Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Игротерапия с дошкольниками

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Игротерапия – это использование эмоциональных, умственных,   и  психомоторных способностей    ребенка в целях коррекции   и развития   поведения и эмоций.
Игротерапия психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, что игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы тем самым содействовать взрослому или ребенку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию.
Игровая терапия – технология коррекционного  воздействия на детей и взрослых с использованием игры .В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности
Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Игровая терапия основана на естественной для детей потребности в игре, являющейся важнейшим условием правильного, гармоничного развития ребенка, в том числе воображения, самостоятельности, навыков адаптированного взаимодействия с людьми. Игровая терапия подразумевает организацию игры как терапевтического процесса и требует эмоциональной вовлеченности врача, его гибкости и способности к игровому перевоплощению.
Глава 3.Опытно-экспериментальная  часть.
3.1. Программа исследования.
     Цель  работы: эмпирическим путем изучить развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками средствами игротерапии
      Объектом исследования являются общение дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования: развитие общения детей старшего дошкольного возраста с использованием игротерапии.
     Согласно  гипотезе нашего исследования правильно организованная игротерапия может выступать способом развития взаимоотношений детей и оказывать положительное влияние на общение детей со сверстниками.
  Исходя из цели и гипотезы нашего исследования, вытекают следующие задачи нашего исследования:
-провести  теоретический анализ проблемы  развития общения старших дошкольников  со сверстниками посредством  игротерапии в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе.
-изучить  методические подходы к проблеме общения дошкольников со сверстниками.
-разработать  практические рекомендации по  проблеме  развития  общения старших  дошкольников со сверстниками.
     Базой исследования явились  дети подготовительных к школе групп ДОУ № 25 “Ладушки” .
       Экспериментальное исследование проводилось с 01.09.2011г. по 30.11.2011г
     В ходе экспериментальной работы использовались методы:
     наблюдение;
     беседа;
     метод  изучения отношений  дошкольников  к    сверстникам(посредством анализа  их  рисунков);
     методика  коммуникативной компетентности в  общении со сверстниками «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина); методы математической обработки данных.
С целью  проверки выдвинутого предположения  нами была проведена исследовательская работа, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. 

3.2 Констатирующий этап.
Целью констатирующего  этапа эксперимента было определение уровня развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
В экспериментальную  деятельность были вовлечены 30 детей, которые были разделены на 2 группы: экспериментальная –А,контрольная– Б.(приложение 1)
  МДОУ  «Ладушки» № 25, работает по  программе «Детство» и использует  в работе «парциальные программы».
С детьми экспериментальной подгруппы мы строили работу по разработанной  нами системе. С детьми контрольной  подгруппы работа велась  по традиционной методике. Эксперимент длится с 01.09.2011г. по 30.11.2011г.
Исходя  из цели, поставленной на данном этапе  психолого-педагогического эксперимента, мы выдвинули задачу: подобрать методики и выявить уровень общения  детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Для решения  этих задач нами были использованы следующие методы:
• Беседа с детьми;
• Диагностика уровня общения детей подготовительных  к школе групп.
• Количественная и качественная обработка данных.
Для решения  поставленных задач констатирующего  этапа эксперимента дальнейшая деятельность была организована в несколько последовательных этапов.
Первый  этап нашей экспериментальной работы посвящён отбору наиболее эффективных  методов и приемов, диагностических  методик, направленных на изучение особенностей общения со сверстниками у детей  дошкольного возраста.
В поиске наиболее оптимальных, соответствующих  возрастным особенностям, методов исследования и эффективных методик, направленных на изучение особенностей общения их со сверстниками, мы обратились к изучению практической литературы по детской  психологии различных авторов (Е.О.Смирнова, Е. А.Калягина, М.И.Лисина,Р. С.Немов). Таким образом, проанализировав перечисленные работы, подошли к выбору методик:
1.  Метод изучения отношений  дошкольников  к  сверстникам    (посредством анализа  их  рисунков)
2. Методика  коммуникативной компетентности  в общении со сверстниками  «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина).
     Краткое описание методик.
