На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое сознание и правовое воспитание

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
  «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет  профессиональной подготовки дипломированных  специалистов 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа
по
Проблемам теории государства и права 

                   Тема 6. Правовое сознание и правовое воспитание  
 
 
 
 
 

Руководитель  работы
Л.В.Капленко                                                                                    
 «___»______________2011г. 

Исполнитель
студентка Можжерина М.А.
«___»______________2011г. 
 
 

                                             Оренбург 2011
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Понятие, структура и виды правового сознания………………………………..4
1.2 Структура правового сознания…………………………………………............7
1.3 Виды правового сознания………………………………………………….........8
2. Понятие и задачи правового воспитания ……………………………………...18
21 Формы  правового воспитания………………………………………………….18
2.2. Система  правового воспитания……………………………………………….19
3. Правовая культура в системе культуры общества………………………. …...21
4. Правовой  нигилизм ………………………….......... ……………………...........23
4.1 Виды  нигилизма……………………………………………………………......23
4.2 Формы нигилизма…………………………………………………………......25
4.3 Правовой  идеализм………………………………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………………....30
Список  используемых источников……………………………………………......31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение

     В объективном смысле настоящая  работа ставит перед собой цель осветить круг вопросов, посвященных  теме правового сознания и правового воспитания, подробно рассмотреть некоторые вопросы,  связанные с этой темой.
     Избранная тема является актуальной, поскольку правосознание - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.
     Цель  исследования состоит в рассмотрении и изучении теоретических основ правового воспитания и правового сознания, правового нигилизма и идеализма.
       В соответствии с указанной  целью в процессе исследования  были поставлены задачи:
     1. Подробное рассмотрение и сравнительный анализ понятия правового сознания и правового воспитания;
     2. Выявление характерных черт и особенностей каждого вида  и форм правового сознания и правового воспитания;
     3. Выявление форм правового сознания и правового воспитания;
     4. Сравнение правового нигилизма  и правового идеализма.
     Объектом исследования являются теоретические вопросы системы и структуры, понятия, видов и форм правового воспитания и правового сознания, а также  нигилизма и идеализма.
     При написании работы использованы различные  литературные источники. Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный. 
1. Понятие, структура и виды правового сознания
1.1 Понятие правового  сознания
     Правосознание – это форма общественного  сознания, образуется наряду и во взаимодействии с политическим, моральным, эстетическим и другими формами общественного сознания.
     Правосознание имеет специфический предмет  отражения – право и законодательство, правовые формы государственной деятельности, юридическую практику, другие компоненты правовой системы.
     По  мнению И.А. Иванникова, «правосознание зародилось в раннеклассовом обществе из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Правовая мысль длительное время существовала в лоне мифологического и религиозного сознания. В средние века правосознание характеризовалось:
     - дифференциацией по сословно-классовой принадлежности, принятием общественного неравенства как естественного явления;
     - зависимостью от религии»1.
     Вместе  с тем правосознание является одной из форм общественного сознания, наряду с политическим, религиозным, философским, научным и др.2
       «Человеку невозможно не иметь  правосознания, – пишет И.А.  Ильин, – его имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть и другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить – значит для человека жить правосознанием, в его функциях и в терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой жизни. Оно живет в душе и тогда, когда еще отсутствует положительное право, когда нет еще ни «закона», ни «обычая»; когда никакой «авторитет» еще не высказался о «правовом», верном поведении»3.
     В советской теории государства и  права правосознание рассматривалось с классовых позиций. «Правосознание – это форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценок, представлений, настроений, чувств данного класса либо общества, определяемая материальными условиями их жизни, направленная на установление правового режима в обществе, отвечающего интересам и целям этого класса либо общества»4, – пишет Е.А. Лукашева.
     Современные представления о правосознании  далеко неоднозначны. Так, Н.Л. Гранат отмечает, что «правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях»5.
     По  мнению О.Г. Щедрина, «правосознание – это форма сознания, выражающая отношение к государству, действующему и желаемому праву, к практике его реализации, формирующаяся на основе полученного знания и национальных особенностей, существующая в каждом человеке, способном к знанию, разумению и соответствующему управлению собой (субъектом права), и независимо от своего уровня, вида и стадии способна регулировать юридически значимое поведение как правомерное, так и неправомерное своего носителя»6.
     И.М. Хиль под правосознанием понимает «область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, способных в будущем формировать поведение людей в юридически значимых ситуациях»7.
     Вместе  с тем для определения категории  правосознания необходимо учитывать личностный фактор, так как «правосознание – чисто субъективное явление; оно состоит из представлений людей о праве (действующем, относящемся к прошлым эпохам, желаемом), из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям, из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право, подчас интуитивной, подсознательной (как, например, реакция на нарушение норм писаного права)»8. Поэтому, отражая объективные потребности общественного развития, правосознание человека предопределяет и мотивирует его соответствующее поведение, придает целенаправленный характер любой человеческой деятельности. Следовательно, целесообразно определять правосознание через систему правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отражение членов общества как к действующему праву, к юридической практике, так и к желаемому праву, к другим правовым явлениям9.
       Носителями (субъектами) правосознания  являются индивиды, негосударственные  организации, органы государства,  должностные лица, профессиональные  группы, общество в целом.
       Правосознание по отношению к  объекту отражения имеет оценочный характер. 
 
