -   -   -   - 32
2.2. Учет  затрат и калькулирование в  процессе деятельности МОУ «КШИ  №9»  -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -  
35
2.3. Состояние  и пути совершенствования учета  затрат     -   -   -   -   -   - 40
Заключение    -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   - 43
Список  литературы    -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   - 45
Приложения      -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   - 46
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Введение 

       Переход экономики страны на рыночные отношения  требует эффективного ведения производства, активного и последовательного  внедрения всего нового и прогрессивного.
       В этих условиях возрастает роль бухгалтерского учета, поскольку требуется не только соизмерять произведенные затраты с полученными доходами, но вести активный поиск эффективного использования каждого вложенного рубля в деятельность предприятия.
       При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любом предприятии  естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат. Поэтому одним из важных моментов бухгалтерского учета является учет затрат. Правильная организация учета затрат является одним из показателей эффективности деятельности предприятия. Актуальность данной проблемы и послужила причиной выбора темы курсовой работы.
       Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются:
    Своевременное, полное, и достоверное отражение фактических затрат деятельности предприятия;
    Контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
       Целью работы является изучение состояния учета затрат и калькуляции на примере предприятия МОУ «Кадетская школа-интернат №9» и разработка предложений по совершенствованию учета затрат.
       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
       - изучить современное состояние учета затрат и методы калькулирования;
       - рассмотреть организацию первичного  и сводного учета затрат на  конкретном предприятии;
       - выявить недостатки и разработать  предложения по совершенствованию  учета затрат.
       Исходной  информацией для решения этих задач послужили: нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета затрат, специальная литература по теме исследования, первичные и сводные документы по учету затрат, учетные регистры по бухгалтерскому учету, отчетные калькуляции. Также при исследовании были использованы инструктивные материалы и положения по учету.
       Объектом  наблюдения является Муниципальное  образовательное учреждение «Кадетская школа-интернат №9» г. Омска.
       Предмет исследования данной работы – учет затрат и их распределение по объектам калькулирования.
       В ходе обработки информации применялись  описательный, монографический, расчетно-конструктивный и статистико-экономический методы исследования.
       В работе  излагаются теоретические  основы построения бухгалтерского учёта  и экономического анализа учета затрат и калькуляции. Даётся краткая организационно – экономическая характеристика предприятия, раскрывается экономическая сущность учета затрат и калькулирования на примере предприятия, отражается порядок ведения первичных документов, раскрывается методика построения и техника ведения аналитического учёта. В заключение курсовой работы сделаны выводы и рекомендованы конкретные предложения по совершенствованию бухгалтерского учёта и анализа расчётов с поставщиками и подрядчиками.
    Глава 1. Основы учета затрат на предприятии 

       
      Основные  принципы организации  учета затрат
 
       В настоящее время, когда предприятия  России переходят на рыночные отношения, вносятся большие изменения в  бухгалтерский учет. Так, с 1 января 2011г. вступил Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений, методики бухгалтерского учета приближаются к мировым стандартам. Требования к бухгалтерскому учету более возросли, так как появились новые хозяйственные формирования и от качества учета в значительной мере зависят итоги деятельности предприятий.
       Под организацией учета затрат понимается система используемых предприятием бухгалтерских счетов и применяемые  подходы к группировке своих  издержек.
       Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). [7, с. – 94]
       Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций.
       В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете», принятая организацией учетная политика, утверждается приказом или распоряжением лица ответственного за организацию и  состояние бухгалтерского учета. Утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, формы первичных документов, принятых для оформления хозяйственных операций, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями. Принятая организацией учетная политика, как гласит закон, применяется последовательно из года в год, изменения в ней могут производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации, нормативных актов, документов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.