     Диагностика общения со сверстниками.
Метод  изучения отношений  дошкольников  к  сверстникам (посредством анализа их  рисунков) .
Цель: Изучение отношений  дошкольников  к  взрослым  и  сверстникам
Подготовка  исследования.   Подготовить листы бумаги, цветные карандаши 6 цветов.
Проведение  исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 6-7 лет.
 Рисование  на тему «Ребенок – детское  общество». Состоит из 3 ситуаций: 1) изображение себя; 2) изображение  своего друга; 3) изображение сверстника (экспериментатор называет его  имя, фамилию), к которому испытуемый  проявляет негативное отношение.
   До начала рисования ребенку  дают листы бумаги и цветные карандаши 6 цветов. Просим ребёнка нарисовать кружок любимым цветом, а  за тем остальными цветами карандашей по очереди.
  «Ребенок – детское общество». Рисунки анализируются со следующих позиций:
    1.       Выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.
    2.       Старательность рисования.
    3.       Отражение желаний детей в своих рисунках.
    4.       Выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к сверстникам.
Методика  коммуникативной  компетентности в  общении со сверстниками «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина)
Коммуникативная компетенция - это способность реализовать  лингвистическую компетенцию в  различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения  и коммуникативной целесообразности высказывания. Ее ведущим компонентом  являются речевые (коммуникативные) умения, которые включают умение говорения, умение понимания на слух и умение письма. Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу коммуникативных навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками.
Стимульный  материал: картинки с изображением конфликтных ситуаций.
Процедура проведения: По этой методике дети по наводящим вопросам должны были описать конфликтные ситуации, изображенные на картинках, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.
Критерии  оценки: Каждый вариант решения оценивается определенным баллом. Основной результат в данной области будет связан с качественным своеобразием ответов детей, которые отражают преобладающий тип решения конфликтных ситуаций.  

3.2 Анализ полученных  результатов
В ходе эмпирического исследования нами было продиагностировано 30 детей 6-7 - летнего  возраста, имеющих различный уровень  развития коммуникативных способностей.
На констатирующем этапе эксперимента после применения методик диагностики были получены результаты, которые представлены ниже.
Экспериментальные данные исследования коммуникативной  компетентности ребенка  по методике «Картинки» (Е.О. Смирновой, Е.А.Калягиной) представлены в таблице №1(контрольная группа)
Ответ ребенка Количество детей
Процентное  соотношение
Уход  от ситуации (Убегу», «Не знаю», «Обижусь») 2 13,3 %
Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю») 3 20 %
Вербально-оценочное  решение («Скажу, что так нельзя», «Объясню как надо») 8 53,3 %
Конструктивное  решение («Найду других друзей», «Построю новый дом») 2 13,3 %
 
Экспериментальные данные исследования коммуникативной  компетентности ребенка  по методике «Картинки» (Е.О. Смирновой, Е.А.Калягиной) представлены в таблице №2(экспериментальная группа)
Ответ ребенка Количество детей
Процентное  соотношение
Уход  от ситуации (Убегу», «Не знаю», «Обижусь») 1 6,7 %
Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю») 3 20 %
Вербально-оценочное  решение («Скажу, что так нельзя», «Объясню как надо») 10 66,7%
Конструктивное  решение («Найду других друзей», «Построю новый дом») 1 6,7%
 
Экспериментальные данные исследования коммуникативной  компетентности ребенка по методике «Картинки» подготовительной к школе группе (Е.О. Смирновой, Е.А.Калягиной) представлены в таблице №3.
Ответ ребенка Количество детей
Процентное  соотношение
Уход  от ситуации (Убегу», «Не знаю», «Обижусь») 3 10 %
Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю») 6 20 %
Вербально-оценочное  решение («Скажу, что так нельзя», «Объясню как надо») 18 60 %
Конструктивное  решение («Найду других друзей», «Построю новый дом») 3 10 %
 
Полученные  данные свидетельствуют о том, что 10 % детей коммуникативной компетентности не имеют и обнаруживают полную беспомощность  в общении со сверстниками, так  как не могут найти самостоятельного выхода из конфликтной ситуации: на вопрос: «Что бы ты сделал на месте этой девочки (мальчика)?» – ребенок  ответил: «Не знаю». Ответы такого типа, не содержащие каких-либо самостоятельных  решений конфликтной ситуации и свидетельствующие о низком уровне развития социальной компетентности.