 
 

1.2 Структура правового сознания
     В правосознании следует видеть внутреннюю организацию содержания. Обращает на себя внимание интеллектуальный, психологический, поведенческий компоненты правосознания.
     Интеллектуальная  сторона представлена как совокупность идей, концепций, доктрин, теорий, выражающих отношение людей к правовым явлениям с позиции их оценки и предвидения путей развития.
     Здесь присутствует научное осознание правовой жизни, права сквозь призму общечеловеческих ценностей, а также интересов социальных слоев и групп общества, многочисленные примеры такого осознания – от теологического типа правопознания до психолого-рационалистических.
     Психологическая сторона представлена как совокупность чувств, эмоций, переживаний относительно права и правовой жизни с позиции эмоциональной оценки.
     Уровень осознания права и правовых явлений  уже иной чувственно-эмоциональный. Но он тоже имеет значение для оценки наличного права и желательного их развития в связи с реформированием правовой системы.
     Поведенческая сторона показывает «материализацию» правосознания в актах поведения человека, реализацию регулирующего его потенциала в плоскости практической жизни, в правоотношениях10.
     Структура правосознания может рассматриваться  в гносеологическом (познавательном) и социологическом аспектах. При гносеологическом подходе правосознание трактуется как отражение правовой действительности, одна из форм ее познания. При социологическом – исследуется с точки зрения его места в системе общественных явлений и роли в развитии общества в целом.
     Структура правосознания, рассматриваемая в  гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии.
     Социологический анализ структуры правосознания  позволяет выделить в нем три компонента – познавательное, оценочное и практическое правосознание. В русле такого анализа исследователи рассматривают и вопрос о функциях правосознания, выделяя, как правило, следующие: познавательную (гносеологическую), оценочную и регулятивную. 11
1.3 Виды правового сознания
     К видам правосознания в соответствии с уровнем осознания правовой жизни относят: обыденное (эмпирическое), профессиональное, научное.
     Возможны самые разные классификации правосознания. Наиболее распространенные – квалификация по его субъектам и с позиций социального уровня.
     Виды  правосознания по его субъектам  в обобщенной форме предстают как правосознание индивидуальное, групповое и общественное.
     Общественное  правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, распространенные в данном обществе и отражающие типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку принимается государственным идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д.
     Прежде  чем общественное сознание проникает  в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп.
     Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы.
     Второй  фактор – это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти – одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.
     Индивидуальное  правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредованного особенностями его жизненного пути.
     Коллективные  формы сознания плюс личный опыт – это то, что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.
     Правосознание индивида опосредовано самим общественным и групповым правосознанием, из которых человек черпает свои представления о правах и обязанностях, понятие о правомерности или неправомерности содеянного и т.д.
     Общественное  сознание предшествует сознанию индивидов, и они вынуждены сообразовывать свое восприятие действительности с тем, которое выработано до них и которое усваивается им в процессе социализации. Это, в частности, проявляется в том, что сознание общества материализуется в различных социальных институтах. Юридические нормы, изданные государством законы, юридическая наука и т.д. – это своего рода объективированное правосознание, в котором аккумулирован опыт не одних только современников, но и всех предшествующих поколений, участвовавших в правовых отношениях.
     С позиций социального уровня правосознание  подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.