       На  основе плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий  план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
       С 1 января 2002 года в связи со вступлением  в действие главы 25 «Налог на прибыль  организаций» НК РФ (Федеральный закон  от 06.08.2001 № 110-ФЗ) законодательно установлена обязанность организаций по ведению налогового учета. Для этого налогоплательщикам необходимо принять и утвердить учетную политику для целей налогообложения прибыли. [1, с. -379]
       Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные аналитические и синтетические счета, используя свободные номера счетов.
       В условиях рыночной экономики руководство  организацией должно самостоятельно принимать решения, в каких направлениях классифицировать затраты, на сколько детализировать места возникновения затрат и каким образом их увязать с центрами ответственности. 
Необходимо разрабатывать соответствующие отраслевые рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство продукции (работ, услуг). Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

       В рыночной экономике, когда предприятия работают на основе самофинансирования, особо актуальное значение приобретает проблема экономического обоснования разграничения затрат на затраты включаемые в себестоимость. [3, с. – 117]
       Положением  по бухгалтерскому учету «Учет расходов организаций» ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности устанавливает следующую их группировку:
       1. Материальные затраты. В составе  материальных затрат отражается  стоимость покупных материалов, сырья, комплектующих изделий,  полуфабрикатов, топлива и энергии, запасных частей, работ и услуг, выполненных сторонними организациями, плата за воду, потери от недостач материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли;
       2. Затраты на оплату труда. Сюда  включается основная и дополнительная  заработная плата, оплата работ по договорам подряда и трудовым соглашениям.
       3. Отчисления на социальные нужды.  Здесь отражаются отчисления  по установленным нормам от  расходов на оплату труда.
       4. Амортизация. Здесь отражается  амортизация как собственных,  так и арендованных основных средств.
       5. Прочие затраты. В данном элементе  отражаются платежи по страхованию  имущества предприятия, арендная  плата, амортизация нематериальных  активов, командировочные расходы  и т.д. 
       Группировка затрат по экономическим элементам  позволяет определить, что и в каком объеме расходует предприятие на производство продукции.
       Затраты должны группироваться: по месту их возникновения, по видам продукции  и видам расходов, т.е. по статьям  и элементам затрат. Последняя  группировка является весьма важной в учете себестоимости продукции.
       Под экономическим элементом затрат понимается первичный однородный вид  затрат на производство продукции, который  на предприятии невозможно разложить  на составные части.
       Подразделения затрат по статьям калькуляции используется для аналитического учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции. Такое подразделение осуществляется по роли затрат в производственном процессе и предполагает их группировку на 2 части: основные производственные затраты и расходы на обслуживание производства и управление им.
       Классификация затрат на производство, применяемая  в практике, подчинена одной главной  цели – обеспечить достоверное исчисление себестоимости выпускаемой продукции. Другие важные задачи производственного учета – использование учетной информации для принятия управленческих решений, организация текущего контроля за издержками по местам их возникновения и центрам ответственности, прогнозирование и регулирование затрат – на основе такой классификации трудно осуществимы. [3, с. – 41].
       В соответствии с международными стандартами  учета и практикой его организации  в странах с развитой экономикой применяются различные варианты классификации издержек в зависимости  от производства. Таких основных направлений  три: группировка производственных затрат для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли; для осуществления процесса контроля и регулирования; для принятия управленческих решений и планирования.
       В последнее время повысился интерес  к использованию опыта стран с развитой рыночной экономикой, в которых применяются много разнообразных систем управленческого учета, системы управленческого учета классифицируются по различным признакам. Одним из основных признаков является степень полноты включения затрат в себестоимость продукции. Существует вариант учета и калькулирования себестоимости с полным распределением затрат (полное калькулирование) и вариант учета затрат по переменным издержкам (сокращенная, ограниченная, усеченная себестоимость). Примером последнего метода учета затрат и исчисления себестоимости продукции является система «директ-костинг». [10, с. – 293].
       Использование нормативов себестоимости продукции  позволит обеспечить прозрачность финансово-экономического состояния предприятия. Учитывая, что нормативные затраты представляют собой научно обоснованную величину расходов материальных, трудовых и финансовых ресурсов при нормальных условиях производства, их можно применять при текущем и перспективном планировании и прогнозировании, обосновании специализации и размещения производства, осуществления оценки уровней использования производственных ресурсов и сложившихся рыночных цен на продукцию.