Среди остальных ответов, содержащих самостоятельные  решения, 20% занимают агрессивные выходы из ситуации («Всех побью», «Стукну», «Прибью гада»). Причем агрессивные выходы в разных конфликтных ситуациях, как правило, предлагались одними и теми же детьми. Таким образом, пятая часть детей проявили явную склонность к агрессии. Очевидно, что уровень агрессивности в группе во многом зависит от стратегии воспитателя.
Миролюбивые и конструктивные решения конфликтных  ситуаций были предложены более чем  в половине случаев. Из них 60 % детей  ограничились вербальными призывами  к справедливости («Объясню, что  так не поступают», «Скажу, что так  неправильно»), 10 % ответов содержали  продуктивные и действенные решения («Поиграю в другие игры», «Подожду, пока они поиграют», «Починю поломанную игрушку», «Построю новый домик» и  т.д.). Именно такого рода ответы свидетельствуют  о достаточно высокой коммуникативной  компетентности детей в общении  со сверстниками.
Необходимо  подчеркнуть, что около трети  детей нуждаются в работе по развитию коммуникативной компетентности.
Анализ  рисунков детей старшего дошкольного возраста на тему «Ребенок – детское общество». К процессу  рисования дети отнеслись по-разному. Например, М Наташа, К.Богдан, рисовали быстро, одного за другим. М.Серёжа и Б. Юля долго думали, кого нарисовать. Когда у Б. Германа я спросила кого он рисует, он отказался отвечать.
После того, как рисунки были закончены, ребенку задавались следующие вопросы:
1. Кто здесь нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают?
4. Им весело или скучно?
В основном дети с удовольствием рассказывали о том, что изобразили на рисунке. Ответы их я сразу же фиксировала. На вопрос «Где они находятся?» многие не могли ответить, в основном это те, кто нарисовал только фигуры детей из группы, не добавляя к рисунку еще какие-либо предметы.
Рисунки детей 6-7 летнего возраста очень вариативные: здесь встречаются схемы и полу схемы, некоторые дети дают правильные изображения, в целом детям этого возраста свойственны правдоподобные изображения. Переход к правильным изображениям определяется двумя обстоятельствами: индивидуальными особенностями ребёнка, его способностями к изобразительной деятельности и соответствующим обучением. Пpи благоприятном сочетании этих условий правильные изображения.
Начиная анализировать рисунки детей  можно увидеть, что жизнерадостные дети рисуют легко и непринужденно. Рисунок обычно средний по величине, расположен по центру, с изображением частей тела соответственно его возрасту. Поза открытая, ноги и руки широко расставлены. Выражение лица изображенного персонажа  иллюстрирует радость и гармонию.
Однако  имеются рисунки детей неуверенных, тревожных и склонных рисовать маленькие  фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа. Короткие руки —   частый элемент в рисунках неуверенных детей. Это тенденция к отступлению, попытки тормозить импульсы.
Дети, которые пропускают изображение рук - замкнуты. Спрятанные руки за спину — застенчивость, необщительность. Отсутствие ладоней указывает на чувство неприспособленности и ощущение угнетения. Полное отсутствие рук указывает на чувство вины от ощущения враждебности. Однако здесь нужно учитывать возраст ребенка, так как пропуск рук в 6 лет может быть показателем застенчивости и пассивности.
В анализе  рисунка детей отдельную роль играет цветовая гамма рисунка. Теплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются цветами положительного эмоционального настроения и часто преобладают в детских рисунках. У каждого ребенка свои любимые цвета.