     Обыденное правосознание в основном формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей, их личного жизненного опыта. В обыденном сознании выделяется рациональная сфера – сумма знаний об объективном мире, навыки, умения, которые необходимы для повседневной деятельности каждого и образуют ее осознанную основу. Эта сфера эмпирического происхождения – итог индивидуального опыта.
     Кроме того, в обыденном правосознании  выделяется эмоциональная область  – психологическое отношение к фактам юридической действительности, проявляющееся в эмоциях, психических переживаниях, установках. Особенностью обыденного правосознания является то, что наибольшую роль в нем играют именно психологические элементы. Обыденное сознание очень ограниченно. Его ограниченность обусловлена узостью
своего  источника – индивидуального опыта.
     Научное правосознание складывается на основе широких и глубоких правовых обобщений, а его содержание в основном составляют правовая идеология, система теоретических правовых знаний.
     Профессиональное  правосознание – это правосознание юристов, т.е. общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью и требует специальной общеобразовательной или практической подготовки. Профессиональное правосознание представляет собой коллективную форму правового сознания, которая выступает в виде системы правовых взглядов, представлений, идей, установок, ценностных ориентаций, чувств, эмоций и других структурных образований правосознания людей, профессионально занимающихся деятельностью, требующей специальной образовательной и практической подготовки. В данную общность людей входят и лица, занимающиеся научным трудом, преподающие юридические дисциплины в высших и средних специальных учебных заведениях.
     Профессиональное  правосознание юриста – это научно обоснованная, стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание по уровню отражения права относится к теоретическому сознанию. Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических действий. Для профессионального правосознания неспециалиста характерно усвоение правовых знаний как системы, понимание взаимосвязей различных правовых норм, представление о воздействии права на общественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональное правосознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах права, правовой жизни общества включает также определенные систематические познания в какой-либо конкретной сфере права – например, гражданского, финансового, торгового, трудового, семейного, административного, экологического, уголовного и т.д. Профессиональное правосознание юриста оказывает регулирующие воздействия на его юридически значимое поведение, а также  способствует осознанию специалистом целей юридически значимого поведения, оно помогает юристу «увидеть» набор возможных средств достижения этих целей и произвести выбор конкретных средств из некоторого множества возможных. Особенно отчетливо регулирующее воздействие профессионального правосознания «просматривается» в ситуации выбора законопослушного или противоправного средства (действий, актов и др.) при решении конкретной правоохранительной задачи, например, при задержании человека, подозреваемого в совершении преступления. Профессиональное правосознание помогает человеку, занимающемуся юридической деятельностью, правильно оценить социальную эффективность избранной им стратегии решения задачи, осмыслить конечные результаты профессиональной деятельности. Важнейшую роль играет профессиональное правосознание при осуществлении такого вида юридической деятельности, как применение права.
     То  обстоятельство, что правосознание  в значительной мере определяет качество правоприменительной деятельности, отмечено многими исследователями профессионального правосознания. Так, например, в работах, посвященных анализу профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел, отмечается: «Зависимость эффективности деятельности органов внутренних дел от состояния, в котором находится профессиональное
правосознание их кадрового состава  носит принципиальный характер».
     В.В. Лапаева указывает на то, что правосознание правоприменителя является самостоятельным фактором эффективности правоприменения. По этому же поводу А.С. Пиголкин замечает: «Необходимое условие правильных и глубоких выводов при изучении обстоятельств дела – высокий уровень правосознания работников, осуществляющих применение права.
     Правосознание призвано верно определить крут исследуемых фактов, намечать правильные пути их исследования, использовать научные методы по-