       Учет  затрат и калькулирование себестоимости  продукции зависит и от принятой методики определения конечного финансового результата. В основу определения финансового результата и экономического анализа в большинстве зарубежных стран положен метод «затраты-выпуск». Этот метод рекомендован к использованию международными межправительственными, правительственными и профессиональными организациями: ООН, ЕЭС, Международным Комитетом по бухгалтерским стандартам, Международной федерацией бухгалтеров и т.д.
       Как показывает мировой опыт, использование  метода «затраты-выпуск» повышает эффективность  учета и расширяет его управленческие функции.
       Основой организации учета затрат по этому  методу является разделение учета затрат по элементам и статьям калькуляции. По элементам затрат учитывают в  финансовой бухгалтерии, а по статьям  калькуляции – в управленческой бухгалтерии, да еще и по центрам ответственности. 
Для внедрения метода «затраты-выпуск» в практику наших предприятий необходимо внести соответствующие изменения в План счетов бухгалтерского учета, законодательные, справочно-нормативные и инструктивные документы.

       Таким образом, от правильной организации  бухгалтерского учета затрат будет  зависеть не только формирование себестоимости  продукции, но эффективность работы предприятия в целом, что очень  важно в новых условиях хозяйствования. 

       
      Понятие затрат, их классификация
 
       В экономической литературе и нормативных  документах часто применяются такие  термины, как «издержки», «затраты»  и «расходы».
       Термин  «издержки» является наиболее обобщающим показателем. Издержки – денежное измерение  суммы ресурсов, необходимых для  выполнения определенных операций. Они могут быть явными или альтернативными. Явные издержки – выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращением продукции, работ или услуг. Альтернативные издержки – упущенная выгода предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара по альтернативной цене на альтернативном рынке.
       Затраты – стоимостное выражение используемых в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Затратами могут быть только явные издержки. Часто в экономической литературе термин «затраты» приравнивают к понятию «расходы».
       Расходы – отток экономических выгод в течение отчетного периода в виде уменьшения средств предприятия или увеличения его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов и услуг. Они включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).
       Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает себестоимость продукции. В ней отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении продукции, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, и тем больше будет прибыль.
       Большое значение для правильной организации  учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. В управленческом учете целью любой классификации затрат должно быть оказание помощи руководителю в принятии правильных решений. Поэтому классификация должна выделить ту часть затрат, на которую руководитель может повлиять.
       Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов. [5, с. – 46]
       По  месту возникновения затраты  группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка  затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции, работ, услуг.
       Носителями  затрат называют виды продукции, работ  или услуг предприятия, предназначенные  к реализации. Эта группировка  необходима для определения себестоимости единицы продукции.
       По  видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям  калькуляции.
       В учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.
       Таблица 1.
Признаки классификации Подразделения затрат
По  экономическим элементам Экономические элементы
По  статьям затрат (калькуляции) Статьи затрат (статьи калькуляции)
По  способу отнесения на себестоимость Прямые Косвенные
По  отношению к приращению объема производства Переменные Постоянные
По  методу признания в качестве расходов Затраты на продукт Затраты периода
По  отношению к технологическому процессу Основные Накладные
По  целесообразности расходов Производительные Непроизводительные
По  возможности охвата плана Планируемые Не планируемые
По  периодичности возникновения Текущие Единовременные
По  составу Одноэлементные Комплексные
По  отношению к готовому продукту Затраты на готовую  продукцию Затраты на незавершенное  производство
По  возможности регулирования Регулируемые Нерегулируемые
       Наиболее  распространенными признаками классификации, которая используется в отечественном  учете, являются классификации по экономическим  элементам и по статьям калькуляции.