         Темные и бледные цвета, а  также серый и черный часто  выбирают скромные, тихие «серьезные» дети. Однако есть и рисунки где черный цвет значительно преобладает в рисунках, ребенок рисует жирными линиями в сочетании с сильным нажимом, на рисунках присутствуют элементы, часто заштрихованные черным цветом -  эти признаки свидетельствуют о подавленности и тревоге, которые испытывает ребенок.
Анализируя  детали: расположение предметов и  силуэтов на листе, их размер и другие элементы можно сказать, что лист бумаги сравнивается с миром ребенка. Большинство детей старается рисунком занять как можно больше места на листе – это хорошо и нормально, так как ребенок чувствует себя «центром» своего мира. Однако некоторые дети изображают мелкие рисунки, оставляя значительную часть листа пустой – это свидетельствует о заниженной самооценке.
         Солнце, цветы, птицы – светлые  положительные элементы рисунка,  свидетельствующие о душевном  покое и позитивном эмоциональном  настрое.
Большое количество мелких деталей на рисунке  может свидетельствовать о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о важности для ребенка соблюдать установленные  правила и порядок. Фигуры и предметы, которые нарисованы крупнее других – это наиболее значимые в понимании ребенка люди и предметы, но не обязательно любимые.
         Существует также закономерность восприятия важности человека и предмета и расположениях их на рисунке в вертикальной плоскости. Когда ребенок рисует себя ниже всех, значит, он считает, что его мнение никому не важно.
         Самых близких и дорогих для  себя людей ребенок рисует рядом с собой. Некоторые дети изобразили руки людей протянутыми  друг другу и соприкасающимися – это означает сплоченность и дружбу.
         Ребенок рисует людей так, как  воспринимает их, если он считает  людей близкими друг другу,  он располагает их на рисунке  рядом. Удаленность фигур свидетельствует  о разобщенности, отсутствии психологического  контакта.
         Любимых людей ребенок часто  рисует таким же цветом, как  и себя, их одежда может выделяться  наличием мелких деталей –  украшений, то есть быть красивее, чем у других.
Анализируя  детский рисунок  мы обратили внимание на части тела рисованных персонажей.
Глаза – очень важный элемент фигур. Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья –  улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. Если у нарисованного персонажа  сильно выделен рот или вокруг рта нарисованы множественные линии  – признак того, что этого человека ребенок воспринимает как словесного агрессора, такой человек не обязательно  много говорит, он может, например, делать колкие замечания. Голова для детей это символ ума, самые умные герои рисунков изображаются с большой головой.
Округлые  фигуры людей, расставленные в разные стороны руки и ноги – это типичные рисунки малышей. Если ребенок рисует угловатые или вытянутые рисунки  с прижатыми или спрятанными  руками и ногами – это может  указывать на скрытность и замкнутость, на то что ребенку не с кем поделиться и он скрывает в себе чувства.
Руки  – это символ общения, ими люди держаться, и взаимодействуют с  окружающими. Хороший признак, когда  нарисованные фигуры протягивают друг другу руки и соприкасаются. Это  означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение  указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия.
Маленькие, короткие, спрятанные ручки – символ слабости – «ничего не могу сделать, ничего не могу изменить в этом мире». Замкнутые необщительные дети могут  нарисовать себе такие руки.
Анализ  рисунка группы включает в себя последовательность рисования, пространственное расположение, состав, особенности фигур, использования  цвета.
Л Саша начал рисовать с Влада, затем нарисовал Д. Женю. Рисунок состоит только из 2-х нарисованных фигур. На предложение еще кого-нибудь нарисовать он оказался. «Это мои подружки» - сказала она. Так как начала он с Влада – значит он для Саши   более значим. Расстояние незначительное что говорит о том, что Влад и Женя, эмоционально близки. Саша рисовал старательно. Для изображения друзей использовал различные карандаши и мелкие детали. Тщательно рисовал лицо. Глаза – точечки – что выражает потребность и зависимость. Использовал красный , зеленый и синий карандаши, это говорит о переживании радости по отношению к Владу и Жене.