знания  и оценки таких данных». Н.Я. Соколов  пишет, что в силу органического  единства сознания и деятельности правосознание юриста-профессионала неизбежно проявляется на каждой стадии правоприменительного процесса.
     Правосознание юриста, занимающегося правоприменением, весьма специфично – отражает особенность юридической профессии как таковой (профессиональное правосознание) и особенности такого вида деятельности, как применение права. Среди этих особенностей можно назвать сложные условия такой деятельности (недостаток информации, постоянные стрессы, возможные конфликты и т.п.), повышенную ответственность за результаты своей работы, так как акты применения права – это официальные документы, которые влияют на судьбу конкретного человека. Н.Н. Вопленко так определяет правосознание правоприменителей: «Это обусловленная спецификой социальной роли и правоприменительной деятельности профессионально формируемая система правовых идей, взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентации, определяющая образ жизни и мотивы деятельности правоприменителя»12.
     Рассмотрим  более детально, по стадиям правоприменения, моменты, в которых профессиональное правосознание «подключается» к процессу применения права.
     Известно, что применение норм права требует тщательного предварительного установления фактических обстоятельств по делу. На этой стадии профессиональное правосознание выполняет ориентирующую функцию: необходимо не просто установить суть происшедшего, но так отобрать и выстроить эмпирический материал, социальные факты, чтобы впоследствии стала возможной их юридическая оценка.
     Применение  норм права определяется обычно как регламентированная государством властная организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц и организаций по индивидуализации норм права для единичного случая, конкретного субъекта. Всякий раз совершение такого акта юристом подразумевает вынесение им заключения о применимости к данному конкретному случаю или ситуации определенной нормы права.
     Правоприменитель  каждый раз решает для себя, верно  ли, что к действиям конкретного лица применимо определенное правовое правило.
Решающую  роль профессиональное правосознание  правоприменителя выполняет на стадии юридической квалификации установленных фактов с точки зрения избранной правовой нормы. Получение ответов, скажем, на вопросы о том, есть состав правонарушения или нет, каким образом должны быть выстроены эти факты с точки зрения логики доказывания вины, сбор и оценка доказательств, определение возможных юридических последствий и другие аналитические процедуры выполняются лишь с помощью достаточно развитых правового знания, правовых установок, правового мировоззрения в целом.
     Вообще, система правосознания – юридически значимое поведение правоприменителя, функционирует с помощью целой группы «передаточных механизмов». Некоторые из них:
- Такое воздействие правосознания на поведение осуществляется с помощью сознательного намерения правоприменителя.
     Имеется в виду ситуация, когда правоприменитель сознательно выдвигает перед собой цель, предусмотренную законом, идентифицирует с ней свои собственные цели и, соответственно этому, строит всю стратегию конкретного правового отношения.
- Рассматриваемое воздействие осуществляется через распознавание практических ситуаций и обстоятельств субъектом-правоприменителем «с точки зрения норм права».
     Этот  путь позволяет ему находить оптимальный  вариант юридически значимого поведения, сопоставляя «то, что требуется  по закону» с тем, «что есть в жизни». Его профессиональное правосознание «служит основой для толкования нормативных актов», средством, обеспечивающим восполнение пробелов, неизбежно в них возникающих, средством отыскания указанного оптимума, наконец, средством обратной связи, то есть выработки оценки соответствия или несоответствия своих действий норме права.
- Совершение юридически значимых действий правоприменителем связано с его профессиональным правосознанием и осуществляется через механизм формирования и срабатывания установок в области права. Установка на уважение государственной власти, закона, правопорядка как составная часть профессионального правосознания – одно из условий позитивного (правомерного) юридически значимого поведения правоприменителя.