       1. Группа затрат по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости по предприятию в целом и включает пять основных групп расходов:
    материальные затраты;
    затраты на оплату труда;
    отчисления на социальные нужды;
    амортизация основных фондов;
    прочие затраты.
       Каждая  из этих групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены (в основном цехе или на складе), а также от их производственного назначения. Например, в группу затрат на оплату труда включаются все соответствующие расходы (оплата труда производственных рабочих, обслуживающего персонала, аппарата управления и т.д.). [7, с. – 132]
       Классификация затрат по экономическим элементам  позволяет определить структуру  себестоимости. Для этого исчисляют удельные веса в процентах каждого вида затрат в общей сумме затрат организации. Если в структуре затрат наибольший удельный вес занимают материальные затраты, то такое производство относится к материалоемкому. Если наибольший удельный вес занимает заработная плата и отчисления на социальные нужды, то это производство относится к трудоемкому. Если в структуре затрат наибольший удельный вес составляет амортизация, то такое производство относится к фондоемкому.
       Классификация затрат по экономическим элементам нормативно определена. Она приведена в ПБУ 10/99 «Расходы организации».
       2. Группа затрат по калькуляционным статьям используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.
       По  статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения. Состав расходов в каждой отрасли различен и определяется соответствующими отраслевыми  или межотраслевыми инструкциями и методиками. Как правило, по статьям затрат выделяют:
    сырье и материалы;
    топливо и энергия;
    потери от брака;
    заработная плата производственных рабочих;
    отчисления на социальное страхование;
    расходы на подготовку и освоение производства;
    расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
    общехозяйственные расходы;
    прочие производственные расходы;
    внепроизводственные (коммерческие) расходы и т.д.
       В результате группировки затрат по калькуляционным  статьям образуется ряд комплексных  статей, состоящих из нескольких элементов расходов. К таким статьям относятся цеховые расходы, общезаводские расходы, внепроизводственные расходы. В указанные статьи входят затраты, относящиеся к различным элементам, например заработная плата и амортизация и др. Комплексными расходами выступают затраты по ремонту и обслуживанию основных средств, затраты транспортных цехов предприятия и т.п. [10, с. – 275]
        3. Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможно точно определить в какой степени те или иные затраты, возникающие на предприятии, могут быть отнесены на какой-либо вид продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работы, услуги), и косвенные, которые связаны с производством многих изделий. Как правило, это все остальные затраты предприятия. Косвенные затраты распределяются между отдельными видами производства и продукции пропорционально какому-либо установленному показателю.
       4. Объем производства или реализации в натуральных измерителях называются уровнем деловой активности. В зависимости от этого уровня все затраты организации подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные затраты – затраты, которые не изменяются при изменении объема производства или реализации, они остаются постоянными при любом уровне деловой активности организации. Переменными затратами являются те затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства или реализации, т.е. растут при росте объема производства и уменьшаются при его снижении.
       Большая часть затрат носят смешанный  характер.
       5. В управленческом учете затраты классифицируются на:
      входящие в себестоимость продукции (затраты на продукт);
      периодические затраты (затраты периода).
       Затраты на продукт – затраты, в результате которых была получена готовая продукция. В учете их часто называют запасоемкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли, и запасами. Затраты на их формирование являются активами фирмы, которые принесут выгоду в будущих периодах.
       Затраты периода являются функцией отчетного  периода и никак не связаны  с производством продукции. Размер таких затрат зависит не от объемов  производства, а от длительности периода.
       6. При определении затрат как по отдельным подразделениям, так и по предприятию в целом выделяют:
    основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции (выполнения работ, услуг), в частности затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработная плата производственных рабочих и т.д.,
    накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию производства — цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.
       Накладные расходы при калькулировании  себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг включаются в себестоимость методом косвенного распределения их пропорционально какому-либо показателю (заработной плате основных производственных рабочих, машино-часам использования производственного оборудования и т.д.).