О. Никита начал рисовать  с верхнего левого угла направо. Сначала нарисовал Влада-значит что Влад для него более близок а за тем нарисовал Егора Настю и Сашу. Все персонажи расположены на одном уровне-значит к ним отношение Никиты равное. Нарисованы все аккуратно, однако последний персонаж изображён не очень аккуратно и ребёнок его не подписывал и кто это не сказал. Расстояние между персонажами минимальное - они дружны. Причём Влад и Егор нарисованы карандашом одного цвета. Однако положительная значимость эти ребят для Никиты сомнительна,  так как нарисованы они коричневым, что говорит о страхе перед ним и чувстве отвращения. Все персонажи имеют глаза  рот и руки с ладонями и пальцами-что говорит о том что дети общаются между собой, однако персонаж без имени имеет рот не такой как у остальных - прямая линия (то ли губы то ли без улыбки) -это может говорить о том что он мало общителен в данной компании.
М.Серёжа начал рисовать с Оли с центра листа, что говорит о значимой роли Оли для него. Затем нарисовал Игоря, Андрея и Кирилла. Всех их рисовал по кругу возле Оли, что говорит о меньшей их значимости для него. Кирилла нарисовал рядом. Оля нарисована более аккуратно, чем остальные. Глаза у всех большие, это говорит о тревожности, беспокойстве. Олю, Кирилла нарисовал цветами обозначающими положительные эмоции. Синий цвет говорит об интересе испытуемого к Кириллу, красный – о переживании чувства радости. Игоря нарисовал коричневым, что говорит о страхе перед ним и чувстве отвращения. На вопрос, кого ты нарисовал, он ответил: «Друзей». На вопрос «Где они находятся?» сказал: «в парке».
Б.Настя начала рисовать с Ф.Люды нарисовать кого еще из группы отказалась. Нарисовала брата Диму. Это свидетельствует о немногочисленности друзей в группе. Б.Настя нарисовала Люде голову не пропорциональную, больше, чем положено - это свидетельствует о приписывании Илоне ума. На руках много пальцев, говорит о том, что Оксана чувствует себя на что-то способной. Пользовалась в основном зеленым и красным цветами, что говорит о положительном отношении к нарисованному.
Р. Лера – нарисовала 4-х. рисунок схематический, много мелких деталей. Дениса нарисовала маленького и в конце - это свидетельствует о меньшей значимости.
М Наташа – нарисовала 3-х детей идущих по дороге. Рисовать начала с себя, себя любит, затем Свету, Олю. Последовательность означает значимость. Широкий размах рук – стремление действовать. Олю нарисовала синим карандашом.
3.3 Формирующий этап.
На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. На формирующем этапе работа была направлена на внедрение игротерапии, которая способствовала бы развитию общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Основная  цель формирующего эксперимента - формировать у детей навыки общения (коммуникативную компетентность), развивать уважение и доброжелательное отношение к сверстникам.
Задачи  формирующего эксперимента:
- расширить  представления и знания детей  о нормах и правилах культуры  общения; 
- развивать  положительные взаимоотношения между детьми;
- пополнять  и активизировать словарь детей определениями, характеризующими душевное состояние и настроение окружающих людей;
- воспитывать  у детей желание быть вежливым, используя речевые контакты;
А так  же ставилась задача проследить изменения умений общаться в процессе разработанного  нами  комплекса занятий игротерапии.
Для разработки программы занятий игротерапии мы изучили психолого-педагогическую литературу различных авторов (Лисина М.И, Панфилова М.А,Чернецкая Л.В, Бычкова С.С, Дубина Л.А, Малахова А.Н,Шипицина Л.М.). Однако за основу для разработки программы мы выбрали пособие Панфиливой М.А “Игротерапия общения”.
Развитие  общения детей осуществлялось  через систему разнообразных  игр. Это дидактические игры, направленные на формирование сотрудничества ребёнка  со сверстником, по развитию предметной и игровой деятельности, по сенсорному развитию, по развитию речи, подвижные игры, каждая из которых направлена на развитие главным образом умения общаться. Поэтому ведущей формой работы с детьми явились занятия игрового характера. Для обучения детей умению общения предлагается цикл из 12 занятий. Продолжительность занятий 35-40 минут. Проводились они во второй половине дня.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.