- Преобразование профессионального правосознания работника-правоприменителя в его юридически значимое поведение происходит также с помощью формирования соответствующего «Я-образа». На чрезвычайно важную роль этой социально-психологической характеристики личности при формировании поведения человека указывают многие исследователи.
     Переводит профессиональное правосознание правоприменителя в юридически значимое поведение и такой передаточный механизм, как выполняемая им роль. Поведение лица производно от характера так называемой «социальной роли», которая возлагается на человека обществом, группой либо конкретной ситуацией. Ролевые функции, «играемые» субъектами правоприменения, накладывают серьезный отпечаток на их профессиональную деятельность.
     Необходимым рассматривать правосознание в динамике, для чего предлагает ввести понятие «стадии правосознания».
     Стадии  правосознания – это поступательное развитие правосознания на любом его уровне: обыденном, профессиональном, научном. На каждом из них правосознание может развиваться, а может оставаться на низшей стадии. Это развитие происходит в течение жизни как одного человека, так и многих поколений. Необходимость введения стадий правосознания определяется тем обстоятельством, что это – динамический процесс, предполагающий развитие с возрастом, жизненным опытом, под воздействием правового воспитания, государственно-правовой идеологии и других обстоятельств.
По мнению Щедрина, существует три стадии правосознания: покорность праву, осознание права, борьба за право.
     Первая, самая низшая и неразвитая стадия правосознания – это покорность праву. Такое правосознание проявляется как изначальное и рождается под давлением со стороны государства, религии и всех поддерживающих право сил. И.А. Ильин сравнивал такое правосознание с «правосознанием озлобленного раба. Такое правосознание было вынуждено считаться с правом и покорилось, но не признало того, чему покорилось»13.
     Оно покорилось силе права. Люди, наделенные таким правосознанием, не способны осознать для себя всю полезность права и правовых институтов. Они  способны терпеть гнет чужой силы, будь он представлен в форме правовых проявлений или нет, воспринимая сложившуюся ситуацию как должное, и никогда не добиваются своих прав, разве что случайно. Они покорно платят налоги и считают, что государство само должно о них позаботиться. Но при возникновении конфликта, когда, например, какой-либо чиновник их за что-нибудь штрафует, как правило, даже не пытаются жаловаться и добиваться восстановления своих нарушенных прав, оправдывая себя тем, что, мол, все равно от государства ничего не добьешься.
     Но, в то же время эти люди сами способны на неправомерные поступки: они могут спокойно взять то, что «плохо лежит», оправдывая себя тем, что раз государство о них не заботиться, значит, взять у государства – святое дело.
     «Став маломальским чиновником, – пишет Щедрин, – такой человек непременно начинает унижать других, таких же, как он, тем самым поддерживая и в них идею несправедливости правового регулирования и невозможность добиться чего-либо правовым способом». Таких людей в современной России множество. Они встречаются на любом уровне социальной и профессиональной лестницы. Люди с «рабским» правосознанием – терпеливые и трусливые перед сильным и злобные и унижающие по отношению к слабым. Такой человек, не пользуясь уважением на работе, унижаемый начальником, будет продолжать унижаться перед ним, а не бороться за свои права, свою же злобу будет выплескивать на тех, кто еще слабее его: жену и детей.
     Такое правосознание «утаило в себе волю к бесправию и уверенность  в том, что силе все позволено». Однако как только такой человек, будучи, например, чиновником, получает отпор в ответ на попытки унизить кого-то, он сразу же меняет свое отношение.
     Он  видит чужую силу и боится ее. Люди обладают таким правосознанием вовсе не потому, что они не знают своих прав, а в силу характера, воспитания и доминирования такого правосознания в обществе.
     Вторая  стадия правосознания – осознание права. Переход на нее обусловлен мыслительной деятельностью через разумное осознание ценности права и его необходимости. Право должно быть не только «осознано мыслью и проверено опытом, но и признано волей человека».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.