       7. Производительными затратами называются затраты, в результате которых была произведена готовая продукция.
       Непроизводительные  затраты – затраты, в результате которых готовая продукция не была получена (потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам и др.).
       8. Планируемые затраты – это те затраты, которые рассчитаны на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.
       Не планируемые – затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. К ним могут относиться потери от брака, различный перерасход и др.
       9. Текущие — затраты, которые повторяются в течении отчетного периода и в каждом отчетном периоде, например расходы сырья и материалов.
       Единовременные — затраты, не повторяющиеся в каждом отчетном периоде, например расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходов, связанных с пуском нового производства.
       10. Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. По этому принципу построена классификация по экономическим элементам.
       Комплексные затраты состоят из нескольких экономических  элементов. Примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, так как в них входят практически все элементы.
       11. Затраты на готовую продукцию – затраты, в результате которых уже получена готовая продукция.
       Затраты, в результате которых еще не получена готовая продукция называются затратами  на незавершенное производство.
       12. Продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками. Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход может реализоваться при делении затрат на регулируемые и нерегулируемые.
       Регулируемые  – затраты, которые подлежат регулированию со стороны менеджера центра ответственности. На нерегулируемые затраты менеджер влиять никак не может. 

       
      Принципы  калькулирования, его  объекты и методы
 
       В современной экономической литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ, услуг.
       В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством  выпущенной продукции и определятся  себестоимость единицы продукции.
       Задачей калькулирования является определение издержек, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции, работ, услуг, предназначенных для реализации, а также для внутреннего потребления. [3, с. – 188]
       Конечным  результатом калькулирования является составление калькуляций.
       Информация, получаемая в процессе выполнения задач  калькулирования, позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких  ситуаций, как:
       - целесообразность дальнейшего выпуска  продукции;
       - установление оптимальной цены  на продукцию; 
       - оптимизация ассортимента выпускаемой  продукции; 
       - целесообразность обновления действующей  технологии и станочного парка; 
       - оценка качества работы управленческого  персонала. 
       В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляцию. [5, с. – 90]
       Плановая  калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет.
       Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.
       Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.
       Все эти калькуляции отражают расходы  на производство и реализацию конкретного  вида продукции в разрезе калькуляционных  статей.
       Объектом калькулирования являются издержки, связанные с производством конкретного продукта.
       Современные системы калькулирования предоставляют  управленческому персоналу организации  информацию, позволяющую решать как  традиционные задачи (оценка запасов  готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства), так и прогнозировать экономические последствия различных ситуаций.
       Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и  формы собственности, организуется в соответствии с определенными  принципами [5, с. – 93]:
       1. Научно обоснованная классификация  затрат на производство.
       Действующими  нормативными документами по бухгалтерскому учету, позволяющими бухгалтеру реализовать  этот принцип на практике, являются типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг, разработанные с учетом их отраслевых особенностей.
       Так, строительные организации при калькулировании  руководствуются Типовыми методическими  рекомендациями по планированию и учету  себестоимости строительных работ (утверждено Госстроем РФ 30.11.93 г. № 7-14/187, Минэкономики РФ, Минфином РФ 12.11.93 г.), для научно-технических организаций разработаны Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию научно-технической продукции (утверждены приказом Минэкономики России, Минфина России и Миннауки России от 15.06.1994 г. № ОР-22-2-46) и пр. [7, с. – 125].
       2. Установление объектов учета  затрат, объектов калькулирования  и калькуляционных единиц.
       Во  многих случаях объекты учета  затрат и объекты калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.).
       Под объектом калькулирования (носителем  затрат) понимают виды продукции, работ, услуг предприятия, предназначенные  для продажи.
       Выбор объекта учета затрат и калькуляционной единицы зависит от технологических особенностей производства, специфики производимой продукции.
       3. Выбор метода распределения косвенных  расходов.
       Производится  предприятием самостоятельно, фиксируется  в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года.
       4. Разграничение затрат по периодам.
       Необходимость выполнения принципа начисления, т.е. отражения  в бухгалтерском учете операций в момент их совершения без увязки с денежными потоками. Так доходы и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого периода независимо от фактического времени поступления (выплаты) средств.
       5. Раздельный учет по текущим  затратам на производство продукции  и по капитальным вложениям. 
       Данный  принцип задекларирован в Законе РФ «О бухгалтерском учете» ” от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34-н (с изменениями на 26 марта 2007г.) [4, с. – 138].
       6. Выбор метода учета затрат  и калькулирования. 
       Метод учета затрат на производство и калькулирования  себестоимости продукции – это совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции.
       Существуют  различные методы учета затрат на производство и калькулирование  себестоимости продукции. Их применение определяется особенностями производственного  процесса, характером производимой продукции, работ, услуг, ее составом, способом обработки. Выбор предприятием соответствующего метода учета затрат на производство осуществляется самостоятельно и зависит от ряда факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции, то есть от индивидуальных особенностей предприятия.
       Методы  учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции можно  сгруппировать по 3 признакам: по объектам учета затрат, по полноте учитываемых  затрат и по оперативности учета и контроля за затратами. [5, с. - 95]. Классификация приведена на рис.1.1.

       Рис.1.1. Классификация методов учета  затрат и калькулирования
       Попроцессный  метод.
       Попроцессный  метод учета затрат применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию и не имеющих незавершенного производства, полуфабрикатов и запасов готовой продукции. Производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выпущенной продукции (работ, услуг). Применяется на производствах с простым технологическим циклом (в угольной, горнорудной, газовой, нефтяной промышленности).
       При отсутствии запасов готовой продукции (энергетические, транспортные организации) применяется метод простой одноступенчатой  калькуляции.
       Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных затрат за отчетный месяц на количество произведенной за этот период продукции и рассчитывается по формуле:
       С = З / Х,
       где С – себестоимость единицы  продукции, руб.;
       З – совокупные затраты за отчетный период, руб.;
       Х – количество произведенной за отчетный период продукции в натуральном  выражении (штуки, тонны, метры и  т.д.). [5, с. – 97]
       Однако, на предприятиях, производящих один вид  продукции, при отсутствии полуфабрикатов собственного производства, но имеющих некоторое количество не проданной покупателю готовой продукции, применяется метод простой двухступенчатой калькуляции.
       Расчет  себестоимости единицы продукции  ведется в три этапа:
      рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции;
      сумма управленческих и коммерческих расходов делится на количество проданной за отчетный месяц продукции;
      суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.
       Себестоимость продукции методом двухступенчатой  простой калькуляции рассчитывается по следующей формуле:
       С = Зпр / Хпр + Зупр / Хупр,
       где С – полная себестоимость продукции;
       Зпр – совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;
       Зупр  – управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;
       Хпр – количество единиц продукции, произведенной  в отчетном периоде;
       Хупр  – количество единиц продукции, проданной  в отчетном периоде.
       Практическое  использование данного метода предполагает наличие у предприятия простейшей системы учета затрат по местам их возникновения. Это позволяет выделить издержки производственной сферы, коммерческие и управленческие расходы.
       Если  же производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный склад полуфабрикатов, и от передела к переделу запасы полуфабрикатов меняются, то пользуются методом многоступенчатой простой калькуляции.
       В этом случае необходимо организовать учет затрат и количества полуфабрикатов по каждому переделу [5, с. – 99]. Расчет себестоимости единицы продукции ведется по следующей формуле:
       С = Зпр1 / Х1 + Зпр2 / Х2 + … + Зупр / Хупр,
       где С – полная себестоимость единицы  продукции, руб.;
       Зпр1, Зпр2 – совокупные производственные издержки каждого передела, руб.;
       Зупр - управленческие и коммерческие расходы  отчетного периода, руб.;
       Х1, Х2 – количество полуфабрикатов, изготовленных  в отчетном периоде каждым переделом, штук;
       Хупр  – количество проданные единиц продукции в отчетном периоде, штук. 

       Попередельный метод.
       Попередельный метод используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства, называемые переделами. Производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла с самостоятельной технологией и организацией производства, например, в химической, нефтеперерабатывающей, цементной, металлургической, хлопчатобумажной промышленности.
       В этих случаях объектом калькулирования  становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.
       Сущность  попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Объектом учета затрат обычно является передел.
       Передел – это часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или отправлен на сторону. В результате последовательного прохождения исходного материала через все переделы получают готовую продукцию, т. е. на выходе из последнего передела – не полуфабрикат, а законченный продукт.
       Особенностями попередельного метода учета, отличающего  его от позаказного, являются:
      обобщение затрат по переделам, безотносительно к отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость каждого передела;
      списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа;
      организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное производство» для каждого передела;
      простота и экономичность: нет карточек учета заказов, отсутствует необходимость распределять косвенные расходы между отдельными заказами.
       В условиях массового характера производства, когда номенклатура выпускаемой  продукции строго ограничена и когда предприятие специализируется на выпуске одного – двух изделий, также применяется попередельный метод учета. Особенностями массового производства являются:
       - постоянство выпуска небольшой  номенклатуры изделий в больших  количествах; 
       - специализация рабочих мест на выполнении, как правило, одной постоянно закрепленной операции;
       - значительное повышение удельного  веса механизированных и автоматизированных  процессов и резкое снижение  ручных работ; 
       - применение труда рабочих, специализированных  на ограниченном круге работ.
       В промышленности применяется два  варианта учета затрат на производство: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. [5, с. – 110]
       Учет  затрат на производство при бесполуфабрикатном варианте ведется без бухгалтерского перечисления себестоимости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из одного структурного подразделения в другое. Контроль за движением полуфабрикатов внутри и между цехами осуществляется бухгалтерией оперативно, в натуральном выражении, без записей на бухгалтерских счетах.
       Затраты на изготовление полуфабрикатов, деталей  и узлов учитываются по цехам  в разрезе статей расходов. Добавленные  затраты отражаются по каждому цеху в отдельности, а стоимость исходного  сырья включается в себестоимость  продукции только первого передела. При этом варианте учета затрат на производство себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов (переделов) с учетом доли их участия в процессе изготовления. Данный метод предпочтительнее с точки зрения достоверности и точности калькулирования.
       Однако  в бесполуфабрикатном методе учета  имеются и недостатки:
       - использование данного метода  предполагает инвентаризацию незавершенного  производства сразу во всех  цехах, так как затраты не  незавершенные продукты числятся в местах их изготовления до выпуска готовой продукции;
       - бесполуфабрикатный метод учета  не позволяет определить себестоимость  полуфабрикатов при передаче  их из одного передела в  другой, что бывает необходимо  при их продаже. 
       При полуфабрикатном варианте учет осуществляется с перечислением себестоимости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из цеха в цех в системе счетов бухгалтерского учета. При этом варианте себестоимость определяется по выпуску продукции каждого цеха (передела).
       При этом калькулируется себестоимость  не только продукта по предприятию  в целом, но и продукция отдельных  цехов, передаваемой другим цехам для  обработки или сборки. Этот вариант  используется на предприятиях, реализующих  полуфабрикаты собственного производства на сторону.
       При этом варианте предполагается использование  синтетического счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства».
       По  дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» в корреспонденции  со счетом 20 «Основное производство»  отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов. По кредиту счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» отражается стоимость полуфабрикатов, переданных для дальнейшей переработки (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство») или проданным (в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»).
       Преимуществом полуфабрикатного метода учета является наличие бухгалтерской информации о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого передела (она  необходима при их продаже). Кроме  того, этот метод позволяет учитывать остатки незавершенного производства в местах его нахождения, контролировать движение полуфабрикатов собственного производства. При этом не требуется одновременная инвентаризация незавершенного производства по всему предприятию.  

       Позаказный метод.
       Позаказный  метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия.
       В промышленности он применяется, как  правило, на предприятиях с единичным  типом организации производства. Такие предприятия организуются для изготовления изделий ограниченного потребления.
       Объектом  калькуляции является производственный заказ (например, постройка корабля, строительство конкретного дома и др.), фактическая себестоимость  которого определяется после его  изготовления. [7, с. – 95]
       Особенностями единичного типа производства являются:
       - большое разнообразие изготавливаемой  продукции, значительная часть  которой не повторяется и выпускается  в небольших количествах по  отдельным заказам; 
       - технологическая специализация рабочих мест и невозможность постоянного закрепления отдельных операций и деталей за рабочими местами;
       - применение универсального оборудования  и приспособлений;
       - относительно большой удельный  вес ручных сборочных и доводочных  операций;
       - преобладание среди рабочих универсалов высокой квалификации;
       - относительно длительный срок  изготовления продукции. 
       Сферой  применения позаказного метода учета  являются также мелкосерийные промышленные предприятия, выпускающие продукцию  в незначительных количествах.
       Сущность  данного метода заключается в  следующем: все прямые затраты (затраты  основных материалов и заработная плата  основных производственных рабочих  с начислениями на нее) учитываются  в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с выбранной базой распределения. [7, с. – 97] 

       Метод учета затрат по полной себестоимости.
       Калькулирование полной себестоимости включает все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Такие затраты условно делят на две большие группы – прямые и косвенные.
       К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Называются они прямыми потому, что могут быть прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приемы.
       Большое значение в организации учета  использования материалов имеет  оформление первичных документов на отпуск их в производство. Наиболее распространенными являются лимитные и лимитно-заборные карты. В них указываются: вид операции, номер склада, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единица измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода.
       Однако  отпуск материалов в производство еще  не означает их фактического потребления. Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг), на цеховые и общезаводские расходы.
       Списание  материалов на счета затрат осуществляется на основании документа о расходе. На каждом предприятии определяется круг должностных лиц, ответственных за использование материалов в производстве и оформление соответствующей документации.
       Общий фактический расход материала за отчетный период определяется по формуле [5, с. – 139]:
       Рф = Онп + П – В – Окп,
       где Рф – фактический расход материалов за отчетный период, руб.;
       Онп – остаток материала на начало отчетного периода, руб.;
       П – документально подтвержденное поступление материала в течение  отчетного периода, руб.;
       В – внутреннее перемещение материала в течение отчетного периода (возврат на склад, передача в другие цеха и т.д.);
       Окп - остаток материала на конец отчетного  периода, определенный по данным инвентаризации, руб.
       Фактический расход материалов на каждое изделие  определяется путем их распределения пропорционально нормативному расходу.
       Результатом документального оформления расхода  движения основных материалов и выполненных  расчетов становится проводка:
       Дебет счета 20 «Основное производство»  Кредит счета 10 «Материалы» 
       Косвенные расходы предварительно учитываются  на счетах 25 и 26, а затем списываются  в Дебет 20 путем распределения  пропорционально экономически обоснованной базе распределения.
       Метод учета затрат по сокращенной себестоимости.
       Сокращенная себестоимость может включать только прямые затраты, она может калькулироваться на основе только производственных расходов. Сущность этого метода заключается  в том, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки.
       Одним из примеров метода учета по сокращенной  себестоимости является «директ-костинг». Суть такой системы заключается  в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовый результат. Данная система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат – лучше контролируемыми. 

       Метод учета фактической  себестоимости.
       Такой метод строится на принципах полного  и документально оформленного отражения первичных затрат на производство, учетной регистрации их в момент возникновения в процессе производства, отнесении фактически произведенных затрат на объекты их учета и калькулирования, сравнении фактических показателей с плановыми и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.